Введение
Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в ноябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, актуализация опорных знаний, повторение, работа по новой теме, анализ
произведения, работа со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление, словарная
работа, характеристика персонажей, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 7 класса
на тему:
Рассказ «Бирюк»
Цель
урока: формирование у учащихся навыков анализа текста.
Задачи:
Обучающая
задача:
—
познакомить учащихся с произведением И.С. Тургенева «Бирюк»;
—
сформировать навыки социально-психологической характеристики персонажа.
Развивающая
задача:
—
развивать навыки анализа текста;
—
развивать навыки работы со словарем;
—
развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывающие
задачи:
—
воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также
анализ текста.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к
учебной деятельности.
Учитель: — Учебник на столе у вас?
А ручки и
тетрадки?
Тогда урок
начнём сейчас,
Раз всё у
вас в порядке.
Будьте
внимательны,
Послушны,
наблюдательны.
Чтобы
литературные тайны познавать,
Нужно всё
серьёзно изучать.
— отчёт дежурного;
— проверка готовности класса к
уроку:
Я рада новой встрече
с вами,
Приятно ваше общество,
друзья!
Ответы ваши вы
готовьте сами,
Их с интересом буду
слушать я.
Мы сегодня снова будем
читать,
Выводы делать и
рассуждать.
А чтобы урок пошёл
каждому впрок
Активно включайся в
работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Повторение пройденного материала.
— На предыдущих уроках литературы мы с
вами познакомились с творчеством одного из выдающихся русских писателей XIX
века И.С. Тургенева. Мы прочитали и проанализировали рассказ И.С. Тургенева
«Бежин луг».
— Прежде чем перейти к
анализу рассказа «Бирюк», который вы прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную
работу по пройденному материалу (работа выполняется на листочках).
Учитель читает вопросы, детям необходимо
сформулировать ответ и записать его на листке.
- Какое
произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»). - Почему
сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах? - К
каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851) - Какие
рассказы вошли в этот сборник? - Какие
еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?
После написания работы используем прием
взаимопроверки: дети обмениваются работами, учитель называет правильные
ответы. Оценивание работ.
III. Работа по новой
теме.
Новый материал.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся
с еще одним рассказом из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с
рассказом «Бирюк».
Рассказ «Бирюк» был
написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848
году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев
опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в
Орловской губернии. Один из бывших
крепостных Тургенева, а впоследствии
сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что
почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с
живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу
убили свои же крестьяне…»
В «Записках охотника» писатель применил
своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ
помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим,
раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям,
заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.
— Вы должны были дома прочитать рассказ
И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот
рассказ? Понравился вам рассказ? Почему? (Выявление первоначального
восприятия).
Анализ текста.
Пейзаж как средство
характеристики героя.
—
Давайте поговорим об этом произведении. С описания какого природного явления
начинается рассказ? (с описания грозы).
—
Давайте найдем в тесте произведения строки, в которых показано начало грозы, и
прочитаем их.
«Гроза
надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса;
надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно
шевелились и лепетали <…> Душный жар внезапно сменился
влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в
вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по
листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
—
Какое настроение создают эти строки?
—
Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Однако пейзажные
зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и
важнейшее средство характеристики человека. Они помогают открыть переживания
героя, оттенить настроение, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь очень
важно обратить внимание на детали, которые помогают определить воздействие
грозы на самочувствие человека и его поведение.
—
Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)
-Что
хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?
(Бирюк
появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру.
Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с
грозой».)
Описание интерьера и его
функции в создании образа героя.
—
Посмотрим на описание избы Бирюка. Прочитайте описание избы, обратите внимание
на строчку: «… я посмотрел вокруг…»
(ученик
читает текст)
—
Какое яркое противопоставление мы видим? О чем говорит описание избы лесника?
(Описание избы говорит об убожестве,
бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования
теплица жизнь двух маленьких детей.)
— На какое отношение к Бирюку настраивает
читателя это описание?
(жалость)
-Что хотел сказать автор, противопоставляя
описание яркой, сильной бушующей грозы убогой избе Бирюка?
(Описание избы лесника говорит о его
социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а
художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий
рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии
читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)
Физминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Словарная работа
—
Какой же конфликт лежит в основе произведения?
—
Между кем возникает конфликт?
—
А что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Дайте определение конфликта.
