Составить рассказ о герое цыфиркин

списоки литературы для чтения летом после 1 класса:список книг для чтения летом после 1 класса, умк школа россиирусская литератураа.с.пушкин

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Тема недели

20.12.2021 — 26.12.2021

Тема недели: «Новогодний калейдоскоп»

Рекомендации родителям:


участвовать в подготовке к Новогодним праздникам (рекомендации по безопасному
оформлению детских костюмов).

-подобрать
материал для новогодней фотогазеты
-научить
дома ребенка вырезать снежинки из салфеток.


выучить стихотворение к празднику
  «Новый
год».
-понаблюдать
с ребенком за застыванием цветной воды
  в
формочке
  -цветные льдинки (украшение для
елки на участке).

-прочитать  П. Бажов «Серебряное копытце».
-посетить
выставку совместных новогодних поделок «Новогодняя фантазия».


изготовить газету «Зимние спортивные игры».

-прочитать
«Я спас Деда Мороза» С. Георгиева.

AVvXsEgQnPQiCIzgF8FoCJd5XrUANLoDmEAEIcA53kWrY0A WFILy9EYuxOnpvXm2KVpcNS3EzQ6nxjmyYDdHreGN8cgXwphm6AVLhBl7dm3MpbJWOwfpK1Wo06xT0QzdSqwlHCr5umxNKZ2jwt1qEEiceD0w3ap3lPb44NLVv9L9C9TL5dHGCxT mh6A U

13.12.2021 — 19.12.2021

Тема недели: «Новогодний калейдоскоп»

Рекомендации родителям:

— Предложить  родителям 
принести    новогодние  игрушки, гирлянды   для 
украшения  группы.
— Предложить  родителям 
побеседовать  с  детьми 
о  празднике  «Новый 
год» как  о  семейном 
празднике, побуждая  интерес  к 
родственным  связям,
показывая
  радость  родственных 
отношений.
—  Предложить  родителям 
совместно  с  детьми 
составить  новогоднее  письмо 
Дедушке
Морозу
– создать эмоционально
 
положительное   отношение  к 
предстоящему  празднику

— Предложить 
понаблюдать  подготовку  города 
к  встрече  Нового 
года.  Создать   эмоционально 
положительное   отношение  к 
предстоящему  празднику,
желание
  активно  готовиться 
к  его проведению. 

AVvXsEiR35IQQ0YZxGzSwofkfXAMwHHbYKpR7vKBWO6 Cb2TDgKKslZp060R5n8uS8sr1iRGOX4nI2jfADcC8 ueP7QD9Nxg3iELeRcS7EkSMRBdo2oMzdMhGvBvVFR VZFlejpxuSQxhG b EWRnYxd2Q3gIN7rCDMX3rH9BFOxh

Тема недели: «Зимние забавы»

Рекомендации родителям:

— Предложить  родителям 
вместе  с  детьми 
сходить  на  каток, 
посетить  парк,  лес 
и  т.д. – закрепить  знания 
детей  о  зимних 
развлечениях, доставить 
детям  радостное  эмоциональное 
настроение.
— Предложить  родителям 
принести  санки, лыжи  для 
катания  на  прогулке.

AVvXsEiTufQDIw7N4Fx74Ydy3bASBA1LnPpwTYrPeUx0AcRhkoXLeWSCaW cnG52sInHi9DSCWmNGK0wlNbF1AJieu990i703EehAkWYy8u05sO931DFKM3OlAvSbvH

29.11.2021 — 05.12.2021

Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зим!»

Рекомендации родителям:

— погулять по парку и полюбоваться зимними пейзажами,
вызвав у детей положительный эмоциональный отклик.

— выучить вместе с ребенком стихотворение о зиме
— посетить выставку детских работ на тему «Зимушка-Зима».

— сходить в парк, полюбоваться красотой заснеженных деревьев.
— покататься вместе с ребенком на санках,  лыжах, 
коньках, получить эмоциональный отклик от общения;
— провести экспериментирование с водой и льдом с целью
выявления их свойств.

EkbHC7oqKZU

22.11.2021 — 28.11.2021

Тема недели: «Кто как готовится к зиме»

— Предложить  родителям 
сходить  с  детьми  
в  зоопарк,  в цирк   посмотреть 
животных,  обратить  внимание 
на  их  внешний  
вид и  повадки.

