Составить рассказ на тему роса туман изморозь

Информационные технологии на уроках географии атмосферные осадки. 6-й класс зубова наталья евгеньевна статья отнесена к разделу: преподавание географии опорные понятия:

Информационные технологии на уроках географии «Атмосферные осадки». 6-й класс

Зубова Наталья Евгеньевна

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  • Атмосферные осадки,

  • ливневые осадки,

  • обложные осадки,

  • моросящие осадки,

  • морось,

  • изморозь,

  • крупа,

  • иней,

  • гололед,

  • дождь,

  • снег,

  • град,

  • роса,

  • осадкомер.

СРЕДСТВА:

  • программа по географии для общеобразовательных учреждений.

  • начальный курс по географии,

  • федеральный компонент государственного стандарта основного и общего (среднего)образования по географии,

  • физическая карта полушарий,

  • атлас -начальный курс география 6-й класс ФГУП «Омская картографическая фабрика»,

  • атлас Омской области,

  • раздаточный материал,

  • осадкомер,

  • пуховое перышко,

  • рабочая тетрадь

  • » НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ» А.В.Шатных,

  • учебник » Начальный курс географии» Т.П Герасимовой , Н.П Неклюковой,

  • домашний кинотеатр,

  • фрагмент мультфильм (диски)Капитошка.

ЦЕЛИ :

  • воспитание взаимоуважения друг к другу,

  • способность к самоопределению,

  • самооценке,

  • сформирование причин возникновения различных осадков,

  • расширение и углубление знания об атмосферных осадках,

  • продолжить умение работать с картами;

  • научить детей анализировать диаграммы и таблицы.

УМЕНИЯ:

1.специальные:

  • объяснять образование атмосферных осадков,

  • описывать виды атмосферных осадков,

  • определять количество осадков по диаграммам,

  • осадкомер,

  • называть основные виды атмосферных осадков и определять их.

2.общеучебные:

  • объяснять опорные понятия,

  • самостоятельно работать,

  • анализировать,

  • работать практически с атласами

МПС:

  • литература,

  • математика

ВПС:

  • природоведение

Ведение урока

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к уроку географии в 6-классе по теме: «Атмосфера», урок № 7

Учебного элемента

Учебный материал с указанием задания

рекомендации по выполнению знаний, оценка

УЭ-0

Воспитание взаимоуважения друг к другу, способность к самоопределению, самооценке; сформировать причины возникновения различных осадков, расширить и углубить знания об атмосферных осадках, продолжить умение работать с картами; научить детей анализировать диаграммы и таблицы

Внимательно прочитайте задачи урока

УЭ-1

цель: установление правильности и осознанности выполнения д./задания корректировка

Задание на знание понятий №1: Что такое конденсация, абсолютная влажность, относительная влажность, туман.

Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей №2:

  • а)-Может ли содержаться в воздухе, температура которого 200С, 20 г воды?

  • б)- В первом пункте наблюдения в 1м3воздуха содержится 12 г воды. В каком пункте воздух более сухой?

  • в)-Почему летом лужи, оставшиеся после дождя ,высыхают очень быстро, а осенью медленно, хотя воды в них может быть одинаковое количество?

  • г)-Что произойдет , если в теплое помещение вносят хранящейся на холоде предмет , например, банку.

  • д)-Почему роса появляется в предутренние часы?

Зад№1 устно.

Зад№2

  • -а)воспользоваться рис 77 стр. 121 учебника

  • б) устно

  • в) устно

  • г )устно

  • д )устно

УЭ-2

Цель: Обеспечение мотивации и актуальности опорных знаний и умений.

Демонстрация фрагмента из мультфильма : Капитошка .После просмотра беседа по вопросам.

