Автор J.G. На чтение 6 мин Обновлено
Сочинение описание по картине Пластова «Первый снег» написать 9 класс или 4 класс могут используя эти примеры.
«Первый снег» сочинение-описание 4 класс
Зима — самое загадочное время года. Зимние пейзажи очаровывают нас своей изумительной красотой. Очень трогательно и чувственно всю реальность сказочной атмосферы передаёт художник Пластов А. А. в своей картине «Первый снег».
Первый снег всегда радует всех своей неожиданностью и воздушным белым великолепием. На полотне мы также видим, как на крыльцо деревенского дома выбежали девочка и мальчик, чтобы увидеть это таинство падающих и кружащихся в танце снежинок. Девочка подняла голову и внимательно смотрит на это красивое зрелище. На улице холодно, поэтому она греет руки под платком и придерживает его. Её выражение лица светится от задора и радости. Возможно, если бы её руки не держали платок, она подставила бы свои ладони, чтобы ловить эти пушинки из снежинок. Она даже не надела пальто и выбежала на крыльцо, чтобы успеть увидеть первый снег и вдохнуть свежий аромат зимнего морозного воздуха. Брат девочки младше её, поэтому его широко раскрытые глаза смотрят на завораживающее природное явление с удивлением. Из-за своего возраста, ему не всегда приходилось видеть первый снег, осознанно. Поэтому он переживает сильные эмоции, в ожидании чуда. Ребята, возможно, находятся в предвкушении веселых зимних забав. Они представляют себе, как будут играть в снежки, кататься на салазках с горки, строить снеговиков.
Падающий снег, тихо кружась в пространстве, преображает всю окружающую действительность. Он покрыл все белым полотном, словно одеялом. Крыши домов, земля и деревья украшены прекрасным одеянием. Вся улица в деревне выглядит более празднично и светло. Серые дома, голые деревья имеют теперь не унылый вид, а особенную привлекательность и великолепие.
Полотно написано в мягких пастельных тонах. Нет ярких красок и света. От картины веет умиротворением и спокойствием. Создается общее впечатление, что вся природа находится в состоянии покоя и тишины. Берёзы, ели и ворона также наблюдают за происходящим… На заднем плане шел прохожий, он видимо спешил по своим делам, но остановился, чтобы полюбоваться на медленно падающий первый снег.
Художника, видимо тоже впечатлил пейзаж с первым снегом. Свои эмоции он выразил, передав детям.
Картина «Первый снег» сочинение описание 4 класс
Пластов на картине «Первый снег» передал ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.
Сюжет картины довольно прост. Мальчик вышел из дома на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Мальчуган забежал обратно в дом и позвал сестру, чтобы она тоже увидела эту красоту. Девочка вышла на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках, накинув на плечи мамин платок. Дети, широко раскрыв глаза и улыбаясь, наблюдают за волшебством и радуются первому снегу.
А снег продолжает падать на землю, покрывая крыши домов, крыльцо дома, дорогу. Ворона вдали, важно шагая, с некоторой опаской ступает на первый снег. Она удивлена не менее ребят, возможно, она также впервые видит первый снег.
Картина Пластова вызывает чувство радости, потому что снег – это так здорово! Ведь в детстве мы радуемся приходу зимы, первому снегу, Ведь после пасмурной осени всех радует нежный и чистый первый снег, который белым покрывалом стелется по земле.
Пластов «Первый снег» сочинение описание 4 класс
А.А.Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
На картине художник изобразил деревенский дом. Его крыльцо всё засыпано снегом, а дверь распахнута. На крыльце стоят двое детей, мальчик и девочка. Это брат и сестра. Девочка в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях. Мальчик одет в пальто, шапку-ушанку и валенки. Вероятно, мальчик первый проснулся, вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться, выскочила на крыльцо в одном платье, наспех накинув платок. Ей зябко, но она с восторгом смотрит на падающие снежинки. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег.
Возле дома изображена старая и могучая береза, которая раскинула широко в стороны ветви. Она давно ждала первого снега.
Пушистый и мохнатый снег укрыл землю, а ворона спокойно и важно шагает по снегу, наслаждаясь красотой природы вокруг.
Картина пробуждает во мне искренние чувства радости и восторга. Главный герой картины – снег. Глядя на картину, яощущаю прелесть первого снега.
А.А. Пластов «Первый снег» сочинение описание
В природе есть свои праздники. Один из них – первый снег. Этот праздник мы видим на картине А.А.Пластова «Первый снег».
