Составить рассказ по картинке 1 класс азбука школа россии 1 класс

Младшим школьникам необходимо научиться сформированной связной речи, от этого зависит на сколько успешно будет учится ребенок. картинки с сюжетами помогают

Младшим школьникам необходимо научиться сформированной связной речи, от этого зависит на сколько успешно будет учится ребенок. Картинки с сюжетами помогают развивать фантазию, учат развернутой речи, углубляют представление об обществе и природных явлениях.

Рассказ по картинкам 1 класс презентация

Как составить рассказ по картинке 1 класс

Дети должны уметь составлять рассказы о различных явлениях и предметах. Это может быть обычная кошка и даже предмет мебели.

Помогите ребенку составить рассказ, согласно рекомендациям:

  1. Нужно начать рассказ с темы, которая была обозначена, одним предложением. Например, «Я расскажу о персидской кошке».
  2. Описание должно включать характеристики предмета, всего 4 или 5. Пусть ребенок опишет как выглядит кошка (шерсть, окрас). Где кошка живет, приносит ли пользу, что ест. Можно рассказать какие повадки у кошки. Если описывается предмет неживой, нужно рассказать, зачем этот предмет нужен, из чего сделан (какой материал), состоит из каких частей.
  3. Подвести итоги — одно или два предложения.

Гусеница и домик. Ребенок должен разложить картинки с сюжетами последовательно, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы:

  1. Про кого будешь рассказывать?
  2. Придумай имя для гусеницы и расскажи про нее.
  3. Что гусеница делает летом?
  4. Куда гусеница заползла и что увидела?
  5. Что случилось с яблоком после того, как гусеница за него взялась?
  6. Что гусеница придумала в новом домике?
  7. Составь рассказ.

Образец, который можно использовать, чтобы помочь ребенку, если у него возникнут затруднения:

Жила себе поживала молодая гусеница зеленого цвета. Звали ее Настя. Летом хорошо гусеница проводила время. Она грелась на солнышке, лакомилась вкусными листочками, ползала по деревьям. Но, у Насти не было домика, и она хотела его найти и обосноваться в нем. Однажды залезла гусеница на яблоню, увидела красивое и большое яблоко и стала его грызть. Оно было вкусное и не заметила Настя, что прогрызла яблоко насквозь. Уютно и тепло было Насте в яблоке. Смастерила она дверцу и окошко и получился отличный домик.

Рассказ по картинке 1 класс азбука

Азбука, это первая книга ребенка, по которой он знакомится с буквами и учится читать. Если каждую букву будет сопровождать картинка, придуман сказочный герой, изучение алфавита превратиться в игру. Не все дети запоминают хорошо буквы. Картинки с буквами и маленький рассказ значительно облегчат задачу. На каждой карточке нарисована буква и известные персонажи сказок. Ребенок называет героя и пытается определить, как его зовут. Например, Айболит, начинается с буквы «А».

Составление рассказа по сюжетным картинкам 1 класс

Чтобы использовать картинки с сюжетами максимально, нужно их разрезать и попросить ребенка разложить их в логической последовательности. Затем спросите, почему он их разложил именно так. Пусть опишет сюжет, что происходит на картинках последовательно. В течении рассказа, задавайте наводящие вопросы. Составляя к каждому рисунку предложения и складывая из них рассказ, первоклассник развивается и готовиться к дальнейшему обучению, не только в первом классе, но и на всю жизнь.

Придумайте название к рассказу и запишите его, опираясь на вопросы.

Сюжетные картинки для составления рассказа, фото

Ребенок должен ответить на вопросы развернуто.

Картинки нужно расставить, соблюдая правильную последовательность и придумать рассказ.

Составление рассказа по картинке.

Сочиняем потешку.

Составление рассказа Осень

Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:

  1. Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
  2. Что происходит осенью, какая растительность
  3. Как люди одеваются осенью.
  4. Как птицы себя ведут осенью.
  5. Как ведут себя животные осенью.
  6. Что делают люди осенью, какие работы проводят.
  7. Чем дети забавляются в это время года.
  8. Как ведут себя насекомые.

Например:

Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.

На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.

В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.

Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.

Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.

Азбука 1 класс Горецкий часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:




Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!smile


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>


Текст из книги:

