Составить рассказ по картинке 3 класс литературное чтение иван царевич и серый волк

План: художник - сказочник. персонажи картины. волшебство сказочного леса. вера в справедливость. великий русский художник-передвижник виктор михайлович васнецов вошел в

План:

  1. Художник — сказочник.
  2. Персонажи картины.
  3. Волшебство сказочного леса.
  4. Вера в справедливость.

Великий русский художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов вошел в историю мировой культуры как автор полотен на темы русских былин и сказок. Картина «Иван-царевич на Сером волке» — иллюстрация к древней повести «Иван-царевич и Серый волк».

На переднем плане расположено болото с кувшинками-лилиями, старая покосившаяся яблоня с цветущими ветками. В центре Иван-царевич и Елена Прекрасная на Сером волке. Бережно обнимает царевич свою принцессу. Видно, что он ощущает опасность. Его пугает неизвестность. Иван боится погони. На лице — тревога, и в тоже время он готов сразиться с врагами за свою суженую. Елена Прекрасная обессилена, измучена скачкой, ее руки безвольно опущены на колени. Девушка доверчиво прижалась к груди защитника. Верный спутник Ивана-царевича — Серый волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперед, унося седоков подальше от опасности. Его зоркие глаза замечают малейшую опасность. Могучие лапы легко преодолевают топкое болото. По раскрытой пасти и высунутому языку чувствуется, как он устал. В тоже время ощущается могучая сила зверя.

Все герои заключены в красный четырехугольник: красная шапка, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серго волка. Это цвет опасности, тревоги. Опасность и тревогу несут в себе и деревья-великаны. Могучий лес встает непроходимой стеной. Кажется, что за каждым деревом прячутся злодеи. Но перед добрыми героями расступается заколдованный сказочный лес, он приходит на помощь Царевичу и его прекрасной спутнице.

Яблонька становится символом веры в торжество справедливости.

Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке»

В. М. Васнецов — художник, чьё творчество стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году и написана на сюжет одной из самых известных сказок. Перед нами точно широко распахивается окно в волшебный мир.

Художник много внимания уделил главным героям картины. Иван-царевич обнимает Клену Прекрасную, оберегая её, как своё сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная каменьями, роскошный парчовый наряд. Когда мы смотрим на полотно, чувствуем тяжесть парчи, золотого шитья, бархата и сафьяна.

Пейзаж в картине очень важен. Ивана-царевича и Елену Прекрасную, которые спасаются верхом на волке, окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встаёт перед ними тёмный дремучий бор. Зловеще сплелись причудливые ветви, они напоминают костлявые руки Бабы Яги. Вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, мрачной чаще кажутся коварными и пугают своей неожиданной красотой. Художнику удалось создать волшебный пейзаж, тревожный и таинственный.

Эта картина о Елене Прекрасной и её спасителе, о любви, верности и бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом. (193 слова)

Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке»

Народные произведения самые доброе и самое волшебное, что есть для детей. В сказках всегда присутствуют отважные герои. В некоторых произведениях для детей животные помогают людям в беде.

На данной картине Васнецова проиллюстрирован один из волнующих эпизодов русской народной сказки. Сразу виден лес, в котором стоят уже старые могущественные деревья, сквозь которые пробивается еле как свет и виднеется голубое небо, а это значит, что все закончится хорошо, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Лес состоит в основном из сосен, в таком месте очень много зверей и птица. На фоне дремучего леса автор изобразил Ивана-Царевича на волке, а также красавица Василиса. Волк же бежит во всю прыть, так как они убегают от погони. Волк знает, что от него сейчас зависит жизнь не только своя, но и его друзей.

Васнецов изобразил волка сильным и огромным. Столь темный фон можно воспринять, что погоня напряжённая, герои переживают. Они понимают, что если их поймают, то разлука неизбежна. И поэтому сказочные герои выглядят не только напуганными, но и опечаленными. Не только лес очень мрачен и темный. Среди всего этого мрака видна красота героев. Иван представлен в красивом расшитом камзоле, а Василиса Прекрасная в красивом голубом платье с оранжевым подолом.

