- Доклады
- Окружающий мир
- Животные и растения тундры
Что из себя представляет зона тундры? В первую очередь она огромна по своей территории и занимает почти весь север России. Климат здесь можно охарактеризовать как холодный, почва никогда не оттаивает более чем на 1 метр. И поэтому у растительности тундры корневая система располагается на поверхности земли.
Растительный мир тундры
Растительность зоны тундры достаточно своеобразна. Помимо самых главных растений – мхов и лишайников, на юге можно встретить кустарники голубики и невысокие деревца берёзы и ивы. Большую часть растительности представляет лишайник ягель, или как его ещё называют «Олений мох». Мхи образуют на земле густой ковёр, который служит основной пищей для представителей животного мира. Почему же эти растения способны тут существовать? Все питательные вещества лишайники и мхи получают из атмосферы, а не из почвы. Отсутствие у растений настоящих корней. К земле они крепятся с помощью нитеобразных отростков. Лишайники и мхи низкие. Им не страшны метели и холодные ветра.
Из трав здесь можно увидеть осоку, горец, радиолу розовую, европейскую купальницу, морошку.
Животный мир тундры
Представителям животного мираиз-за холодных погодных условий достаточно сложно приспособиться к существованию. Оперение птиц тундры довольно плотное, такое же как и густая шерсть диких зверей. Эта особенность не позволяет животным и птицам мёрзнуть во время сильных морозных ветров.
Из птиц в тундре можно встретить – полярную сову, гагу, белую куропатку. Животный мир тундры представляют северные олени, песец, волки, лемминги.
В зоне тундры огромнейшая популяция грызунов – леммингов. Они способны очень быстро размножаться. Питаются они растениями, их семенами, корнями и плодами. Также они являются основным источником пищи для песца. Волк тоже питается этими мелкими грызунами. Он представляет большую угрозу для оленей.
Стаи северных оленей для пропитания ищут обширные поля с мхами, лишайниками и другими растениями. В поисках пищи их стада часто кочуют, выискивая богатую растительностью землю. Оленей давно уже приручили жители тундры. В промысловых целях широко используют их мясо и шкуру. Также местные жители запрягают их в повозку для перевозки людей и различных грузов.
Животный и растительный мир зоны тундры – это яркий пример того, как все обитатели приспособились к таким сложным условиям и способны выживать в этом суровом климате.
Животные побдробнее
Обычному человеку наверное мало, что известно о таком климатическом поясе, как тундра. Большинство вообще считают, что это голые промерзшие земли, на которых нет ни животных, ни растений. На самом деле всё нетак. Давайте окунёмся в богатую фауну этого района, там действительно есть, на что посмотреть. Тундра сама по себе достаточно сурова, но при этом очень красива и может околдовать своим необычным видом и обстановкой. То же можно сказать о животных, обитающих там. Они такие суровые, но при этом удивительные.
Одним из таких зверей является северный олень, известный по всему миру. Только благодаря этим животным человек вообще смог начать осваивать северные территории. Они невероятно выносливы и способны проходить огромные расстояния. Северные олени гораздо крупнее своих южных сородичей, их покрывает густой тёплый мех, а копыта приспособлены для передвижения по снегу. Питаются эти грозные на вид животные мхами, ягелем, иногда ягодами и лишайниками. Чтобы поддерживать водно-солевой баланс в организме, они поедают снег и грызут старые сброшенные рога. У них нет врагов в естественной среде обидания, опасность представляется только оленятам, им часто угрожают местные волки, о которых сейас пойдёт речь.
Это, пожалуй, одно из самых приспособленных к жизни в тундре животных. Волки живут стаями, они очень выносливы. Бывает, им приходится неделю жить без пищи, при этом проходя огромные расстояния в поисках добычи. В стае чётко распределены роли для охоты: некоторые волки являются загонщиками, другие нападают. Охотятся они обычно на гусей и уток, иногда разоряют гнёзда писцов и зайцев, но самой желанной добычей является детёныш оленей. Из-за суровых условий волки вынуждены запасаться енергией, поэтому порой поедают добычу вместе со шкурой и костями.
В тундре также можно обнаружить множество травоядных маленьких зверьков, за мехом которых так часто охотятся люди. Это зайцы, писцы, росомахи, горностаи и лемминги. Их окрас позволяет легко спрятаться и в снегу зимой и в кустах или деревьях в “тёплое” время года.
