Сочинение на тему Слава науке 7 класс
Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов. Но самое главное и ценное, что сделала наука, так это большой прогресс в области медицины. С помощью нее было создано множество вакцин от смертельно опасных заболеваний.
Еще во времена географических открытий, наука резко прогрессировала в развитии. С большой скоростью начало развиваться кораблестроение, а также такие науки, как астрономия, навигация, инженерия. Развивалась техника и различная промышленность. А в двадцатом веке большими темпами началась развиваться медицина, строительство, а также машиностроение и другие немаловажные отрасли науки.
В настоящее время наука очень важна и полезна. В любую минуту человек может поговорить с тем, кто от него находится очень далеко с помощью полезных гаджетов или может полностью продиагностировать свое здоровье. С помощью науки мы можем даже летать. Благодаря науке мы живем в комфортных условиях, любой человек может с комфортом передвигаться на большие расстояния, даже можно работать, не выходя из дома, используя гаджеты и интернет. Наука заметно облегчила жизнь всем людям. Поэтому хочется прокричать: «Слава науке!».
Посмотрите, насколько сильное развитие у науки. В древнейшие времена не было абсолютно ничего, люди добывали себе огонь и еду сами, а также создавали орудия труда для этого, даже не было одежды. А сейчас, достаточно сходить в магазин или даже просто позвонить по телефону, и еду Вам привезут домой.
Проще говоря, наука-это желание человека узнать и изучить что-то новое, создавать те вещи, которые будут полезны всем. Ведь каждый человек может внести свой большой и малый вклад в научный прогресс. Сначала люди учатся в школе, там получают первые знания, затем в институтах получают еще полезные навыки. Затем кто-то из этих людей может стать ученым и изобретет лекарства он неизлечимой болезни, а кто-то другой будет заниматься экологией и попытается ее сохранить, кто-то третий будет изобретать новую полезную технику.
Вариант 2
На каждый аспект нашей жизни так или иначе влияет наука. Каждое утро мы просыпаемся от шума машин и ложимся спать, включая кондиционеры. Одежда, которую мы надеваем, еда, которую мы едим, наши развлечения, удовольствие; каждая вещь была под влиянием науки. Наука гораздо больше, чем электричество, которое мы используем, или механизированная транспортная система, которой мы наслаждаемся. Наука вышла далеко за рамки этого, и сегодня мы можем связаться с любым человеком, сидящим в другой части мира в течение нескольких минут. Проще говоря, наука сделала нашу жизнь проще и удобнее.
Наука внесла свой вклад в каждую сферу человеческой жизни. Вот некоторые из наиболее важных областей:
• Спасительные лекарства. Раньше люди умирали от туберкулеза, ветряной оспы, полиомиелита и других болезней, которые сегодня можно легко вылечить и предотвратить с помощью современной медицины.
• Наука помогла нам преодолеть дистанцию: еще один доказанный факт. Ранее, до изобретения автомобилей, самолетов или любой другой формы современной транспортной системы, нам требовалось несколько дней, чтобы преодолеть определенное расстояние. Принимая во внимание, что сегодня такое же расстояние можно преодолеть за пару часов это также легко и удобно, благодаря вкладу науки.
• Общение: сегодня все, что нужно, чтобы связаться с кем-то, сидящим в отдаленном уголке мира, — это щелчок мышью. Кто бы мог подумать об этом до изобретения телефона? Система связи продолжала развиваться с изобретением различных других технологий, таких как мобильные телефоны , интернет , спутники и т. Д.
• Электричество: это, пожалуй, самый важный вклад науки. Электричество считается основой современной человеческой цивилизации. Представьте себе пару часов, когда весь город отсоединен от электричества. Жизнь остановится. Будь то связь , транспорт или даже развлечение в этом отношении, каждый аспект нашей жизни процветает на электричестве.
Это лишь небольшой вклад науки в развитие человеческого общества. Есть много других способов, которыми мы извлекли выгоду из различных научных изобретений и открытий. Процесс продолжается.
Наука пережила как большие перемены, так и периоды упадка, но все же выжила. Воскресла из пепла, начала все сначала и достигла практических результатов. Ученые не давали исчезнуть знаниям. И я хочу сказать: «Слава науке! И слава тем, кто не сдался в своей области исследований».
Можно упомянуть некоторых знаменитых ученых, рассказать об их важнейших открытиях, о том, как они начинали, и о том, как их открытия изменили нашу жизнь. Но самое важное-это помнить: все, чем человек наслаждается в своей жизни, он обязан науке.
Слава науке
Несколько интересных сочинений
Комедия «Ревизор» автора Николая Васильевича Гоголя показывает нам главного героя персонажа Ивана Хлестакова не как конкретное явление, а как явление в целом. Его имя носит целый порок человечества
Рассказ «Юшка» — это история жизни человека, который умел любить окружающих самозабвенно и бескорыстно. Он отдавал этой любви всего себя, полностью растворяясь в ней. Но также это история о несовершенстве этого мира
Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.
Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей
На этой неделе мы с одноклассниками ходили в театр оперы и балета. Я уже бывал в театре раньше с моими родителями, но театр оперы и балета я посещаю впервые. Так что первый балет, который я видел вживую — это «Лебединое озеро».
4279. Сочинение на тему Слава науке 7 класс Русский язык
Сочинение — Слава науке. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов. Но самое главное и ценное, что сделала наука, так это большой прогресс в области медицины. С помощью нее было создано множество вакцин от смертельно опасных заболеваний.
Еще во времена географических открытий, наука резко прогрессировала в развитии. С большой скоростью начало развиваться кораблестроение, а также такие науки, как астрономия, навигация, инженерия. Развивалась техника и различная промышленность. А в двадцатом веке большими темпами началась развиваться медицина, строительство, а также машиностроение и другие немаловажные отрасли науки.
В настоящее время наука очень важна и полезна. В любую минуту человек может поговорить с тем, кто от него находится очень далеко с помощью полезных гаджетов или может полностью продиагностировать свое здоровье. С помощью науки мы можем даже летать. Благодаря науке мы живем в комфортных условиях, любой человек может с комфортом передвигаться на большие расстояния, даже можно работать, не выходя из дома, используя гаджеты и интернет. Наука заметно облегчила жизнь всем людям. Поэтому хочется прокричать: «Слава науке!».
