Составить рассказ используя синонимы антонимы омонимы

Русский язык. 5 класс. урок 36. повторение тем синонимы, антонимы задание 1: к данным словам подберите на слух

Русский язык. 5
класс. Урок № 36.

Повторение тем «Синонимы», «Антонимы»

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Ключ:

Слово

Антоним

1

здоровый

1

больной

2

враг

2

друг

3

радость

3

горе

4

сильный

4

слабый

5

мало

5

много

6

богатый

6

бедный

7

первый

7

последний

8

плохой

8

хороший

9

подъём

9

спуск

10

правда

10

ложь

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Ключ:

Синонимический
ряд

Дополнительный
синоним

1

зажечься,
загореться, засветиться, заблестеть

1

засиять

2

заметный,
приметный, видимый, осязательный

2

ощутимый

3

запущенность,
заброшенность, запустение, одичание

3

одичалость

4

застилать,
закрывать, заволакивать, обволакивать

4

окутывать

5

затруднение,
трудность, осложнение, проблема

5

загвоздка

6

звенеть,
бренчать, бряцать, лязгать

6

звякать

7

знаменитый,
известный, признанный, небезызвестный

7

популярный

8

значительно,
намного, заметно, ощутительно

8

ощутимо

9

зябнуть,
мерзнуть, дрогнуть, коченеть

9

леденеть

10

изумительно,
несравненно, восхитительно, блестяще

10

блистательно

Новая тема. § 29.
Омонимы. Паронимы.

Презентация:

Омонимы – это
слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, а
обозначают совершенно разные вещи:

Лук
растение, лук – для стрельбы.

Кран
водопроводный, кран – строительный.

Молния
застежка, молния – грозовой разряд.

Коса – из волос,
коса – для косьбы, коса – узкая полоска берега,
которая вдается в водоем.

Омонимы
и многозначные слова в словарях отражены по-разному: 

1. Значения
многозначного слова отображаются в одной словарной статье.

2. Значения
омонимов толкуются в разных статьях.

Ключ1,
-а, м, 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для
отпирания и запирания замка. Запереть на к. Подобрать ключи (найти
подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому-н.; разг.).
2.
Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания,
приведения в действие механизма. К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к.
(для передачи по азбуке Морзе). 3. перен. То, что
служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке
тайны. К. к шифру. К. местности (господствующая позиция; спец.).
4.
Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный к.
Скрипичный к. Басовый к.
Поэма написана в оптимистическом ключе (перен.:
звучит оптимистически). 5. Верхний камень, замыкающий свод
сооружения (спец.). 6. В царской России: отличительный знак
камергера в виде золотого ключа, носимого на фалде мундирного фрака или на
талии фрака либо мундира. Камергерский к. Под ключ (строить, сдать
здание, строение) — в полной готовности. Сдать дом под ключ. Уменьш. ключик,
-а, м. (к 1 и 2 знач.). Прил. ключевой, -ая, -ое.

Ключ2 -а, м. Вытекающий из земли
источник, родник. В овраге бьют ключи. Бить ключом (вытекать
стремительной струей). Жизнь бьет
ключом
(перен.: кипит во 2 знач.). Прил. ключевой, -ая, -ое. Ключевая вода.

Закрепление
темы «Омонимы»

Задание № 3: составьте по два
словосочетания с омонимами – так, чтобы было понятно их значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

Ключ:

(1) Среда:
среда обитания, удачная среда.

(2) Свет:
электрический свет, объездить свет.

(3) Мир:
заключить мир, узнать мир.

(4) Рысь: хищная рысь,
перейти на рысь.

(5) Ключ:
гаечный ключ, студеный ключ.

(6) Коса:
девичья коса, острая коса.

(7) Лук:
репчатый лук, лук для стрельбы.

Задание № 4: из
предложений выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их
лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б) Вбивать
гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную косу. (4)
(а)
Принесите салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5)
(а)
Сегодня строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не
работает.

Ключ:

(1) (а) скосил
траву; (б) скосил  глаза; (2) (а) косяк 
лошадей; (б) в косяк двери; (3) (а) заплетала косу;
(б) точил косу; (в) на песчаную косу; (4)
(а) салатный лук; (б) лук для стрельбы; (5) (а) строительный
кран(б) водопроводный кран.

Омофо́ны — слова, которые
одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

Острые мечи
— круглые мячи.

Несу мелне
сумел
.

Омо́графы — слова, которые
одинаково пишутся, но по-разному произносятся.

Атлáс (ткань), áтлас
(географический).

Омофо́рмы — слова,
совпадающие в произношении в определенной грамматической форме.

Пила́
(существительное), пила́ (глагол прошедшего времени единственного числа
среднего рода).

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте словосочетания
или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

Ключ:

(1) Мука́ —
му́ка (хлебопекарная (пшеничная, ржаная, кукурузная) мука́, настоящая му́ка,
адские му́ки),

(2) кру́жки —
кружки́ (алюминиевые (эмалированные) кру́жки, дружеские (драматические) кружки́),

(3) за́мок –
замо́к (средневековый (княжеский, старинный) за́мок, дверной (висячий) замо́к),

(4) пу́гало —
пуга́ло (огородное пу́гало, новое пуга́ло нас своей необычностью). 

Упражнение № 299: распределить
словосочетания на 2 группы: 1) многозначные слова, 2) омонимы
.

Ключ:

Многозначные слова

Омонимы

1

переполненный
класс — пятый класс

песчаная
коса — острая коса

2

дверная
ручка — ручка портфеля

животный
мир — заключили мир

Домашнее
задание:

Определить,
какие значения могут иметь следующие омонимы: 1) ладья, 2) лайка, 3) наушники.

