Конспект НОД по развитию речи
«Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» .
Конспект составила воспитатель первой квалификационной категории Морозова Татьяна Геннадьевна
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Задачи:
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью
- расширять знания детей о творчестве художника — пейзажиста И. И. Левитана;
- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
- развивать диалогическую и монологическю формы речи
- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение заключенное в пейзаже;
- развивать мыслительную и речевую активность детей
- обогащать словарный запас детей
- воспитывать эмоционально — личностное отношение к художественному произведению.
Основная образовательная область:
речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная образовательная деятельность:
наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, беседа об осеннем времени года, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», рассматривание картин И.С. Остраухова «Золотая осень», М.Г. Пишванова «Ранняя осень», в уголке природы и на ИЗОдеятельности.
Материалы и оборудование:
репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И. Чайковского.
Словарная работа:
обогащать словарный запас детей новыми словами: вдохновение, репродукция, пожухлая, озимые.
Ход НОД:
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! «;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. (Дети садятся полукругом)
Для начала отгадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья».
Воспитатель: О каком времени года говорится в этой загадке? (Осень)
А какие периоды осени вы знаете? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень»
А в загадке о каком периоде осени говорится? (Золотая осень)
Воспитатель: Красоту и величие русской осенней природы воспевают по-разному, композиторы – музыкой, вы сейчас слышите отрывок из произведения Чайковского «Времена года»; поэты – стихами:
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной» (И. Бунин)
Как красиво сказано!
А, художники чем воспевают красоту русской природы? – (красками).
Мы с вами уже рассматривали картины про осень, давайте вспомним их названия «Золотая осень» и «Ранняя осень» (какие молодцы).
А, может, кто помнит авторов этих картин? Очень хочется услышать полный ответ. (И. С. Остроухов и М.Г. Пишванов). Какой молодец! И сказал правильно – написал, потому что правильно говорить — художники картины пишут, а не рисуют.
А, что нужно художнику, что бы писать такие замечательные картины (материал, инструменты, приспособления, а еще…), вот вам подсказка:
«Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней —
Ты — источник вдохновенья»
— Ребята, а вы знаете, что такое вдохновенье? (Ответы детей)
Подытожить: Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
– Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).
Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, давайте постараемся как бы “войти в нее”, попробуем оказаться внутри, вжиться в образный мир и почувствовать настроение автора. А помогает нам музыка П.И. Чайковского «Осень. Октябрь». Я думаю, что с ее помощью мы сможем пробудить наши эмоции, воображение и насладиться творчеством.
Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Кто знает, что означает слово «репродукция»? (Это значит не настоящая картина, которую писал художник). Верно. Репродукция – это копия картины.
Для чего создаются репродукции картин? (Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все могут увидеть настоящую картину в музее). Совершенно верно.
Физкультминутка:
«Входит осень в лес дремучий
Машет жёлтой кистью,
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья,
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне…
Осень встала на опушке
В жёлтом сарафане». (Т. Ткаченко.)
Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
— Какое время года изображено на картине? (ответы детей)
— Какое время суток, запечатлел художник?
— Каким вы видите небо, солнце?
Давайте рассмотрим, что изображено на переднем плане картины?
— Какие деревья мы видим?
-Как вы думаете, какая вода в реке?
-По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая?
— Чем покрыта земля?
-Какие краски использовал Художник И.И. Левитан, чтобы изобразить
пожухлую траву?
Давайте обратим внимание на центральный план картины.
— Что на нем изображено?
— Что изображено слева и справа от березы?
— Почему вы решили, что роща дубовая?
Давайте обратим внимание на задний план картины?
— Что изображено на нем?
— А какого размера изображены деревенские домики? (ответы детей)
Почему вы так думаете?
— А, поле, каким цветом изображено? Почему?
Правильно, это озимые.
-Ребята, а глядя на картину, можно догадаться о настроении художника?
-Правильно, по картине также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах и мечтах.
-Расскажите, а что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?
(Ответы детей).
-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)
Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года.
Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень».
Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (четверостишие читает ребёнок):
«Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву»
А теперь отдохнём и выполним зрительную гимнастику (стоя.):
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
Вернемся к нашей картине, и сейчас предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине:
На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж. Изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.