Посмотрите, насколько сильное развитие у науки. В древнейшие времена не было абсолютно ничего, люди добывали себе огонь и еду сами, а также создавали орудия труда для этого, даже не было одежды. А сейчас, достаточно сходить в магазин или даже просто позвонить по телефону, и еду Вам привезут домой.
Проще говоря, наука-это желание человека узнать и изучить что-то новое, создавать те вещи, которые будут полезны всем. Ведь каждый человек может внести свой большой и малый вклад в научный прогресс. Сначала люди учатся в школе, там получают первые знания, затем в институтах получают еще полезные навыки. Затем кто-то из этих людей может стать ученым и изобретет лекарства он неизлечимой болезни, а кто-то другой будет заниматься экологией и попытается ее сохранить, кто-то третий будет изобретать новую полезную технику.
Вариант 2
На каждый аспект нашей жизни так или иначе влияет наука. Каждое утро мы просыпаемся от шума машин и ложимся спать, включая кондиционеры. Одежда, которую мы надеваем, еда, которую мы едим, наши развлечения, удовольствие; каждая вещь была под влиянием науки. Наука гораздо больше, чем электричество, которое мы используем, или механизированная транспортная система, которой мы наслаждаемся. Наука вышла далеко за рамки этого, и сегодня мы можем связаться с любым человеком, сидящим в другой части мира в течение нескольких минут. Проще говоря, наука сделала нашу жизнь проще и удобнее.
Наука внесла свой вклад в каждую сферу человеческой жизни. Вот некоторые из наиболее важных областей:
• Спасительные лекарства. Раньше люди умирали от туберкулеза, ветряной оспы, полиомиелита и других болезней, которые сегодня можно легко вылечить и предотвратить с помощью современной медицины.
• Наука помогла нам преодолеть дистанцию: еще один доказанный факт. Ранее, до изобретения автомобилей, самолетов или любой другой формы современной транспортной системы, нам требовалось несколько дней, чтобы преодолеть определенное расстояние. Принимая во внимание, что сегодня такое же расстояние можно преодолеть за пару часов это также легко и удобно, благодаря вкладу науки.
• Общение: сегодня все, что нужно, чтобы связаться с кем-то, сидящим в отдаленном уголке мира, — это щелчок мышью. Кто бы мог подумать об этом до изобретения телефона? Система связи продолжала развиваться с изобретением различных других технологий, таких как мобильные телефоны , интернет , спутники и т. Д.
• Электричество: это, пожалуй, самый важный вклад науки. Электричество считается основой современной человеческой цивилизации. Представьте себе пару часов, когда весь город отсоединен от электричества. Жизнь остановится. Будь то связь , транспорт или даже развлечение в этом отношении, каждый аспект нашей жизни процветает на электричестве.
Это лишь небольшой вклад науки в развитие человеческого общества. Есть много других способов, которыми мы извлекли выгоду из различных научных изобретений и открытий. Процесс продолжается.
Наука пережила как большие перемены, так и периоды упадка, но все же выжила. Воскресла из пепла, начала все сначала и достигла практических результатов. Ученые не давали исчезнуть знаниям. И я хочу сказать: «Слава науке! И слава тем, кто не сдался в своей области исследований».
Можно упомянуть некоторых знаменитых ученых, рассказать об их важнейших открытиях, о том, как они начинали, и о том, как их открытия изменили нашу жизнь. Но самое важное-это помнить: все, чем человек наслаждается в своей жизни, он обязан науке.
Сочинение на тему «Слава науке и техническому прогрессу» для 7 класса
В последнее столетие наука развивалась и развивается очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10–15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.
«Слава науке» — сочинение, 7 класс
Вариант 1
Наука- одна из немногих вещей, которые всегда будут актуальны и никогда не забудутся со временем и то, что является действительно важным и ценным в современном мире. Почти вся наша жизнь проходит вокруг научных законов и изобретений. Большую часть нашей жизни, а иногда и всю жизнь мы отдаем науке.
Мы начинаем с малого: учим буквы, слова, цифры, времена года, затем 11 лет получаем образование в школе, а затем, каждый сам выбирает, что и где ему изучать. И даже после окончания вуза, университета или другого образовательного учреждения, мы всю жизнь чему-нибудь учимся.
Интеллект и образованность — как никогда актуальны в наше время. Малые и большие все больше читают книги, сократился уход учеников после 9 класса, толпы желающих получить высшее образование с каждым годом все увеличивается. Наш век — век прогресса и изобретений. За еще совсем маленький 21 век, был совершен такой скачек в науке, было столько всего создано, сколько не создавалось ранее. Это непременный повод для гордости, повод начать учиться и познавать новое. Ведь наука- это самый ценный дар, данный человеку.
Вариант 2
Наука — это область человеческой деятельности, направленная на сбор данных об окружающем нас мире. Наука была и остается актуальна во все времена.
Представим себе древнейшие времена, когда люди только учились добывать огонь, готовить на нем пищу, создавать орудия труда для охоты и для обработки земли. Да они тогда даже носили только тазобедренные повязки.
Современный же мир кардинально отличается от того времени. Нам уже не нужно прилагать столько усилий чтобы элементарно выжить. Чтобы приготовить кушать нам нужно просто сходить в магазин, купить продукты, прийти домой, где есть все условия для комфортного проживания, включить газплиту или микроволновку и спокойно приготовить что захотим. Я уже не говорю о наших развлечениях, начиная от телефона, интернета, телевизора и заканчивая автомобилем, кинотеатром и даже полетом на луну.
Это все благодаря науке. Поэтому думаю можно с уверенностью сказать спасибо всем учёным и СЛАВА НАУКЕ!
Вариант 3
Слава науке — нянюшке человечества.
Стремление человечества изучать и постигать новые границы двигает нашу жизнь вперед.
Всё начиналось с малого: люди изучали огонь, свойства растений, вкус животных. Веками позже уже строили теории о медицине, природе, звёздном небе и многом другом. Тысячелетиями позже мы летаем в космос, умеем искусственно выращивать камни, создаём новые виды животных. И ведь наука не стоит на месте. Представляете, что будет ещё лет через пятьсот?