Образец
записи: Досыпать: 1) завершать сон, 2) закончить засыпку чего-либо.

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: к данным
словам подберите (на слух) антонимы.

Задание № 2: используя
«Материал для справок», для каждого синонимического ряда допишите (на слух) по
одному слову.

(1) Ощутимый,
(2)
окутывать, (3) ощутимо, (4) звякать, (5) засиять, (6)
леденеть, (7) одичалость, (8) популярный, (9)
блистательно, (10) загвоздка.

Задание № 3: составьте
по два словосочетания с омонимами – так,
чтобы было понятно их
значение:

Образец:
кран
: строительный кран, водопроводный кран.

(1) Среда, (2)
свет, (3) мир, (4) рысь, (5) ключ, (6) коса, (7)
лук.

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте словосочетания
или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте
словосочетания или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте
словосочетания или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте
словосочетания или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте
словосочетания или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 4: из предложений выпишите
словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно их лексическое значение:

(1) (а)
Лесник скосил траву на опушке берёзовой рощи. (б) Брат медленно скосил
глаза вправо. (2) (а) Косяк лошадей с шумом мчался по полю. (б)
Вбивать гвозди в косяк двери. (3) (а) Девочка заплетала косу. (б)
Брат точил косу. (в) Туристы вышли из лодки на песчаную
косу. (4) (а) Принесите
салатный лук. (б) Принесите лук для стрельбы. (5) (а) Сегодня
строительный кран не работает. (б) Водопроводный кран не работает.

Задание № 5: расставьте
ударения так, чтобы получились омо́графы; с полученными словами составьте
словосочетания или предложения – так, чтобы стало понятным их значение:

(1) Мука —
мука, (2) кружки — кружки, (3) замок – замок; (4) пугало —
пугало.

07.10.2021

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Формирование УУД

Предметные результаты усвоения урока:

— пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

— пользоваться словарями; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

— высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

— умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка;

Ресурсы урока: карточки с заданиями, ноутбуки.

Ход урока

СЛ №1.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

— Проверьте, что рабочее место в порядке.

— Тихо сядем.

-Нашу встречу хочу начать со стихотворения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О каком времени года идёт речь?

Какой вы представили осень?

Обратите внимание на нашу картину, на ней тоже изображена осень. Сейчас она незакончена, и от вашей работы будет зависеть, как она преобразится в конце урока.

У Вас на партах лежат жетоны (грибы, листья, лучики) за каждый правильный ответ вы будете брать жетон, они нам помогут в конце урока.

Если вопросов нет, тогда начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности

— Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

СЛ №2 Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы) (Карточку переворачивать на доске)

— К какой части речи они относятся? ( Глагол)

— Докажите.

-Молодцы. Отгадайте загадку

СЛ №3 Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Это дятел. Враг – друг)

Назовите слова, противоположные по значению?

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы) (Карточку переворачивать на доске)

— Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

— Докажите.

— Верно. Отгадайте следующую загадку?

СЛ №4 Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

— Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

— Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы) (Карточку переворачивать на доске)

Давайте вместе прочитаем тему урока. (Синонимы. Антонимы. Омонимы) (Карточки открыты на доске).

Какие задачи поставим на урок?

СЛ №5 1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

2. Научиться распознавать их в речи

3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.) (задачи открываются на доке) Прочитать!!!

III. Работа по теме урока

Ребята, чтобы решить их предлагаю поработать в ППС и выполнить задание на карточке №1

Карточка №1

Прочитайте цель: отработать умения находить синонимы.

-Прочитайте задание: 1. Определить синонимический ряд (знаком +);

СЛ №6

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная

  2. Ранняя, короткая, тёплая

  3. Длинная, поздняя, золотая

  4. Красивая, очаровательная, великолепная

  5. Грустная, печальная, тоскливая.

— Если задание понятно, желаю успехов при выполнении. Работаем ручкой.

— Прочитайте, какие ряды вы отметили. Какой частью речи являются слова? (прилагательными) Докажите.

— Какое время года описывают прилагательные?

— Ребята, а можно осень назвать щедрой? Почему? Давайте мы к этому слову найдём синонимы.

— Откуда мы можем взять эти слова? (сами подобрать или из словаря.)

-Каким словарём воспользуемся? (синонимов)

— Воспользуемся электронным словарём. (показываю, как пользоваться)

— Слово печатаем в начальной форме – м.р.

-Прочитайте про себя слова. Какие слова для вас оказались новыми?

Вывод: Какое умение отрабатывали?

— Какую роль играют синонимы в нашей речи? (можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной)

Работа в группах:

Ребята, а теперь поработаем в группах и выполнить задание на карточке №2

Карточка №2

Прочитайте цель: закрепить умение находить антонимы в тексте. С каким понятием будем работать?

-Прочитайте задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах, устно подберите проверочные слова.

-Прочитайте текст.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.

При выполнении задания не забывайте про правила работы в группах. (проверка: каждая группа зачитывает пару и называет орфограмму-проверочное слово.)

Для чего мы выполняли эту работу?

Ребята, сделайте вывод: Какой частью речи могут быть выражены синонимы и антонимы? (разными).

— Хорошо, давайте немного отдохнём, все встанем.

IV. Физминутка

Только в лес мы все зашли,(шагаем)

Появились комары.(отмахиваем)

Руки вверх – хлопок одной

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,(шагаем)

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем(присаживаемся)

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – ребятишки.