Снег уже покрыл землю, крышу и крыльцо дома и продолжает падать. На крыльцо домика вышли двое детей — мальчик и девочка. Судя по всему, это брат и сестра. Дети выбежали, чтобы полюбоваться первым снегом. Вероятно, в спешке они не успели даже одеться.
Девочка без пальто выбежала на крыльцо, она одета только платье с тонким темным пояском. Она обута в валенки, а на голову накинут большой светлый платок. Девочка с восторгом смотрит на падающий снег, на ее лице видна довольная улыбка.
Мальчик с любопытством смотрит вокруг, он одет в теплом пальто. На голове у него темная шапка-ушанка. Он мечтает покататься на санках, играть в снежки, слепить снеговика.
Возле крыльца дома стоит высокая береза и кустарник, которые покрытые слоем снега. Неподалеку от крыльца спокойно и важно шагает по снегу ворона.
Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.
Описание первого снега
Первый снег является настоящим чудом для меня! Он вызывает чувство восторга и радости. Казалось бы еще вчера все кругом было серое и тусклое, деревья стояли голыми и одинокими, темень окутывала города. И всего лишь за одну ночь или день все изменилось: деревья покрылись белоснежными шапками, белые хлопья укрывают землю и превращают ее в нетронутую снежную пустыню. Что же случилось? Произошло волшебство – выпал первый снег!
Наблюдая за первым снегом мы чувствуем восторг и радость. Все проблемы и бытовые дела на фоне зимней природы кажутся незначительными. Пушистые снежинки медленно падают с неба, словно танцуют вальс. Кажется это и не снежинки вовсе, а прекрасные барышни, которые попали на свой первый балл.
Первому снегу радуются все: взрослые, дети и даже животные. Интересно наблюдать, как собаки и кошки разных пород с удивлением и интересом смотрят на эти хлопья, слизывают их со своих мокрых носов и жмурятся от удовольствия.
Вариант 1. Для 1-4 класса |
Примерный план сочинения: |
Зимние холода наступают незаметно. Вчера еще была осень, а сегодня выпал снег. Грязные дорожки стали белыми и чистыми. На деревьях появились белые шубки. Даже кусты превратились в сугробы. Птицы в морозы не поют, на улице тихо. Только падает пушистый снег, а природа засыпает на долгую зиму. На труде мы все делали кормушки для птиц, им ведь холодно и голодно в стужу. Ни травок, ни почек зеленых нет, деревья отдыхают зимой. Поэтому птиц надо подкармливать. Зато в снегу весело играть. Мы после уроков сразу бежим кататься с горки. Потом трактор почистит дорожку у дома, сделает большую снежную гору. Тогда мы будет играть в царя-горы или делать снеговиков. А еще можно с высоких горок кататься на ватрушках! И прыгать прямо в мягкие сугробы тоже здорово. Мы с ребятами делаем снежные крепости, бьемся в снежки, ходим на лыжах на школьном стадионе. В лес на лыжах мы пока не катаемся. Я только с папой ходил на лыжах в лес и видел, как там много снега. Некоторые ребята зиму совсем не любят. Их даже гулять не пускают, чтобы они не замерзли. А я люблю снег, морозы, зиму, праздники и зимние каникулы. Жалко, что день короче, чем летом. Но зато в выходные я всегда много гуляю. Мне мороз не страшен! Мне нравится, когда щеки щиплет от холода, а в лицо дует сильный ветер. Солнце яркое в морозы. Пусть оно не согревает, зато снег такой блестящий, чистый. Я люблю купаться в снегу. Мама говорит, что я как Морозко из сказки совсем не боюсь холода. Хорошо, что зима такая длинная! |
Вариант 2. Сочинение для 5-7 класса |
Примерный план сочинения: |
Каждое время года может похвастаться своей неповторимостью и красотой. Для меня зима — настоящая волшебница. Она достает из огромнейшего мешка маленькие, непохожие друг на друга, снежинки и посыпает ими дома, деревья, людей и землю. Получается завораживающая картина, на которую я люблю смотреть и наслаждаться ее великолепием. А какие узоры рисует на оконном стекле мороз! Мне нравится разглядывать ледяные кристаллики. У них такие интересные геометрические формы! Мы всей семьей с удовольствием вырезаем снежинки из бумаги и украшаем ими комнаты. Получается весело и забавно. Я с нетерпением жду прихода зимы. Ведь в это время празднуют Новый год и Рождество. Дети ждут в гости сказочного дедушку Мороза со своей прелестной внучкой Снегурочкой. Они приносят много сладостей, желанные подарки. К