Комментарии преподавателя
Общие сведения
Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать во все его органы.
Все тело растения пронизано проводящей тканью (см. Рис. 1), по одному виду тканей движутся растворы органических, а по другому – минеральных веществ.
Рис. 1. Проводящие ткани растения
Силы, участвующие в передвижении воды
- Гидростатическое давление
- Испарение воды листьями
Клетки проводящих тканей объединяются в проводящие пучки, которые окружены волокнами механической ткани и вместе образуют сосудисто-волокнистый пучок (см. Рис. 2). Они проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.
Рис. 2. Сосудисто-волокнистый пучок
Передвижение воды и минеральных веществ
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня к листьям по сосудам древесины (ксилема). Через стебель сосуды проходят в листья, где разветвляются (жилки).
По сосудам и трахеидам ксилемы вода и растворенные минеральные вещества способны передвигаться только вверх. В листьях она замещает испарившуюся воду.
Сосуды (трахеи) – длинные трубочки, образованные из вертикального ряда мертвых клеток вследствие разрушения поперечных перепонок между ними.
Трахеиды – узкие мертвые клетки с заостренными концами и одревесневевшими пористыми оболочками.
Передвижение растворов органических веществ
Крахмал, накапливающийся в листьях, превращается в глюкозу и передвигается к органам растений. Это осуществляет питание растений.
Опыт: сделать кольцевой надрез на стебле комнатного растения (гибискус (см. Рис. 3)). Удалить кору. Укрепить на стебле цилиндр с водой. Ситовидные трубки расположены в лубе, кольцевой надрез их перерезает. На поверхности повреждения образуется раневая пробка, под которой делятся клетки, для чего используют питательные органические вещества, накопившиеся выше места повреждения. Вскоре на стебле образуется наплыв, заживляющий рану (см. Рис. 4).
Рис. 3. Гибискус
Рис. 4. Наплыв
Растворы питательных веществ перемещаются по ситовидным трубкам (флоэма), как вниз – к корням, так и вверх – к цветкам или плодам.
Ситовидные трубки – вертикальный ряд соединенных между собой живых клеток, поперечные перегородки которых пронизаны мелкими сквозными отверстиями.
Значение для человека
При обрезании ненужных боковых побегов (пасынковании) томата или винограда питательные вещества направляются к цветкам и плодам. Таким образом, пасынкование ускоряет развитие плодов и увеличивает урожай.
Запасание питательных веществ
У однолетних растений питательные вещества откладываются в клетках семян; у многолетних – в корнях, стеблях. У моркови, свеклы, репы питательные вещества откладываются в корнеплодах (см. Рис. 5).
Рис. 5. Корнеплод свеклы
У кольраби (см. Рис. 6), ятрофы образуются шаровидные расширения стеблей с запасами питательных веществ.
Рис. 6. Кольраби
У деревьев и кустарников питательные вещества запасаются в сердцевине и древесине. Поэтому весной через повреждения в коре деревьев вытекает сок (березовый, кленовый). Через эти повреждения в дерево может проникать инфекция, поэтому трещины необходимо замазывать садовым варом.
Укоренение побега
Понаблюдайте за образованием корней и наплыва на побегах гибискуса либо другого комнатного растения. Укоренившийся побег посадите в почву. Наблюдайте за ростом и развитием нового растения.
Кора садовых деревьев
Грызуны и зайцы могут наносить серьезные повреждения коре садовых деревьев. Во избежание этого стволы молодых деревьев обвязывают ветвями ели, специальными тканями, красят.
При неправильной подвязке дерева к опоре кора может быть сильно перетянута. С ростом дерева серьезность повреждения увеличивается, что может привести к гибели его корней, ввиду отсутствия питательных веществ. Поэтому кору дерева под подвязкой защищают тканью или дощечками.
Проращивание семян
Подготовьтесь к изучению прорастания семян. Возьмите 4 стакана. В каждый из них положите одинаковое количество семян огурцов, фасоли, пшеницы (см. Рис. 7).
