Составить рассказ о жизни крестьян в средневековье

Преступление и наказание вечная тема. что такое преступление? каким должно быть наказание? каковы причины преступности? эти вопросы волновали людей

Преступление и наказание —
вечная тема.

Что такое преступление? Каким должно быть
наказание? Каковы причины преступности? Эти вопросы волновали людей во все
времена. Важно понять, что преступлением признается только то  деяние, которое
является общественно опасным и запрещенным законом. А значит, и наказывать его
должен закон. А как   оценивать поступки человека, нарушившего нравственные
нормы? Я думаю, для такого человека единственное
наказание — муки совести, общественное порицание и неприятие его как личности.
А, может, нужно постараться понять  причины проступка и простить?

Простить, мне кажется, можно героя повести
В.Г. Короленко «Дети подземелья» — Валека.

Мальчик воспитывался в неблагоприятной среде, среди бродяг. Валек не знал
другой жизни, он  воровал, чтобы накормить и порадовать больную сестру.  Вася,
сын судьи, подружился с «детьми подземелья» и понял трагизм их положения. Он
оправдывал противозаконные действия Валека, глубоко сочувствовал ему и Соне,
пытался им помочь. Деяния бездомного мальчика – социальная проблема, которую не
могло решить общество 19 века.

Чтобы оценить проступок человека, важно
понять и историческую эпоху. Так, мы не можем осуждать Соню Мармеладову,
героиню романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Девушка вынуждена была пойти по желтому билету, чтобы прокормить семью.
Женщинам в 19 веке было очень сложно найти работу, и Соня по настоянию Катерины
Ивановны, переступив через себя, стала торговать телом, но душой осталась
чистой, искренней и милосердной.
Она
осознавала свой безнравственный поступок. Девушка становится жертвой
обстоятельств.

Если деяние Сони мы можем понять и
оправдать, то преступление Родиона Раскольникова  понять и простить невозможно
.
Он был студентом юридического факультета и прекрасно понимал, на что идет.  Еще
за полгода до совершения преступления он написал статью под названием «О
преступлении», в которой, увлекшись личностью Наполеона, описал
психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излодил свою
теорию о двух разрядах людей. По мнению Раскольникова, люди делятся на два
разряда  — на «обыкновенных людей»  и «право имеющих, которые
могут  позволить себе переступить через кровь при достижении своих целей.
Именно эта теория становится основной причиной преступления Раскольникова.
Конечно,  у преступления есть и социальные и гуманные истоки: безысходное
положение семьи, сострадание к человеческому горю.
Также
герой хотел испытать себя, стать «право имеющим», он надеялся, что является
исключительной и необыкновенной личностью. Но его потерпела крах, потому что
она  противоречила законодательным  и моральным принципам:ни у кого нет  права
отбирать  человеческую жизнь. Он понес заслуженное наказание – юыл отправлен на
каторгу. Раскаяние к нему пришло лишь на каторге, где  он видит сон, который
помогает ему осознать  безнравственность идеи, опасной для человечества. Но
самым  страшным наказанием для гордого  индивидуалиста Раскольникова стали
душевные муки и страдания. По мысли Достоевского,  герой через страдания,
раскаяние и осознание библейской любви перерождается для новой жизни.

Другой
причиной совершения преступления  является  отсутствие достойного воспитания,
развращенность нравов.
Так, герой
р
омана А.С.Пушкина «Дубровский», Кирила Петрович Троекуров, отсудил имение
Кистеневку у своего друга Андрея Гавриловича Дубровского лишь потому, что
захотелось наказать соседа за гордость и непреклонность.  Понимая
неправомерность своих деяний, он не может остановиться в своей алчности и
жестокости. Впоследствии Троекуров раскаялся и готов был просить у друга
прощение, но было уже поздно: Дубровский умер, потому что  не вынес  осознания
несправедливости, испытав сильнейшие психологические, душевные  страдания.

