Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Похожие статьи
Составить план к сказке – как? ? [Есть ответ]
Чтобы составить план к сказке, нужно:
- Прочитать внимательно сказку.
- Разделить текст на части, микротемы.
- Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
- Жили-были царь с царицей.
Текст сказки делится на микротемы. Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь?» Сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна» можно разделить на 19 частей. В первой части читатель знакомится с царем и царицей. Во второй части речь идет о пророчестве рака. В третьей – о рождении дочери в царской семье и так далее.
На следующем этапе части озаглавливают. Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
Вторая часть может быть названа по теме своими словами:
- Пророчество рака.
Или с использованием цитаты: 2. «У тебя родится дочь» (основная мысль).
- Рождение дочери. Или «Дочь царица родила». (Тема)
- Пир во дворце. Или «Царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир».
Остальные части озаглавливают таким же образом. Выглядеть это должно примерно так:
План.
- Жили-были царь с царицей.
- Пророчество рака.
- Рождение дочери.
- Пир во дворце.
- Ошибка царя.
- Предсказания десяти чародеек.
- Заклинание незваной гостьи.
- Отмена проклятья.
- Царский указ.
- Пророчество сбылось.
- Трехсотлетний сон.
- Попытки разбудить красавицу.
- Царский сын.
- Разговор со стариком.
- Царевич помчался в заколдованное царство.
- Царевич во дворце.
- Юноша избавил царевну от заклятья.
- Пробуждение.
- Свадьба.
Оценка: 3.5 (8 голосов)
Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока
— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто
)
— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)
— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).
— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.
Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.
— Запишите в тетрадях число и название работы.
— А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)
— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)
— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой?
(вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)
II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах
1. Развитие образов- представлений
— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…
— Отгадайте загадку, о ком она?
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Рис.1 (Слайд 4)
— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)
— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)
— Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.
2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
- Чем является этот отрывок? Докажите.
- Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
- Порядок предложений строго определённый или нет?
- Какова тема этого текста? А основная мысль?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо
3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд
— Чем является этот отрывок? (Текстом)
— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)
— Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)
— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)
— Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)
— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)
— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)
— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)
— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)
4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)
III. Наблюдение над особенностями текста-повествования
— О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)
— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)
— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.
- Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
- Анализ услышанного
— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)
— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)
— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)
— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)
— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».
— У кого совпала своя концовка текста с авторской?
— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)
— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.
— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)
(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)
— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)
— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?
3. Подбор заголовка к тексту
— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)
— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.
IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах
1. Введение нового понятия
— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.
— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)
— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)
— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)
— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.
— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.
План
- Птичье гнездо.
- Вот так находка!
- Как быть?
- Догадался! (Слайд12)
(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)
— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)
— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)
2. Проверка вывода по образцу
— Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)
3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах
— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.
(Алгоритм: (Слайд 13)
- Выделили части и определили, о чём в них говорится.
- Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)
4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику
— Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?
— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)
V. Физкультминутка (Слайд 14)
Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)
VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)
— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.
— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)
— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)
— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)
— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)
— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)
— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)
— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)
— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?
— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)
— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)
— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы
— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)
— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.
VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)
VII. Контроль и самопроверка
— Не забудьте проверить свои работы!
VIII. Домашнее задание (Слайд17)
— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.
IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)
— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)
— Открыли этот секрет? (Да)
— Какой? (Умение составлять план текста)
— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)
— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
- научился составлять
- ещё испытываю трудности
- не научился
— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?
— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?
— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.
Год: 2020-2021, Россия
Жанр: комедия
Режиссер: Роман Волобуев
Продюсер: Александр Цекало, Иван Самохвалов, Ольга Филипук
Возраст: 18+
Время: 25 мин
Количество серий: 15 серий
В ролях: Ян Цапник, Ольга Сутулова, Нелли Уварова, Сергей Епишев, Анна Шепелева, Софья Лебедева, Алексей Золотовицкий, Дарья Носик, Екатерина Носик, Сергей Степин
«Последний министр» – российский комедийный сериал, премьера которого состоялась 26 марта 2020 года на кинотеатре «КиноПоиск HD». В первый сезон вошло 15-ть серий и 1 спецэпизод. Премьерная дата выхода 2 сезона сериала «Последний министр» – 2 декабря 2021 года. В этот день подписчикам сервиса «КиноПоиск HD» были доступны три серии нового сезона. Потом серии выходят по субботам по одной в неделю. Второй сезон состоит из 15-ти серий. Финальную пятнадцатую серии второго сезона покажут 26 февраля 2022 года.