празднованию дома готовимся заранее. Украшаем елочку гирляндами, разноцветными игрушками и дождиком, вкусными конфетами. У нас есть большая коробка с ее нарядами, которая хранится на чердаке. Красавица-елка светится яркими лампочками, поднимает настроение и долго радует своим великолепием. Зимой, когда на улице выпадает много пушистого снега, можно слепить забавного снеговика. С симпатичным носом из морковки, старым ведром вместо шляпы и руками из тонких веток. Огромную радость доставляют разные зимние забавы. Люблю с друзьями играть в снежки, строить огромные снежные крепости или просто поваляться в снегу. Весело съезжать с горки на ватрушке или саночках, затем подняться наверх и снова быстро мчаться вниз. Немало удовольствия приносит и катание на лыжах в лесу, парке или просто возле дома на лужайке. Зима, волшебная и сказочная, дарит много радости и веселых развлечений детям и взрослым. |
Вариант 3. Сочинение на тему Зима для 7-9 класса |
Примерный план сочинения: |
Как же здорово пройтись по свежему снегу, которого столько намело за ночь, что вся дорогая стала походить на белое полотно. Интересно изучать неповторимую структуру снежинок, падающих на ладонь. Трудно представить, что ни одна из них не имеет двойника, каждая – это отдельное произведение искусства художника-мороза. Больше всего, я люблю зиму за череду праздников. Ведь именно в каникулы можно побыть подольше с семьей и друзьями. В Новогодние дни мне нравится подолгу засиживаться за книгой или интересным фильмом, зная что за окном стоит трескучий мороз. А я сижу в теплом доме, пью горячее какао и смотрю на яркие огни елки, которую мы украшали с родителями под праздничные песни. Она вся мигает от разноцветных лампочек – синий, зеленый, красный, желтый… Я всегда жду очищения чуда и сказки, которая обязательно должна приключиться со мной в декабре. Лучше всего зимние выходные проводить на свежем воздухе. Я всегда получаю позитивные эмоции в студеном январе, если мы идем с друзьями на каток. Когда ты кружишься на коньках, рассекая лезвиями гладкую поверхность льда, и у тебя получается красивый, но сложный поворот – счастью нет предела. Ты несешься на всех скоростях по катку, и все грустные мысли тут же выветриваются – их заменяет радостный смех окружающих и подбадривающий крик приятелей. Накатавшись вдоволь, мы обязательно идем согреться в небольшое, но уютное кафе – там мы с друзьями обязательно пьем обжигающий чай с лимоном и медом, едим сладкие булочки и рассказываем друг другу увлекательные истории. Еще одно любимое занятие – это, конечно, бродить по лесу в холодное время года. Деревья, укутанные покровом хрупкого инея, стоят, словно нарисованные – они будто сошли с полотна пейзажиста. Февраль же создан для прогулок. Оттепель уже приближается, а иногда даже можно заметить капель. Но зима все еще грозит горожанам своими промозглыми ветрами и не спешит так легко отступать. В ее заключительный месяц, мы с родителями начинаем первые поездки на дачу. Мы прибираем двор, очищаем от снега крыши и дорожки, а затем обязательно устаиваем небольшой пикник. Папа жарит мясо и овощи на мангале, мама подготавливает стол. А мне доверяют роль кострового – я слежу за тем, чтобы не потух огонь. Как же можно не любить зиму, если она создана для радости? Если вы не играли в снежки или не катались с высокой горки, значит, не знаете, что такое настоящее веселье. |
Вариант 4. Для 7-9 класса |
Примерный план сочинения: |
Мое самое любимое время года – это зима! Люблю ее за сильные морозы, снежные метели, большие сугробы, красивые и пушистые снежинки. А природа зимой просто волшебная. Земля покрывается пушистым, белым снегом. На солнышке он блестит, словно серебро. А если его прихватит морозом, под ногами слышен его громкий хруст. Деревья зимой приобретают особенную красоту. Снежинки налипают на ветки деревьев будто вата. И если включить свое воображение, можно увидеть, что они напоминают сказочных существ. Зимой можно очень весело проводить свое свободное время. На одних выходных мы идем в парк кататься на лыжах и коньках. На других, едем в лес и выбираем там самую большую горку, чтобы с ветерком прокатиться на санках. Незабываемые впечатления остаются на весь год! Но больше всего мне нравится строить снежную крепость