Простить
поступок  Троекурова нельзя,  потому что  тщеславие и эгоизм помещика привели  к
смерти человека.

На
мой взгляд, можно оправдать проступок героя рассказа К.Г.Паустовского «Старый
повар».

 На
окраине Вены, в маленьком старом домике умирает старик. Всю свою жизнь он
работал в доме богатого аристократа поваром. Старик осознавал, что близится
смерть, но священников он не любил, а исповедаться ему было необходимо. Тогда
он попросил свою дочку, которой было 18 лет, выйти на улицу и привести к ним в
дом первого прохожего, который попадется ей на глаза. Девушка пригласила
молодого человека, проходившего мимо. Старик  рассказал, что когда-то давно
украл в доме графини золотое блюдо, а затем его продал, так как  нужны были
деньги для лечения больной жены. Старик глубоко всю жизнь раскаивался в
содеянном  и  воспитывал дочь Марию быть честной и никогда не брать чужого. Выслушав
историю, молодой человек сказал, что этот грех не принес никому вреда, а
наоборот, зачтется старику, как подвиг во имя любви.

(для
дополнительной информации: Услышанная история  поразила юношу,  и он сочинил
мелодию, которая впоследствии стала музыкальным шедевром.. Мелодия пришла юноше
в голову после того, как он выслушал рассказ старого повара. Она была написана
на эмоциях, полученных от  рассказа старого повара. Молодой человек играл на
клавесине, а старый повар вспоминал  свою молодую жену Марту, как наяву видел их
счастливые дни. Старик испытал счастье от услышанного произведения. Затем он
прошептал, что хочет узнать имя этого юноши. Им был Вольфганг Амадей Моцарт,
еще никому не известный музыкант.)

Ради
любимой девушки совершает противозаконный поступок Петр Гринев, герой романа
А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».
Он,
офицер царской армии, обращается к  Пугачеву, врагу,  за помощью. Он просит
самозванца помочь освободить Машу Миронову из плена. Она оказалась в руках 
малодушного и трусливого Алексея Швабрина, ставшего комендантом Белогорской
крепости и вынуждавшего Машу выйти за него замуж. Алексей Швабрин не только
бесчестный дворянин.
Когда
крепость оказалась в руках Пугачева, Швабрин  предал  честь офицера, встав на
сторону бунтовщика. Совесть, честь, достоинство –эти качества чужды Швабрину, в
то время как Петр Гринев всю жизнь следует  нравственным законам. Он
отказывается перейти на сторону Пугачева, открыто заявив ему об этом, не боясь
казни. Офицер говорит о том, что он присягал императрице, и долг велит ему служить
честно и преданно.Когда Петр Андреевич, оклеветанный Швабриным,  оказывается
под арестом, он  мог бы объяснить свои отношения с Пугачевым, но тогда он
вынужден будет назвать имя Маши. Ради доброго имени девушки он  готов понести
наказание.

Но
справедливость восторжествовала: Швабрин понес наказание за предательство, а
Гриневу наказание смягчили  за преданность Императрице, честность и
благородство.

Можно
оправдать преступления, совершенные ради освобождения от крепостнической
зависимости, как это сделал
 Савелий-
богатырь, герой поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Это
крепостной крестьянин, у него сильный характер. Он горд и смел.
Он  любит и ценит свободу. Когда жизнь
крестьян оказалась во власти  жестокого управляющего Фогеля, который всегда был
недоволен их трудом и требовал большего,  они решили больше не терпеть 
жестокость и несправедливость со стороны немца.  Они решились на преступление, 
на убийство управляющего.  Крестьяне, чувствуя себя  абсолютно бесправными и
безвольными, осознали, что над человеком нельзя издеваться совершенно
безнаказанно. Убив немца,  крестьяне оказались на каторге, но это их не
сломило. Савелий  не потерял надежды на свободу. Он считал, что с рабством
нужно бороться и укорял молодых, говоря про себя:  «Клейменный, да не раб!».