Описание 2-го сезона сериала «Последний министр»
История поведает о том, как в стране появился новый министр. Это событие происходит ежедневно и не удивляет, но в отличие от коллег, Евгений Александрович Тихомиров, человек честный. Он мечтает о том, чтобы люди стали жить лучше. У него миллион идей и он готов развить кипучую деятельность, чтобы добиться их воплощения, но насколько планы героя реализуемы в российских условиях, зрители смогут увидеть во втором сезоне.
По воле случая, Евгений становится мэром небольшого городка на Урале. В этом событии и в самом деле поучаствовало провидение, так как герой попал в избирательный бюллетень из-за простой опечатки. После объявления результатов, правительство не стало что-либо менять, так как столь мелкая сошка в захолустном городке ни на что повлиять не сможет. Но уже через неделю ситуация стала развиваться стремительно.
Сюжетная линия сериала «Последний министр» 2-й сезон
Тихомиров продолжит чудить на всю страну, а зрители смогут насладиться отличным комедийным шоу. Обладая неуемной энергией, новый министр умудрился утопить городок, но и это не заставило правительство убрать Тихомирова с глаз. Мужчина становится руководителем нового министерства, которое отвечает за перспективное планирование. Дело в том, что герой популярен в народе, значит, не вызвав шумихи, уволить его нельзя, а новоиспеченное министерство является фикцией, где Тихомиров ничего сделать не может.
Впрочем, герой картины с этим не согласен, что и увидели зрители в первых эпизодах шоу. Он продолжает генерировать великолепные на его взгляд идеи, направленные на улучшение жизни, но реализуются они всегда невообразимым образом, что вновь заставляет страну говорить о новоявленном представителе власти.
Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на КиноПоиск HD со 2 декабря 2021. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.
1-я серия. Никто не говорил, что будет легко (выход 2 декабря 2021), смотреть онлайн
Сериал вращается вокруг Евгения Тихомирова — бывший мэр уральского городка, которого за «успехи» назначили министром. Портфель настоящий, а министерство — вымышленное.
Для просмотра нажмите на спиннер.
2-я серия. Зоорелаксация (выход 2 декабря 2021), онлайн просмотр
На посту министра перспективного планирования и развития социально экономической политики у Тихомирова нет практически никакой власти, что не мешает ему развести кипучую деятельность, загружая своих подчиненных и ставя в неудобное положение не только самого себя, но и всю страну.
3-я серия. Светлое будущее (выход 2 декабря 2021), смотреть онлайн
Легкая политическая сатира пользуется все большей популярностью на пост-советском пространстве. Мужчина становится руководителем нового министерства, которое отвечает за перспективное планирование.
4-я серия. Министерство страха (выход 16 декабря 2021), онлайн просмотр
Он продолжает генерировать великолепные на его взгляд идеи, направленные на улучшение жизни, но реализуются они всегда невообразимым образом, что вновь заставляет страну говорить о новоявленном представителе власти.
5-я серия. Ностальгия (выход 18 декабря 2021), просмотр онлайн
Министерство перспективного планирования во главе с Евгением Тихомировым спешит на помощь людям. Ведомство займется пенсионной реформой, развитием туризма, а также продолжит борьбу с коррупцией. А в самом министерстве заведется шпион.
6-я серия. Русская весна (выход 25 декабря 2021), смотреть онлайн
Тихомирова арестовывает следственный комитет. Сбывается мечта Нечаевой. Она покупает необитаемый остров в океане. Но известие об аресте Евгения выбирает ее из колеи. Тихомиров признается во многих «злодеяниях». Но в последний момент его освобождают. А потом назначают министром по борьбе с коррупцией.