Царевич аккуратно придерживает свою возлюбленную. Трепетное и нежное отношение к девушке сразу можно рассмотреть с первого взгляда. Василиса также нежна к своему избраннику и от испуга прижалась к Ивану, ее роскошные длинные волосы распущены и разлохматились от ветра.

Картина очень насыщена эмоциями и сюжетом. Художник передал всю сказочность и тревожность момента. Цветущая яблоня, которая располагается на картине в нижнем углу справа говорит о начале любви и о светлом будущем.

Сочинение по картине «Иван-царевич на Сером волке» 3 класс

Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Видно, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке
  2. сочинение по картине иван царевич на сером волке
  3. сочинение на тему иван царевич на сером волке
  4. сочинение иван царевич на сером волке
  5. Сочинение по картине В М Васнецова Иван Царевич на сером волке

Составить рассказ по картинке 3 класс литературное чтение иван царевич и серый волк В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников — иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине «Иван-царевич на Сером Волке».
 Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
 Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
 Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
 Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
 Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
 Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
 Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
 Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
 В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

Сама картина «Иван-царевич на Сером Волке»

Составить рассказ по картинке 3 класс литературное чтение иван царевич и серый волк

Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

1 вариант

1 вариант.

 Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

2 вариант

2 вариант.

 Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.

3 вариант

3 вариант.

  Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

технологическая  карта
 урока  литературное чтение               3 класс                                                   

Тема
урока:
В. Васнецов. Иван — царевич на сером волке. Рассказ по картине

Цель: составление сюжетного рассказа по картине,
используя описание внешнего вида героев, пейзажа.

Задачи:
— Познакомить учащихся с репродукцией картины В.М. Васнецова
«Иван-царевич на сером волке».


Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.


Развивать образное мышление, речь, воображение.


Развивать умение выражать свои чувства по отношению к увиденному.


Воспитывать любовь к картинам русских художников и красоте родной природы.

Совершенствование
умения использовать наиболее точные
слова для характеристики настроения героев картины;
воспитывать умение понимать
сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).

Проявлять интерес
к живописи.

Осваивать роль
ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с
учителем и одноклассниками.

— Понимать и
принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством
учителя.

— Планировать
деятельность на уроке под руководством учителя.

— Работать в паре,
группе, уметь оценивать товарища.

— Выполнять
мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

— Устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи.


Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Организация
пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Оборудование:презентация
к уроку; репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Этап
урока

Содержание
учебного процесса
  

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1.

Самоопределение
к деятельности.

Проверка
домашнего задания.

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите
выражением своего лица.

Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится. 
Что это? (улыбка)

-Отчего вам радостно?

-Почему вы улыбаетесь?

Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и
волнуюсь от встречи с удивительным миром живописи.

Но
сначала проверим ваше домашнее задание.


Кратко перескажите прочитанную русскую народную сказку.

— Чему она вас научила?

Многие русские художники изображали сюжеты русских народных
сказок в своих произведениях.

Настраивает
на работу на уроке.

Кратко
пересказывают сюжеты русских народных сказок

2.

Актуализация
знаний.

Подготовка к
восприятию

Просмотр
фрагментов мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»

Назовите главных
персонажей  этой сказки.

Просматривают
фрагменты мультфильма, отвечают на вопросы.

3.

Постановка
проблемы. Определение темы урока.

Рассматривание
репродукции картиныВ.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

— Как вы думаете, кто автор этой картины?

— Какие картины этого художника вы знаете?
(«Аленушка», «Богатыри»).

— На тему, какой сказки художник нарисовал
картину?

— О ком эта картина? (о волке, Иван –
царевиче, Елене Прекрасной).

— Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по
одежде).

— Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы
думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?

— Какой пейзаж окружает героев? Почему?
Пейзаж, окружающий героев, грустный,
тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь.
Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для
картины…

…Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с
Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…

— Это главные герои сказки. Почему их так
зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья
всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень
красива)

— Откуда и куда едут герои?
— Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену
(сюжет) нарисовали? 