— Д.
Мамин-Сибиряк «Медведко», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок» П. Воронько «Есть в
лесу под елкой хата…», А. Плещеев «Осень наступила»,

— Сочинение
загадок о животных.

15.11.2021 — 21.11.2021

Тема недели: «Наши меньшие друзья»

— рассмотреть иллюстрации с изображением
явлений природы, животных;

 
придумать
загадки о домашнем животном;

 
понаблюдать
за птицами и животными на улице;

 
приготовить
разнообразные блюда для детского питания с использованием меда, яиц, молока,
сметаны, творога;

 
привлечь к
уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);

 
подготовить
фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы».

08.11.2021 — 14.11.2021

Тема недели: «Город мастеров (профессии)»

— посетить выставку народного творчества в
краеведческом музее.

— сделать 
новогоднюю игрушку животное наступающего года из различных материалов на
выставку в группу.

— принести любимые елочные игрушки для создания
коллекции в группе.

— обратить внимание детей на украшение улиц города
изделиями каслинского литья (ул. Кирова).

28035 0

01.11.2021 — 07.11.2021

Тема недели: «День народного единства»

Рекомендации родителям:


просмотр видеофильмов на тему «Дружба»;


прогулки к памятникам архитектуры и зодчества; обращать внимание детей на
красоту и величие памятников, строений;


совместно с ребёнком создать коллаж «Моя родословная»;


чтение русских народных сказок и произведений других народов на тему дружбы;

— вспомнить
вместе с детьми пословицы о дружбе, о Родине

f4c886661f04a2e73e2542de8ceb8686


25.10.2021 — 31.10.2021

Тема недели: «Транспорт»

— В ходе прогулок наблюдение за
транспортом (наземный, воздушный, водный).

—  Уточнение правил дорожного
движения, перевозки пассажиров в В ходе прогулок наблюдение за транспортом
(наземный, воздушный, водный).

—  Уточнение правил дорожного
движения, перевозки пассажиров в машине, правила поведения в общественном
транспорте.

—  Почитать Н. Носов
«Автомобиль», М. Ильин  «Машины на нашей
улице», А Дугилов «Моя улица», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», «Два
радиста».

— Экскурсия на ж/д вокзал, в
Аэропорт.

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25281%2529

18.10.2021 — 24.10.2021

Тема недели: «Наш быт»

— рассматривание
предметных картинок, придумывание сказки по опорным словам (гости, мама, посуда
и т.д.);

 беседа
«Семейные праздники». Какие бывают праздники?

— посещение
детского кафе;

— объяснять
детям какие электроприборы есть в доме, как они облегчают труд  семье, (кофемолка, миксер, мясорубка и тр.),
создают комфорт (бра, картины, ковер и т.п.), о том, как они изменились со
времён их детства, какие сейчас добавились, (пылесос – веник, стиральная машина
– таз и доска для стирки и т.д.);

— наблюдение
за трудом мамы дома, помощь ей во время стирки, чтение рассказа А. Кардашовой
«Большая стирка», «Аленушка» Е. Благининой, «У бабки была внучка» Л. Н.
Толстого, «Мишкина каша», «Наш каток» И. Носова, а также картины и иллюстрации
к книгам. Н. Поляковой «За что спасибо говорят маме».

bit1


04.10.2021 — 10.10.2021

Тема недели: «Я — человек»

Рекомендации родителям:

— чтение художественных
произведений: К;И Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище»; Н;Носов
«На горке»; И; Туричин «Человек заболел»; В; Осеева «Волшебное слово»; русские
народные сказки: «Снегурочка»,  «Маша и медведь», белорусская сказка «Жихарка»
и др;

—  побеседовать с
детьми о правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования;

—  личный пример родителей в
закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей и приобщения к
семейным ценностям и традициям;

—  понаблюдать за
домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать любыми
изобразительными средствами  альбом «Моя семья» для выставки в
группе; 

— выучить стихотворение на
конкурс чтецов;

— подготовить с ребёнком
музыкальный номер для выступления в д/с на конкурсе талантов.