Понаблюдайте и ответьте на вопросы. Запишите число и тему урока

УЭ-3

Цель: Восприятие ,осмысление первичное запоминание и способы действия

— Демонстрация опыта с пуховым перышком ( бросить перышко и снизу дуть на него)Что происходит с перышком? А теперь представьте , что это капля воды Какой возникает ответ? А в каком случае перо (капля) упадет на землю? (если представим что их много, что они делают ?Скажите а только дождь выпадает из облаков? А как эти явления можно назвать? Понятие атмосферные осадки

( самостоятельная работа в парах)

-классификация атмосферных осадков Сделаете следующую запись : «Типы осадков в нашей местности по сезонам» Заполните ее (работа по цепочке)

сезон года

  • зима

  • весна

  • лето

  • осень

тип осадков

  • -измерение количества осадков:

  • осадкомер и его строение,

  • время измерения,

  • измерение количества осадков,

  • от чего зависит количество осадков? (рассказ учителя),

работа с учебником ( причины ,влияющие на количество осадков)

Заполните таблицу ( ответ должен быть кратким , заключаться в одном предложении).-самостоятельная работа в парах

главные причины образования осадков

причины влияющие на количество выпавших осадков

Подумайте и предложите свой вариант определения «атмосферные осадки» ответ сверти на стр.125 учебника

. Виды атмосферных осадков по характеру выпадения ,виды осадков (по сезонам года), виды осадков (по высоте образования, атмосферные осадки по характеру выпадения, по происхождению. Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125.

Для заполнения таблицы используйте материал учебника стр.127.

по происхождению атмосферных осадков работаем с атласом Начальный курс-6 класс ФГУП «омская картографическая фабрика» стр.28

УЭ-4

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Коррекция. Обеспечение усвоение новых знаний .

практическая работа : определить количество осадков и построить диаграмму по Омской области. Выполнение заданий по рабочей тетради.

по атласам Омской области (стр. 22-29) и рабочим тетрадям : (начальный курс географии) А.В.Шатных

задание 3-5 стр. 71-73

УЭ-5

Цель: Выявление качества и уровня овладения и способами действий

Игра «третий лишний» :

  • А) снег, град, дождь; (дождь- жидкие ,град и снег твердые

  • Б) роса, дождь, снег; (роса -на предметах земли, дождь и снег- облака

  • В) туман, иней , дождь.(иней- близь земли, дождь- из облаков)

  • Г) дождь, снег, град ; (снег -лишний т.к.дождь и град -летние осадки

  • Д) иней, крупа, роса; (роса-вода, крупа, иней- со льдом)

  • Е) иней, крупа, роса.(крупа-облака, иней, роса-близь земли)

Просмотрите инструктивную карту. Определите все ли вы учебные элементы проработали и освоили . Если нет , то подойдите к учителю с вопросами.

УЭ-6

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели.

Обобщающая беседа, систематизация знаний по теме урока, оценочная шкала

Систематизируй знания и оцени их

УЭ-7

П.№41 стр. 124-127,задание 3-4 стр.127 сообщение -Живые -барометры, -Погода , ее элементы., -Влияние человека на погоду. Составьте кластер Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125.

(по характеру выпадения различают : ливневые осадки (они интенсивны, непродолжительны, захватывают небольшую территорию);обложные осадки ( средней интенсивности, равномерные, длительные, захватывают большие площади);моросящие осадки (мелкокапельные, как бы взвешенные в воздухе, дают мало осадков).Характер выпадения очень важен . От него зависит , сбегают ли воды по поверхности, размывая почвы, или же просачиваются в грунт и пополняют запасы подземных вод .По происхождению атмосферные осадки различают .Конвективные осадки характерны для жаркого пояса, где сильный нагрев и испарение, но летом нередки и в умеренном поясе. У нас в России есть такие осадки .Фронтальные осадки образуются при встрече двух воздушных масс с разной температурой и иными физическими свойствами, выпадают из более теплого воздуха, образующего циклонические вихри. типичны для умеренного и холодного пояса. . У нас в России есть такие осадки. Орографические осадки в падают на наветренные склоны гор , особенно высоких. Они обильные, если воздух идет со стороны теплого моря и обладает абсолютной и относительной влажностью. У нас в России есть такие осадки Морось- жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоит из очень мелких капель. которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Они падают с малой скоростью ,что кажутся висящими в воздухе. Снег- твердые осадки, выпадают в виде ледяных кристаллов. в холодное время года. Град- твердые ледяные частицы круглой формы диаметром 15-20 см. ,выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков. Крупа —твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяных (снежная или ледяная крупа)Роса капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи. Иней —тонкий слой ледяных кристаллов. осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы ,травы., предметов .Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной. Изморось-отложение льда в виде кристалликов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду .Гололед-отложение плотного слоя льда на ветвях, проводах столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана. Образуется при температуре от 0 до -30 С вблизи земной поверхности .Не путайте с гололедицей (скользкой дорогой)

