Составить рассказ от имени землевладельца 5 класс как прошел его день

Заседание конкурсной комиссии 24 декабря проходило в онлайн-формате, оно транслировалось на youtube-канале конкурс сап 2021. по итогам конкурса детектив

Заседание конкурсной комиссии 24 декабря проходило в онлайн-формате, оно транслировалось на YouTube-канале «Конкурс САП – 2021».

По итогам конкурса детектив НАБУ Александр Клименко получил 246 баллов, прокурор Офиса генпрокурора Андрей Синюк – 229 баллов.

Клименко в пятницу направил комиссии письмо, заявив, что ему звонили из Офиса генпрокурора и сообщили об отсутствии необходимых для спецпроверки документов, которые, по словам детектива, он подавал еще в начале конкурса. Письмо Клименко зачитала глава комиссии Екатерина Коваль.

По словам Клименко, с запросом о проведении повторной спецпроверки ему позже звонили и из конкурсной комиссии.

Клименко также заявил, что в Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции, куда он обратился за разъяснениями, ему отрицали необходимость повторной проверки.

В итоге он попросил конкурсную комиссию сообщить о правовых основаниях для проведения такой спецпроверки.

В свою очередь, Коваль заявила, что не получила от Офиса генпрокурора подтверждения того, что кандидаты прошли спецпроверки согласно законам о предотвращении коррупции и допуске к гостайне.

Руководитель общественной организации «Центр противодействия коррупции» (ЦПК) Виталий Шабунин отметил в Telegram, что утверждения глава комиссии об отсутствии документов неправдивы, так как Коваль говорила об их наличии на заседании 21 апреля.



Коваль предложила проект решения, согласно которому конкурсная комиссия утверждает победителя, но его кандидатуру подают уже после ответа от Офиса генпрокурора.

«Сначала Банковая руками контролируемых членов комиссии играла на проведение повторной спецпроверки по поводу победителя конкурса. Когда этот сценарий не прошел, председатель комиссии Коваль зачитала проект решения комиссии, написанный таким образом, что фактически назначение руководителя САП становится невозможным. Ведь Коваль получила возможность не подавать на назначение Клименко, пока она не получит повторно документы, которые у нее и так уже есть», – подчеркнул Шабунин, его цитирует сайт ЦПК.

В итоге комиссия голосовала за три разных проекта решений, которые не набрали необходимого количества голосов.

Заседание комиссии перенесли из-за отсутствия кворума, сообщило Общественное. Дата следующего заседания пока неизвестна.

Контекст:

В САП сейчас нет руководителя. Предыдущий – Назар Холодницкий – ушел в отставку в августе 2020 года. Он возглавлял ведомство с 2015 года. Обязанности главы САП исполняет его первый заместитель Максим Грищук.

В октябре 2020 года президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что рассчитывает на избрание нового главы САП «в ближайшие месяцы».

17 сентября Верховная Рада приняла проект постановления, которым утвердила членов комиссии по проведению конкурса на занятие административных должностей в САП. Комиссия состоит из 11 человек: четверых делегирует Совет прокуроров, семерых – парламент. Предложенных кандидатов критиковали оппозиционные парламентские фракции, указывая, что у них нет опыта в сфере борьбы с коррупцией (это требование содержится в ст. 8 закона «О прокуратуре»). Евродепутаты, члены комитета по иностранным делам Виола фон Крамон-Таубадель и Михаэль Галер перед голосованием заявляли, что Украина рискует потерять поддержку МВФ и безвизовый режим с ЕС.

Прием документов от претендентов на пост главы САП начался 25 января 2021 года и продолжался до 15 февраля. Для участия в конкурсе на вакантные должности в Специализированной антикоррупционной прокуратуре подали документы 169 человек, из них допустили 128 претендентов.

2 сентября США и Украина обнародовали совместное заявление, в котором Украина обещала немедленно обеспечить избрание новых глав САП и НАБУ. Генпрокурор Ирина Венедиктова 10 ноября высказывала ожидания, что нового главу САП назначат до конца года. Такие же надежды озвучивал Зеленский.

Несколько заседаний комиссии по отбору главы САП в конце ноября – начале декабря были сорваны. По словам Шабунина, это происходило из-за «подконтрольных Банковой членов комиссии». В конкурсе на должность главы САП происходят «неприятные, непрозрачные, нелогичные вещи», а действия некоторых членов комиссии выглядят странно, считает директор НАБУ Артем Сытник.

7 декабря конкурсная комиссия определила двух кандидатов, которые проходят в финальную часть конкурса, это Клименко и Синюк.

Послы «Большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Канада, Германия, Франция, Италия) 6 декабря встречались с главой Офиса президента Украины Андреем Ермаком и говорили ему о важности быстрого и прозрачного завершения конкурса на должность главы САП, 18 декабря они встречались с Зеленским и тоже говорили об этом конкурсе.

20 декабря Окружной административный суд Киева (ОАСК) отменил порядок работы конкурсной комиссии и проведения конкурса на должность главы САП. По словам юриста ЦПК Елены Щербан, если апелляционная инстанция не отменит решение ОАСК, то это будет основанием для признания будущего избрания главы САП незаконным.

21 декабря комиссия огласила результаты конкурса на должность главы САП, но не утвердила победителя. Решение об утверждении результатов конкурса поддержали четыре члена комиссии от международных организаций и один от Верховной Рады – Вячеслав Навроцкий. В то же время за решение не проголосовали пять других членов комиссии от парламента: Елена Бусол, Евгений Соболь, Андрей Гуджал, Богдан Романюк, а также Коваль. В результате комиссия не набрала достаточного количества голосов для утверждения проекта решения.

