1. Опираясь на приведенные даты, составьте короткий рассказ об истории белорусских земель с древности до начала нашей эры.
В 24-е тысячелетие до н. э. была найдена наиболее древняя стоянка человека в Беларуси, в это время появились первые люди на белорусских землях. В 22—21-е тысячелетия до н. э. была найдена вторая стоянка древнего каменного века. После начала потепления ледник на территории Беларуси начал таять и сошёл 14 тысяч лет назад. Появление животноводства произошло в период нового каменного века, в 3-м тысячелетии до н. э., благодаря этому человек получил возможность иметь запасы еды. Примерно в середине 3-го тысячелетия до н. э. первые индоевропейцы появились на территории Беларуси. В начале 2-го тысячелетия до н. э. наступил период бронзового века на территории Беларуси, а в период около 700 г. до н. э. — железный век. Славяне существовали давно, но в составе других народов, и только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем, в этот же период славяне появились и на белорусских землях.
2. Покажите на картосхемах на с. 17, 44, 52, 54 учебного пособия и на с. 2, 4, 8, 9, 10, 12, 13 атласа:
1) основные направления заселения территории Беларуси людьми в каменном веке;
2) места первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);
3) местонахождение Красносельских шахт по добыче кремня;
4) территорию расселения балтов в бронзовом и железном веках;
5) пути расселения славян на территории Беларуси;
6) территорию расселения восточнославянских союзов племен кривичей-полочан, радимичей и дреговичей.
3. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните ее.
Период | Время | Орудия труда | Способы добычи пропитания | Наиболее важные события, явления |
Древний каменный век | 100 тыс. лет назад — 9-е тысячелетие до н. э | скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук | охота, собирательство | потепление, таяние ледников, появление первых людей |
Средний каменный век | 9-е тысячелетие до н. э — 5-е тысячелетие до н. э. | скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук | охота, рыболовство, бортничество и собирательство | климат стал ещё более благоприятным, образовалось первое постоянное население, расцвет присваивающего хозяйства |
Новый каменный век | 5-е тысячелетие до н. э. — конец 3-го тысячелетия до н. э. | рыболовные гарпуны, крючки, кремневые топоры, мотыги | появилось животноводство и земледелие | одомашивание животных, появление производящего хозяйства и первобытного строя: люди начали жить группами, а затем объединяться в роды и племена |
4. Дайте определения следующим понятиям.
- Балты — племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей;
- бортничество — сбор меда диких пчел;
- вече — народно собрание, на котором решались все важные дела племени;
- восточные славяне — общность славяна, которые проживали на восточных земляхя;
- городище — укрепленное поселение;
- дреговичи — крупный восточнославянский племенной союз, населявший центральную и южную части современной Беларуси;
- дружина — группа постоянных боевых соратников и советников князя;
- животноводство — разведение животных для производства продуктов;
- идол — изображение бога, которому поклонялись;
- индоевропейцы — многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые расселялись по Европе;
- князь — изначально военный руководитель племени; позже — правитель княжества;
- кривичи-полочане — крупный восточнославянский союз племен, населявший северную часть современной Беларуси;
- охота — выслеживание, загон, добыча диких животных;
- племя — объединение нескольких родов общего происхождения;
- племенное княжение —союз племен, в котором существовала княжеская власть;
- подсечно-огневое земледелие — система земледелия, при которой вырубали участок леса, а затем сжигали, чтобы посеять в пепле зерно;
- радимичи — крупный восточнославянский союз племен, населявший юго-восточную часть современной Беларуси;
- родовая община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и были родственниками;
- святилище — место, где молились богам и приносили им жертвы;
- собирательство — форма хозяйства, при котором собирали пригодные для пищи природные ресурсы;
- соседская община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и владели общим имуществом, состояло не только из родственников, но и соседей;
- союз племен — форма организации общества, при котором объединялось нескольок племён;
- стоянка — место поселения первобытных людей;
- язычество — вера в существование многих богов, воплощающих силы природы, и поклонение им.
5. Дополните список понятий в четырех столбцах таблицы по предложенному образцу. Используйте понятия, приведенные в задании 4.
Хозяйство | Общество | Народы | Власть | Верования |
охота, бортничество, животноводство, подсечно-огневое земледелие, собирательство | родовая община, племя, соседская община, союз племен, стоянка, городище, племенное княжение | балты, восточные славяне, дреговичи, индоевропейцы, кривичи-полочане, радимичи | князь, вече, дружина | идол, святилище, язычество |
6. Объясните логические цепочки:
Появление земледелия и животноводства → расслоение общества. С появлением земледелия и животноводства потребовались хранилища для собранного урожая, хлева для скотины, укрепления для защиты от нападков соседей. Поэтому возникла необходимость в специальных людях, которые могли бы управлять сложной жизнью общины. Так выделились старейшины и вожди. Они получили право распоряжаться имуществом общинников. Это позволило им разбогатеть. В самой общине появились бедные и богатые семьи. Так начиналось расслоение общества.
Использование железных орудий труда → появление излишков продуктов. Использование железных орудий труда позволило более эффективно обрабатывать земли, что привело к росту урожая и появлению излишков продуктов питания.