Параграф и задание к нему обязательно для всех, сообщение по желанию

Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника стр124-125

Определить виды атмосферных осадков по тексту

Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.

К.Г.Паустовский

— Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес,
то на полях в траве видны алмазы.

Л.Н.Толстой

-Грянул гром нежданно, наобум-
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.

С.Я Маршак

-И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои серебристые узоры.

Е.А.Баратынский

-Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

С.Я. Маршак

— Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух , лежу я на полях.
Как алмаз блещу при солнечных лучах

-Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет:

— Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.

Виды атмосферных осадков

Приложение

дождь крупа роса

морозь иней изморозь

снег гололед

град

Диаметр капли меньше 0,01 мм –облачная капля

Диаметр капли от 0,5 до 5 мм.- дождевая капля

по характеру выпадения по характеру происхождения

по характеру возникновения по сезонам года

по высоте образования ливневые

обложные моросящие конвективные

фронтальные орографические твердые

жидкие теплое время года голодное время года

верхних и средних слоях тропосферы

на земле и близко к земле

Интересные факты.

-Выпадение дождя очень часто сопровождаются грозами .Наибольшее число грозовых дней зарегистрировано на о. Ява 322 дня из365дней в году.

— Над пустынями грозы –редкое явление. Так , в Египте одна гроза бывает один раз за 200 лет

-Градины упавшие в Индии 11 мая 1929 г. , имели диаметр 13 см. и весили около килограмма

-Есть места на нашей планете , где человек под дождем остается сухим.Такое явление наблюдается в пустынях, где воздух необыкновенно сух и имеет очень низкую влажность, поэтому пока капля летит к земле ,превращается в пар. В таких случаях люди видят дождь, но его не ощущают.

-На перевале Томсона, на участке автомобильной дороги Ричардсона на Аляске в среднем в год выпадает 15 м. снега.

-Максимальное количество снега

Игра : «Третий лишний

А) снег, град, дождь;

Б) роса, дождь, снег

В) туман, иней , дождь.(иней- близь земли, дождь- из облаков)

Г) дождь, снег, град ; (снег -лишний т.к.дождь и град –летние осадки

Д) иней, крупа, роса; (роса-вода, крупа, иней- со льдом)

Е) иней, крупа, роса.(крупа-облака, иней, роса-близь земли)

Фото: president.gov.ua

Президент Украины Владимир Зеленский принял участие в праздновании 30-й годовщины Вооруженных сил Украины

Зеленский поздравил военнослужащих с Днем ВСУ; Госсекретарь США и президент Украины согласовали позиции перед разговором президентов США и России. Корреспондент.net выделяет главные события вчерашнего дня.

Зеленский принял участие в праздновании 30-й годовщины Вооруженных сил Украины

Президент Украины Владимир Зеленский в Харькове принял участие в праздновании 30-й годовщины Вооруженных сил Украины. Кроме Харькова, торжества также прошли в Киеве, Львове, Одессе, Краматорске и селе Озерное Житомирской области. В каждом из городов прошли показы новых образцов вооружения и военной техники, а также церемонии вручения боевых знамен и почетных наименований воинским частям, награждение военнослужащих государственными наградами.