V. Отдохнули? Тогда продолжаем работать.

-Вспомните, над какой темой работаем на уроке. Возьмите карточку №3.Работу с это карточкой выполнять будете индивидуально.

Карточка №3

Прочитайте. Цель: проверить умение составлять предложения с омонимами.

Задание: 1.Определите, в каких значениях употреблены слова.

2.Запишите предложение с другим значением слова.

1 ряд –лист

2 ряд — ручка

3 ряд – ключ

Запишите предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: — сделайте вывод: Как определить значение омонимов? (по смыслу в предложении).

-Хотите узнать что-то новое?

НА ДОСКЕ:

сл…зал

-Обратите внимание на слово, прочитайте его.

-Какую гласную нужно вставить?

Возникла проблема, давайте попробуем её решить.

Достаточно ли знать проверочное слово. (нет)

Что ещё нужно знать? Открываю картинки. (в каком значении употребляется)

Сделайте вывод: от чего зависит, какую гласную будем писать? (от значения в предложении).

Открываю картинки и читаю стихотворение

Барсик с дерева слезал

Очень сильно кот устал

Мимо кухни пробегал

Сметану в миске всю слизал.

-Такие слова называют омофонами. Давайте вместе проговорим это слово ОМОФОНЫ.

СЛ №7 Это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

— Ребята, проделана большая работа и чтобы проверить, умеете ли вы различать, находить синонимы, антонимы, омонимы предлагаю выполнить тест.

Тест выполнять будем на компьютере.

-Прочитайте цель: проверить знания по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

VI. Тест.

А. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной

1. словарь антонимов

2. словарь синонимов

3. словарь омонимов

4. орфографический словарь

Б. Словарь, который поможет подобрать противоположное слово

1. синонимов

2. антонимов

3. толковый

В. Как называются выделенные слова? сверкнула молния – застегнул молнию.

1. антонимы

2. омонимы

3. синонимы

Г. Укажи лишнее слово в ряду синонимов

1. грустно

2. тихо

3. печально

4. тоскливо

Д. Подбери антоним к слову “говорить”

1. молчать

2. шептать

3. беседовать

— По окончанию теста нажмите «проверить».

— Покажите зеленый сигнал, если при выполнении теста вы не допустили ни одной ошибки.

— Молодцы! Вы справились с заданием на «5»(сигнальные карточки)

— Покажите желтый сигнал, если вы допустили 1 – 2 ошибки. (Ошибки проработать, если допустили ошибки.) записать количество детей по каждому цвету.

— Вам необходимо еще поработать над этой темой.

Рефлексия. Подведение итога.

— Над какой темой сегодня работали на уроке?

— Какое умение отрабатывали?

СЛ №8 Все ли задачи решили?

В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится картина осени. Предлагаю украсить нашу картину, используя набранные жетоны в виде лучиков солнца, листочков, грибов.

— Ребята, посмотрите, насколько красочная у нас получилась картина.

-Кому понравился урок?

-Кто остался доволен своей работай на уроке, поднимите руки.

— Я с вами согласна, вы все молодцы, спасибо за работу.


Подборка по базе: Титульный лист для практической работы.docx, вся работа по криминалистике.doc, Сводный отчет по лабораторным работам.pdf, Практическая работа (36) (1).doc, Письменная работа — 2021-12-25T215016.415.docx, роль прокурора в гражском процессе курсовая .rtf, Практическая работа.doc.docx, Практическая работа по дисциплине Общая физическая подготовка.do, Практическая работа Статистические гипотезы МОиД (1).pdf, Лабораторная работа по дисциплине Правоведение (1).docx


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СИНОНИМАМИ, АНТОНИМАМИ, ОМОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МДК.01.02 РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Обучающаяся НК – 32 группы __________ Колесникова Алевтина Сергеевна

11 мая 2021 год

Оценка выполнения курсовой работы _________________________________

Руководитель ________________________________Суркова Наталья Львовна

11 мая 2021 год

Серпухов, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретическая основа формирования лексикографической компетенции младших школьников 6

1.1 Понятие речи и её развитии 6

1.2 Лексикология как раздел науки о языке 10

1.3 Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы 13

Глава 2. Практические аспекты формирования лексикографической компетенции младших школьников при изучении синонимов, антонимов и омонимов 19

2.1 Работа по объяснению значений слов 19

2.2 Особенности изучения синонимов, антонимов и омонимов в курсе русского языка начальной школы 23

2.3 Методика работы с синонимами, антонимами и омонимами в младших классах 28

Заключение 35

Список литературы 37
Где отсылки к конспектам?

Конспект урока, иллюстрирующий ….., представлен в Приложении 1

Можно найти более полные системы упражнений

Система упражнений, иллюстрирующая работу над синонимами в … классе/ классах, представлена в Приложении 2

Приложения нумеруют по порядку упоминания, т.е. конспекты могут быть во 2, а упражнения в 1

ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена теме «Организация работы с синонимами, антонимами, омонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе».

Перед педагогом стоит важная задача – обогащать и активизировать словарь детей. Богатство словаря – это как признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придаётся в школе очень большое значение.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся – одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний. К сожалению, на уроках в классе, общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении.

Скудный словарный запас младшего школьника не способствует успешной работе в области орфографии. Известно, что грамотность письма, связана с умением учащихся проверять орфограммы, для чего чаще всего необходимо проверять однокоренные слова. Без понимания значения слова, ребенок не может полноценно справиться с этой задачей. Следует также отметить, что многие отвлечённые слова и понятия школьники употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Младшие школьники должны получить представление о том, что неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно.

