Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану аллея сфинксов обелиски статуи

Тема искусство древнего египта. цель урока: сформировать образное представление об уникальности памятников культуры древнего египта. задачи: 1. познакомить с первыми

Тема «Искусство Древнего
Египта».

Цель урока: сформировать
образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

1.    Познакомить с первыми в мире монументальными
постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетских
скульптуры и живописи.

2.    Продолжить формирование учебно-познавательных
компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные
факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою
точку зрения.

3.    Способствовать воспитанию чувства прекрасного,
расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

Учебные пособия:

·        
учебник А.А. Вигасина, Г.И.
Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;

·        
атлас по истории Древнего мира,
М.: Федеральное агентство геодезии и картографии.

Ход урока

I. Актуализация знаний по теме «Древний Египет».

Выполнение теста. Внесение обучающимися результата теста
в «Лист самоконтроля». Объяснение учителем его назначения.

«Лист самоконтроля»

Вид деятельности

результат

Сам себе ставлю отметку

Решил тест

Решил загадку пирамиды

Участие в создании путиводителя

Игра «Помоги художнику» (стал мастером, с какой
попытки)

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала.

Слайд 1 (на
слайде три понятия: архитектура, скульптура, живопись)

Совместно с ребятами формулируется тема урока.

Учитель: Что
объединяет эти понятия?

В случае затруднения – совместное определение понятий. Обязательно
прозвучит обобщающее понятие «искусство».

Учитель: А
какую учебную цель мы поставим на урок? (ответы ребят).

Ребята с помощью, каких методов мы будем добиваться цели
нашего урока?

Комьютер, электронная презентация, учебник, видео
фрагмент, рассказ учителя.

Слайд 2. Искусство
Древнего Египта.

Искусство — это отображение человеком окружающего и
внутреннего мира

(Запись темы в тетрадь).

Учитель: Какие
ещё виды искусства вы знаете? (ответы ребят).

Сегодня на уроке речь пойдёт именно об архитектуре,
скульптуре и живописи. Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть
путешествие в течение учебного года? А вот тут уместно вспомнить слова А.
Твардовского:

Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

А мы с вами будем листать – перебирать фотографии.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний
Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А что берут люди, отправляясь в путешествие?
(ответы ребят). Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое?
(ответы ребят). У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров
искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий. 

III. Изучение нового материала.

План.

1.    Пирамиды – первое из чудес света.

2.    Храмы.

3.    Особенности работы древнеегипетских скульпторов и
художников.

1.    Рассказ учителя:

Когда говорят о культурном наследии Египта, то
большинство представляют себе в первую очередь 7-е чудо света пирамиды в Гизе.
Пирамиды настолько величественные и древние сооружения, что всем соседним
народам они казались вечными. Не случайно арабы говорили: «Мир боится времени —
а время боится пирамид»

Пирамиды строились на западном берегу реки Нил.

Вопрос: Почему именно на западной стороне египтяне
строили усыпальницы фараонам? (
На
западе заходило солнце, и египтяне верили, что там находится вход в загробный
мир)

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой
сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом (клик).

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской
культуры.

Рассказ учителя:

1.    Форма пирамид не всегда была такой правильной.
Первая пирамида была сооружена для фараона Джоссера известным архитектором
Имхотепом, она состояла из нескольких прямоугольных сооружений — «масштаб»
водруженных друг на друга.

Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына
бога Птаха. Пирамиду Джоссера обычно называют “матерью египетских пирамид”.

2.    Следующей известной пирамидой стала пирамида в
городе Медуне. Она состоит из 3 масштаб — к сожалению верхняя уже разрушилась.

3.    Ну и более привычная пирамида Хеопса в Гизе. Она
была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по
имени Хемиун. Высота этой пирамиды 146,5 м. Это соответствует современному
зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Они ничем не
скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести.

4.    Ребята мы можем проследить, как менялась форма и размер
пирамид

5.    Мы можем проследить не только изменение формы
пирамиды, но и ее размеры.

6.    Пирамида Хеопса не только самая большая пирамида,
сохранившаяся до нашего времени, но и самая загадочная. Она загадала
современным ученым — 3 загадки.

Загадки: Ребята
под вашими стульями прикреплены фрагменты загадок. Пожалуйста, загляните под
стул и найдите загадку. Ребята с 1 ряда выходите к доске и читайте загадку.
Ребята со 2 и 3 ряда выходите к доске и читайте загадку.

