На английском языке. A Friend In Need Is A Friend Indeed
Friends play a very important role in our lives. But not every person around us can be called a good friend. A friend in need is a friend indeed – we all know this saying and I believe this is true.
I believe it is very important that you have a person beside you who you can trust. One of the most important things in a good friend for me is being supportive. A good friend is always near when you feel bad, lonely or upset. He is always ready to talk to you, to give you advice and support you. He also needs to know how to listen.
I have a lot of friends but I don’t think all of them would be near if something happened. Most of them would probably say they don’t have time or they don’t know what to do in a difficult situation. Sometimes you just need a person to listen to you, to stay with you for some time.
I believe I’m lucky to have such people in my life. My best friend is my mother. We have very good relationship with her and I can tell her almost everything. She is a grown- up and experienced person, so she can always give some good advice.
I also have a friend, her name is Sasha. She is a very nice person, kind and helpful. Once I had a hard situation in my life and was very upset, and it was Sasha who helped me a lot. She was talking to me all the time and taking me out to the cinema and cafes to make me feel better.
Перевод на русский язык. Друг познается в беде
Друзья играют важную роль в нашей жизни. Но не каждого, кто находится вокруг нас можно назвать хорошим другом. Друг познается в беде – мы все знаем эту поговорку и я считаю, что это правда.
Думаю, очень важно иметь рядом с собой человека, которому можно доверять. Одна из самых важных вещей в хорошем друге – это поддержка. Хороший друг всегда рядом, когда вам плохо, одиноко или вы расстроены. Он всегда готов поговорить, дать совет и поддержать. Он также должен уметь слушать.
У меня много друзей, но я не думаю, что каждый из них будет рядом, если что-то случится. Большинство, наверное, скажут, что у них нет времени или что они не знают, что делать в сложной ситуации. Иногда просто нужен человек, который выслушает, будет рядом какое-то время.
Я считаю, что мне повезло иметь таких людей в своей жизни. Моя лучшая подруга – это моя мама. У нас очень хорошие отношения и я ей могу рассказать практически все. Она взрослая и опытная, поэтому всегда может дать хороший совет.
У меня также есть подруга Саша. Она очень хороший человек, добрая и всегда готова помочь. Однажды у меня была сложная ситуация в жизни и я была очень расстроен, и именно Саша очень помогла мне. Она все время говорила со мной, мы ходили в кино и кафе, чтобы мне стало лучше.
Friendship is honoured in many songs, poems and legends. Aristotle wrote that friendship is the most necessary thing for life. It is difficult to man to live without friends.
But really, what is friendship?
In my opinion, it is difficult to answer. When you ask children about it they often say, “We live in one house. We go to school and back home together. She gave me a candy, so we are friends”. I think it isn’t friendship.
Another example: if you help someone at exam you are a friend, if don’t you are not.
If you help someone in difficult situation and expect something from that person for your help it isn’t friendship. This is like seeking benefit.
“A friend in need is a friend indeed” – this saying explains everything. But is it necessary to get in trouble to find a friend or to make sure that he is “real”? Very few people understand that reliable friends can be seen in the day of your success and joy, because when you are happy someone can feel envy and only real friends are ready to share your joy.
I also agree that true friendship can be tested by time, a true friend is that who “ate a peck of salt” with you.
My only friend is that who can tell me what is stored in the depth of his soul, who will support me in the most difficult and happy moments.
Friendship is verified tests (as in the song by Vladimir Vysotsky):
If a friend was suddenly
And not a friend nor an enemy, but – so
If you just can not tell,
It is bad or good –
Human in the mountains pull – I dare!
Do not leave him alone,
Let it in conjunction with one of you –
They understand who this.
Friendship is a complicated feeling. It is linked with a variety of qualities: respect, love, kindness, loyalty, patience, and so on. There is no “friendship in its purest form” And it’s probably a good thing.
By entering into friendly relations with another person, people learn to be faithful to each other, get rid of selfishness, begin to sympathize with the misfortunes of others and rejoice in another’s joy.
And when trouble comes we need not fear it – friendship will certainly overcome misfortune, because it is stronger than anything else.
Дружба прославляется во многих песнях, стихах и легендах. Аристотель писал, что дружба – самая необходимая вещь в жизни. Человеку трудно прожить без дружбы.
Но в самом деле, что такое дружба?
По-моему, на это трудно ответить. Когда вы спрашиваете детей об этом, они обычно говорят: «Мы живем в одном доме. Мы вместе ходим в школу и обратно. Она дала мне конфетку, поэтому мы друзья». Я думаю, это не дружба.
Другой пример: если ты помог кому-то на экзамене – ты друг, если не помог – то нет.
Если ты помог кому-то в трудной ситуации и ожидаешь чего –то от этого человека – это не дружба. Это похоже на поиск выгоды.
«Друг в беде – настоящий друг» – эта поговорка объясняет все. Но разве необходимо попасть в беду, чтобы найти друга или убедиться в том, что он настоящий? Очень немногие люди понимают, что настоящих друзей можно увидеть и в день твоего успеха, потому что когда ты счастлив, кто-то может позавидовать тебе, и только настоящий друг разделит с тобой твою радость.
Я также согласна с тем, что дружба проверяется временем, и настоящий друг тот, кто с тобой «пуд соли съел».
Мой единственный друг – тот, кто может рассказать мне о том, что у него на сердце, и поддерживает меня и в трудный и в счастливый момент.
Дружба – это проверенный (как в песне Владимира Высоцкого).
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой одной,
Там поймешь, кто такой.
Дружба – сложное чувство. Она связана с разными качествами: уважением, любовью, добротой, преданностью, терпением и так далее. Она не существует в простом качестве. И, наверное, это правильно.
Вступая в дружеские отношения с другими людьми, люди учатся быть преданными, избавляются от эгоизма, начинают сочувствовать другим в беде и радоваться в их радости.
И когда придет беда, нам не надо бояться – дружба обязательно поможет нам преодолеть несчастье, потому что она сильнее всего на свете.