Рис. 7. Семена
В первом стакане семена оставьте сухими, во второй на дно налейте небольшое количество воды и поставьте стакан в теплое темное место. В третий стакан налейте воды и поставьте его в холодильник. Четвертый стакан полностью наполните холодной кипяченой водой, сверху накройте стеклом. Наблюдайте за прорастанием семян. В каких условиях они проросли?
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/peredvizhenie-vody-i-pitatelnyh-veschestv-v-rastenii
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=vWMKzp7TTes
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=ZgdpbKw20zI
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=OfkoOseoD8E
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=BsDyCElhq3A
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=Lrw5Snfl0SI
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=l7s5kJr1yRU
источник презентации — http://ppt4web.ru/biologija/peredvizhenie-vody-i-mineralnykh-veshhestv-v-rastenijakh.html
Биология, 6 класс
Урок 7. Передвижение веществ у растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.
- Сформировано представление о биологическом значении транспорта веществ для растения.
- Более подробно изучены проводящие ткани.
Тезаурус
Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).
Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).
Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).
*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.
*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.
Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.
Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.
Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.
Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Закончите фразу.
Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.
В образовании органических веществ принимает участие__________________.
Варианты ответов:
- Проводящая ткань
- Образовательная ткань
- Фотосинтезирующая ткань
- Покровная ткань
- Механическая
- Запасающая
Правильный вариант ответа:
Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.
В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.
Разбор типового контрольного задания
Задание 2. Заполните таблицу.
Поливаем растения правильно | Как не следует поливать растения |
Варианты ответов:
- Поливать водой комнатной температуры
- Рыхление почвы после полива
- Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
- Поливать можно любые растения 1 раз в день
- Воду из-под крана необходимо отстаивать
- Почву после полива не рыхлить
- Поливать водой из-под крана сразу
- Поливать нужно холодной водой
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Поливаем растения правильно | Как не следует поливать растения |
|
|
План урока:
Испарение воды растениями
Листопад
Передвижение веществ в растении
Прорастание семян
Испарение воды растениями
Растение потребляет из земли минеральные соли, растворенные в воде. Вода требуется для перемещения питательных элементов. Наконец, она нужна для создания органических веществ. Большая же часть воды испаряется листьями растений.
Убедиться в том, что совершается процесс испарения воды у растений очень легко. Возьмем любое растение и введем один из ее листьев, не отрывая его, в чистую сухую прозрачную емкость. Прикроем ватой отверстие емкости и поместим ее на какую-либо подставку. Польем растение теплой водой, оставим его на свету.
Уже через несколько часов на внутренней стенке колбы можно будет видеть капельки воды. Эту воду выделил лист в виде пара. Пар сгустился в капельки воды на стенках колбы.
Опыт показывает, что у растений посредством листьев происходит испарение воды.
Растительный организм способен испарять значительное количество воды, причем у каждого вида по-разному.
Огромную роль в испарении воды играют устьица. Давайте вспомним строение устьиц, для того, чтобы определить какую роль они играют в жизни растений.
Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, между которыми находится щель. У очень многих растений устьица расположены с нижней стороны листа, но не у всех. Познакомимся на рисунке.
Устьица в жизни растений играют роль форточек, через которые клетки мякоти листа сообщаются с окружающей средой.
Испарение воды во многом зависит от состояния устьиц и условий внешней среды.
Так, днем, на свету, устьица обычно открыты, и испарение идет более активно. Ночью же температура обычно понижается и устьица закрываются. Роль устьиц заключается в регулировании испарения воды у растений. К примеру, в засушливую погоду, когда у растений бывает недостаток влаги, устьица закрываются, и испарения не происходит, так как она необходима для других процессов. И, наоборот, в дождливую погоду, при избытке воды, испарение будет интенсивным. Так проявляется зависимость испарения от условий окружающей среды.
Попробуем выявить, какое значение имеет испарение воды для растений?
Прежде всего, листья, испаряя воду, получают ее из корня и стебля. Вода перемещается и разносит растворенные минеральные соли к органам растений. Соответственно, испарение имеет большое значение в перемещении веществ по растительному организму.
Самое главное значение испарения воды в жизни растений – это предохранение от перегревания солнцем. К примеру, смочите руку и помашите ею – вода испаряется и рука охлаждается. Точно так же в результате испарения воды охлаждаются листья. Причем свою роль регуляторов здесь выполняют устьица. В жаркую погоду в лесу дотроньтесь до листьев деревьев, и вы почувствуете прохладу.