Давайте с вами представим, что мы художники,
но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать
картину словами. (В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие
описания и концовка).

Подводит
детей к определению темы урока.

Помогает
в постановке целей урока.

Называют
фамилию художника.

Слушают
рассказ подготовленного ученика о творчестве  В.М. Васнецова

По
опорным словам ставят цели урока.

4.

Музыкальная

физминутка
«Утро»

музыкальная

Проводит
физминутку

5.

Изучение нового
материала.

Просмотр
видеоролика «Обзор шедевров мировой живописи»
muzeimira.com

В центре картины изображены стразу три
героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с
встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.

Елена Прекрасная в объятиях Ивана
Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на
грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг
Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его
тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение
волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и
едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены
дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам
скрыться от погони.

Одновременно это передаёт зрителю
опасность, нависшую над Иваном Царевичем и Еленой
Прекрасной. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там
виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва
могут пропускать солнечный свет.

Справа картины автор изобразил корявое,
но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может
означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на
лучший исход.

Организует
проверку первичного восприятия картины.

Прослушивают
описание картиныпрофессионалом

Высказывают
собственные мнения.

6.

Музыкальная
релаксация «Бабочки»

http://verniedruzaj.ucoz.ru

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/65-2

Музыкальная
релаксация «Бабочки»


Найдите строки, описывающие бабочек осенью.

Бабочек мы не
увидим до весны. Давайте полюбуемся их красотой. Садитесь поудобней,
наслаждайтесь красотой природы и замечательной музыкой

Проводит
физминутку

7.

Самостоятельное
применений полученных знаний.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.
И начну у бабки сказки я просить,
И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал…
И во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич – это будто я.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –
И не веришь и веришь очам.

Определяют
приёмы выразительности речи, которые использовал автор.

Слушают
отрывок.

Делятся
своими впечатлениями.

8.

Рефлексия

С
какой картиной вы познакомились на уроке?


Какие чувства выразил художник? (восхищение, грусть).


Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод: Необходимо  замечать важные детали картины, сопереживать
вместе с художником.

Попробуйте
оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке.
Выбираете   желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была
интересной,  а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения.
Прикрепите свои листочки к нашему замечательному  дереву.

Подведем
итог урока.

Справились
ли мы с учебными задачами?

Стр. 61 вопрос 16

Анализируют
собственную деятельность.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

  (с мультимедийной презентацией)

   Русский язык,  3 класс.

  (Работа рассчитана на 2 урока)

     

                                                           2016 г.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать  окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

 Сочинение – повествование по картине  В. М. Васнецова  «Иван Царевич на Сером волке».  

 (Русский язык,  3 класс.)

( работа рассчитана на 2 урока)

1.Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.

2. Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

  • совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и              повествования слова;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
  • развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
  • воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

3.Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика  на столе.

2.Сообщение темы и цели урока.

     Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова « Иван-царевич на Сером волке».

3. Вступительная беседа.

С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

Слайд №2

 В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии.

Слайд №3

Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта.С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Слайд №4

Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов. Пока вы их будете рассматривать , я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим,  как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую  Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем.

-Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке».

Слайд№5.

4.Физкультминутка.

              Речка.

К быстрой речке мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать руками нужно:

Вместе — раз, это – брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.  

Для того чтобы лучше нам понять замысел художника,  мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи.

Слайд №6

Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры,- цвет. Только в живописи цвет играет основную  роль, донося до нас все красочное богатство мира.

Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке»  

Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

 5. Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения :

Слайд №7

  1. Рассмотрите картину, определите ее тему.( Дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)
  2. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. (Дети перечисляют героев и фиксируют в своих тетрадях)
  3. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. (Дети описывают основные детали, что они видят — это Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная и конечно обращаем внимание на дремучий непроходимый лес)
  4. Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращаем внимание детей на то, как сильно переживает Иван-царевич, бережено обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый волк через дремучую чащу)  

Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях.