Зеленский провел переговоры с Блинкеном

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что согласовал позиции с госсекретарем США Энтони Блинкеном перед разговором американского президента Джо Байдена и российского президента Владимира Путина. Стороны договорились и дальше действовать совместно и скоординировано. Он также поблагодарил США за постоянную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины.

Стало известно, когда состоятся переговоры Байдена и Путина

Переговоры президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена состоятся 7 декабря по защищенной видеосвязи. Начало переговоров ожидается «в районе шести вечера”. Однако транслировать встречу для прессы не будут.

В свою очередь, в ОПУ заявили, что переговоры президента США Джо Байдена и лидера РФ Владимира Путина должны прояснить глобальную картину и снизить агрессивность Кремля.

Глава Минобороны рассказал, что снизит военную угрозу от РФ

Есть несколько факторов, которые могут снизить вероятность вторжения России в Украину, заявил Резников. По его словам, весеннее стягивание российских войск к границам Украины было давлением и блефом РФ перед США, чтобы добиться переговоров президентов. Говоря о факторах снижения угрозы вторжения РФ, он добавил: «Россияне внимательно следят за всем. Если украинское общество не теряет голову, если иностранные партнеры дополняют заявления конкретными действиями, то вероятность эскалации снижается».

Белый дом грозит Кремлю санкциями

Вашингтон рассматривает возможность введения санкций в отношении России в связи с ситуацией вокруг Украины. Речь идет об ограничениях окружения главы Кремля Владимира Путина и отключении России от системы SWIFT. Среди рассматриваемых мер — шаги против окружения Владимира Путина, против энергетических компаний и банков. Ограничения могут коснуться и российского госдолга. 

В Украине ужесточили карантинные правила

Начали действовать новые правила карантина, которые в первую очередь коснулись невакцинированных украинцев. Теперь посещать общественные учреждения в желтом уровне эпидопасности смогут только те, кто получил по крайней мере одну дозу прививки против COVID-19 и имеет соответствующий документ: желтый COVID-сертификат или справку формы о63-О.  Для работы и посещения общественных учреждений в «красной» зоне подойдет только документ о получении полного курса вакцинации, отрицательный тест или сертификат о выздоровлении.

Красная зона сократилась вдвое

Госкомиссия по ТЭБ и ЧС приняла решение о выводе девяти регионов из красной зоны карантина в желтую. Решение касается Донецкой, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Луганской, Львовской, Одесской, Ровненской, Херсонской областей и Киева. В красной зоне остаются Винницкая, Волынская, Житомирская, Запорожская, Киевская, Николаевская, Сумская, Хмельницкая, Черниговская и Черкасская области.

Долги по микрокредитам украинцев растут

Украинцы за три квартала 2021 года взяли 49 млрд грн микрокредитов — это на 261 млн грн. больше показателя прошлого года. в 2019 году в среднем выдавалось 983 тысячи кредитов ежемесячно, в 2020 году — 1 млн кредитов. А в 2021 году выдают уже около 1,2 млн кредитов в месяц. С прошлого года средняя сумма кредита выросла на 11%.

ВОЗ заявила о росте смертности от малярии

В 2020 году от малярии из-за сбоев в работе служб по предотвращению этого недуга, вызванных пандемией COVID-19, умерли около 47 тыс. человек. В 2020 году уровень заболеваемости малярией в мире должен был составить не более 35 человек на 1000 жителей, однако в действительности он составил 59 случаев на 1000 жителей. Показатели смертности в 2020 году также превысили ожидавшиеся: 15,3 летальных исхода на 100 тыс. населения вместо 8,9 на 100 тыс. На 2030 год стратегией ВОЗ предусмотрено снижение заболеваемости и смертности на 90%.