Стремление постигать и понимать ведёт человечество к будущему. Пусть не всегда это понимание правильно (помните, плоскую Землю или убеждение, что все болезни от запаха?), Но методом проб и ошибок, человечество развивается, узнавая о себе, о своем мире новое.
Наука развивается вместе с нами, появляются новые теории, новые отрасли, новые темы для открытий, дискуссий, опытов. Подумать только, три тысячи лет назад никто не подумал бы, что можно изучать людей не только изнутри (медицина), но и в социокультурном аспекте, а сейчас сколько различных отраслей науки изучают малые народы, субкультуры, менталитет тех или иных народов…
С уверенностью можно сказать, что образование — бесконечный процесс, а наука — бесконечная область познания мира.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Весенний солнечный день Юона (8, 9 класс)
Перед нами картина Константина Юона «Весенний солнечный день». Эта картина привлекает нас свои цветом, огромное множество разноцветных ярких красок, художник тем самым подчеркивает, что в этом маленьком провинциальном городке наступает весна. - Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5. 6 класс)
Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа - Юмористический рассказ о смешном случае из жизни сочинение
Хочу познакомить вас с одним забавным случаем. Его мне рассказали родители. История уходит в прошлое, когда мама и папа были совсем юными.
Сочинение на тему «Начинающим путь науки»
Я уверен: очень немногое может быть сравнимо с чувствами человека, когда он сделал научное открытие. Он узнал новое, еще совершенно неизвестное, своим открытием прославив нашу страну. Именно это и дает наивысшее удовлетворение ученому. Каждый год в науку идут молодые специалисты. Они включаются немедленно в самые трудные области еще недавно казавшиеся фантастическими.
Они занимаются проблемами атома, космоса, продлением жизни человека, вступают в борьбу со СПИДом и раком. Продвижение в науке невозможно без любви к своей профессии, без преодоления трудностей. Наука требует героизма.
Это как раз свойственно молодости. Она несет с собой уверенность, что сумеет вписать новые страницы в книгу истории. И это прекрасно. Наука открывает необозримое поле деятельности. И никогда нельзя будет сказать, что все уже открыто, что окончательно решены все проблемы. Поэтому я желаю всем, начинающим путь в науке (физике, химии, математике, медицине, астрологии и т. д.), новых открытий, мужественного преодоления всяческих преград, большей уверенности в себе. А самое главное, чтобы вами и вашими открытиями гордилась страна и вы сами.
Сочинение «Слава науке» 7 класс по Ломоносову
Михаил Ломоносов – выдающийся российский ученый и поэт 18-го века. Да-да, этот человек сочетал в себе талант и ученого, и блестящего литератора, и даже художника. Даже среди гениев редко встречаются такие «универсалы», это удивительный феномен природы.
В 19 лет он явился в Москву пешком из далёкой северной деревни. А окончил жизнь академиком и профессором. Он достиг многого в химии и физике, астрономии и географии, геологии и истории. Наука и просвещение были самой его жизнью, ее смыслом.
В честь науки Михаил Ломоносов написал немало произведений. Чаще всего это оды – стихотворения высокого жанра, где наука и образование воспеваются. «Науки юношей питают, отраду старцам подают» — это самые известные строчки Ломоносова.
В этой оде Ломоносов говорит о практическом значении наук, о том, что они везде пригодятся. Ведь даже дома знания помогают решать трудности в быту: «Науки пользуют везде – среди народов и в пустыне».
А в остроумном стихотворении «Случились вместе два астронома» Ломоносов шуткой доказывает, что Земля вертится вокруг солнца. «Где повара в миру сыскать такого, чтоб он вертел очаг кругом жаркого?»
Зачем Ломоносову так часто повторять о том, что наука и образование важны? Будто и без того не знают этого люди? Да, не всегда люди об этом помнят. Часто учиться дети не хотят, а родители думают, что они проживут и так. А во времена Ломоносова и совсем мало кто из людей был грамотным.
Научные и литературные труды Ломоносова
Труды и открытия Ломоносова в области естественных наук очень велики и значительны. Это признавали такие известные европейские ученые того времени, как Вольф и знаменитый математик Эйлер, который писал, что он не знает никого, кто мот бы лучше Ломоносова разъяснить или доказать какой-нибудь трудный вопрос; Эйлер считал, что Ломоносов приносит честь не только Академии Наук, но и всей русской нации. Ломоносов написал множество трудов по физике, химии, астрономии и металлургии. Очень важны были его наблюдения над электричеством; он высказал предположение, что северное сияние происходил от электричества, что было впоследствии доказано в науке. Ломоносов доказывал также, что гроза происходит от атмосферного электричества; он установил первый в России громоотвод, причем работавший вместе с ним профессор Рихман был убит молнией. В области металлургии Ломоносов сделал открытия, определив, что янтарь, считавшийся в те времена минералом, есть окаменевшая смола; что каменный уголь образуется из разложения растительных остатков. В области астрономии он первый открыл атмосферу вокруг Венеры и в своем сочинении «Явление Венеры на солнце наблюденное» развил замечательную религиозную мысль о том, что занятия естественными науками ведут к изучению Божьего творения, и что нет противоречия между Святым Писанием и наукой. Создатель дал людям две книги, говорит Ломоносов: одна из них — природа, которая есть Евангелие «немолчно благовествующее Творческую силу, премудрость и величество»; другая книга возвещает Его волю, это книга Святого Писания — Библия.
В доказательство своей мысли Ломоносов приводит творения св. Отцов Церкви, указывает на «Шестоднев» Василия Великого, на богословие Иоанна Дамаскина. По истории Ломоносов написал «Краткий Российский летописец» и «Российскую историю», которую он довел до смерти Ярослава Мудрого. Ломоносов доказывал, что первые князья русские, плававшие по Балтийскому морю, были славянского, а не скандинавского происхождения. С горячим патриотизмом, опираясь на серьезные исторические и научные доказательства, защищает Ломоносов эту мысль, опровергая теорию Миллера, который считал (как многие другие историки того времени), что государственный строй в России создан князьями из чужеземного племени, что поэтому русский народ не имеет права называться великим народом. Ломоносов написал несколько филологических сочинений: грамматику, риторику, «Письмо о правилах Российского стихотворства» и «О пользе книг церковных в Российском языке». Грамматика Ломоносова в сущности — первая русская грамматика, в которой он отделяет русский язык от церковнославянского и делит его на областные наречия, считая, что лучшее и самое красивое наречие принадлежит московской области.