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F



11.10.2021 — 17.10.2021

Тема недели: «Народная культура и традиции»

Рекомендации родителям:

 рассказать
о народном празднике Покрове, опираясь на поговорки: «Октябрь холоден, да сыт»,
быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень»

 посетить
с детьми областной краеведческий музей;

 поиграть
в спортивные игры; Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол);

 посетить
совместно с детьми выставку декоративно-прикладного творчества, обратить
внимание на красоту произведений искусства; 

 рассказать
детям о «Семейных традициях»;

 городки.
Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5
фигур. Выбивать городки с полукона и кона при на­именьшем количестве бросков
бит;.

 чтение
сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»;

 посетить
с детьми исторические места родного города (поселка, села, деревни);

 почитать
сказки и рассказы «Три ржаных колоса» З; Топелиус; «Царевна лягушка»;

 для
развлечения «Русская ярмарка» приготовить дома любое блюдо русской кухни и
оформить страничку с рецептом его приготовления для групповой кулинарной книги;

znakomstvo s traditsiyami

27.09.2021 — 03.10.2021

Тема недели: «Животный мир»

Рекомендации родителям:

 рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных;

 придумать загадки о животном, подобрать иллюстрации для группового альбома;

 понаблюдать за птицами и животными на улице;

 посетить городской зоопарк, понаблюдать за животными, формировать элементарные представления о правильных способах вза­имодействия;

 приготовить разнообразные блюда для детского питания с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога;

 подготовить рассказ с ребенком о питомце;

 привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.);  

 посетить краеведческий музей.

depositphotos 10655498 stock photo animal world



20.09.2021 — 26.09.2021

Тема недели: «Краски осени»

— Погулять с ребенком по городу,
парку, акцентируя внимание ребенка на красках осени;

— Предложить родителям выучить с детьми загадки об осени. Развивать память и
мышление.

— Предложить посетить выставку
картин. Обращая внимание ребенка на изображение осени в работах художников.

1f599b8e1518949729e268186aed5b1e

13.09.2021 — 19.09.2021

Тема недели: «Урожай»


принять участие в выставке поделок из овощей и фруктов «Богатый урожай»;


проведение разговоров о правилах культуры поведения в природе;

сочинить сказку об овощах и фруктах;


прогуляться в детский парк, собрать природный материал для изготовления работ
на «Осеннюю ярмарку»;

поговорить с детьми о съедобных и несъедобных грибах и съедобных и ядовитых
лесных ягодах;


принять участие в фотовыставке «У нас в саду»;

— приготовить вместе с детьми сок или овощное блюдо.

large

06.09.2021 — 12.09.2021

Тема недели: «Моя страна»

Рекомендации родителям:


погулять по вечернему городу, обратить внимание на вечернюю иллюминацию;


посетить музей;

почитать научную литературу о космосе, солнце, планетах, космонавтах;


нарисовать схему движения от дома до детского сада;

рассмотреть карту Челябинской области и отметить курортные зоны Южного Урала;


составить рассказ о герое страны.

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

01.09.2021 — 05.09.2021

Тема недели: «День знаний».

Рекомендации родителям:

— совместно с ребенком составить режим дня и приобщать
его к выполнению режима дня дома;

— проводить наблюдения за цветами, фруктами, обращать
внимание на их многообразие, цвет, форму, закрепить названия;

— составить совместно с ребенком подборку рисунков, фотографий «Мой
детский сад» для пополнения портфолио ребенка.

e75734b90c7feed9b05c2c3b8b11e327

Приложение

к Основной образовательной программе

начального общего образования

МОУ «Копорская школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

1-4 классы

(срок реализации – 5 лет)

Педагоги:

Воронова Ольга Александровна,

Калинина Татьяна Викторовна,

Елфимова Ольга Владимировна,

Баранова Наталья Васильевна

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» (Сборник рабочих программ ФГОС «Школа России», с учётом авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В.), Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03 августа 2018 г. № 317).

Нормативный срок освоения программы по литературному чтению на родном языке составляет 4 года, количество часов – 120. Из них в 1 классе 18 часов (1 ч в неделю, 18 учебных недель), во 2-4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Раздел: «Виды речевой и читательской деятельности» Выпускник научится:

-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

-находить в произведениях средства художественной выразительности;

-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

-воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

-соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героя);

-работать с детской периодикой.

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность

  • точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

-проявлять интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

-овладеет диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативными умениями;

  • проявит способности к творческой деятельности на родном языке. -писать отзыв на прочитанную книгу.

Выпускник получит возможность научиться:

-создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами

произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Выпускник получит возможность научиться:

-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух.