США опубликовали первую в истории страны стратегию борьбы с коррупцией

Белый дом впервые в истории США опубликовал стратегию борьбы с коррупцией. В документе коррупция названа «злокачественной опухолью внутри общества», разъедающей общественное доверие и способность правительств оказывать помощь гражданам своих стран. Стратегия делает упор на «транснациональные измерения» коррупции и предусматривает дополнительные меры, призванные препятствовать использованию «американской и международной финансовых систем для сокрытия и легализации коррупционных доходов». 

ЕЦБ изменит дизайн банкнот евро

Европейский центральный банк (ЕЦБ) планирует изменить дизайн банкнот евро с учетом мнения граждан. Процесс редизайна начнется с создания фокус-групп, которым будет поручено собрать мнения людей со всей зоны евро по возможным темам для будущих банкнот евро. Консультативная группа по одну эксперту от каждой страны еврозоны представит короткий список новых тем Управляющему совету ЕЦБ.

Под Киевом синоптики зафиксировали редкое явление

На Киевщине зафиксировали редкое погодное явление — кристаллическую изморозь.  Такая изморозь появляется преимущественно ночью при безоблачном небе во время штиля или слабого ветра при наличии тумана или дымки.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сепаратизм на Кавказе и другие проблемы, поднятые Александром Сокуровым, должны обсуждаться публично, прокомментировали пользователи соцсетей его спор с Владимиром Путиным и нападки на режиссера со стороны чеченских властей. Сокуров выразил надежду, что президент не допустит возбуждения уголовного дела за сказанное на заседании СПЧ.

Как писал «Кавказский узел», 9 декабря президент Владимир Путин и режиссер Александр Сокуров поспорили на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Президент резко отреагировал на слова Сокурова о сепаратистских настроениях среди жителей Северного Кавказа и его предложение освободить участников протестов против соглашения о чечено-ингушской границе. Дискуссию прокомментировал глава Чечни Рамзан Кадыров, который осудил режиссера за его высказывания о возможности разрешить некоторым регионам Северного Кавказа отделиться от России и призвал проверить предложение Сокурова на экстремизм. Чеченский СПЧ призвал инициировать вывод Сокурова из состава Совета. Режиссер указал на это, что для заседаний СПЧ уместно и необходимо свободное высказывание мнений.

Пользователи YouTube выразили поддержку Сокурову после дискуссии с Путиным. «Уважение человеку который еще умудрился подобрать вежливую форму выражения в такой ситуации», — написала Юлия Гайфуллина, автор самого популярного комментария к публикации видео дискуссии на канале «Радио Свобода»*, сделанной 10 декабря. К 21.42 мск 11 декабря этот комментарий собрал 7,1 тысячи просмотров.

«Кабардинец рубит правду», — написал сегодня там же пользователь с ником Илья Мурамиц, собрав 51 «лайк». При этом пользователь genby счел слова Сокурова выражением мысли русской части граждан Российской Федерации. «Браво человеку за мысли всего русского народа», — написал он. «Александр Сокуров — настоящий русский человек. Как он прав. Сейчас в стране со стороны силовиков беспредел», — высказался Патриот Кавказа.

«Я живу на Кавказе, и Сокуров все очень правильно описал!» — заявил Борислав Шаврин, комментарий которого собрал 80 «лайков». «100% правды! Живу на Кавказе более 50 лет и вижу страшные изменения к худшему», — поддержал его Ed Abolin. «Вы о чем, люди?! О какой правде вы говорите? <…> его слова про то, что кавказцы не любят русских и хотят отделиться — это бред, абсурд. Сокуров просто не имел никакого права делать такие заявления», — возразил Городской Городской.

У Александра Сокурова кабардинские корни. В 2010 году он открыл в Нальчике творческую мастерскую, которая стала отправной точкой для профессионального черкесского кинематографа. Помимо призов на кинофестивалях, работы учеников Сокурова также получили и признание критиков, говорится в справке «Кавказского узла» «Александр Сокуров: как рождалось черкесское кино».