Ломоносов горячо любил и высоко ценил красоту русского языка. Посвящая грамматику Великому Князю Павлу Петровичу, он писал: «Карл У‑й, римский император, говорил, что ишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно: ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Риторика Ломоносова — сочинение не самостоятельное. Он излагает в ней все правила схоластической теории словесности. Но это был первый учебник риторики на русском языке, до Ломоносова риторику преподавали только по латыни.
Кроме того в своей Риторике Ломоносов приводит множество цитат из древних и новейших писателей: Гомера, Анакреона, Виргилия, Горация, Камоэнса и других; все эти цитаты прекрасно переведены самим Ломоносовым. Письмо о правилах Российского стихотворства» было уже упомянуто в биографии Ломоносова; оно было написано в виде приложения к оде «На взятие Хотина», и в нем Ломоносов доказывает необходимость употребления тонического стихосложения в русской поэзии.
В сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов высказывает свою знаменитую теорию «трех штилей», оказавшую большое влияние на русскую литературу. Ломоносов делит все слова русского языка на три разряда. К одному разряду относятся слова, одинаково употребляемые в славянском и в разговорном русском языке, как например: Бог, слава, рука, ныне, почитаю; ко второму разряду относятся чисто славянские слова, которые, однако, понятны всякому грамотному человеку: отверзаю, Господен, насажденный, взываю; к третьему разряду относятся слова чисто русские, которых в церковно-славянском языке вообще нет, как например: (говорю, ручей, который, пока, лишь.
Согласно этому делению слов на три разряда Ломоносов развивает свою «теорию трех штилей», — высокого, среднего и низкого. Высокий стиль должен состоять из слов первого разряда, «славяно-российских» с примесью чисто-славянских, но не слишком устарелых. Этим стилем надо писать героические поэмы, оды и «прозаичные речи о важных материях». Средний стиль должен состоять из чисто русских слов (третьего разряда), к которому весьма осторожно можно прибавлять некоторые общеупотребительные славянские выражения.
Этим стилем следует писать все театральные сочинения, «в которых требуется обыкновенное человеческое слово, к живому представлению действия». Низкий стиль состоит из слов третьего разряда, т. е.
— чисто-русских, и славянских выражений в него допускать нельзя. Этим стилем надо писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описания обыкновенных дел». «Теория трех штилей» Ломоносова была свойственна духу ложно-классического направления литературы; она надолго поставила русских писателей в очень стеснительные рамки, вредившие ясности и простоте языка.
Ломоносов был очень талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он смотрел на него часто, как на способ красиво и привлекательно выражать свои научные взгляды и мысли, т. е. заставляя поэзию служить утилитарным целям. Так, например, он написал И.
Низамова Алина Раифовна, учитель истории и обществознания МАБУ «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар — Алабуга» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Научные открытия и технические изобретения эпохи Великих географических открытий» (г. Елабуга).
Усовершенствование приборов, позволявших ориентироваться в океане (компас, лаг, астролябия), создание морских карт, а также потребность в новых торговых связях, способствовали Великим географическим открытиям и ускорили падение средних веков и наступление нового времени.
2 слайд.1492г. считается годом открытия Америки: экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов. В 1497- 1498 гг. Васко да Гамма на четырех судах обогнул Африку и достиг Индии. Окончательно подтвердил наличие огромного океана между Америкой и Азией Ф.Магеллан, осуществивший первое кругосветное плавание (1519-1521гг.), ставшее практическим подтверждением шарообразности Земли.
3 слайд Успех науки в этот период определился, прежде всего широким развитием эксперимента. Эксперимент породил и новые формы организации научных исследований: научные общества, академии. В Италии такое научно-исследовательское общество сформировалось из учеников Галилея в 1657г. под названием «Флорентийская академия опыта». 4 слайд В Англии, в 1662г. было организованно оформлено Лондонское королевское общество, ставшее высшим научным учреждением страны. Общество избрало своим девизом «ничего на словах», все должно доказываться опытом. В Париже была учреждена Королевская Академия наук (1663г.). Успешная деятельность этих обществ способствовала развитию экспериментальной науки.
Постановка опытов привела к созданию научных приборов. В истории техники нередки случаи, когда изобретение связывают не с именем его творца, а с тем, кто наиболее удачно использовал изобретение или возвестил о нём миру. Например, первые конструкции телескопов называют именами Галилея, Кеплера и Ньютона.
5 слайд Начало этому было положено в 1590г., когда голландский оптик З. Янсен изобрел микроскоп с двумя линзами. С 1609-1610 оптики-ремесленники во многих странах Европы изготавливают подобные микроскопы. 6 слайд Галилей, услышав об этом, самостоятельно построил свою зрительную трубу и произвел первый эксперимент, использовав трубу для небесных наблюдений. Зрительная труба Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета.
7 слайд По проекту Кеплера (1611г.) был построен первый телескоп. Телескоп Кеплера, где вогнутая линза заменена выпуклой, затем даёт перевёрнутое изображение. Он неудобен в качестве зрительной трубы, но в астрономических наблюдениях эта особенность не имеет принципиального значения. Изобретение труб поставило на очередь вопрос об их усовершенствовании и изучении способа их действия, т.е. стимулировало развитие оптики.
8 слайд Первые сложные микроскопы были изготовлены еще в конце XVI в. Микроскоп в виде простой лупы был построен еще в 1590г. и усовершенствован голландским оптиком Антонии Ван Левенгуком (1632-1723). А. Ван Левенгук достиг необычайного мастерства в шлифовании линз и сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Изготовив линзы с 150—300-кратным увеличением, он впервые наблюдал и зарисовал микроорганизмы: ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.