На переднем плане картину пересекает узкая речка с невысокими берегами сине — голубого цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается, как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа — небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой. Картина «Золотая осень» мне очень нравится.
Физкультминутка:
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки вверху)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают, руки опускают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево — вправо)
Будто опять закружиться хотят (кружатся, руки вверх).
А, сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы с вами подобрали.
-Кто хочет начать рассказ?
-Кто желает продолжить?
— Каким может быть конец рассказа?
-Какие вы молодцы!
— Продолжаем делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.
Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.
А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой «золотой» осени, пережить те чувства и эмоции, о которых нам рассказал великий художник Исаак Ильич Левитан.
Нередко написание сочинений вызывает трудности у многих школьников. Это неудивительно, ведь далеко не каждый может самостоятельно выразить свои мысли и чувства на листе бумаги. Именно для такого случая создаются примерные работы, которые помогают ученикам правильно сформулировать свои мысли. Предлагаем план и несколько шаблонов сочинений по картине Левитана «Золотая осень».
План написания сочинения
Чтобы написать лучшее сочинение и получить высокую оценку, необходимо тщательно подумать, что именно стоит отразить в своей работе. Здесь ключевую роль играет план. Он помогает правильно сформировать структуру текста, чтобы он был построен логично.
В каждом сочинении выделяют 3 части: вступление, основная и заключение.
Итак, вот небольшой план сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень» для учеников 4 класса:
По этому плану можно коротко и быстро написать удачное сочинение по русскому языку в 4 классе. Также рекомендуется опираться на следующие слова: пейзаж, осень, ясный день, волшебная пора, яркие краски. Они помогут структурировать и детально отразить происходящее на полотне.
Лучшие варианты сочинений
Представленные работы не рекомендуется использовать в качестве своей. Эти сочинения по картине И. Левитана «Золотая осень» служит для учеников 4 класса образцом, на который можно только опираться в момент написания.
Вариант №1
На своей картине И. Левитан «Золотая осень» изобразил одно из самых красивых и ярких времен года.
Первое, на что падает взгляд – тонкие березки. Они уже успели надеть золотистые сарафаны из осенних листьев. С некоторых березок уже опала листва. Это легкий осенний ветерок нарушил их покой. Можно заметить, как золотистые листики падают на зеленую траву, кружась в танце.
Склон, на котором стоят деревья, ведет к тихой речке. Он нее веет спокойствием и безмятежностью. Глубокая речка заставляет подольше остановиться возле картины и детально рассмотреть каждый мазок.
За небольшим лесом виднеется маленькая деревушка и изумрудные поля. Именно они становятся завершающим штрихом в осенней композиции.
У многих осень ассоциируется с ненастной погодой, холодом и грустью. Однако автор помог иначе взглянуть на это чудесное время года. На самом деле осень полна яркими краскам, теплом и невероятными пейзажами. Именно за это я люблю природу и свою Родину.
Вариант №2
Передо мной картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».
На полотне автор изобразил осень во всей красе. Можно заметить, что преобладающими оттенками в палитре художника стали золотистые, зеленые и голубые цвета.
Смотря на картину, понимаешь, что автор хотел показать солнечный осенний день. На первом плане я вижу тихую лесную речку. В голубой воде отображается чистое и ясное небо. На левом берегу красуются тонкие березки, усыпанные золотыми листьями. Трава еще зеленая. Предположительно действие происходит в сентябре.
Вдали на высоком холме виднеется ярко-зеленое поле, рядом с которым стоят маленькие деревенские дома. Возможно, хозяева еще не успели собрать урожай. Им некуда спешить, ведь осень только началась.
Смотря на картину, я понимаю, что осень – любимое время года И. Левитана. Художник сумел передать настроение и свои чувства, благодаря чему я могу восхищаться красотой своей Родины.
Вариант №3
На своей картине «Золотая осень» Левитан изобразил прекрасный пейзаж, от которого веет светом и прохладой. На полотне можно увидеть только теплую палитру цветов, что говорит о любви и восхищении автора этим временем года.
На картине все выглядит органично. Золотые деревья, ясное небо, слегка пожелтевшая трава и глубокая речка вызывают теплые эмоции и чувства от увиденного. Можно заметить, что автор избегал темных оттенков. Благодаря этому ему удалось продемонстрировать золоту осень во всей красе.