n РОС ВЕЩЕ HUE
^ ‘ к 4 I • I’ в • •
ШКОЛА РОССИИ
ФГОС
АЗБУКА
Учебник
для общеобразовательных учреждений
В двух частях
Часть 1
Рекомендовано Миш4стерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«П росветеиие» 201!
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922
А35
Серия ‘’Школа России- основана в 200 i году Авторы.
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
На учебник получены положи геяьные заключения Российской академии наук (N^10106-5215;202 or 0i 11.2010) и Российской академии образования (N-01-5/7a-520 от 20.10.2010).
Учебник входит в систему • Школа России»-
Условные обозначения
— текст читает взрослый
— текст для детей, которые умеют читать
работаем в паре
— работаем в группе
— работаем со словарём
— задание повышенной сложности
— обрати внимание
А35 Азбука. 1 класс. Учеб, для обгиеобразонат. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (В. Г. Горецкий. В. А. Кирюшкин. Л. А. Виног радская. М. В. Бойкина). — М. ; Просвещение. 2011. — 128 с. : ИЯ. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-018015-3.
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Pyc-922
ISBN 978-6-09-018015-3 (1) ISBN 978-5-09-018408-3 (общ.)
•f> Излател1к;тво •П|Юсвещомио-. 20 П Хуложестоеииос офрмт»мие Издательство -Просве1цоние». 2011 Все npiiiia эа1ци1и(?иь1
о
Здравствуй, школа!
Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Об’ судите с друзьями.
• Почему так говорят?
♦ Учиться — всегда пригодится.
Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца?
Устная и письменная речь
• Что такое устная речь? Чю такое письменная речь?
• Вспомни сказки и составь предложения. Чго делает девочка? Чю делают гуси?
т
о чём говорили Емеля и щука?
Речь состоит из предложений. Предложение будем обозначать
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
• Назови героев сказки «Теремок». Кто чем занят? Составь предложения по схемам.
• Почему так говорят?
• Берись дружно, не будет трудно.
Как назвать одним словом предметы?
Предложение и слово
Предложение состоит из слов
ОжО
• Вспомни сказку.
• Соотнеси схемы с рисунками. Составь предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему?
Люби всё живое
Кто изображён на рисунке? Составь фи предложения на тему «Медведь приглашает гостей».
Какие животные изображены на рисунке? Расскажи, кто чем занят. Сколько предложений получилось?
Какие звери живут в лесу? Где живут корова, собака и кот? На какие группы можно разделить животных?
9
П
8
Слово и слог
• Рассмотри рисунки. Перечисли героев сказки. Расскажи её по рисункам. Сколько у 1ебя получилось предложений? Сколько слов в первом предложении?
Слово делится на слоги.
Сколько слогов В каждом слове?
Не нужен и клад, когда в семье лад
• Вспомни, на какие части можно разделить слово.
• Рассмотри рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»? Какое время года изображено? Кто к кому приехал в гости? Рады ли все встрече? Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?
Соотнеси рисунки и схемы.
00
10
Слог. Ударение
Подумай, как определить ударный слог.
Рассмотри иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина. Составь рассказ, используя вопросы. Кого мы видим на рисунке? Чему удивились богатыри? Что говорит царевна?
Распредели слова на группы по количеству слогов. Май ди ударные слоги.
9
11
Согласие крепче каменных стен
• Что делают дети? Составь предложения об играх детей Расскажи, как гы играешь со своими друзьями.
Что делают девочки? Составь предложение из трёх слов.
V
12
Звуки в окружающем мире
Понаблюдай, какие звуки ты слышишь в окружающем мире.
Звуки бывают разными.
Комары звенят: з-з-з
Пчёлы жужжат: ж-ж-ж.
V
Собака рычит: р-р-р
Воздух шипит: ш-ш-ш
Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Придумай рассказ по рисунку 4. Используй слова; хотела есть, подлетела, украла рычала
13
4
Край родной, навек любимый
Задайте вопросы друг другу по рисунку. Придумайте рассказ «Лето в деревне».
• Дополни предложение.
♦ Человек ухаживает за
Рассмотри рисунки и схемы. Почему у разных слов одинаковые схемы?
Гласные и согласные звуки
• Произнеси слово голос. Одинаково ли мы произносим все звуки?
Звуки в схемах обозначаются П-
Соотнеси рисунки и схемы.
1 5 F———-
Век живи, век учись
Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.
L
, А|‘| н
ы
у
ск
о
о
кт
и
а о У ы н л р
v_ и к т с )
67
Век живи — век учись
Рассмотри рисунок. Придумай рассказ. Озаглавь его,
S3
I
tv
ф Почему так говорят?
♦ Всякий человек в деле познаётся.
Слово — не воробей, вылетит — не пойма ешь.
1 j/;^ V
68
Звуки [в], [в’]. Буква В в
гласный
9