Путин прямо воспротивился тому, чтобы проблемы, поднятые Сокуровым, были предметом для дискуссии, указала пользовательница YouTube Ольга Матвеева. «»Непозволительно говорить даже Вам» — все сказано этой фразой. К сожалению, у нас позволительно только врать о том, что все хорошо», — посетовала она. Этот комментарий собрал 709 «лайков».

Всего к 21.42 11 декабря эта публикация собрала 1,262 миллиона просмотров, 42 тысячи «лайков» и 21 236 комментариев. У канала 1,28 миллиона подписчиков.

На необходимость обсуждения болезненных вопросов указали и читатели «Кавказского узла». «А что, действительно на Кавказе нет сепаратистских настроений? <…> Сокуров многое правильно сказал, а замалчивание проблем не есть их решение. А то, что Чечня «отличный от других регион», с преференциями и поблажками тамошнему руководству — это медицинский факт», — написал в комментарии к сегодняшней публикации «Кавказского узла» Бэн Джойс.

Пользователь Instagram rshapiashvili сравнил выступление Сокурова с апрельскими тезисами писателя Александра Солженицына, высказанными им в 2006 году и посвященными дальнейшим путям развития России. «Он поднимает глубокие проблемы, которые не хотят видеть из центра <…> Опыт реинтеграции [отдельных регионов] есть, но он не востребован нынешними властями», — заключил пользователь в комментарии к сегодняшней публикации на странице «Кавказского узла» в соцсети.

«Сокуров просто озвучил то, что многие боятся сказать вслух!» — указал gfstkk. «Сокуров озвучил проблемы, а уже дальше каждый трактует, как ему хочется!» — отметила luiza_idrisovaa.

При этом tsurigovazainap усомнился в искренности Сокурова. «Сокуров рассказал ровно столько, сколько ему позволили. Либо рвется в высшую политику, либо выполняет чей-то заказ. А он всего лишь артист. Человек должен говорить ровно то, в чем хорошо разбирается, а не обо всем на свете, чтобы угодить обиженным. Конечно, где-то какая-то правда проскальзывает. А как без этого подкупить простой народ? Этим трюком пользовались все политики, которые стремились к власти. А вы грызитесь, этого же они добиваются. Сперва посеять распри, а потом неугодных раздавить», — высказался он.

Однако большинство комментаторов высказали иное мнение. «Хорошо, что остались еще у нас мужчины с большой буквы, как Сокуров — говорит все как есть. Дай Аллах, чтобы такие мужчины умножались. Смелее многих этих кавказских мужчин, не льстит, как некоторые, Путину, хотя он с ним в хороших отношениях. Все сказал по делу», — написала автор одного из самых популярных комментариев, rufawegbjyrchue, собравшая 79 «лайков».

Всего к 21.42 11 декабря эта публикация собрала 405 «лайков» и 228 комментариев. У паблика «Кавказского узла» в Instagram 46,4 тысячи подписчиков.

Гильдия российских адвокатов не нашла экстремизма в словах Сокурова

Александр Сокуров сообщил, что опасается уголовного преследования из-за своих высказываний, но надеется, что «президент этого не допустит». Он указал, что представители Чечни не расположены к диалогу, подменяя «политическую дискуссию угрозами». По мнению режиссера, всем, кто высказывает критику в его адрес, необходимо «поучиться у президента вести дискуссию, привыкнуть к тому, что есть дискуссия в стране, есть и будет», передал сегодня «Интерфакс».

Александр Сокуров и раньше поднимал острые темы в обращениях к Владимиру Путину. Так, в декабре 2019 года в Чечне вызвало резкую критику предложение Сокурова «переосмыслить статус звания Героя России». «Как может быть, что погибшие солдаты Псковской дивизии носят то же звание, что и воевавшие с ними Кадыровы, и как понять, что они, воевавшие с Россией, эти награды воинские принимают?» – задался вопросом режиссер. Тот, кто «встал на сторону России», достоин звания Героя России, возразил тогда Путин.

