Сочинения по картине. Анализ УМК «Школа России»
Почему художник так назвал эту картину? Какой период осени он изобразил? Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
Составьте по картине рассказ. Начните его так:
На картине художник изобразил золотую осень.
В конце скажите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.
При составлении рассказа используйте опорные слова.
За обедом.
Что изображено на картине? Почему картина так названа?
Кто сидит за столом? Какими вы увидели детей? Что они делают?
Что находится на столе? А что вы ещё заметили на картине?
Заинтересовала ли вас картина? Чем?
Составьте рассказ по картине (вам помогут опорные слова). Подготовьтесь его рассказать.
Запишите составленный текст (2-4 предложения).
Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном?
Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?
Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.
Что художник изобразил на картине? Почему картина так названа?
Откуда вышли лоси? Что они увидели на опушке леса? Чем занялись лосята? Кто их охраняет? Каким был старый лось?
Понравилась ли вам картина? Чем?
Составьте рассказ по картине, используйте опорные слова. Подготовьтесь его рассказать.
Запишите 3-4 предложения из своего рассказа.
Кого из богатырей вы узнали? Как их звали, величали? Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей?
Где стоят русские витязи? Куда они пристально всматриваются? Опишите внешний вид богатырей. А какой вы увидели на картине природу?
Составьте по картине рассказ. Подготовьтесь его рассказать.
Какое время года изображено на картине? Что вы видите на картине? Опишите небо, облака, снег, озерки талой воды на пруду, берёзы. Расскажите о грачах.
Можно ли, глядя на картину, услышать музыку весны?
Составьте по картине рассказ. Запишите его.
Обратите внимание, с какой достоверностью художник изобразил цветы в вазе. Сквозь прозрачное стекло виден каждый стебелёк. На розовых лепестках дрожит капля росы. На вазе сидит бабочка, на листке в букете — муха, на жёрдочке — птичка щегол, а около вазы на веточке — гусеница.
Скажите, что больше всего вам понравилось в картине художника.
Опишите предметы: какие цветы, ваза, бабочка, птичка? Какие чувства у вас возникали, когда вы рассматривали эти предметы?
Составьте небольшой текст-описание натюрморта. Подготовьтесь его рассказать.
Запишите 3-4 предложения из составленного текста.
Почему картина так названа? Что художник на ней изобразил?
Где происходит действие? Какими вы увидели лес, деревья, поляну, сваленное дерево? Чем занимается медвежье семейство?
Составьте по картине рассказ. Подготовьтесь его рассказать.
Дети, бегущие от грозы.
Почему картина так названа? Всмотритесь внимательно в картину. Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы? Расскажите о детях: девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?
Составьте рассказ по картине, используя слова для справок. Подготовьтесь его рассказать. Запишите несколько предложений из составленного текста.
Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? её берега? заливные луга, уходящие к горизонту? деревья и их осенний наряд? землю?
Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?
Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.
Понравилась ли вам картина? Чем? Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чём вы видите их красоту и привлекательность?
Составьте по репродукции картины небольшой текст. Запишите его. Какие изученные части речи вы употребили в тексте? С какой целью?
Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил?
Всмотритесь внимательно: какими вы увидели море, волны? Опишите небо и облака. Какие они? Какими вы представили птиц? Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем? Куда несётся парусный корабль? Как изобразил его художник? Обратите внимание на скалистый берег. Что вы видите на горных утёсах?
Чем запомнилась вам эта картина? Поделитесь своими впечатлениями.
Составьте небольшой текст — описание картины. Запишите.
«Снегурочка»
Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено?
Какой вы увидели природу на картине? А Снегурочку?
Понравилась ли вам картина? Поделитесь своими впечатлениями.
Составьте описательный текст по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Подготовьтесь его рассказать и записать. При составлении текста можете пользоваться опорными словами.
Расскажите, какими вы увидели деревенский пейзаж, признаки весны. Выскажите своё отношение к картине.
Составьте по картине текст. Воспользуйтесь опорными словами. Придумайте к тексту заголовок.
Запишите составленный по картине текст. Проверьте себя.
Почему картина названа «Девочка с персиками»? Опишите портрет девочки. Какой миг из её жизни запечатлён на картине? Как удалось художнику передать обаяние девочки?
Представьте, что у вас возникло желание поделиться с друзьями своими впечатлениями о картине «Девочка с персиками». Составьте такой текст, можете использовать опорные слова. Запишите составленный текст.