согласный
твёрдый 9 •
мягкий
В6|ва
С;ла1ва
вот
Т;во|Й
л6|ви|т
ло1вй
• Прочитай текст. Озаглавь его.
— Вова, ВОТ твои ворота.
— А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова — вратари.
Они стали в свои ворота.
— Лови, Вова, лови!
— Слава, лови! Лови!
• Какой первый звук в слове ворота? Найди слово со звуком [в’].
ва
ви
ву
вы
во
Слогов в слове столько, сколько гласных.
69
O’-‘-b
f.
V
Как лиса ловила ворон
Подумай, в чём проявилась хитрость лисы. Составь рассказ по рисункам.
Дополни предложение, отвечая на вопрос: что делает мальчик?
Иван
ОКНО.
• Подумай, что значит выражение «ЛОВИТЬ ворон».
• Какие слова спрятались?
♦ Верблюд решил, что он — жираф, И ходит, голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он. Верблюд, плюёт на всех!
(Б. Заходер)
70
• Понаблюдай, что общего в словах
ро|с вь1|ро|с|ла
вь1|ро|с ра|с|тй|л
ро|с|ла вы|ра|с|ти:л
к ■
Вова вырастил лук.
А Лариса — салат.
У нас выросла тыква. Вот так тыква!
Что ещё растёт в огороде? Как назвать это одним ело-вом?
Ирина и Вова раскрасили картинки.
• Правильно ли они их раскрасили? Соотнеси схемы и рисунки. Найди ошибки.
а о у ы н л р в л
ч . и к т с /
71
Русская народная сказка
Рассмотри рисунок. Вспомни сказку. Что произошло в начале сказки? Чем сказка закончилась?
• Почему так говорят?
♦ Едет не скоро, но споро.
Сладкая еда не приходит лёжа.
Работать — мальчишка, а есть — молодец. К работе «ох!», а ест за трёх.
72
Звуки [й’э], [’э]. Буква Е е
е|ли
е|л6|вы1е
р6|е:т
в61е;т
СО:С|НЫ
со;с|н6|вы|е
ла|ет
ку|са|е|т
• Какие два звука могут спрятаться в букве е?
ё|ли
ё|ла
е|л
• Найди слова, в которых буква е обозначает два звука.
Около ели лиса.
Она роет нору.
се
ре
ле
ве
не
ке
те
Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
J
73
X
N
• Назови слова с противоположным значением.
старые — новые высокие — … толстые —
• Назови слова, которые отвечают на вопрос какие?
СОСНЫ — сосновые осины — … ели — …
прочитай текст. Найди предложения о лесе. Замени слово красивы другим словом. Какое предложение получилось?
Лес
В лесу высокие сосны и ели.
Сто лет росли они!
Красивы русские леса.
74
не ке те се ре ле ве
ни ки ти си ри ли ви
• Прочитай текст. Сколько в нём предложений?
Река
Около леса река. Река невелика. Ивы склонили свои тонкие ветки к реке.
В реке ил и тина. В иле и тине лини и караси.
• Обсудите с другом. Что вы узнали из текста о реке?
• Найдите в тексте слово, в котором: два слога и все согласные звуки твёрдые; два слога и все согласные звуки мягкие.
75
! * •
•• i
н
. •у
Ф Прочитай. Ответь на вопросы.
Какие ели?
Ели такие … .
А сосны какие? А сосны такие А осины?
ле:с
ле|са
ре|ка
рё|ки
лё|то
се1л6
Лето
Река. Ива. Около ивы мостки.
Вот Сева нырнул с мостков в реку. Вынырнул… А в руке рак. Сева и Лена ловили раков.
• Найди и прочитай предложения по схеме
• Составь предложение по схеме
! или
76
Придумай рассказ со словами.
село
ива
трава
лес
река
Слова одинаковые, а значения разные. Составь предложения со словами.
ел Он ел.
ела Она ела.
ели Они ели.
• Прочитай сначала медленно, повторяется?
Лена ела еле-еле. Лена
Вё!ра
Ве1ро1нй1ка
• Подумай, что общего у букв е, и.
С:вё1та
С:ве:т1ла1на
Лё1на
Е1лё1на
Г’ а о у ы н л Р в
ч и е к т с )
77
:г^
Л
‘ . Л
*
Красуйся, град Петров!
О каком городе идёт речь? Был ли ты в нём? Расскажи,
♦ Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой И побеждённая стихия…
(А. С. Пушкин)
78
Звуки [п], [п’]. Буква П
п
гласный
9

согласный
/■ твёрдый 9 ■
мягкий
прочитай слова, обозначающие профессии. Что их объединяет? Какие ещё профессии ты знаешь?
пи|ла
пй|лит
П;л6;Т|ни:К
по|ва:р
пи|л6т
ка1пи|та!Н
♦ Хороший плотник и в поле работник.
При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.
Плотника не шуба греет, а топор. Добрый пример лучше ста слов.
пе
па
пи
пы
пу
по
79 Г
Скоро конкурс
у нас в классе скоро конкурс.
Вера нарисовала куклу.
Павел нарисовал трактор. Виктор — кран.
На рисунке Полйны — астры.
Кто какие нарисовал картинки?
• Знаешь ли ты, что такое конкурс? В каком конкурсе участвовали дети?
• Продолжи предложения. Соотнеси рисунки и предложения.
у Павла … .
У Веры … .
У Полины … .
У Виктора … .
/ /•
1 ‘ 1 ‘ т
.1
80
• Найди слово, в котором три слога.
ку|пй па:п|ка
ку|пй|л п6:л|ка
пе|н^!л
п:ла;с1ти1лй;н
I I
Покупки
Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу. Павлику — кисти и краски.
• Какие покупки сделал папа?
♦ До чего красив Павлин.
У него
Порок
Один.
81
Вся павлинья Красота Начинается С хвоста.
(Б. Заходер)
И ^
!■ -П
прочитай слова в столбике. Раздели их на две группы.
пила пил
пили пилй пилйл
Пили, пила, пока остра.
Лена пила сок.
• Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи.
капуста ^ ч тыква
репа
салат V укроп
Слово одно, а значения разные.
плитка
82
Прочитай текст.
Повар
Елена Петровна — повар. Она стоит у плиты Елена Петровна варит суп. Суп кипит.
• О ком идёт речь? Как зовут повара?
• Как пишутся имена? Вспомни правило.
• Какие 0В01ДИ кладут в суп?
а о у ы н л р в N
V и е п к т с )
83
Москва — столица России
л
о
♦ Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А. С. Пушкин)
♦ Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится
• Почему так говорят?
♦ Кто сеет мир, пожнёт счастье. Мир строит, а война разрушает Мало хотеть, надо уметь.
84
Звуки [м], [м’]. Буква М м
гласный
О