во дворе и играть с друзьями в снежки. Время пролетает незаметно. После зимних прогулок на щеках появляется алый румянец, варежки превращаются в ледышки, а пуховики похожи на снежный ком. Вдоволь нагулявшись, я бегу домой пить горячий чай с ароматной выпечкой. Зимой мой самый любимый праздник – Новый год. С особым нетерпением жду тот день, когда домой привезут елку. Хвойный запах стоит во всем доме. Мы украшаем ее елочными игрушками, гирляндой и мишурой. Гирлянда с большой красной звездой и красивыми фонариками. На окна лепим ажурные снежинки. По вечерам могу часами сидеть у елки и смотреть на мигающие, разноцветные огоньки. В этом момент я мечтаю и думаю о хорошем. На Новый год у нас собираются все близкие родственники и друзья, мы дарим друг другу подарки. Мама в этот день готовит самые вкусные блюда. Атмосфера царит праздничная, веселая, сказочная и просто волшебная! Под бой курантов на улице слышны хлопки салютов, мы выбегаем посмотреть на эту красоту. Захватывает дух! Множество маленьких огоньков разлетаются по небу. Насладившись красивыми и яркими фейерверками, скорее возвращаемся домой, и продолжаем праздновать Новый год. Мы веселимся, играем в игры, смотрим новогодние концерты, поем и танцуем. Я с очень хорошими впечатлениями и приятными мыслями ложусь спать, чтобы поскорее встать утром и посмотреть долгожданные подарки под елкой. Это время года приносит мне невероятное счастье! Радует снежная и морозная погода, красивая природа и самые любимые праздники. |
Вариант 5. Для 10-11 класса |
Примерный план сочинения: |
Зима – время чудес и волшебства Зимняя пора – самое снежное и холодное время года, неоднократно воспетое в литературных произведениях. Зимой часто идет снег – белые хлопья, которые красиво кружатся в воздухе, наполняя его какой-то волшебной атмосферой. В это время года все дети (да, и многие взрослые) ждут самый желанный праздник в году – Новый год. На этот праздник все мои родственники собираются за одним большим столом, делятся своими мечтами и планами на предстоящий год и обмениваются подарками. Нарядная елка, запах мандаринов и улыбки моих близких – вот, за что я люблю этот праздник больше всех остальных в году! За что я люблю зиму больше всего Конечно, праздники и подарки в зимнее время года – это весело и интересно, но зиму я люблю не только за это. Мне очень нравится окунаться в ее волшебную атмосферу, когда идешь по улице, а в воздухе летают красивые снежинки и застилают землю белым ковром. Люблю эту пору года за то, что она балует нас всевозможными развлечениями: катание на коньках, на лыжах, на сноуборде, игры в снежки и возведение снежных крепостей объединяет всех моих друзей и дарит море позитивных эмоций. А еще, зима – это время перед тем, как просыпается земля и оживает вся природа после глубокого сна. В этот период года я люблю загадывать желания и ставить себе цели, над достижением которых планирую трудиться весь предстоящий год. Самые яркие зимние впечатления моего детства С детства я помню зиму, как самое волшебное и чудесное время. Мы с родителями часто и много гуляли, они катали меня на санках, а я мчался на всех порах с горы и, громко смеясь, падал в холодный сугроб. И мы приходили домой все в снегу – мокрые с ног до головы, но очень счастливые. В новогоднюю ночь ко мне всегда приходил Дед мороз, с голосом, который был подозрительно похож на папин. В большой комнате у нас был красивый камин, который весело потрескивал, когда на улице был сильный мороз. И этот треск маленьких бревнышек, и тление угольков останется в моей памяти на долгие-долгие годы моей взрослой жизни! |
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Невидимкой, осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце Серебром блестит В белом бархате деревня – И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму – Никто не поднимет. Весна придет — Он сам уйдет. В мороз – лежит, в тепло – бежит, Прозрачное, а не стекло, Пригреешь – собрать не успеешь.
И. Бунин Первый снег.
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец. До 11 лет воспитывался дома. В 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.
Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук. Умер во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции.