Главред «Украинской правды» Севгиль Мусаева отметила в Facebook 22 декабря, что глава САП в случае избрания и в случае своей абсолютной независимости от власти несет угрозу заработным платам народных депутатов от «Слуги народа» в конвертах, проекту «Большое строительство» и делам против бизнесмена Игоря Коломойского. «Мне кажется, даже этого перечня достаточно для того, чтобы понять, почему руководителя САП до сих пор нет и почему ОАСК за два дня до объявления победителя конкурса выносит решение, которое его фактически аннулирует», – пояснила она.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Использован учебник «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Фонохрестоматия

1. С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Рассказчик представляется мне старым, очень спокойным и сдержанным воином. Он много повидал, много пережил. Он сам участвовал в рассказанных событий. Его речь неспешная, обстоятельная.

Мне кажется, что это храбрый и добрый человек, миролюбивый, честный, способный к состраданию.

2. Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествовавшие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Актёр повышает тон речи, громкость, убыстряет ритм. Слова Жилина он передает с мольбой. Пленение актёр описывает тихо, медленно, с тоской.

Пример пересказа эпизода погони и пленения Жилина, 5 класс

Жилин выпросил отпуск и отправился в город с обозом. Вместе с ним ехал другой офицер, Костылин. Стояла сильная жара, обоз двигался медленно, с Костылина ручьями тёк пот.

Предложил Костылин поскакать вперед и сказал, что у него есть ружьё заряженное.

Согласился Жилин и поехали офицеры вперед. Пока шла дорога по степи, всё было спокойно. Но вот свернули они в ущелье. Жилин решил проверить путь и поскакал на гору, а Костылин остался внизу, на дороге.

Только поднялся Жилин в гору, а перед ним — татары. Бросился он прочь, про ружьё Костылину кричать начал. А тот, как увидел татар, развернулся и в обратную сторону помчался.

Видит Жилин, не уйти от погони. Выхватил он саблю и на татарина в красном бросился. Но подстрелили татары лошадь, упала она и придавала ногу Жилину.

А потом и татары подбежали, обшарили, связали и на коня положили кулем. Так оказался Жилин в татарском плену.

3. Перескажите сцену торга по поводу выкупа. При этом постарайтесь воспроизвести многоголосие, особенности речи и характеров участников торгов.

Пересказ сцены торга Жилина о выкупе, 5 класс

Жилина привели в дом, где на богатых коврах ели татары. Один из них, чёрный, по имени Абдул, стал говорить, что купил Жилина у красного татарина за двести рублей. И теперь Жилин должен писать домой письмо и просить три тысячи.

-Солдат урус. Хорошо урус.

Жилин отказался: «Нет, этого я заплатить не могу», и сказал, что больше пятисот нет. Абдул стал ругаться, а потом назвал Жилина молодцом и потребовал тысячу.

— А не напишешь, в яму посадят.

Жилин вновь отказался: «А ты ему, собаке, скажи, что не боялся и не буду вас бояться», и опять предложил пятьсот. Привели Костылина, тот написал письмо с просьбой прислать пять тысяч.

Но Жилин стол на своём. Абдул сунул ему лист бумаги — он был согласен на пятьсот. А Жилин потребовал, чтобы их кормили, держали вместе, а на ночь снимали колодку.

4. Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, стараясь передать душевное и физическое состояние героев?

Про Костылина актёр читает с жалостью, про Жилина с лёгкой гордостью.

Пересказ сцены первого побега, 5 класс

Ночью Жилин и Костылин попытались убежать. Жилин быстро опередил Костылина, а тот сильно натёр ноги. Костылин снял сапоги, но стало только хуже. Он все время садился отдыхать и стонал, крича, что не пойдёт дальше.

Пришлось Жилину сажать его на спину и тащить на себе. Они добрались до родника, остановились отдохнуть. Тут их и повязали татары и вернули в аул.

5. Как актёр передает отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега Жилина из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сперва от лица Дины, а потом от лица Жилина.

Слова Дины актёр читает очень нежно, передавая жалость девочки к Жилину. Жилин умоляет её, актёр передаёт его заботу о безопасности девочки, маленькой, хрупкой, тоненькой.

Пересказ сцены побега от лица Дины, 5 класс

Старики сказали отцу, что пленников надо убить. Мне было жалко Ивана, он был добрый и делал таких забавных кукол.

Я пришла к яме и сказала Ивану, что его хотят убить. Он стал просить длинную палку, чтобы выбраться из ямы, но я убежала.

Весь день я боялась, что старики убьют Ивана прямо сейчас, а когда стемнело утащила шест и опустила его в яму. Иван — молодец, выбрался и сказал вернуть шест на место, чтобы мне не попало. А сам поковылял прочь.

Я унесла шест и догнала Ивана. Он пытался сбить колодку. Я тоже стала бить по замку камнем, но замок не поддавался. Я заплакала, а Иван стал меня утешать. Он попрощался и я сунула ему лепёшки.

Иван ушёл, а я молилась, чтобы он добрался до своих.

Пересказ сцены побега от лица Жилина, 5 класс

Мы с Костылиным сидели в яме. Выбраться из неё было невозможно. У меня оставалась одна надежда — на помощь Дины. И вот она пришла. Дина сказала, что татары решили нас убить, и что ей нас жаль. Она даже не взглянула на кукол, которых я ей наделал.

Я стал просить у девочки шест, но она убежала.

Вечером Дина вернулась. Она принесла длинный шест. Я попрощался с Костылиным, который отказался бежать, и выбрался из ямы. Мне было страшно за Дину, и я велел ей отнести шест на место, чтобы татары не подумали, что мне кто-то помог.

А сам пошёл прочь из аула. Выйдя на дорогу, я нашёл камень и стал сбивать замок на колодке. Откуда-то прибежала Дина и своими тоненькими ручками тоже стала пытаться сбить замок. Она плакала и мне было жаль девочку.

Я стал утешать Дину, погладил её по голове и попрощался. Потом взял лепёшки, что она принесла, и поковылял по дороге.

Я добрался до леса. К утру я прошёл лес и вдруг увидел лагерь казаков. Я бросился к ним, крича «Братцы!». Казаки увидели меня и поскакали навстречу. За мной погнались татары, но испугались казаков и развернулись назад.