В методике проблеме формирования словаря всегда уделялось большое внимание. Еще К.Д. Ушинский указывал на значимость развития у детей «дара слова», связанного, в том числе, и с развитием словаря.

На протяжении многих лет методика накапливала опыт лексической работы в начальной школе. В настоящее время для учителя имеется целая система лексических упражнений с синонимами, антонимами, многозначными словами и т.д. Современные программы и учебники уже содержат достаточно разнообразный дидактический материал, позволяющий решать лексические задачи. Современные образовательные задачи требуют от учителя реализации коммуникативного подхода в обучении речи и языку. Одним из основных компонентов коммуникативной компетенции учащихся является лексический компонент, который включает систему лексических умений, необходимых для решения коммуникативно-речевых задач.

Лексические упражнения проводятся на уроках русского языка и важное место занимает работа над синонимами и антонимами. Овладение лексическими богатствами языка невозможно без изучения синонимических антонимических средств. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной.

Целями курсовой работы являются теоретическое и практическое изучение работы с синонимами, антонимами и омонимами на уроках русского языка и чтения у младших школьников.

Объектом исследования являются особенности изучения работы с синонимами, антонимами и омонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Предметом исследования являются лингвистические и методические подходы к изучению лексической многозначности и омонимии на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности работы с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе.

2. Выявить лингвистические и методические подходы к изучению лексической многозначности и омонимии на уроках русского языка в начальной школе.

3. Проанализировать особенности организации работы над системными отношениями в лексике русского языка по программе «Школа России».

4. Изучить понятия лексики на уроках русского языка в начальной школе (на примере образовательных систем «Школа России»).

5. Рассмотреть формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО.

6. Проанализировать работу с синонимами и антонимами на уроках русского языка как основа совершенствования речевой культуры младших школьников.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по данной теме, синтез, наблюдение, описание.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, 1 главу «Теоретическая основа работы по проблеме исследования», 2 главу «Практические аспекты формирования лексикографической компетенции младших школьников при изучении синонимов, антонимов и омонимов», заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. ПОНЯТИЕ РЕЧИ И ЕЁ РАЗВИТИИ

Ссылки в этом пункте? Или это твои изыскания?

Речь – главное средство человеческого общения. Без неё человек не имел бы способности получать и передавать большое количество информации, в особенности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

  1. Младенческий возраст – от 1 месяца до 1 года – гуление, лепетание.
  2. Ранний возраст – от 1 года до 3 лет – овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.
  3. Дошкольный возраст – от 3 – х лет до 6 – 7 лет – возникновение монологической, контекстной речи; возникновение форм внутренней речи.
  4. Младший школьный возраст – от 6 – 7 до 10 – 12 лет – понимание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятие о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
  5. Подростковый возраст – от 10 – 12 до 16 лет – овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи.
  6. Юношеский возраст – от 16 – 17 до 20 – 21 года – улучшение культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием появления и становления речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием становления речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что – то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Ясность, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), о том, чтобы речь детей была по – настоящему содержательной.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы – это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

???

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой же конкретностью и точностью, как, скажем, в грамматике, где программа указывает точную дозировку теоретического и практического материала по каждой теме. Поэтому очень важно выяснить, что именно входит в методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью.

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология (с фразеологией и стилистикой), морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на логику,) литературоведение и на сравнительно молодую лингвистическую науку – лингвистику сложного синтаксического целого.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливает связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Таким образом, речь – это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

    1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Ссылки в квадратных скобках

Лексикология 1 — раздел языкознания, изучающий лексику (словарный состав) языка и слово как единицу лексики. Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов, изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. В сферу ведения лексикологии входят также изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке (их принято называть носителями языка). В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная и т. д.), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика).

Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно – политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.

Лексика непосредственно обращена к действительности, поэтому она очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий (предметов и явлений), исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений. Лексические единицы не исчезают внезапно. Они могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны. Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования. Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.

В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления. Например, в речи студентов часто можно услышать слова, относящиеся к студенческому жаргону, люди одной профессии употребляют специфичную для этой профессии специальную лексику — термины и профессионализмы. В речи человека, владеющего литературным языком, могут проявляться черты одного из русских диалектов (сами диалекты, или говоры, изучает наука диалектология). Такие вкрапления квалифицируются как диалектизмы. В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» или «низкому» стилю, могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).

Предметом нашего изучения является лексика современного русского литературного языка. Хронологические границы понятия «современный» определяются неоднозначно. В широком смысле современным считается язык от Пушкина до наших дней, в узком — его нижняя граница отодвинута до середины XX века.

Разъяснения требует также определение «литературный». Литературный язык нельзя путать с языком литературы. Понятие «русский литературный язык» противопоставлено понятию «национальный (общенародный) русский язык». В национальную (общенародную) лексику включаются все перечисленные выше словарные пласты (в том числе говоры, просторечие, жаргон). Основу литературного языка составляет литературная лексика и фразеология, за его рамками остаются просторечие, жаргоны, диалектные слова. Литературный язык отличается нормированностью и кодифицированностью, то есть письменной узаконенностью этой нормы, которая зафиксирована в нормативных словарях и справочниках. Особенность литературного языка вообще и его лексики в частности состоит в том, что он не закреплен за какой-либо ограниченной (территориально, социально, профессионально) группой людей или ситуацией общения. Поэтому литературный язык является не просто одной из составных частей национального языка, а высшей формой его существования.