Первая загадка: Вход
в пирамиду на высоте 14 метров на северной стороне. Узкий коридор ведет нас
вниз, глубоко под землю, и вскоре мы попадаем в небольшую комнатку. Она пуста,
но не это удивляет археологов и историков. Все пирамиды были разграблены еще в
древности. Ученых удивляет коридор, за комнаткой ведущий в тупик. Зачем
нужен был этот коридор?

Вторая загадка:
Вернувшись обратно, мы направимся по коридору, ведущему к центру пирамиды. Он
очень узкий, и по нему приходится карабкаться, согнувшись почти вдвое. Через 33
м мы окажемся на площадке, где коридор раздваивается: один продолжается наверх,
другой, горизонтальный, приведет нас в комнату, которую называют «комнатой
царицы». Но мы знаем, что жену фараона никогда не хоронили в одной пирамиде
вместе с фараоном. Так почему же так называется комната, и для чего ее
соорудили?

Третья загадка: широкая
50-метровая галерея наверх приведет нас к самому центру пирамиды, где находится
усыпальница самого фараона. Комната облицована гранитными плитами. Чтобы
облегчить потолок над комнатой соорудили 5 пустых ниш. Через стены, наружу были
проложены рубы для вентиляции. В центре стоит гроб из красного гранита, внутри
которого находится саркофаг с мумией фараона Хеопса. То, что саркофаг с мумией
утащили древние грабители – не удивляет, ведь их интересовали драгоценности,
которые были одеты на мумию фараона. Но куда делась тяжелая гранитная
крышка?

Вопросы:

1.    Сколько лет пирамидам? Давайте посчитаем.
(Высчитывают в тетрадях: 4615 лет).

2.    Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света?
Докажите своё мнение.

Загадки

Слайд 10. Строительство пирамид (Видео фрагмент).

ФИЗМИНУТКА

Задание: Работа
с картой (приклеить картинки)

1.    Каким условным знаком показан район пирамид?

2.    Где находится долина пирамид? Определите словами
её местоположение.

3.    Отметьте на своих путеводителях долину пирамид и
сфинкса.

2. Слайд 13. Храмы – жилища богов.

Другим видом архитектурных сооружений Древнего Египта
являются храмы

Вопросы: Что такое храм? (Жилище богов)

Храмы должны были поражать своими размерами ведь это
жилище богов. Обратите внимание на храм Хатшепсут. Практически весь храм
высечен внутри огромной скалы. Подобные сооружения вызывают восхищение не
меньше, чем пирамиды.

Рассказ учителя.

Самые величественные храмы были построены в Египте в
царствование фараона Рамсеса II на рубеже 14-13 вв. до н.э. В это время были
возведены храм бога Осириса в Абидосе, перестроены храмы в Луксоре и Карнаке
(это поселения, расположенные рядом с древней столицей Египта – Фивами).

Задание: самостоятельно познакомится с устройством храма.
И составить план.

3. Рассказ учителя:

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта
найдено множество произведений искусства. Статуй, статуэток, масок, папирусов,
живописных росписей на стенах гробниц.

Слайд 19. Гробница
Тутанхамона

Особенно много находок было сделано, когда археологи
вскрыли гробницу молодого 18- 19 летнего фараона Тутанхамона в 1922-1923 годах.
По счастливой случайности она не была разграблена. И теперь мы в подробностях
знаем, что клали в гробницы своих фараонов древние египтяне.

– Зачем египтяне помещали все эти предметы в
гробницах фараонов?

Эти предметы древнеегипетского искусства собраны в разных
музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина
(как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и
даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные
из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Слайд 20. Скульптура.

Рассмотрите скульптуры – вельможа, его жена, фараон.

Вопросы:

1.    Естественны ли их позы?

2.    Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам,
которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли
собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с
прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги
сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи
изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой
позе застыли их тела.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока
камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в
деталях. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой
умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством
с ними.

Слайд 21.
Скульптура. Царица Нефертити и Эхнатон

Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности
изображения людей вы видите?

У художников – свои правила.

Закрепление.

Слайд 23.
Правила для художников Древнего Египта. Тест подстановки.

«Выполни задание» – «Помоги художнику».

Ребята ставят отметку в свой «Лист контроля».

IV. Заключение. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве
Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний
Египет?

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 24

Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.