Таким образом, испарение воды в жизни растений имеет приспособительный характер.
Листопад
Еще одним приспособлением растений к снижению испарения воды осенью и зимой считается листопад. Какие же растения можно отнести к листопадным?
У громадного большинства растений листья живут одно лето, поэтому они получили название листопадные. Опадают листья в осенний период и приобретают при этом очень красивую окраску. Что же происходит в листьях в этот период времени?
Весеннюю окраску листьям обеспечивает хлорофилл, в этот период они зеленые. Осенью хлорофилл в листьях разрушается, и они постепенно меняют свою зеленую окраску на желтую, коричневую, оранжевую, красную – самых различных оттенков. Окраску осенних листьев обеспечивают различные пигменты: ксантофилл – пигмент желтого цвета, каротин – оранжевый пигмент, антоцианы – пигменты красного цвета.
Разрушение хлорофилла идет более быстрыми темпами на ярком свету, поэтому в пасмурную дождливую погоду листья дольше сохраняют зеленую окраску. С приходом теплой ясной погоды листья очень быстро приобретают осеннюю окраску.
Листопадные растения мы с вами можем встретить в лесу, парке, на аллеях. Они окружают нас везде, стоит нам выйти на улицу. Примером листопадных растений будут береза, ива, тополь, клен и многие другие.
Березы осенью
Листопад является приспособлением к переживанию неблагоприятного времени года. Представьте себе, что наши листопадные растения остались бы на зиму с неопадающей листвой. Листья продолжали бы испарять воду, а добывание ее корнями прекратилось бы из-за промерзания почвы. В этих условиях растениям грозило бы высыхание и гибель.
Помимо этого, вместе с опадающими листьями из растительного организма удаляются находящиеся в листьях ненужные, а иногда и вредные вещества.
Как известно, среди деревьев и кустарников имеются растения, зимующие с зеленой листвой, – сосна, ель, можжевельник и другие. Эти растения получили название вечнозеленые.
Вечнозеленые растения
Вы уже знаете, что листья этих вечнозелёных растений имеют вид хвоинок и испаряют очень мало влаги. Однако хвоя этих деревьев не вечна. Отрастая каждую весну, она держится у сосны 3–4 года, у ели 6 – 9 лет и более, а затем желтеет и опадает.
Однако, среди хвойных растений встречаются и листопадные виды. К примеру, лиственница в осенний период сбрасывает всю листву. С приходом тепла у нее появляются первые весенние листья – хвоинки.
Лиственница осенью
Вечнозеленые растения встречаются не только у хвойных, но и у цветковых растений есть такие виды. К примеру, брусника, вереск, клюква считаются вечнозелеными кустарничками. Их листья мелкие и плотные, мало испаряют влагу, и поэтому под снегом сохраняются зелеными.
Брусника под снегом
Осенью в смешанном лесу можно встретить листопадные и вечнозеленые растения. Тогда в осеннем лесу можно любоваться не только красными, желтыми, оранжевыми красками, но и зелеными. Очень красив лес осенью! Многие поэты и художники в своих произведениях восхищаются осенним пейзажем.
«Золотая осень» И.И.Левитан
Передвижение веществ в растении
Передвижение воды и веществ у растения начинается с всасывания корнем из земли питательных растворов. Эти растворы минеральных веществ не остаются в корне, а происходит их передвижение по стеблю.
Выясним, особенности передвижения воды и различных веществ по стеблю.
Возьмем веточку дерева и поместим ее в подкрашенную воду. Спустя сутки вынем ее и разрежем стебель вдоль. На срезе видно, что окрасилась древесина, а кора и сердцевина сохранились неокрашенными. Тогда передвижение воды и питательных веществ в растении осуществляется только по древесине. Здесь находятся длинные трубки, именуемые сосудами. Собственно по ним происходит передвижение воды и минеральных веществ.
Рассмотрим листья на вынутой ветке. Подкрашенная вода поднялась по черешку и жилкам и окрасила листья в красноватый цвет. Стало быть, передвижение воды и минеральных веществ происходит по стеблю и проникает к листьям. В жилках листа также есть сосуды, именно по ним и осуществляется передвижение воды и минеральных веществ.