На переднем плане березовая роща. Некоторые тонкие деревья уже успели смахнуть золотую листву. На другом берегу можно увидеть одинокую березку, которая выделяется на фоне слегка пожелтевших полей и деревьев. Также внимание падает на тихую и глубокую речку. От нее веет спокойствием и легкой прохладой. Осень началась.
Смотря на картину, возникает желание оказаться там прямо сейчас. Невероятной красоты пейзаж позволяет насладиться настоящей красотой природы. Именно такие чувства и эмоции хотел передать И. Левитан.
Вариант №4
Передо мной настоящее произведение искусства – картина И. Левитана «Золотая осень», на которой художник изобразил свое любимое время года.
Первое, на что падает взгляд – это прохладная речка. Ее безмятежность заставляет задуматься о важных вещах или даже полностью переосмыслить свою жизнь. Она не одинока на этой картине. Ее окружает осеннее золото, благодаря чему картина выглядит гармонично и эстетично.
Также хочется уделить особое внимание березовой роще. Тонкие деревья расположились вдоль неширокой речки. И только одна березка одиноко стоит на другом берегу. Близ нее возвышаются слегка пожелтевшие деревья. А вдали стоят небольшие деревянные домики. Возможно, это маленькая деревушка.
Картина И. Левитана « Золотая осень» является моим любимым произведением художника. В ней прекрасно абсолютно все: яркие цвета, ясная погода, золотистые растения и спокойная речка. Она вызывает исключительно положительные эмоции и заставляет иначе взглянуть на холодное время года.
Итоги
Как видим, нет ничего сложного в том, чтобы написать красивое сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» в 4 классе. Представленные нами работы служат исключительно в качестве примера. На них можно только опираться в момент написания сочинения. Важно по-совему посмотреть на полотно и изложить свои эмоции от увиденного.
«Золотая осень» Поленова выражает зрителю уютно обжитый уголок необъятной России, с ее беспредельно обворожительным многообразием, дающее человеку радость жизни, созерцательное настроение и умиротворение.
Сочинение по картине «Золотая осень» — 3 класс
Вариант 1
На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.
На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.
Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.
На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.
Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.
Вариант 2
Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.
Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.
Вариант 3
Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.
Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.
Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.
«Золотая осень» — 4 класс, сочинение
Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”.
Золотая осень.
Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски — волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень»
Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский живописец. Его талант сполна раскрылся благодаря многочисленным произведениям пейзажной живописи. Современники называли Поленова Рыцарем красоты, Поэтом Живописи. Художника привлекала красота родной природы. И он умел подчеркнуть её великолепие и гармонию.
Картина «Золотая осень» по праву считается одним из самых знаменитых произведений, созданных великим художником. На картине Поленов изобразил осеннюю природу. В осенней поре есть удивительная красота. Многочисленные цвета и оттенки, свойственные ранней осени, поражают воображение. Золото листвы, зелень травы, глубина неба. Всё это создаёт особое настроение, не может не восхитить. Картина «Золотая осень» была написана в 1883 году. Тогда художник жил на берегу Оки. И картина была им написана с берега этой реки. С берега открывался прекрасный вид, который художник решил запечатлеть на полотне. Красота реки Оки всегда волновала художника. Однажды он написал Константину Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту».
Долгие годы провёл художник рядом с Окой. И всякий раз он продолжал восхищаться её красотой и гармонией. Поленов неоднократно изображал Оку в разное время года. Художник видел поэзию в красоте природы, благодаря чему были созданы удивительные произведения. Пейзаж «Золотая осень» был написан Поленовым через несколько лет после того, как он обосновался в имении Бехово в своей усадьбе.
На картине представлен вид Оки в направлении Очаковых гор. Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокойная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воздуха. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармонии и умиротворения. Осень прозрачная и ясная. Это, пожалуй, самое красивое время года. Прошло жаркое лето, и природа дарит возможность насладиться бархатным теплом осени. Солнце ещё такое яркое. Но его лучи не столь испепеляющие, как это бывает в летнюю пору. Воздух кажется удивительно чистым и прозрачным.
Осень золотит листья деревьев, придавая им особое настроение. Осень чародейка рассыпает листья золотые под ногами. Осень волшебница дарит удивительные краски, которых не увидишь в другое время года. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насладиться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого. Нельзя не восхититься тем, насколько точно художник передал краски и цвета.