Возьмите свои «Листы контроля». Поставьте себе отметку за
путеводитель и общую отметку за урок.

V. Домашнее задание.

Параграф 11, Творческое задание сделать макет пирамиды
или Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану на стр 61.

Список литературы:

1.    Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И.
Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г.

2.    Тематическое и поурочное планирование по истории
Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г.

3.    Поурочные разработки по истории Древнего мира,
О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г.

4.    Хрестоматия по Мировой художественной культуре,
Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г.

5.    Мировая художественная культура, иллюстрированное
приложение, Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г.

6.    Энциклопедия для детей «Искусство», главный
редактор М. Аксенова, М., Аванта+, 1997 г.

Текст: Андрей Россомахин24.11.2021   3187

Леонид Губанов (1946–1983) был легендой отечественного андеграунда: «русский Рембо», основатель неформального объединения СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев), автор знаменитой поэмы «Полина», спровоцировавшей травлю молодого поэта в советской прессе — и столь же бурный интерес к нему со стороны нонконформистского сообщества. За публикацией фрагмента этого произведения в журнале «Юность» последовали невозможность печататься, а позднее — давление со стороны КГБ, принудительные госпитализации в психиатрические клиники и смерть автора в 37 лет. В официальной прессе поэма была напечатана только в 1989 году. В год 75-летия Губанова в издательстве «Пушкинский Дом» вышло новое издание «Полины» с подробными научными комментариями, архивными документами и иллюстрациями, которые поэт оставлял на полях рукописей и обложках самиздатских сборников. Научный редактор книги Андрей Россомахин поделился с «Артгидом» своим очерком о тесной связи поэтического и визуального в творчестве Губанова, а также кратко аннотировал новую книгу.

Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану аллея сфинксов обелиски статуиЛеонид Губанов в своей квартире на ул. Красных Зорь. Около 1976. Фрагмент фотоснимка. Источник: vnnews.ru

…я пришел в квартиру к Губанову. Там кишело… Стоял крик. Ликование. Я вообще такого никогда не видел. Была атмосфера большой жизненной удачи — люди почувствовали свободу. Почувствовали себя свободными. Это было самое свободное место в огромной стране…
Саша Соколов

Россия, как спала? С утра, наверно, робко вам?!
Леонид Губанов

Сближение поэзии и живописи обозначилось в советском андеграунде практически с самого начала — в этом можно увидеть прямую ориентацию шестидесятников на эпоху авангарда, когда целый ряд поэтов были профессиональными художниками, и наоборот — ярчайшие художники авангардной эпохи могли экспериментировать на поэтическом поприще (назовем хотя бы стихотворные опыты Филонова, Малевича, Розановой, Степановой).

В «Лианозовскую школу» Москвы входили и художники, и поэты. В Ленинграде с художниками «арефьевского круга» дружил Роальд Мандельштам. Единению в условиях полулегальной среды способствовали чтения в мастерских художников, выставки картин на творческих вечерах (в том числе квартирных). Знаменитый поэт советского андеграунда Леонид Губанов (1946–1983) тоже известен как художник — автор большого количества графических работ и акварелей. Писали стихи многие знакомые Губанова — в том числе художники Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Василий Ситников. Рисунки Губанова в черновых автографах и самодельных книжках заставляют вспомнить графику Федерико Гарсия Лорки, а иногда и графические экзерсисы Пушкина. Графика поэта, чаще художника-дилетанта, нежели профессионала, — это отдельное явление, давно заслужившее пристальное внимание не только филологов, но и искусствоведов. Особенно интересно, когда поэт сам оформляет свои книги (в случае Губанова — самиздатские машинописные), а также создает автопортреты.

Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану аллея сфинксов обелиски статуи

Обложка книги «“Полина” Леонида Губанова: поэма, пророчество, манифест». СПб.: Пушкинский Дом, 2021. Фото: Книжный магазин «Фаланстер» via Facebook

Вероятно, значительная часть губановских работ утрачена, тем не менее в последние годы его рисунки неоднократно выставлялись в Государственном литературном музее (2006, 2013, 2016), а его поэтические сборники ныне традиционно иллюстрируются авторской графикой (лучшее издание — выпущенный в 2012 году издательством «Вита Нова» 600-страничный том «И пригласил слова на пир: стихотворения и поэмы» со 116 полноцветными иллюстрациями поэта).