Данный процесс в растительном организме можно использовать для получения различной окраски цветов. Так получают, к примеру, черную или синюю розу, то есть ту окраску, которая не характерна для данного вида. В магазине можно приобрести синюю орхидею, а через определенное время она потеряет окраску и станет белой.
Постепенное превращение синей орхидеи в белую
Давайте рассмотрим на опыте, как же получают цветы необычной окраски. Возьмем белые хризантемы и поместим их в окрашенную разными оттенками воду. В растении вода будет перемещаться по стеблю, и доходить до цветка, который окрашивается в определенный цвет. Этот опыт очень легко провести в домашних условиях, для этого можно использовать любые белые цветы.
По стеблю происходит перемещение и органических веществ. Как известно, они образуются из углекислого газа и воды в зеленых листьях при солнечном свете. Но мы можем обнаружить органические вещества и в корне моркови, и в клубне картофеля, и в семенах гороха, и в плодах яблони. Значит, образующиеся питательные вещества в листьях не остаются, происходит их передвижение по растению к различным органам.
По какой же части стебля происходит передвижение веществ у растений?
Это можно узнать из следующего опыта. Срежем ветку тополя или ивы. На некотором расстоянии от нижнего ее конца осторожно снимем с ветки кольцо коры. Если потом поместить ветку в воду, то через несколько недель выше вырезки коры образуется наплыв или утолщение. Через определенное время на этом утолщении формируются придаточные корни. Ниже вырезки, на ветке, корни или совсем не появляются, или вырастают очень маленькие. Очевидно, что кольцевая вырезка коры мешает передвижению органических веществ по стеблю.Органические вещества скапливаются выше вырезки в виде наплыва. Именно поэтому здесь формируются придаточные корни. Получается, что органические вещества перемещаются в стебле по коре.
Передвижение органических веществ по стеблю происходит ко всем органам растения: растущей верхушке корня, растущей верхушке стебля, к распускающимся листьям, завязывающимся плодам. За счет этих веществ осуществляется образование и рост органов растения.
В растительном организме происходит не только образование органических веществ, но и их запасание. У однолетних растений они откладываются только в плодах и семенах. А у двулетних и многолетних растений отложение происходит также в различных органах: у хрена – в корнях, у ландыша – в корневищах, у картофеля – в клубнях, у лука и чеснока – в луковицах, у капусты в кочерыге и листьях кочана.
У деревьев и кустарников запасы органических веществ откладываются на зиму в стеблях и корнях. Весною они притекают к распускающимся почкам и развивающимся из них побегам. Это процесс получил название сокодвижение. Наблюдать его мы можем, если увидим сломанную ветку березы или недавно спиленный пень. Вытекающий из растения сок называют пасока. В весенней пасоке, кроме воды и минеральных веществ, содержится сахар. Поэтому березовый сок имеет сладковатый привкус.
Сок у березы
Прорастание семян
Цветковые растения рано или поздно образуют плоды и семена. Попадая в благоприятные условия, семена прорастают и дают начало молодым растениям.
Какие же условия необходимы семенам для прорастания?
- Наличие воды – одно из условий прорастания семян. Познакомимся на опыте.
Соответственно, для прорастания семян требуется влага. Она необходима для набухания семян, при этом происходит разрыв кожуры и появление зародыша. Влага кроме того нужна для растворения питательных веществ семени. Зародыш способен потреблять питательные вещества только в жидком виде.
Но семенам разнообразных растений нужно разное количество влаги. К примеру, семенам гороха необходимо столько же воды, сколько они весят сами, семенам пшеницы почти в два раза меньше, а семенам проса даже в три раза меньше.
- Для прорастания семян также важен воздух, рассмотрим это на опыте.
Потребность в воздухе у семян растений неодинакова. К примеру, семенам гороха и фасоли нужно немало воздуха, поэтому они не способны прорастать под водой. Семена риса наоборот, способны нормально развиваться под водой. Им нужно совсем немного воздуха, растворенного в воде.
