Составить рассказ о земледелие 5 класс

Цели: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых

Цели: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей; объяснить значения понятий духи, боги, племя, молитва, жертва, идол, религиозный обряд.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Конец ледникового периода. Люди заселили Северную Европу, Америку и Австралию. Берингов пролив тогда представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку.

Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу.

(Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север.)

— Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

(На экране слайды — этапы эволюции человека.)

— Посмотрите на слайды. Изображения наших предков перепутаны. Расставьте их в том порядке, в каком менялась внешность человека, и объясните свои действия.

(Проверка выполнения задания и объяснение нового понятия эволюция.)

Итак, эволюция человека — это процесс его развития.

— Вспомните и назовите основные орудия труда древних людей. Объясните, в чем заключалась их эволюция.

— А как эволюционировало общество древних людей? Попробуйте изобразить этот процесс графически.

(Составление схемы.)

image011

— Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии? Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства». (Показывает презентацию.)

План урока

1. Мотыжное земледелие.

2. Приручение животных.

3. Родовые общины и племя.

Проблемные вопросы. Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие? Почему первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди бобра», «люди орла»?

III. Работа по теме урока

1. Мотыжное земледелие

Представьте себе, что вы перенеслись на 10 тыс. лет назад и оказались в древнем родовом поселке. Дома здесь сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, а вокруг деревья и кустарники.

Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей и ловили рыбу. Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, сделанными из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.

Представьте картину. Женщины возвращаются с поля, где они срезали колоски дикой пшеницы. Одна из них запнулась о лежащий камень и упала, рассыпав на землю собранные зерна. Встав, она собрала их, но часть не заметила. Вскоре прошел дождь, и зерно проросло.

— Какой вывод могли сделать наши наблюдательные предки?

Итак, они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие. Постепенно люди овладели культурой возделывания земли.

— Работая с текстом п. 1 § 4, опишите процесс выращивания урожая и дайте характеристику орудий труда, которые использовались в то время.

— Как возникло земледелие?

— Какое преимущество получили наши предки с его появлением?

(Ученики приходят к следующим выводам.)

1. Земледелие зародилось в Азии и возникло из собирательства.

2. Земледелие обеспечивало человека постоянной растительной пищей, в первую очередь зерновыми культурами.

(Составляется схема.)

image012

2. Приручение животных

Издавна рядом с поселками людей селились дикие животные, особенно часто можно было видеть собак. Они любили рыться в помойных ямах, питались отбросами, которые выкидывали люди, предупреждали лаем о приближении других хищников.

— Как вы думаете, какую пользу собака могла принести человеку?

Действительно, часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Так собака стала первым домашним животным.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те могли найти логово дикой свиньи, охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому не было необходимости съедать поросят сразу. Их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно человек приручил и одомашнил свинью, козу, овцу и корову. Так возникло скотоводство.

— Внимательно изучите предложенную схему и ответьте, почему именно в таком порядке происходило приручение животных.

image013

Таким образом, процесс приручения животных зависел от освоения человеком мест их обитания и целей, с которыми он использовал этих животных.

— Как возникло скотоводство?

— Какую роль оно сыграло в жизни людей?

(Ученики приходят к следующим выводам.)

Выводы, сделанные учениками:

1. Скотоводство возникло из охоты.

2. Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных в домашних условиях и стабильное потребление человеком животных продуктов: мяса, молока, шерсти и т. д.

(Составляется схема.)

image014

От хозяйства присваивающего наши предки перешли к хозяйству производящему.

При производящем хозяйстве человек сам производил все, что было необходимо ему для жизни. Сюда относятся земледелие и скотоводство.

Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа, в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, кожи, шерсти, рога, выращиванием овощей и др. Жизнь людей улучшилась, и население земного шара резко возросло.

Подведем итоги нашего исследования:

1. С возникновением скотоводства и земледелия люди получили возможность перейти к оседлому образу жизни.

2. Скотоводство и земледелие обеспечили людей пищей, что дало возможность заниматься ремеслом.

3. Родовые общины и племя

Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Ведь вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Родовые общины становились все более сплоченными.