Ученики
объясняют значение слова «конфликт»
—
Посмотрим, какое определение слову «конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом
словаре.
конфликт –
столкновение, серьезное разногласие
—
Запишем определение в тетради.
Участники конфликта
—
Вглядимся в участников конфликта. Обратимся к тексту.
(ученики
читают характеристики мужика и Бирюка)
—
А почему крестьяне прозвали лесника бирюком? Несет ли это слово помимо
обозначения одиночества лесника оценочное значение?
Обратимся
к словарю.
бирюк –
1. волк-одиночка
2. (перен.) одинокий, нелюдимый
человек
пояснение
И.С. Тургенева: «Бирюком называется в
Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»
—
запишем и это определение слова в тетрадь.
Характеристика персонажей
Составьте
небольшой рассказ об участниках конфликта.
( задание
выполняется по вариантам:
1
вариант- характеристика мужика; 2 вариант- характеристика Бирюка)
Ученики
зачитывают свои характеристики вслух.
—
В чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком?
(разорение
мужика; ненависть всей деревни к Бирюку)
—
На чьей стороне закон?
(на
стороне Бирюка)
—
Как автор оценивает ситуацию?
(зачитывают
фрагменты текста, анализируют)
—
Какая сцена является самой неожиданной?
(сцена,
в которой Бирюк отпускает мужика)
—
Давайте прочитаем эту сцену по ролям (чтение по ролям)
Разрешение конфликта
—
Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)
—
Объясните, почему лесник отпускает мужика?
Мужик
доведен до крайности: он сначала жалобно просит отпустить его, затем переходит
к неожиданному для всех возмущению, доходящему до неистовства.
Бирюк
отпускает мужика вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое
передумал, слушая жалобы мужика. Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить
мужика Бирюку не просто. Возможно, ему показалось постыдной верность своему
барину, а может и забудет про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится
как за сохранность угодий помещика, так и за жизнь Бирюка.)
Работа с иллюстрациями
—
Обратимся к иллюстрациям, которые размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации
и попробуйте придумать рассказ (на задание отводится 3 минуты, задание
выполняется устно.)
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой
в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
-О ком мы сегодня с вами говорили?
— Какие знания вы сегодня получили на уроке?
— Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
Какое у вас настроение от урока?
—
Мы с вами дали характеристику нашим героям. Какие чувства вызывают у вас образы
лесника и мужика?
—
Кому из героев симпатизирует автор? Почему вы так решили?
—
Кто, по вашему мнению (автор, мужик или Бирюк), стоит на более высоком
нравственном уровне.
—
Какова же основная идея этого произведения?
Рассказ
«Бирюк» — один из не многих рассказов «Записок охотника», в котором затронут
вопрос о крестьянском протесте. Из-за цензурных ограничений Тургенев не мог
прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием
замещения. Олицетворением помещика является Бирюк,
наделенный некоторой долей ненавистной для мужика властью. Образ Бирюка – образ
трагический: человек честный, суровый, жестокий, весь проникся принципам
служения долгу. Однако при всей его правоте он чувствует и правоту
крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор достоверно
передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.
Домашнее задание:
Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного
из персонажей.
Списоки литературы для чтения летом после 1 класса:
Список книг для чтения летом после 1 класса,
УМК Школа России
Русская литература
- А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
- Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
- Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
- П.Ершов «Конек-горбунок»
- Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
- М.М. Зощенко “Елка”
- В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
- П.П. Бажов “Серебряное копытце”
- М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
- В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
- Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
- В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
- Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
- А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
-
Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора. Гуси-лебеди.
Зарубежная литература
- Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
- Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
- Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
- Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
- Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
- А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
- А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
- Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”
Стихи
- Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
- С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
- С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
- К.Чуковский .Стихи и сказки.
- Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”
Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.
Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России
- 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
- 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
- 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
- 4. Е.Чарушин «Про Томку».
- 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
- 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
стихотворения каждого автора). - 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
- 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
- 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
- 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
- 12. М.Зощенко рассказы для детей
- 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
- 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
- 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
- 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
- 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
- 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
- 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
- 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».
Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”
- Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
каждого автора). - В. Чаплина. Рассказы.
- М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
- Е.Чарушин «Про Томку».
- В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
- Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
автора). - А. Гайдар «Чук и Гек».
- Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
- Л. Пантелеев «Честное слово».
- Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
- Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
- М.Зощенко «Самое главное».
- Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
- Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- П. Бажов. Сказки и сказы.
- Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
- Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
- Р. Киплинг «Слонёнок».
- Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».
Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.
Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.
Ведение читательского дневника летом
Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.
Расчерчиваем по
форме:
№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет
Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.
Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!
Родителям:
Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”
1. Выяснить трудные слова.
2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?
3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном
событии книги.
4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?
Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”
1. Прочитай текст.
2. Разбей текст на части.
3. Составь план текста.
4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).
5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.
Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”
1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?
2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.
3. Составь план по выбранным отрывкам.
4. По составленному плану построй связный пересказ текста.
5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?
6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.
Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”
1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?
2. Как называется прочитанное тобой произведение?
3. О чём в нём говорится?
4. Кратко перескажи произведение.
5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?
Памятка «Как выучить стихотворение»
Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух.
Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться
толковым словарём).
3. Прочитай стихотворение выразительно.
Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Если на выучивание дано 2 дня
Первый день.
Прочитай стихотворение про себя.
Выясни значение непонятных слов и оборотов.
Ещё несколько раз прочитай его про себя.
Прочитай его теперь вслух.
Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Второй день.
Прочитай стихотворение про себя.
Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.
Перед сном расскажи ещё раз.
Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
Если стихотворение большое и трудно запоминается:
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5 . Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори его ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Сегодня на уроке:
поговорим о великом русском учёном и поэте – Михаиле Васильевиче Ломоносове; выясним, чем занимался этот необычный человек; разберём стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»; увидим, как о серьёзном можно сказать со смехом.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в начале XVIII века: 19 ноября 1711 года.
Его отец был рыбаком. Это тяжёлый труд, и Миша с детства помогал отцу. А в свободное время в доме не только отдыхали, но и читали. Книги в то время были редкостью и стоили дорого, но родители Михаила понимали, что грамота человеку необходима.
Отец много времени проводил в море и не мог уделять сыну достаточно внимания. Читать мальчика выучила мать, когда он был ещё маленьким. Первые научные знания он почерпнул в учебниках тех лет: грамматике Мелетия Смотрицкого, Псалтири в стихах Симеона Полоцкого и арифметике Леонтия Магницкого. Ломоносов очень дорожил этими книгами и бережно хранил даже тогда, когда уже стал известным учёным. Он называл их «вратами учёности».
Михаил умел читать, писать, считать. По мнению отца, этого было вполне достаточно, чтобы продолжить его дело и заниматься рыболовецким промыслом. Тем более, что труд его приносил достаточный доход – семья была далеко не бедной.
Но Михаилу хотелось большего, он мечтал о серьёзном учении. Отец же и слушать не хотел об этом. Тогда Михаил тайно ушёл из дома. Он пешком пришёл в Москву. Денег у него не было, и он шёл с обозом мороженой рыбы. Помогал возчикам, а они его за это кормили.
В Москве находилась Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в Москве. В него Ломоносов и поступил. Там он изучал латинский язык, политику, риторику (искусство речи) и философию.
Жили учащиеся очень бедно.
Трудолюбие и упорство, стремление знать как можно больше увенчались успехом. После окончания академии Ломоносов в числе лучших был послан в Петербургский университет, а затем в Германию. Там он продолжил изучение разных наук. Вернувшись в Россию, Ломоносов получил службу в Академии наук в Петербурге. Скоро он стал профессором химии.
Михаил Васильевич Ломоносов занимался не только химией. Трудно назвать науку или производство, в котором он не был бы знатоком. Химия, физика, астрономия, история, география – учёные любой из этих научных областей назовут зачинателем своих наук в России Ломоносова.
По его инициативе в России созданы производства по изготовлению стекла (в том числе цветного), глазурей (покрытие глиняных изделий блестящей массой), фарфора, причём фарфоровую массу изобрёл тоже он.
Ломоносов написал первые учебники по химии и металлургии. Его книга «Древняя Российская история» была переведена на другие языки. Её дважды переиздавали при жизни автора.
К слову, учебные пособия, написанные Ломоносовым, предназначены не только для учёных, но доступны и обычным людям.
Михаил Васильевич изучал атмосферное электричество (молнии), создал многие оптические приборы. С их помощью открыл существование атмосферы на Венере.
Ломоносов много внимания уделял русскому языку и литературе. Он усовершенствовал русский литературный язык. Ещё долгие-долгие годы после его смерти обучение шло по созданной им «Российской грамматике».