Развитие производящего хозяйства → появление знати (знатных людей). Благодаря развитию производящего хозяйства стали появляться излишки продуктов, это позволило освободить некоторых людей от постоянной добычи пищи и создало условия для появления знати.
7. Сравните следующие явления:
Присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство заключается в присвоении природных ресурсов, например, собирательство ягод, а производящее — в самостоятельном производстве продуктов, например, земледелие и животноводство.
Родовая и соседская общины. Родовая община состояла только из родственников, а в соседскую общину кроме родственников входило ещё большое количество соседей.
Мотыжное и пашенное земледелие. При мотыжном земледелии использовалась мотыга, которым человек рыхлил почв вручнуюу. А при пашенном земледелии использовали волов с рало, с помощью которого не только рыхлили, но и проводили борозды в земле, а затем с волами начали применять соху, которая отваливала пласт земли в сторону.
Дружина и военное ополчение. Дружина была всегда с князем и отличалась более эффективным ведением боя, тогда как в ополчение входило простое менее боеспособное население, которое отличалось большим количеством.
8. Определите причины:
Причины возникновения имущественного неравенства: появление земледелия и животноводства, накопление излишков продуктов, что привело к появлению старейшин и вождей и расслоению общества.
Причины строительства городищ: появление железных орудий труда, рост урожайности, накопление имущества и продуктов питания, что привлекало грабителей. Для защиты поселения строились городища.
Причины замены каменных орудий труда железными: эффективность железных орудий, железные орудия труда позволили собирать бóльшие урожаи, поскольку позволяли легче и качественнее выполнять сложную работу земледельцев.
Причины появления княжеской власти: необходимость в централизации власти для противостояния захватчикам и успехах в сражениях и войнах.
9. Составьте рассказ на одну из тем (по выбору): «Охота на мамонта»; «Изготовление глиняной посуды»; «Строительство городища»; «Жизнь в славянском поселении»; «Труд земледельца»; «Суд веча».
Охота на мамонта
Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.
10. Приведите 2—3 доказательства того, что:
История Беларуси является составной частью всемирной истории:
- белорусские земли всегда были тесно связаны с дальними и ближними землями;
- первые люди на белорусские земли пришли с других земель;
- белорусские земли подвергались влияниям с Востока и с Запада;
- люди с наших земель вписали свои имена в историю других стран.
В VI — IX вв. совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда и происходило развитие земледелия у восточных славян:
- появилось рало, а затем соха, которые в связке с волами позволили обрабатывать землю более эффективно;
- появился новый способ обработки земли — двуполье.
Восточные славяне в IX в. приблизились к созданию государства:
- появилась централизованная власть — князь;
- появились племенные княжения.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Ответьте на вопросы
1.Первую славянскую азбуку создали:
Борис и Глеб
Владимир и Мефодий
Кирилл и Мефодий
Кирилл и Павел
2. Описание жизни людей, причисленных Русской православной церковью к лику святых:
1. летопись 2. былина 3.житие
3. Живописное произведение малых размеров, которым украшали рукописные книги:
Граффити
Мозаика
Миниатюра
Икона
4.Автор «Повести временных лет»
Нестор
Владимир Мономах
Ярослав Мудрый
Иларион
5. Первый православный каменный храм, построенный в Киеве:
Десятинная церковь
Софийский собор
Пятницкая церковь
Успенский собор
6. Главный мотив русских былин:
Поклонение прекрасной Даме
Крещение иноверцев
Освобождение Руси и защита её от врагов
Верность своему покровителю
7. «Повесть временных лет» была создана в
Начале XI в.
Конце XI в.
Начале XII в.
Конце XII в.
8. В древнерусском государстве писали письма на:
папирусе
пергаменте
бумаге
бересте.
9.Первыми литературными произведениями на Руси были :
Хроники
Изборники
Баллады
Летописи
10.При Ярославе Мудром был возведён Софийский собор в
Чернигове
Юрьеве
Киеве
11. Три характерные черты Софийского собора в Новгороде:
Четыре средних и восемь малых куполов
Пять куполов, сгруппированных в центре
Один купол
Неширокие проёмы окон
Мозаика отсутствует
12.Соотнесите понятия и определения
Узор из множества мельчайших шариков, напаянных на поверхность изделия
Рисунок, составленный из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла
Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
Небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах
Орнамент или рисунок из золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую поверхность
А. Мозаика
Б. Скань
В. Зернь
Г. Миниатюра
Д. Фреска
Повседневная жизнь населения
Составитель:
Преподаватель истории высшей категории
МАОУ сош №35 пгт.Новомихайловского
Туапсинского района Краснодарского края
Слуцкая Анжела Владимировна
Проблема
Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси
План урока.
Сравниваем…
1.Жизнь земледельцев.
2.Жизнь горожан.
3.Жизнь князей и бояр
Сравним занятия
1.Земледельцев.
2.Горожан.
3.Знатных людей.
Используя пар.11 и дополнительный материал
Занятия земледельцев.
Жизнь земледельцев
Долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали или чинили домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины.
Город –
торговый центр:
Русские купцы в городах предлагали песцовые, собольи и куньи меха и ремесленные изделия.
Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
Города — центры культуры
В городах организовывались школы,
писались иконы,
создавались фрески и мозаики.
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.
Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством.
Города на Руси традиционно возводили на высоком месте при слиянии рек.