- Условие необходимое для прорастания семян считается тепло.Различные растения относятся к теплу по-разному. Зерна хлебных злаков начинают прорастать при низкой температуре – +1,+20С. Для зерен кукурузы нужна более высокая температура +10,+120С. Высокая температура требуется тем растениям, родиной которых являются страны с жарким климатом. К примеру, родиной огурцов является Индия, поэтому для прорастания семян необходимо много тепла.
Внутри семени находится живой зародыш растения. Если ему дать необходимые условия – воду, кислород и тепло, он начнет усиленно дышать, питаться и расти. Семя от воды набухает, и кожура лопается. Зародышевый корень и стебель пробиваются наружу. Зародыш превращается в проросток.
Проросток – растеньице, развивающееся из зародыша при прорастании семян. Рост проростка происходит постепенно. В первое время питание проростка осуществляется за счет тех веществ, которые отложены в семени.
У фасоли, гороха, тыквы, то есть у двудольных растений, они находятся в семядолях; у пшеницы, кукурузы, большинства однодольных растений они находятся в эндосперме.
Затем появляется корешок, который укрепляется в почве и начинает всасывать воду и питательные вещества. Вслед за корнями начинает расти стебель с листьями. На поверхности почвы появляются всходы.
По мере роста проростка запасные вещества используются на питание, семядоли сморщиваются и отпадают.
«От худого семени не жди доброго племени», — гласит старая русская пословица. Поэтому для посева семян производят их сортировку.
Какие же семена прорастают? Доказано, что из более крупных семян появляются более мощные растения. Объясняется это тем, что в крупных семенах более крупный зародыш и больше питательных веществ.
Для посева пригодны только всхожие семена. У них живой зародыш, и при благоприятных условиях они могут прорасти и дать всходы. Поэтому семена обязательно проверяют на всхожесть.
Для этого отбирают 100 семян, обеспечивают им необходимые условия. У большинства растений семена проращивают в течение 7 дней. Если по истечении этого времени из 100 семян проросло 97, то всхожесть их составляет 97%. Остальные три семени не способны прорасти.
Подготовленные к посеву семена высеваются в разные сроки. От чего же зависит скорость прорастания семян? Определяется она степенью прогрева почвы. В зависимости от требовательности к теплу все растения подразделяются на холодостойкие и теплолюбивые растения. В первую очередь высевают ранние культуры – пшеницу, лен, ячмень, горох морковь и другие. Семена этих растений могут прорастать уже при +1…+30С, а всходы их не страдают от весенних заморозков. Эти растения считаются холодостойкими.
Другие растения, к примеру, кукурузу, просо, томат, сеют в более поздние сроки, когда наступит теплая погода. Это требовательные растения к теплу, привезенные из южных стран.
При посеве семена разных растений заделывают в почву на различную глубину.
Так, семена моркови мелкие, поэтому их сеют на глубину 1-2 см, а более крупные семена кукурузы – на 6-8 см и глубже.
Все вышеперечисленные условия имеют большое значению для получения хорошего урожая.
На данной странице представлено детальное решение задания 33. Передвижение веществ у растений по биологии для учеников 6 классa автор(ы) Пасечник, Суматохин, Калинова
33. Передвижение веществ у растений
Стр. 140. Вспомните
№ 1. Из каких веществ состоят организмы?
Организмы состоят из более 80 различных химических элементов. В их составе есть как органические (углеводы, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты), так и неорганические вещества (минеральные соединения, вода, соли).
№ 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?
По растительному организму передвигаются органические и неорганические вещества. Из органических веществ это глюкоза, сахароза и прочие пластические вещества. Из неорганических – вода и растворенные в ней минеральные соединения.
Стр. 141. Вопросы после параграфа
№ 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
Передвижение веществ в растительном организме происходит при помощи проводящей системы. Вода и минеральные вещества, растворенные в ней, перемещаются от корней к корням по сосудам, а в обратном порядке – по ситовидным трубкам. Таким образом, растительные организмы получают воду и минеральные вещества, которые необходимы им для роста и развития. При обратном движении корни получают органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в листьях.
№ 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
Вода с растворенными в ней минеральными солями в растительном организме поднимаются по сосудам древесины снизу вверх, то есть, от корней к листьям. Восходящий ток определяется скоростью испарения воды листьями и силой всасывания ее корневыми волосками.
