Юлия Тришина
Аннотация
Игра
предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ
, так и на дополнительных занятиях в учреждениях дополнительного образования, в начальных классах школы, а также в домашних условиях. Я применяю игру в совместной игровой деятельности детей, в организованной деятельности (на занятиях)
по ознакомлению детей с окружающей средой и экологией
. Игра
позволяет закреплять знания детей о хлебе
хлеба в старину на Руси
хлеба
закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ)
; воспитывать бережное отношение к хлебу
и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми. Прилагается папка с фотографиями данной игры в готовом варианте, которая используется в работе, а также презентация игры, которую можно распечатать и использовать в своей работе
Страница № 4-8 (поле- образец, №11 (игровое поле)
распечатать на количество игроков, страницы с № 12-16 (карточки)
распечатать на количество игроков и разрезать, а страницы с№13-14 сначала склеить, а затем разрезать, страница №17 (поощрительные фишки)
вырезать по контору (можно сделать больше)
Дидактическая игра
«Путешествие Колобка
(от зернышка до хлеба
)
»
Цель
: Сформировать у детей представления о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба
Задачи
:
Образовательные
: закрепить знания детей о хлебе
как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси
, и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба
Развивающие
:
Развивать умение ориентироваться в пространстве (на бумаге)
; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; развивать умение анализировать и выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ)
; формировать мелкую моторику рук; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (хлебобулочные изделия
)
Воспитательные
:
воспитывать бережное отношение к хлебу
и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми
Предварительная работа
: беседы, отгадывание загадок о хлебе
, заучивание стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе
; рассматривание картин, иллюстраций и презентаций по теме, чтение рассказов о хлебе
: А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”
, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”
, Я. Аким “Хлеб”
, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”
, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской «Хлеб
«, М. Пришвина «Лисичкин хлеб
«.
Словарная работа
:
Существительные
: рожь, пшеница, зерно
, колосья
, поле,земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы
, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия
, хлеб
, булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные
Прилагательные– свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Материал
:
Демонстрационный- картинки с изображением последовательности выращивания хлеба
зернышка до хлеба
хлеба
Раздаточный — карточки-поля, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба
на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба
, карточки с изображением последовательности изготовления хлеба
, фишки для поощрения с изображением «колобка
»
Ход игры.
Взрослый (педагог или родитель)
предлагает рассмотреть картинки с изображением последовательности выращивания хлеба
на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба
, с изображением последовательности изготовления хлеба
Вариант №1 (игра
проводится с 1 ребенком)
«Путешествие Колобка
(от зернышка до хлеба
)
в старину на Руси»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивании хлеба на Руси в старину
.
«Путешествие Колобка
(от зернышка до хлеба
)
в наше время»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба в наше время
. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Путешествие Колобка- от зернышка до хлеба
»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности от зернышка до хлеба
. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Как нужно приготовить Колобок
»
»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности приготовления колобка
(хлеба
)
. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию «По цепочке» (дети по очереди составляют последовательность путешествия Колобка
по заданной карточке.)
Вариант № 3
Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель)
называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология «В парах»(дети раскладывают карточки работая в паре)
В этом случае побеждает и получает «колобок
»
, пара которая первой составит последовательность выращивания и изготовления колобка
.
Вариант №3 (на усложнение)
Предложить ребенку составить рассказ- описание о путешествие Колобка
(от зернышка до хлеба
)
по мнемотаблице. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию «По цепочке» (дети по очереди называют последовательность)
В ходе игры я применяю физкультурную минутку «Колобок
»
В землю зёрнышко посадим, наклоны вперед,
что же выйдет из него? разведем руки в стороны
Дождик землю поливает, руки вверх — вниз
Солнце землю пригревает закрыть- открыть глаза, приседание
Зернышко прорастает
, постепенное вставание,
Тянется росток, руки вверх
Превращается в колосок
С ветром колосок играет
,
Ветерок его качает наклоны в стороны
А косарь сожнет колосок вправо – влево
, имитируя косьбу
Отвезут зерно
на ток имитация вращения руля
Мукомол зерно размелет
. кулак на кулак и круговые вращения
А хозяйка из муки испечёт нам колобок
. имитация – катаем колобок
И вот он какой-
круглый, соединить руки в кольцо,
румяный, потереть щечки
большой руки вверх. потянуться
Интересной Вам игры!