Почему автор назвал картину «Золотая осень»? Какие краски выбрал художник, чтобы показать «золото» осени?
Скажите, какими художник изобразил осенний день, небо, реку, деревья, полянки, пригорки, деревушку, дальние поля.
Составьте рассказ по плану:
Художник И. И. Левитан и его картина.
Осенний день.
Деревья в золотом наряде.
Лесная речка.
Моё впечатление о картине.
Запишите составленный рассказ. Проверьте себя.
на Сером волке.
«Твой Царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл. Я ушёл в этот лес, я надышался этим воздухом, нанюхался этих цветов! Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!.. Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»
А какое впечатление оказала эта картина на вас? Расскажите о своих впечатлениях.
Составьте свой текст-отзыв о картине. Можете начать своё сочинение первым предложением из текста.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Каким вы увидели снег? Кто радуется первому снегу? Передалось ли вам это чувство?
Составьте по картине текст. Подготовьтесь его рассказать.
Напишите сочинение по данной картине.
Чем привлекла ваше внимание кружевница?
Опишите её лицо; взгляд, обращенный на вошедшего человека; волосы, руки; сиреневую косынку, накинутую на плечи, светлое платье.
Видите, как ловко и умело пальчики проворных рук кружевницы плетут кружево: в правой руке булавка, в левой коклюшка (коклюшка — это точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев). Какие инструменты для работы по плетению кружев изобразил художник?
Какой вы увидели ткань? Обратите внимание на тонкое кружево внизу полотна.
«Кружевница» пришлась по душе современникам художника. А как вам понравилась картина-портрет? Поделитесь своими впечатлениями с товарищами по классу.
Составьте и напишите небольшой текст-отзыв о картине В. А. Тропинина «Кружевница»
Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Васкажите свои предположения.
Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные3 ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?
Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего3 солнца?
Чем вас привлекла эта картина? Подготовьтесь поделиться своими впечатлениями о картине.
Составьте свой текст по картине. Запишите его.
Какое впечатление произвела на вас эта картина? Какими вы увидели сосны, небо, полевую дорогу, придорожную траву, цветы?
Составьте свой текст на тему «Мои впечатления о картине И. И. Шишкина «Рожь»». Запишите составленный текст.
Сообщения
Сообщения за Ноябрь, 2021
Дистанционное обучение 12 ноября Тема: Комнатные растения Цель: познакомиться с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями. Беседа, работа по учебнику · Названия каких комнатных растений, вы знаете? · Какие растения у нас в классе? · А какие комнатные растения есть у вас дома? · Как надо ухаживать за комнатными растениями? Посмотрите видео · Рассмотрите рисунки на с. 76 учебника. Назовите данные растения. Если не знаешь обратись к рубрике «Странички для самопроверки» на с. 140 · Рассмотрите иллюстрацию на с. 77. Какие чувства она у вас вызывает? Что такое оранжерея? Прочитайте текст. Из словаря С.И. Ожегова: оранжерея — застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений. Практическая работа : Прочитайте правила ухода за растениями на с. 78—79. Домашнее задание : составьте П
Дистанционное обучение 12 ноября Математика Тема: Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» Узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней. Орнамент – это украшение, узор, который состоит из повторяющихся элементов. Орнаменты бывают геометрические, животные, растительные Математика всегда и везде вокруг нас! Хочется смотреть на эту математическую красоту. Постарайтесь замечать ее и принимать участие в создании новых узоров и орнаментов. Домашнее задание: Учимся рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом. Выполнить работу на альбомном листе. Рассказать по плану: Например: 1.«Из каких элементов состоит узор или орнамент?» Ответ: «Он состоит из четырехугольников ». 2. «Какие цвета использованы в узоре?» Ответ: «Белый, розовый и золотистый». 3. «Как расположены элементы?» На белой поверхности кружки
Дистанционное обучение 12 ноября Литературное чтение Тема: И. Крылов «Стрекоза и Муравей» Цель : познакомиться с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развить творческие способности детей, навыки беглого чтения. Ход урока Отгадайте загадку: Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … Он из веточек, из хвои Настоящий дом построит Без пилы и без гвоздей. Кто строитель? … Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки Это и есть название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. А что это за животные Стрекоза и Муравей? Как они выглядят? Посмотрите мультфильм и ответьте на вопросы: — В какое время года произошла встреча двух насекомых? — С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? — Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? — В чём смысл басни? О
Дистанционное обучение 11 ноября Русский язык Тема: Проверь себя по теме «Алфавит или Азбука» Цель; закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке. Ход урока Ребята , ответьте на вопрос. В тетрадь запишите правильный вариант 1. Укажите правильное число букв в алфавите: а) 20 б) 30 в) 33 2. Укажите правильный вариант расположения букв в порядке алфавита: 1) н, о, п, р, у, ф, ц, щ, ш 2) и, й, к, л, м, н, о, п, р, 3) р, с, т, ч, щ, ы, ъ, ь, э, я 3. Укажите правильный вариант расположения слов в алфавитном порядке: а) берёза вечер гнездо рама б) берёза вечер ива гнездо в) берёза гнездо вечер рама 4. Укажи слова, в которых пишется гласная а: 1) к…пуста 2) х…роший 3) т…варищ 4) п…суда 5) р…бота 6) м…роз 5. Выбери группу слов, расположенных в алфавитном порядке и составь из них предложение: 1) Белые, красивый, летали, над, озеро, чайки.