Copyright © Russian centres of City and Guilds, 2011-2012
Но Вася не хотел оставаться дома и ждать, что кто-то найдет пса и позвонит. Он предложил вместе отправиться на поиски Чарлика. И хоть искать собаку оказалось не так просто, но нам помогало то, что мы это делали вместе.
Чарли нашелся. Он был в соседнем дворе. Но меня обрадовало и то, что я понял, Вася – мой настоящий друг! Я ждал, что он поддержит меня только на словах. А Вася помог и на деле. Он понял, как действовать правильно и организовал настоящую поисковую службу.
Теперь я точно знаю, что настоящий друг не отмахнется, когда у тебя проблемы. Он сделает все, чтобы эти проблемы разрешились. Даже, если он сильно занят, или ему самому приходится непросто, друг никогда не останется безразличным к тому, что тебе плохо. Он поможет в беде.
Сочинение для 5 класса — Друг познается в беде
Каждого человека окружают разные люди. Будь это товарищи, соседи или просто знакомые. Среди этих лиц, есть близкие люди. Это мои друзья. Другом может быть не каждый.
Раньше я думал, что у меня много друзей. Но спустя время я понял, не всех можно называть этим словом. От мамы я всегда слышал, что друг познается в беде. Однажды меня обрызгала машина. Ребята, которые шли рядом, засмеялись. Но лишь мой близкий товарищ Вова достал из портфеля платок, и предложил вытереть лицо. Ещё тогда я подумал, не об этом ли говорит моя мама. Ведь когда я зову всех на день рождения, они приходят. Потому что это радостное событие. Но как только мне потребовалось помощь, все дружно отвернулись от меня. В тот день за окном стояла осенняя погода. Было довольно прохладно. Пока я мокрый дошел до дома, сильно замерз. На следующий день мне нездоровилось, я остался дома болеть. Когда закончились уроки, я думал ребята зайдут меня проведать. Принесут домашнее задание. И вот раздался звонок в дверь. За дверью был один Вован. Я был ему безумно рад.
В тот день я для себя решил. Друг не тот, кто рядом с тобой гуляет и смеется, а тот, кто приходит в трудную минуту. С тех пор я пояснил для себя мамины слова. И теперь твердо знаю, друг познается в беде.
Дата обновления: 12.01.2019 г.
What is friendship? Friendship is a state of human spirit.
People can’t live without friendship, they feel lonely and unhappy without it .Friendship makes wonders. I believe that everyone can be a friend, a child and an adult.
A true friend will never betray and will always help you, if you are in trouble. He never envies you. But we shouldn`t demand much from our friends, because nobody is perfect.
Real friendship is rare. Many people who have not got friends often buy cats, dogs, rabbits or hamsters. Pets are like true friends: faithful, understanding and besides they can listen to them attentively.
There are a lot of proverbs and fairy tales about friendship. I like such proverbs as “A friend in need is a friend indeed” and “A friend is never known till needed”. All amazing events and adventures in children’s stories happen only with friends. We remember books “The wizard of the Emerald town” by A.Volkov, “The nice adventures” by B.Ockudzhava, “Denis’s stories” by V.Dragynsky and stories by N.Nosov. Main characters of these books can fight with enemies and help each other in difficult situations only if they are together.
Что такое дружба? Дружба – это состояние души человека.
Жить без дружбы люди не могут, без нее они чувствуют себя одинокими и несчастными. Дружба способна творить чудеса. Я верю, что каждый способен быть другом, как ребенок, так и взрослый.
Настоящий друг никогда не предаст и всегда поможет вам, если у вас будут проблемы. Он никогда не завидует вам. Мы не должны требовать многого от друзей, потому что никто не совершенен.
Настоящая дружба – большая редкость в наше время. Может быть из-за этого люди часто заводят котов, собак, кроликов или хомячков. Домашние животные, как настоящие друзья: преданные и понимающие, кроме того, они могут слушать внимательно.
Дружбе посвящены многие пословицы и сказки. Мне нравятся пословицы: Друг познается в беде и Без беды друга не узнаешь. Все удивительные события и приключения в детских рассказах случаются только с друзьями. Мы помним книги «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Прелестные приключения» Б. Окуджавы, «Денискины рассказы» В. Драгунского и рассказы Н. Носова. Только вместе главные герои этих книг сражаются с врагами и помогают друг другу в трудных ситуациях.
Примеры сочинений по пословицам
Сочинение по пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Русский народ создал множество пословиц и поговорок. Основной их темой является способность человека трудиться. Человек всегда понимал, что если хочешь добиться в жизни успеха, необходимо приложить максимум сил.
Начиная с раннего детства ребёнок понимает, что без определённых усилий невозможно достичь результата. Например, чтобы собрать машинку из кубиков лего, надо изрядно потрудиться. Чем дальше, тем сложнее и ответственнее становятся поручения у малыша. Он учится убирать за собой игрушки, аккуратно складывать свои вещи и, по-возможности, помогать родителям.
В школе ученик понимает на собственном опыте, на сколько верна пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Если ученик регулярно готовит домашние задания и внимательно слушает учителей на уроке, т.е. трудится на совесть, он сможет легко » выловить рыбку из пруда».
Во взрослой жизни труд играет очень важную роль в жизни людей. От его качества зависит уровень жизни человека. Без труда невозможна жизнь на земле. Все, что является необходимым для поддержания жизнедеятельности человека, связано с трудом. В процессе труда происходит развитие человечества и поддержание цивилизации.
С древних времён человек трудился, чтобы добыть пропитание и одежду. Уже тогда он понимал, что если ничего не делать, то можно умереть с голода.
В современном мире физический труд человека облегчают машины. Но, без деятельности учёных и изобретателей, не было бы этих жизненно необходимых механизмов. Все, что имеет человечество сейчас, создаётся с помощью живого труда и использования достижений прошлых лет.