Высказывания чеченских властей Сокуров назвал «доносом». «А разве это первый раз со стороны чеченских политиков, если они политики? Разве я первый, кого пытаются уничтожить, убрать? Я не первый и, видимо, не последний. Ну что делать? Такая реальность. <…> Все вопросы чеченские руководители пусть направляют президенту Путину, который создал Совет по правам человека как дискуссионную площадку по всем вопросам жизни страны. Пусть все свои вопросы чеченское руководство направляет туда», — процитировал сегодня режиссера «Подъем».

Комментируя предложение Владимира Путина продолжить дискуссию при личной встрече, Сокуров сказал, что не будет ее инициировать. «Если у него будет желание встретиться, поговорить, то я возражать, конечно, не буду. У меня есть много вопросов к Владимиру Владимировичу — и политических, и социальных, и по культуре. Уйма вопросов. Поэтому я устраняться от этой встречи не буду», — привело издание слова Александра Сокурова.

В словах Сокурова нет было ни экстремизма, ни антигосударственных призывов, уверен вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгений Корчаго. «По моему мнению, во-первых, место, где произошла дискуссия, во-вторых, форма, в которой это было высказано, говорят о том, что в данном контексте не может идти речи, чтобы в словах Сокурова были какие-то преступные действия, как экстремизм или призыв выхода территорий республик из состава Российской Федерации», — сказал он.
Юрист призвал учитывать контекст и обращать внимание на цель, которую тот или иной гражданин ставил, давая то или иное высказывание. «Говорить о составе преступления здесь абсолютно бессмысленно», — процитировала Корчаго сегодня «Газета.ру».

При этом Корчаго добавил, что Сокурову, как члену Совета по правам человека, необходимо нести «как минимум моральную ответственность» за свои высказывания. «Российская Федерация действительно многонациональное, многоконфессиональное государство, и член президентского совета по правам человека должен это понимать и нести как минимум моральную ответственность, делая подобные высказывания с самой высокой трибуны», — приводятся слова юриста в публикации.

* издание внесено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Экскурсия в зимний лес

(лесонасаждение)

Составить рассказ на тему роса туман изморозь

Конспект занятия  

 «Окружающий мир»

                                          учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 4

Хабибуллиной Л.М.

                                                 2020 г

ТЕМА:   Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение)  – 2-е занятие

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

  1. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

3. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным лесам, всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Презентация  к уроку
  3. Рис. домиков, животных.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Мы —  умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы  отлично учимся!

Всё у нас получится!

II. Сообщение темы и целей занятия

 — О чем сегодня  мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?                              Зимой

— Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

— Отправляясь в зимний лес, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

III. Наблюдение за погодой

1.   Беседа о зимних природных явлениях (слайд 3)

— Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

— Я могу добавить, что температура  воздуха…

2. Народные приметы (слайд 4,5, 6)

— Давным-давно, когда не было метеорологов, люди предсказывали погоду по народным приметам. Некоторые приметы сохранились до сих пор.

— Какие зимние народные приметы вы знаете?

(Дым столбом – к морозу. Если ночью  был иней, днём снега не выпадет.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Лес шумит к оттепели. Воробьи  прячутся в хворост – жди мороза).

IV. Изучение нового материала

1.   Неживая природа зимой

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.  

Вы знаете, что зимних месяцев три. Назовите первый зимний месяц.

Декабрь в старину называли «ветрозим».

Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году.

 Январь – году начало, зиме – середина.

Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

2.  Самостоятельная работа.

Самостоятельно прочитайте текст  «Неживая природа зимой» в хрестоматии по окружающему миру.

— Теперь я думаю,  вы легко справитесь с кроссвордом.

3.  Кроссворд «Неживая природа зимой» (слайд 7-16)

По горизонтали:        

2.  Обильное выпадение снега называют…(снегопад)       

 4.   Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года  (оттепель)   

  6.  Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)

8.  Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Дверь в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …     (зима)

По вертикали:

  1.  Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо  льда. Это явление называется…(гололедица)                         
  1.   Шуба бела – весь свет одела (снег)

  5.  О  чём эта пословица: «Без рук рисует, без зубов кусает» (мороз)  

7   Снегопад при сильном ветре называется … (метель). 