Как отмечал Андрей Журбин, исследователь, публикатор и библиограф Губанова, еще в ранних текстах поэт заявил о родстве именно с живописцами[1]: «Я от репейников, от Репиных…», «Я плох, мой дедушка, мой Суриков…». В его произведениях встречаем образы художников — от иконописцев до авангардистов: Рублев, Микеланджело, Босх, Гойя, Рокотов, Гоген, Ван Гог, Федотов, Саврасов, Левитан, Васнецов, Модильяни, Малевич, Кандинский, Дали… Шедевры мировой живописи постоянно вписываются Губановым в систему образов: «Но “Незнакомкою” Крамского / Ты, слава, мне уже видна!..», «А пальцы, словно бы артиста, / “тропининского гитариста”…», «всплывают гении, как трупы Герники…», «ты босиком пошла, / как та знаменитая Сикстинская Мадонна…», «Поцелуй, как красный конь…».

В заглавиях губановских стихов нередко встречаются живописные и графические техники, жанровое обозначение текстов нетривиально контаминировано с материалами из арсенала живописца или графика: «Эскиз (Ватман, цветная тушь)», «Запоздалый холст (Уголь)», «Фатальная акварель», «Осень (Масло)», «Пастель на подоконнике», «Августовская фреска», «Офорт в грусти», «Гравюра», «Темпераментная темпера», «Акварель сердцам невинным». Как в графических, так и в поэтических произведениях Губанова распространены коллажные наложения, «соединения» разнородных объектов. Глаз художника выдает и точная цветопередача («Утро синеет, как простынь в горошек…», «на губ разбитых киноварь…»), и контаминирование эмоционального измерения с живописным:

Мой стыд широколиц, как луг,
Под маковым платком основы.
Он требует белила рук
На гениальный холст озноба…

В своей поэме «Полина» 17-летний поэт, позднее заслуживший аттестацию «русский Рембо», предсказывает судьбу своего поколения все в том же «живописном коде»:

…Да, нас, опухших и подраненных,
Дымящих, терпких, как супы,
Вновь распинают на подрамниках
Незамалеванной судьбы…

Но даже и без конкретных атрибутов и примет живописного антуража меткий глаз художника ощущается во многих строках поэта, например в стихотворении «Памяти Александра Полежаева» (1973), которое одновременно с панорамой николаевского безвременья (годы жизни разжалованного в солдаты Полежаева — 1804–1838), безусловно, проецировалось советским читателем на собственную эпоху; заметим ли мы через пятьдесят лет в этих губановских строчках приметы наших сегодняшних дней — вопрос риторический:

…И шебуршила знать, когда нас запрещали,
в такие годы брать — мороз по завещанью,
стеклянная пора, где глух топор и сторож,
где в белый лоб дыра, где двух дорог не стоишь.
Где вам жандармы шлют гнилой позор допросов.
Где всем поэтам шьют дела косым откосом.
Где узнают карниз по луже с кровью медленной
полуслепых кулис… Там скрылся всадник медный.
Где девки, купола, где чокнутое облако?
Россия, как спала? С утра, наверно, робко вам?!
И щами не щемит во рту народовольца,
и брезжит динамит, и револьвер готовится.
Горбатая Москвой Россия зубы скалит,
ее с ее тоской могила не исправит…

Некоторые стихи Губанова «рисуются» подобно устоявшимся жанрам изобразительного искусства: исторической живописи, пейзажу, портрету. Или вот автопортретная зарисовка 1983 года, первая строфа которой предстает как экфрасис живописного полотна:

Сердце мое стучит, как гренадер — каблуками,
что к императору взбегает на второй этаж.
Нервы рвутся, как драгоценные ткани,
а как мне перевязать кровью истекающий карандаш?..

Есть и недатированный эротико-поэтический портрет, заставляющий вспомнить знаменитую формулу «в тот день всю тебя от гребенок до ног» из пастернаковского «Марбурга», — у Губанова это выглядит подобием раскованного беглого росчерка в жанре ню:

Я Вас нарисовал в анфас
С глазами будто бы эфес.
Я Вас нарисовал от глаз
До самых жарких Ваших мест.