Средства труда, которые используют люди, показывают их развитие. Раньше стирка белья была проблемой для всех хозяек. Сейчас, благодаря изобретению современных стиральных машин, она стала намного проще. Облегчен труд женщины на кухне. Но, несмотря на наличие бытовой техники, необходимо прилагать усилия, чтобы добиться положительных результатов. Учёные трудятся, чтобы остальные люди жили легче и у них оставалось больше времени для отдыха.
Правда, чтобы иметь возможность купить все необходимые приборы, человек должен иметь деньги. Для этого он должен трудиться. Значит, пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» остаётся по-прежнему актуальной.
или вот такой пример:
В начале сочинения дадим краткую характеристику, что же такое труд. Трудом называют любую работу, любую деятельность, которую человек делает осознанно, чтобы его жизнь, жизнь его семьи и всего человеческого общества была лучше, богаче, радостнее. За свой труд люди получают вознаграждение — заработную плату. Например, мама каждый ходит на работу и трудится там, чтобы потом купить вкусную еду, красивую одежду для всей семьи, чтобы можно было получать удовольствия за эти деньги.
В основной части раскроем главную мысль, для чего человеку труд. Оказывается, для того, чтобы отличаться от животных! Еще давным-давно, когда на земле не было людей, а были большие обезьяны, они стали осознанно трудиться — брать палку и сбивать ею фрукты с деревьев, отгонять ею врагов. И вот с этого момента эти большие обезьяны стали превращаться в разумного человека. Именно труд и привел к тому, что на земле появились люди. Но для этого прошли миллионы лет.
Вот даже лошадь перевозит грузы — тоже трудится, но она это делает неосознанно и под руководством человека. Труд играет очень важную роль.
Трудом можно назвать не только ту работу, за которую платят зарплату. Труд — это учеба в школе; это занятия спортом, танцами; это субботники, когда все вместе убирают территорию; это помощь родителям по дому и так далее. Художник пишет картину, женщина вышивает бисером или вяжет — это тоже кропотливый труд и большое терпение. Вот и сочинение написать — это труд. И рыбку ловить — это тоже труд, терпение, сноровка и опыт.
В заключении можно написать, что без труда и терпения невозможно стать успешным и независимым человеком, невозможно добиться хороших результатов. Поэтому если мы чего-то хотим в жизни чего-то достичь, мы обязательно должны прилагать усилия и стараться работать хорошо, чтобы многому научиться.
Пример сочинения по пословице «Не откусывай больше того, что ты можешь проглотить»?
В буквальном смысле эта пословица предупреждает о возможности подавиться, поперхнуться слишком большим куском торта, но в буквальном смысле ее мало кто понимает. Гораздо интереснее представляется ее переносный смысл, который заключается в том, что не следует жадничать, не стоит браться за слишком большую работу, не стоит взваливать на свои плечи слишком много заданий сразу, а следует делать все постепенно и не спеша. Ведь разрываясь между несколькими срочными делами человек в итоге ни одно из них не делает как следует. Всюду получается брак и полное отсутствие результата. В итоге и дело не сделано и человек испытывает досаду и недовольство. Что же заставляет человека брать на себя такое количество дел, с которым он определенно сам не может справится? Часть этим стимулом оказывается обыкновенная жадность, ведь за много выполненных работ и оплата будет выше, но вот чтобы ее заработать, эти работы надо выполнить. А в итоге получается, что человеку перестают доверять и он оказывается в полном проигрыше. Еще один вариант, когда человек просто переоценивает свои силы или недооценивает сложности работ. Поэтому, всегда следует подумать, прежде чем брать на себя ответственность за поедание слишком большого куска.
или вот такой пример:
«Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить», — эту народную мудрость можно услышать из уст американца. В данной пословице говорится о том, что не стоит и пытаться сделать невозможное – то, что исполнителю совершенно не по силам. Ведь если взяться за слишком сложное незнакомое дело, то в лучшем случае ничего не получится. А при худшем исходе можно нанести непоправимый ущерб себе или окружающим.
Если бы, например, студент первого курса медицинского училища или университета решил бы попробовать сделать операцию тяжело больному пациенту, то вряд ли можно было бы надеяться на хороший результат. Если человек без водительских прав, не умеющий управлять машиной, сядет за руль, то он наверняка попадет в аварию и может пострадать сам и нанести огромный вред окружающим. Как говорится, если не умеешь чего-то делать, то не берись, пока не научишься. А в обучении обязательно должен участвовать более опытный человек, хорошо знаком с преподаваемым делом и который в прошлом мог уже столкнуться с подобными ошибками. Также в данной пословице звучит буквальное предостережение от жадности и алчности, ведь откусив слишком большой кусок, можно и подавиться.
Также в данной пословице звучит буквальное предостережение от жадности и алчности, ведь откусив слишком большой кусок, можно и подавиться.
Пример сочинения по пословице «В радости знай меру в беде не теряй веру»
В каждой пословице кроется смысл. Пословица “В радости знай меру, в беде не теряй веру” не является исключением. Смысл пословицы “В радости знай меру, в беде не теряй веру” заключается в том, что всегда и во всём нужно знать меру, нельзя терять надежду, самообладания. Жизнь переменчива, если сегодня и сейчас всё хорошо, это ещё не означает, что через миг ситуация не изменится.
Мы радуемся счастливым моментам в жизни, успехам, радость это хорошо. Но, как говорится всего должно в меру. В моменты счастья, радости нельзя забывать о других. Жизнь зачастую преподносит нам сюрпризы, а для того, чтобы уметь справляться с возникающими сложностями, нужно не терять веру в себя и свои силы. Никогда нельзя терять веры в себя, в то, что из любой сложной ситуации можно найти выход. Только так можно справиться со сложностями.
Если тебе плохо, у тебя беда — не опускай руки, не теряй веру в лучшее. Хорошая пословица, которую нужно помнить и не забывать о её смысле.