Таким
образом, за каждое преступление должно следовать наказание. Но я верю в то, что
в современном, цивилизованном мире люди будут следовать законам, сохраняя в
себе человечность и мораль.

I.Организационный момент

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие уч-ся;

Приветствие гостей на уроке;

Ребус : ДЕРЕВНЯ

— О чем будем говорить на уроке?

— Какой исторический период мы сейчас изучаем?

— Сформулируйте тему урока (сл.1 тема урока)

Приветствуют учителя и гостей.

Разгадывают ребус.

-о деревне

-среденевековье

-средневековая деревня

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

3

Беседа

  1. Карточка «ЗХУ»

  2. –Что нам уже известно о средневековье?

–Какие термины мы знаем?

Заполняют колонку «Знаю»

Феодальное право

Феодал (светский/церковный)

Зависимые крестьяне

индивидуальная работа/фронтальная работа

Познавательные: анализ, обощение ранее изученного материала.; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Целеполагание

3

  1. -Сформулируйте цель работы на уроке. У вас есть 1 минута, чтобы записать ее в своих тетрадях.

  2. – Зачитаем несколько целей.

— Для достижения поставленных целей мы должны следовать плану (сл.2 план)

— записывают цель в колонку «Хочу узнать»

индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

IV.

Изучение

нового

материала

5

5

5

5

4

3

Работа с текстом учебника

Работа с кластерами

Работа с текстом документа 

Беседа

Просмотр ролика

Работа в группах

На сл.3 появляются термины

-Работая с текстом учебника найдите определения следующих понятий

Господский двор

Поместье

Господский надел

Крестьянский надел

На доске появляются кластеры. Ученики получают такой же набор на группы.

-Для выполнения следующего задания необходимо объединиться в группы.

-Откройте конверт. Вы получили наборы кластеров и рабочую поверхность.

Ваша задача- расположить кластеры в правильной последовательности и составить исторический рассказ, используя с.87-88 учебника. Ваш рассказ должен быть не более 2-х минут. У вас 5 минут на работу.

-Я попрошу выступить 1 группу.

— Спасибо за работу. Присаживайтесь.

-Что такое барщина?

-Что такое оброк? (сл.4 понятия)

-Я попрошу вас помочь мне правильно сформировать последовательность кластеров.

— Проанализируйте документ и дайте ответ на вопрос. На работу у вас 3 минуты.

На доске появляются 2 тарелки, на которых листочки с названиями продуктов.

-Где чья тарелка?

-Почему вы так думаете?

-Проверим наши догадки с помощью текста учебника на с 91.

-Внимание на экран. После просмотра ролика вы должы ответить на вопрос: каким было жилье средневекового крестьянина?

-Заполнить пропуски в предложении, используя текст учебника ст. 92. (сл.5)

Натуральное хозяйство-это производство вещей и ………. для собственного ……………., а не для ……….

Работают с текстом учебника, находят определения понятий, выписывают их

Работают в группах над кластерами.

Составляют рассказ.

— Продолжают пресказ друг друга

-Читают текст, ищут ответ на вопрос.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают.

Делают выводы.

Смотрят ролик, отвечают на вопрос

Читают текст учебника, заполняют пропуски в предложении

Работа в группах

Работа в группах

фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи..

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Познавательные: самостоятельно осуществляют извлечение необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют полученную информацию.

Регулятивные: ориентируются в потоке видеоряда; ведут записи в тетради своевременно.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

3

Фронтальная работа

— Определим основные признаки средневековой деревни (сл.6 )

1. земля принадлежит феодалу

2. крестьяне несли повинности

3. крестьяне были зависимы (личнозависимые и позмелеьнозависимые)

4. крестьяне объединены общинами

5. еда и жилище крестьян были скромными

6. хозяйство было натуральным.