Пластов «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло… И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
пахнуло Белой скатертью полей Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. с запоздалой вереницею гусей.
http://childline.ru/zima.shtml http://www.nanya.ru/articles/10515.html http://900igr.net/kartinki/literatura/Bunin/Biografija-Bunina.html http://www.pixnet.ru/wallpapers/390fd2727f907293c989d82b9a0fe3bc/2700_5.jpg http://www.welldes.com/animation2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Н. Рубцов «Первый снег»
Презентация создана по стихотворению Н.Рубцова «Певый снег» Можно вставить музыку П.И. Чайковского «Декабрь»…
план-конспект к уроку чтения 3 класс по разделу «Снег летает и сверкает». Дрожжин «Снег летает..», Бальмонт «Снежинка», Есенин «Пороша».
Тема урока: С.Дрожжин «Снег летает…»…
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ивана Бунина «Первый снег»»
Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»
К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком.
Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.
Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение.
В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает,
ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.
При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.
Предлагаем вам красивые зимние стихи Ивана Бунина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Ивана Бунина о зиме
, а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти произведения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Ивана Бунина
помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года зима.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом…
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Стихи Ивана Бунина о зиме отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.
Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина.
«Зимним холодом пахнуло…».
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения:
— (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
— (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, —планировать пути решения поставленной проблемы;
Формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
Формирование критического мышления;
Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных —-формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Овладение диалогической и монологической речью;
Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Тип урока
: урок открытия нового знания
Оборудование:
учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, презентация, репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег», фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки с заданиями.
Ход урока.
I
Организационный момент
Психологический настрой на работу. Звучит музыка.
Нарисуйте свой настроение.
II
Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.
Речевая разминка
(Звучит музыка Чайковского «Времена года». Дети с закрытыми глазами)
А) Упражнение на дыхание
Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…
Странная звёздочка с неба упала,
Вам на ладошку легла, не пропала.
Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки(3 раза)
Б) Чтение предложения с разной интонацией
(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)
Наша задача, ребята, произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове
Падают
с неба снежинки.
Падают с неба
снежинки.
Падают с неба снежинки.
Когда мы представляем себе снежинку, падающую с неба, какое чувство у нас возникает? Нам становится грустно или радостно, холодно…
Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)
Зима – это одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму?(зимушкой, волшебницей, чародейкой, матушкой, гостьей)
У нас сегодня необычный урок – урок – путешествие в снежное царство Зимы
Как вы думаете, на чём будем путешествовать в зимнее время? Прислушайтесь к звону бубенцов…
Правильно, на волшебных санях
У каждого из нас есть карта — маршрут (карточка оценивания работы)нашего путешествия, который поможет нам не сбиться с пути. В нем мы будем фиксировать баллы, заработанные на уроке. В путь, дорогие ребята!
Работа с интерактивной доской
(работа в группах)
(соединить слоги в слова)
Иван Алексеевич Бунин
IV
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».
(демонстрация портрета поэта)
Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо декламировал (рассказывал) стихотворения собственного сочинения
— Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем это произведение.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег)
III
Учебно-познавательная деятельность.
Создание проблемной ситуации
А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)
Галерея Зимы
Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
(Дети рассматривают картину А. Пластова)
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины?
(учитель не называет название картин.)
Проблемный вопрос???
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей. (на столах смайлики настроений, в группе принимают решение)
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
Литературная галерея
А с каким настроением воспринимал зиму И.А. Бунин, мы сейчас.узнаем.
4.Работа над произведениями.
Первичное восприятие.
Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)
Какую картину вы представили?
Работа над анализом стихотворения
Чтение, пометка непонятных слов.
Какие непонятные для вас слова встретились?
Словарная
Словарная работа
(соединить понятие- определение)
(работа в парах)
Холодом пахнуло –
повеяло, подуло, почувствовался холод
Ярким пурпуром –
красным цветом
Пред –
перед
Буря бушевала —
дул сильный ветер
Снегом понесло –
пошёл первый снег
Вереницею –
ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом
Закат –
это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером
Ребята, какую картину нарисовало вам ваше воображение, когда вы читали это стихотворение?
Какую поду вы себе представили?(снежную, холодную, сырую)
Какой был закат?(яркий, красный)
4.1 Чтение через строку
4.2 Выборочное чтение
(работа в группах)
(в конверте задание для каждой группы)
Прочитайте строки, в которых говорится о первом снеге.