Литература
1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу
. – Уфа
: Башк. кн. изд-во, 1987.,
2. Барыкин К. К. Хлеб
, который мы едим. – М.: Политиздат, 1983.
3. Ивин м. “Хлеб сегодня
, хлеб завтра”
. Детская литература, 1980.
4. Коломина Н
. В. Занятия по экологии в детском саду
. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. «Мы»
Программа эколог
. образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. — СПб
: «Детство-Пресс»
, 2000.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
: 80 000 слов и фразеологических выражений- М.: Азбуковник, 1997.
7. От осени до лета
: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград
: учитель, 2004.
8. Соломенникава О. А. Экологическое
воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — Мозаика-Синтез, 2006.
9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей
: Растения. — М.: Школьная Пресса, 2000.
10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” — М
. “Россельхозиздат”, 1984г.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе
. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
Приложение № 4
И.А. Румянцева
Дидактические игры по теме «Хлеб – всей жизни голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи:
развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры:
дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи:
закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры:
дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
^
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак»
(Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи:
обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры:
дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
^
4. «Назови профессию»
Задачи:
Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры:
педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
^
5. «Что сначала, что потом»
Задачи:
закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры:
дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
^
6. «Разложи блинчики»
Задачи:
развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры:
дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
^
7. «Разрезные картинки»
Задачи:
учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры:
дети складывают картинки из частей.
^
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи:
закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры:
дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи:
развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры:
дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»
«От зернышка к булочке»
Цель:
Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.
Материалы: Тематические карточки.
Ход игры:
Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.
Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.
1 Вариант: «Доскажи словечко»
Цель:
Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.
Материалы:
Карточки с изображением хлебных профессий.
Ход игры:
Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает…..агроном, поле пашет….тракторист, зерно сеет….сеяльщик, на комбайне работает…комбайнер, муку мелет…..мельник…., хлеб замешивает…тестовед, хлеб печет…пекарь….хлеб продает…продавец».
2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».
Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.
Цель:
Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.
Например: Тракторист- трактор
Сеяльщик- зерно
Комбайнер- комбайн
Мельник- мельница и зерно
Тестовед- мука
Пекарь- тесто
Кондитер- мука и сахар
Водитель- машина
Продавец-хлебобулочные изделия.
3 Вариант: «Назови кто это?»
Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.
4 Вариант:«Угадайка!»
Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.
5 Вариант: «Кого не стало?»
Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.
«Соедини пословицу»
Цель:
Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.
1 Хлеб в рот- ум в голову!
2 Хочешь есть калачи — не сиди на печи!
3 Вода мать- хлеб батюшка!
4 Хлеб да вода- богатырская еда!
5 Много снега- больше хлеба!
6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!
«Правда или ложь»
Материалы:
Карточки желтого и красного цвета.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.
1 Хлеб растет на грядке. (в поле).
2 Пекарь работает на комбайне?
3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?
4 Продавец продает в магазине колоски?
5 На мельнице работает мельник?
6 Можно ли выбрасывать хлеб?
7 Хлеб дает силу?
8 Можно ли есть хлеб грязными руками?
9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?
4
И.А. Румянцева
Дидактические игры по теме «Хлеб – всей жизни голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает комбайнер; на мельнице работает мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Дидактические игры
По теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи:
развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры:
дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи:
закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры:
дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак»
(Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи:
обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры:
дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи:
Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры:
педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи:
закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры:
дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи:
развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры:
дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи:
учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры:
дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи:
закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры:
дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи:
развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры:
дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.