Заполняют колонку в таблице «Узнали»

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, в собственных записях.

V. Итоги урока

Домашнее задание.

3

2

Обобщение полученных на уроке сведений

— Какой вывод можем сделать, подводя итог всего вышесказанного?

— Домашнее задание: лотерея- вытяни билетик.

1 билет- не задано

2 билет- прочитать параграф

3 билет- нарисовать средневековую деревню

4 билет- придумать небольшой кроссворд по параграфу

Высказываются, приводят свои доводы.

Записывают д/з

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно делают выводы после получении всей необходимой информации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Рефлексия

1

Поместить мешочки в коробочки

«Урожай»- если урок был полезен, «Неурожай»- если урок прошел зря.

Помещают мешочки

фронтальная работа

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.

На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.

Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».

Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.

Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II

Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.

Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки

Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.

Составить рассказ о жизни крестьян в средневековье

Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание

Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.

Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.

Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». Режиссер В. Попов. 1984 год

А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.

Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.

Конспект урока по Истории России для 6
класса на тему: «Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности»

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке истории,
так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный
момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация
опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, 
физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее 
задание.

Цель: 
Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV —
начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность
людей; охарактеризовать  основные  группы  населения,  дать оценку Судебника
1497 года.

Задачи:  феодально — зависимые крестьяне, Судебник, пожилое,
привилегии, служилое казачество.

Оборудование: учебник.

Ход урока.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

 Мы пришли сюда учиться

 Не лениться, а
трудиться,                                                     

 Слушаем
внимательно,                                                        
       

Работаем старательно.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим
увлекательное путешествие в мир природы! И  вам понадобятся внимание,
наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку
(Презентация)

3. Самоопределение темы урока.
Целеполагание.

Чем отличается дворянство от боярства? Что
между ними общего?

Предлагаем учащимся самостоятельно составить
рассказ по картине «Смотр служилых людей», стр. 200.

Пункт «Ограничения свободы крестьян»
рассматривается более подробно.

Выясняются причины ограничения прав крестьян:

Дворяне были заинтересованы в появлении
документа, который заставлял бы крестьян работать на земле и запрещал бы
переходить к другому владельцу.

Дворянам нужны были деньги вследствие того,
что они постоянно несли воинскую службу. Крестьянам в поместье жилось хуже, чем
в боярских вотчинах. Поэтому

крестьяне и уходили с поместий в вотчины.

Учитель может познакомить учащихся с жизнью
крестьян при помощи сюжетного рассказа и аппликационного материала.

Путешествие по крестьянской деревне и усадьбе
ремесленника в н. XVI века.

Вся жизнь людей была связана с землей. Земля
поила, кормила и одевала крестьянина. Труд земледельца был всегда тяжелым.
Родились такие поговорки: «Без труда нет добра», «Где пашет сошка, там хлеба
крошка». Сельский труд требовал знаний, опыта, многолетних наблюдений за
явлениями природы. Этим объясняется распространение народных примет: «Если в
мае дождь, то будет рожь», «Когда березовый лист стал как мелкая монета, пора
пахать». Работа с сельским инвентарем требовала сноровки, физической силы и
опыта. При всей своей простоте соха требовала особого умения и навыка обращения
с ней. Не всякий крестьянин мог настроить ее -отрегулировать сошники и полочку
в меру. Русский крестьянин считал соху своей кормилицей и ласково называл ее
«Андреевной»: «Полюби Андреевну — будешь с хлебом».