Прочитайте строки, где говорится о закате
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что последние птицы улетают в далёкие края
А какие птицы улетают последними?(гуси и утки)
А первыми?(стрижи, ласточки и трясогузки)
Кто не улетает на юг?(воробей,голубь, сорока, снегирь, ворона)
Как мы должны помогать этим птицам зимой?(сыпать корм)
* Физ.пауза « Снежинка»
5 Подготовка к выразительному чтению.
Расставим паузы в этом стихотворении.
«Зимним
холодом
пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.
— «На
поля
и на
леса
». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.
— «Ярким
пурпуром
зажглися» — подчеркну «пурпуром»
— «Пред закатом
небеса
» — большая пауза, подчеркну слово «небеса».
— «Ночью
буря
бушевала», — маленькая пауза, подчеркну слово «буря».
— «А с рассветом на
село
», — маленькая пауза, подчеркну слово
« село».
— «На
поля
, на
сад
пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».
— «
Первым
снегом понесло…» — большая пауза, подчеркну слово «первым».
— « И
сегодня
над широкой» — подчеркну слово «сегодня».
— «
Белой
скатертью полей» — подчеркну слово «белой».
— «Мы
простились
с запоздалой» — подчеркну слово «простились».
— «Вереницею
гусей
». – подчеркну слово «гусей».
6 Выразительное чтение стихотворения детьми.
Галерея творчества
IV
Работа над произведениями.
Творческое задание
.(разноуровневые задания)
1 группа Составление синквейна
Ключевое слово «Снежинка»
Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»
—
Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.
2 группа
Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…… ….летала
….. …..упала-
3 группа Вставьте пропущенные слова
Зимним ……… пахнуло
На поля и на леса.
Ярким ……… зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью …… бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на ….. пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой ……. полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею ……. .
4 группа
Восстанови правильную последовательность событий
На поля и на леса.
Зимним холодом пахнуло
Пред закатом небеса.
Ярким пурпуром зажглися
А с рассветом на село,
Ночью буря бушевала,
Первым снегом понесло.
На пруды, на сад пустынный
Белой скатертью полей
И сегодня над широкой
Вереницею гусей.
Мы простились с запоздалой
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения
Выучить стихотворение наизусть или придумать своё стихотворение
2. Речевая разминка
Снежинки.
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку,
Пушистую льдинку,
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
3.
— Мы говорили о зиме.
—
—
2. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Аркадия Мельникова.
Снежинки.
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку,
Пушистую льдинку,
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
3.
Определение темы урока. Постановка цели урока.
О каком времени года мы говорили сейчас?
— Мы говорили о зиме.
Откройте учебник на странице 190 и прочитайте название главы. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать?
Верно. Могут ли разные поэты писать стихотворения о зиме одинаково?
— Поэты думают по разному, видят красоту природы по своему, поэтому стихотворения будут не одинаковы.
Кто догадался, как называется тема нашего урока?
— Тема урока «Чтение стихотворений о зиме».
Чему вы должны сегодня научиться?
V
II
РЕФЛЕКСИЯ
Проблемный вопрос???
-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?
Я познакомился…
Мне понравилось….
Я затруднялся…
С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
Символом Зимы мы называем …(снежинку)
Давайте посчитаем наши достижения, заработанные в теч.урока. Оценивание.
Покажите снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого — если есть какие – то сомнения
Нарисуйте своё настроение
Итог. слова учителя
Я желаю всем, чтобы завтрашнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми снежинками. И чтобы с первым снегом
пришла радость.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Анализ стихотворения «Первый снег» Бунина
«Первый снег» — стихотворение, которое принадлежит к раннему творчеству поэта. Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. Детство автора прошло в деревне, поэтому он научился замечать красоту природы.
В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. Это становится понятно с первой строфы. Кругом веет ароматом морозной свежести. Небо окрашено в багряные цвета. Все описано понятной речью, потому что есть присутствие лирического героя. Стих состоит из трёх частей, в каждую заложен определённый смысл.
Ощущаются изменения в природе. Используя объективные эпитеты, кажется, что все природные явления происходят в настоящий момент. С самого начала есть первые признаки зимы. Это заметно по морозной свежести в полях и лесах, цвету заката. Тем самым, предвещается наступление настоящей зимы.
Прочитав вторую строфу, можно заметить некоторую тревогу. В этой части, наблюдая за изменениями в природе, поэт ждёт, когда выпадет первый снег. Но не только он томится в ожидании. Природа тоже это предчувствует. Листья опали с деревьев, не наблюдается цветов. Поля и сады опустели. Все готово к наступлении холодного времени года.