Добывая воду и минеральные вещества, корни снабжают ими другие части растения. Вода испаряется листьями, а вот соли остаются и накапливаются в клетках, а после вместе с продуктами фотосинтеза формируют сухое вещество.
У восходящего тока веществ очень важное значение. Он объединяет все части растения в единый целостный организм, а также необходим для нормального и полноценного водоснабжения всех клеток, осуществления фотосинтеза в листьях.
Образовавшиеся в листьях органические вещества (углеводы), поступают по ситовидным клеткам луба во все органы растения. При этом перемещение их возможно не только вверх, но и вниз, к корням, для снабжения их питательными соединениями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности растительного организма.
№ 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
Растительные организмы откладывают часть питательных веществ в запас, например, в корнеплодах (свекла), в семенах (морковь) и корневищах (ландыш), для того, чтобы в будущем обеспечить постоянное и полноценное питание для развивающегося зародыша. Накопленные запасы органических веществ в луковицах, ветвях и корневищах у многих растений служат для образования новых органов – листьев, побегов, цветков и т.д.
Стр. 141. Задание
№ 1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.
Воду и растворенные в ней минеральные вещества растения могут поглощать из почвы благодаря своим корням. Однако все эти неорганические соединения нужны не только корням, но и другим органам растения – листьям, побегам. Как и органические вещества, которые вырабатываются благодаря фотосинтезу в листьях, нужны также корням. Именно поэтому важно, чтобы в растениях все эти вещества могли перераспределяться, то есть, перемещаться от одних органов к другим. Происходит это при помощи проводящей системы.
Ток воды и минеральных веществ в растениях происходит снизу вверх по сосудам – мертвым клеткам, которые в местах соприкосновения не имеют перегородок. Сосуды тянутся через стебель от корней и заходят в каждый листик и т.д. Благодаря давлению вода в них может подниматься вверх и доставляться в фотосинтезирующие и другие органы растения.
Органические вещества, синтезированные в листьях, в другие органы растения доставляются по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов являются живыми вытянутыми клетками, а места их соединения друг с другом пронизаны многочисленными порами. Больше всего органических веществ поступает к тем частям растения, которые растут и активно развиваются. Им они необходимы в большом количестве для быстрого деления клеток и роста.
№ 2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.
Благодаря корневым волоскам растения могут поглощать из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для их роста и развития. Далее они по сосудам и за счет большего корневого и меньшего листового давления поступают во все остальные органы – листья, побеги, цветки, плоды.
При помощи устьиц, которые находятся в листьях и стебле, происходит испарение излишков влаги в растении. В результате постоянного испарения в клетках листа понижается осмотическое давление.
Стр. 141. Подумайте
Как можно спасти дерево с повреждённой корой?
Повреждение коры у деревьев – это явление весьма распространенное. Особенно, если учитывать, что все растения уходят в спячку на зиму с разной степенью подготовки. И если осенью они были ослаблены, то к весне в большей степени рискуют пробудиться с наличием различного рода поражениями коры.
При обнаружении неглубоких трещин на коре можно заделать их гашеной известью, садовым варом или глинистой замазкой, которые приобретают в специализированных магазинах. Если повреждение слишком большое, то участок очищают от мертвой коры до светлой кромки, обрабатывают поверхность раствором медного купороса из расчета 300 грамм вещества на одно ведро воды, либо другим дезинфицирующим средством, обмазывают садовым варом. Далее поврежденный участок обматывают мешковиной, чтобы предотвратить подсыхание тканей.
Если повреждено менее половины окружности ствола дерева, то можно использовать компрессы, которые готовятся их смеси глины и коровяка в пропорциях 1:1. Перед нанесением 10-сантиметрового слоя лечебной мази пораженную поверхность обязательно дезинфицируют, а после накладывают марлевую повязку. Чтобы предотвратить подсыхание компресса, повязку регулярно смачивают либо водой, либо раствором гетероауксина (2 таблетки на 10 литров воды).
Стр. 42. Моя лаборатория
Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90,3 а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна – древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.
Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 90, б).