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

4

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей

монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произ-ведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1КЛАСС 18 ЧАСОВ

1

Алфавит. Русский алфавит. История

4

славянской азбуки.

2

Устное народное творчество.

6

3

Русские писатели -детям.

8

ИТОГО

18ч

2КЛАСС

34 ЧАСА

1

Устное народное творчество.

16

2

Русские писатели.

11

3

Люблю природу русскую.

7

ИТОГО

34ч

3 КЛАСС

34 ЧАСА

1

Русские народные сказки

5

2

Времена года

8

3

Писатели детям

9

4

Стихи и рассказы о детях и для детей

6

5

Наша Родина-Россия

3

6

Детская периодическая печать

3

ИТОГО

34ч

4 КЛАСС

34 ЧАСА

1

Россия наша Родина

2

2

Фольклор нашего народа

11

3

О братьях наших меньших

6

4

Страна «Фантазия»

2

5

Времена года

9

6

Зарубежная литература

4

ИТОГО

34ч

8

Александр МАТУСЕВИЧ, Нур-Султан

09.12.2021

Премьера в Нур-Султане: национальный эпос «Алпамыс» к юбилею независимости Казахстана

Театр «Астана-опера» представил премьеру национального эпоса «Алпамыс» советского классика Еркегали Рахмадиева: жемчужина казахской оперы впервые была поставлена в Нур-Султане (ранее город Астана).

Весь декабрь Казахстан празднует тридцатилетие независимости — торжества растянулись на весь последний зимний месяц. Первого декабря отметили День первого президента республики. Кульминация торжеств придется на середину месяца — независимость была провозглашена 16 декабря 1991 года, уже после Беловежского роспуска Советского Союза.

Казахстан был последней республикой СССР, скорее не желавшей, но вынужденной сделать такой шаг: изначально он не стремился к выходу из Союза и дольше всех ратовал за сохранение единого государства в обновленном виде. А позже идеи евразийской реинтеграции исходили во многом именно отсюда. В этом сказывалась и мудрость Нурсултана Назарбаева, и насущная необходимость: на момент распада СССР казахов и русских в республике было поровну (по 40 процентов), Казахская ССР была регионом с самым низким показателем титульной нации, интернационализм являлся насущной идеей для ее жителей, крупные диаспоры были у украинцев, немцев, татар, узбеков, белорусов, корейцев, поляков, уйгуров, азербайджанцев.

Но хотя и сегодня республику не назовешь моноэтнической, всё казахское теперь — в приоритете: язык, культура, традиции, обычаи, герои, символы. Нашло отражение стремление к утверждению собственной идентичности и в области музыкального театра. В трех казахстанских оперных театрах (в нынешней столице Нур-Султане, в бывшей столице — Алма-Ате, а также в третьем по величине городе Шымкенте) в последние годы все чаще ставят казахские национальные оперы. И нельзя сказать, что выбор беден и приходится «выкручиваться» и искусственно раздувать тему. В советские годы в Казахстане была создана первоклассная композиторская школа, давшая немало талантливых сочинений, соединивших своеобразный казахский фольклор и европейскую музыкальную культуру.

Именно из этих богатейших «запасников» достали подарок к юбилею независимости: столичный театр «Астана-опера» приготовил премьеру оперы «Алпамыс» классика казахской музыки Еркегали Рахмадиева. Ее мировая премьера прошла почти полвека назад — в Алма-Ате в 1974-м, за пределами Казахстана «Алпамыса» играли в Баку в 2013-м. У народного артиста СССР Рахмадиева, помимо «Алпамыса», еще пять опер на разные темы, но основная линия в творчестве — казахский эпос, легендарное прошлое родного народа, где причудливо переплетены историческая память казахов и их психология, менталитет, вера в справедливость, торжество добра и светлого начала в человеке.

Таков и «Алпамыс». Либретто Каукена Кенжетаева синтезировало десятки эпических преданий о казахском народном герое: было отобрано самое существенное, важное, что содействовало бы раскрытию многогранного образа главного героя — личности сильной и цельной. Алпамыс защищает родную землю и народ от несправедливостей жестокого правителя Тайшик-хана, спасает свою возлюбленную Гульбаршин, оказывается плененным хитрой ведьмой Мыстан, опутавшей героя эротическими чарами, но с помощью простого пастушка Кейкуата вырывается из заточения и вновь возглавляет народную борьбу за счастье и справедливость.