— Работая с текстом п. 4 § 4, попробуйте создать схему управления людей разными сферами жизни в период возникновения скотоводства и земледелия.

image015

Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя.

IV. Закрепление изученного материала

— Насколько хорошо вы усвоили материал? Давайте проверим это, выполнив ряд заданий.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (не менее четырех). Охотясь, наши предки стали замечать, что вместе с ними раненого зверя преследуют тигры. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рыком о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал людям на охоте, находил логово кабана. Охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные к ним привыкали. Постепенно наши предки приручили свиней, коз, овец, коров и лошадей. Так возникло ремесло.

Задание 2. Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова-помощники.

Начало рассказа. Женщины нашего рода, перетирая принесенные из леса семена диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю …, поэтому….

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

Задание 3. Распределите занятия по типам хозяйства.

1) Собирательство;

2) скотоводство;

3) охота;

4) земледелие;

5) ремесла.

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 4. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — составить кластер «Изменения в жизни людей в период потепления».

2. Для средних учеников — ответить на вопрос: «Почему сородичи слушали старейшин? Ведь все были равны».

3. Для слабых учеников — выполнить работу с контурными картами.



1. Опираясь на приведенные даты, составьте короткий рассказ об истории белорусских земель с древности до начала нашей эры.

В 24-е тысячелетие до н. э. была найдена наиболее древняя стоянка человека в Беларуси, в это время появились первые люди на белорусских землях. В 22—21-е тысячелетия до н. э. была найдена вторая стоянка древнего каменного века. После начала потепления ледник на территории Беларуси начал таять и сошёл 14 тысяч лет назад. Появление животноводства произошло в период нового каменного века, в 3-м тысячелетии до н. э., благодаря этому человек получил возможность иметь запасы еды. Примерно в середине 3-го тысячелетия до н. э. первые индоевропейцы появились на территории Беларуси. В начале 2-го тысячелетия до н. э. наступил период бронзового века на территории Беларуси, а в период около 700 г. до н. э. — железный век. Славяне существовали давно, но в составе других народов, и только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем, в этот же период славяне появились и на белорусских землях.

2. Покажите на картосхемах на с. 17, 44, 52, 54 учебного пособия и на с. 2, 4, 8, 9, 10, 12, 13 атласа:

1) основные направления заселения территории Беларуси людьми в каменном веке;
2) места первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);

Составить рассказ о земледелие 5 класс

3) местонахождение Красносельских шахт по добыче кремня;
4) территорию расселения балтов в бронзовом и железном веках;
5) пути расселения славян на территории Беларуси;

Составить рассказ о земледелие 5 класс

6) территорию расселения восточнославянских союзов племен кривичей-полочан, радимичей и дреговичей.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

3. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните ее.

Период Время Орудия
труда
Способы
добычи
пропитания
Наиболее
важные события,
явления
Древний каменный век 100 тыс. лет назад — 9-е тысячелетие
до н. э
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота, собирательство потепление, таяние ледников, появление первых людей
Средний каменный
век
9-е тысячелетие
до н. э — 5-е тысячелетие
до н. э.
скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук охота,
рыболовство, бортничество и собирательство
климат стал ещё более благоприятным, образовалось первое постоянное население, расцвет присваивающего хозяйства
Новый каменный век 5-е тысячелетие
до н. э. — конец 3-го тысячелетия
до н. э. 
рыболовные гарпуны, крючки, кремневые топоры, мотыги появилось животноводство и земледелие одомашивание животных, появление производящего хозяйства и первобытного строя: люди начали жить группами, а затем объединяться в роды и племена

4. Дайте определения следующим понятиям.