Вскоре родные руки протягивали мне хлеб, кашу, водку, сбивали колодку. Я был у своих.

6. В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы!» Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова? Как передаёт этот эпизод актёр?

Первый раз Жилин кричит с отчаянием. Второй раз кричит с надеждой. Третий раз Жилин закричал с радостью, с огромным облегчением, ведь он был у своих.

AVvXsEgox9JJSP tQkfus8hkSxkj5a2QM55lzqSlq9ueDAEE3LUT5ALxxrP h69Rm753QtkhZQWPrQEYBugx6BV4kHLrMskndm9ezprFe0aVwuq5Ujsu5Ms9DWyLRKAySXDbmVVDM4A8sj1DYsuoeg0i4Jk1dBU19YH6g7oSy2S cGW6nLcs2K Brwwbzahc7g=w400 h390

Открытие приурочено к 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой

Сергей Собянин открыл в Центральном музее Великой Отечественной войны новую постоянную экспозицию «Битва за Москву. Первая победа!». В церемонии открытия, приуроченной к 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой, приняли участие ветеран войны Василий Кузьмич Коровкин, оборонявший столицу, и учащиеся кадетских классов школ города.

«Наверное, до сих пор не все понимают значение этой битвы, все считают, что была какая-то локальная история. Но даже цифры впечатляют: 75 процентов всех танков вермахта, задействованных на Восточном фронте, были здесь сосредоточены, половина всей авиации участвовала здесь в сражениях. То есть это была глобальная битва, которая стала определяющей во всей войне», — сказал Сергей Собянин.

По его словам, для создания выставки в Музее Победы привлекли большое количество специалистов из федеральных и городских музеев, а также сценаристов и волонтеров. Благодаря этому удалось создать уникальную экспозицию. «Битва за Москву — это величайшее сражение в истории человечества. Такого сражения за всю историю не было. Достаточно сказать, что в этой битве участвовало 3,5 миллиона войск участвовало в этой битве солдат, она длилась семь месяцев», — отметил ветеран Василий Коровкин. Он подчеркнул, что память об этом событии останется на века. Ветеран рассказал, что для него война началась на Бородинском поле. Тогда Василию Коровкину было 19 лет. При первой же бомбежке из почти 40 человек в его взводе выжили только 19.

«С годами значение этой битвы мы понимаем все больше и больше. На самом деле она не уходит куда-то в тень, наоборот для всех становится очевидным, что это одно из ключевых сражений в истории войны, в истории человечества», — заявил Мэр Москвы. В лице Василия Коровкина он поздравил всех ветеранов с юбилеем великого сражения.

Подвиг защитников столицы

Экспозиция «Битва за Москву. Первая победа!» создана по инициативе московских ветеранов войны, поддержанной Сергеем Собяниным. Для реализации проекта был сформирован творческий коллектив — более 700 человек, в который вошли специалисты Музея Победы, Государственного музея обороны Москвы, а также военные историки, архитекторы, дизайнеры, декораторы, реквизиторы. В течение двух месяцев на киностудии «Военфильм» шла съемка четырех фильмов-реконструкций, в работе над которыми приняли участие более 500 человек, в том числе 10 каскадеров и 169 реконструкторов.

Новая экспозиция занимает площадь более 1200 квадратных метров в выставочной галерее главного здания Музея Победы и состоит из девяти тематических разделов. В пространстве декораций, созданных с удивительной исторической достоверностью, с помощью современных интерактивных технологий рассказывается о жизни предвоенной Москвы и героической обороне города, о подвиге защитников столицы.

Мультимедийные проекции и информационные экраны содержат большое количество исторических материалов. Среди них воспоминания участников Московской битвы, подлинные фотографии и электронные образцы документов, статистические сведения о жизни города в первые месяцы войны, ходе боев, оборонительной и наступательной частях важнейшего сражения.

Уникальные архивные документы представляют Москву как центр организации сопротивления агрессору, рассказывают о самоотверженном труде ее жителей. В считаные дни жизнь города была переведена на военные рельсы. Тысячи москвичей ушли на фронт, были сформированы дивизии народного ополчения, построены оборонительные сооружения, развернута противовоздушная оборона, выполнена маскировка важных городских объектов, проведена эвакуация мирного населения и организаций. Но при этом продолжали работать городские службы, библиотеки, театры, музеи.

В мультимедийных витринах демонстрируются личные вещи советских полководцев — участников обороны столицы. Это шинель генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова, командовавшего войсками 33-й армии, освободившего Наро-Фоминск, Боровск, Верею. Это письмо, которое написала на фронт своему отцу, командиру 32-й стрелковой дивизии Виктору Ивановичу Полосухину, дочь Аврора. Дивизия Полосухина стояла насмерть недалеко от Бородинского поля — там, где почти 130 лет назад русские войска сражались с армией Наполеона. Письмо пробито пулей, которой полковник был убит 18 февраля 1942 года в боях под Можайском.

r7Dzm rMe0Ea

Здесь же вооружение ополченцев и бойцов Красной армии, предметы городского быта, оригиналы работ Кукрыниксов, выпуски информационных плакатов «Окна ТАСС» 1941–1942 годов и другие свидетельства эпохи.

В числе раритетов военного времени — чернильный прибор академика адмирала-инженера Акселя Ивановича Берга. Его уникальные разработки перед войной послужили основой для оснащения кораблей Военно-морского флота локаторами и приборами связи. В 1943 году он фактически руководил советом по радиолокации при Государственном комитете обороне.

На экранах можно посмотреть фильмы-реконструкции о боях под Москвой.