«События глубокой старины во все времена несли в себе самые высокие идеалы – защиты отечества, борьбы за мир и счастье народа. Мне хотелось изобразить и передать в музыке не только богатырскую мощь главного героя, но и великую, неиссякаемую силу всего народа, создать большое героико-эпическое полотно», — писал композитор в далеком 1974-м.

Безусловно, ему это удалось. Музыка оперы мелодически богата, оркестровка поражает роскошью тембров и изобретательностью, убедительна музыкальная драматургия опуса, отличающегося цельностью и монолитностью формы. Автор умело пользуется принципом контраста, перемежая лирические и драматические страницы: протяжные плачи и лихие пляски, красивейшие хоры и выразительные — что в речитативах, что в законченных номерах ариозного типа — вокальные партии, экзотично звучащие на казахском языке. Мастерство композитора — самого высокого уровня, базирующееся на фундаменте европейской/русской/советской школы, — показывает оригинальное музыкальное мышление степняков, и в результате получается удивительный симбиоз: колоритный, захватывающий и зрелый по форме и языку рассказ о легендарном Востоке. Народная музыка использована Рахмадиевым и напрямую: дважды на сцену выходит сказитель-акын Жырау (в исполнении Ерлана Рыскали) и в сопровождении домбры импровизирует под одобрительные крики из зала. Стихия народного ритуала вторгается таким образом в академическую среду оперы, но воспринимается очень органично.

Воплотить на сцене новую версию национальной оперы позвали маститого режиссера из Северной столицы России. Основатель и многолетний худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров создавал оперный театр и в новой казахстанской столице. Его постановки присутствовали в афише и предшественника «Астана-оперы» — Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. С казахской оперой он также работает уже не впервые.

И на этот раз Александров с блеском передает эпический масштаб произведения, укрупняя образы, делая уместные обобщения, придавая им архитипические черты (например, образ Матери-Земли). Реалистическое в основе, кажущееся историческим действо вместе с тем наполнено и поэтическим звучанием, детально проработанные актерские образы соседствуют с умилительными развлекательными моментами – пастушок Кейкуат выходит на сцену с живым козленком, резвое блеяние которого вторит фразам его арии. Сценография Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова (казахстанские художники уже известны в Москве благодаря недавней постановке израильской оперы «Альфа и Омега» в «Геликоне») выразительна, особенно запоминаются красочные, стилизованные под седую старину костюмы и имитирующее юрты кочевников легкое, словно присборенное гигантское покрывало, нависающее над сценой. С помощью видеоарта (Серджио Металли) и света (Ирина Вторникова) перед зрителем появляется то пожарище войны, то роскошь ханского дворца, то магические знаки ведьмы (например, гигантская извивающаяся змея). Добавляет эффектности к яркому зрелищу первоклассный балет (балетмейстеры Галия Бурибаева и Турсынбек Нуркалиев).

Густонаселенную оперу прекрасно поют молодые и маститые солисты оперы – голоса яркие, сочные, звучные: роскошные баритоны Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов (Алпамыс), нежные лирические сопрано Айгуль Ниязова и Жамиля Джаркимбаева (Гульбаршин), величественное меццо Татьяна Вицинская (Мать-Земля), мощные басы Жанат Шыбыкбаев и Шынгыс Расылхан (Тайшик-хан), харизматичные драмсопрано Бибигуль Жанузак и Гульжанат Сапакова (Мыстан), звонкие тенора Алихан Зейнолла и Аблай Бекен (Кейкуат)… Стройное и монолитное пение хора (хормейстер Ержан Даутов) и качественное, выразительное звучание оркестра обеспечивал маэстро Абзал Мухитдин, добившийся сквозного развития и цельности опуса, исполненного благодаря этому увлекательно и на огромном подъеме.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного театра оперы и балета «Астана-опера».

Автор: Весельева Наталья Николаевна

Организация: МАДОУ Детский сад №396

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Образовательная область: нравственно-этическое и социальное воспитание

Вид проекта: групповой, практико-ориентированный.

Цель: закрепление представлений детей о добрых делах.

Задачи: Формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в общении.

Развивать способность детей к сопереживанию, сочувствию.

Учить оказывать при необходимости посильную помощь.

Воспитывать у дошкольников чувство доброты.