согласный
твёрдый 9 •
мягкий
Составь рассказ со словами.
с1т|р6|и|ли с|т|ро|й|те|ли
С:Лб|ВО С|ЛО|ва
придумай предложение со словом Москва.
ма|ма
мет|р6
ми:р
MoclKisa
На уроке
У нас урок.
— Вот, Рома, мел.
Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир.
Мы все написали: мама. Москва, мир.
ма
МО
му
ми
ме
мы
Придумай с другом рассказ о Москве. Тебе помогут слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво.
85
г I. J
Утром
Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и … .
• Назови героев рассказа. Придумай конец рассказа.
• Расскажи о своём дне. Что ты делаешь утром, днём и вечером?
• Прочитай сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется?
Мама мыла Милу с мылом.
• Составь слова.
сум}-.^
РАМ
КА
Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на А*^111кСТ10
ПРОСВЕЩЕНИЕ
И)Д*ТСЯЬСТ10
ШКОЛА РОССИИ
ФГОС
АЗБУКА
Учебник
для общеобразовательных учреж^дений
В двух частях
Часть 2
Рекомснвоваио Министерстаом обра ншания и науки Российской Фсбср(Н{ии
Москиа
«Flpociicmciuic’*
2011
УДК 373 167.1:811 I6M ББК 81.2 Рус-922 А35
Сори» ‘•Шко/ui России- оснавянз в 200! чеиия Российской академии наук (Nvi0l06-52i5.202 oi 0l П 2010) и Российской академии образоеаиия (М^01-5/7д-520 oi 20.10.2010)
Учебник входи» в систему -Школа России-
Условные обозначения
— текст читает взрослый
— текст для детей, которые умеют читать
— работаем в паре
— работаем в группе
— работаем со словарём
Гг
— задание повышенной сложности
обрати внимание
А35 Азбука. 1 класс : учеб, для общеобразоол учреждении 8 2 ч. Ч 2 / Горецкий В. Г . Кирюшкин В. А.. Виноградской Л А Бойкина М В М Просвещение. 2011. — 112 с. : ил — (Шко/
‘■> — ■ к
>
о
• Почему так говорят?
• дружба, как стекло, разобьёшь — не сложишь.
• Обсудите с другом. Что нужно делать, чтобы избежать ссоры? А если ссора произошла?
24
Звук [ж]. Буква Ж ж
гласный 9 • звонкий 9 ■ твёрдый 9 ■
согласный .. глухой к ^ мягкий . ..
Сравни звуки [ж] и [ш].
Д:ру:Г Жу:К
Д|ру|ж6:к Жу:4|ка
те|ле|га
те1лё;ж1ка
Molry
м61жет
• Прочитай, найди слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? что сделали? Перескажи рассказ близко к тексту.
Стали дети играть в жмурки. Завязйли Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может.
— Осторожно! — кричат ему.
— Лужа!
, |•
Буква Ц
♦ Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц — в начале.
Есть слова, где Ц — в конце…
Цапля ходит по болоту.
Ждут в гнезде её птенцы;
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц,
Словно камушек в кольце!..
(Л. Дьяконов)
• Прочитай слова, в которых буква ы стоит в конце слова.
54
у а о ы и е ё ю я
ц цу ца цо цы ци це — —
Ч чу ча 40 — чи че чё — —
С су са со сы СИ се сё сю ся
Тонкая работа
— Ура! Из пластилина Я вылепил кота.
— Прекрасно! Молодчина! Какая красота!
Как правильно! Как тонко! — Хвалил меня отец. —
Какого поросёнка Слепил ты! Молодец!
а о У ы н м л р и б в г д ж 3
я • • . е ю и е п к т ш с X ц ч ь у
55
ч.
Ч
ь
-h
V
у-
V
Как человек научился летать
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Знаете ли вы что-нибудь о том, как человек научился летать? Обратитесь за дополнительной информацией к старшим и подготовьте с другом сообщение на эгу тему.
Ч I ^
т
♦ …Перед тобой Весь белый свет,
Но где-то Во Вселенной Летит, летит,
летит, летит
Твой голубой метеорит — Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится. Поторопись учиться.
(Р. Сеф)
Ш
56
Звук [э]. Буква Э э
а|э|ро|п|ла:н
а|э|р6|бу|с
гласный 9 ■ ударный 9 ■
согласный безударный ц J
э1хо
Э:к1ра:н
Пилот в космической ракете На Землю глянул с высоты.
Ещё никто, никто на свете Такой не видел красоты!
(Я. Аким)
• Что ты знаешь о космических ракетах? Расскажи.
Буква Э обозначает твёрдость предшест-вующего согласного звука.
57
> • ч ^ г
Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.
— Учи, кукла, буквы!
Это — А.
Это — Б.
Смотри, помни.
(Л. Н. Толстой)
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Мышцы металлические, Мысли электрические.
Робот рыбок наблюдает.
Дно морское изучает.
— На экран взгляни, матрос! Я ракушками оброс!
(В. Берестов)
4 «
О ком идёт речь? Каким ты представляешь себе героя стихотворения?

58
ч
Где обедал воробей?
♦ — Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена. Погостил у носорога. Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде У мохнатого медведя…
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил…
Кто написал это стихотворение? Расскажи, где обедал воробей.
Подумай, из какой сказки эти слова.
Несёт меня лиса За тёмные леса.
За высокие горы…
60
Жучка
Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
(Л. Н. Толстой)
• о чём этот рассказ?
• Что можно сказать о Жучке?
/ а о у Ы э н м л р и б в г А ж 3
я v_ • • е Ю И е п к т ш с X ц ч Ь у
61
у