  • Балты —  племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей;
  • бортничество — сбор меда диких пчел;
  • вече — народно собрание, на котором решались все важные дела племени;
  • восточные славяне — общность славяна, которые проживали на восточных земляхя;
  • городище —  укрепленное поселение;
  • дреговичи — крупный восточнославянский племенной союз, населявший центральную и южную части современной Беларуси;
  • дружина —  группа постоянных боевых соратников и советников князя;
  • животноводство — разведение животных для производства продуктов;
  • идол — изображение бога, которому поклонялись;
  • индоевропейцы — многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые расселялись по Европе;
  • князь — изначально военный руководитель племени; позже — правитель княжества;
  • кривичи-полочане — крупный восточнославянский союз племен, населявший северную часть современной Беларуси;
  • охота — выслеживание, загон, добыча диких животных;
  • племя — объединение нескольких родов общего происхождения;
  • племенное княжение —союз племен, в котором существовала княжеская власть;
  • подсечно-огневое земледелие — система земледелия, при которой вырубали участок леса, а затем сжигали, чтобы посеять в пепле зерно;
  • радимичи — крупный восточнославянский союз племен, населявший юго-восточную часть современной Беларуси;
  • родовая община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и были родственниками;
  • святилище — место, где молились богам и приносили им жертвы;
  • собирательство — форма хозяйства, при котором собирали пригодные для пищи природные ресурсы;
  • соседская община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и владели общим имуществом, состояло не только из родственников, но и соседей;
  • союз племен — форма организации общества, при котором объединялось нескольок племён;
  • стоянка — место поселения первобытных людей;
  • язычество — вера в существование многих богов, воплощающих силы природы, и поклонение им.

5. Дополните список понятий в четырех столбцах таблицы по предложенному образцу. Используйте понятия, приведенные в задании 4.

Хозяйство Общество Народы Власть Верования
охота, бортничество, животноводство, подсечно-огневое земледелие, собирательство родовая
община, племя, соседская община, союз племен, стоянка, городище, племенное княжение
балты, восточные
славяне, дреговичи, индоевропейцы, кривичи-полочане, радимичи
князь, вече, дружина идол, святилище, язычество

6. Объясните логические цепочки:

Появление земледелия и животноводства → расслоение общества. С появлением земледелия и животноводства потребовались хранилища для собранного урожая, хлева для скотины, укрепления для защиты от нападков соседей. Поэтому возникла необходимость в специальных людях, которые могли бы управлять сложной жизнью общины. Так выделились старейшины и вожди. Они получили право распоряжаться имуществом общинников. Это позволило им разбогатеть. В самой общине появились бедные и богатые семьи. Так начиналось расслоение общества.

Использование железных орудий труда → появление излишков продуктов. Использование железных орудий труда позволило более эффективно обрабатывать земли, что привело к росту урожая и появлению излишков продуктов питания.

Развитие производящего хозяйства → появление знати (знатных людей). Благодаря развитию производящего хозяйства стали появляться излишки продуктов, это позволило освободить некоторых людей от постоянной добычи пищи и создало условия для появления знати.

7. Сравните следующие явления:

Присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство заключается в присвоении природных ресурсов, например, собирательство ягод, а производящее — в самостоятельном производстве продуктов, например, земледелие и животноводство.

Родовая и соседская общины. Родовая община состояла только из родственников, а в соседскую общину кроме родственников входило ещё большое количество соседей.

Мотыжное и пашенное земледелие. При мотыжном земледелии использовалась мотыга, которым человек рыхлил почв вручнуюу. А при пашенном земледелии использовали волов с рало, с помощью которого не только рыхлили, но и проводили борозды в земле, а затем с волами начали применять соху, которая отваливала пласт земли в сторону.

Дружина и военное ополчение. Дружина была всегда с князем и отличалась более эффективным ведением боя, тогда как в ополчение входило простое менее боеспособное население, которое отличалось большим количеством.

8. Определите причины:

Причины возникновения имущественного неравенства: появление земледелия и животноводства, накопление излишков продуктов, что привело к появлению старейшин и вождей и расслоению общества.

Причины строительства городищ: появление железных орудий труда, рост урожайности, накопление имущества и продуктов питания, что привлекало грабителей. Для защиты поселения строились городища.

Причины замены каменных орудий труда железными: эффективность железных орудий, железные орудия труда позволили собирать бóльшие урожаи, поскольку позволяли легче и качественнее выполнять сложную работу земледельцев.

Причины появления княжеской власти: необходимость в централизации власти для противостояния захватчикам и успехах в сражениях и войнах.