Новая экспозиция позволяет прикоснуться к героической истории Отчизны и больше узнать о том, как ковалась победа у стен столицы, имевшая судьбоносное значение для страны и всего мира. Разгром фашистов под Москвой окончательно похоронил гитлеровский план молниеносной войны и придал нашему народу огромные силы для победы над врагом.

kPE oMWcRcr

Фронтовик, прошедший от Москвы до Кенигсберга

Ветеран войны Василий Кузьмич Коровкин родился в 1922 году в деревне Солонихино Кич-Городецкого района Вологодской области.

В 1940–1941 годах обучался в Куйбышевском военно-политическом училище. Осенью 1941-го после досрочного выпуска направлен на передовую. Боевое крещение младший политрук Коровкин принял под Москвой, на Бородинском поле, в составе 32-й дивизии, которой командовал полковник Виктор Полосухин.

Фронтовыми дорогами Василий Кузьмич прошел от Москвы до Восточной Пруссии. Закончил войну под Кенигсбергом 9 апреля 1945 года.

Дальнейшую судьбу связал с военной службой. После окончания Военно-политической академии служил в Группе советских войск в Германии и других военных округах. Ушел в отставку в звании генерал-майора. Кандидат военных наук.

Василий Кузьмич Коровкин ветеран войны, участник обороны Москвы. Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Василий Кузьмич Коровкин — активный участник ветеранского движения. Более 35 лет возглавляет совет ветеранов 5-й Краснознаменной армии. Проводит большую патриотическую работу с подрастающим поколением, активно участвует в мероприятиях, проводимых Московским комитетом ветеранов войны.

Награжден боевыми орденами и медалями, среди которых особое место занимает медаль «За оборону Москвы».

Как Москва отмечает знаменательную дату

Столица достойно отмечает 80-ю годовщину начала контрнаступления советских войск под Москвой.

Ветераны получили единовременную материальную помощь, размер которой по решению Мэра Москвы Сергея Собянина был увеличен по сравнению с прошлым годом в два раза — до 40 тысяч рублей. Получателями выплаты стали более 3,7 тысячи москвичей, в их числе инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники обороны Москвы.

В память о подвиге защитников столицы был учрежден нагрудный знак «80 лет битвы за Москву». Награду вручили более 1100 ветеранам, принимавшим непосредственное участие в обороне города в 1941–1942 годах и ныне проживающим в разных регионах страны и за рубежом. Среди них 704 ветерана-москвича.

Участники битвы за Москву также получили подарочные наборы.

По случаю знаменательной даты прошли многочисленные памятные, культурные, научные, просветительские и другие мероприятия.

7 ноября состоялась торжественная церемония возложения венков и цветов к Могиле Неизвестного Солдата в честь 80-й годовщины военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.

5 декабря — в годовщину начала контрнаступления советских войск — венки и цветы торжественно возложили к Могиле Неизвестного Солдата и памятнику маршалу Г.К. Жукову.

В рамках патриотической программы «Памяти московского народного ополчения» состоялось пять экскурсионных поездок по местам боев с посещением монументов ополченцам и другим участникам Великой Отечественной войны, проведением патронатных акций. Среди экскурсантов — родственники ополченцев и члены ветеранских организаций, руководители образовательных организаций и школьных военно-патриотических музеев, учащиеся московских школ и вузов.

Молодежь и студенты побывали на экскурсиях по местам сражений в ходе контрнаступления Западного и Калининского фронтов (Тверская, Тульская, Смоленская, Калужская, Московская области). Всего прошло 15 экскурсий офлайн и 14 — онлайн.

Состоялись две выездные акции памяти к местам сражений под Москвой, в программу было включено посещение мемориалов героям-панфиловцам, сибирским дивизиям, мемориальному музею Зои Космодемьянской.

В течение этого года были торжественно открыты памятные знаки, посвященные 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения, 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района, 21-й дивизии народного ополчения Киевского района города Москвы.

Продолжается традиция увековечивания памяти героев. В 2021 году были установлены мемориальные доски Герою Советского Союза Ивану Цапову, дважды Герою Советского Союза Владимиру Коккинаки, дважды Герою Советского Союза Николаю Рукавишникову, Герою Советского Союза Ивану Злыденному, а также основателю и многолетнему руководителю Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил генерал-лейтенанту авиации Вячеславу Михайлову.

Волонтеры привели в порядок художественные надгробия и захоронения участников Великой Отечественной войны.

Вышел в свет 22-й том Книги Памяти. В общей сложности в мемориальное издание вошли имена около 500 тысяч погибших и пропавших без вести воинов, призванных военными комиссариатами города Москвы.

Реализована большая культурная и научная программа.

В Государственном музее обороны Москвы прошла выставка «Судьба ополченца», организованная совместно с поисковыми отрядами и общественными организациями потомков ополченцев. На выставке было представлено 94 экспоната из собрания музея, а также архивные материалы семей потомков ополченцев.

В Музее Победы на Поклонной горе открылась новая постоянная экспозиция «Битва за Москву. Первая победа!».

В Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации разместилась экспозиция «Москва в судьбах полководцев Великой Отечественной войны. 1941–1945 годы. Подвиг и память. К 80-летию Московской битвы».

В музее-панораме «Бородинская битва» открыта выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», на которой представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены.

В музее ВДНХ проведены экскурсии «Помните ушедших в битву за Москву».

Тематические фотовыставки, развернутые на Никитском и Страстном бульварах, в парках «Красная Пресня», «Фили», Таганском, возвращают жителей и гостей столицы в Москву 1941 года.

В кинотеатре «Художественный» был организован показ документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин). Фильм был создан Центральной студией кинохроники в 1941–1942 годах и в 1943-м стал первой советской картиной, получившей премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».

«Большая история» — так называется онлайн-концерт военно-патриотической песни, который состоится на портале битваподмосквой.рф 12 декабря, в День Конституции Российской Федерации.

В рамках международного военно-исторического форума «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…» в онлайн-формате прошла научно-практическая конференция «Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву».

Большое внимание привлекли выступления ведущих историков на стенде «Столица добрых дел — Москва» на Международном форуме гражданского участия #МыВместе в Центральном выставочном зале «Манеж».