Линия реки кажется такой светлой и чистой. Небеса нависают над холмами, а их глубина кажется поистине завораживающей. Лес выглядит по-настоящему объёмным. Взгляд притягивает изысканное величие окрестностей реки. Хочется сполна насладиться теплом осенних дней. Сентябрьские дни уже заметно короче летних. Но в этих днях особая прелесть, именно поэтому их так хотелось бы продлить. Картина «Золотая осень» — это застывшее мгновенье, в котором хочется остаться как можно дольше. Золотые солнечные зайчики и янтарные блики играют вокруг, делая мир праздничным и ярким. При взгляде на картину невольно вспоминается что-то хорошее. Сентябрь — начало осени и плавное продолжение лета. Очарование первых осенних дней, когда ещё не чувствуется приближение холодов, вызывает восторг в душе человека. Под бархатным солнцем нежится берег реки, природа живёт своей жизнью, восхищая человека своей гармонией. В лесу ещё цветут цветы, ещё свежа и зелена трава. Земля дарит тепло растениям, как бы убеждая остаться здесь подольше, радуя мир своей красотой.
Для Поленова именно осень была любимым временем года. Он считал, что летние месяцы не представляют интереса для художника пейзажиста, потому что летом преобладает зелёный цвет. «Всё, как из ушата, облито зеленью». А осенью природа дарит все краски радуги. Именно осень — благодатное время для художника. Самым любимым местом художника была река Ока.
Можно сказать, что в картине «Золотая осень» сочетается любимое место и время живописца. В. Д. Поленов много лет прожил рядом с Окой. Местная природа не переставала восхищать его. Об этом свидетельствуют как письма художника, так и его живописные произведения.
При создании данного произведения Поленов использовал приём, характерный для его творчества. Пространство было организовано с помощью дуги. Здесь именно река исполняет роль дуги. Река уравновешивает картину, завершает её. Пейзаж даётся в панорамном развороте. Однако он открывается далеко не сразу. Здесь есть свой секрет. Когда зрители смотрят на картину, они как бы оказываются внутри неё.
Тропинка ведёт в глубину картины. И кажется, что ты идёшь по ней, огибаешь речку, поднимаешься на холмы. И вот зритель уже мысленно оказался у горизонта, именно там, где расположена белая церковь. Именно отсюда можно посмотреть вдаль. Насколько удивительный и завораживающий вид открывается перед нами. Небо словно опускается к земле. Мир кажется бескрайним и беспредельным. А этот чудесный край воспринимается как настоящий рай на земле.
Созерцание красоты природы помогает нам хотя бы ненадолго забыть обо всём на свете, не думать о проблемах и заботах. Кажется, что нет ничего главнее этой красоты, гармонии и великолепия.
Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.
Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Вариант 1
Часто прогуливаясь живописным местам близ реки Оки Поленов находил много интересных сюжетов, которые воодушевляли своим видом художника к написанию картин. Осень, наверное, самое живописное время года и художник решил обязательно отобразить это чудо природы на полотне, выразив тем самым свое мироощущение.
Подобрав удобный по мнению автора панорамный вид, который хорошо просматривается с высокого берега Оки. Река Ока круто извиваясь уходит в даль, отражая в своих водах часть осенних деревьев густо разросшиеся по правом берегу реки, там же вдалеке слегка виднеется белокаменная церковь.
На переднем плане картины опускающийся к реке с зеленовато охристыми оттенками холм, где пробегает лесная тропинка, уходящая вдоль правого берега в глубь березовой рощи. Относительно украшенных золотым окрасом осени берез, красуясь своей темно зеленой листвой величаво стоит дуб, еще не тронутый надвигающимся осенним временем. В созвучии с дубом по цветовому оттенку можно пометить не большие елочки, рассаженные вдоль тропинки и говорящие о начале новой жизни.
В картине все подчинено осеннему сезону, колорит красок подчеркивает разнообразие листвы на деревьях от зелено-красных оттенков до ярко желтых и оранжевых, контрастирующих относительно голубых красок реки и неба.