В словаре носителей языка различают активный и пассивный словарный запас. К активному словарному запасу относятся слова, которые мы знаем и употребляем. К пассивному — слова, которые мы знаем, но не употребляем в своей речи.

При всем разнообразии и многочисленности состава, проницаемости, подвижности, внутренней неоднородности лексического уровня языка он представляет собой хорошо организованную систему. В понятие «системность лексики» включаются два взаимосвязанных аспекта. Во – первых, лексика входит в общую систему языка, соотносится с фонетикой, морфемикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Во – вторых, системность присуща лексике и с точки зрения ее внутренней организации. Слова объединяются в различные группы в зависимости от своего значения. Так, могут быть выделены объединения слов, основанные на смысловых сходствах и различиях — антонимические пары, синонимические ряды. Сложную микросистему представляет собой многозначное слово. На основании общего смыслового компонента слова объединяются в группы: например, слова озеро, река, ручей, канал, пруд и т. д. образуют группу слов с общим значением «водоем».

Таким образом, значения слов образуют систему в пределах одного слова (многозначность), в пределах словарного состава в целом (синонимия, антонимия), в пределах всей системы языка (связи лексики с другими уровнями языка). Спецификой же лексического уровня языка являются обращенность лексики к действительности (социальность), проницаемость образуемой словами системы, ее подвижность, связанная с этим невозможность точного исчисления лексических единиц.

    1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

Слово — основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (то есть при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 80 тысяч слов и фразеологических выражений; в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» (Большом академическом) — одном из самых значительных по словнику словарей русского литературного языка — собрано и объяснено более 120 тысяч слов.

Нельзя забывать и того, что большая часть слов (особенно — общеупотребительных) обладают многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова указано пять основных значений слова рука и приведены 62 фразеологизма, в которых слово рука использовано в фразеологически связанных значениях. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, то есть, по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии. Ссылка

Во-первых, обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладевать словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка — примерно 4—6 слов).

Во-вторых, уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя: Оформление и ссылка

  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.;
  • усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
  • усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

По – иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В – третьих, это активизация словаря, то есть перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного 2 ??? в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

В – четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся [8, с. 59].

Естественно, что все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

В понимание многозначных слов, которых в русском языке много, необходимо погружать детей как можно раньше. Поэтому в начальной школе обучающиеся по программе «Школа России» знакомятся с миром многозначных слов в первом классе, рассматривая картинки и иллюстрации. Младшие школьники узнают слово как основную номинативную единицу языка, учатся определять в процессе анализа текста синонимы, омонимы, сама терминология не вводится. Многозначность слова и способы разграничения многозначных и омонимичных слов изучаются позже. В учебнике для 1-го класса изучение многозначных слов начинается с упражнения №16, в котором предлагается рассмотреть картинки, где изображены грач, карандаш, колокольчик, кисть. Нужно найти сходство между многозначными словами, а также обратиться к Толковому словарю и определить значение, также в учебнике предлагается сравнить многозначные и однозначные слова.

Выполнение подобных упражнений дает возможность учителю выявить уровень понимания школьниками сути лексической многозначности. Понятие «омонимы» в начальном курсе русского языка УМК «Школа России» вводится лишь в первой части учебника для учащихся третьего класса: «Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения». Ссылка В четвёртом классе ученикам предлагается опять вернуться к данной теме и повторить материал, пройденный в течение трёх лет. Так, в первой части учебника русского языка Ссылка для 4-го класса, в разделе «Слово в языке и речи», в упражнении № 69 предлагается рассмотреть рисунки и назвать по ним слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы, а также составить и записать одно предложение по любому из этих рисунков.

Огромную роль в данном разделе играют картинки, т. к. наглядность для детей в младшем школьном возрасте очень важна. Благодаря наглядности детям легко воспринимать и запоминать сложный для них учебный материал. В упражнении № 70 Ссылка находится чёткая и ясная для детского понимания схема, в которой отображены три понятия, чаще всего не различающиеся в детском сознании, это антонимы, синонимы и омонимы. В данном упражнении хорошо видны отличия между ними, т. к. информация представлена в виде схемы.

Далее ученик видит замечание о том, что антонимы, синонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи. В упражнении 71 Ссылка предлагается работа со словарём омонимов, а вот в 72 Ссылка задание уже более интересное и развёрнутое, т. к. в нём даны пословицы, в которых употреблены синонимы, антонимы и омонимы. Авторы учебника предлагают разбить все эти пословицы на три группы в зависимости от того, какие слова употреблены в них. После этого задания ученики не только закрепят свои знания, но и узнают много новых пословиц, благодаря которым речь детей станет более яркой и образной (Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей и т. д.). Таким образом, в учебно-методическом комплексе «Школа России» тема многозначности и омонимии в начальной школе раскрывается на протяжении всех четырёх лет. В лингвистике поддерживается необходимость выделения среди омонимов Ссылка: 1) «слов, которые имеют одинаковое звучание, но разный состав фонем и предлагают назвать их омофонами: пруд – прут; 2) слов, у которых произношение и состав фонем совпадают в одной или нескольких формах, и предлагают назвать такие слова омофорами: три (числительное) – три (повелительное наклонение от глагола “тереть”); 3) слов, у которых совпадает написание, но отличается произношение: мукА – мУка». Для того чтобы детям было легче ориентироваться в данной теме, в конце каждого учебника приведен толковый словарь омонимов.