Иногда, бывают в жизни такие моменты как радость, и беда. Мы часто как радуемся чем-то, так и разочаровываемся в чем-то или ком-то. Так вот, когда ты радуешься, счастлив ты можешь легкомысленно что-то сказать или пообещать. А на радостях, если ты пообещал, то уже надо выполнять, вот только когда в тебе бьет ключом хорошее настроение, если можно так выразиться, то можно что угодно пообещать. А потом, смотря по обстоятельствам, тебе становится немного стыдно за свои слова или поступки, сказанные в порыве радости. И я хочу сказать, что нужно стараться держать слово данное другим людям.
или вот такой пример:
Сочинение-рассуждение по пословице «В радости знай меру, в беде не теряй веру»
Огромный опыт, проверенный годами, передают нам пословицы. Их пересказывали, переговаривали из уст в уста. И вот они дошли до нас, чтобы мы не повторяли ошибок наших предков, были мудрее и жили лучше.
«О счастье не кричат» — прекрасный синоним к выражению «в радости знай меру».
В нашем сложном современном мире так много хороших и добрых людей, но также много и злых завистников, готовых испортить твоё настроение за считанное время. Нужно делиться своей радостью с близкими людьми: друзья, родственники, те люди, которым можно доверить как хорошие, так и дурные вести.
Мы всегда спешим делиться своей радостью со всеми людьми, чтобы и они порадовались вместе с нами, но есть люди, которые презирают или попросту тихо ненавидят таких позитивных личностей. После не увиденной ожидаемой реакции, например, улыбки на лице, у довольного и счастливого человека пропадает все позитивное настроение, от радости не остаётся и следа.
Есть энергетические вампиры, которые питаются вашей хорошей энергетикой и меняют ее на негатив.
«Не терять веру в беде» — это такие особенные моменты, грусти, нашей боли и печали, в крайней степени — отчаяния. Ни детские обиды, а серьёзные проблемы. Например, когда ты потерял телефон, играя с мальчишками на стройке. Так обидно стало, что родители потратили деньги, а я — растяпа, не усмотрел за телефоном. Слишком был занят игрой. Я сел на траву и горько заплакал.
«Это был подарок на день рождения, что же я родителям скажу» — эта фраза, словно поселилась у меня в голове. И сразу захотелось бежать домой, запереться в комнате и никого не видеть. Зажмурить сильно глаза, сильно-сильно, а потом резко открыть их и, как будто, этого ничего не было.
Это моя бурная фантазия или плохой сон. Такую манипуляцию я сделал, раз пять, но телефона так и не было, грусть не прошла. Эх, придётся признаваться родителям.
Выход из такого неутешительного происшествия очень простой: достаточно понять смысл пословицы «В радости знай меру, в беде не теряй веру» и поверить в себя. Нужно было не впадать в панику, а попросить друзей помочь найти телефон. Друг познаётся в беде. Пропажа бы нашлась, и повода для отчаяния не было бы.
Если бы не нашёлся, то есть ещё один план: расклеить объявление и указать в нем, что нашедшему полагается вознаграждение. Это бы явно ускорило процесс поиска, нервы были бы целы и телефон при хозяине, а, главное, — вера в себя и свои силы не пропала бы.
Сочинения по пословицам
У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. . Дальше
Век живи век учись
В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль. Дальше
Дело мастера боится
Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку. Дальше
Делу — время потехе — час
Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича. Дальше
Друг познается в беде
У каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать. Дальше
Жизнь прожить — не поле перейти
Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые. Дальше
Ученье — свет а неученье — тьма
Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла. Дальше
Язык мой — враг мой
Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать. Дальше
Язык мой – друг мой
Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том. Дальше
Рассказ на школьную тему по пословице
Пословица — это давняя, проверенная и пронесённая через века мудрость человека. В этом жанре русского народного творчества есть всё: юмор, поучение и даже осуждение. В россыпи народных пословиц можно найти целый ряд житейских правил. Н. В. Гоголь называл русские пословицы «жемчужинами народной речи». Многие пословицы живут и в нашей повседневной жизни, делая наш язык образнее, ярче, создавая узнаваемые образы.
Рассказы по пословицам о труде на школьную тему наиболее близки ученикам 2 — 5 классов. Наши тексты помогут ребятам придумать свой маленький и назидательный рассказ о трудолюбии.
Образец сочинения на школьную тему по пословице
Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.
Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.
Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»
Сочинение по пословице «Где труд, там и радость»
Весной в школе нас попросили сделать скворечники для птиц. Мы с папой решили выполнить задание, не откладывая на завтра. Папа начертил план, мы вместе купили доски и гвозди. стали мастерить. Я с радость помогал папе забивать гвозди, разукрашивал домик для скворцов.
Когда мы повесили скворечник на большую яблоню, птицы сразу облюбовали новую квартирку, наносили туда травинок, пёрышек и свили гнездо. А вечером скворец запел, словно благодарил нас за уютный дом. Так было радостно. Не даром говорят, где труд, там и радость.
Рассказ по пословице «Делу — время, потехе — час»
Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.
Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.
Вдруг решение задачи стало получаться и ответ сошёлся. Я очень обрадовалась и пошла показать тетрадь маме. Ей было приятно, что я сама потрудилась и у меня всё получилось. Мама сказала: «Вот как дочка, делу время — потехе час!»
Пример сочинения на школьную тему по пословице
«Сначала подумай, потом скажи»
Наташа пожаловалась маме, что с ней подружки не хотят дружить. Мама догадалась. что девочка их чем-то обидела. Наташа призналась, что похвасталась: «Я умею готовить пирог лучше всех вас!» Подружки не поверили и назвали Наташу — Хвастунья.
Мама напомнила дочке народную мудрость, что сначала надо подумать, а потом говорить, и предложила ей испечь яблочный пирог вместе. Наташа с радостью согласилась. Когда угощение было готово, все подружки собрались за одним большим столом. Весело разговаривали и шутили.
Наташа запомнила мамины слова на всю жизнь. Она теперь всегда сначала подумает, а потом говорит.
КОНСПЕКТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 5.
ТЕМА. Составление текста из отдельных
предложений. Определение темы, главной мысли текста.
ЦЕЛИ: • формировать умение замечать
логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий,
определяя правильную последовательность предложений;
• учить делить текст на части и
выделять их при записи;
• ознакомить со структурными
частями текста;
• формировать умение выделять
ударный слог слова, развивать чувство ритма.
ОБОРУДОВАНИ: запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Мне эхо раскрывает секреты. Что такое эхо?
(Эхо — отражение звука от предметов, отзвук.)
~ Сядет тот, кто сможет добавить в
стихотворение имена моих друзей и назовет в имени ударный слог.
«Кто забрался под диван?»
Эхо мне в ответ: «…» (Иван.)
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «…» (Лада.)
« Назови мне кавалера!
Эхо прокричит:«…!» (Валера.)
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо:«…»(Алик.) «Не боится кто
мороза?»
Эхо отвечает:«…» (Роза.)
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «…» (Света?)
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «…» (Рая.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Знакомство с предложениями.
Беседа по содержанию текста.
Тема текста
На доске:
1. Он лежал дома и скучал.
2. — Спасибо вам, друзья!
3. Прыгает шарик, смешит Колю.
4. Вдруг он увидел шар в окошке.
5. Коля болел.
6. А на шарике рожица нарисована.
— Прочитайте предложения (1 — 2
ученика.)
— Связаны ли эти предложения общим
содержанием? О ком и о чем в них говорится?
— Почему эти предложения нельзя
назвать связным текстом?
— Что нужно сделать, чтобы получился
рассказ? (Установить правильный порядок предложений.)
— Прочитайте предложения, в которых
говорится о Коле?
— Прочитайте предложения, в которых
говорится про шарик?
— Откуда взялся шарик? Из какого
предложения мы узнаем, что шарик послали ребята? (— Спасибо вам, друзья!) Чьи
это слова? (Коли.)
— Какое заглавие подойдет к тексту:
«Болезнь», «Шарик», «Верные друзья»? Почему?
— Запишите заголовок в тетрадь.
4. Составление текста. Структура
текста
На доске:
План.
1. Что случилось с Колей?
2. Как порадовали его друзья?
3. Что сказал Коля?
— Составим текст из предложений.
Прочитайте вопросы плана.
— Тексты, рассказы, сказки имеют
свое строение, в них есть части, которые следуют друг за другом в определенном
порядке:
• начало текста;
• основная, главная часть;
• концовка текста.
Первая часть текста знакомит нас с героями
рассказа, подготавливает собеседника к тому, о чем дальше пойдет речь.
Вторая, основная часть рассказывает главное,
что произо¬шло с героями рассказа. Она состоит из нескольких предложений.
Последнее предложение текста (концовка)
подводит итог сказанному или выражает основную мысль текста. Каждая часть
текста начинается с красной строки.
— Как вы думаете, почему так
записаны вопросы? (В тексте три части, к каждой части по вопросу.)
— Из скольких частей состоит
рассказ: (Из трех частей.)
— Прочитайте первый вопрос? О чем
рассказывается в первой части текста?
— Найдите предложения, которые
относятся к первой части рассказа. Сколько их? Прочитайте их.
— Прочитайте первую часть рассказа,
располагая предложения в правильном порядке.
— Прочитайте второй вопрос плана. О
чем рассказывается во второй части текста?
— Прочитайте предложения, которые
относятся ко второй части рассказа.
—Прочитайте вторую часть, располагая
предложения в правильном порядке.
— Каким предложением заканчивается
рассказ? Прочитайте третью часть текста.
— О ком этот рассказ? (О друзьях.)
— Почему они названы верными
друзьями? Откуда мы узнали о том, что их можно назвать верными? (Из заглавия.)
— Прочитайте рассказ целиком.
5. Физкультминутка
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мыс тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. Пальцы
обеих рук соединяются ритмично в замок
Ритмично касание пальцев обеих рук
Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца
Руки вниз, встряхнуть кистями
6. Запись текста
— О чем надо помнить при записи
текста? (Каждую часть текста пишем с красной строки.)
— Сколько в этом тексте частей?
— Прочитайте первую часть рассказа.
Запишите предложения первой части с красной строчки. (Орфографическая диктовка
учеников.)
— Прочитайте вторую часть рассказа.
Запишите предложения второй части с красной строчки. (Орфографическая диктовка
учеников.)
— Прочитайте последнее предложение.
Запишите предложение с красной строчки. (Обратить внимание учащихся на
постановку знаков препинания.)
Образец:
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Коля болел. Он лежал дома и скучал.
Вдруг он увидел шар в окошке. А на шарике
рожица нарисована. Прыгает шарик, смешит Колю. — Спасибо вам, друзья!
(По A Mummy.)
7. Анализ записанного текста. Обобщение
—Прочитайте записанный рассказ. (Зачитываются
3—4 работы.)
— Можно ли эти предложения назвать
текстом? Почему?
— Назовите признаки этого текста:
• тема текста;
— Какова тема текста?
• основная мысль;
— В каких двух предложениях
заключается главная мысль всего рассказа? (Вдруг он увидел шар в окошке. —
Спасибо вам, друзья!)
— Будет ли ясен смысл рассказа, если
убрать одно из этих предложений? Почему нет?
• заголовок;
— Соответствует ли заголовок
содержанию текста?
• порядок предложений в тексте;
— Оцените порядок предложений в
тексте.
• смысловая связь между
предложениями;
— Найдите и прочитайте вслух
предложения, в которых есть слова вдруг и а.
— Эти слова связывают предложения.
Какие предложения связывают слово вдруг? Какие предложения связывает слово а?
— Понравился Вам рассказ?
— Как вы оцениваете поступок друзей
Коли?
— Вспомните пословицы о дружбе,
друзьях.
Друзья познаются в беде.
Добрые дела человека красят.
Без беды друга не узнаешь.