л.’.:
V-‘t.
■ г ■» ! Буква Щ щ
гласный
9

согласный
> звонкий 9 ■ твёрдый 9 ■
глухой — мягкий
и|щу
чй|щу
ча|ща
ще|г6|л
ще|н6|к
щу|ки
ле!щй
р6|ща
• Прочитай слоги с буквой щ.
Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. «Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»
(Г. Виеру)
ща
щу
ще
щё
щи
ЧА, ЩА пиши с буквой А. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
63
Загадки про овощи
Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява. Кто любит щи —
Меня в них ищи.
Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице.
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает. Тот слёзы проливает
Wk
Капуста, лук, морковь — овощи. Какие ещё овощи ты знаешь?
Обсудите с другом, какие слова помогают догадаться, о чём идёт речь в загадке.
Какой суп не бывает без капусты, а какой — без свёклы? (Подсказка: в словах-отгадках есть буква щ.)
64
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой — башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча.
Два щенка ушли ворча.
(С. Михалков)
Придумай слова с ча, ща. Что интересного ты заме
ТИЛ?
На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего они нужны.
В каких словах есть слог щу?
Щука и Щурятки Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищу,
Червячками угощу.
(И. Токмакова)
65
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку,
Капусту, ^0
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
66
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке; Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
О каких овощах идёт речь? Можно ли назвать зто произведение сказкой? Что необычного происходит в этом произведении?
67
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал нй-земь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся; «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
(Л. Н. Толстой)
• Расскажи, как поступил каждый из товарищей. Одобряешь ли ты поступок того, кто убежал? Можно ли их назвать товарищами?
Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил.
От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастлйво рос! Теперь он настоящий пёс!
(Е. Благинина)
68
Отгадка на загадку-шутку «Зверь на букву «Ю»
— У него длиннющий хвост?
-Да.
— У него огромный рост?
— Нет.
— У него густая шерсть?
-Да.
— У него копыта есть?
— Нет.
— Зубы острые у зверя?
-Да.
— Я боюсь его тогда.
— А этот зверь совсем просто кошка наша.
— Почему ж она на «Ю»?
— Юлькой кошку звать мою.
не страшен. Это
(Б. Заходер)
а о У ы э н м л р W и б в г д ж 3
я • • е ю и е п к Т ш с X ц ч щ Ь /
69
»
H:-:

A.A
Л i
u
/’
Играют волны, ветер свищет…
• Рассмотрите с другом рисунки. Что на них изображено? Обратитесь за помощью к родителям, учителю. Подготовьте сообщение об истории флота.
…Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
(А. С. Пушкин)
Вспомни, из какой сказки эти строки.
>■
1;
70
Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф
гласный