Остальные серии (даты выхода)
-
7-я серия «Первые на Луне» — 1 января 2022
-
8-я серия «Гражданин Х» — 8 января 2022
-
9-я серия «Блок Б» — 15 января 2022
-
10-я серия «Биография» — 22 января 2022
-
11-я серия «Новая этика» — 29 января 2022
-
12-я серия «Голос Мордора» — 5 февраля 2022
-
13-я серия «Исполняющий обязанности» — 12 февраля 2022
-
14-я серия «Волжский гамбит» — 19 февраля 2022
-
15-я серия «Последний драфт» — 26 февраля 2022
Читайте также: Сериал «В клетке» 2 сезон, 2021 г: все серии 1, 2, 3, 4 подряд. Содержание, смотреть онлайн на Okko
Источник kogdavyydet.ru, data-vykhoda.ru
Читайте также
Год: 2020 (2 сезона), США, ФранцияЖанр: драма, мелодрама, комедияРежиссер: Эндрю Флеминг, Питер Лоэр, Зои Р.
вчера, 14:15
—
123
просмотрa
Подробнее
Год: 2022, РоссияЖанр: детективРежиссер: Алексей ПраздниковВ ролях: Елена Сафонова, Анатолий Лобоцкий,…
позавчера, 12:23
—
831
просмотр
Подробнее
Год: 2018-2021 (5 сезонов), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Юрий Владовский, Михаил СоловьевПродюсер:…
05.01.2022, 19:01
—
199
просмотров
Подробнее
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ об отставке правительства, исполняющим …
05.01.2022, 11:51
—
457
просмотров
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: реалити шоу, играКанал: ТНТПродюсер: Даня Пронякина, Константин ОбуховВозраст:…
05.01.2022, 11:02
—
401
просмотр
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Андрей ЭлинсонПродюсер: Артур Джанибекян,…
04.01.2022, 13:08
—
1 262
просмотрa
Подробнее
Год: 2020-2021, Украина, БеларусьЖанр: комедияРежиссер: Андрей Яковлев, Михаил СавинПродюсер:
31.12.2021, 06:31
—
3 081
просмотр
Подробнее
Год: 2020 (1 сезон), РоссияЖанр: детективРежиссер: Геннадий ОстровскийПродюсер: Тимур Вайнштейн,…
30.12.2021, 13:19
—
664
просмотрa
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: драма, историяРежиссер: Сергей ГинзбургПродюсер: Константин Эрнст,…
30.12.2021, 12:26
—
4 479
просмотров
Подробнее
В последние дни уходящего 2021 года Землю накроет очередная мощная магнитная …
28.12.2021, 05:55
—
222
просмотрa
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: экстремальное ТВ шоуРежиссер: Юрий КондратюкПродюсер: Вячеслав Муругов,…
27.12.2021, 10:31
—
1 910
просмотров
Подробнее
>Год: 2020-2021, РоссияЖанр: драма, криминал, детективРежиссер: Александр Бурцев, Илья Макаров,…
24.12.2021, 21:48
—
10 048
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедия, мелодрамаРежиссер: Илья СилаевПродюсер: Эдуард Илоян,…
24.12.2021, 11:59
—
6 096
просмотров
Подробнее
Год: 2021, РоссияЖанр: комедияРежиссер: Александр ИгудинПродюсер: Сергей ЖуковКоличество серий:…
23.12.2021, 22:09
—
2 103
просмотрa
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: драма, спортРежиссер: Анарио МамедовПродюсер: Дарья Легони-Фиалко,…
22.12.2021, 16:26
—
631
просмотр
Подробнее
25.08.2021
учитель начальных классов
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
• обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой Родины.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
• формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;
• формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни
Оценить
189
Содержимое разработки
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
-
обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой Родины.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-
формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;
-
формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-
приобщение обучающихся к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российскойистории.
Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:
-
познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;
-
историко-антропологический подход — изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовыхсамарцев и их повседневной жизни);
-
цивилизационный подход — понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса — связь истории региона с мировой историей;
-
изложение материала в доступной для младших школьников форме – форме рассказа.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса «Рассказы по истории Самарского края»младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физическойкультуры, что способствует рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлен на формирование у младших школьников общего представления об истории Самарского края. Содержание курса позволит продолжить формирование познавательного интересау детей к изучению своего города, села, населенного пункта. предоставив каждому ребенку возможность соприкоснуться с прошлым посредством легенд и сказаний о крае, рассказов о выдающихся земляках и важных событиях, природных и исторических памятниках края.