3.Жизнь князей и бояр
Жилища князей и бояр –хоромы-состояли ,как правило, из нескольких соединенных между собой переходами, строений. В центре находился терем-высокое деревянное здание-башня.
Рядом с теремом находились летние помещения. С избой их соединяли переходы – сени.
ХОРОМЫ
Роскошное жилище русской знати.
Внутреннее убранство княжеских хором (сравните).Где хоромы?
Сравниваем одежду.
Одежда была домотканая (льняная)
Древнерусская мужская одежда состояла из рубахи и портов-нешироких, сужающихся книзу штанов, доходящих до щиколотки.
Ноги оборачивались узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые надевались лапти.
Одежда простолюдин
Верхней одеждой были также зипуны- застегивающиеся встык кафтаны без воротника. С длинными узкими рукавами.
У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх нее надевалась понева — домотканая шерстяная юбка, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре .
ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
епанча
Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями.
За ткацким станком
ОБУВЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Развлечение знати
На княжеском пиру
Развлечения простолюдинов
Обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора являлись не только определенным действом, но и зрелищем. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер.
Делаем вывод исходя из наше проблемы. Подтвердилось ли наше предположение?
Характерной чертой быта жителей Древней Руси было возникновение разницы в образе жизни верхушки общества и основной частью населения.
Домашнее задание
П.11 учебника, учить словарные слова
На выбор: написать рассказ об одном дне из жизни князя, ремесленника, крестьянина или
нарисовать рисунок на тему «Воин Древней Руси», «Ярмарка на Руси»
3. Рабочая тетрадь стр.52-54 «Для самоконтроля»
4. Повторить главу 2 параграфы 4-10, ответить на вопросы стр.98
Оценим себя.
Я работал весь урок, в полную силу-5.
Кое- где я ошибался-4.
У меня сегодня не всё получалось-3.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По произведению Дубровский
Произведение под названием «Дубровский» написано русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.
Александр Сергеевич был общительным и достаточно харизматичным человеком, потому неудивительно, что имел много друзей и интересных знакомств. У поэта и писателя был друг по фамилии Нащокин. Именно он рассказал ему историю, которая легла в основу произведения «Дубровский».
У Владимира Дубровского очень сложная была линия жизни. Его отец был гвардейским поручиком, а мать умерла, когда он был еще малолетним ребенком. Когда Дубровский служил корнетом, то его посетила ужасная весть о болезни отца. Имение отца должно было перейти к Троекурову. Он был жестоким помещиком и ему было глубоко безразлично на положение крестьян, которые там находились. Они для него были всего лишь рабочей силой. Молодой Дубровский является благородным, честным, достойным дворянина и относится к «рабам» с человеческим уважением.
Владимир получает отпуск, едет в имение к отцу, но тот, только увидев сына, умирает. Для того, чтобы Троекуров не получил дом, Дубровский устраивает пожар. Крепостные крестьяне тоже не хотят быть рабами злого помещика и сбегают в лес вместе с сыном предыдущего хозяина. Для того, чтобы этой ватаге было чем питаться, приходится молодому дворянину заниматься разбойничьими делами.
Все это время главный герой всем сердцем мечтает отомстить Троекурову, но вот не задача: нежданно-негаданно в его сердце родилась любовь к его дочери – Маше. Влюбленность вынуждает его отступить от плана мести. Но девушку выдают замуж за пожилого богача… Владимир Дубровский всякими различными способами пытается не дать свершиться этому замужеству, но ему это, к сожалению, не удается.
Подчиненные главного героя оккупируют Машину карету, когда приезжает в свой новый дом. Девушка не соглашается принять помощь. Она не хочет нарушать клятву. Через некоторое время власть делала попытки схватить и наказать «благородного» разбойника, но это не увенчалось успехом. Банда распускается, а главный герой уезжает в другую страну.
Произведение заставляет задуматься о благородстве, чести, чувстве долга. Дубровский имел влияние возможность, людей, которые помогли бы ему лишить человека, который ему не угодил, всего, что тот имеет, но он, ввиду своей воспитанности и имеющейся чести не поступил как животное, а, взяв себя в руки, поборол желание отомстить и вышел нравственным победителем и героем.
Вариант 2
Как-то раз Нащокин П. В. рассказал непридуманную историю своему товарищу Пушкину А. С. Спустя время, родился роман с названием «Дубровский». Это произведение не только о любви, но и о благородстве, и чести.
Отец Владимира Дубровского был поручиком гвардии. Он отдал сына своего на воспитание в кадетское училище, жена его умерла. И вот молодой Дубровский получил известие: отец серьёзно заболел, родовое поместье достаётся в руки Троекурову, у которого все крестьяне — только наёмная сила, рабы, с ними можно поступать по-всякому, как ему захочется. Юный корнет Владимир знает, что так с людьми нельзя обходиться. В нём заложена честь дворянина, у него есть достоинство, а крепостных он ценит и уважает.
Как только Владимир получил отпуск, он сразу же спешит к отцу в родной дом. И всё же отец умирает на глазах у Дубровского. Чтобы Троекурову не хозяйничать в отчем доме, Владимир делает поджог. Тем временем, крестьяне, которые не хотели работать на Троекурова, бегут в лес за Дубровским. Молодому дворянину ничего не остаётся, как начать вести разбойническую жизнь. Он теперь в ответе за тех крепостных, которые остались с ним, а их надо кормить.