В третьей части ожидания оправдываются. Ночью слышится буря, а когда рассветает, то видны летящие хлопья снега. Происходит прощание с осенью, которое подчеркивается запоздалой вереницей гусей. Герой становится свидетелем, который наблюдает за сменой времён года.
Описывая приход зимы, становится заметен положительный настрой героя, его мечта о преображении мира. Он видит в этом светлый праздник и принимает жизнь во всех проявлениях.
В последних строчках присутствует чувство грусти. Поэт немного грустит о прошедших тёплых днях. Но скоро они вернутся. А события и само время уже не сможет вернуться. Именно от этого присутствует небольшая тоска. Прошедшие дни выражаются с помощью улетевшей вдаль вереницей.
Совмещение красных и белых цветов помогают проще описывать, показав причастность природных явлений к мироощущению лирического персонажа. Он является частью природы. Этому свидетельствует его употребление местоимения «мы».
Стихотворение Бунина передаёт движущуюся природу, ее жизнь, наводит на раздумья. Умело демонстрируется иллюзия того, что действия происходят прямо сейчас. Видно, как сильно, автор любит родную землю.
Б. Кустодиев. Морозный день. 1913 год
Александр Пушкин пропускает балы, Корней Чуковский ругает снег, а Михаил Булгаков отмечает первый успех.
Хотя на календаре всего лишь 1 декабря, воображение уже рисует яркое зимнее небо, снег, красиво лежащий на ветвях деревьев, лыжную прогулку и прилет снегирей. Предлагаем отметить первый день зимы, перечитывая письма и дневниковые записи прозаиков и поэтов XIX и XX века. Чем жила зимняя Москва 100 и более лет назад — в материале mos.ru.
Пушкин находится в отпуске
«Москва полна еще пребыванием двора, в восхищении от царя, и еще не отдохнула от балов; Цыхлер сделал в один месяц 80 тысяч чистого барыша. А. Корсакова выходит за князя Вяземского. Вот тебе все наши новости».
Такие строки в начале декабря 1831 года получила Наталья Гончарова, совсем недавно ставшая Пушкиной. К этому времени супруги уже переехали из Москвы в Санкт-Петербург, где Александр Сергеевич служил в Коллегии иностранных дел. В родной Москве, где оставались родители, любимый дядя и многие друзья, поэт приехал в отпуск. Наталья Николаевна осталась дома, так как не очень хорошо себя чувствовала: в то время она была беременна первой дочерью. Скучая по жене, Пушкин часто писал ей обо всем, что с ним происходило.
В вышеупомянутом письме он рассказывает «своему ангелу» о помолвке друга, князя Вяземского, с одной из дочерей помещиков Корсаковых — Александрой. Последняя, вероятно, стала прототипом таинственной московской красавицы из седьмой главы «Евгения Онегина». По крайней мере, в этом был уверен сам Вяземский.
Александр Сергеевич неслучайно делает акцент на теме балов — он был страстным поклонником танцевальных вечеров. В следующем письме, отправленном вскоре, он сетует, что до сих пор ему не удалось там побывать.
«Что скажу тебе о Москве? Москва еще пляшет, но я на балах еще не был. Вчера обедал в Английском клубе; поутру был на аукционе Власова».
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Гоголь ждет в гости матушку
Зимой 1839 года Николай Гоголь приехал в Москву из Рима — своего любимого города. Вернуться в заснеженную Россию его заставил семейный долг, которым нельзя было пренебречь, — он должен был устроить судьбу своих сестер Анны и Елизаветы, только что закончивших Женский патриотический институт (учебное заведение для осиротевших дочерей военных существовало в Санкт-Петербурге с 1813 по 1918 год). Что делать дальше, девушки не знали, а потому брат решил взять все в свои руки и перевезти их в Москву.
Судьбу сестер он не доверил даже своей матери, Марии Ивановне Гоголь-Яновской. В конце декабря он жаловался в письме своему другу и однокласснику Александру Данилевскому, директору училищ Полтавской губернии, на ее сложный характер. Он опасался, что мать, руководствуясь лучшими побуждениями, может навредить дочерям: «сделает их несчастными и потом всю вину сложит на бога, говоря, что так богу угодно было попустить».