9. Составьте рассказ на одну из тем (по выбору): «Охота на мамонта»; «Изготовление глиняной посуды»; «Строительство городища»; «Жизнь в славянском поселении»; «Труд земледельца»; «Суд веча».

Охота на мамонта

Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.

10. Приведите 2—3 доказательства того, что:

История Беларуси является составной частью всемирной истории:

  1. белорусские земли всегда были тесно связаны с дальними и ближними землями;
  2. первые люди на белорусские земли пришли с других земель;
  3. белорусские земли подвергались влияниям с Востока и с Запада;
  4. люди с наших земель вписали свои имена в историю других стран.

В VI — IX вв. совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда и происходило развитие земледелия у восточных славян:

  1. появилось рало, а затем соха, которые в связке с волами позволили обрабатывать землю более эффективно;
  2. появился новый способ обработки земли — двуполье.

Восточные славяне в IX в. приблизились к созданию государства:

  1. появилась централизованная власть — князь;
  2. появились племенные княжения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Зарождение земледелия

Люди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалеку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зерна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

406927 7 i 024

Древнейшие орудия земледелия

Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

Появление скотоводства

Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

406927 7 i 025

Скотоводы. Древнее наскальное изображение

Возникновение ремесла

Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить из одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

406927 7 i 026

Древняя глиняная посуда

Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.

Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть изготовление различных изделий.

Начало обработки металлов

Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.

С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.

406927 7 i 027

Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки

Подведем итоги

Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал меньше зависеть от природы. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.

• 10 тысяч лет назад Появление первых земледельческих поселений.

• 7 тысяч лет назад Начало обработки металлов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?

3. Какое значение имел переход людей к земледелию и скотоводству?

4. Что такое ремесло? Расскажите о том, как оно появилось. Назовите два-три вида древнейших ремесел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития.

Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития.
Предпосылки образования первого классового общества.Род «Человек» (Ноmo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад;

Возникновение городов — центров ремесла и торговли

Возникновение городов — центров ремесла и торговли
Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие и бежавшие из деревень крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия

Значение скотоводства

Значение скотоводства
Так или иначе, пастухи продолжали трудиться на горных лугах. В августе их начинало беспокоить и появление первых проплешин на пастбищах. Для беременных самок и нездоровых самцов надо было искать более свежие и зеленые места, потому что отныне

3. Ремесла

3. Ремесла
Разбираемый нами тип полисной экономики был определен как торгово-ремесленный в том смысле, что в его структуре ремесла и торговля занимали большое место. Что стимулировало рост ремесленного производства и торговых операций в греческих полисах? Прежде всего

Упадок земледелия

Упадок земледелия
Насильственное восстановление отживших сеньориальных порядков приводит к полному упадку –сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает собственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне не в состоянии покупать хлеб.

Возникновение земледелия и скотоводства

Возникновение земледелия и скотоводства
У племен, которые еще в каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству, жизнь сложилась совершенно иначе. Новые формы

Возникновение земледелия в южном Прикаспии

Возникновение земледелия в южном Прикаспии
В других местах земного шара также обнаруживаются зачатки новой культуры, выраставшей из мезолита. Подобные процессы происходили в Иране и в Средней Азии.На протяжении многих столетий в пещере Гари Камарбанд (район Бехшехра,

Развитие земледелия

Развитие земледелия
Шумерские племена, поселившиеся в Двуречье, уже в глубокой древности в различных местах долины могли заниматься осушением болотистой почвы и использовать воды Евфрата, а вскоре и нижнего Тигра, создавая этим самым основу ирригационного земледелия.