В основе изложения учебного материала курса лежит хронологический подход —от волжской пристани Сомар до строительства крепости; от князя Г. Засекина дообразования Самарской губернии; от первых губернаторов до Первой мировой войны и революции; от гражданской до Великой Отечественной войн; от строек XX века до мирового футбола в Самаре.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» отводится по 1 часу в неделю в 4 классе начальной школы. Программа рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели).
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края» в 4 классе
№ п/п | Наименование раздела/ Тема урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности |
I четверть 9 ч. | |||
1 | Введение | Край, в котором ты живешь. Его история в новом учебном курсе. | Знакомиться с новым учебником, новым учебным курсом, читать обращение губернатора, рассуждать, зачем нужно изучать историю родного края, изучать условные обозначения, навигацию учебника, определять по содержанию планируемые результаты изучения данного курса. |
2 | Реки Волга и Самара | Река Волга, ее географическиехарактеристики. Река Самара. Междуречье Волги и Самары. | Изучать информацию в учебнике,рассматривать карту Самарской области, находить на ней основные города и села, рассказывать легенду о происхождении названия реки Волга, проводить учебноеисследование о происхождении названий рек, отвечать на вопросы, анализировать, обобщать изученный материал. |
3 | Жигули — природная жемчужина Самарского края | Самарская лука. Геологические древности Жигулевских гор. «Жигулёвскаякругосветка». Природные памятники Самарской луки. | Изучать информацию в учебнике, рассматривать карту Самарской Луки, иллюстрации к параграфу, заполнять таблицу о легендах Жигулевских гор, работать с эпиграфом и словарем, готовить проект «Достопримечательности Самарской Луки». |
4 | Волжская пристаньСомар (Самар) | Волжская пристань Сомар на картебратьев Пиццигано. Волжская пристань Самар на карте Фра Мауро. | Читать текст параграфа, проводить сравнительный анализ старинных карт, вычислять площадь портулана, работать со словарем, отвечать на вопросы к параграфу. |
5 | Битва на Кондурче | Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан). Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. | Читать текст параграфа, работать с информацией, со словарем и эпиграфом,пересказывать по предложенному плану |
6 | Предсказание митрополита Алексия | Легенда о предсказании святителя Алексия. Алексий – небесныйпокровитель Самары | Читать текст параграфа, отвечать напоставленные вопросы, расшифровывать предсказание святителя Алексия о городе Самара, работать с иллюстрациями. |
7 | Волжская вольница | Волжская вольница: национальный и социальный состав, занятия, средства перемещения. Атаманы волжскойвольницы. Самарские топонимы и гидронимы, связанные с волжской вольницей. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, готовить план пересказа о волжской вольнице, рассматривать иллюстрации, исследовать Самарские топонимы и гидронимы, связанные с казачьей вольницей |
8 | Князь Засекин — основатель крепости Самара | Политика Русского государства навосточных границах. Волжский торговый путь. Биография Григория Засекина.Строительство крепости Самара. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, рисовать изображение крепости, готовить рассказ о князе Григории Засекине, рассматривать фотографии памятника и барельефа на нем, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать со словарем. |
9 | Степан Разин в Среднем Поволжье | Разинцы в Самаре и на Самарской луке. Народные предания о Разине и егосоратниках. Имя Разина в названиях улиц городов и сел. Природные памятникиразинцам. | Читать текст параграфа, рассматривать иллюстрации и готовить словесный портрет Степана Разина, читать и анализировать стихотворение А.Навроцкого «Утес Стеньки Разина», работать над проектом «Степан Разин: легенды и сказания». |
II четверть 7 ч. | |||
10 | Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки | Рыбный промысел: способы ловли, заготовка и транспортировка рыбы. Соляной промысел на Самарской луке.Технология добычи соли. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, составлять рассказы о рыбном и соляном промыслах, работать с картой и иллюстрациями к параграфу, анализировать информацию, делать выводы |