  1. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. (По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый волк быстро мчится вперёд.)
  2. Выразите свое отношение к героям, к картине. (Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка). Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
  3. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Дети могу высказать разные мысли и чувства, мы подробно каждое разбираем и записываем)

2 урок (продолжение)

   6.  При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

Слайд №8

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? (Художник прекрасно смог отразить настроение картины, используя цветовой контраст красок. В его картине удивительным образом сочетаются светлые и тёмные тона.)
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? (Дети могут высказать разные предположения, каждое мы выслушиваем и разбираем. Конечно же, главным героем является Серый волк,  который спасает от погони своих друзей)
  3. Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? (Выслушиваются ответы детей)
  4. Какое значение имеет фон картины? (Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.)
  5. Как художник относится к своим героям? Почему?( Выслушиваются ответы детей)
  6. Много ли на картине света, воздуха? (Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но всё-таки достаточно, так как художник изобразил яблоньку, которая становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.)
  7. К какому жанру вы отнесете эту картину? (Выслушиваются ответы детей с подробным разбором каждого)
  8. Как художнику удалось изобразить природу? (Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость.)
  9. Какова основная мысль картины? (Выслушиваются ответы детей)

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.

Слайд № 9

План:

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Какие образы мы видим на картине? ( Елена  Прекрасная,   Иван-царевич,  ю Серый волк, лес, )

  1. Физкультминутка.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9.Словарно- орфографическая работа.

— Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины.

Слайд № 11

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

-Ребята, запишите в своих тетрадях нужные вам слова.

Слайд № 12

Лес:  дремучий,  глухой, густой,  древний,  вековой, косматый мох, черная тина болота.

Слайд №13

Серый волк:  волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

 10.После подробного разбора приступаем к работе.

11. Написание сочинений.

12.Редактирование текста.

13.Написание окончательного варианта.

( примерное сочинение)

В 1889 году  Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним  сказочного леса.

        Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

       Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

       Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

       Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

4. Письмо сочинения. Подведение итогов.  

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ Сочинение-повествование по картине В.М.Васнецова.ppt

       Список используемой литературы:

  1. Л.Л. Страхова  «Сочинение по картине для младших   школьников».

     2.    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —  http://festival.1september.ru/articles/504751/

3 Репродукции, фотографии и картинки, используемые в презентации:

http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/1003/Kuznetsov_Nockolay_Portrait_of_the_Artist_V_M_Vasnetsov_art_gallerys_prints_arts_p.jpg — портрет художника

http://www.museum.ru/imgB.asp?14723 – Васнецов Н. Д. Кузнецов. Портрет А.М.Васнецова. 1897.

http://www.russianculture.ru/Culture_img/21-4-1s.jpg — автопортрет

http://peredvizhniki.ru/uploads/gallery/comthumb/8/vityaz.jpg  — «Витязь на распутье»

http://fratria.ru/download/fratria_23feb2.9944.jpg —  «Богатыри»

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5f/Vasnetsov_Snegurochka.jpg/406px- «Снегурочка»

http://culture.mincult.ru/Culture_img/22-34-1m.jpg ; http://www.ssga.ru/erudites_info/art/vasnezov/htmlpict/3_52_1.jpg

— «Иван царевич на Сером волке»

http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/7/72/729e0a09ffc55a4cb9deaa2671d7f9c8.jpg

 -дом музей

http://old.tretyakovgallery.ru/russian/services/lectures/abonements/img/46_b-thmb.jpg — «Аленушка»

http://www.frescos.ru/gallery/satarov_8_105m.jpg — Горный пейзаж

http://img-2006-07.photosight.ru/20/1547021.jpg — Натюрморт с абрикосами

http://nnov-2orang.narod.ru/pict-skazki/ivan-vasilisa_sm.jpg — Иван царевич и Елена Прекрасная

http://www.thundersoul.jino-net.ru/graphics/volk.jpg — волк

  • Составить рассказ по картине вечерний звон 4 класс литературное чтение
  • Составить рассказ по картине золотая осень остроухова 2 класс с опорными словами
  • Составить рассказ по истории 6 класс день крестьянина
  • Составить рассказ по картине золотая осень по картине левитана 4 класс
  • Составить рассказ по картине васнецова богатыри 4 класс