В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами, быстро поглощается растением. Она поднимается вверх от корней к листьям и другим органам. А так как в воде содержались чернила, то они более наглядно показали нам процесс передвижения минеральных веществ внутри растительного организма.
Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91).
О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.
В процессе почвенного питания органические вещества в растении передвигаются по лубу от корней к верхней части через зону проведения. Также питательные вещества могут двигаться и вниз. Так как в наплыве образовались скопления органических веществ, которые обеспечивают рост растения, стали появляться и придаточные корни
Стр. 143. Задание
Прочитайте текст. Выпишите незнакомые для вас понятия и найдите их определения в словарях или Интернете. Какими свойствами обладает берёзовый сок? Подготовьте сообщение о пользе берёзового сока. Предложите правила сбора берёзового сока.
Незнакомое понятие – авитаминоз.
Авитаминоз – это паталогическое состояние организма, которое является следствием длительного и глубокого недостатка одного или нескольких витаминов в результате неполноценного питания. Это крайняя стадия гиповитаминоза.
В народе березовый сок считается панацеей от всех человеческих недугов. Это целая сокровищница минералов и витаминов. Он содержит соли калия, меди, магния, натрия, кальция, циркония, цинка, кремния и фосфора. Хлор, калий и натрий регулируют осмотическое давление и хорошо поддерживают солевой состав крови. Калий нужен для нормальной работы мышц и функционирования нервной системы, а кальций – для зубов и костей.
Также березовый сок богат на дубильные вещества, сапонины, органические кислоты, ферменты и фитонциды. Его следует употреблять, чтобы восстановить силы организма, например, после перенесенных простудных и других заболеваний. Березовый сок отлично помогает бороться с усталостью и весенней депрессией, повышает гемоглобин. Содержащиеся в нем фитонциды убивают бактерии и лучше всего защищают от вирусных инфекций.
Чрезвычайно полезен березовый сок при болезнях почек. Он способствует расщеплению и выведению камней и песка. Однако нужно быть осторожными и выпивать не более 2 литров сока в день, потому что камни могут начать двигаться и застрять в мочевыводящих путях.
Распространено использование березового сока в косметологии и для похудения. На его основе изготавливают различные уходовые средства для волос и кожи. А так как березовый сок улучшает обменные процессы, выводит шлаки из организма и положительно влияет на работу желудка, то его рекомендуется употреблять вместо кофе или чая, ведь в его составе всего 25 калорий на 100 грамм.
За сезон рекомендовано выпивать около 10 литров свежесобранного сока березы, чтобы в течение года оставаться здоровым. Заготавливать его принято ранней весной, а сам сезон длится с середины марта и до середины апреля, пока не распустятся почки дерева.
Если не знать, как правильно собирать березовый сок, то можно просто уничтожить дерево. Например, крупное дерево может давать в сутки до 7 литров сока, тогда как молодое намного меньше.
Итак, чтобы собрать сок, нужно последовательно выполнять следующие действия:
-
Выбрать немолодое дерево (лучше, если будет 10 и более лет);
-
На одном дереве достаточно будет одной точки для сборки сока;
-
Отверстие для сбора лучше всего делать на северной стороне – там больше сока;
-
Дырочки для вытекания сока важно делать при помощи сверла, аккуратно и ни в коем случае не топором;
-
После получения нужного количество сока прорезь в коре важно замазать садовым варом, воском или заткнуть глиной и мхом.
Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 33 Передвижение веществ у растений
СТРУКТУРА УРОКА.
Слайд
Этап урока
Время
Структура урока
Действия
учителя
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
РЕЗУЛЬТАТ
УУД
Организационный момент
1-2 мин.
Слайд №1
Актуализация
знаний
4-5 минут
Мотивационный этап
Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем говорить о Передвижении веществ в организмах. В частности —
«Передвижение веществ у растений».
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
- Как передвигаются вещества у растений?
- В какое время года это может происходить?
- Зачем нам это знать?
Вопросы записываются на доске,
из них выстраивается план изучения темы.
