План:
- Художник — сказочник.
- Персонажи картины.
- Волшебство сказочного леса.
- Вера в справедливость.
Великий русский художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов вошел в историю мировой культуры как автор полотен на темы русских былин и сказок. Картина «Иван-царевич на Сером волке» — иллюстрация к древней повести «Иван-царевич и Серый волк».
На переднем плане расположено болото с кувшинками-лилиями, старая покосившаяся яблоня с цветущими ветками. В центре Иван-царевич и Елена Прекрасная на Сером волке. Бережно обнимает царевич свою принцессу. Видно, что он ощущает опасность. Его пугает неизвестность. Иван боится погони. На лице — тревога, и в тоже время он готов сразиться с врагами за свою суженую. Елена Прекрасная обессилена, измучена скачкой, ее руки безвольно опущены на колени. Девушка доверчиво прижалась к груди защитника. Верный спутник Ивана-царевича — Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперед, унося седоков подальше от опасности. Его зоркие глаза замечают малейшую опасность. Могучие лапы легко преодолевают топкое болото. По раскрытой пасти и высунутому языку чувствуется, как он устал. В тоже время ощущается могучая сила зверя.
Все герои заключены в красный четырехугольник: красная шапка, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серго волка. Это цвет опасности, тревоги. Опасность и тревогу несут в себе и деревья-великаны. Могучий лес встает непроходимой стеной. Кажется, что за каждым деревом прячутся злодеи. Но перед добрыми героями расступается заколдованный сказочный лес, он приходит на помощь Царевичу и его прекрасной спутнице.
Яблонька становится символом веры в торжество справедливости.
Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке»
В. М. Васнецов — художник, чьё творчество стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году и написана на сюжет одной из самых известных сказок. Перед нами точно широко распахивается окно в волшебный мир.
Художник много внимания уделил главным героям картины. Иван-царевич обнимает Клену Прекрасную, оберегая её, как своё сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная каменьями, роскошный парчовый наряд. Когда мы смотрим на полотно, чувствуем тяжесть парчи, золотого шитья, бархата и сафьяна.
Пейзаж в картине очень важен. Ивана-царевича и Елену Прекрасную, которые спасаются верхом на волке, окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встаёт перед ними тёмный дремучий бор. Зловеще сплелись причудливые ветви, они напоминают костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, мрачной чаще кажутся коварными и пугают своей неожиданной красотой. Художнику удалось создать волшебный пейзаж, тревожный и таинственный.
Эта картина о Елене Прекрасной и её спасителе, о любви, верности и бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом. (193 слова)
Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке»
Народные произведения самые доброе и самое волшебное, что есть для детей. В сказках всегда присутствуют отважные герои. В некоторых произведениях для детей животные помогают людям в беде.
На данной картине Васнецова проиллюстрирован один из волнующих эпизодов русской народной сказки. Сразу виден лес, в котором стоят уже старые могущественные деревья, сквозь которые пробивается еле как свет и виднеется голубое небо, а это значит, что все закончится хорошо, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Лес состоит в основном из сосен, в таком месте очень много зверей и птица. На фоне дремучего леса автор изобразил Ивана-Царевича на волке, а также красавица Василиса. Волк же бежит во всю прыть, так как они убегают от погони. Волк знает, что от него сейчас зависит жизнь не только своя, но и его друзей.
Васнецов изобразил волка сильным и огромным. Столь темный фон можно воспринять, что погоня напряжённая, герои переживают. Они понимают, что если их поймают, то разлука неизбежна. И поэтому сказочные герои выглядят не только напуганными, но и опечаленными. Не только лес очень мрачен и темный. Среди всего этого мрака видна красота героев. Иван представлен в красивом расшитом камзоле, а Василиса Прекрасная в красивом голубом платье с оранжевым подолом.
Царевич аккуратно придерживает свою возлюбленную. Трепетное и нежное отношение к девушке сразу можно рассмотреть с первого взгляда. Василиса также нежна к своему избраннику и от испуга прижалась к Ивану, ее роскошные длинные волосы распущены и разлохматились от ветра.
Картина очень насыщена эмоциями и сюжетом. Художник передал всю сказочность и тревожность момента. Цветущая яблоня, которая располагается на картине в нижнем углу справа говорит о начале любви и о светлом будущем.
Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке» 3 класс
Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Видно, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
На этой странице искали :
- сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке
- сочинение по картине иван царевич на сером волке
- сочинение на тему иван царевич на сером волке
- сочинение иван царевич на сером волке
- Сочинение по картине В М Васнецова Иван Царевич на сером волке
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61.
УКМ «Перспектива»
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?
В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным.
В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.
2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.
Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.
3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?
Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.
4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?
Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.
Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.
5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?
Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.
6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.
Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.
Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.
Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.
7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.
Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.
Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.
8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?
Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.
Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.
У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.
9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.
Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.
10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?
Глаз не смыкал. Не спал всю ночь
Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.
Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.
Путь-дорога. Направление пути.
Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.
Служить верой-правдой. Служить честно.
Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.
Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.
11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.
- Половина ночи прошла…
- Сел Иван-царевич на него верхом…
- Только дотронулся до клетки…
- Серый волк перевернулся через голову…
- Серый волк перекинулся через спину…
- Серый волк спрыснул мёртвой водой…
12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.
План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»
- Три брата в саду.
- Встреча с серым волком.
- Три царя.
- Возвращение.
- Смерть и воскрешение.
Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса
Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.
Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.
Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.
Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.
Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.
Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.
Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.
13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».
Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса
Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.
Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.
На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.
Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.
Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.
Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.
Автор na5club На чтение 7 мин. Опубликовано
Сложно найти человека, не знающего русской народной сказки о Сером Волке и Иване Царевиче. Дети и взрослые нередко ассоциируют это произведение с замечательной картиной, на которой изображены его главные герои. В школе изучается полотно Васнецова, посвященное сказочному сюжету, а затем учитель задаёт ребятам написать сочинение по картине «Иван Царевич на Сером Волке».
История создания
Известная картина про Ивана Царевича и его верного друга была написана в 1889 году великим художником Васнецовым. В это время талантливый живописец работал над росписью Владимирского собора. После завершения полотно было представлено на передвижной художественной выставке. В настоящее время оно находится в Третьяковской галерее.
Краткий сюжет
Автор постарался изобразить иллюстрацию к известной сказке. На рисунке показан один из фрагментов, где Иван вместе с Еленой Прекрасной мчится через тёмный лес. Несёт их быстро, чтобы никто не догнал, его верный друг. Волк изображён так, что зритель сразу понимает, что он бежит изо всех сил, стараясь спасти Царевича.
Картинные герои
При описании картины «Серый Волк и Иван Царевич» стоит подробно остановиться на героях холста. Их не так уж много. На репродукции представлены следующие действующие лица:
- Иван Царевич;
- Елена Прекрасная;
- Серый Волк.
При описании Ивана Царевича стоит обратить внимание на его одежду. Главный персонаж одет в парчовый кафтан, подпоясанный поясом. На руках у него узорные перчатки, на голове — красная шапка и такого же цвета сапоги на ногах. Вся одежда у сказочного персонажа дорогая и красивая. Выражение глаз у него серьезное, он задумчив и с напряжением всматривается в даль. За спиной героя меч, он готов в любую минуту ринуться в бой, чтобы опять спасать Елену.
На Волке рядом с Царевичем сидит прекрасная девушка. Её длинные волосы развеваются. На девушке дорогое и красивое шелковое платье с золотой отделкой. На шее у нее жемчужные бусы, а ноги обуты в сафьяновые сапожки. На голове у девушки шапочка, украшенная драгоценными камнями. Она прижалась к груди спасителя. У девушки взгляд тревожный и задумчивый.
Волк изображён в движении: уши у него прижаты, а язык вывалился из пасти. Если внимательно всмотреться в глаза, то можно заметить, что в них есть и тревога, и решительность, но злости или свирепости в них нет. Зритель обращает внимание на длинный хвост животного, развевающийся от быстроты движений. Сильные лапы во время прыжка зависли в воздухе. Видно, что Серый Волк очень устал, но он не останавливается и мчится дальше, так как должен помочь своему другу и его возлюбленной. Он спас их в очередной раз.