При изучении темы «Омонимы», обучающиеся актуализируют знания о многозначных словах. Благодаря активной работе с иллюстрацией, что, бесспорно, эффективно, обучающиеся понимают, что слова-омонимы – это совершенно разные слова по лексическому значению, а многозначные слова схожи по лексическому значению. Ученики соотносят иллюстрацию со словом и параллельно работают с толковым словарём. В этот момент учителю необходимо обратить внимание детей на то, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях очень чётко.

Развитие речи ребёнка на уроках русского языка – один из насущных вопросов в начальной школе. Современные педагоги и методисты обращаются к опыту великих классиков. Так, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Изучение лексики на уроках русского языка способствует обогащению, активизации и уточнению словарного запаса младших школьников. Знание лексических норм даёт возможность учащимся начальной школы пополнять свой словарный запас и совершенствовать речевые навыки. Роль изучения многозначности и омонимии младшими школьниками высока, т. к. ученик, зная особенности многообразия значений слова, подготавливает себя к дальнейшему обучению в среднем звене. Эффективными методами изучения многозначности и омонимии, как показал проведённый эксперимент, являются их лексикографический и контекстуальный анализ, работа с иллюстративным материалом.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы формирования лексикографической компетенции младших школьников, можно сделать определённые выводы. ПО ВСЕМ ПУНКТАМ ВЫВОДЫ СДЕЛАЙ

В учебно – образовательном Без пробелов процессе обучаемые получают сведения о лексике как системе. Слова, взаимодействуя в языке, вступают друг с другом в различные отношения, такие как парадигматические, синтагматические, ассоциативные и др. С этих позиций изучаются синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.

Наиболее общим понятием на этом этапе для учащихся является понятие лексического значения слова, с которым в методике связаны термины «толкование значения слова», или «семантизация слова». Лексическое значение слова усваивается разными способами: с помощью подбора синонимов, антонимов, выделения родового понятия, соотношения слова с предметом, введения слова в контекст, использования толкового словаря.

На этой основе младший школьник учатся понимать зависимость написания слова от его лексического значения и значения морфем. Среди приемов толкования слов используются обращение к толковым словарям, подбор синонимов, антонимов.

Глава 2 с новой страницы

  1   2   3

› Русский язык ›Презентации›Лексическая система русского языка (происхождение, употребление, синонимы, антонимы, омонимы).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

План-конспект занятия на тему «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление».

План занятия № 16

I курс

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний ,совершенствования навыков и умений.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов. Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1) Индивидуально

2) Фронтальный опрос по теме самостоятельной работы:

« Функционирование звуков языка в тексте»

— Что такое звукозапись?

— Что такое анафора?

— Что такое аллитерация?

III. Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие тетради.

IV. Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

1) Фронтальный опрос.

-Что такое лексика?

-Что такое слово?

-Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

-Какими значениями обладает слово?

-Что такое лексическое значение слова?

-Что такое грамматическое значение слова?

-Что такое лексема?

-Назовите лексему, относящиеся к разряду имен существительных и определите его лексическое и грамматическое значения.

-Какие грамматические значения имеют лексемы, относящиеся к разряду имен прилагательных? Приведите примеры.

-Все ли слова обладают лексическим и грамматическим значениями?

2Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Эпигон).

6.Антоним к слову «идентичный» (Различный).

7. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

8. Антоним к слову «лаконичный» (Многословный).

9. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха

10. Синоним к слову «первенство» (Приоритет).

3.Лексика: основные понятия.

Лексика — это словарный состав языка.

Лексикология — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

— слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

— новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова- закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

Синонимы- это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Антонимы — это слова, противоположные по значению.

Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы-слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный — человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить — предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

— представить справку, отчёт, проект — предоставить слово, кредит;

— оплатить проезд — заплатить за проезд;

— одеть ребёнка — надеть пальто на ребёнка;

— эффективный метод — эффектный вид.

V. Работа по повторению материала.

1. Работа у доски

Задание .По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву «К» и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Суть, сущность (квинтэссенция).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Определенно, предметно (конкретно).

Установление, утверждение (констатация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Задание. Составьте синонимические пары

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.Ключ: 1 — 15, 2 — 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 — 20, 7 — 16, 8 — 28. 9 — 17. 10 — 14, 12 — 18, 21 — 27, 22 — 30, 24 — 26, 25 — 29.

Задание. Подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.

Житейский — (жизненный).

Комфортный — (комфортабельный),

Драматический — …(драматичный).

Дружеский — …(дружелюбный).

Барский — …(барственный).

Единственный — …(единый).

Будний — (будничный).

Искусно — …(искусственно).

Вечный — (вековой).

Великий — (величественный).

Наследие — …(наследство).

Гарантийный — (гарантированный)

Безответный — …(безответственный).

Пустошь — …(пустырь).

2.Работа по карточкам.

Карточка№1.

Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.

Дымный — дымовой — дымчатый — дымящийся, усвоить — освоить, главный — заглавный, дареный — даровой, жизненный — житейский, игорный — игральный — игровой, лирический — лиричный, памятливый — памятный, скрытый — скрытный, типичный — типовой, травянистый — травяной, эффективность — эффектность.

Карточка№2.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент — абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат — дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник — советчик (тайный, непрошенный); экономичный — экономический (факультет, машина); исполнительный — исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка№3.

Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Карточка№4

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.»Твое горе — не горе…, дело жизненное», — сказал старик.

Впереди весна — самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. В политике двойные стандарты неприменимы. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Карточка№5

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. Есть вечные человеческие ценности, среди них — стремление к равенству и справедливости. Собаки встретили путешественников злобным лаем. Этот человек производит двойное впечатление. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

Карточка№6

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. Эта статья посвящена лазуриту — замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Карточка№7

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Ответ:1. (иголочные — игольчатые). 2. (лесистому — лесному).