Тем не менее Гоголь, отчаянно скучавший в зимней Москве по римскому солнцу и занятый делами сестер, не мог не думать и о том, чтобы сделать приятное и Марии Ивановне. Далее в письме он просит Данилевского о помощи:
«Но желая исполнить сыновний долг, то есть доставить случай маминьке меня видеть, приглашаю ее в Москву, на две недели. Мне же предстоит, как сам знаешь, путь не малый в мой любезный Рим, где там только найду успокоение. Дух мой страдает. Ради бога, коли тебе будет можно, дай сколько-нибудь маминьке на дорогу, рублей около пятисот, коли можешь. Очень, буду тебе благодарен. У меня денег ни гроша, все, что добыл, употребил на обмундировку сестер. Еще лучше ты сделаешь, если приедешь вместе с маминькой моей в Москву. И ей в дороге будет лучше, и тебе дешевле, и мне приятнее, потому что я буду иметь случай тебя еще раз обнять».
Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах
Тургенев слушает бурю
«Снежная буря с самого утра бушует, плачет, стонет, воет на унылых улицах Москвы — ветви деревьев под моими окнами сплетаются и извиваются, словно грешницы в аду, сквозь этот шум доносится грустный звон колоколов…» (Из письма, написанного зимой 1867 года, точная дата неизвестна.)
Адресат письма — подруга Ивана Тургенева, мировая знаменитость певица Полина Виардо. Один из самых близких людей писателя, она несколькими годами ранее предложила забрать к себе в Париж его дочь Пелагею, над которой издевалась бабушка, — девочка родилась у крепостной, принадлежавшей матери Ивана Сергеевича.
За границу Тургенев впервые уехал в 1843 году, познакомившись с Виардо, которая была в Санкт-Петербурге на гастролях. Он увлекся ею, добился аудиенции и вскоре уже мчался за ней в Париж. С 1863 года он постоянно проживал в Европе, принимая активное участие в культурной жизни, общаясь с иностранными писателями и пропагандируя русскую литературу.
Уезжая по делам в Россию, Иван Сергеевич очень скучал по подруге. В разлуках он писал ей длинные обстоятельные письма не только о самых важных новостях, но и о повседневных мелочах. Например, о погоде, которая часто в Москве оставляла желать лучшего.
Чуковский очень недоволен снегом
«Погода на улице подлая: с неба сыплется какая-то сволочь, в огромном количестве, и образует на земле кашицу, которая не стекает, как дождь, и не ссыпается в кучи, как снег, а превращает все улицы в сплошную лужу».
Такую запись в своем дневнике сделал в 1923 году Корней Чуковский. Он очень не любил зиму, считая, что холод не приносит ничего, кроме болезней и страданий. В это сложно поверить, зная его жизнерадостное детское стихотворение «Перед праздником зима»:
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
1923 год, впрочем, принес Чуковскому не только скверную зимнюю погоду, но и публикацию двух важных детских книг в стихах — «Мойдодыра» и «Тараканища».
Булгаков не верит своему счастью
В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. До этого он долго работал врачом, но в новом городе не хотел заниматься медициной, предпочитая литературную деятельность. Но это оказалось не так просто. Сначала Михаил Афанасьевич поступил секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе. После расформирования отдела, чтобы хоть как-то заработать денег, будущий автор «Мастера и Маргариты» устроился хроникером в «Торгово-промышленный вестник», затем обработчиком писем в газету «Гудок». Также он сотрудничал с изданиями «Рабочий», «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия». Но денег не хватало, он рассматривал любую работу — даже пошел в бродячий коллектив актеров. Времени на собственное творчество почти не оставалось.
В феврале 1924-го все изменилось. Москва наконец распахнула для писателя свои объятия. Его мистическую повесть «Дьяволиада» — историю о делопроизводителе Короткове, которого свела с ума бюрократическая машина, — напечатали в солидном издании, литературном альманахе «Недра». Взволнованный, в понедельник, 25 февраля, он сделал запись в своем дневнике:
«Сегодня вечером получил от Петра Никаноровича свежий номер (альманаха) “Недра”. В нем моя повесть “Дьяволиада”. Это было во время чтения моего — я читал куски из “Белой гвардии” у Веры Оскаровны З. По-видимому, и в этом кружке производило впечатление. В(ера) О(скаровна) просила продолжать у нее же. <…> Итак, впервые я напечатан не на газетных листах и не в тонких журналах, а в книге альманаха. Да-с. Скольких мучений стоит!»
Эта публикация стала для Булгакова главным достижением первых московских лет. Уже осенью он уехал из «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, где коротал тяжелые дни, и больше сюда не вернулся.