11 | Пётр I и Самарский край | Переименование Самары из крепости в город. Азовский поход Петра I. Корнелий де Бруин о Самаре 1703 года. Посещение Самары императором Петром I в 1722 году. Добыча серы в Самарском крае. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, проводить учебное исследование, используя дополнительные источники информации, проводить сравнительный анализ описания Самары, сделанное различными авторами. |
12 | Василий Татищев и Оренбургская экспедиция | Государственная задача освоениязаволжских земель. Оренбургскаяэкспедиция: ее начальники и деятельность. Основание Ставрополя-на-Волге. Увековечение памяти Татищева вТольятти. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, составлять рассказ о жизни и деятельности В.Н. Татищева в Самарском крае, готовить электронную презентацию. |
13 | Мятежные крепостиСамарского края | Предводитель народного восстания Емельян Пугачев. Отряд атамана Арапова в Самаре. Поражение пугачевцев под Самарой и захват Самары отрядомправительственных войск. | Читать текст параграфа, отвечать напоставленные вопросы, работать со словарем, готовить рассказ о сражении за Самару, работать с картой, находить на ней населенные пункты, связанные с восстанием Е. Пугачева, анализировать информацию, делать выводы. |
14 | Гербы городов: учимся понимать символы родной земли | Структура герба города. Герб города Сызрань. Герб города Тольятти. Гербгорода Самара. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать изображения гербов, проводить учебное исследование и заполнять таблицу, описывая, что символизируют гербы городов Самарского края. |
15-16 | Самарцы в Отечественной войне 1812 года | Самарцы – участники боев с французами в составе русской армии. Денис Давыдовв Сызранском уезде. Самарцы в Симбирском ополчении. Самарскийгородничий Иван Алексеевич Второв. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать сословарем, эпиграфом, проводить учебное исследование и готовить рассказы о земляках, принимавших участие и отличившихся в боях с французами |
III четверть 10 ч. | |||
17 | Образование Самарской губернии | Открытие Самарской губернии.Губернатор К. К. Грот. Цивилизационные изменения в Самарской губернии и вгубернском центре. Герб Самарскойгубернии. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, анализировать информацию, делать выводы, дополнять схему административного устройства Самарской губернии, изучать герб. |
18 | Хлебный край | Самарский край как центр производства зерна и торговли хлебом в России. Самара – центр хлеботорговли. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать полученную информацию, делать выводы. |
19 | Труженица Волга. Бурлаки и пароходы | Волга – древний торговый путь.Бурлацкий труд. Трудовая основа песни «Дубинушка». Картина Репина «Бурлаки на Волге». Буксирные пароходы. Речноепассажирское сообщение. | Читать текст параграфа, отвечать напоставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, анализировать информацию о труде бурлаков, рассматривать картину Репина «Бурлаки на Волге», прослушивать песню «Дубинушка», готовить устные сообщения о тяжелом труде бурлаков |
20 | Первый паровоз в Самарском крае | Начало строительства железных дорог в России в XIX веке. Вокзалы и железнодорожные ветки на правобережье и левобережье Самарского края. Сызранский мост через Волгу. Новыйжелезнодорожный вокзал в Самаре. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, рассматривать иллюстрации к параграфу, готовить устные сообщения о строительстве Сызранского моста, сравнивать изменения, произошедшие на железной дороге за два века |
21 | Городской голова Пётр Алабин | Краткие биографические сведения оП.В.Алабине. История Самарского знамени от идеи его создания до статусанациональной реликвии. Дела Алабина на благо Самары и Самарского края. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать сословарем, рассуждать, заполнять таблицу о деятельности П.В.Алабина на благоСамары и Самарского края, рассказывать о проведении Дня города, поселка, в котором принимали участие. |
22 | Технический прогресс в жизни горожан | Человек и технический прогресс. Первыетелефоны в России и Самаре.Синематограф в Самаре. Первыеавтомобили в Самаре. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить исследовательский проект «Развитие техники в Самарском крае в конце XIX – начале XX века». |