Ремесла

Ремесла
Аграрный характер Рима и преобладание в раннюю эпоху натурально­го замкнутого хозяйства не исключали некоторого развития ремесел и тор­говли. Традиция рассказывает, что царь Нума учредил восемь ремеслен­ных союзов. Это были флейтисты, золотых дел мастера,

Ремесла

Ремесла
Маркс и Энгельс не раз отмечали своеобразие римской экономики II— I вв. до н. э. Так, в «Капитале» читаем: «В Древнем Риме со времени по­следних лет существования республики, где мануфактура стояла гораздо ниже среднего уровня развития в античном мире, купеческий

Ремесла

Ремесла
 Раннее Средневековье — это скорее мир утрат, чем приобретений. Особенно наглядно упадок проявился в сфере технических достижений. Изобретения, как таковые, практически отсутствовали, новшества вводились главным образом путем заимствования. Но и тут говорить

• 1. Возникновение земледелия

• 1. Возникновение земледелия
По-видимому, возникновение очага цивилизации в долине Нила было в значительной степени обусловлено тем, что именно там впервые возникло и стало развиваться ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Заметим, что наша цивилизация – ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ. Все культурные народы

§ 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни — устойчивые очаги земледелия

§ 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни — устойчивые очаги земледелия
Я не ставлю своей задачей дать всестороннюю характеристику сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. Это достаточно детально сделано А. Д. Горским. Он

В министерстве земледелия

В министерстве земледелия
Огромные окна, огромный кабинет, огромный стол с львиными лапами вместо ножек и витыми — в виде змей — колонками по углам. Окна задернуты шелковыми кремовыми портьерами. В кабинете министра земледелия и государственных имуществ тихо. Ни звука

III. Район торгового скотоводства. Общие данные о развитии молочного хозяйства

III. Район торгового скотоводства. Общие данные о развитии молочного хозяйства
Мы переходим теперь к другому важнейшему району земледельческого капитализма в России, именно к области, в которой преобладающее значение имеют не зерновые продукты, а продукты скотоводства.

Составить рассказ о земледелие 5 класс


1

ВПР, история 5 класс. Как составить рассказ о земледелии на берегах Нила? Задание ВПР требует добавить 2 исторических факта.

3 ответа:

Составить рассказ о земледелие 5 класс



1



0

Когда-то древний Египет собирал два урожая пшеницы в год. Из-за разливов Нила его поймы и берега были очень плодородными за счёт ила. Это первый исторический факт. Египет кормил половину Римской Империи и неплохо на этом жил.

Потом пришли советские специалисты построили Асуанскую ГЭС в 1961 году, обеспечив Египет электроэнергией. Но с плодородием нильских берегов, то есть с земледелием, равно как и с рыболовством на Ниле было покончено и теперь Египет живёт в основном за счёт туризма. А берега Нила подвержены высаливанию и эрозии. Это факт номер два.

Не знаю, помогут ли эти факты в пятом классе для написания рассказа.

Составить рассказ о земледелие 5 класс



1



0

В Древнем Египте на берегах Нила было развито земледелие и хоть климат и не располагал выращивать сельхоз культуры, египтяне всеми силами развивали его. Нил разливался с весны и аж по ноябрь, когда вода уходила на почве оставался плодородный ил. Благодаря такой почве собирали богатые урожаи. Со временем население выросло и затапливаемых земель перестало хватать, египтяне стали рыть каналы и вскоре весь Египет покрылся каналами. Дополнительно строились плотины что бы задержать воду как можно дольше. Ведь вода была необходима для полива. С помощью каналов поили посаженые растения. Благодаря Нилу и труду египтян, Египет порылся прекрасными садами. И улучшилось благосостояние египтян.

Исторические факты- это каналы для полива растений и был такой механизм шадуф с помощью которого наполняли эти каналы. Оба факта очень облегчили жизнь египтян.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Составить рассказ о земледелие 5 класс



0



0

В рассказе стоит указать такие важные моменты:

  1. Именно земледелие было основой богатства Египта. Сейчас мы видим в этой стране практически одну пустыню, но когда-то Египет процветал.

  2. Почему земледелие было успешным: в те времена Нил был очень мощной рекой. Он и сейчас не слабый, но в древности Нил был более полноводный, и дважды в год он разливался. Это сейчас мы считаем паводок чем-то ужасным. А в древности люди считали паводок за благо, ведь разлившаяся река выносила на берег ил. А ил даже сегодня считается ценным удобрением! Так что земля вдоль берегов Нила была очень плодородной, и Египет был обеспечен огромными урожаями.