Студенты вузов и колледжей столицы прослушали 30 онлайн-лекций об этапах битвы под Москвой.

Тысячи молодых москвичей приняли участие в офлайн- и онлайн-квестах, посвященных истории Великой Отечественной войны и ее первому победному сражению у стен Москвы.

В рамках молодежного патриотического онлайн-форума «Москва — город героев», приуроченного ко Дню героев Отечества, проходят образовательные мастер-классы и диалоги с героями России.

В мемориальном кабинете-музее маршала Советского Союза Георгия Жукова (улица Знаменка, дом 19) состоялось торжественное посвящение юных москвичей в кадеты-жуковцы, приуроченное к 25-летию кабинета-музея, 125-летию со дня рождения маршала Победы и 80-летию битвы под Москвой.

Знаменательное историческое событие нашло отражение в оформлении улиц города — для этого выделены десятки рекламных площадей. Социальная реклама размещается на экранах и билбордах. К юбилею великого сражения выпущена специальная лимитированная карта «Тройка».

Музей Победы — сокровищница народной памяти

Музей Победы на Поклонной горе (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов) — крупнейший в России музейный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.

Идею создания в Москве величественного комплекса в ознаменование победы советского народа в Великой Отечественной войне впервые высказал Георгий Константинович Жуков.

Строительство музея началось в 1985 году, а его официальное открытие состоялось 9 мая 1995 года. В торжествах приняли участие делегации из 55 государств.

Выставочные площади Музея Победы составляют свыше 110 тысяч квадратных метров. На его открытых площадках размещена одна из крупнейших в Европе коллекций военной техники, насчитывающая более 400 образцов. Всего в фондах музея хранится свыше 315 тысяч музейных предметов.

Z4Dx02WMhqn

В главном здании действуют экспозиции «Подвиг народа» и «Подвиг армии», зал исторической правды, мультимедийный зал «Лица Победы», комплекс из шести диорам, рассказывающий об основных сражениях Великой Отечественной войны.

Помимо постоянных экспозиций, в музее работают тематические выставки, приуроченные к знаменательным датам и важным страницам истории войны.

В составе Музея Победы три филиала: Красногорский, Ржевский филиал «Ставка Сталина» и Музей Георгия Жукова в Калужской области.

В 2020 году завершилось строительство Ржевского мемориала советскому солдату, который стал составной частью Ржевского филиала учреждения.

Музей Победы на Поклонной горе — сокровищница народной памяти и один из ведущих институтов противодействия попыткам фальсификации истории. Коллектив учреждения насчитывает около 600 сотрудников.

Ежегодно музей посещают около одного миллиона человек. Проводится более 500 мероприятий, в том числе международного уровня.

А родилась она на Тамбовщине, и здесь, в селе Осино-Гай, тоже с давних послевоенных времён существует музей, хранящий память о ней и брате её Александре, тоже Герое Советского Союза.

«Правда» неоднократно рассказывала об этих заветных местах. Но все ли знают, что в разные годы и в самых разных уголках Советской страны родилось ещё множество музеев в честь по-особому любимой народом Зои? Как принято говорить, на общественных началах, то есть в полном смысле слова народных! Об одном из них по просьбе нашей редакции написала Зоина землячка — тамбовская журналистка.

Сначала только один факт

Я поняла, что по многочисленным посетителям этого сельского музея можно изучать географию России. И не только.

Буквально каждый день заведующая музеем имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской в селе Борщёвка Тамбовского района Тамбовской области Лидия Алексеевна Шебунова принимает у себя по одной, а то и по две или более экскурсионные группы. Взрослые и школьники приезжают сюда из разных концов Тамбовщины и со всей России, а порой и из-за рубежа. К примеру, однажды летом музей посетил американский писатель и педагог Джонатан Платт. Как профессор Питтсбургского университета, он преподаёт студентам русскую литературу.

Платт глубоко восхищён юной советской героиней, пишет книгу о ней. Оказывается, и за океаном есть люди, которых волнует подвиг русской девушки. Джонатан старательно докапывается до сути: что же подвигло эту десятиклассницу, почти подростка, на пороге жизни отдать её во имя Родины. Как исследователь, собирающий все сведения о Зое, он, едва узнав о существовании музея в Борщёвке, сразу же включил и его в план своей поездки на Тамбовщину — малую родину Зои Космодемьянской.

Лидия Алексеевна и музей в целом покорили сердце американца. Здесь он почерпнул для себя немало интересного и важного. В общем, эта поездка помогла ему, как он сам говорил при прощании, ещё лучше понять русскую, советскую душу.

С любовью из Татарстана

А вот недавние гости из Татарстана о музее были наслышаны давно. Переписку с Шебуновой много лет вела Рита Галиевна Загирова, боевая подруга Зои Космодемьянской. После войны она преподавала в одном из институтов Казани и стала первой основательницей музея Зои в столице Татарстана. В Борщёвку от Риты Загировой приходили воспоминания, документы, фотографии. Получила Шебунова и её книгу «На пути к своей памяти…» с автографом. Книга посвящена отцу Риты Галиевны и её боевым товарищам по войсковой части №9903 — специального подразделения Красной Армии, в котором она служила вместе с Зоей.

К сожалению, здоровье так и не позволило Загировой, как она обещала, приехать в Борщёвку. А совсем недавно Рита Галиевна ушла из жизни. И тогда учителя из Татарстана решили осуществить её мечту и завещание: приехать на Тамбовщину, познакомиться с музеем и посадить перед ним в знак дружбы, в знак общей памяти о Зое Космодемьянской голубую ель. Теперь оберегать красавицу-ель будет Лидия Алексеевна Шебунова.

Среди самых последних книжных поступлений в музей и книга татарского писателя Шагинура Мустафина «Навеки славные», изданная в 2020 году. Шагинур Сапиевич подробно исследовал документы и рассказал на страницах книги немало нового о ставшей легендарной войсковой части №9903.