23-24 | Самарский край в годы войн и революций | Революционные выступления в городах и селах Самарской губернии. ЖителиСамарской губернии в годы Первоймировой войны. Революционный 1917 год. В.И.Ленин и Самара. В.В. Куйбышев в Самаре. Гражданская война на территории Самарского края. СамарецГ.М.Кржижановский. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования в Самарском крае в 20 – 30-е гг. XX века. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать информацию,проводить исследование о событиях того времени в крае, готовить сообщения с электронной презентацией об исторических лицах, связанных в этот период с Самарским краем. |
25-26 | Война народная, священная война | Великая Отечественная война. Нашиземляки-герои на фронтах войны иувековечение их имен. Куйбышев – запасная столица. Промышленный район Безымянка. Заводы Куйбышевскойобласти – для фронта. Героический труд взрослых и подростков. Переселенцы игоспитали в Куйбышевской области.Повседневная жизнь людей в годы войны | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о земляках – участниках Великой отечественной войны, рассказывать об участии в акции «Бессмертный полк», рассматривать иллюстрации, изучать схему «Бункера Сталина», проводить исследование названий улиц, посвященных героям Великой Отечественной войны. |
27 | Большие стройки XX (20-го) века | XX век – век развития техники игигантских строек. СтроительствоЖигулёвской ГЭС. Волжскийавтомобильный завод. Шоколадная фабрика «Россия». | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, заполнять таблицу о больших стройках XX века на территории Самарского края, готовить сообщение о земляках, участвовавших в строительстве. |
IV четверть 8 ч. | |||
28 | Большие стройки XX (20-го) века | XX век – век развития техники игигантских строек. СтроительствоЖигулёвской ГЭС. Волжскийавтомобильный завод. Шоколадная фабрика «Россия». | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, заполнять таблицу о больших стройках XX века на территории Самарского края, готовить сообщение о земляках, участвовавших в строительстве. |
29-30 | Космическая столица | Выдающийся учёный и конструктор С.П.Королёв. Центральноеспециализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) и завод «Прогресс».Д.И.Козлов – конструктор ракетно-космической техники. Космонавт Юрий Гагарин в Куйбышеве. Космонавты – уроженцы Самарского края. Музейно-выставочный центр «Самара Космическая». Конструктор ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Современная Самара – один из центров российской космонавтики. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о космонавтах – уроженцах Самарскогокрая, совершать экскурсию в Музейно-выставочный центр «Самара Космическая». |
31 | Мировой футбол в Самаре | Первые футбольные матчи в Самаре.Команда «Крылья Советов». Подготовка к чемпионату мира по футболу. Создание комфортной городской среды. Прием болельщиков и организация футбольных матчей и трансляций. Имидж страны и Самарского края. | Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, иллюстрациями, готовить устные сообщения об истории Самарского футбола, делиться впечатлениями, готовить рассказ на тему «Я — болельщик чемпионата мира по футболу 2018 года». |
32 | Рассказ, который ты напишешь сам | Повторение и обобщение изученного материала | Проведение квест-игры «Из прошлого в настоящее Самарского края», целью которой является повторение и обобщение изученного материала. |
33 | Итоговое повторение | Систематизация изученного материала по истории Самарского края. | Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем. |
34 | Экскурсия | Беседа на экскурсии | Игры на свежем воздухе |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Список литературы для учителя:
-
Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской Луки. – Самара, 1996.
-
Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сборник документов. – Самара, 2005.
-
Воронин В.В. География Самарской области. – Самара, 2005.
-
Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии): В 2-х т. – Самара, 2000.
-
Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. / Ред.-сост. Е. Г. Мочалова. – Сызрань, 2008.
-
Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары. – Куйбышев, 1986.
-
Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. – Самара, 1991.
-
Дубман Э.Л. Князь Григорий Засекин – строитель волжских городов. – Самара, 2002.
-
Здесь тыл был фронтом (1941-1945): Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.
-
Каркарьян В. Самара – Куйбышев – Самара, или три портрета одного города. – Самара,2004.
-
Кондурча. Реконструкция элементов культуры эпохи Золотой Орды: Методическое пособие. Выпуск. 1. – Самара, 2003.
-
Константин Павлович Головкин. – Самара, 1992.