4. Сообщение темы, задач урока.
(Презентация)

После завершения полевых работ крестьяне
обычно производили отбор и маркировку деревьев в лесу, из которых намечали
строить дом. Зимой деревья рубили и вывозили из леса. Замерзший ствол был
крепок, но достаточно сух. Твердая древесина плохо поддавалась удару топора, и
потому зимой срубали только сучья. С наступлением весны древесина становилась
мягкой. В это время и рубили избы. Точно пригнанные бревна находились в срубе
2-3 месяца. Под тяжестью своего веса они плотно прижимались друг к другу,
медленно высыхая. Собранные в венец бревна составляли основу сруба. Затем
начинались отделочные работы. Укладывали мох между бревнами. Пахнет в доме
смолой — это потому, что строили из сосны и ели. А вот на крышу шла осина,
потому что она не пропускает воду. Строили потолки, настилали деревянные полы.
Дверь делали с большим порогом внизу и планкой наверху, так, чтобы холодный
воздух как можно меньше проникал в дом.

Совсем иначе выглядели ремесленные
дворы. Их окружал огромный забор. Столбы забора врывали в землю и заостряли
наверху, чтобы никто не смог перелезть. Для входа устраивали калитку или
ворота, но непременно к воротам приставляли широкую доску — подворотню. Во
дворе был расположены сад, огород, хозпостройки — амбар, хлев, сарай,
мастерские и сам дом хозяина. От дома к воротам шла мощная дорожка. Позади дома
на хоздворе была столярня, где делали мебель, ледник-подвал со льдом, мельница,
поварская, баня и колодец. Как выглядел дом? Вход в дом всегда строили на юг, с
крыльца входим на террасу с фигурными столбиками, а затем в сени — парадное,
прихожее помещение. Вот граница или светлица -верхнее помещение в доме, это
повалуша — кладовая для вещей. Горожанин имел печь с трубой. Она была из глины
или кирпича, имела дымоходы; печь кормила и освещала дом.

5. Восприятие и усвоение учащимися
нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить
на вопросы.

Игровая деятельность.

Физминутка:

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на
слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа.
(тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ
готовых работ.

9. Итог урока.

2 этап. Актуализация
знаний

На прошлом уроке мы с вами говорили о формировании средневековых
городов и узнали причины их возникновения. (Слайд
1)

Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое город?

(Слайд2 подтверждает сказанное)

-Почему возникли города?

-Скажите, пожалуйста, зачем город окружали каменными стенами? (Слайд2)

-Кто жил в городах?

— Кто такие горожане?

Город – это поселение ремесленников.

Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ,
или переходили с места на место в поисках работы. Города возникали на
перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен
больших монастырей и замков феодалов, около резиденции короля, епископа,
правителя области. Все это были места людные, где предлагались товары и
услуги.

Город окружали стенами для защиты от нападений. За стенами крепостей
находили защиту горожане в случае войны.

В городах жили горожане.

Горожане – это жители города.

5 этап.  «Открытие
нового знания»

-Какой первый вопрос мы должны рассмотреть?

— Ребята, прочтите, пожалуйста, текст (слайд6) и заполните схему.
Расположите на ступенях сословных представителей. (На доске и в тетради)

-Ребята, скажите, а кто такие патриции? (Найдите определения в
учебнике и запишите в тетрадь) (Слайд 7 подтверждает сказанное).

-Молодцы, правильно расположили на лестнице жителей города. На самом
верху – патриции, а внизу — бедняки.

Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на
грязную и тяжелую работу и становились поденщиками, слугами, матросами. В
городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые
нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень.
Не раз в городе вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли. Таким
образом, можно сделать вывод о том, что из всех городских слоев главную роль
в управлении города играли кто?

-Правильно, патриции или богатые люди, городская знать.

-Ребята, какой второй вопрос нашего плана мы должны теперь
рассмотреть.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и попробуйте догадаться:
кому могла принадлежать такая вывеска и почему? (Слайды8, 9, 10, 11, 12, 13,
14)

-Правильно, ведь средневековые дома не имели номеров, их заменяли
фигуры, обозначавшие занятия владельца.

-А теперь посмотрите и скажите, что было центром города? (Слайд15)

-Правильно, центром города была рыночная площадь с городскими весами,
фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали
к позорному столбу преступников. На этой же площади велась торговля.