Преданные делу и памяти

Известно, что всегда есть невероятно преданные своему делу, своему увлечению люди. Даже если никто их ни к чему не обязывает, они твёрдо следуют зову своего неспокойного, неравнодушного сердца. Вот к плеяде именно таких людей с полным правом можно отнести Лидию и Бориса Шебуновых. Не в соответствии с какими-то официальными директивами, а просто потому, что всю жизнь, с раннего детства, они преклонялись перед подвигом и личностью Зои Космодемьянской, Шебуновы создали музей имени героини. И этот музей действует уже более полувека!

Нет, ни Зоя Космодемьянская, ни её близкие не жили и не бывали в Борщёвке, куда больше сорока лет назад приехала работать чета педагогов Шебуновых. Борис Иванович стал директором Борщёвской средней школы, а Лидия Алексеевна — учителем русского языка и литературы. Они-то и привезли с собой музейные экспонаты и документы о жизни и подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которые до этого 10 лет собирали, трудясь в Умётском интернате, где, собственно, основали этот свой музей.

А познакомились Шебуновы… ещё в 1948 году, когда Лида пришла учиться в первый класс Абакумовской школы Токарёвского района Тамбовской области. Борис был на два года старше Лиды и учился в третьем классе. Но это вовсе не мешало ему носить портфель первоклашки и в школу, и из школы. И его совершенно не трогали насмешки сверстников. Борис и Лида, начиная с октябрятской дружины, а затем в пионерской и комсомольской организациях, всегда были школьными активистами. Их призванием стала патриотическая работа, а любимой героиней — Зоя Космодемьянская. С юных лет они хотели побольше узнать о её жизни и подвиге. И уж как что-то совсем невероятное мечталось им познакомиться с мамой героини — Любовью Тимофеевной Космодемьянской.

Верно говорят: кто ищет, тот всегда найдёт. Кто не только мечтает, но и действует, тот достигает своей цели. После школы Борис Шебунов прошёл армию, а затем получил в институте специальность учителя физики. Лида окончила тот же Тамбовский педагогический институт, но филфак. Заявление на брак Борис и Лида подавали в загсе, что расположен в здании напротив знаменитого памятника Зои Космодемьянской в Тамбове.

А первым местом работы молодых педагогов Шебуновых стала школа-интернат в дальнем Умётском районе. Её директор не только одобрил инициативу Шебуновых создать в школе музей имени Зои Космодемьянской, но и сразу выделил им для этой цели комнату. Когда же через десять с лишним лет пришло распоряжение о расформировании интерната, он предложил Шебуновым забрать с собой все музейные материалы на новое место работы. Экспонатов к тому времени набралось уже немало!

С чего начиналось в Борщёвке

Итак, в 1973 году все эти экспонаты переместились вместе с Шебуновыми в Борщёвку. Правда, здесь свободного кабинета под музей не оказалось, поэтому коробки с материалами ютились на стульях и подоконниках класса, где преподавала Лидия Алексеевна. Но однажды эту картину увидел приехавший в школу с проверкой заведующий облоно и пожурил Бориса Ивановича: мол, не дело так хранить музейные ценности. И предложил построить для музея специальный домик. Со средствами помогли и облоно, и районные власти. Так рядом со школой и появился этот небольшой деревянный дом, в котором разместился музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

А вот внутренний музейный интерьер Борис Иванович и Лидия Алексеевна создавали на собственные деньги. Средства для оформления музея не были заложены ни в отделе образования Тамбовского района, ни в школьном бюджете. Но Шебуновы — альтруисты по натуре, то есть бессребреники. На своё детище они и собственных зарплат не жалели. К тому же Борис Иванович был очень мастеровитым человеком. До сих пор стены музея украшают сделанные его руками стенды, витрины и шкафы для фондов. Ведь сегодня в них хранятся свыше 4000 экспонатов! Это позволяет, кроме стационарной экспозиции, делать и временные тематические выставки, и использовать материалы для иллюстраций во время различных массовых мероприятий. А их на базе музея проходит великое множество.

Четырнадцать лет назад Борис Иванович ушёл из жизни, и вся музейная, экскурсионная работа легла на плечи Лидии Алексеевны. Правда, поскольку школу в Борщёвке закрыли, она теперь уже не преподаёт. Но и в музее невпроворот дел. Шебунова, несмотря на возраст, осталась всё такой же неуспокоенной и молодой душой. Экскурсию готова вести часами. Так много ей хочется рассказать посетителям и о Зое, и о её брате и боевых товарищах, и о тех замечательных людях, с которыми она была знакома или дружит сейчас. Многие из них дарили музею ценные экспонаты и другие материалы, свои книги и фотографии.

И всегда начинает свой рассказ Лидия Алексеевна с книги, которую ей подарила и надписала Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Много лет назад Шебуновы осуществили-таки заветную мечту — встретились с матерью двух Героев Советского Союза. Её «Повесть о Зое и Шуре» с дарственной надписью, пожалуй, самый дорогой и желанный для Лидии Алексеевны экспонат. Тогда Любовь Тимофеевна передала борщёвскому музею также ещё некоторые документы и фотографии. Есть в музее и пластинка с записью выступления матери героев Космодемьянских, которое посетители слушают затаив дыхание.

Музейные дары

На видном месте в экспозиции и книга Георгия и Ирины Фроловых «Часть особого назначения», рассказывающая о войсковой части №9903, командиром которой был майор Артур Спрогис. Фроловы не бывали в борщёвском музее, но знали о нём и упомянули его создателей в своей книге, которую потом прислали Шебуновым с дарственной надписью.