Цветовая гамма
Когда ученики будут приступать к написанию краткого сочинения по картине, следует более подробно остановиться и на том, какую цветовую гамму использовал художник, чтобы создать героев известной народной сказки. Видно, что Виктор Васнецов для написания своей репродукции использовал тёмные и тусклые краски. Это было сделано для того, чтобы картина вызывала у зрителя тревогу и ощущение опасности. В художественной работе преобладают следующие цвета:
- зелёный;
- золотистый;
- голубой;
- серый;
- чёрный;
- коричневый.
Художник даёт надежду на спасение, поэтому в свою картину добавляет белый цвет. Это и нежные кувшинки, которые растут на болоте, и прекрасная цветущая яблоня.
Художественные детали
При написании сочинения по картине Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк» следует обратить внимание на все детали. Автор полотна замечательно прорисовал каждую деталь одежды. На главном герое зрители видят дорогой кафтан из роскошной ткани, которая выткана из золотых нитей. Пояс у него из изумрудов.
Интересны и такие детали во внешности Царевича, как перчатки и сапоги. Они нарядные и богатые. Перчатки тёмно-серого цвета украшены дивными узорами. Поражают красные сапоги, от которых просто невозможно оторвать взгляда. Дополняет образ главного героя бардовая шапка на голове.
Не менее интересен своими художественными деталями и образ девушки. У Елены Прекрасной густые волосы золотистого цвета. Её платье невероятно красивого голубого оттенка с золотой отделкой восхищает и завораживает.
Вокруг картинных героев сказочный тёмный лес. Кругом высокие густые деревья и высохшая трава. Цветущая яблоня, которая выделяется светлым пятном на холсте, символизирует большую любовь и зарождение нового жизненного пути. Это означает, что после возвращения домой молодые люди будут жить вместе долго и счастливо.
Подготовка к письменной работе
Ещё в младших классах ученики начинают знакомиться с творчеством великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Его полотна написаны для детей и помогают им знакомиться с устным народным творчеством: сказками, нравами и бытом народа, костюмами. Важно, раскрывая тему урока, давать возможность ребятам описать картину, сделать анализ её цветовой гаммы, образов и художественных особенностей.
Заключительным этапом изучения творчества Васнецова станет написание сочинения, где ребята смогут показать свои умения и навыки по описанию картины. Но такая работа обычно требует предварительной подготовки. Для начала стоит составить план:
- В. М. Васнецов — талантливый художник.
- Описание картины.
- Эмоциональное восприятие.
Основную часть сочинения, где идёт описание всего полотна, можно разбить на дополнительные абзацы. Желательно вставить в эту часть письменной работы:
- описание главных героев;
- сумрачный пейзаж;
- рассказ о символе счастья цветущей яблоне.
Стоит не забывать, что любовь к сказкам у детей прививается с раннего детства. Задача учителя заключается в том, чтобы развивать интерес к народному творчеству.
Вступление к сочинению
Виктор Васнецов — великолепный художник, который написал много интересных картин. Его полотна известны всему миру:
- «Алёнушка»;
- «Витязь на распутье»;
- «Богатыри»;
- «Кощей Бессмертный».
Холсты этого талантливого художника стали иллюстрациями к известным народным сказкам, которые любят дети и помнят взрослые. Как и в любых сказках, на полотнах Васнецова оживают герои, которым обычно помогают либо животные, либо природные силы.
Основная часть и заключение
На холсте Виктора Васнецова изображён фрагмент известной сказки. На переднем плане автор показал главных героев. Это Иван, который одет в прекрасный кафтан зелёного цвета, подпоясанный поясом. Одежда Царевича и его спутницы богатая и отделанная золотыми нитками, а шапки и пояса у героев украшены драгоценными камнями.
Елена Прекрасная одета в роскошное голубое платье. Её белокурые локоны развеваются на ветру. На голове шапка с дивными узорами, а на ногах невероятной красоты сапожки.
Волк на холсте запечатлён в движении, поэтому зритель может рассмотреть не только его темный окрас шерсти, но и огромные и умные глаза, а также массивные лапы, которые застыли в очередном прыжке. Художник запечатлел его в движении. Глядя на верного друга и помощника Царевича, понимаешь, что он обязательно спасёт своих наездников, всё у них будет хорошо.
На заднем плане васнецовского полотна изображён дремучий лес. Старые могучие деревья не пропускают солнечный свет, поэтому вокруг сумрачно. Эта чаща непроходимая и устрашающая. Зритель, рассматривая её, понимает, что картинным героям грозит опасность.