согласный
> f ‘ звонкий • твёрдый ^ ■
> глухой мягкий к /
те|ле|ф6|н
те|ле|г:ра;ф
фё:р|ма
а:с|фа|льт
фо|то|г:ра|фи|я
фа|б|ри|ка
ф|ла|г
ф:ло|т
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
(А. С. Пушкин)
71
фу
фе
фы
фи
фа
фо
фё
• прочитай текст и озаглавь его.
Три цвета есть у светофора, Они понятны для шофёра: Красный свет —
Проезда нет, »
Жёлтый —
Будь готов к пути,
А зелёный свет — кати!
(В. Берестов)
Ф
в
фе
ве
фо
во
фи
ви
фа
ва
фы
вы
• Сравни слова.
старт — финиш начало — конец
Фокусник во фрак одет. Факел превратил в букет. Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо?
(В. Берестов)
• Прочитай слова с буквой ф.
72
Светофор
…Мы остановились, и все другие автомобили остановились…
Я закричал: «Почему?»
Мама тоже сказала; «Почему все стали? Что случилось?»
А шофёр говорит; «Вон видите красный фонарик? Светофор?»
И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик; он горел красным светом…
И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.
И шофёр сказал: «Теперь можно: зелёный огонь». И мы поехали.
(Б. Житков)
• На какой сигнал светофора можно ехать машинам, а идти пешеходам?
а о У ы э н м л р и 6 в г д ж 3
я ё ю и е п ф к т ш с X ц ч щ ь у
73
Бог не в силе, а в правде
• Какое событие изображено на рисунке? Какие ещё праздники вы знаете?
• Почему так говорят?
Доброе дело — великое счастье.
Это — святое души торжество!
Кто добро творит, того Бог благословит.
Егцё те звёзды не погасли,
Егцё заря сияет та,
Что озарила миру ясли Новорождённого Христа.
(К. Фофанов)
74
Буквы Ь, Ъ
Обсудите с другом, как заполнить схему.
съел
съ:е|дят
ВЪ:ё|ха:Л
Мягкий знак и твёрдый знак Разговаривали так:
— Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил:
— Семь!
(Г. Виеру)
Ъ — легко запомнить Твёрдый знак,
Он не с-Ъ-едается никак!
Ь — знак мягкий тоже располнел, Попил кисель и студенЬ съел.
(М. Шварц)
б:ра1тЬ:Я
СЫ1Н01ВЬ:Я
се:мь1я
Ь и Ъ не обозначают никакого звука.
■‘х
75
■ Т»Т- !,•••
Докажи, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим. Что получается без него?
ЛИ:С:Т де1ре1вО ЛЬ:Ю:Т
ЛЙ;С1ТЬ;Я де1рё1вЬ;Я ЛЬ:ё:Т
• Слово одно, а значения разные.
Ключ
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой И обычный Ключ дверной.
пе:и
ПЬ;Ю:Т
Хвосты
Есть хвост У падающих звёзд,
И у семян Бывает хвост.
У птиц, у самолёта Он нужен для полёта. Хвост же коровы Бьёт слепней.
Когда они кусаются.
Для скорпионов Хвост важней:
Хвостом они сражаются.
(Ю. Коринец)
76
— А я уже Могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать И даже полистать!
— Ого!
Да ты учёным стал!
Скажи,
О чём ты написал?
— А мне откуда Это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал —
Могу писать!
Писать, а не читать!
(D. Орлов)
• Подумай, научился ли мальчик писать
Прочитайте стихотворение по ролям.
Правда всего дороже
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
(Л. Н. Толстой)
• Обсудите с другом название рассказа.
77
о
‘ ( о
]///
Три калача и одна баранка
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, — ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, — и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
(Л. Н. Толстой)
• Правильно ли решил мужик, что надо было сначала съесть одну баранку?
» Прочитай стихотворение и подумай, когда оно было написано — в наше время или очень давно. Может ли оно помочь тебе выучить алфавит?
Господин учитель Жук
Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли.
78
А — акула, Б — букашка,
В — ворона. Г —глаза…
Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!
Д — дитя, Е — единица,
Ж — жаркое, 3 — зима… Повторите, не сбиваясь;
И — игрушка, К — кума!
Кто учиться хочет с толком. Пусть забудет в школе лень… Л — лисица, М — мартышка,
Н — наука, О — олень.
П — петрушка, Р — ромашка,
С — сверчок, Т — таракан,
У — улитка, Ф — фиалка,
X — ходили, Ц — цыган.
Так наш Жук, махая розгой. Учит азбуке стрекоз.
Мушек, мошек и козявок. Мурашей, шмелей и ос.
(К. Льдов)
Знаешь ли ты, что такое алфавит? Назови все выделенные буквы.
Обо всех ли изученных буквах идёт речь в стихотворе НИИ? Каких букв не хватает?
79
р.‘ —^ —
Метели
летели,
метели
мели.
Метели
свистели
у белой
земли.
Метели
хватали
за ветки
дубки.
Метели
мотали
из снега
клубки.
Метели
летели,
метели
мели.
Метели
из снега
сугробы
плели.
(Ю. Коваль)
#
80
Зима
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки. Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы — И зима настала.
(И. Суриков)
Выучи стихотворение наизусть.
Что такое пелена? Посмотри в словаре.
а о у Ы э н м л р й б в г д ж 3 ъ
я V ■ • е Ю И е п ф к т ш с X ц ч щ
81
-Ч — г * Т
L.
Как хорошо уметь читать
О V
■ с
ш
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях.
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях И на седых вершинах.
Тебе чудесные края Откроет путь от «А» до «Я».
(С. Маршак)
О каких ключах идёт речь в стихотворении? Какие книги ты читал сам, а какие — с родителями?
82
■ v-f-♦ А’.’
Как мальчик Женя научился говорить
букву «р»
Мальчик Женя не умел говорить «р». Ему говорят:
— Ну-ка, Женя, скажи: пароход.
А он говорит: «палоход».
— Скажи: таракан.
А Женя говорит: «талакан».
— Скажи: рыба.
А он говорит: «лыба».
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани.
Лежит он на крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Кррааа!..»
Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: «Каррр, краа, кррр, крра, ррра».
У Жени получается: «клавла, клл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило.
У него уж и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось:
— Крррррррраааа!
84
Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р». Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит:
— Я «рры» научился говорить!
— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.
Женя подумал и сказал:
— Павррруша.
Это Женя хотел сказать «Павлуша», да спутал. Вот как обрадовался!
(Е. Чарушин)
Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?
85
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а
86
матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(К. Ушинский)
Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество.
87
Первоучители словенские
Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в славянских странах, равноапостольных Кирилла и Мефо-дия. А что такое равноапостольные? Это значит — равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа, то есть очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию.
За что?
За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди — братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
День памяти первоучителей — 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
(В. Крупин)
Составьте с друзьями рассказ о Кирилле и Мефодии. Найдите материал в энциклопедии.
88
89
Первый букварь
Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас — букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕС^Ь, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
90
Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например аз — я, буки — буквы, ведаю — знаю. Глаголю — говорю, добро — хорошо, есть — жить… Или; рцы — говори слово твёрдо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести; «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле».
(В. Крупин)
уг
Б л t
> в н f
и f и
*Г г ф
Ц к ч * си ¥ V к
$ А &
jL V
Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавитов.
91
Г
А. С. Пушкин
Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин — слава и гордость нашей Родины.
92
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок. Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой. Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя.
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой, — Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою Только в очередь мою».
Рассмотри рисунок. Как ты думаешь, к какой сказке А. С. Пушкина он относится?
Какие ещё произведения великого русского писателя ты знаешь? Перескажи своими словами самую любимую из сказок
А. С. Пушкина.
93
л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей.
Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.
— Дай мне, мой конь!
— Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
Почему мама отобрала коня?
Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.
Почему девочка гордилась своей работой?
94
к. Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский писал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В этих учебниках много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке.
Худо тому, кто добра не делает никому
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен»,
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Случались ли у тебя подобные истории? Расскажи, как бы ты поступил на месте Гриши.
Вместе тесно, а врозь скучно
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол».
Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.
Что бы ты мог посоветовать детям?
V
/’/1
г- ^
I
95
-Ч—1—
к. и. Чуковский
Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок, стихотворений для детей. Очень любят ребята его «Айболита», «Мойдо-дыра», «Телефон» и другие произведения.
У меня зазвонил телефон.
—Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Вспомни название этого произведения. Найди его в библиотеке и прочитай целиком.
96
Путаница
Замяукали котята;
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, Квакать!»
Свинки замяукали:
«Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали; «Хрю, хрю!» Уточки заквакали;
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал И коровой замычал:
«М-у-у-у!»
Прибежал медведь И давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!»
Зачем писатель всё перепутал?
97
т-т»
в. в. Бианки
Виталий Валентинович Бианки писал о родной природе. Если ты хочешь узнать много интересного о жизни зверей и птиц, о деревьях и травах, подружись с книгами Виталия Валентиновича Бианки. Особенно увлекательна его книга «Лесная газета».
и f/
Первая охота
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.
Фыркнул щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»? Придумай своё название.
98
Рассмотри рисунок. Найди знакомых тебе зверей и птиц.
99
с. я. Маршак
Все дети хорошо знают стихи «Почта», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Весёлое путешествие от «А» до «Я» и другие. Их написал Самуил Яковлевич Маршак.
Угомон
Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: — Ребята, тише!
— Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
— Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
— Тише-тише-тишина! — Крикнул Игорь у окна.
— Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.
— Замолчите! — на весь класс Басом выкрикнул Тарас.
т—г
100
Тут учительница пенья Просто вышла из терпенья Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово И сказал ученикам:
— НЕ УЧИ МОЛЧАТЬ ДРУГОГО.
А МОЛЧИ
ПОБОЛЬШЕ
САМ!
Случались ли в вашем классе подобные истории? Чем они заканчивались?
Дважды два
V Таблица Умножения Достойна Уважения.
Она всегда во всём права:
Что б ни случилось в мире, —
А всё же будет дважды два По-прежнему четыре.
Знаешь ли ты, что такое таблица умноже ния? Почему она всегда права?
101
М. М. Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей Родины. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.
Предмайское утро
…Всё зеленеет — трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март — свет, апрель — вода, май — цвет.
Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные…
Если понаблюдать за природой в один из весенних дней, то что можно увидеть? Опиши.
102
Глоток молока
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась.
Позвали меня.
— Лада, — сказал я, — надо поесть.
Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
— Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь.
Почему Лада выпила молоко? Как ты думаешь, в чём заключается основная мысль рассказа?
— -5:
103
А. Л. Барто
Агния Львовна Барто сочинила очень много стихов для детей; «Игрушки», «Верёвочка» и другие. Ты уже знаком со многими из них.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел —
Утром брату помогала.
Он с утра конфету ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей.
Отворила двери кошке.
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила.
Села, с мамой посидела.
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
Какие дела были у Тани? Могла ли она от них устать?
Зайка
Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
104
Игра в слова
Скажи погромче Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи;
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово «Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву.
Ты видишь осень:
Жёлтый сад И мокрую траву.
Скажи «родник» —
И вот возник.
Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом (Ключ от дверей тут ни при чём). ^
/
Попробуйте с другом придумать продолжение стихотворения.
105
с. в. Михалков
Сергей Владимирович Михалков сочинил много книг для детей и взрослых. Все знают его стихотворения «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие.
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали;
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —
Те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке.
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята.
Посмотреть и посчитать.
Выучи стихотворение наизусть.
Какие ещё произведения С. В. Михалкова ты знаешь?
106
Б. В. Заходер
Борис Владимирович Заходер написал про Винни-Пуха и ещё много чудесных стихов. Обязательно прочти их.
Два и три
Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжкой не шути!
Считать умеет он у нас Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда.
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН и ДВА, — закончил сын,
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! — сказал отец.
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!
Обсудите с друх’ом, что хотел автор рассказать читателям.
107
ил;роосииаж 50 000 экз Заказ К-* 2922,
Открыюе акцибисрмск! оОщостио -Издательство “Проимчцсии»?-127521. Мог кна. З’й проезд Марьиной рощи, 4 J
Оттучатаио в полном соожетсшии с качеством предо»;ташм-юя^х и^еительстоом маюриалов в ОАО «Тветх^кой орден.» Труд««(ио Красного Зиамеии полиграфкомГжмат детской литературы ич» 50-летин СССР- *70040. г Тверь, прослсм 50 лет Октябрь, 46