Итак, некоторые жители Кистенёвки становятся разбойниками во главе с Дубровским. Они нападают на богатых помещиков, которые попадаются им на пути, грабят их. Здесь банда напоминает справедливого Робина Гуда.
Но этого мало. Дубровскому хочется отомстить Троекурову за то, что тот хотел отнять отцовское поместье, благодаря чему и умер Дубровский старший. Ведь он не только болел, но и очень переживал по этому поводу. Планы мстить разрушаются по случаю того, что Владимир влюбляется в Машеньку — прекрасную девушку — дочку Троекурова. Она тоже его полюбила. И всё же Маша отказывает любимому разбойнику, т.к. она уже дала клятву другому. Дубровский её понимает, хочет уберечь Машу от нежелательного замужества, но всё напрасно. Любимая выходит замуж за князя, который намного старше её.
Банду Дубровского ловят власти. Их попытки окружить не дают успеха. Вскоре молодой атаман Владимир крестьян отпускает, банда распадается, а сам он подаётся за границу.
На мой взгляд, повесть не просто о любви, здесь затронуты высшие чувства человека: как нужно оставаться благородным и справедливым, когда рядом находятся люди, не знающие чести, где мир «засасывает» продажное и грязное правосудие. В произведении мы видим ту далёкую реальную жестокую жизнь на фоне романтической дымки. Два любящих несоединённых сердца, Дубровского и Машеньки, испытали всякое: потеря родных, кровного дома. А главное — сберегли достоинство и честь. Вот это и есть счастье: остаться настоящими людьми.
Дубровский — сочинение по роману для 6 класса
Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровского к тяжелой болезни и смерти. Владимир возвращается на родину. Похоронив отца, он мечтает о мести обидчику. Герой остается нищим: нет денег и усадьбы. С ним остаются только верные крестьяне. Так появляется в окрестных лесах разбойник Дубровский.
С мыслью о мести Владимир собирает вокруг себя крестьян. Они нападают на людей и грабят их. Но два принципа у шайки бандитов: не грабить бедных и не убивать. Поэтому Дубровского назвали благородным разбойником.
Встав однажды на путь преступления, Владимир все-таки нарушает свои правила: убивает офицера. Грань между благородными помыслами и трагедией оказывается очень тонкой.
Однако Дубровский остается справедливым и честным человеком. Попав в дом соседа в образе учителя, Владимир влюбляется в Марью Кирилловну, дочь врага. Он прекращает мстить ее отцу, потому что не хочет принести страдания любимой девушке. Теперь другая мысль овладела им: спасти Машу от брака с Верейским.
Князю около пятидесяти лет. Брак с восемнадцатилетней Марией Кирилловной станет неравным. Но Верейский – богатый человек, поэтому Троекуров заставляет дочь согласиться на свадьбу. Владимир не успевает. Маша уже стала женой старого князя. Снова Дубровский проявляет свое благородство: он не увозит девушку против ее воли, не убивает Верейского, хотя сам получает ранение.
Пушкин любит своего героя. Он описывает Дубровского как смелого, доброго, решительного и честного человека, который умеет любить и прощать. Но в финале повести говорится о том, что Владимир бросил своих крестьян, с которыми разбойничал, и скрылся от суда за границей. Этот поступок не сочетается с высокими намерениями.
Поэтому вопрос о том, благородный ли разбойник Владимир Дубровский, остается открытым.
Сочинение по роману Дубровский
Начнём с того, что разберём, кто же такой Дубровский? Что это за персона и что она из себя представляет. Дубровского именовали как Владимира. Он являлся главным персонажем в произведении Александра Сергеевича Пушкина, как раз таки в произведении под названием “Дубровский”. Он являлся сыном человека, который служил в гвардии и был, по сути, военным деятелем. Мама у него ушла из жизни в очень раннем возрасте. Его отец всегда его хотел продвинуть в сферу армии, и в общем в военную сферу общества. С ранних лет он уже учился в кадетском училище. В один миг заболевает отец Дубровского. Дубровский не сам узнаёт об болезни отца. Ему сообщает посыльный. А всё у них переходило от поколения в поколение. Всё, что было их, стало владениями Троекурова. Троекуров был своеобразной личностью. Ведь он всегда был с высоко поднятой головой и не видел не кого, кроме своего “совершенства”. Он всегда был убеждён, что крестьяне это рабы. Именно они должны пахать и всё время работать. Он их не считал за людей и просто их ненавидел, они были для него просто чем-то нищим. Он решил сам для себя, что с ними можно обращаться, как захочет он. Владимир был же полным противоречием Троекурова. Он старался быть преданным своей стране, он был поистине гордым человеком. Он предан дворянству, ведь он поистине настоящий дворянин. А так же он всегда с честью и достоинством относится к людям, которые является крепостными. В произведении сказывается, что Дубровский получает отпуск. Он как раз знал о плохом состоянии отца, и он старается очень быстро приехать и навестить его. Так сказать проведать его и посмотреть его состояние. Но не успевает Дубровский приехать к отцу домой, как отец уходит с этой жизни. Владимир не хочет, чтобы все владения достались какому-то Троекурову, который не как не вписывается в их семью. Он всеми силами старается, чтобы все владения и поместье не достались врагу. И Владимир приходит, конечно, к гениальному решению, а именно он хочет избавиться от Троекурова. Он решает в прямом смысле этого слова сжечь его. Но Троекуров вовремя отказывается от своей жуткой идеи с избавлением врага, таким образом, а всё потому, что он любил дочь Троекурова. Он любил Машу, всем сердцем и душой. Но, к сожалению, Машу отдают насильно не по любви за другого мужчину, а точнее за старика князя. Дубровский не отчаялся, и он старался всеми способами Машу от несчастного брака. Но все его попытки остаются не чем.