Мне очень понравился изображенный эпизод популярной сказки, когда Серый Волк спас Царевича и его невесту. Холст даёт возможность лучше понять это произведение.
Эмоциональное восприятие
Хоть полотно Васнецова тревожное и сумрачное, оно вселяет веру в то, что у этого сказочного путешествия будет прекрасный финал. Герои спасутся, и сказка закончится чудесно. Царевич и Елена ещё долго будут жить вместе. Эту надежду вселяет белый цвет яблони, которая среди тёмного и сумрачного леса продолжает свою жизнь.
Неизвестно, откуда взялась в чаще яблоня. Но в этом глухом месте она обязательно должна была появиться, чтобы символизировать прекрасное будущее героев, изображённых на полотне.
Отзывы школьников
Я очень люблю эту сказку, поэтому и картина Васнецова мне понравилась.
Карина, 11 лет
Герои такими красивыми оказались. Я сразу же представила всё, что с ними произошло.
Лиза, 8 лет
Волк очень понравился, он сильный, могучий. Постараюсь тоже такого нарисовать.
Иван, 9 лет
III этап. Сочинение по картине.
-
Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.
Сегодня мы попадем в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.
Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Битва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Дети выполняют движения вместе с учителем.
«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. (2) Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золотые зернышки клюет. (4) Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. (5) Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»
Движения рук: (1) указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» — раздвинутым пальцам левой руки. (2) Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюет зерна. (4) С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются. (5) Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.
Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).
Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.
Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создает такие картины, как «Аленушка», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся поближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
2. Подготовка учащихся к восприятию картины.
Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.
3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.
— Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)
Сказка — «Иван-царевич и серый волк».
Картина — «Иван-царевич на Сером Волке».
Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и у как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки).
Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.
Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.
1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.
-
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.
-
Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и просит определить, какое из слов передает самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается еще раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента:
«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».
-
Рассматривание картины.
Рассматривание картины после ее сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определенного настроения и основной мысли.
-
Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Вопросы учителя к учащимся:
— Каково общее впечатление от картины?
— Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.
— Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?
— Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади — неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.)
— Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины — Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?
— Сравните центр картины и фон. Как художник передает контраст между ними? (Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной — и темные, мрачные деревья, лишенные листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т. д.)
— Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка, и т. д.)
— Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли — он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.)
-
Выявление основных микротем картины.
Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трех частей и написанной на доске.
Кто?Что? Какой? Что делает?
Иван-царевич смелый сидит верхом на Сером Волке
храбрый крепко держит Елену Прекрасную
красивый с тревогой глядит назад
При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото и др.
7.Составление плана сочинения. (Коллективного или индивидуального — это зависит от уровня развития учащихся класса и умения писать сочинения-описания по картине.)
Структура текста-описания может быть предъявлена детям в виде графической или словесной модели. На ее основе составляется план сочинения.
План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею.
Примерный план может быть таким:
а) Художник-сказочник.
б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.
в) Тайны волшебного леса.
г) Чувства, навеянные картиной.
8.Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.
Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Знаменитый русский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова…» и др.
9.Орфографическая подготовка.
Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.
10.Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.
11.Самостоятельная письменная работа. Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем,— на чистовике.
В зависимости от речевой подготовки класса учитель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана- царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Поскольку это творческое задание рассчитано на самостоятельное решение темы, учитель плана сочинения не предлагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени одного из героев.
IV этап. Работа над редактированием текста.
Основные этапы:
-
Оценка учителем результатов работы класса в целом.
-
Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
-
Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».)
-
Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
Приведем пример сочинения учащегося, написанного от имени Серого Волка.
«Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.
Я легко несу свою ношу — Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.
Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды». (Саша Ф.)
(с мультимедийной презентацией)
Русский язык, 3 класс.
(Работа рассчитана на 2 урока)
2016 г.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Сочинение – повествование по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
(Русский язык, 3 класс.)
( работа рассчитана на 2 урока)
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
2. Цель: учить детей осмысливать содержание картины;
- совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
- воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
3.Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова « Иван-царевич на Сером волке».
3. Вступительная беседа.
С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.
Слайд №2
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии.
Слайд №3
Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта.С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
Слайд №4
Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов. Пока вы их будете рассматривать , я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим, как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем.
-Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке».
Слайд№5.
4.Физкультминутка.
Речка.
К быстрой речке мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать руками нужно:
Вместе — раз, это – брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи.
Слайд №6
Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры,- цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.
Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке»
Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
5. Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения :
Слайд №7
- Рассмотрите картину, определите ее тему.( Дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)
- Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. (Дети перечисляют героев и фиксируют в своих тетрадях)
- Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. (Дети описывают основные детали, что они видят — это Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная и конечно обращаем внимание на дремучий непроходимый лес)
- Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращаем внимание детей на то, как сильно переживает Иван-царевич, бережено обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый волк через дремучую чащу)
Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях.
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. (По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый волк быстро мчится вперёд.)
- Выразите свое отношение к героям, к картине. (Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка). Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Дети могу высказать разные мысли и чувства, мы подробно каждое разбираем и записываем)
2 урок (продолжение)
6. При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:
Слайд №8
- Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? (Художник прекрасно смог отразить настроение картины, используя цветовой контраст красок. В его картине удивительным образом сочетаются светлые и тёмные тона.)
- Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? (Дети могут высказать разные предположения, каждое мы выслушиваем и разбираем. Конечно же, главным героем является Серый волк, который спасает от погони своих друзей)
- Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? (Выслушиваются ответы детей)
- Какое значение имеет фон картины? (Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.)
- Как художник относится к своим героям? Почему?( Выслушиваются ответы детей)
- Много ли на картине света, воздуха? (Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но всё-таки достаточно, так как художник изобразил яблоньку, которая становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.)
- К какому жанру вы отнесете эту картину? (Выслушиваются ответы детей с подробным разбором каждого)
- Как художнику удалось изобразить природу? (Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость.)
- Какова основная мысль картины? (Выслушиваются ответы детей)
Все вопросы у вас на столе вам в помощь.
Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.
Слайд № 9
План:
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Какие образы мы видим на картине? ( Елена Прекрасная, Иван-царевич, ю Серый волк, лес, )
- Физкультминутка.
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
9.Словарно- орфографическая работа.
— Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины.
Слайд № 11
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
-Ребята, запишите в своих тетрадях нужные вам слова.
Слайд № 12
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Слайд №13
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
10.После подробного разбора приступаем к работе.
11. Написание сочинений.
12.Редактирование текста.
13.Написание окончательного варианта.
( примерное сочинение)
В 1889 году Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
4. Письмо сочинения. Подведение итогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Сочинение-повествование по картине В.М.Васнецова.ppt
Список используемой литературы:
- Л.Л. Страхова «Сочинение по картине для младших школьников».
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/articles/504751/
3 Репродукции, фотографии и картинки, используемые в презентации:
http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/1003/Kuznetsov_Nockolay_Portrait_of_the_Artist_V_M_Vasnetsov_art_gallerys_prints_arts_p.jpg — портрет художника
http://www.museum.ru/imgB.asp?14723 – Васнецов Н. Д. Кузнецов. Портрет А.М.Васнецова. 1897.
http://www.russianculture.ru/Culture_img/21-4-1s.jpg — автопортрет
http://peredvizhniki.ru/uploads/gallery/comthumb/8/vityaz.jpg — «Витязь на распутье»
—http://fratria.ru/download/fratria_23feb2.9944.jpg — «Богатыри»
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Vasnetsov_Snegurochka.jpg/406px- «Снегурочка»
http://culture.mincult.ru/Culture_img/22-34-1m.jpg ; http://www.ssga.ru/erudites_info/art/vasnezov/htmlpict/3_52_1.jpg
— «Иван царевич на Сером волке»
http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/7/72/729e0a09ffc55a4cb9deaa2671d7f9c8.jpg
-дом музей
http://old.tretyakovgallery.ru/russian/services/lectures/abonements/img/46_b-thmb.jpg — «Аленушка»
http://www.frescos.ru/gallery/satarov_8_105m.jpg — Горный пейзаж
http://img-2006-07.photosight.ru/20/1547021.jpg — Натюрморт с абрикосами
http://nnov-2orang.narod.ru/pict-skazki/ivan-vasilisa_sm.jpg — Иван царевич и Елена Прекрасная
http://www.thundersoul.jino-net.ru/graphics/volk.jpg — волк