3. (памятливое — памятное).5. (рискованный — рисковый).7. (сборочном — сборном).

Работа с учебником: с. 51-55 упр. № 49, 52, 55, 59.

VI. Подведение итогов урока. Выводы (рефлексия).

VIII. Домашнее задание

Упр. № 63 с.56

Урок № 95

Группы слов по значению (синонимы,
антонимы, омонимы)

Цель: углубить знания учащихся о синонимов,
антонимов, омони мов; усовершенствовать умения пятиклассников отличать омо нимы
от многозначных слов, правильно употреблять их в динамики ленни; научить
подбирать синонимы,антонимы, омонимы к

слов лексической системе украинского языка;
формировать за гальнопізнавальні умение анализировать группы слов, срав нять их
между собой и делать выводы; производить с мин ня использовать антонимы для
выразительность, четкого

очерчивание высказанной мысли; выбирать из
синонимического

ряда и использовать со стилистической
установкой самым подходящим слово; с помощью мовленнєво-коммуникационных ного
дидактического материала воспитывать любовь к при роды Украины.

Внутрипредметные связи:

Культура речи и стилистика: употребление слов
в соответствии с их значением; уместно использование слов с переносным
значением,

стилистически окрашенных слов, лексических
повторов и синонимов как средства связи предложений в тексте, а также синонимов

для избежания неоправданных повторов слов;
усвоение

сложных случаев словоупотребления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с
элементами повторения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Учредительно-мотивационный этап

Психологическая установка по изучению темы
«Группы слов по зна нием».

Лексикология. Фразеология 381

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

Объявление эпиграфа урока

Ваши цветы-мечтательная сказка,

Ваши цветы-остановленное мгновение,

Ваши цветы-то мамина ласка,

Ваши цветы-прозрачная лазурь.

С ними можно ночью разговаривать,

С ними можно ждать весны,

С ними можно радоваться и страдать,

С ними можно сквозь годы идти.

 В. Борисова

VII. Актуализация опорных знаний, умений и
навыков

пятиклассников

Работа над текстом

 Прочитать текст вслух.

Пожалуй, о ни одно плодовое дерево не сложено
столько сказок, ле хенд, преданий, как о яблоню… Дерево это по праву можно
назвать пат риархом нашего сада. Происходит яблоня с Кавказа, Средней Азии,
Дале кого Востока. Здесь до сих пор растут ее дикие сородичи…

Выращивают яблони от Полярного круга до жарких
субтропиков. И все же

лучше всего чувствует себя она в районах, где
климат умеренный. У нас яблоне ви сады раскинулись на огромные площади и
занимают почти три четверти всех

насаждений плодовых деревьев (из кн. С.
Кургузова «сокровищница Деметры»).

 Дать ответы на вопросы:

1) к какому стилю относится текст?
Аргументируйте свое мнение.

2) Найти и назвать слова, употребленные в
переносном значении.

3) Есть ли в тексте синонимы, омонимы,
антонимы?

4) по каким признакам вы их находите?

VI. Восприятие и осознание учащимися нового
материала

Рассказ учителя о группах слов по значению,

сферой и целью их использования (по таблице)

 Антонимы — слова противоположные по
значению. Выступают парами и зав жди принадлежат к одной какой-то части речи:
свет — тьма, свет лей — темный.

382 все уроки украинского языка в 5 классе

Синонимы

Группы слов по значению

Омонимы

Омографы

Антонимы

Омофоны

Пароніми

Омоформы

Синонимы — слова различные по звучанию, но
одинаковые или близкие по зна нием: лелека, чорногуз, бусол, бузько. Два или несколько
синонимов создают синонимический ряд. Синонимы помогают точнее выразить

мысль, избежать повторения одинаковых или
созвучных слов.

Омонимы — слова, одинаковые по звучанию, но
разные по значению:

лава — вид мебели для сидения; лава — боевой
порядок; скамья — роз плавлена масса, вытекающая из вулкана.

Омофоны-слова, одинаково звучащие, но имеющие
разное значение

и написание: Юпитер — главный бог в
древнеримской мифологии и юпи тер — электрический светильный прибор.

Омографы — разные по значению и произношению
слова, имеющие одно кове написания: воды — води.

Омоформы-это слова, имеющие одинаковый
звуковой слог только

в определенной грамматической форме: ВОЗ
(существительное), ВОЗ (глагол).

Паронимы-это слова схожие по форме, написанию,
звучанию, но

разные по значению: утюг — гладить.

VII. Осознание приобретенных знаний в процессе

практической работы, совершенствование
общепознавательных

и творческих умений по теме

 Прочитать стихи, выяснить, слова каких групп
в них присутствуют.

КОЛОДЕЗНЫЙ ЖУРАВЛЬ

Журавли летят в теплые края

Ген за тридевять земель.

А один в селе остался –

Синеглазый журавль.

Журавли летят в теплые края

Лексикология. Фразеология 383

В день холодный и ясный,

А один-в деревне остался,

Стал колодезным.

(Ю. Рыбчинский)

Ну и желающий брат мой Игорь

Ко всяким живым играм.

Где какая в мире игра,

Охотно у нее играет.

(Г. Бойко)

У сороконожек

По сто

ножек.

Все сто

мылись,

Все утомились.

(Г. Бойко)

Я возьму легкий прут,

Погоню гусят на Прут.

Хоть буду покупать не в мыле –

Станут чисты все да Милы.