Живописно отражено художником атмосфера воздушности картины, этому свидетельствует уходящие в дымчатую даль горизонта берегов, над которыми нависает затянутое облачками небо. Сегодня картина Золотая осень находится в Тульском мемориально историческом музее-заповеднике названный в честь Василия Дмитриевича Поленова
Вариант 2
Получивший одновременно с Репиным золотую медаль Академии Художеств, учитель Левитана и Остроухова и доживший до признания его «народным художником РСФСР», Василий Дмитриевич Поленов, среди ряда работ, принесших ему всемирную славу (за картину «Арест графини д’Эстремон» его сделали членом и французской Академии) написал и относительно малоизвестный пейзаж «Золотая Осень».
Написанная недалеко от собственной усадьбы Поленова на Оке картина показывает, откуда появилась позднее «радость золотой осени» у его учеников, Остроухова и Левитана. Ясный солнечный день, монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете, как ледник на Альпах (Поленов к тому времени лишь недавно вернулся на родину, до того пересекая те самые Альпы по нескольку раз за год – из Италии – во Францию через Швейцарию), но он привлекает наше внимание не сразу. Зато, когда заметишь его – глаз уже не отвести. А поначалу обращает на себя внимание величественный изгиб реки, живая синяя лента на золотом поле осени, туманная, голубоватая дымка холмов, меж которых исчезает река.
Потом только, пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень-то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зеленый исполин перед глазами – напоминание о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко-желтый окрас деревьев, не аккуратная тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как, бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается палая листва и как в темно-синих прибрежных омутах по правому берегу отчетливо видны деревья с «лесного» берега.
Поленов поездил по всей Европе, был и в Египте, и в Азии… но не был в США, откуда пошло выражение «Индейское лето». Иначе картину можно было бы назвать так. Или «бабье лето». Потому что, хотя на картине осень, но она вся еще пронизана летним теплом и светом. Но, вернее всего – в случае с Поленовым, так проникновенно, пусть и при помощи не самых ярких красок, показавшим красоту русской природы, было б назвать картину «Родина» …
26.02.2021
Учитель начальных классов
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.
Оценить
325
Содержимое разработки
Календарно — тематическое планирование
по учебному предмету «Литературное чтение»
Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,
Горецкий В. Г.
Наименование учебника «Литературное чтение»
Издательство«Просвещение»
2 класс (136 ч)
Дата | Тема раздела / тема урока | Количество часов | Формы текущего контроля успеваемости | Содержание НРЭО |
Вводный урок по курсу «Литературное чтение». | 1 | |||
«Любите книгу» (9 часов) | ||||
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. | 1 | |||
Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель… | 1 | Произведения уральских авторов | ||
Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. | 1 | Наизусть | ||
Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Произведения уральских авторов | ||
Н. Кончаловская. « В монастырской келье…» | 1 | Техника чтения | ||
Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. | 1 | |||
Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин. | 1 | Произведения уральских авторов | ||
По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. | 1 | Наизусть | ||
По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | 1 | Тест | Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер». | |
«Краски осени» (13 часов) | ||||
Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. | 1 | |||
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг. | 1 | Тематическая работа. | Произведения уральских авторов | |
Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. | 1 | Наизусть | ||
А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах. | 1 | |||
И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…». | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето». | |
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | 1 | Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы». | ||
Народные приметы. Осенние загадки. | 1 | |||
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. | 1 | Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии». | ||
По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь». | 1 | |||
По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии. | 1 | Произведения уральских авторов |
Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень». | 1 | Тест | ||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Произведения уральских авторов | ||
Обобщение по разделу «Краски осени». Тест | 1 | Тест | ||
« Мир народной сказки» (17ч) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел». | 1 | Произведения уральских авторов | ||
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. | 1 | |||
Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций. | 1 | Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп». | ||
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам. | 1 | |||
Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок. | 1 | |||
Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям. | 1 | |||
Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки. | 1 | Тест | Произведения уральских авторов | |
Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок. | 1 | |||
Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. | 1 | Произведения уральских авторов | ||
По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки. | 1 | |||
Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника | 1 | |||
Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога | 1 | |||
Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки. | 1 | |||
Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки. | 1 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце». | ||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов. | 1 | |||
Обобщение по разделу « Мир народной сказки». | 1 | Тест | ||
«Веселый хоровод » (10ч.) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. | 1 | Наизусть | ||
Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине. | 1 | Произведения уральских авторов | ||
Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии. | 1 | Проект | ||
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. | 1 | Наизусть | ||
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных. | 1 | Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки». | ||
Справочная литература для детей. | 1 | |||
Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина». | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов: Гроссман. «Вот какой он мой дружок». | |
Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица. | 1 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Тест | Произведения уральских авторов | |
Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод». | 1 | Проект |
« Мы- друзья» (10ч.) | ||||
Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе. | 1 | Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка». | ||
Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы». | 1 | Наизусть | ||
Сочинение на основе рисунков. | 1 | |||
Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя. | 1 | |||
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек». | ||
Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль. | 1 | |||
Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей» | 1 | |||
Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье. | 1 | |||
Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. | 1 | Техника чтения | ||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Тест | ||
« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.) | ||||
Готовимся к новогоднему празднику. | 1 | Проект. | ||
Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг. | 1 | Тематическая работа | ||
Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…». | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов | |
С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | 1 | Наизусть | ||
Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике. | 1 | |||
К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение | 1 | |||
С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение. | 1 | |||
А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…». | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости». | |
Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | 1 | Тест | ||
Праздник начинается, конкурс предлагается… | 1 | Проект | ||
Обобщение по разделу | 1 | |||
« Чудеса случаются » (16ч. ) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка. | 1 | |||
Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина. | 1 | |||
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки. | 1 | Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова. | ||
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка? | 1 | |||
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг | 1 | |||
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки. | 1 | |||
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка? | 1 | |||
Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки. | 1 |
Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. | 1 | |||
Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки. | 1 | Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге». | ||
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 | |||
Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки. | 1 | |||
Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата». | 1 | Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая». | ||
Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце». | 1 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
Обобщение по разделу « Чудеса случаются » | Тест | |||
«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение. | 1 | |||
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении. | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» . | |
Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи. | 1 | Тест | ||
Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений | 1 | Проект | ||
Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. | 1 | Наизусть | ||
Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный. | 1 | |||
Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна». | 1 | |||
Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна». | 1 | Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер». | ||
Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование. | 1 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Тест | Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках». Е.Ховив. «Несчастливая примета». | |
« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. ) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения. | 1 | |||
Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение. | 1 | Наизусть | Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей». | |
А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?». | 1 | Наизусть | ||
Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. | 1 | Техника чтения | ||
Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром. | 1 | |||
Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». | 1 | Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге». | ||
Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование | 1 | Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»! |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Тест | ||
« Люблю всё живое » ( 16ч.) | ||||
Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок». | 1 | |||
Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | |||
С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста | 1 | Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка». | ||
Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев. | 1 | |||
М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | |||
Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов. | 1 | Тест | ||
Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц. | 1 | Наизусть. | ||
Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом». | 1 | Проект | ||
Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | 1 | |||
Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов. | 1 | |||
Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок. | 1 | |||
Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?». | 1 | |||
Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту. | 1 | |||
Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза». | 1 | Комплексная работа | ||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
Обобщение по разделу. | 1 | Тест | ||
Жизнь дана на добрые дела (16часов) | ||||
Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. | 1 | |||
Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. | 1 | Наизусть | ||
Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок | 1 | |||
В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка. | 1 | |||
Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!» | 1 | |||
А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей | 1 | |||
Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища». | 1 | |||
И. Пивоварова. «Сочинение». | 1 | |||
Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». | 1 | Техника чтения. | ||
Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг | 1 | Тематическая работа | ||
Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям. | 1 | |||
Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». | 1 | Наизусть | ||
Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности». | 1 | |||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Тест | ||
Обобщение по разделу. | 1 | |||
Чтение рассказов детских писателей. | 1 |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Картина В. Д. Поленова «Золотая осень» – это знакомый каждому из нас уголок природы, однако представленный по-своему художником на полотне.
Осенняя пора, которую автор передал с помощью огромного разнообразия оттенков желтого, зеленого и синего цвета, навеивает умиротворение и спокойствие. Панорама, представленная автором, открывается с пригорка. Влево уходит еле заметная тропинка. А по ярко-желтому от выгоревшей травы спуску вразнобой видны маленькие пышные кустики недавно высаженных елей. К реке не подступиться из-за близко растущих белоствольных берез. Их крона будто усыпана золотистым желтым янтарем. Некоторая часть еще сохранила зеленые листья, не успевшие пожелтеть вслед за остальными. Ярким изумрудным пятном на фоне янтарного блеска возвышается пышная шапка из листьев. Это дерево будто пыталось спрятаться за чередой нарядных берез. Судя по зеленой нетронутой солнцем кроне, оно не собирается желтеть.