— Молодцы!

V.   Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

4.  Живая природа зимой (слайд 17)

— Закройте глазки. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Представьте что вы красивые пушистые снежинки. Снежинки тихо кружатся и падают  на землю.

— Открываем глазки…

Нас встречает зимний лес.

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес.

— Итак,  о чём мы должны помнить «гуляя» по зимнему лесу?

  Зимой в лесу  очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

— А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных (слайд 18,19, 20)

– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

— Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

— Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные).

— Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).

— Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).

— Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

— А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? ( По стволу, по плодам, по семенам).

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

 — Зима изменила жизнь  всех животных (слайд 21-26)

— О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

 Отгадайте, о каком животном пойдёт речь:

Подготовленные дети рассказывают о том, как зимуют различные животные.

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки.                                    Заяц.

Посмотрите – ка  какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.                       Лиса.

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный.                   Волк.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это…                                        Белка.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.                           Медведь.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога  раскинул широко.                                Лось.

Рассказ учителя о лосе.

Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору.

На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося  из укрытия видны только голова и спина, покрытая особо густой шерстью.

VI. Игра: «Чьи это следы? » (слайд 27)

Догадайтесь, чьи следы на снегу.

VII. Жизнь птиц зимой (слайд 28-30)

— Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

— Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

-А сейчас узнаем,  как зимуют птицы?

Учитель читает стихотворение  о жизни птиц в зимнем лесу:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стуж и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда – то

Ярко —  красные щуры.

— Какие ещё птицы зимуют в наших краях?  (Сороки, вороны, воробьи).

— Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц).

5. Как зимуют рыбы  (слайд 31)

— Отгадайте загадку:

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.                                  Лёд.

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

— А почему животным так  трудно зимой?

(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.)

Открывается схема: (слайд 32)

зима

морозы

Тёплый мех

Нет корма

Впадают в спячку;

Используют летние запасы;

Перебираются ближе к жилью человека

снег

Смена окраски

— Как повлияли изменения в неживой природе на жизнь животных?

Уже с октября у всех зверей вместо летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.

Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.

 Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из–под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки,  лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой.

Для лосей подрубают молодые осины, а также они любят ветки рябины и сосны.

VIII.   Закрепление

1. Викторина.

— Давайте проведём викторину.

* Какие птицы выводят птенцов зимой?                                    Клесты.

*У какого зверя зимой рождаются детёныши?                         У  медведицы.

*Какие птицы прилетают зимовать с севера?                              Снегири, свиристели.

* Почему травянистые растения не погибают под снегом?      Им тепло.

* Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.          Метель.

*Из чего состоит снег?                                                                Из снежинок.

* На всех садится, никого не боится.                                          Снежинка.

2.   Игра «Рассели животных»  (слайд 33)

Трещала с самого утра:

Пор – р – р – ра!    Пор – р – р – ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …                        сорока.

Сегодня с самого утра сорока трещит о том, что в лесу переполох, лесные жители заблудились.

— Расселите  животных: белку, медведя, лося, волка, лису,  зайца, ежа, барсука, мышь  – по домам:

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

— Лесной переполох утих. Пришла пора прощаться.

IX.  Итог урока: (слайд 34)

Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,

Ты расти на радость людям,

Мы любить тебя ведь будем,

Тёмный лес, чудный лес,

Полный сказок и чудес!»

— О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

   —  Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?

X.   Домашнее задание.

Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей. И на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению о зиме.

— Спасибо вам за хорошую работу.

  • Составить рассказ на тему один день из жизни земледельца
  • Составить рассказ о временах года
  • Составить рассказ добро побеждает зло 3 класс
  • Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса
  • Составить план рассказа по теме гуситские войны причины ход результаты последствия