Вариант 4
Эта повесть о том, как любовь победила месть. В основе произведения непростая судьба молодого человека по имени Владимир Дубровский. Главные события происходят в деревне. Вначале автор рассказывает о давней дружбе двух помещиков – Троекурова и Дубровского. Когда-то они вместе служили, выйдя в отставку, поселились в соседних имениях. Оба помещика рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Приятелей различало только разное состояние богатства и положение в обществе, но это не мешало их дружбе до определённого момента. Однажды помещики ссорятся из-за нелепого недоразумения. Далее богатый и влиятельный сосед начинает мстить несговорчивому приятелю. С помощью подкупа судей Троекуров становится хозяином имения бывшего друга. Вследствие этих переживаний, Дубровский тяжело заболевает.
Его сын Владимир, который в это время живёт в Петербурге, узнав о болезни отца, немедленно приезжает в деревню. Троекуров, понимая, что зашёл слишком далеко, предпринимает попытку помириться с бывшим другом, но слишком поздно – Дубровский умирает. После смерти отца, Владимир, отчаявшись в справедливом решении суда о признании его наследником имения, сжигает усадьбу и уходит в лес с верными ему крепостными людьми. Возглавляемая Владимиром банда разбойников беспощадно грабит и поджигает самые богатые усадьбы в округе. При этом главарь великодушен, он никого не убивает и не причиняет вреда честным, невинным людям. К тому же, в округе всех удивляет, что разбойник не трогает имение своего главного врага – Троекурова. Оказывается, Дубровский отказывается от мести, полюбив дочь помещика Машу. Владимир проникает в дом Троекурова под видом гувернёра француза. Своей смелостью и находчивостью он заслуживает уважение хозяина, а Маша влюбляется в своего учителя. Владимир признаётся Маше в своих чувствах и, как честный и порядочный человек открывает перед девушкой своё настоящее имя. Владимир прекрасно осознаёт, что при своём положении, он не сможет жениться на Маше, поэтому покидает дом Троекурова и просит девушку в любой трудной ситуации обращаться к нему за помощью. Такой момент наступает, когда отец против воли отдаёт дочь замуж за нелюбимого ею князя Верейского. По воле случая, помощь от Дубровского приходит слишком поздно, когда Маша уже обвенчана с мужем и не может нарушить обет. В итоге, Дубровский предоставляет своей банде полную свободу и уезжает навсегда из России.
Таким образом, Пушкин показывает растлевающую власть денег. В угоду богатого самодура продажные чиновники разрушили жизнь честному и благородному человеку.
6 класс
Другие сочинения: ← Анализ Сказки о царе Салтане↑ ПушкинМое любимое произведение Пушкина →
Сочинение: Суть содержания романа Александра Пушкина «Дубровский»
История создания романа «Дубровский» писателя А.С. Пушкина очень увлекательна и интересна. Имеется несколько фактов, которые будут полезны для лучшего понимания сюжетных особенностей и содержания текста в общем.
Так, согласно легенде, идею для написания произведения писателю подал его давний друг Павел Нащокин. Он рассказал поэту о бывшем дворянине Островском, который жил в Белоруссии. Его лишили имения после долгой судебной волокиты, и он собрал верных себе крестьян в банду разбойников, после чего стал промышлять грабежами и разбоем.
Кроме того, на сюжет сильно повлияла социальная ситуация в стране. К середине века назревал кризис в традиционном укладе жизни народа. Крепостничество приходило в упадок, ухудшалось положение дворян. Им недолго оставалось до полного разложения, и многие просвещенные образованные люди понимали, что нужны реформы и изменения. Писатель хотел заострить внимание читателей на этом, обнажить перед властью грядущие перемены.
Итак, действие разворачивается в Покровском, где жизнь идет привычно. Главенствует там Кирила Петрович Троекуров. Этот помещик уважал лишь одного человека – Андрея Дубровского, с которым он дружил. Тот был более мелким помещиком.
Главным героем выступает сын Андрея Гавриловича Владимир, с ним связано большинство событий, которые стали происходить вскоре после того, как лучшие друзья поскандалили и Троекуров подкупом отобрал у Дубровского его имение, из-за чего тот заболел и умер. Таким образом, его сын остался безо всего, а его бывший товарищ – без лучшего друга. А крепостных должны были передать новому хозяину.
Сын умершего решил отомстить Троекурову, и не только за себя и отца, но и за крестьян. Он создал банду разбойников из числа своих бывших крепостных и стал жить благородным разбоем – он грабил богачей, однако не трогал бедных.