Дистанционное обучение 11 ноября Литературное чтение Тема: И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Цель: познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, учить читать басню , расширять читательский кругозор, умение договариваться друг с другом. Постановка целей урока. — Сегодня будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя и вы ребята должны постараться научиться очень хорошо читать его произведение. Откройте учебники на стр. 91 Прочитайте и запишите определение, что такое Басня. Запомните, что такое басня. -На что похожа басня? (на стихотворение? на сказку в стихах? на рассказ в стихах?) Просмотрите видео Прочитайте басню в учебнике стр 90 -Понравилась вам басня? -Кто является персонажами басни? -Что заставило вас улыбнуться? -Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора) О чем предупреждает Иван Андреевич Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чем причина неудачи Лебедя, Щуки и Рака
Дистанционное обучение 10 ноября Русский язык Тема нашего урока – коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом» Какую цель мы поставим на урок? Цель – составление рассказа по картине З. Серебряковой «За обедом» Рассмотрите картину Зинаиды Серебряковой «За обедом» Обратите внимание на карточку. Это вам в помощь. Ребята ответьте на вопросы , используя опорные слова. Составьте и запишите рассказ по картине. Обратите внимание, что ваш рассказ должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Не забывайте, что каждая часть текста (микротема) – это новый абзац и пишется с красной строки. Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой «За обедом» Вопросы Вводная часть Что изображено на картине? Трое детей в
Дистанционное обучение 10 ноября Чтение Тема: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Цель: формирование умения у учащихся выразительно читать сказку, описывать героев произведения Ход урока 1) Кто из героев сказки вам больше понравился? 2) Понравился ли вам характер старухи? 3) Дайте письменно характеристику героям сказки? Запишите в тетрадь. Образец: Характер старика : мягкий,…………… Характер старухи : властный,……………….. 4) 4) Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Это выражение «Остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. А что оно означает? Напиши ответ на этот вопрос. Выражение «Остаться у разбитого корыта» означает …….. 5) Если бы вы вдруг оказались в этой с
Дистанционное обучение 9 ноября Математика Тема урока: «Что узнали ? Чему научились? Цель: Повторение изученного в 1 четверти по УМК «Школа России» 2 класс Выполните в тетради письменно , указав № вопроса и правильный вариант ответа 1. Сколько однозначных чисел ты видишь на следующей строчке: 3, 26, 11, 6, 9, 22, 5, 17, 81, 2 1) 4 2) 5 3) 8 2. Выбери правильный ответ: предыдущим числу четырнадцать является число 1) 13 2) 14 3) 15 3. Укажи номер числа, которое пропущено 57, 58, …, 60, 61 1) 60 2) 59 3) 58 4. Какое число при счёте следует за числом 39 ? 1) 38 2) 50 3) 40
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (ФГОС НОО) Содержательная линия «СИСТЕМА ЯЗЫКА» ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: - различать звуки и буквы; - характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться: - проводить фонетико–графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико – графического (звуко-буквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников ( в объеме представленного в учебнике материала); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью ( к учителю, родителям и др.). Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: - различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться: - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Выпускник научится: - Выявлять слова, значение которых требует уточнения; - Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: - Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - Оценивать уместность использования слов в тексте; - Выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: - определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; - определять грамматические признаки имен прилагательных –род, число, падеж; 2 - определять грамматические признаки глаголов – число, время, род ( в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться: - проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: - различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложениях классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные/ предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: - различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; - различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ» Выпускник научится: - применять правила правописания ( в объеме содержания курса); - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов; - писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Выпускник научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения ( умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; 3 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи :описание, повествование, рассуждение; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; - корректировать тексты в которых допущены нарушения культуры речи; - анализировать последствия собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). ЛИЧНОСТНЫЕ УУД У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этической принадлежности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - установка на здоровый образ жизни; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Выпускник получит возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 4 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках, эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия» Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Раздел « Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 5 - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть общим приемом решения задач. Выпускник получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей; Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия» Выпускник научится: - опускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, в что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - контролировать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 6 Планируемые результаты изучения предмета «русский