(С. Павленко)

Эй, стрельцы, хватайте луки,

И бегите бегом на луг!

Комарня там весьма сита —

Настреляйте три сита!

(С. Павленко)

 Продолжить синонимические ряды, обращаясь,
если нужно, к словни ка синонимов украинского языка. Ввести синонимы в
предложение по теме

«Прекрасные цветочные растения» (работа в
парах).

1) улыбаться-насмехаться, насмехаться,
насмехаться, издеваться (разг.),

зубоскалить (презирать), скалиться, хихикать
(разг.).

2) всюду — везде, кругом, повсюду, подряд,
прочь (имеет не значение).

3) охотно-радушно, охотно, поощрительно.

4) Много — много, видимо-невидимо, премного,
достолиха (разг.),

чертзнесколько (разг.), ломоть (разг.), без
счета (имеет усилительное

значение), бесчисленно.

384 все уроки украинского языка в 5 классе

5) красочный (насыщенный различными яркими
красками) — красочный, кольо ристый (разг.), цветастый, пышный, пышноцветный,
расцвеченный.

6) Живящий — животворящий, живущий, жизненный,
живодайний,

освежающий, оживляющий.

7) Желтый — золотой, золотистый, золотистый,
лимонный, лимонный,

янтарный, янтарный, янтарный.

8) Георгина-Горгония, оргиния, оргония
(диалект.)

9) Зеленый — изумрудный, изумрудный,
малахитовый.

10) цветник-Зельник (диалект.), цветочник
(диалект.), клумба, рабатка.

 К поданным словам подобрать антонимы,
образовать с ними словосочетание определить в них главное и зависимое слово.

Лечь —

Далеко —

Реальный —

Помнить –

Белый —

Говорить —

Плакаться –

Угадай слова-паронимы

1. Письменное приветствие (преимущественно
юбилейное); место проживания чел или нахождения учреждения, а также
соответствующая надпись на конвер те или посылке.

2. Правительственная лицо, уполномоченное для
сношений с другими государствами; сино нимы существительного «дипломник»
(студент, который готовит дипломную работу).

3. Синоним слов «общество», «группа», а также
«объединение» (пред емцив); синоним слова «мероприятия» (для осуществления
задачи).

4. Синоним слова «грамотный»; антоним слова
«устный»; (употребляется, например, в словосочетаниях со словами «язык»,
«стол»); прилагательное

(того же корня), употребляемого в
словосочетаниях с существительными

«принадлежности» (для писания), а также
«работа», «труд».

5. То, что имеет отношение к тактике (в
частности ведения боя); тот, кто

обладает чувством меры, синоним слов
«правильный», «деликатный»

(в поведении, например).

Творческое конструирование (работа в парах)

 На каждую парту раздаются фотографии
(открытки) с разными цветами:

одуванчик, ноготки, подсолнечник декоративный,
первоцвет, Лилея, Роза,

подснежник, лаванда, фиалка, сирень, жасмин,
хризантема, нарцисс, неза-

Лексикология. Фразеология 385

будка, тюльпан. Описать цветке в
художественном стиле, использую разные методы и группы слов.

Вспомогательные слова: нежнейшая,
олицетворяющая, красота, мечтательно-величественная,

вековечная, доверчивая, царица цветов,
рахманна денек, ярко-белый, ди вовижно хороший, вызванивают, веселое существо,
душа сонцетканна.

Учебное редактирование

 Отредактировать текст. Объяснить суть
ошибок.

«Царица цветов» — роза — имеет в украинском
языке, в ее разговорах

несколько названий: это и Роза, и роза, и
рожа, и ружа. Растение родом из Се редной Азии. Оттуда же, из Ирана, родилось и
ее название. Цветок разводили

и окультуривали еще греки Ирмы, в них она
звалась родон (греческое),

роза (латинское). С латыни слово пришкандыбало
в немецкий язык, а с ни мецкой причалапало в русский. В украинский язык
употребляемое на западных

землях слово ружа пришло через польскую (ружа)
и чешскую (руже) тоже

с латинского. Слово это в украинском языке
услужило для называния

двух цветков — розы и мальвы, которую зовут
еще и рожа. Слово роза по ходит с греческого языка, где этот цветок звался
триандафило — «тридцати лепестковая». По дороге к нам лепестки (фило)
потерялись.

Подобрать и записать слова, нужные по смыслу
предложений

1) к числу … цветов принадлежат лилии. 2)
… барвинок — символ девичьей

чести, любви. 3) орхидея имеет … соцветие.
4) Пион рассыпает охапки мы … лепестковый жар. 5) цветы наших садов —
достаточно … общество.

Справка: нежнейших, Крещатый, лохматый,
искрящийся, пестрый.

VIII. Систематизация и обобщение знаний,
умений и навыков

Дать ответы на вопросы.

1. Какие разновидности имеют омонимы?

2. Какие слова называются паронимами?

3. О какие основные три типа переносных
значений сегодня вы узнали?

4. Чем отличаются омонимы от многозначных
слов?

IX. Итог урока

X. Домашнее задание

1. Изучить теоретический материал урока.

2. Представьте, что вы продавец цветочного
магазина. Вам необходимо привлечь внимание граждан? Как вы это сделаете?
Используя образные сло ва, составить стихотворную или прозаическую рекламу
любых цветов (букета).

  • Составить рассказ мой рабочий день на английском с переводом
  • Составить рассказ мое хобби на английском
  • Составить план рассказа на тему почему без растений невозможна жизнь на земле
  • Составить план рассказа о строении дождевого червя
  • Составить план по рассказу носова огурцы