Ему удалось проникнуть в дом Троекурова под видом учителя французского языка, которому вменялось обучить младшего сына Кирилы Петровича. Владимиру удалось выдать себя за француза не просто так – он заплатил настоящему французу, который на эти деньги вернулся домой. Находясь в поместье, он заслужил доверие самого барина, решившего запереть его с медведем. После устранения медведя учителем заинтересовалась дочь Троекурова Маша. Она влюбляется в него, а он в нее и отказывается от былого намерения отомстить.
Финальным событием считается свадьба молодой Маши и престарелого Верейского. Девушка не хочет быть со стариком, она любит Дубровского и пишет Верейскому, прося его, чтобы он отказался от помолвки. Узнав об этом, Троекуров разгневался и назначил помолвку через день.
В день свадьбы Владимир не успел выкрасть девушку до процесса венчания и атаковал карету князя уже после него. Но Мария отказывает Владимиру, аргументируя свой отказ тем, что теперь она является Верейскому женой и их союз скрепил сам Бог. Дубровский уехал ни с чем. Это решение девушки сказалось на последующих событиях — ее любимый распустил свою банду и отбыл из страны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Àðñåíòüåâ, Äàíèëîâ, Ñòåôàíîâè÷ 6 êëàññ, Ïðîñâåùåíèå:
Ïàðàãðàô 11. Ïîâñåäíåâíàÿ æèçíü íàñåëåíèÿ.
Êàê ïåðåìåíû â îáùåñòâå, ñâÿçàííûå ñî ñòàíîâëåíèåì è ðàçâèòèåì ãîñóäàðñòâà, âëèÿëè íà ïåðåìåíû â áûòå íàñåëåíèÿ Ðóñè?
Ñî ñòàíîâëåíèåì è ðàçâèòèåì ãîñóäàðñòâà â äðåâíåðóññêîì îáùåñòâå ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ íîâûå ÿâëåíèÿ. Íàáëþäàëñÿ ðîñò ãîðîäîâ, ïîÿâëÿëèñü íîâûå âèäû ðåìåñåë, ðàçâèâàëàñü òîðãîâëÿ. Ëþäè òåïåðü ìîãëè êóïèòü, ÷òî èì íåîáõîäèìî. Òàêæå ãîðîæàíå ñìîòðåëè íà òî, ÷òî çàâîçèëè èíîñòðàííûå êóïöû, ïåðåíèìàëè îò íèõ íîâûå çíàíèÿ è íàâûêè. Ðåìåñëåííèêè ðàçâèâàëè ñâîå äåëî, ñîâåðøåíñòâîâàëèñü.
×òî âû çíàåòå î ïîâñåäíåâíîé æèçíè ëþäåé â Çàïàäíîé Åâðîïå â Ñðåäíèå âåêà?
Ïîâñåäíåâíàÿ æèçíü ëþäåé â Çàïàäíîé Åâðîïå íå ñèëüíî îòëè÷àëàñü îò æèçíè íà Ðóñè. Êðåñòüÿíå òàêæå çàíèìàëèñü çåìëåäåëèåì è ïîñâÿùàëè ýòîìó ìíîãî âðåìåíè, âåäü èì áûëî íóæíî âûðàñòèòü äîñòàòî÷íî óðîæàÿ äëÿ ïðîïèòàíèÿ. Êðåñòüÿíå ïàñëè ñêîò. Âàæíóþ ðîëü â ïîâñåäíåâíîé æèçíè åâðîïåéöåâ èãðàëà öåðêîâü.
Êàêîé ÿçû÷åñêèé ïðàçäíèê øèðîêî îòìå÷àþò â Ðîññèè è â íàøè äíè?
 Ðîññèè äî ñèõ ïîð øèðîêî îòìå÷àþò Ìàñëåíèöó. Ýòîò ÿçû÷åñêèé ïðàçäíèê ïîñâÿùåí ïðîâîäàì çèìû è çíàìåíóåò íà÷àëî âåñíû.  äàííûé ïðàçäíèê ñæèãàþò ÷ó÷åëî ìàñëåíèöû, ïðîâîäÿò ãóëÿíüÿ, âîäÿò õîðîâîäû è êóøàþò áëèíû.
Êàêîâî, ïî âàøåìó ìíåíèþ, çíà÷åíèå ýòèõ èì¸í?
Âëàäèìèð — âëàäåþùèé ìèðîì
ßðîñëàâ — ÿðêèé, ñèëüíûé, ñëàâíûé ñâîåé æèçíåííîé ñèëîé, îáëàäàþùèé ÿðêîé ñëàâîé
Ñâÿòîñëàâ — ñâÿùåííàÿ ñëàâà
1. Êàêèå êàòåãîðèè ñâîáîäíîãî è çàâèñèìîãî íàñåëåíèÿ ñóùåñòâîâàëè â Äðåâíåðóññêîì ãîñóäàðñòâå?
Ê ñâîáîäíîìó íàñåëåíèþ â Äðåâíåé Ðóñè îòíîñèëèñü êíÿçüÿ, áîÿðå, ìëàäøàÿ äðóæèíà, ëþäè, ñìåðäû. Ê çàâèñèìîìó íàñåëåíèþ îòíîñèëèñü õîëîïû, ðÿäîâè÷è è çàêóïû.