  3. Так же следует указать, что именно выращивали в Египте: зерновые, лен и папирус. Льном Египет славится и сегодня, а вот про папирус все как-то забыли. Папирус — это растение вроде осоки, ему очень нравились заболоченные берега Нила. Папирус использовали не только для изготовления бумаги, но и в качестве материала, в который обертывали мумии.

Два интересных факта: в Древнем Египте уже было нормой арендовать сельхозугодья, то есть экономические отношения были достаточно развитые. И второе: именно ориентированность на сельское хозяйство погубило Египет. Когда Нил перестал орошать многочисленные поля, древние египтяне не смогли так же успешно выращивать зерновые, и потеряли источник богатства.

Читайте также

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Эхнатон в 22 года стал правителем Древнего Египта. Во время правления фараона, большое влияние на него оказывала мать. Во время правления Эхнатона Египет был очень могучим государством (2 факт). Жрецы обладали огромной властью. Эхнатон выбрал путь не завоевателя, чем вызвал осуждение жрецов. Он решил ослабить их власть, которая распространялась на разные слои населения, с помощью реформ. Реформа заключалась в отсутствии завоевания войнами. (2 факт) Эхнатон первый правитель, который ввел религию одного бога. Тем самым уравняв и примирив близлежащие поселения, которые враждовали на основании религии. Жрецам это очень не нравилось и они пытались вернуть богов и власть для себя.

В это же время произошли сильные изменения в искусстве.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Основным занятием восточных славян было земледелие. В степных и лесостепных районах пашенное, в лесной зоне — подсечно-огневое. Основные сельхозкультуры — рожь, овес, ячмень, а в южном регионе еще и пшеница. Животноводство носило подсобный характер, преимущественно разводили мелкий рогатый скот, лошадей (как тягловую силу) и домашнюю птицу. Ремесло мелкотоварное, в основном на заказ. Самые развитые виды ремесла — кузнечное, ткацкое, гончарное, кожевенное и столярное. Огромное значение имели промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчёл), собирательство диких растений (грибов, ягод, лекарственных и съедобных трав).

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Административная единица- город, район и так далее. Само слово греческое. В Египте были свои названия, но поскольку большая часть сведений до нас дошла от греков, то и название тоже прилижись в массовой литературе.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Анубис — это божество с головой шакала и телом человека, сын Осириуса, один из судей царства мертвых, правитель подземного мира, короче, бог смерти и загробного мира. Просто удивительно и чего это такого бога боялись египтяне, кстати, они были очень религиозными людьми, не чета нам, там был другой уровень. Для меня остается загадкой другое, по молодости лет я преподавал в школе, так меня поражал просто какой-то мистический интерес детей именно к этому богу. Ко мне подходили ученики, не один и не два, и расспрашивали только об этом боге, хотя я о нем упомянул только вскользь. А у меня к нему было отношение: Анубис и Анубис, подумаешь, сколько этих древних богов, а оказывается все не просто так. Проводник умерших в загробный мир, честно, я был заинтригован.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Антоний и Клеопатра — история любви римского полководца и восточной красавицы и трагического самоубийства обоих.

Составить рассказ о земледелие 5 класс

Дата__________________                                   
Урок №_____

План конспект по истории 5 класс

 Тема урока4: «Возникновение
земледелия и скотоводства».

Разработка урока в 5 классе
по истории Древнего мира

Цель
урока:
сформировать представление учащихся
о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел  у первобытных людей; новых
орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать
последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые
результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями об
историческом пути народов; выделять закономерности изменений в
социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать
свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты
и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные:
осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного
отношения к труду, к выбору профессии.

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп,
зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее
хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва,
идол.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение
    земледелия и скотоводства»
  • Дидактический раздаточный
    материал для работы групп
  • Листы самоконтроля
  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь
    по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. — М., Просвещение, 2014

·        
Вигасина А.А.
История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и
скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций
учащихся

Форма урока: урок – игра

Элементы педагогических
технологий:
ИКТ, исследовательской,
проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята. Девочки
сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем
познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что
мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20

Актуализация знаний.