9 слайд Галилею принадлежит почин и в других важных изобретениях. Открытый им закон изохронности колебаний навел его на мысль приспособить маятник для регулировки часов. В его бумагах после смерти был найден проект маятниковых часов. Первые часы с маятником были изобретены и запатентованы голландским ученым Христианом Гюйгенсом 16 июня 1657г. описание этих часов, в которых впервые использовался принцип обратной связи для регулировки хода часов, было дано Гюйгенсом в сочинении «Часы», вышедшим в 1658г.
В 1674г. Гюйгенс предложил проект пружинных часов. Показательно, как свидетельство актуальности проблемы часов, что вокруг изобретений Гюйгенса разгорелся спор о приоритете. После публикации Гюйгенса ученик Галилея Вивиани опубликовал проект часов Галилея. Называли автором маятниковых часов и часовщика Иоста Бюрги, умершего в 1632г. на приоритет в изобретении пружинных часов претендовали член Лондонского королевского общества Р.Гук. Практика остро нуждалась в точных часах для определения долготы места, и изобретение часов явилось как бы выполнением «социального заказа». В свою очередь проблема часов поставила на очередь ряд важных механических и математических вопросов.
10 слайд Галилеем был изобретен также термометр, в котором впервые расширение тел было использовано для характеристики теплового состояния. Термометр Галилея был усовершенствован флорентийскими академиками, известным немецким ученым магдебургским бургомистром Герике и, наконец, Ньютоном. Окончательное завершение термометра путем создания термометрической шкалы с постоянными точками последовало в XVIII в.
11 слайд В 1642 году Блез Паскаль сконструировал 8-разрядную суммирующую машину. Эта машина представляла собой комбинацию взаимосвязанных колесиков с нанесенными на них цифрами от 0 до 9 и приводов. Когда первое колесико делало полный оборот от 0 до 9, в действие автоматически приводилось второе колесико. Когда и оно достигало цифры 9, начинало вращаться третье и так далее. Машина Паскаля могла складывать и вычитать, умножать (делить) лишь путем многократного сложения (вычитания).
12 слайд Особенно большой интерес вызвало открытие атмосферного давления учеником Галилея Эванджелиста Торричелли (1608-1647). Галилей еще не мог отрешиться от Аристотелевской концепции боязни пустоты и наблюдения флорентийских колодезных мастеров, что вода не может быть вытянута насосом на высоту более 10м., истолковал как наличие определенной измеримой силы «боязни пустоты». Торричелли же правильно объяснил наблюдение: вода в насосе колодца поднимается давлением воздушного океана, имеющим определенную величину, равную весу десятиметрового столба воды. Если заменить воду ртутью, то высота столба будет примерно в 13,5 раза меньше, а над этим столбом образуется вакуум – «торричеллиева пустота». Опыт с образованием «торричеллиевой пустоты» в трубке со ртутью проделал по указанию Торричелли в 1643г. Вивиани. Торричелли, повторяя этот опыт, заметил колебание высоты ртутного столба, указывающее на колебания атмосферного давления. Так был изобретен первый барометр. 13 слайд Опыт Торричелли повторил французский ученый Блез Паскаль, известный своими исследованиями по гидростатике. В 1647г. он произвел знаменитый опыт с восхождением на гору Пью де Дом с барометром. По мере поднятия на вершину горы высота ртути в барометре падала. В результате проведения опытов правильность теории атмосферного давления решительно подтвердилась. Так появилась новая единица измерения — миллиметр ртутного столба, — которой пользуются и по сей день, получили первую оценку массы земной атмосферы. Наконец, был предложен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление — ртутный барометр.
Флорентийские академики усовершенствовали конструкцию ртутного барометра. Одновременно барометры появились в Германии, Англии, Франции. Обсуждение способов получения вакуума стало волнующей проблемой. 14 слайд Ее решение привело к созданию воздушных насосов. Отто Герике в Магдебурге, Роберт Бойль в Англии были изобретателями насоса. Христиан Гюйгенс изобрел тарелку для колокола насоса и манометр, Дени Папен заменил кран насоса клапаном. Значения этих опытов вышли за пределы теоретического естествознания. Продемонстрировав огромную силу воздушного давления, авторы опытов с насосом натолкнули мысль изобретателей на изучение способов использования этой силы в технике.
15 слайд Английский механик Томас Севери первым стал использовать силу пара в технике. В 1698 году он получил английский патент на паровой камерный нагнетательно-всасывающий насос, который имел небольшую подачу и не мог поднимать воду на большую высоту. В 1707 году насос Севери был выписан Петром I и установлен в Летнем саду в Петербурге для подачи воды в фонтан.
Поистине революционным в военном деле стало изобретение пороха и огнестрельного оружия. К середине 14 в. порох, известный в Европе от арабов и описанный у Роджера Бэкона, начинают изготовлять в довольно широких масштабах. В Германии изобретателем доступного способа изготовления пороха долгое время считали некоего монаха по имени Бертольд Шварц, но это легендарная личность. Распространение пороха и огнестрельного оружия положило конец господству рыцарского сословия и изменило не только способы ведения войны и набора армии, но и образ жизни. Бесполезными оказались огромные стены замков, тяжелые доспехи, обучение рыцарским навыкам с детских лет. Одновременно с Европой порох появляется и на Руси. Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного оружия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале.
Повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшиеся в горнорудном деле. Таким образом, в XIV—XVII столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества. Новейшие открытия и изобретения стали интенсивно внедряться в хозяйственную жизнь, в создание новых образцов техники. В результате начались глубокие преобразования в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, коренным образом изменившие экономический уклад общества. Историки назвали этот период промышленной революцией.
В детстве я страшно хотела жить в эпоху Великих географических открытий. Современная эпоха меня интересовала мало. Почему??? Да потому что все новые земли уже давным-давно открыты! А детская душа жаждала приключений, опасных путешествий и новых знаний. Но машину времени ещё не изобрели, приходилось довольствоваться 20 веком, где уже давно сфотографирован каждый сантиметр земной поверхности.
Однако, даже в наше время возможны удивительные, пусть и небольшие, географические открытия. Такое и приключилось со мной в самом конце апреля! И снова героем моих приключений стал Крым! Точнее, бывшая столица полуострова — город Старый Крым.