Экспозиция музея пополняется всё новыми экспонатами благодаря обширнейшей переписке Лидии Алексеевны. Самая близкая подруга Зои — Клавдия Александровна Милорадова, и она, кроме документов и фотографий, подарила кассету с документальным фильмом «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге», который Шебунова теперь демонстрирует на мероприятиях с подрастающим поколением. Лидия Алексеевна по приглашению побывала в гостях у Милорадовой в Москве, познакомилась с её дочерью Александрой Никитиной-Милорадовой. Позже Александра Николаевна дважды приезжала в Борщёвку и передавала музею ценные подарки.

Бывала в музее также Светлана Чернова-Лидова, дочь известного журналиста «Правды», который первым рассказал о подвиге Зои в главной газете Советской страны. Лидова передала в Борщёвку книжки со знаменитым очерком «Таня», который был издан после публикации в «Правде» на 50 языках мира, и семейную реликвию — оригинал отцовского письма с фронта.

Двоюродная сестра Зои Космодемьянской — Нина Чурикова-Ланге преподнесла в дар музею портрет своей тёти Любови Тимофеевны. Есть в фондах и десять фронтовых писем (оригиналы!) о семье Космодемьянских лейтенанта Владимира Егорова.

Летописец семьи Космодемь-янских Олег Николаевич Коротцев гостил в Борщёвке целую неделю. Он передал Лидии Алексеевне фотографии и книги. А ещё Олег Николаевич стал инициатором создания космического мемориала, в который входят три малые планеты: планета №1 — Зоя, №2 — Шура, №3 — Любовь Тимофеевна. Теперь в далёком космосе есть целое созвездие Космодемьянских!

Да, у Шебуновых всегда было немало искренних друзей. Очень тёплые отношения поддерживает с музеем ветеран «Правды» Виктор Стефанович Кожемяко. Он не раз бывал здесь и дарил свои книги о Зое. А Фёдор Константинович Белоцкий, бывший белорусский партизан и тоже большой друг музея, в дар преподнёс свои мемуары.

Из истории экспонатов

С каждым музейным экспонатом связана та или иная история. Однажды Борщёвку посетила делегация военнослужащих из Чувашии. И как только они произнесли: «А у нас есть такой чувашский поэт…», как Шебунова, подведя их к одной из витрин, продолжила: «Пётр Хузангай. Я не только читала его поэму о Зое, которую он написал даже раньше знаменитой поэмы Маргариты Алигер, но она у нас есть в экспозиции в самиздатовском варианте. Его предоставил наш земляк Пётр Щекочихин. Он нашёл поэму Хузангая, перепечатал и преподнёс музею с дарственной надписью».

А порой экспонат становится связующей нитью. Есть в музейной экспозиции книга «Мой отец — Николай Гастелло». Её преподнёс сын лётчика-героя Виктор Гастелло. Когда группе врачей, приехавших в Борщёвку из подмосковного города Долгопрудного, Лидия Алексеевна, показывая книгу, сказала, что сын легендарного лётчика живёт в их городе, те сразу же загорелись: «Дайте его адрес!» Но Шебунова поставила условие: «Дам адрес, если вы будете помогать недавно перенёсшему инсульт Виктору Николаевичу». Врачи пообещали, а позже прислали подробное письмо с отчётом об оказываемой помощи.

Безусловно, за долгие десятилетия существования своего музея Шебуновы постарались наладить связь со многими другими музеями, посвящёнными Зое Космодемьянской. Например, в маленьком райцентре Ключи Алтайского края жил такой же увлечённый этой темой человек, посвятивший жизнь увековечению памяти героев. Он, Николай Рымаранс, создал музей Зои в Ключах и собрал о героине богатый материал. Сейчас, следуя его завещанию, дочь его Наталья пересылает эти документы в Борщёвку.

Подобных адресов в борщёвском музее не один десяток. Причём они не только в России, но и в бывших братских республиках Советского Союза. Тогда были созданы замечательные музеи Зои и в Германии. Один из них в ГДР организовали Лотар Кречмар и его супруга Рут. Шебуновы начали переписываться с ними пятьдесят лет назад! Позже подружились и с их дочкой Аннетой, её мужем-кубинцем, внуками. По приглашению Кречмаров Шебуновы посетили Саксонию и, конечно же, немецкий музей Зои Космодемьянской.

Другой музей на германской земле, посвящённый русской, советской героине, создал Макс Клосс. Шебуновы помогали ему собирать материалы о Зое 20 лет. Клосс был антифашистом и шесть лет провёл в гитлеровском концлагере. Его дочь Зеглинда — ровесница Зои Космодемьянской. Клосс рассказывал Шебуновым, что её могла бы постичь участь Зои, так как Зеглинда была воспитана в антифашистском духе. Макс давно уже ушёл из жизни, но Лидия Алексеевна поддерживает переписку с Зеглиндой и её внучкой Мэнди. О встречах в ГДР и о немецких музеях также рассказывает в фотографиях и других документах экспозиция борщёвского музея.

Музейный мемориал

Закономерно, что спустя несколько лет после того, как экспозиция о Зое Космодемьянской расположилась в отдельном здании, туда стали стекаться и документы о борщёвцах — ветеранах Великой Отечественной войны. Ведь в селе не было краеведческого музея, поэтому музей Зои невольно стал выполнять и эту функцию. Шебуновы оформили экспозицию «Ветераны нашего села» и большой стенд, куда сначала занесли имена погибших в Великой Отечественной войне сельчан. А затем сюда стали вписывать тех ветеранов, которые уходили из жизни после войны.

Неудивительно, что к этому стенду (в селе, к сожалению, нет специального воинского мемориала), особенно в День Победы, потянулись с цветами жители. Постоят у самодеятельного мемориала (который, кстати, благодаря другу музея и меценату, начальнику управления автомагистрали Москва — Волгоград Юрию Владимировичу Сорокину удалось за последнее время обновить и красиво оформить), поплачут, вспоминая родственников, возложат цветы. Юрий Владимирович постоянно помогает Лидии Алексеевне. Так, при его содействии к музею была проложена дорожка с твёрдым покрытием, произведён текущий ремонт здания.