2. Êàê ñêëàäûâàëàñü ïîâñåäíåâíàÿ æèçíü çåìëåäåëü÷åñêîãî íàñåëåíèÿ íà Ðóñè?
 ñåëüñêèõ ïîñåëåíèÿõ ëþäè óïîðíî áîðîëèñü ñóùåñòâîâàíèå: ðàñïàõèâàëè çåìëè, ðàçâîäèëè ñêîò, ëîâèëè ðûáó, îõîòèëèñü, îáîðîíÿëèñü îò ðàçáîéíèêîâ, êî÷åâíèêîâ. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûìè íà Ðóñè áûëè áîëüøèå ñåìüè. Âñå ÷ëåíû ñåìüè âìåñòå îáðàáàòûâàëè çåìëþ. Äåòåé ðàíî ïðèó÷àëè ê òðóäó. Ìàëü÷èêà ëåò ñ ñåìè áðàëè â ïîëå,
ó÷èëè ðåìåñëó. Äåâî÷êè ïðèñìàòðèâàëè çà ìëàäøèìè áðàòüÿìè è ñ¸ñòðàìè, ïîìîãàëè ïî õîçÿéñòâó, ó÷èëèñü ïðÿñòü, òêàòü ïîëîòíî, øèòü îäåæäó.
3. ×åì áûëè çàíÿòû æèòåëè äðåâíåðóññêèõ ãîðîäîâ?
Íà ãîðîäñêèõ ïëîùàäÿõ ñîáèðàëîñü âå÷å. Ïî ãîðîäàì Ðóñè øóìåëè òîðãè. Ãîðîäà áûëè öåíòðàìè êóëüòóðû.  íèõ ñóùåñòâîâàëè øêîëû, èêîíîïèñíûå ìàñòåðñêèå, ãäå õóäîæíèêè ó÷èëèñü ó ãðåêîâ ïèñàòü èêîíû. Áûò ïðîñòûõ ãîðîæàí ìàëî îòëè÷àëñÿ îò êðåñòüÿíñêîãî.
4. Ñîñòàâüòå êîðîòêèé ðàññêàç íà òåìó Îäèí äåíü èç æèçíè çåìëåäåëüöà/ðåìåñëåííèêà (íà âûáîð).
ß æåíà çåìëåäåëüöà. Ìû æèâåì â íåáîëüøîé ïîëóçåìëÿíêå â äåðåâíå ðÿäîì ñ Êèåâîì. Ìîé ìóæ ðàíî óõîäèò ðàáîòàòü. Îí êóçíåö. Îí âñåãäà áåðåò ñ ñîáîé íàøåãî ñûíà, ÷òîáû îí ó÷èëñÿ êîâàòü. Åìó óæå 9 ëåò è ó íåãî õîðîøî ïîëó÷àåòñÿ ïîìîãàòü îòöó.  áóäóùåì îí òîæå ñòàíåò êóçíåöîì è ïðîäîëæèò äåëî. ß çàíèìàþñü õîçÿéñòâîì. Ó íàñ åñòü íåáîëüøîé ó÷àñòîê çåìëè, ãäå ìû âûðàùèâàåì ïðîäóêòû. Ñ óòðà ÿ äîëæíà ïîðàáîòàòü òàì, ïîêîðìèòü íàø äîìàøíèé ñêîò. Çàòåì ÿ èäó ãîòîâèòü çàâòðàê äëÿ âñåé ñåìüè. Äíåì ÿ ó÷ó íàøó äî÷ü ïðÿñòü è òêàòü. Îíà òàêæå ïîìîãàåò ìíå ãîòîâèòü ïèùó. Âå÷åðîì ìû îòäûõàåì.
5. ×òî áûëî îáùåãî è â ÷¸ì çàêëþ÷àëîñü ðàçëè÷èå â îáðàçå æèçíè çíàòíûõ è ïðîñòûõ ëþäåé?
Îáùåå â îáðàçå æèçíè çíàòíûõ è ïðîñòûõ ëþäåé çàêëþ÷àëèñü ëèøü â óñòðîéñòâå ñåìüè. È òå, è äðóãèå æèëè áîëüøèìè ñåìüÿìè âî ãëàâå ñ ñàìûì ñòàðøèì ìóæ÷èíîé. Ðàçëè÷èé ìåæäó çíàòíûìè è ïðîñòûìè ëþäüìè áûëî ãîðàçäî áîëüøå. Âî-ïåðâûõ, îòëè÷àëèñü æèëèùà. Ïðîñòûå ëþäè æèëè â ïîëóçåìëÿíêàõ, à çíàòíûå — â õîðîìàõ (ñîñòîÿëè èç íåñêîëüêèõ ñòðîåíèé, òåðåìà). Âî-âòîðûõ, îòëè÷àëèñü ðàçâëå÷åíèÿ. Ðàçâëå÷åíèÿìè ïðîñòûõ ëþäåé áûëè ðàññêàçû ñêàçèòåëåé, à çíàòíûõ — ïèðû, íà êîòîðûõ èõ ðàçâëåêàëè ñêîìîðîõè è øóòû.
Èçó÷àåì äîêóìåíò.
1. Êàê âû äóìàåòå, ñ êàêîé öåëüþ óñòðàèâàëèñü ïèðû?