Это маленький провинциальный городок на востоке полуострова. Население всего несколько тысяч человек. О нём почти неизвестно широкому кругу туристов, да и узкий круг этих самых туристов тоже не сильно со Старым Крымом знаком.
Я о нём узнала совершенно случайно и это знание стало настоящим Великим географическим открытием лично для меня. Эмоций в связи с этим открытием было много, и все эти эмоции были совершенно разные. Они совсем не хотели складываться в единую картину и до сих пор у меня какая-то мозаика в голове, а не цельный путеводитель, который гладко стелется по бумаге.
Я попробую в этом отзыве составить некий свой топ интересных мест города, которые вызвали у меня особый эмоциональный отклик.
- О древних мечетях и весне.
Крымская территория заселена с самых тёмных (или светлых, тут кому как) веков человечества.
Это факт. И так же факт, установленный археологами, что на территории Старого Крыма люди проживали с 5го тысячелетия до новой эры. От тех времён конкретно здесь мало, что осталось, да не очень это и интересно простому обывателю, не фанату палеолита. А вот в новую эпоху тут много чего интересного происходило, и это достойно самого пристального изучения. Во времена Великого шёлкового пути здесь образовался крупный торговый центр Къырым (да-да, именно этот городок и дал название полуострову). Был он настолько прекрасен и богат, что сделался столицей Крымского улуса Золотой Орды. В 13 веке он даже чеканил свою золотую монету, что по тем временам страшная редкость. Ко всему прочему, здесь располагался крупнейший в регионе невольничий рынок, куда не гнушались наведываться даже арабы. Они-то и прозвали Къырым вторым Багдадом за роскошные окрестные сады.
Генуэзские купцы в свою очередь Къырым звали Солхат (solcati — «ров» с итал.) из-за деления города на 2 части: мусульманскую и христианскую. И вот в эту кипучую эпоху в городе родился Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари, правитель Египта и Сирии, один из немногих, кто смог дать отпор монголов. И вот этот султан так нежно любил свою малую родину, что просто завалил подарками.
Одним из них стала мечеть, построенная в 1288 году.
Ныне от этой мечети остались весьма живописные развалины. Весеннее небо и цветущие деревья как нельзя лучше оттеняют древность места.
Но это не единственный мусульманский памятник города. Не менее интересно выглядит мечеть хана Узбека 1314 года постройки. Этот хан прославился тем, что сделал ислам государственной религией Золотой Орды. И всячески способствовал строительству культовых сооружений даже в отдалённых уголках своей империи.
Мечеть действует и поныне. Вход бесплатный, можно беспрепятственно изучать памятник и внутри, и снаружи.
И изучение это будет вызывать сплошной когнитивный диссонанс. Что таить греха, ну не похожа эта мечеть на мечеть, если бы не минарет, то вполне себе христианский храм эпохи ранней Византии.
Объяснения этому сходству нет. Но встречала мнение, что в те времена местные зодчие понятия не имели, как именно должна выглядеть мечеть и строили как умели. А умели они на тот момент строить христианские базилики.
3
Во дворе мечети можно увидеть и грандиозные развалины медресе 14 века, тоже бесплатно.
Но развалины развалинами, а весна в самом разгаре и требует движения. Ноги сами несут тебя по узким улочкам Старого Крыма в поисках дальнейших интересностей.
До поездки в Старый Крым я сталкивалась с интересным мнением, что это очень мусульманский город. Согласно переписи населения, татар здесь гораздо меньше, чем русских. Но да, это очень мусульманский город по своей внутренней атмосфере. Уж не знаю, что это подчёркивает: глухие заборы вокруг домовладений и садов, любопытные старички на лавочках или пустынность даже центральных улиц.
3
Кстати, единственная церковь, которая входила в мой список посещения — церковь Пантелеймона Целителя тоже была обнесена глухим забором.
И как в неё попасть — осталось загадкой.
- О музеях, любви и горе.
Старый Крым, не смотря на свою глухую провинциальность, может похвастаться совсем не провинциальными музейными коллекциями. Познакомится с ними за один день совершенно нереально, поэтому я сделала следующий выбор: Литературный музей и дом-музей Александра Грина. От посещения частного дома-музея «Солхат», где собрана богатейшая коллекция древностей, пришлось отказаться, оставила его на следующий раз.
Такой выбор был обусловлен горячей любовью моей дорогой Юлечки к Александру Грину. Собственно, вся поездка затевалась именно ради этого советского романтика.
Итак, Старокрымский литературно-художественный музей посвящён множеству талантливых личностей, чья судьба и творчество касалась этого милого города.
Здесь какая-то удивительно спокойная атмосфера, расслабляющая и одновременно вдохновляющая и таких талантливых личностей в музее представлено множество: И. Айвазовский, М. Волошин, К. Паустовский, А. Грин, Ю. Друнина, А. Цветаева и многие другие.
Все они в какие-то периоды своей жизни с восхищением узнавали Старый Крым и что-то в нём трогало их души.
К сожалению, во время моего визита музей был закрыт на ремонт. Но нам любезно разрешили осмотреть двор музея, где можно увидеть несколько любопытных экспонатов.
Во-первых, это коллекция лапидария, в которой множество редких экземпляров.
Во-вторых, львы трудной судьбы, теперь они мои любимцы в моей обширной коллекции фотольвов.
В-третьих, это Екатерининская миля- один из 2х сохранившихся дорожных столбов, изготовленных специально для маркировки дороги, по которой Екатерина Вторая путешествовала в Крым. Такие столбы были изготовлены в количестве 238 экземпляров. До наших дней сохранились всего два.
И вот именно такой столб и украшает двор этого музея.
Дом-музей Александра Грина очень мало похож на музей, это маленькая хатка в глубине цветущего сада, буквально в паре кварталов можно познакомиться с более солидным домом-музея Константина Паустовского, но моей целью было последнее пристанище Александра Грина. Экскурсию рекомендую как обязательную, лучше останьтесь голодным, но обязательно выслушайте очень интересный и трогательный рассказ о трагической судьбе величайшего романтика советской литературы.
Сама композиция музея просто минимальная, всего 2 крохотных комнаты со скромной обстановкой и кухня.