Или, например, вспомним впечатляющий поэтический очерк «Саврасов» (1983) — это сжатая до шести строф попытка дать исчерпывающий рассказ и о самом академике-передвижнике, и о тех архетипах русскости, которые запечатлел и навечно ввел в отечественный психотип автор хрестоматийного холста «Грачи прилетели»:

Кружок кровавой колбасы,
За три копейки склянка водки.
Обледенелые усы
И запоздалый взгляд кокотки.
От сумерек сошли с ума
Усталых рук твоих развалы,
И лишь картежница-зима
Сквозь снег тасует — тройки, пары.
Пургой обмятый, ты без чувств
В сугробов падаешь бумаги,
Где теплые глаза лачуг,
Как проститутки и бродяги.
От замороженной руки
Струится пар в тепле ночлежки,
И ворон делает круги,
И вечер раздает насмешки.
Ты наливаешь водки — в штоф
Потрескавшийся, как окошко.
И хорошо вам было чтоб,
Вы напиваетесь с ним в лежку.
Лишь сердца — трепетный паром
Подрагивает в сонном теле.
Не вспоминай же о былом,
Как церковь рисовал пером,
Когда грачи не прилетели!

А вот как поэтическая рефлексия разворачивается в стихотворении «Петербург» (1964, посвящено Иосифу Бродскому) — здесь Губанов ассоциирует Марину Цветаеву и поэзию в целом с боярыней Морозовой, его поэтическая мысль напрямую инспирирована культовым холстом Сурикова, а само поэтическое творчество в России понимается как мученический подвиг, возможный лишь в форме противостояния государству, режиму, господствующей идеологии:

...Как будто Царское Село,
как будто снег промотан мартом,
еще лицо не рассвело,
но пахнет музыкой и матом.
Целуюсь с проходным двором,
справляю именины вора,
сшибаю мысли, как ворон
у губ с багрового забора.
<...>
Марина! Слышишь, звезды спят,
и не поцеловать досадно,
и марту храп до самых пят,
и ты, как храм, до слез до самых.
Марина! Ты опять не роздана,
ах, у эпох, как растерях, —
поэзия — всегда Морозова
до плахи и монастыря!
Ее преследует собака,
ее в тюрьме гноит тоска,
горит, как протопоп Аввакум,
бурли-бурлючая Москва.
А рядом, тихим звоном шаркая,
как будто бы из-за кулис,
снимают колокольни шапки,
приветствуя социализм!..

Container imageContainer image

Как и многих живописцев, Губанова интересовала не столько передача внешнего сходства, сколько отражение внутреннего мира. Под впечатлением от судеб великих подвижников искусства и героев отечественной истории поэт уже с семнадцатилетнего возраста начал создавать стихи, в лирической ткани которых ощущался эпический пафос, содержащий потенциал визуальных проекций. Вот, например, пара строф из ранней поэмы «Пугачев» (1964):

…Давай, мой золотой, подшучивать,
амбары городов палить.
И по велению по щучьему
дворян в тугой костер валить.
Горят карманы-закрома.
Горит зеленое именьюшко…
О, сколько дров ты наломал,
мой царь, мой дурачок Емелюшка!..

В том же 1964 году поэт благодаря содействию Евгения Евтушенко напечатал в журнале «Юность» судьбоносные двенадцать строк под заголовком «Художник» (эти строки — маленький фрагмент из его поэмы «Полина»), где плотно соседствуют холст, рама, краски, полотна и мольберт:

Холст 37 на 37.
Такого же размера рамка.
Мы умираем не от рака
И не от старости совсем.

Когда изжогой мучит дело,
Нас тянут краски теплой плотью.
Уходим в ночь от жен и денег
На полнолуние полотен.

Да, мазать мир! Да, кровью вен!
Забыв болезни, сны, обеты!
И умирать из века в век
На голубых руках мольберта.

Помимо неминуемых ассоциаций «холста 37 на 37» с годом Большого террора, проницательные читатели, как уже отмечалось комментатором, могли увидеть аллюзию на биографию Гогена, бросившего семью и высокооплачиваемую работу ради возможности отдаться творчеству. (Несколькими годами ранее образ Гогена мелькнул и в «Параболлической балладе» Андрея Вознесенского — позднее он читал ее на площади Маяковского в фильме «Москва слезам не верит».) Но в этих трех губановских строфах советский официоз разглядел не только нечто, скандально выбивающееся из общего ряда, но и даже крамолу на общественно-политический строй и молодое поколение.

Последующая травля юного поэта в советской прессе, создание нонконформистского СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), преследование КГБ, громкий успех в среде андеграунда и абсолютное замалчивание в официальном литпроцессе — этапы губановской биографии, оборвавшейся в роковом 37-летнем возрасте.