Урок 1(с. 3 – 4)

Тема

Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке («Азбука» — первая учебная книга. Правила поведения на уроке. )

Педагогическая цель

Создать условия для выявления уровня развития связной речи у учащихся

Тип урока

Постановочный, диагностика

Планируемые результаты (предметные)

Соблюдают правила позитивного общения; используют вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе; объясняют смысл слов «школа», «ученик», «общение», «знакомство» на конкретно-предметном уровне; отвечают на вопрос «Для чего нужно учиться?»; определяют позицию школьника, отношение к школе родителей, друзей

Личностные результаты

Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы по плану, из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; логические – строят рассуждения о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Основное содержание темы, понятия и термины

Школа, ученик, общение, знакомство. Вежливые слова

Образовательные ресурсы

1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2011

Продолжение табл.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Коллективная.

Словесный.

Беседа, рассказ учителя

1. Правила общения.

– Что вы говорите друг другу при встрече?

– Какие вежливые слова нужно использовать при приветствии, прощании, просьбе, выражении благодарности? s632699 0 6s632699 0 7

2. Правила поведения на уроке. s632699 0 8

– Давайте познакомимся с правилами поведения на уроке. (Рассказывает правила, используя элементы беседы.)

3. Знакомство с правильной посадкойs632699 0 9

– Привет, здравствуй.