Ломоносов переводил зарубежную литературу, причём, как научную, так и художественную.
А ещё именно Ломоносов ввёл в обращение такие научные и технические термины, как опыт, явление, горизонтальный, вертикальный, минус, плюс, квадрат, формула, горизонт, микроскоп, оптика.
А также многие другие.
Ломоносов разработал проект Московского университета, который теперь носит его имя: Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Так что можно сказать, что Михаил Васильевич всё-таки стал университетом!
Михаил Васильевич Ломоносов был не только учёным. Кроме научных занятий, он занимался ещё и живописью. Но рисовал он не красками и кистями, а цветным стеклом. Он возродил древнее утраченное искусство мозаики и из сваренного им же цветного стекла создавал картины.
Ломоносовым и его учениками создано более 40 мозаичных полотен. Первые его картины были не совсем удачны, но постепенно качество улучшалось. Шедевры великого учёного известны во всём мире.
Учёный, исследователь, художник – это всё Михаил Васильевич Ломоносов. Но особо следует остановиться на его литературных талантах. Он – самый яркий, самый известный поэт XVIII века. Мы уже упоминали, что Ломоносов усовершенствовал русский литературный язык. До него писали тяжело и неудобочитаемо:
О суетный человече, рабе неключимый,
Как-то ты далеко бродишь мечтанми твоими!
А незапно день последний
Разрушит твой живот бедный.
Ломоносов писал поэмы, поэтические послания, трагедии, сатиры. Но особенно прославили его оды.
Ода – стихотворение торжественного характера. Оды писали к каким-либо выдающимся событиям. Например, к победам в войне или к годовщине такой победы, к открытиям новых земель или к научным открытиям. Очень часто оды посвящались событиям, происходящим при царском дворе: рождение ребёнка в царской семье, свадьба, коронация очередного монарха, его смерть, приезд иностранных послов и так далее.
Ломоносов написал около двадцати од. Они велики по объёму, торжественны и величавы по своему складу. Но не только царским праздникам посвящал Михаил Васильевич свои оды. Он прославлял отважных воинов русской армии, восхищался красотой природы, воспевал величие и непостижимость Бога
Оды занимают большое место в творчестве Ломоносова, но им написано много и обычных стихов.
«Случились вместе два Астронома в пиру…»
Автором геоцентрической системы был древнегреческий учёный Клавдий Птолемей.
Он жил во втором веке нашей эры.
«Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит», – пишет Ломоносов.
Гелиоцентрическая система была предложена польским учёным Николаем Коперником.
Николай Коперник жил в конце XV и начале XVI веков.
Гелиоцентрическая система в центр ставила Солнце, вокруг которого вращаются Земля и все планеты.
«Другой, что Солнце все с собой планеты водит», – пишет Ломоносов.
Но постойте! Ведь получается, что между этими двумя астрономами – более тысячелетия. Они никак не могли спорить друг с другом!
Почему же Ломоносов свёл их в споре?
Дело в том, что теория Птолемея была признана католической церковью как единственно верная и на протяжении 13 веков считалась такой. Тех, кто в ней сомневался, преследовали и жестоко наказывали, вплоть до смерти. Теория Коперника шла вразрез с учением церкви по этому вопросу. Церковь объявила её ошибочной, вредной и еретической, то есть неугодной церкви. В 1616 году церковь официально запретила теорию Коперника.
Ломоносов, сводя в споре этих учёных, показывает борьбу сторонников каждой системы. Борьба серьёзная – «спорили весьма между собой в жару». Мы можем представить себе этот спор двух учёных – умных, образованных людей. Наверняка они сыпали теоремами, доказательствами, высокоумными словами, сложными терминами, числами, которые так трудно понять…
Кто же рассудил учёных мужей? Обычный повар, который, если он вообще был грамотным, кроме поваренной книги, едва ли что-нибудь ещё читал. Он в диспут не вступал – он молча смеялся над бурными «прениями». А когда же заинтересовались его мнением, с простонародной смекалкой и юмором ответил:
Почему именно повар становится тем, кто решает этот спор? Ломоносов с помощью этого приёма снижает заявленный в начале стихотворения торжественный тон. Тема научного спора очень серьёзна, смешного в ней мало. Свои мнения высказывают великие учёные, признанные в науке авторитеты. А повар – человек из народа. Но ситуация и замечательна тем, что обычный человек, далёкий от науки, оказывается ничуть не хуже учёных. Его аргументы просты, но точны и решают научную проблему на основании здравого смысла.