Правый берег реки представлен крутым холмом, покрытым разноцветными кустарниками и деревьями. Он будто уводит реку в неведомые дали. Речное пространство захватывает дух зрителя. Такая полноводная река не может оставаться без течения. Волны медленно накатывают одна на другую, унося за собой пену за поворот. В воде отражается то, что растет на крутом берегу и облака, уплывающие вместе с речной гладью. Небесные просторы кажутся бескрайними. Они сходятся далеко на линии горизонта с лесной зоной в виде синей туманной полосы. По однотонному ровному голубому небу будто раскиданы светлые комочки ваты. Это облака, напоминающие комочки снега. Правый же берег открывает лишь часть колокольни, которая аккуратно огорожена белым каменным забором.
Глядя на картину Василия Дмитриевича Поленова, стараешься угадать мысли художника в момент создания картины. Мир кажется добрым, люди счастливыми оттого, что живут в таком дивном месте, а природа родного края неповторима. Один из теплых дней на картине напоминает время «бабьего» лета. Хочется, чтобы он продлился как можно дольше, чтобы впечатления остались навсегда в душе, вызывая улыбку при воспоминании этого природного уголка.
Сочинение-отзыв
Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей и лесов, а кто-то видел красоту в маленьких деталях: в лучах солнца в погожий день или в первом снеге, выпавшем на маленькую деревеньку. Сегодня я впервые познакомился с творчеством Василия Дмитриевича Поленова. Картина, которую я сегодня увидел называется «Золотая очень».
На полотне автор запечатлел тот момент, который в народе называют «бабье лето» — на дворе уже осень, но летнее тепло еще не успело никуда уйти и от этого а воздухе так и порхает это теплый аромат уходящих летних дней.
Честно, меня эта картина очень завораживает! Я смотрю на нее и будто бы оказываюсь этим погожим. Художник специально использует яркие и насыщенные цвета, чтобы показать нам с вами, что денек и правда выдался очень хорошим. На картине преобладают все оттенки желтого, так же видно много голубого и зеленого. Яркость красок придает картине теплоты.
На переднем плане перед нами предстает березовая роща. Деревья уже одели новый желтый наряд, и теперь на солнышке березоньки переливаются словно огоньки. Перед деревьями мы видим тоненькую дорожку уходящую куда-то в даль. Наверное, эту тропинку вытоптали местный ребята, которые часто ходят на эту речку.
За Березовой рощею нам открывается не менее шикарный вид. Сзади течет прекрасная река. Это не маленькая речка, это именно река. Видно, что водоем начал свое путь где-то далеко-далеко, и уходит в даль за границы данный картины. Река очень красивая и извилистая. Под солнечными лучами она становится еще краше и заманчивее. Я думаю, что летом на берегу этой реки всегда можно встреть много ребят, которые приходят сюда позагорать и поплавать.
А вот за рекой можно разглядеть поле. Поле еще зеленое, и вполне возможно, что его еще вскопали на осень. А может быть на нее все еще что-то растет и в скором времени крестьяне придут собирать свой урожай.
Картина мне очень понравилась. Я и сам люблю это время года, когда кругом все такое красивое , но градусник еще показывает плюс 18 градусов. Я считаю, что автор полностью смог передать настроение этого момента в осени. Солнца не видно, но все равно картина наполнена жарким осенним теплом. Смотришь на полотно и чувствуется там какая-то невероятная гармония и ясность.
`
Золотая осень
Популярные сочинения
- Сочинение Твой друг — компьютер
Любой школьник и даже взрослый сознательный человек мечтает о таком друге, с кем можно обсудить любимые интересы, поделиться мнением и от которого можно получить целый ворох уникальных советов
- Сочинение Нам не нужна война
Что означает слово идеальный? И есть ли такая концепция вообще? С разных точек зрения это может существовать, но это также кажется глупостью, такой же как совершенство. Но мы всегда к этому стремимся.
- Сочинения по картинам В. Маковского
Владимир Маковский — описание картин