язык» к концу 2 класса (ФГОС НОО) Обучающиеся узнают: - основные сведения о языке, полученные во 2 классе; - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета. Обучающиеся получат возможность научиться: 1) аудированию: - понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную мысль, структурные части исходного текста; 2) фонетика и графика: - выделять в слове звуки речи, давать их звуковую характеристику; - различать ударные и безударные слоги; - не смешивать звуки и буквы; - свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; - выполнять звуко-буквенный разбор слов; 3) орфоэпия: - правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; - использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; - работать с орфоэпическим словарем; 4) лексика: - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; - пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем; 5) словообразование: - выделять морфемы (корень) на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); - подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; - пользоваться словарем однокоренных слов; 6) морфология: - квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; - правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; - разбирать слово как часть речи; 7) синтаксис: - выделять словосочетания в предложении; - определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; - выделять главные члены предложения; 7 8) орфография: - находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; - правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными во 2 классе; - пользоваться орфографическим словарем; 9) пунктуация: - находить в предложениях места для постановки знаков препинания; - обосновывать выбор знаков препинания; - расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами; 10) связная речь: - определять тему и основную мысль текста, тип текста; - составлять простой план текста; - подробно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); - писать сочинения повествовательного характера; - совершенствовать содержание речи и ее языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом). Обучающиеся получать возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; - понимания значения родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуаций общения; - увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке; - получения знаний по другим учебным предметам. У обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, после его оценки с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете; - осуществлять запись выбранной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование для решения задач; 8 - строить сообщения в устной и письменной формах; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - воспринимать стили художественных и познавательных текстов; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать, делать выводы; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза; - устанавливать аналогии; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение, позицию; - договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия. Личностные УУД: У обучающихся будут сформированы: - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности; - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; - ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры; - чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. 9 Содержание учебного предмета «Русский язык» 2 класс (153ч.) (ФГОС НОО) № п/ п 1 Назван ие раздело в и тем. Содерж ание учебной темы Наша речь Всег о часо в 3 2 Текст 4 3 Предло жение 12 4 Слова, слова, слова… 18 Содержание учебной темы УУД (универсальные учебные действия) Диктанты, проверочные работы, сочинения, изложения, контрольные списывания проекты Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, анализировать речь людей, наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Отличать текст от других записей по его Диктант -1 признакам. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста т обосновывать правильность их выделения. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку. Входной контрольный диктант. Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Составлять нераспространенные и распространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения. -Контрольное списывание. -Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. -Контрольный диктант по теме «Предложение». Определять значение слов по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слов. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим Контрольное списывание – 1 Обучающее сочинение картине – 1 по Контрольный диктант - 1 Изложение – 1 Проект – 1 Контрольный 10 5 Звуки и буквы 57 группа. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать синонимы и антонимы. Работать со словарями антонимов и синонимов. Подбирать к слову синонимы и антонимы. Знакомиться с этимологией слов. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и форму одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к заданному слову. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью ударения в слове. Различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. - Обучающее изложение по В.Солоухину (с.57, упр. 76). - Проект «Моя родословная». - Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…» - Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов, анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания алфавита. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу. Называть соседние буквы по отношению к данной. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Различать гласные звуки и буквы. Соотносить количество звуков и букв в слове. Объяснять причины различного диктант – 1 Проверочная работа – 1 Составление рассказа по репродукции картины – 3 Проверочная работа – 2 Обучающее изложение – 2 Контрольный диктант – 4 Проект - 2 11 количества звуков и букв в слове. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Познакомиться со сведениями из истории русского языка ( о букве э). Работать с текстом. Определять главную тему текста. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить безударный гласный звук, который нужно проверять. Находить, подбирать проверочное слово путем изменения формы слова или подбирать однокоренное слово. Работать с орфографическим словарем. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. Составлять рассказ по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». Находить в слове согласные звуки, правильно их произносить. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Наблюдать произношение и правописание слов с удвоенной согласной. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными. Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию в учебнике, сборнике дидактических материалов и других источниках. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять, различать и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, НЧ, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, подбирать слова с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями нч, чт (чтобы, скучно и др.) находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова. Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Различать глухие и звонкие парные и непарные звуки. Определять на слух парный по глухостизвонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Различать проверяемое и проверочное слова. Проводить звукобуквенный разбор слова по образцу. Наблюдать и слова с разделительным ь. подбирать примеры слов с разделительным ь. 12 6 Части речи 54 различать слова с разделительным ь и слова с мягким знаком – показателем мягкости. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» и др. - Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». - Проверочная работа по теме «Звуки и буквы». - Развитие речи. Обучающее изложение по А.Митта. - Развитие речи. Сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». - Контрольный диктант по теме «Проверяемые безударные гласные». - Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси». - Проект «И в шутку и всерьез». Проект «Пишем письмо Деду Морозу». - Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». - Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». - Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные». - Изложение текста по вопросам. -Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Обосновывать соотнесенные слова к имени существительному, прилагательному, глаголу. Объяснять лексическое значение существительных, прилагательных, глаголов. Обогащать собственный словарь существительными, прилагательными, глаголами разных лексических групп. Различать одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, Интернете о происхождении своего имени и фамилии, название своего села. Составлять устные рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» под Составление рассказа по репродукции картины – 3 Контрольная работа – 2 Контрольный диктант – 3 Восстановление деформированн ого текста – 1 Проверочная работа – 2 Проект – 1 13 руководством учителя, составлять устный рассказ о домашнем питомце на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имен существительных, прилагательных, глаголов. Работать с орфоэпическим словарем. Определять каким членом предложения является имя существительное, прилагательное, глагол. Определять грамматические признаки существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, единственное или множественное число, роль в предложении. Работать с повествовательным текстом: определять тему текста и главную мысль текста, подбирать заголовок текста, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать собственный текст в соответствии с вопросами. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значениях. Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов в определенном числе. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Распознавать текстповествование. Составлять текстповествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту. Распознавать прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематическому значению. Приводить примеры прилагательных. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание. Составлять текстописание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Распознавать личные местоимения в начальной форме среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся существительные личными местоимениями. Составлять по рисунку диалоги. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и 14 7 Повторе ние 5 письменные тексты-рассуждения. Узнавать предлоги в письменной речи, правильно употреблять предлоги. Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст, восстанавливать деформированный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями. - Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Контрольная работа по теме «Правописание имен собственных». - Контрольный диктант по теме «Имя существительное». - Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». - Контрольная работа по теме «Глагол». - Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». - Восстановление деформированного текста. - Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Местоимение». Проверочная работа по теме «Местоимение». - Контрольный диктант по теме «Предлоги». - Проект «В словари – за частями речи». - Контрольное списывание. - Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». - Итоговый контрольный диктант. - Проект «Части речи». Контрольное списывание – 1 Составление рассказа по репродукции картины – 1 Контрольный диктант – 1 Итого 153 Проект – 1 Контрольных диктантов 10 Составление рассказа (сочинения) по репродукции картин 8 Контрольное списывание 2 Проверочных работ 7 Обучающее изложение 3 Проекты 5 15 Тематическое планирование по русскому языку во 2 классе – 153ч. № п/п план Дата факт Наша речь – 3ч. 1 01.09 2 02.09 3 06.09 Текст – 4ч. 4 07.09 5 08.09 6 09.09 7 13.09 Предложение – 12ч. 8 14.09 9 15.09 10 16.09 11 20.09 12 21.09 13 22.09 Тема урока Примечания Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Какая бывает речь? Роль русского языка как национального языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Диалог и монолог. Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Входной контрольный диктант. Что такое предложение? Контрольное списывание. Как составить из слов предложение? Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 14 23.09 Распространенные и нераспространенные предложения. 15 27.09 Распространенные и нераспространенные предложения. 16 28.09 Связь слов в предложении. 17 29.09 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень». 18 30.09 Контрольный диктант по теме «Предложение». 