  1. Как была открыта
    пещерная живопись?
  2. Почему первобытные
    художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли
    эти звери в жизни людей?
  3. Какие древнейшие
    религиозные верования вы знаете?
  4. Как первобытные люди
    представляли себе  жизнь предков в «стране мертвых»?

Учитель:  Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого
урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

    • Что вы ели вчера и
      сегодня?
    • Из каких продуктов
      приготовлены эти блюда?
    • Можете ли вы прожить без
      еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
    • Откуда брали пищу самые
      первые люди?
    • Всегда ли обеспечивали
      людей пищей собирательство и охота?
    • Так какие же ваши
      предположения по поводу нашей темы?

         Учитель: Сегодня
    на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более
    надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока – Возникновение земледелия и
    скотоводства.)

    Проблемное задание: Два
    племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством
    и охотой, другое — земледелием
     
     и скотоводством.  Люди,  какого племени жили в лучших условиях и почему?

                                                          
      Мотивация

    Учитель:
    Представим себе, что в наш век
    технического прогресса изобретена машина — времени, на которой мы можем
    перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие
    во времени. И отправиться  на 10 т.л.н. в Западную Азию.

        
    Но что это?  Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины
    возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания.
    Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь.  Давайте представим себя на
    месте этих людей и попытаемся составить программу  спасения от гибели.

    Изучение нового материала:

        
    Учитель: На территории, куда мы  приземлились проживает три родовые общины
    (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и
    род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

        
    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать
    советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

    Родовая
    община   — это коллектив людей, связанных между собой родством.


    Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

    Роль
    старейшин в родовых общинах
    :

    1.
    Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

    2.
    Разрешает споры внутри рода.

    Учащиеся
    записывают определения слов род    и родовая община.

    Записывают 
    схему.

    Несколько
    родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя.  Племенем управлял
    совет старейшин.

      
      После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов
    с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности
    выжить.

    Работа в группах:(10 мин).

    Группы

    Содержание плана урока

    Проблемное задание

    Род Лошади

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ о
    возникновении земледелия, используя слова – помощники
    :

     Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса
    зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова — помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница,
    ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете
    использовать текст учебника на стр.21 п.1

    Род Бизона

    Приручение животных

    Составьте рассказ о
    возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

    Начало: Мужчины иногда
    приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым
    домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так
    из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

    Слова — помощники:
    приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу,
    молоко, мясо.

    Для помощи можете
    использовать текст учебника на стр.22 п.2

    Род Медведя

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные
    слова
    : Мы научились изготавливать
    посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и
    обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья
    сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.

    2. Из ___шерсти_ животных и
    волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели
    ______ткачество_____.

    3. Из нитей на
    _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили
    одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен,
    прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать
    текст учебника на стр.22-23 п.3-4

        
    Народное собрание
    : О работе групп
    отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

    Каждый
    открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство,
    ремесло).

    Раньше
    люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы
    помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство
    называется производящим.

        
    Проверка «выживаемости» рода.  После отчета каждого старейшины рода — решение
    тестов.

    Закрепление (вопросы
    выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).

    Проверка правильности ответов,
    выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ — 1 балл  учащиеся
    ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего
    балла рода .путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше
    –больше способность к выживанию.

    Обсудим
    проблемную ситуацию

     Какие
    общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым
    общинам.

    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие
    возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

    2.На смену присваивающему
    хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3.У людей стало больше
    свободного времени, они стали заниматься ремеслом

    4.Уровень жизни древних 
    людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда,
    поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству,
    начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

    Рефлексия:

    • Что на уроке было главным?
    • Что было интересным?
    • Что нового я узнал на
      уроке?
    • Чему научился?

    Домашнее задание:

    п.4, задания в рабочей тетради
    на выбор учащегося  № 13, 14 

  1. Составить рассказ о защитнике отечества 5 класс кратко
  2. Составить рассказ о жизни крестьян в средневековье
  3. Составить рассказ о жизни тараса бульбы
  4. Составить рассказ о жизни простых жителей древнего египта от имени земледельца и ремесленника
  5. Составить рассказ о жизни и творчестве толстого 4 класс