ß äóìàþ, ïèðû óñòðàèâàëèñü ñ öåëüþ ïîêàçàòü áëèçîñòü êíÿçÿ è íàðîäà.
2. Îáúÿñíèòå ñìûñë ïîñëåäíåé ôðàçû èç äîêóìåíòà.
Ôðàçà îçíà÷àåò, ÷òî âî âðåìÿ ïèðà çíàòíûå ëþäè áûëè íàðàâíå ñ ïðîñòûìè, ìåæäó íèìè ñòèðàëèñü ðàçëè÷èÿ, îíè ïèðîâàëè âìåñòå.
1. Ïîêàæèòå íà êîíêðåòíûõ ïðèìåðàõ, êàê ðåì¸ñëà, ðàñïðîñòðàí¸ííûå íà Ðóñè, áûëè ñâÿçàíû ñ ïîâñåäíåâíûì áûòîì å¸ íàñåëåíèÿ.
Ðåìåñëî áûëî â ïîâñåäíåâíîé æèçíè êàæäîãî æèòåëÿ äåðåâíè. Êàæäûé ÷åëîâåê â ñâîåì òðóäå èñïîëüçîâàë êàêèå-òî îðóäèÿ: ïëóã, ñîõà, òîïîð è äð. Âñå ýòè èçäåëèÿ èçãîòàâëèâàëè ðåìåñëåííèêè: êóçíåöû, ñòîëÿðû. Äîì êðåñòüÿíèíà áûë íàïîëíåí óòâàðüþ — ïîñóäîé è ìåáåëüþ.
2. Êàê êëèìàòè÷åñêèå óñëîâèÿ ïîâëèÿëè íà îñîáåííîñòè îäåæäû æèòåëåé Ðóñè? Âûÿñíèòå, êàêóþ ëåòíþþ è çèìíþþ îäåæäó íîñèëè â äðåâíîñòè íàðîäû, íàñåëÿâøèå ìåñòíîñòü, ãäå âû æèâ¸òå.
 çàâèñèìîñòè îò êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèé îäåæäà æèòåëåé Ðóñè áûëà áîëåå óòåïëåííîé çèìîé èëè áîëåå ëåãêîé ëåòîì. Ëåòîì íîñèëè îäåæäó èç ëåãêèõ òêàíåé. Äåâóøêè íîñèëè ñâîáîäíóþ ðóáàõó è ñàðàôàí. Ìóæ÷èíû íîñèëè ïîäïîÿñàííûå ðóáàõè è øòàíû.
3. Óçíàéòå, êàêèìè ðàñòèòåëüíûìè ïðîäóêòàìè ïèòàëèñü â äðåâíîñòè æèòåëè âàøåé ìåñòíîñòè. Èñïîëüçóþòñÿ ëè ýòè ïðîäóêòû â íàøå âðåìÿ? Êàêèå áëþäà èç íèõ ãîòîâÿò?
 äðåâíîñòè ïèòàëèñü ÿãîäàìè, âûðàùèâàëè ÿ÷ìåíü, îâåñ, ïøåíèöó, ãðå÷èõó, êóøàëè ìÿñî, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, ðûáó.  íàøå âðåìÿ ýòè ïðîäóêòû òàêæå èñïîëüçóþò íàðÿäó ñ äðóãèìè. Èç ïøåíèöû, êàê è â äðåâíîñòè, äåëàþò õëåá è ìó÷íûå èçäåëèÿ. Èç çåðíîâûõ êóëüòóð âàðÿò êàøè. Èç ÿãîä äåëàþò âàðåíüå, äîáàâëÿþò èõ â äåñåðòû.
4. C ïîìîùüþ Èíòåðíåòà ñîáåðèòå èíôîðìàöèþ íà òåìó «Ïðàçäíèêè è ðàçâëå÷åíèÿ çíàòè â çàïàäíîåâðîïåéñêèõ ñòðàíàõ è íà Ðóñè â Ñðåäíèå âåêà».
Ïðàçäíèêè è ðàçâëå÷åíèÿ çíàòè áûëè íåîáû÷íû è ðàçíîîáðàçíû, õîòü èõ áûëî è íå î÷åíü ìíîãî. Äâîðÿíå, áîÿðå è äðóãèå ïðåäñòàâèòåëè çíàòè ëþáèëè èãðàòü â øàõìàòû, íàðäû, êàðòû, òàíöåâàëè. Øàõìàòû è êàðòû íåîäíîêðàòíî çàïðåùàëè, íî èãðàòü â íèõ ïðîäîëæàëè. Ëþáèëè îõîòó, èíîãäà äëÿ ýòîãî çàíÿòèÿ ñïåöèàëüíî ëîâèëè è îáó÷àëè ïòèö èëè äåðæàëè ïñàðíþ. Ïîâîäîì äëÿ ïðàçäíèêà ìîãëî ñòàòü ëþáîå ñîáûòèå: ñâàäüáà, ïîáåäà â ñðàæåíèè, ïðèåçä ãîíöà èëè ïîñëà. Ýòî ïðîèñõîäèëî ïîòîìó, ÷òî ñâîáîäíîãî âðåìåíè ó çíàòè áûëî ìíîãî è åãî íóæíî áûëî ÷åì-òî çàíèìàòü.  ïðàçäíèêè áûëî ïðèíÿòî óñòðàèâàòü ïèðû.