Вой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Легче друга потерять, чем найти.
— Выберите подходящую к основной
мысли текста пословицу. В какую часть текста можно добавить пословицу? (В
концовку текста.) Почему?
— Запишите пословицу в
заключительную часть рассказа.
8. Итог занятия
— Что называется текстом?
— Назовите признаки текста.
— На какие основные части делится
текст?
Работа с пословицами и поговорками в начальной школе
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». Считаю, именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.
В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Мой многолетний опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже с 1 класса. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т. е. овладевают письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь, я обращаю их внимание на поговорку «Красна птица опереньем, человек уменьем» (Букварь, часть II, стр.10) и предлагаю найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой.
На следующий день на уроке письма учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Я спрашиваю, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку «Красна птица опереньем, а человек уменьем», в которой есть буква ь. В таком плане работа продолжается и дальше. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, умело использовал их в своей речи.
На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова, большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
1. Одним из видов моей работы является подбор пословиц по темам. Начиная с 1 класса, на уроках чтения стараюсь приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, при изучении какой-либо темы, при обобщении изученного материала. Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме.
Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединенные одной темой, следует использовать тематические группы пословиц. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. Например, поговорки и пословицы о труде: Маленькое дело лучше большого безделья; Кто любит трудиться, тому без дела не сидится; Слезами делу не поможешь; Не спеши языком, торопись делом; Всякий человек на деле познаётся.
Пословицы и поговорки о календарных месяцах, временах года: Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом; Март с водой, апрель с травой; Май холодный – год плодородный; Июль – пора сенокоса; Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
Учащиеся, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать к каждой группе ещё две-три пословицы.
В отдельных случаях при чтении рассказов, стихотворений учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
Анализируя с учащимися самоотверженный поступок Тёмы из рассказа «Тёма и Жучка», предлагаю пословицы о смелости, трусости:
Где смелость, там и победа; На смелого собака только лает, а труса кусает; После драки много храбрых; Храбер трус за печкою; На трусливого все собаки лают; Трус и тени своей боится. Затем учащиеся выбирают из приведённых пословиц такую, которая бы отвечала на вопрос учебника: «Что помогло Теме благополучно выбраться из колодца?»
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье. Считаю, что с некоторыми из них следует ознакомить учащихся. Например: Здоровье дороже золота; Здоровье сгубишь, новое не купишь; Захворать — один день, а поправляться семь недель; Хворь не сорочка- с плеч не скинешь.
2.Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения. Прежде чем проводить такой вид работы, знакомлю детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делаю на уроках чтения, обращая внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, доказывают её органическую связь с содержанием произведения. После этого предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3.Особым видом работы с пословицами считаю нахождение пословиц в тексе художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, я стараюсь показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Это в речи Руслана из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (Хоть лоб широк, да мозгу мало), И.А. Крылова в басне «Любопытный» (Куда на выдумки природа таровата!).
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И. А.Крылова. Недостаточно, на мой взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их название в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
4.Использование пословиц при работе над сочинением. В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Сам вид работы, т.е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяет по-разному раскрыть её содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберём на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы.
На следующем уроке ученики пишут сочинение.
Приведу для примера сочинение ученицы 3 класса МБОУ СОШ №6 Валерии Потапенко.
Зима.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
Много снегу во дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки, лепят снеговика. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много — хлеба много». Хорошо зимой!
Рекомендую следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении); «Моя мама» (пословицы о маме); « Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах); «Москва – столица» (пословицы о Москве); «Наша Родина» (пословицы о Родине); «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебниках.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Они учатся сбирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважение к народу, создающему эти сокровища, и гордость за него. На мой взгляд, данная работа имеет новые цели, т.к. ФГОС нового поколения требуют формирование личностных и коммуникативных УУД, а именно: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Заметьте, коллеги, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют решению вышеназванных задач.
Пословицы и поговорки
Родина, патриотизм
Нет в мире краше Родины нашей.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
Москва, что гранит: никто Москву не победит.
За Москву-мать не страшно умирать.
Москва – всем городам мать.
Москва – всем столицам голова.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Дорога матушка — Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.
Москва верстой далека, а сердцем рядом.
Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
Москва не сразу строилась.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своем доме и стены помогают.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живешь на стороне, а свое село все на уме.
Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
Земляка повидать – как дома побывать.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Знает весь свет — тверже русских нет.
Защита Родины
Родину — мать учись защищать.
С родной земли умри, но не сходи.
За родной край и жизнь отдай.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
За правое дело сражайся смело.
Народ – герой сметет врагов с земли родной.
Береги границу, как ока зеницу.
Мало победы желать – надо победу взять.
Солнце врагам не погасить, а нас не победить.
Наступил на землю русскую, да оступился.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Русский солдат не знает преград.
С русским штыком враг давно знаком.
Смелый боец – в бою молодец.
Бой отвагу любит.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Славу свою добывай в бою.
Богатырь умрет — имя его останется.
Тот побеждает, кто смерть презирает.
Трус славит себя языком, а храбрец – штыком.
Своим полком гордись, да и сам отличись.
Где не пройдет горный олень, там пройдет русский солдат.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Честь солдата береги свято.
Храбрость города берет, а бдительность их бережёт.
Что меч, что перо – сражаются за одно.
Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.
Кто много болтает, тот врагу помогает.
Дружба
Дружба – дело святое.
Дружбу за деньги не купишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слово.
Дружба – как стекло: разобьешь — не сложишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Ищущий друга без изъяна остается без друга.
Легче друга потерять, чем найти.
Верному другу цены нет.
Верный друг – ценнейший клад.
Когда друг просит — не существует «завтра».
Сам погибай, а друга выручай.
Друга любить – себя не щадить.
Не бросай друга в несчастье.
Друзья познаются в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Друг до поры – тот же недруг.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь
Предупредить вовремя – дело друзей.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
Коллектив
Хороша нива у дружного коллектива.
Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.