Был в жизни Лидии Алексеевны ещё и такой трогательный случай. Однажды автобус привёз в музей из Москвы экскурсантов. Вместе с ними вышел старик с палочкой. Им оказался уроженец Борщёвки Борис Иванович Немов. По его словам, он перед смертью решил навестить родное село, где не был с тех пор, как уехал после школы в Москву. Когда он подошёл к рукописному мемориалу, то зарыдал. В списке увидел фамилию своего погибшего отца Ивана Павловича Немова. Сын, сам уже ставший стариком, не знал, как и благодарить Лидию Алексеевну за память о воинах Великой Отечественной.

Конечно, утратив любимого мужа, Шебунова и сегодня не остаётся в своей работе одна. На мероприятиях и при всяческих встречах Лидия Алексеевна никогда не забудет упомянуть о своих самых верных помощниках и меценатах — председателе местного отделения ДОСААФ, лётчике первого класса, председателе совета музея Николае Лазареве и его сыне Владимире, о члене совета военном лётчике Викторе Алёшине, председателе регионального отделения ДОСААФ Николае Забавникове, генеральном директоре ООО «Консультант ПЛЮС» Алексее Сидорове, о ветеранах Великой Отечественной войны Александре Николаевиче Боднаре, Илье Ивановиче Вокине, Владимире Анатольевиче Севрюкове.

Поддерживают музей Зои Космодемьянской и администрация Тамбовского района, и областное управление образования, и обком КПРФ. Ведь Лидия Алексеевна со своим дружным активом делает огромной важности дело. К тому же настолько она добрый, чистый и увлечённый человек, что невольно своей энергией и оптимизмом заряжает всех окружающих!

От Борщёвки до космоса

О том, что музей Зои Космодемьянской востребован сегодня так же, как во все прошлые времена, много рассказала мне сама Лидия Алексеевна. Представьте, недавно она завела уже четвёртую (и очень объёмную!) Книгу отзывов. В этих многостраничных книгах свои впечатления о музее год за годом записывают гости, приезжающие из различных российских мест и разных стран мира. И это никакое не преувеличение.

Знакомясь с записями только последних трёх лет (а вообразите, сколько их накопилось за десятилетия существования музея), отметила я широчайшую географию. Здесь побывали жители Австралии, Израиля, Португалии, заезжали сюда и с Камчатки, и из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Читы, Нижнего Новгорода, Борисоглебска, Волгограда, Морозовска, Зеленограда, Мурманска и ещё многих десятков больших и совсем маленьких городов, сёл и деревень!

А вот необыкновенно тёплые слова, которые обращают к Лидии Алексеевне герои космоса. Это особая страница в биографии музея имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — крепкие дружественные его связи с космонавтами. Очень часто сюда приезжает начальник тренажёрного управления Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, кандидат технических наук, доцент, заслуженный испытатель космической техники, полковник Владимир Хрипунов. Началось всё в 2010 году, когда Владимир Петрович впервые посетил музей. А с тех пор «по космической дорожке», проложенной им в Борщёвку, здесь побывало немало его коллег по ЦПК и лётчиков-космонавтов.

Казалось бы, небольшой музей в чернозёмной сельской глубинке. Чем он стал так привлекателен для людей, связанных с космосом? Конечно, прежде всего именем и подвигом бессмертной Зои. Но ещё и личностью Лидии Шебуновой, которая с такой любовью, вдохновением, проникновенностью несёт людям пламенную правду о славной советской героине. Такие страстные экскурсии перед музейными стендами посетители не забудут уже никогда.

В знаменитой Книге отзывов тогда, в 2010-м, Владимир Хрипунов оставил такую запись: «Уважаемой Лидии Алексеевне с глубоким уважением и признательностью за бескорыстный тяжёлый труд по патриотическому воспитанию молодёжи. Мы глубоко тронуты вашей целеустремлённостью и альтруизмом. Преклоняем головы перед вами!» Вместе с Хрипуновым расписался в Книге отзывов его друг и коллега, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Юрий Маленченко.

Во время прошлогоднего приезда Владимира Хрипунова в музее проходили практику школьники. Вот радости-то было мальчишкам! Ведь им пожал руку заслуженный испытатель космической техники. А затем Владимир Петрович рассказал ребятам о процессе подготовки космонавтов в Научно-исследовательском испытательном центре. И оставил новую запись в Книге отзывов, пообещав непременно вновь вернуться в Борщёвку. К Зое Космодемьянской и Лидии Шебуновой.

Будет сад «С нами Зоя»!

Две даты — самые важные и святые для музея: день рождения Зои 13 сентября и день её памяти 29 ноября. Каждый год в эти дни здесь проходит что-либо интересное и волнующее. Конечно, по-особому готовились к 80-летию подвига героини.

А в нынешний день её рождения Лидия Алексеевна осуществила наконец давний свой и Бориса Ивановича замысел. В честь Зои Космодемьянской был заложен яблоневый сад, который назвали «С нами Зоя».

Это стало в Борщёвке настоящим праздником! Всё село собралось — от ребятишек до ветеранов, приехали гости из Тамбова, из других мест. Друг музея Вячеслав Вишняков, молодой фермер, подготовил гарантированные саженцы, которые уже через три года начнут давать плоды.

Возле каждого деревца — колышек с табличкой, а на ней имя того, кто яблоню посадил. По общему мнению музейного совета, яблоне №1 присвоено двойное имя — Л.А. и Б.И. Шебуновых.

Сад будет расти и год от года расширяться. Место ему отведено просторное. Памяти о Зое — жить!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

  • Составить рассказ от имени египетского война о походе в чужую страну как он был вооружен
  • Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану 5 класс история стр 61
  • Составить рассказ один день из жизни египетского воина 5 класс история
  • Составить рассказ от имени гладиатора 5 класс история
  • Составить рассказ об илье муромце 4 класс по плану когда происходили описанные в былине события