Растения тундры
Не вся земля покрыта лесами с огромным множеством растительности. Существует тундра, где погодные условия не совсем благоприятные, а поверхность ее открыта, что ускоряет м усиливает поток ветра и холода. Этимология слова гласит, что тундра значит безлесная земля. Но несмотря на это здесь тоже прорастают растения, разновидностей которых около 400. Предпочитают они расти группами, таким образом образуя естественный барьер и укрытие от ветра.
Во многом рост растений зависит от почвы. В тундре она не благоприятная, ведь есть места, которые заморожены практически круглый год, поэтому в таких условиях выживают лишь растения с короткой корневой системой. Существование растений играет немалую роль в жизни остальных существ этой местности. Растительность играет роль пищи как в свежем, так и в засохшем виде.
Вот некоторые примеры растительности тундры:
Толокнянка или медвежья ягода. Судить ягоды по названию не нужно. Хоть медведи употребляют данный сорт ягод, но отношения к ним они никакого не имеют. На самом деле зеленый кустарник с мелкими листьями и красными ягодами больше привлекает различных птиц в тундру. Растет он низко к земле, как и многие местные растения.
Багульник. Это небольшой кустарник, у которого кончики листьев загнуты во внутрь, а ветки покрыты волосяным покровом, чтобы сохранить тепло даже в самую холодную пору. Звери не предпочитают употреблять багульник в пищу из-за резкого и ядовитого запаха, которые выделяют эфирные масла кустарника.
Алмазный лист. Это ивовое растение, которое и является ивой, но низкорослой, размер которой не превышает размер обычного куста. Имеет схожий волосяной покров с багульником. Это так же и иве помогает сохранять тепло. Алмазный лист употребляют в пищу не только животные, но и люди, так как содержит множество витаминов и кальция.
Сообщение на тему Тундра 4 класс
Лето на территории Тундры длится примерно — 3-4 месяца, зима, соответственно, длинная – 8-9 месяцев. Почва в этой зоне перенасыщена влагой, так как воды в течении года испаряется гораздо меньше, чем выпадает осадков за этот период.
И все же, животный мир Тундры весьма разнообразен. Безусловно, самым главным обитателем фауны является северный олень. Холод и ветер этим животным не угроза. Они способны ходить по большому снегу, благодаря своим широким копытам, а питаются они чаще мхом или ягелем. Добыча корма для других видов фауны серьезная проблема. Климат очень суров. Животные вынуждены приспосабливаться к такого рода опасным для существования условиям.
Наиболее часто встречающиеся животные, обитающие в Тундре:
- северный олень
- лемминг
- полярный волк
- сова полярная
- песец
- полярная куропатка
Примечательно, что все перечисленные обитатели, имеют очень густой мех, либо пышное оперение. Все виды полярные фауны имеют свойство менять окраску. Зимой, они как правило – белого цвета, чтобы укрываться от опасности на фоне снега. Летом, окраска принимает – коричневый цвет. Из-за суровой зимы, многие птицы (утки, лебеди) улетают на юг и прилетают обратно лишь летом. В болотах и реках они охотятся на насекомых и мелких рыб.
Растительность совсем не богата и не отличается разнообразием. В болотистой местности растет мох, на растениях которого можно обнаружить ягоды осенью. В основном, на территории Тундры растут лишайники (на каменистых и песчаных почвах), мхи и травы. Им не хватает тепла, их корни растут по поверхности. Из-за сильных и частых ветров, растения не высокие.
Можно обнаружить только два вида деревьев: карликовую березу и полярную иву. Березы чуть повыше, чем ивы. В зимний сезон эти низкие деревья засыпает снегом. Снег спасает эти деревья от жестокого холода и мороза. В Тундре леса не растут.
Растительный и животный мир на территории этой зоны – это ярчайший пример того, как в суровых и непростых условиях для существования, можно найти способы выживать, приспосабливаться.
Картинка к сообщению Животные и растения тундры
Популярные сегодня темы
- Кометы
С древнейших времен люди наблюдали в ночном небе появление комет. Многие считали их предвестниками роковых событий. С появлением и развитием астрономии ученные смогли более подробно изучить и
- Рыбы
Доклады, сообщения про Рыб
- Творчество Бабеля
Бабель Исаак Эммануилович (он же Бобель) родился в еврейской семье в Одессе. Он прославился как писатель, драматург, сценарист и журналист.
- Творчество художницы Яблонской
Яблонская Татьяна Ниловна (годы жизни 1917-2005 гг.) является советской и украинской художницей, удостоенной звания Народного художника Советского Союза, нескольких сталинских премий, Госуда
- Механическое движение
Если положение тел в пространстве по отношению друг к другу изменяется с течением времени, то говорят, что происходит механическое движение.