Недаром говорится, что нужда коллектива боится.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.
Дружно — не грузно, а врозь – хоть брось.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Вместе и горе легче переносится.
Дружный табун и волков не боится.
Согласного стада и волк не берет.
Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
Одна пчела не много меду натаскает.
Одним конем всего поля не объедешь.
О пословице и поговорке
Пословица всем делам помощница.
Пословица – мудрость народов.
На пословицу ни суда, ни расправы.
Пословица ввек не сломится.
Стара пословица, да про новое молвится.
Добрая пословица – не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица да присказка беседу красит.
Из поговорки слова не выкинешь.
У каждого Егорки свои поговорки.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Письмо
Пишут не пером, а умом.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Пиши, да не спеши.
Написала, как курица набродила.
Слово – ветер, а бумага – грунт.
На кончике пера – сила меча.
Перо острее меча.
Ученье, знание, невежество
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Ученье – путь к уменью.
Ученье – лучшее богатство.
Знание – сила.
Знание – половина ума.
Знание делает жизнь красивой.
Учить – ум точить.
Ученому везде дорога.
Мир освещается солнце, а человек знанием.
Наука дает крылья уму.
Красна пава пером, а человек учением.
Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал умнее.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Век живи – век учись.
Учиться никогда не поздно.
Учись, пока хрящи не срослись.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Мудрым никто не родился, а научился.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
У врача лечись, а у умного учись.
Учи других, и сам научишься.
Помни про школу – только с ней станешь строителем радостных дней.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Не гордись званьем, а гордись знаньем.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Умелые руки – помощницы науки.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Повторенье – мать ученья.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Мало диплом иметь, надо и дело разуметь.
Неграмотный – тот же слепой.
Хорошо учить того, кто хочет всё знать.
Видит глаз далеко, а ум ещё дальше.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Знай больше, а говори меньше.
Книга
Испокон века книга растит человека.
Книга – лучший друг.
Букварь не сайка, а раскусишь – сладко.
Букварь – к мудрости ступенька.
Не красна книга письмом, красна умом.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга для ума – что теплый дождь для всходов.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга в суме – в пути тягость, книга в уме – в пути облегченье.
Съел ковригу – напитался один, прочитал книгу – оставил и другим.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
Не на пользу книги, читать коли только вершки в них хватать.
Много прочел, да мало учел.
Читает – летает, да ничего не понимает.
Иной глазами по книжке водит, а разум стороной бродит.
Ленивому Микишке все не до книжки.
Речь, слово
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Человеческое слово стрелы острее.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Слово может спасти человека, может и убить.
Слово пуще стрелы разит.
Злое слово – в глаза соль.
Будь своему слову хозяин.
Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.
До слова крепись, а давши слово, держись.
Обязался языком, закрепи делом.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слова хороши, если они коротки.
Где слова редки, там они вес имеют.
Кроткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Слова без дела – сущая беда.
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
Больше слушай, поменьше говори, не зря у тебя два уха и один язык.
В многословии не без пустословия.
Сперва подумай, потом скажи.
Плохо, коль слово сказано, не просясь разума.
Говорить, не думая, что стрелять, не целясь.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Говори с другом поменьше, а с собой побольше.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Не храбрись словом, а покажи делами.
Меньше говори – больше дела твори.
Не спеши языком, а торопись с делом.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
Ласковое слово и буйную голову смиряет.
Ласковым словом и камень растопишь.
Худого слова и сладким медом не запьешь.
Недоброе слово больней огня жжет.
Умная голова не скажет пустые слова.
В мелких словах и большое дело утопить можно.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.
Скажи с ноготок, перескажут с локоток.
Не всякому слуху верь.
Мал язык, да всем телом владеет.
Острый язык – дарование, а длинный – наказание.
Язык длинный, мысли короткие.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
За твоим языком не поспешишь и босиком.
Держи собаку на цепи, а язык – на семи.
Времена года
Новый год – к весне поворот.
Году начало – зиме середина.
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Без первой ласточки весна не обходится.
Весной дождь парит, осенью мочит.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Весной час прогуляешь – неделей не наверстаешь.
Вешний день год кормит.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Лето – припасиха, а зима – подбериха.
Зима спросит, что летом припасено.
Летом каждый кустик ночевать пустит.
Летом не соберёшь, зимой не найдёшь.
Люди рады лету, пчёлы рады цвету.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Здоровье
Здоровье дороже богатства.
Ум да здоровье всегда дороже.
В здорово теле здоровый дух.
Чистота – залог здоровья.
Веселый смех – здоровье.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Смолоду закалишься, на весь век пригодится.
Холода не бойся, по пояс мойся.
Курить – здоровью вредить.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Чеснок и лук – от семи бед.
Хворь не сорочка – с плеч не скинешь.
Захворать – один день, а поправляться семь недель.
Классный час на тему: «Друзья познаются в беде»
Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Задачи:
• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование: компьютер, аудиторская доска, цветок «ромашка».
Ход классного часа
Добрый день, дорогие ребята! Вы присутствуете на классном часе «Друзья познаются в беде».
—Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
—Ребята, о чем это стихотворение?Как вы думаете?
—Представьте себе весы. На одной чаше — дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее?
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба? Дружба — отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
-А сейчас мы с вами будем решать следующую проблему: настоящий друг, какой же он? На доске написаны слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный. Вы должны в течении 5 минут продолжить предложение, с использованием этих слов. Вы будите записывать ваши предложения на доске. Тем самым узнаем, какой же он – настоящий друг?
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать «настоящим другом». (дети читают составленные предложения)
Ученица 1:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
Ученица 2:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
—Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (обсуждение ситуаций)
Ситуации:
1. Два хороших друга, Максим и Никита, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их Лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают»
— Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! удивлялись мальчики.
Вот это и плохо, — гневно ответила женщина.
Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Я Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
—О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. И вам будет необходимо собрать их. (класс делятся на две группы, дети собирают пословицы. Затем объясняют смысл пословицы. звучит музыка)
• Друзья познаются в беде.