-
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и материалы. – Самара, 1995.
-
Курятников В.Н. Новокуйбышевск: полвека в истории. – Самара, 2002.
-
Липатова А.М. Самарских улиц имена. – Самара, 2003.
-
Моисеенко П.Л. Нестор Васильевич Постников – пионер кумысолечения. – Самара,1996.
-
Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. – Куйбышев, 1986.
-
Московский О.В. Петр Алабин: грани таланта. – Самара, 2004.
-
Наш край: Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. – Самара, 2003.
-
Носков А.И. Люди и события культурной жизни старой Самары: Краевед. поиски и находки — Самара, 2002.
-
О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. – Куйбышев, 1987.
-
Репин И.Е. Бурлаки на Волге. – Самара, 2002.
-
Самарский альбом. Самара в открытках и фотографиях конца XIX – начала XX века. – Самара, 2006.
-
Самарское Поволжье с древности до конца XIX века: Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.
-
Самарское Поволжье в XX веке: Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.
-
Сборник песен Самарского края, составленный В. Варенцовым. Самара, 1994.
-
Ставрополь-на-Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах. – Тольятти, 2004.
-
Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2003.
-
Ширяевец Александр. Песня о Волге. Стихи и поэмы. – Куйбышев, 1980.
Список литературы для учащихся:
Буртовой В.И. В земли неведомые. – Куйбышев, 1984.
Буртовой В.И. Заветное Беловодье. – Куйбышев, 1987.
Буртовой В.И. Над Самарой звонят колокола. – Куйбышев,1990.
Буртовой В.И. Самарская вольница. – Самара, 1994.
Жемчужины Жигулей. Легенды. Сказы. Предания. – Куйбышев,1982.
Московский О.В. История Самары в стихотворных посвящениях. – Самара,
2006.
Муханов И. Л. Жигулевские сказки. – Самара, 1993.
Путешествие по старой Самаре: путеводитель для детей по исторической части
города /Самарское археологическое общество. — Самара, 2016.
Интернет -ресурсы:
-
Интерактивный сайт для поддержки изучения курса «Рассказы по истории Самарского края»: https://самарскийкрай.рф
-
Музей истории Самарского края и муниципальных образований в Самарской области: http://museum.samgd.ru
-
Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история»: https://myhistorypark.ru/
-
Сайт СОИКМ – Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина: http://www.alabin.ru
-
Самара в открытках и фотографиях: http://oldsamara.samgtu.ru
-
Самарская губерния: история и культура: http://gubernya63.ru
-
Самарская губернская дума – юным гражданам губернии:http://kids.samgd.ru
-
Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина: http://www.alabin.ru
-
Самарские судьбы: портал http://samsud.ru
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459742-tematicheskoe-planirovanie-vneurochnoj-dejate
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Конспект предназначен для использования на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Куда текут реки?» Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
Рузанова Надежда Николаевна
Тема урока «КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»
Окружающий мир 1 класс
I. Цели урока:
Педагогическая: расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море; ознакомление со свойствами речной и морской воды.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать реки России, Р.К., узнает особенности морской и речной воды; научится проводить исследования и наблюдения.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент | Громко прозвенел звонок – |
Актуализация знаний | Муравьишка что-то принёс нам на урок. Что?(конверт) Вспомним, что находится на конверте? Кому он адресован?Что такое индекс? Для чего на конверте марка?(слайд) |
II. Мотивация к учебной деятельности | Сегодня Муравьишка предлагает нам отправиться в новое путешествие. А путешествовать мы будем на корабликах. Они лежат у вас на парте. В конверте Муравьишка прислал нам загадки. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Учитель: Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца, Дети: Земля. (Видео о планете) СЛАЙД Учитель: А вот вторая загадка: Отгадайте загадку: На столе передо мной – А что такое глобус? (Глобус — это уменьшенная модель земли). Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, а широкий — в море. (Река) Слайд – Правильно, это – река. — Почему узкий кончик в роднике? (…) — А широкий в море? (…) — Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? — Прочитайте тему урока на с. 64. — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой? |
IV. Выявление места и причины затруднения | — Ребята, а вы задавали когда-нибудь себе вопрос «Куда текут реки»? (Задавали) Вы пытались на них ответить? (Пытались) И какие предположения у вас были? (в океаны; в озёра; вокруг земли) Сколько мнений у нас получилось? (Несколько) Мнения разделились, и нам предстоит выяснить кто прав. -Почему возникло затруднение? (точно не знаем, куда текут реки) -Почему? (Мало знаний о реках) |
V. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд 4- Ребята, а что нужно сделать чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик) – Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины. На чём будем путешествовать? (На кораблике, т.к. быстрее, удобнее. Все поместимся.) А где будем путешествовать? (По рекам) Почему по рекам? (Нужно ответить на вопрос, куда текут реки) Ребята, а у каждого путешественника есть…? (Карта) Где взять карту? (Составить, в учебнике) Слайд И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. |
VI. Реализация построенного проекта | – Послушайте его рассказ, который называется «Вода – путешественница» – Итак, начнем путешествовать по рисунку. Слушаем рассказ и находим на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминам их. Работа по учебнику. Вода – путешественница. Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море. -Почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»? (Вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны) Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.) |
VII. Первичное закрепление во внешней речи Физкультминутка | А давайте сейчас на бумажных кораблях, которые находятся на ваших партах, совершим путешествие по этим рекам. — Найдите реку Осётр. (Слайд) Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок. — Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). (Слайд) Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки. -Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). (Слайд) Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку. — Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. — Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга) (Слайд ) -Что вы помните об этой реке из рассказа автора? — Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Волга – крупнейшая река Европы. Она могучая и широкая. Её длина 3550 км. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция? (Электрический ток). — Мы продолжаем наше путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? ( В Каспийское море) Море волнуется раз… — Как человек использует реку? (По реке проплывают суда, перевозятся грузы, в Волге ловят рыбу, на берегах реки много промышленных предприятий.) — Что беспокоит людей, живущих на Волге? (Промышленные предприятия сливают в реку грязную воду.) Слайд В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, используемая в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 100 000 товарных поездов. Дети: Нужно экономить воду. Учитель: А как мы можем экономить воду? Дети: Не умываться под сильной струёй, хорошо закрывать кран, стараться использовать воду экономно. Не оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | — У Муравьишки есть ещё одна загадка. Кругом вода, а с питьём беда … — Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской? (Слайд, видео) -Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая). -Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома? (Нет) -Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что в море искупаться не выходя из дома можно. На столе у меня стаканы с водой, морская соль, ложка. Вызываю учеников двух — Насыпьте в стакан с пресной водой морскую соль и смешайте. Вода в стакане получилась морская. Если вы смешаете морскую соль в ванной, то вы сможете искупаться в морской воде, не выходя из дома. |
IX. Включение в систему знаний и повторение | Ребята, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием поднимите зелёный кружок, если вы не согласны, то красный кружок. Глобус — уменьшенная модель земли. (зелёный) Вода на глобусе показана коричневым цветом. (красного) Реки впадают в другие реки, моря. (зелёный) В реке вода солёная. (красный) В море вода пресная. (красный) Молодцы. Ребята, о чём говорят нам эти иллюстрации? (Нельзя загрязнять водоёмы, реки, моря) Почему воду нужно беречь и охранять? (Вода входит в состав любого организма; вода – это жизнь, красота и здоровье; количество воды ограничено; вода – помощник человека) |
X. Рефлексия учебной деятельности | -Вернемся к плану нашего урока. Смогли мы научиться всему, что планировали? ( Да, мы узнали, куда падают реки; научились описывать реки России, узнали свойства морской и речной воды, научились проводить исследования и наблюдать) -Что вы запомнили по охране природы? (Нельзя загрязнять водоемы, реки, моря, так как вода – помощник человека). — У вас на столе лежат модели солнца, тучи и грозы. Если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы и понравился урок, то покажите солнце; немного затруднялись — тучка; трудно — гроза. |
XII. Организованный конец урока | Спасибо всем за работу. Повернитесь в парах друг к другу и подарите улыбку. Теперь встали. Урок окончен. |
2
-75%
Сохранить у себя:
Куда текут реки? Окружающий мир. 1 класс А.А.Плешаков (1.09 MB)