Составить рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану аллея сфинксов обелиски статуи

Разворот книги «“Полина” Леонида Губанова: поэма, пророчество, манифест». Источник: pushkindom.ru

Сейчас, в год 75-летия поэта, его юношеская поэма впервые вышла в свет отдельным изданием и в сопровождении научного аппарата: со статьей и подробными комментариями Андрея Журбина, ведущего исследователя творчества Губанова, с переводами на иностранные языки, с редкими иллюстрациями и архивными документами, включая пасквили, с которыми на 17-летнего юнца набросились миллионотиражные советские таблоиды — «Правда», «Огонек», «Наш современник», «Крокодил»… Что ж, пасквилянты и прокуроры тоже остаются в истории — благодаря поэтам.

О том, как двенадцать строк Губанова из поэмы «Полина» определили всю его дальнейшую судьбу — и предсказали судьбу поколения нонконформистов, — можно прочесть в этой книге, только что вышедшей в свет в петербургском издательстве «Пушкинский Дом». А наш краткий очерк мы закончим тем, что воспроизведем знаменитое Воззвание СМОГа, созданное в 1966 году, тогда же перепечатанное за рубежом — и вызвавшее ярость советского официоза. Подобных гневных публичных инвектив в адрес комсомола (!), чекистов (!) и «жирных физиономий “советских писателей”» (!) в то время невозможно было себе представить:

МЫ СМОГ!
МЫ!
Наконец нам удалось заговорить о себе в полный голос, не боясь за свои голосовые связки.
МЫ!
Вот уже восемь месяцев вся Россия смотрит на нас, ждет от нас…
Чего она ждет?
Что можем сказать ей мы, несколько десятков молодых людей, объединенных в Самое Молодое Общество Гениев — СМОГ?
Что?
Много. И мало. Всё и ничего.
Мы можем выплеснуть душу в жирные физиономии «советских писателей». Но зачем? Что они поймут?
Наша душа нужна народу, нашему великому и необычайному русскому народу. А душа болит. Трудно больной ей биться в стенах камеры тела. Выпустить ее пора.
Пора, мой друг, пора!
МЫ!
Нас мало и очень много. Но мы — это новый росток грядущего, взошедший на благодатной почве.
Мы, поэты и художники, писатели и скульпторы, возрождаем и продолжаем традиции нашего бессмертного искусства. Рублев и Баян, Радищев и Достоевский, Цветаева и Пастернак, Бердяев и Тарсис влились в наши жилы, как свежая кровь, как живая вода.
И мы не посрамим наших учителей, докажем, что мы достойны их. Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества — все против нас.
Но наш народ за нас, с нами!
Мы обращаемся к свободному миру, не раз показавшему свое подлинное лицо по отношению к русскому искусству: помогите нам, не дайте задавить грубым сапогом молодые побеги.
Помните, что в России есть мы.

Россия, XX век

В этом Воззвании, как и в самой аббревиатуре «СМОГ», с ее победно-утвердительной констатацией (смог — значит сделал-сумел-осуществил-добился-преодолел!), безусловно, ощущаются отголоски столь важного для Губанова Велимира Хлебникова, его императивного фрагмента из энигматической сверхповести «Зангези» (1922):

Иди, могатырь!
Шагай, могатырь! Можарь, можар!
Могун, я могею!
Моглец, я могу! Могей, я могею!
Могей, мое я. Мело! Умело! Могей, могач!
Моганствуйте, очи! Мело! Умело!
Шествуйте, моги!
Шагай, могач! Могей, могач!
Могуй, могач! Руки! Руки!

Можарь, мой ум! Могай, рука! Могуй, рука!
Моган, могун и могатырь!
Иди!
Могай, моган! Могей, могун!
Глаза могвы, уста могды!
Могатство могачей!..

Нашей сегодняшней России крайне требуется кто-то. Кто-то — кто СМОГ БЫ. И поэтические фигуры, ставшие легендами, — такие как Хлебников или Губанов, — оказываются остро актуальными и остро социальными рупорами не только своего, но и нашего времени, даже спустя многие десятилетия.

  • Составить рассказ по выбору восточный город глазами европейского путешественника
  • Составить рассказ о жизни земледельца в древнем египте
  • Составить рассказ о дружной работе используя фразеологизмы 4 класс
  • Составить рассказ на тему как ахейцы сумели захватить трою 4 класс коротко
  • Составить рассказ о друге по немецкому