- Фонд социального страхования
Фонд социального страхования или ФСС – это один примерно 30-ти государственных внебюджетных фондов, т.е. денежных фондов, формируемых вне государственного бюджета из обязательных целевых отчи
У р о к 15. ТУНДРА
21.08.2014
7077
0
Цели:
1. Сформировать у учащихся
представление о природной зоне тундры.
2. Познакомить с
географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,
растительным и животным миром и деятельностью человека.
3. Развивать
познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
О б о р у д о
в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии
растительного и животного мира тундры, гербарий.
Ход урока
I.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
В
путешествиях можно многое узнать
И
друзьям об этом потом рассказать.
Новая
природная зона приглашает нас –
И опять в
экспедицию отправляется класс.
А чтобы
тему урока узнать,
Кроссворд
нам надо разгадать!
Учитель. Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре.
II. Проверка домашнего
задания.
1. Конкурс рисунков.
2. Сообщения учащихся о
животных Арктики.
3. Графический диктант.
Учитель читает предложения.
Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное,
ставят знак «–».
Учитель. Природная
зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
Территория Арктики не
имеет коренного населения.
В Арктике для растений и
животных сложились суровые условия.
В ледяной зоне растут
кедры, березы, черемуха.
В Арктике обитают белые
медведи, моржи, тюлени.
Арктический заповедник
расположен на острове Врангеля.
Большое скопление птиц на
скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: – +
+ – ++
++ – .
Учащиеся сдают графический
диктант на проверку.
III. Работа над новой темой.
Учитель. Цель нашей
экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать
о географическом положении тундры?
Ученики. Тундра
протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта
зона находится южнее арктических пустынь. Покажите на карте природных зон
тундру.
Учащиеся показывают тундру на
карте на доске.
Учитель. Слово
«тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там
долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом,
а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину
тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает
весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы
думаете, это отражается на почве? И если да, то как?
Ученики.
Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная
мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето
прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.
Учитель. Правильно.
Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до
просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто
мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим с х е м у:
Учитель. Как вы
думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться
к суровому климату тундры?
Ученики.
Растительный мир беден.
Учитель.
Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88–89 учебника. Назовите
растения тундры.
Ученики. Брусника,
голубика, морошка, карликовая ива.
Учитель демонстрирует гербарий: карликовая береза, карликовая ива,
морошка, голубика, мох, лишайники.
Учитель. Какая у
них наземная часть? Почему?
Ученики. Все они
очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного
ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.
Учитель. В тундре
есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения
низкорослые.
Мох-ягель – пища северных
оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики.
Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие
листочки, красные ягоды. Ягоды и листья
не опадают даже зимой. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый
ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться
к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Тундра забелела,
Точно пеленою
Всю ее одело.
IV. Работа над новым
материалом.
Учитель
предлагает рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88–89 учебника.
Учитель. Какие
животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
Ученики. В тундре
обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая
куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.
Учитель. Постоянно
живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий
северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много
комаров, мошек.
Белая куропатка –
растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой
покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова – хищная
птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное.
Питается леммингами, куропатками.
Песец – хищник,
имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и
куропатками. Зимой у него появляется еще и
подшерсток.
Дикий северный олень
– низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных
тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно,
подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и
раскапывать мох из-под снега.
Как приспособились к жизни
в тундре представители животного мира?
Ученики. У птиц
густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.
Учитель. Из-за
суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью
«Тундра и человек» на с. 93–95 учебника.
Учащиеся самостоятельно
читают.
Учитель. Какое
основное занятие населения тундры?
Ученики. Основное
занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа.
Учитель. Какие
экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
Ученики. От гусениц
тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется
нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются
оленьи пастбища.
Учитель. Что нужно
сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
Ученики. Природные
богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты
редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
Необходимо запретить
браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую
технику, бережно относиться к природным богатствам.
V. Закрепление изученного
материала.
Учащиеся рассказывают о
тундре по плану:
1. Географическое
положение.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Деятельность человека.
После ответов заполняется
пирамида.
Далее
учитель предлагает составить 4–5 цепей питания.
1.
Растения тундры ® белая куропатка ® песец.
2.
Мох-ягель ® северный олень ® волк.
3.
Растения тундры ® лемминг ® белая сова.
4.
Растения тундры ® лемминг ® песец.
Игра
«Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
Учащиеся
показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое
растение и животное.
VI. Итог урока. Выставление
оценок.
Учащиеся читают вывод на
с. 96 учебника.
Учитель. Работа
нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем.
Домашнее задание.
С. 87–97. Ответы на
вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96).