А самое интересное – это то, что хозяин спрашивает у повара о его мнении.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Как вы думаете: хозяин уважал своего повара за его мудрость или все же хотел посмеяться над ним? Или хотел показать, что житейская смекалка бывает важнее учёности?
Во всяком случае, одна из идей, которую можно вынести из стихотворения – это что в самом сложном споре полезно иногда отбросить все сложности. И посмотреть на предмет обсуждения со стороны простого здравого смысла.
Речь повара придаёт стихотворению сатирический оттенок.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Простое, доступное пониманию каждого, даже неискушённого в научных делах человека, решение высмеивает упорство приверженцев учения Птолемея. Повар приводит пример из своего повседневного труда, но этот «низкий», обыденный пример вполне «впору» всей Вселенной. Да и язык повара далёк от научности: «Кто видел простака…».
А по тому, с какой симпатией описан повар, становится ясно, что высказывает он не только своё мнение, но и мнение автора стихотворения.
Запишите роды и жанры литературы.
Срок выполнения:
В тетрадь законспектировать все, что выделено зеленым цветом(тетрадь не нести), читать стр. 54-56, выполнить задание по ссылке
https://edu.skysmart.ru/student/vaxexokale
до 12.11.2021 года.
anastasiadzus1995@yandex.ru
Подборка по базе: курсовая Организация и планирование на предприятии.rtf, ИЗО календарно-тематическое планирование.docx, Тест по предмету электрические измерения.docx, бизнес планирование(1).docx, Кадровое планирование и кадровый аудит (5).docx, ВКР Затраты предприятия их планирование и оптимизация.docx, эссе, сочинение по предмету социальная психология на тему Анализ, Самостоятельная работа по теме 3.1 Планирование подготовки и тре, 2015 Стратегическое планирование трудовых ресурсов в технологиче, СОЧ Русская литература 5 класс.docx
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Русская литература» для 7 класса
Цели обучения, обозначенные в учебной программе, позволяют учителю системно планировать работу по развитию навыков понимания и ответов на вопросы, анализа и интерпретации текста, оценки и сравнительного анализа, а также оценивать достижения учащихся, информировать их о следующих этапах обучения. Темы уроков в рамках предлагаемых тем разделов учитель может сформулировать самостоятельно или пользоваться темами, предложенными в среднесрочном учебном плане или учебнике.
Тема | Изучаемые произведения | Понимание и ответы на вопросы | Анализ и интерпретация | Оценка и сравнительный анализ |
1 четверть (16 ч.) | ||||
Притчи и легенды в литературе | 1. Притча о блудном сыне, легенда об Арионе 2. А.С. Пушкин «Арион», «Анчар» 3. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» 4. К.Г. Паустовский «Телеграмма» | 7. ПО 1. понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художествен-ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7. ПО 2 понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа Персонажа 7. ПО 4. составлять сложный план 7. ПО 6. давать аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 4. анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 7. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
2 четверть (16 ч.) | ||||
Человек и природа | 1. Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета 2. У. Блейк. «Тигр» 3. О.О. Сулейменов. «Волчата» 4. Р. Бредбери. «Зеленое утро» 5. А. Новоселов. «Санькин марал» | 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа | 7. АИ 1. определять жанр и его признаки (лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. АИ 8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) 7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка | 7. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
3 четверть (20 ч.) | ||||
Сатира и юмор в литературе | 1. И.А. Крылов. Басни 2. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» 4. М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя) | 7. ПО 1. понимать термины: басня, литературное направление, классицизм, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художествен-ная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7. ПО 2 понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 7. ПО 6. давать аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос | 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию 7. АИ 8. анализировать изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 7. ОС 2. сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
4 четверть (16 ч.) | ||||
Мораль, этика, ценности | 1. В.А. Жуковский. Баллады 2. В. Набоков. «Рождество» 3. В. Тендряков. «Хлеб для собаки» 4. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно» | 7. ПО 4. составлять сложный план 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях | 7. АИ 1. определять жанр и его признаки (баллада, фэнтези, фантастический рассказ) 7. АИ 3. выделять в тексте произведе-ния элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 4. анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию 7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка | 7. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас- сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час |