— Посмотрите, кто торгует на рыночной площади?

-Чем торгуют крестьяне?

-Посмотрите, кто покупает продукты у крестьян?

А как выглядят покупатели, горожане?

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на другой рисунок (слайд16). Кто
изображен здесь?

-Посмотрите, кто и где торгует на этом рисунке?

-Что здесь продают и покупают?

— У кого покупают посуду?

-О чем это говорит?

-Кроме рыночной площади, где велась торговля и находилась главная
городская церковь-собор (слайд17), обычно самое красивое здание в городе,
здесь же горожане сооружали ратушу, а что такое ратуша? (Слайд 18 подтверждает
сказанное детьми)

-Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его
тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага.
В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые
склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные,
кирпичные), дома городских сообществ.

-Итак, мы с вами увидели облик города и занятия горожан, а теперь
попробуем посмотреть из города. Какой вопрос будем рассматривать следующий?

Прежде, чем мы это сделаем, немного отдохнем и проведем
физкультминутку.

-Ребята, поговорим о взгляде из города и ответим на вопрос: что
нового внес город в культуру и политическую жизнь средневековья? (Слайд19)

По ходу чтения выходят слайды, где указаны черты, названные детьми.

(Слайды 20, 21, 22, 23)

-Что такое университеты? (Слайд 24)

-Что такое интеллигенция? (Слайд 24)

(Слайды 25, 26, 27, 28)

-Обратите внимание на документ, приведенный в учебнике, поработайте с
ним.

Работа с учебником.

Итак, город был центром культурного взаимодействия в средневековье.
(Слайд 29)

Мы должны рассмотреть вопрос «Городские бедняки и богачи».

Городом управляли богачи-купцы, владельцы кораблей и домов, земельных
участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых
горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать,
их называли патрициями. В городе жили люди разных профессий: священнослужители,
которые служили в местном соборе и церквах. В городе проживали так же торговцы
и ремесленники, но кроме того, жили в городах и бедняки.

Патриции – это городская знать.

 Из всех городских слоев главную роль в управлении города играли
патриции.

Мы должны рассмотреть второй вопрос нашего плана – это «Как жили
горожане».

Портной, золотых дел мастер, пивовар, оружейник, мясник,  монетный
мастерские и кирпичные).

Центром города была рыночная площадь.

На рыночной площади торгуют крестьяне.

Крестьяне торгуют продуктами.

Продукты у крестьян покупают горожане.

Горожане богато одеты.

На рисунке изображена улица средневекового города.

Горожане торгуют в лавке, в доме на первом этаже.

Здесь продают и покупают посуду.

Посуду покупают у гончаров.

В средневековом городе развивается ремесло.

Ратуша — это здание городского совета. (Дети находят определение в
учебнике и записывают в тетрадь).

Мы рассмотрим вопрос «взгляд из города»

Физкультминутка

Дети работают с учебником, читают текст и находят эти черты,
записывая их в тетрадь.

1) Горожане по-новому оценивали мир.

2) Высоко ценили время. («Кто умеет использовать время, будет
господином всего, что пожелает»).

3) Великолепие дворцов, домашней обстановки и одежды.

4) Образованные люди.

Университеты – это высшие школы.

Интеллигенция – это особая группа людей, занятых умственным трудом.

5) Особое городское сословие.

6) Все власти в свободных городах были выборными.

Дети работают с документом и продолжают выписывать черты…

7) Любознательность к зрелищам.

8) Появились истоки демократических порядков.

Дети: Город был центром культурного взаимодействия в средневековье.

  • Составить рассказ о жизни тараса бульбы
  • Составить рассказ о жизни простых жителей древнего египта от имени земледельца и ремесленника
  • Составить рассказ о жизни и творчестве толстого 4 класс
  • Составить рассказ о жизни ремесленника 6 класс
  • Составить рассказ о загадках