– Здравствуйте,

до свидания, пожалуйста, спасибо.

Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроке

Соблюдают правила в учебной работе (правильно

сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей)

Коллективный.

Демонстрация
(инсценировка)

Фронтальная.

Словесный.

Работа с «Азбукой», рассказ учителя

Ознакомление с условными знаками, их ролью при работе с «Азбукой» и элементами учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Правила обращения с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т. д. s632699 0 10s632699 0 11

Ориентируются
в «Азбуке»; называют и показывают элементы учебной книги, условные знаки, объясняют их значение и роль. Используют правила пользования с книгой при работе с «Азбукой»

Используют знаковосимволические средства для решения учебной задачи. Составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Фронтальный.

Наблюдение учителя, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

У меня спина прямая, s632699 0 12

У меня спина прямая

(ходьба на месте, руки за спину),

Я наклонов не боюсь

(наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь

(наклон назад, выпрямиться),

Поворачиваюсь

(повороты туловища).

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два

(наклон вперед и выпрямиться).

Я хожу с осанкой гордой

(повороты туловища).

Прямо голову держу

(паклон вперед и выпрямиться),

Никуда я не спешу

(ходьба на месте, руки за спину).

Раз, два, три, четыре

(повороты туловища),

Три, четыре, раз, два

(ходьба на месте, руки за спину).

Я могу и поклониться.

(поклон и выпрямиться).

И присесть, и наклониться,

(присед, наклон вперед),

Повернусь туда-сюда!

(Повороты туловища направо-налево.)

Ох, прямешенька спина

(наклон вперед и выпрямиться)!

Раз, два, три, четыре

(повороты туловища),

Три, четыре, раз, два

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления. Ориентированы на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима

дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

IV. Контроль и самопроверка знаний.

Групповая.

Словесный.

Беседа.

– Рассмотрите иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями

s632699 0 13

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос

Последовательно
и логично рассказывают о событии,

Групповой, индивидуальный.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа с иллюстрацией (учебник, с. 4)

Индивидуальная.

Эвристический.

Беседа

Индивидуальная.

Практический.

Дидактическое упражнение (учебник, с. 4)

– Почему так говорят: «Учиться всегда пригодится»? s632699 0 14

– Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца?

s632699 0 15

Отвечают на вопрос

– Игрушки в коробочке, школьные принадлежности в ранце

изменении в своей жизни, опираясь на иллюстрацию

Формулируют свое мнение, строят понятные высказывания

Осуществляют классификацию по заданным критериям

Рассказ по иллюстрации
(см. Приложения 1, 2)

Индивидуальный.

Устный ответ

Индивидуальный.

Дидактическое упражнение

V. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная.

Словесный.

Обобщающая беседа.

Практический.

Упражнение «Укрась торт»

– Что мы делали на уроке?

– Что вам понравилось?

– Кого можно похвалить?

– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

– Работа не получилась, не доволен собой синий цветs632699 0 16

Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение

Оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы, выполнение упражнения

Окончание табл.

Что
изучается?

Дидактические игры,
упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

2

3

4

Развитие связной речи

Умение последовательно
и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы

1. Беседа по вопросам

Вопросы:

– 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок.

– Кто вас собирал в школу?

– Кто провожал?

– Волновались ли вы и почему?

– Как встречали и провожали прохожие?

– Расскажите о своем первом учебном дне

3 балла – отвечает на вопросы, аргументируя ответ, последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.

2 балла – охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.

1 балл не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы

2. Сочинение рассказа
и загадки

Задание: рассмотри иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Составь рассказ. Придумай загадку про ученика

3 балла – самостоятельно и легко сочиняет рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение.

2 балла – с помощью взрослого придумывает рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; с помощью взрослогоаргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство.

1 балл – не может сочинить рассказ, не различает жанры; не пользуется речью-доказательством

Развитие лексики

Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия

1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку».

Оборудование:

картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

Вопросы:

– Назови сказки, из которых взяты иллюстрации.

– Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации

3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас.

2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации.

1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

Материал: сюжетная картина, набор картинок

с фабульным развитием действия.

Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1) появился росток из почвы;

2) появились листья, росток тянется вверх;

3) появился первый бутон;

4) цветок распустился

Задания:

1) Составь рассказ по сюжетной картине.

2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

– Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?

– Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными

и сложноподчиненными предложениями.

2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Сформированность грамматической стороны речи

I. Умение употреблять

в речи сложные предложения разных видов

1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему».

Материал: картинки

с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе

Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):

– Сосулька тает, потому что…

– Девочка идет под зонтиком, потому что…

3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.

2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.

1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2) Наступила весна, и (прилетели птицы).

3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).

И т. д.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.

2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя

II. Знание

о звуке, слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Задания:

1) Из предложенных слов составь предложение.

3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука

Слова: цветы, дети, поливают.

– Составь схему этого предложения.

2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.)

2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.

Интерпретация результатов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.

Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове

Высокий уровень ______ учащихся ______ % Высокий уровень ______ учащихся ______ %

Средний уровень ______ учащихся ______ % Средний уровень ______ учащихся ______ %

Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________

  • Составить рассказ по картинке 2 класс русский язык за обедом
  • Составить рассказ по картинке 4 класс литературное чтение золотая осень поленов
  • Составить рассказ по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс
  • Составить рассказ по картинке 4 класс литературное чтение а пластов летом
  • Составить рассказ по картине левитана золотая осень 4 класс по плану