Спальня-кабинет, где Александр Грин тихо угасал от мучительной болезни последние месяцы своей жизни, и гостиная, где можно увидеть личные фото и книги писателя. Это не просто дом, это памятник любви Александра Степановича и его супруги, Нины Николаевны. Она подарила это пристанище измучанной душе, продав единственный дорогой подарок- золотые часы. Денег хватило только на самый минимум обстановки, но каждая вещь здесь не случайна. Я не буду пересказывать все перипетии жизни этой супружеской пары. Это слишком личное, приезжайте и узнайте всё на месте этой трагедии, но впечатления свои о посещении музея я хочу выразить стихами Татьяны Рождественской:
Он лежал на узкой постели,
Повернувшись лицом к окну.
Золотые ласточки пели
Догорающую весну.
Где-то море ласкало берег,
Расстилалось пеной у ног.
Он лежал, не желая верить,
Что увидеть моря не мог.
Сонный ветер лег у порога,
Городок утонул в жаре,
И колючая «недотрога»
У скрипучих росла дверей.
Взгляд тяжел и уже неясен…
Он устал от жестоких мук.
Но вставал, до боли прекрасен.
Мир, пригрезившийся ему.
Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза.
И от Лисса до Зурбагана
Ветром полнились паруса…
Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли
Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли.
- О горах и монастырях. И о море.
Окрестности Старого Крыма полны воспоминаний об А. Грине. Прежде всего, это городское кладбище, где писатель, а позже и его супруга, нашли последнее пристанище.
Сюда обязательно приходят отдать дань памяти писателю и полюбоваться надгробным памятником. Затем желающие могут пройтись очень живописным маршрутом, по которому писатель гулял время от времени — тропа Грина. Ну как пройтись… это 20 километров пути, фактически поход на весь день. У меня в это раз не было столько времени, хотя это нынешняя крымская мечта. Поэтому было принято решение отправиться в местные горы с самыми душеспасительными целями, а именно, посетить армянский монастырь 14 века Сурб-Хач.
В 13 веке монголы фактически уничтожили Армянское государство, и многочисленные беженцы разбрелись по свету. Часть этого потока переселилась в Крым. К 15 веку до 2/3 от всех жителей в генуэзских колониях в Крыму составляли армяне. Эту часть полуострова негласно называли Морской Арменией.
Местная армянская диаспора была настолько богата, что построила в 1358 годы в горных окрестностях Старого Крыма укреплённый каменный монастырь, больше похожий на неприступный замок.
Монастырь Сурб-Хач (святой крест) имеет очень интересную историю создания. Легенда гласит, что тогдашний глава армянской общины увидел над этим местом знамение- висящий в воздухе огненный крест и принял это как высшее повеление о строительстве монастыря. Община выкупила местные земли и начала строительство своего духовного центра. Сначала это был ответ на насильственную католизацию армян, потом монастырь обзавёлся мощными артефактами и сделался центром духовного паломничества. Прекращал свою работу всего 2 раза: при Екатерине Великой и при советской власти. Во времена СССР здесь размещался пионерский лагерь. К сожалению, я не смогла найти воспоминаний тогдашних пионеров об отдыхе в столь интересном месте, а жаль, ибо монастырь очень атмосферный, и, что греха таить, похож на что угодно, только не на место духовного пристанища монахов. Я, по крайней мере, всё время вспоминала глухие горные итальянские деревни, где местные жители боялись разбойников и строили свои жилища с одной целью- не отдать богатство врагу.
3
Ныне монастырь возвращён Апостольской Армянской церкви и является действующей обителью, вход бесплатный, для осмотра недоступны кельи монахов, в остальном- гуляйте сколько влезет. Окрестности Суб-Хача изобилуют родниками, горными тропками и упитанными котами.
Дальше моя душа затребовала пить чай у моря, и таким ближайшим морем стала Феодосия, где я до этого тоже никогда не была, но слышала много гадостей, как и о Керчи.
3
И тут повторилась та же история развенчания мифов, как и с Керчью. Город прекрасен, набережная ухожена, люди довольны жизнью и приветливы. Обязательно вернусь сюда за более подробным изучением, но это будет уже совсем другая история.
Теги:
Самостоятельные путешествия
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-
воспитание чувства справедливости, ответственности;
-
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
-
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность формирования
Личностныхрезультатов:
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности;
-
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
-
способность к оценке своей учебной деятельности.
-
сформированность у детей любознательности, интереса к учению.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
-
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
-
определять учебную задачу;
-
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-
владеть своим вниманием;
-
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
-
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
-
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
-
самостоятельно мыслить и творчески работать;
-
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
-
использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
-
владеть навыками начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-
владеть первоначальными навыками работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
-
Ожидаемые результаты освоения программы:
— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
— призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
— развитие творческого и логического мышления учащихся.
Планируемые результаты изучения курса.
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
Содержание курса внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
4 класс
Вводное занятие.Цифры у разных народов.Что такое орфоэпия?Наша Вселенная.
Арифметические головоломки.Что такое фонография или звукозапись?
История освоения Космоса. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Звуки не буквы!НашапланетаНекоторые старинные задачи.
Звучащая строка.Как появилась жизнь на Земле.Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.Банты и шарфы.Великие географические открытия. Задачи, связанные с величинами.«Пигмалион» учит орфоэпии.Первые географические карты.
Анализ. Задачи, связанные с величинами.Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях».Что такое археология. Как работают археологи.
Математический лабиринт.Именавещей.«Лентавремени»Решение логических задач табличным способом.О словарях энциклопедических и лингвистических.
Как жили наши предки. Древний мир.«Истина». «Ложь». Графические модели
В царстве смыслов много дорог.Историяодежды.Построениеумозаключений.Как и почему появляются новые слова?Кто придумал обувь.Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.Многозначностьслова.Когда начали строить первые дома.
Знакомство с задачами на перевозки.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.История возникновения мебели.
Задачи на перевозки.Об одном и том же — разными словами.
Столовые приборы.Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.Как возникают названия.Народные промыслы России.
Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
Слова – антиподы.Русские народные праздники.Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.Фразеологические обороты.
Что такое фольклор.Решение логических задач исследовательским методом.
Словари «чужих» слов.История появления музыкальных инструментов.
Самостоятельное решение задач.Капитан и капуста.Как, когда и почему возникли школы.Выдвижение гипотез.