• Друга на Деньги не купишь.
• Друга ищи, а найдешь — береги.
• Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
(ученик читает стихотворение)
— Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
-Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор группы людей, которые смогут вместе решать грудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги, а затем ваши картинки прикрепим на доску.
Покажите ваши картинки.
Довольны ли вы результатом?
Что вам мешало работать?
—А теперь поиграем в игру «Дружная команда»
Правила игры: Команда , стоя на скамейке, перестраивается по приказу учителя, стараясь не «уронить» ни одного из участников.
Задания:
1. Перестроится по росту;
2. По первой букве имени в алфавитном порядке.
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Сейчас я вам предлагаю познакомиться с законами дружбы, по которым мы будем жить.
Вот некоторые из них. (сбор «ромашки». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок на доске)
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Эти законы мы повесим в классный уголок. На этом классный час окончен. Желаю вам доброго и светлого. Уважайте, бережно относитесь друг другу.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/335406-druzja-poznajutsja-v-bede
Many songs, poems and legends are composed about friendship. Everyone has friends, and only thanks to friendship people can demonstrate the best traits of their character.
The common proverb says: “A friend in need is a friend indeed”. Everybody knows this proverb. But few people know that it’s more important to rely on friends in joy. If you have achieved great success in something, many people will envy you and only a real friend will be simply glad at your sake. Friendship is a very complicated feeling. It means respect and love, understanding and support. Having a friend helps us to keep secrets, get rid of selfishness, sympathize with the misfortunes of others and believe in people’s good intention. Thus we become better, purer, kinder and our character – stronger, deeper, and more mature. Friendship teaches to be perspicacious and understand the true nature of a man. And when it is a trouble, we need not fear it – friendship overcomes difficulties because it is stronger than anything else. Do you know that there is a friendly shoulder which we can always rely on? Without friends a man cannot live. Who will you go to if you have some problems? To your friend, of course. Now it is common to turn to a psychologist for advice. But I think that not everyone is able to share problems with an unknown person. But a close friend is a loving person. He is always ready to give a helping hand. I believe that life without friends is very boring. What do we expect from real friends? First of all it’s great when your friend stands by you whatever happens. We are afraid sometimes of being alone and when we feel abandoned and unhappy, a kind and sincere conversation with a friend is a good cure for our bad days. Situations in which one saves the other from certain death are rare. But different everyday problems happen often and true human relationships are shown there . For example, it is nasty weather in the street, you have got a cold and are lying in bed, and you do not have aspirin. You can wait till your mum or dad come back from work or can go to the chemist`s yourself or you can call your friend and ask him to buy some aspirin. A true friend will not refuse, and you`ll get your medicine in time. And if your friend needs your help and you`re busy, hurry up or you will fail a “friendship exam”. Everyone is lucky if he has found a loyal friend. Those who have similar interests, hobbies, ideas views have a better chance to become friends. I know that my friend will never betray me and I can trust him.
People, take care of each other and value friendship!
О дружбе сложено немало песен, стихов и легенд. У каждого человека есть друзья, и только благодаря дружбе человек может проявить лучшие черты своего характера.
«Друзья познаются в беде» — эту поговорку знают все. Но немногим известно, что гораздо надежнее друзья познаются в радости. Если вы достигли большого успеха в каком-либо деле, то многие станут вам завидовать, и только настоящий друг просто порадуется вместе с вами. Дружба — очень сложное чувство. Вместе с ним мы ощущаем: уважение, любовь, понимание, покровительство, взаимопонимание. Вступая в дружеские отношения с другим человеком, мы учимся хранить верность данному слову, избавляемся от эгоизма, начинаем сочувствовать чужому горю и радоваться чужой радости. Так мы становимся лучше, чище, добрее, а наш характер — сильнее, глубже, взрослее. Дружба учит проницательности — умению видеть истинную суть человека. А когда приходит беда, нам не нужно ее бояться — дружба побеждает беду, ведь она сильнее всего на свете. Ты знаешь, что есть дружеское плечо, на которое всегда можно опереться. Без друзей человек не может жить. К кому ты пойдешь, когда на душе тяжело? К другу, конечно. Сейчас входит в моду иметь своего психотерапевта, к которому можно сходить, рассказать о чем-то наболевшем. Но я думаю, что не каждый сможет излить душу перед практически незнакомым человеком. А вот близкий друг — словно родной. Он вас и выслушает, и поможет советом или своим участием. Я считаю, что жизнь без друзей очень скучна. Ну что это за жизнь: учеба, дом, улица, работа. Лучше, когда имеешь немногих друзей, но таких, которые за тобой в огонь и воду пойдут. Ситуации, в которых друг спасает друга от верной смерти, случаются редко. А вот разные досадные мелочи приключаются часто, и именно в этих мелочах проявляются истинные человеческие отношения. Например, на улице скверная погода, вы простужены и лежите в постели, а аспирина у вас нет. Можно дождаться, пока вернется с работы мама или папа. Можно победить себя и, несмотря на жар, сходить в аптеку самому. А можно позвонить другу, который живет в соседнем доме, и попросить его купить аспирин. Настоящий друг не откажет в такой мелочи, и вы получите свое лекарство вовремя. И если друг срочно нуждается в вашем присутствии, а вы заняты, разумеется, нужно поспешить на помощь другу, иначе вы просто не прошли испытание на дружбу. Если в вашей жизни есть настоящий друг – вы счастливый человек. Основа всякой дружбы – это доверие, ответственность. Настоящий друг живет твоими интересами, поддержит в любой ситуации, всегда готов быть рядом. Я считаю основным принципом дружбы – не предавать друг друга. Доверие укрепляет дружбу, настоящему другу я доверяю безгранично. Я знаю, что друг не бросит меня в беде, даже если он со мною не согласен.
Люди, заботьтесь о себе — ищите и берегите друзей!
Copyright © Russian centres of City and Guilds, 2011-2012