19 04.10 Анализ контрольного диктант по теме «Предложение». Слова, слова, слова – 18ч. 20 05.10 Лексическое значение слова. 21 06.10 Лексическое значение слова. 22 07.10 Однозначные и многозначные слова. 23 11.10 Прямое и переносное значение слов. 24 12.10 Синонимы. 25 13.10 Антонимы. 26 14.10 Развитие речи. Обучающее изложение. 27 18.10 Родственные (однокоренные ) слова. Проект «Моя родословная». 28 19.10 Родственные слова. 29 20.10 Корень слова. Однокоренные слова. 30 21.10 Корень слова. Однокоренные слова. 31 01.11 Выделение корня в однокоренных словах. 32 02.11 Написание корня в однокоренных словах. 33 03.11 Как определить ударный слог? 16 34 35 04.11 08.11 36 09.11 37 10.11 Как определить ударный слог? Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…» Анализ контрольного диктанта по теме «Слова, слова, слова…» Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…» Как переносить слова с одной строки на другую? Звуки и буквы – 57ч. 38 11.11 Звуки и буквы. Различение звуков и букв. 39 15.11 Русский алфавит или Азбука. Значение и использование алфавита. 40 16.11 Как мы используем алфавит? 41 17.11 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 42 18.11 Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». 43 22.11 Гласные звуки. Признаки гласного звука. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. 44 23.11 Проверочная работа по теме «Звуки и буквы». 45 24.11 Как определить гласные звуки? 46 25.11 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 47 29.11 Особенности проверяемых и проверочных слов. 48 30.11 Проверочные слова. 49 01.12 Развитие речи. Обучающее изложение по А.Митта. 50 02.12 Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. 51 06.12 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова. 52 07.12 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова. 53 08.12 Безударные гласные звуки. Развитие речи. Составление текста. 54 09.12 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 55 13.12 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 56 14.12 Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. 57 15.12 Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. 58 16.12 Правописание слов с безударным гласным 17 59 20.12 60 21.12 61 62 22.12 23.12 63 27.12 64 28.12 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 звуком в корне. Развитие речи. Сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Признаки согласного звука. Контрольный диктант по теме «Проверяемые безударные гласные». Анализ контрольного диктанта по теме «Проверяемые безударные гласные». Проект «Пишем письмо Деду Морозу». Как определить согласные звуки? Развитие речи. Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси». Согласный звук [Й] и буква И краткое. Согласный звук [Й] и буква И краткое. Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьез». Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Правописание мягкого знака в конце и в середине слова.. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». Анализ контрольного диктанта за 1 полугодие по теме «Звуки и буквы». Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. Проект «Пишем письмо Деду Морозу». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Орфоэпические нормы произношения слов с буквосочетаниями ЧН, ЧТ. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». Анализ диктанта по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». Развитие речи. Работа с текстом и предложением. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости18 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 Части речи – 54ч. 95 96 97 98 99 100 101 102 103 звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. Проверочные и проверяемые слова. Проверочные и проверяемые слова. Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные». Изложение текста по вопросам. Разделительный мягкий знак. Использование на письме. Разделительный мягкий знак. Правило написания в словах. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии картинок. Разделительный мягкий знак. Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». Что такое части речи? Что такое части речи? Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». 104 105 106 107 Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, названий произведений, кличек животных. Правописание названий произведений, кличек животных, географических названий. Контрольная работа по теме «Правописание имен собственных». Единственное и множественное число имен 19 108 109 110 111 112 113 114 115 116 существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Имя существительное. Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». Глагол как часть речи и употребление его в речи. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Работа с текстом. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». 117 118 119 120 121 Число глаголов. Число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголом. Контрольная работа по теме «Глагол». Текст-повествование и роль глаголов в нем. 122 123 124 125 Контрольное списывание. Имя прилагательное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательных. Единственное число имен прилагательных. Развитие речи. Рассказ о маме и бабушке. Единственное число имен прилагательных. 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Текст-описание и роль прилагательных в нем. Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Развитие речи. Восстановление деформированного текста. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Что такое местоимение? Что такое местоимение? 20 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 Повторение – 5ч 149 150 151 152 153 Итого Личные местоимения. Текст-рассуждение. Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». Развитие речи. Составление текстарассуждения. Проверочная работа по теме «Местоимение». Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Контрольный диктант по теме «Предлоги». Анализ контрольного диктанта по теме «Предлоги». Проект «В словари – за частями речи». Виды текстов. Контрольное списывание. Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» Итоговый контрольный диктант. Части речи. Проект «Части речи». Контрольных диктантов – 10 Контрольное списывание – 2 Сочинение – 8 Изложение – 3 Проект – 5 Проверочная работа – 7 Контрольная работа - 2 21