Слайд №2
Постановка учебной задачи
4-5 минут
Цель урока: изучить передвижение питательных веществ в растениях
Задачи урока:
1. раскрыть причины передвижения веществ по организму растения,
2. Дать представление о том, в каком направлении передвигаются органические и неорганические вещества и по каким органам
Слайд №3
. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
7-8
мин.
Целепола-гание
Воспользуемся знаниями, которые получили из прошлых тем, и коллективно попытаемся найти ответы на поставленные вами вопросы.
- Как передвигаются вещества у растений?
- В какое время года это может происходить?
- Зачем нам это знать?
Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.
Слайд №4
Какие органоиды входят в состав растительной клетки?
(Тест-флэш анимация)
Слайд №5
ВСПОМНИТЕ
Какие зоны корня вы знаете?
(Тест-флэш анимация)
Слайд №6
Учащиеся называют
зона деления
зона роста
зона всасывания
зона проведения
Слайд №7
Из каких веществ состоят организмы?
Учащиеся называют вещества:
- БЕЛКИ,
- ЖИРЫ,
- УГЛЕВОДЫ,
- Н.К.,
- Вода,
- мин.соли
Слайд №8
Слайд №9-10
Какие вещества передвигаются по растительному организму?
Вода и растворенные в ней минеральные соли
Слайд №11
1-2 мин.
Подготовка к изучению нового материала.
У растений есть транспортная проводящая система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим
Слайд №12
Читают информацию на экране
Слайд №13
Вопрос зачитывается учителем: «Как же происходит
передвижение веществ?»
Слайд №14
5-7 мин.
Работа в группах. и обсуждение результатов.
Задание: посмотрите на рисунок и попытайтесь ответить на поставленный вопрос.
Учащиеся работают с рисунком.
Слайд №15
1 мин
Сосуды это
длинные трубки, образованные мертвыми клетками,
между которыми растворились поперечные перегородки
читают и записывают в тетрадь
Слайд №16
1мин
Ситовидные трубки
это живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами
читают и записывают в тетрадь
Слайд №17
1мин
Проводящие ткани — это вид тканей растения, которые служат для передвижения растворённых питательных веществ по растению.
читают и записывают в тетрадь
Слайд №18
У растений существуют специальные проводящие ткани. Они выполняют 2 основные функции:
- транспортную
- функцию перераспределение всех веществ.
читают
Слайд №19
Типы проводящих тканей:
Древесина (ксилема)
Луб (флоэма)
ВКЛЕИВАЮТ ЛИСТОВКУ в тетрадь
записывается в тетрадь
Слайд №20
Функции проводящих тканей
Учащиеся называют, а учитель проверяет правильность ответов, нажатием
клавиши.
Слайд №21
Передвижение веществ у растений происходит с помощью проводящей системы.
От корня вода и минеральные вещества передвигаются
по сосудам,
а к корню органические вещества –
по ситовидным трубкам
Учащийся прочитывает информацию со слайда
Слайд №22
видео
Опыт с веточкой БАЛЬЗАМИНА
Дается задание : поставить дома веточки с водой и на след уроке показать, что у кого получилось
Слайд №23-24
Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения.
Часть органических веществ откладывается в запас.
ВОПРОС….
1. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
2. Как, полученные сегодня на уроке знания, пригодятся вам в жизни?
накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.
Слайд №25-№26
Самостоятельная работа с проверкой Самоанализ и самоконтроль.
4-5 мин.
Задание.
выполнить тест
Слайд №27
Рефлексия деятельности.
9. (Итог урока )
7-8 мин.
Д/з §30 + веточка
1. Вода с минеральными солями передвигается:
2. Вода перемещается из:
г) стеблей в корни.
3. По ситовидным трубкам перемещаются
4. Сосуды и ситовидные трубки образуют ткань:
1. Передвижение веществ в растении обеспечивает ткань:
г) основная.
2. Где находятся сосуды?
4. Углеводы перемещаются из:
г) из листьев в стебли.
Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения.
А) Вода и минеральные соли
1.Вода поступает в растение через …………………. ………….. .
2.Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества.
3.От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… .
4.Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу.
5. А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения.
1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а.
2 вариант: 1-в; 2-г; 3-в; 4-г.
Задание №2:1-а; 2-а; 3-б; 4-в; 5-г; 6-г.
Листья.