Участники проекта: дети 5 – 6 лет, родители, воспитатели

Сроки реализации: 2 недели

Девиз: Жизнь дана на добрые дела!

Подготовка к проекту:

1. Постановка перед детьми проблемных вопросов:

1) Что такое доброта?

2) Что значит быть добрым?

3) Какие добрые дела вы делали?

4) Кому и как помогаете?

5)Почему вы это делаете?

6) А каких добрых героев сказок вы знаете?

7) Как ты считаешь, а ты добрый человек?

2.Дидактические игры.

3. Беседы с родителями, обсуждение совместной деятельности. Постановка цели для родителей: показывать личный пример, постоянно напоминать детям о совершении добрых дел, подсказывать в какой ситуации необходима помощь членам семьи.

4. Составление совместно с детьми и родителями коллажей «Добрый и злой».

5. Подборка методической литературы для родителей.

6.Чтение детям художественной литературы.

7.Обговаривание ситуаций, положительных и отрицательных поступков персонажей.

8.Пословицы, поговорки о доброте, заботе.

Содержание проекта:

1 блок

Работа с детьми

  • по детскому саду, встреча с сотрудниками; дети берут у интервью у медицинской сестры, помощника воспитателя, дворника, повара. Задают вопросы (Какие добрые дела вы делаете? Какое доброе дело Вам запомнилось больше всего? и т. д.)

Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т. А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В.Осеева « Волшебное слово».

Игровая деятельность:

-дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо? », « Поступки людей», «Хорошо и плохо», «Эмоции», «Добрый и злой сказочный герой», «Я – хороший»;

— сюжетно – ролевая игра «В транспорте», «Семья», «Собираемся в гости»,

-игра с мячом «Скажи наоборот» (намусорить – убрать; поломать – починить; нагрубить – поблагодарить, поругать — пожалеть и т. д.,

— игра «Соберём бусы из слов» (собрать «бусы» называя добрые дела)

развитие речи:

— активизация словаря (придумывание слов и словосочетаний со словом «добро»: добрый, добродушный, добрый поступок и т. д.);

-просмотр мультфильмов « Приключения Буратино», «Чипполино» с обсуждением проблемных ситуаций, характеров сказочных героев;

-составление рассказов по тематическим сюжетным картинкам.

2 блок

Работа с родителями

Подборка педагогической литературы по нравственному воспитанию детей:

  • Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей детей». – Екатеринбург, «Арго»,1997г.
  • Л.И.Каплан «Посеешь привычку, пожнёшь характер» — М.: Просвещение, 1976г.
  • Л.Д.Есина «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» — М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
  • И.А.Большакова «Формирование компетентного отношения старших дошкольников к себе», журнал «Управление ДОУ», №2/ 2008г.
  • Т.И.Фёдорова, О.Г.Примак «Социально – личностное развитие детей при подготовке к школе», журнал «Управление ДОУ», №8/ 2008г.

Домашнее задание: для оформления фоторепортажа

« Наши добрые дела » спросить у родителей, друзей о добрых делах.

Домашнее задание: вместе с родителями найти пословицы и поговорки о доброте и добрых делах, например: «Добрые дела красят человека».

Беседы: Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»; «Доброта настоящая и доброта лживая», «Каким должен быть добрый человек?».

Составление памятки «Сколько добрых дел вокруг!»:

— Жизнь дана на добрые дела.

— Поступай так, чтобы сделать больше добра людям.

— Не делай добра напоказ.

— Побеждай плохие привычки.

— Не обманывай других людей.

— Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

— Не присваивай чужие вещи, игрушки.

— Без разрешения ничего не бери.

— Помогай нуждающемуся.

— Не проходи равнодушно мимо человеческой беды.

— Примиряй ссорящихся.

— Никогда не произноси плохих и злых слов.

— Не будь щедрым и гостеприимным.

— Отвечай за свои поступки.

— Не предавай друзей

Ожидаемый результат:

В процессе совместной работы детей и взрослых оформить фоторепортаж «Наши добрые дела».

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,2 КБ

Опубликовано: 03.12.2021

  • Составить рассказ о войне 1812 года для 4 класса в творческой тетради
  • Составить рассказ о германии на немецком языке с переводом
  • Составить рассказ о вральмане из комедии недоросль
  • Составить рассказ о войне 1812 года для 4 класса литературное чтение
  • Составить рассказ о войне 1812 года для 4 класса кратко небольшой