«Он весь свободы торжество».Появление письменности. Азбука Кирилла и Мефодия.Решение логических задач через выдвижение гипотез.Мы говорим его стихами.Как люди научились считать.Наглядное представление текстовых данных.
Слова, придуманные писателями.Как появился календарь.Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.Слова уходящие и слова – новички.
Откуда пошли названия дней недели.Построение цепочки умозаключений.
Построение цепочки умозаключений.Как возникли единицы измерения.
Составление логических задач. Смуглая Чернавка.История школьных принадлежностей. От пера до компьютера.Это интересно Составление логических задач
Паронимы, или «ошибкоопасныеслова».История изобретения автомобиля.
Задачи на разрезание и складывание фигур.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».Как появился светофор.Это интересно. Задачи на разрезание и складывание фигур. Какой словарь поможет избежать ошибок?Как возникла почтовая служба. История марки.Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»
Словарь- грамотей.Изобретение радио и телефона.Геометрические головоломки.
Научная этимология.Семь чудес света.Зашифрованная переписка (способ решётки).
Какие бывают имена?Письменный итоговый контроль.Три способа прохождения лабиринта.Древнерусскиеимена.Игра «Уники и умницы».Геометрическая викторина.
Отчество и фамилия.Обобщение за годОбобщение изученного. Подведение итогов.
Итоговый урок «Я мастер наук»
Формы организации и виды деятельности
Формы занятий:
-
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
-
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
-
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Методы обучения.
Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
— кооперативное обучение,
— мозговой штурм,
— групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
— обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
— говорить и слушать;
— принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
• дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
• уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
• ослабить скрытые конфликты;
• выработать общее решение;
• повысить эффективность работы участников дискуссии;
• повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников; • удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела (урока) | Количество часов |
| Вводное занятие. | 1 |
| Цифры у разных народов. | 1 |
| Что такое орфоэпия? | 1 |
| Наша Вселенная. | 1 |
| Арифметические головоломки. | 1 |
| Что такое фонография или звукозапись? | 1 |
| История освоения Космоса | 1 |
| Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | 1 |
| Звуки не буквы! | 1 |
| Наша планета | 1 |
| Некоторые старинные задачи. | 1 |
| Звучащая строка. | 1 |
| Как появилась жизнь на Земле. | 1 |
| Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. | 1 |
| Банты и шарфы. | 1 |
| Великие географические открытия | 1 |
| Задачи, связанные с величинами. | 1 |
| «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
| Первые географические карты. | 1 |
| Анализ. Задачи, связанные с величинами. | 1 |
| Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». | 1 |
| Что такое археология. Как работают археологи. | 1 |
| Математический лабиринт. | 1 |
| Имена вещей. | 1 |
| «Лента времени» | 1 |
| Решение логических задач табличным способом. | 1 |
| О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
| Как жили наши предки. Древний мир. | 1 |
| «Истина». «Ложь». Графические модели | 1 |
| В царстве смыслов много дорог. | 1 |
| История одежды. | 1 |
| Построение умозаключений. | 1 |
| Как и почему появляются новые слова? | 1 |
| Кто придумал обувь. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. | 1 |
| Многозначность слова. | 1 |
| Когда начали строить первые дома. | 1 |
| Знакомство с задачами на перевозки. | 1 |
| «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
| История возникновения мебели. | 1 |
| Задачи на перевозки. | 1 |
| Об одном и том же — разными словами. | 1 |
| Столовые приборы. | 1 |
| Анализ различных способов решения логических задач на перевозки. | 1 |
| Как возникают названия. | 1 |
| Народные промыслы России. | 1 |
| Работа с математическими, вербальными и графическими моделями. | 1 |
| Слова – антиподы. | 1 |
| Русские народные праздники. | 1 |
| Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | 1 |
| Фразеологические обороты. | 1 |
| Что такое фольклор. | 1 |
| Решение логических задач исследовательским методом. | 1 |
| Словари «чужих» слов. | 1 |
| История появления музыкальных инструментов. | 1 |
| Самостоятельное решение задач. | 1 |
| Капитан и капуста. | 1 |
| Как, когда и почему возникли школы. | 1 |
| Выдвижение гипотез. | 1 |
| «Он весь свободы торжество». | 1 |
| Появление письменности. Азбука Кирилла и Мефодия. | 1 |
| Решение логических задач через выдвижение гипотез. | 1 |
| Мы говорим его стихами. | 1 |
| Как люди научились считать. | 1 |
| Наглядное представление текстовых данных. | 1 |
| Слова, придуманные писателями. | 1 |
| Как появился календарь. | 1 |
| Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. | 1 |
| Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
| Откуда пошли названия дней недели. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. | 1 |
| Построение цепочки умозаключений. | 1 |
| Как возникли единицы измерения. | 1 |
| Составление логических задач | 1 |
| Смуглая Чернавка. | 1 |
| История школьных принадлежностей. От пера до компьютера. | 1 |
| Это интересно Составление логических задач | 1 |
| Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 |
| История изобретения автомобиля. | 1 |
| Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 |
| Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 |
| Как появился светофор. | 1 |
| Это интересно. Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 |
| Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 |
| Как возникла почтовая служба. История марки. | 1 |
| Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту» | 1 |
| Словарь- грамотей. | 1 |
| Изобретение радио и телефона. | 1 |
| Геометрические головоломки. | 1 |
| Научная этимология. | 1 |
| Семь чудес света. | 1 |
| Зашифрованная переписка (способ решётки). | 1 |
| Какие бывают имена? | 1 |
| Письменный итоговый контроль. | 1 |
| Три способа прохождения лабиринта. | 1 |
| Древнерусские имена. | 1 |
| Игра «Уники и умницы». | 1 |
| Геометрическая викторина. | 1 |
| Отчество и фамилия. | 1 |
| Обобщение за год | 1 |
| Обобщение изученного. Подведение итогов. | 1 |
| Итоговый урок «Я мастер наук» | 1 |
Итого | 102 |
Тема: Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник -» слизень -» змея -» сова. Клевер — кузнечик -»ящерица -» орел.)
Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина…»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления — загадки о животных своего края.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.
3. Творческая работа
— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.
3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.