Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

Задания по литературе для 5 класса как написать, составить план к сказке спящая царевна жуковского? 5 ответов: 3 0 напишем

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

Задания по литературе для 5 класса Как написать, составить план к сказке «Спящая царевна» Жуковского?

5 ответов:

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса



3



0

Напишем план для пересказа сказки Жуковского «Спящая царевна»:

  1. Царь Матвей и царица не имеют детей
  2. Рак предсказывает царице рождение дочери
  3. Рождается молодая царевна
  4. Матвей устраивает пир, но не приглашает злую чарадейку
  5. Злая чародейка приходит сама и обещает смерть молодой царице от веретена
  6. Последняя чародейка поправляет смерть на сон
  7. Через 16 лет царевна все-таки уколола себе палец
  8. Весь двор, все люди, животные и даже огонь засыпают
  9. Бор из терновника окружает дворец
  10. Никто не может пробиться к спящему царству
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Он идет вперед и бор пропускает его
  13. Царский сын видит царевну, влюбляется и целует ее
  14. Царевна просыпается, а вместе с ней и все остальные
  15. Играют свадьбу.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса



2



0

План к сказке «Спящая царевна» Жуковский с цитатами из текста

1 Пророчество рака

2 Одиннадцать чародеек на пиру. Роковая ошибка царя

3 Подарки чародеек

4 Царь издает указ. Забытое предсказание

5 Злая ведьма исполнила свою угрозу

6 Прошло 300 лет

7 Любопытный царевич

8 Уснувшее царство

9 Царевич находит царевну

10 Поцелуй разбудил царевну и царство. Чары злой чародейки разрушены

11 Свадьба. счастливый конец.

1

sSdRCXwD9YtW82vErBoa37QJYVCatIY.png

2

YYo4iLWno8NbwYNMsUyPncfJEzJssPJ.png

3

eUsfGrqToSWHPA7jyeJCJR7AALNqMr.png

4

eVyiUtYqn5JzSzKlGbPbxVFfwzh3dwz.png

5

zCdnwjDuEw4HAJXMZ6Tx8G7KVJO5ZRKQ.png

6

6UptLhPAQCly220lGVgRQnfpUKq9C5n.png

7

iE2Lq5sbpO44LSft4mWLBylvcvJ8SV.png

8

m5GRl3JssWgC6BkRWBrKPoWABgdznM8.png

9

9NVPOnM1r3DOOvvEwyWkODDodbXvWLIu.png

10

6tIyFbehiRGegLWxJo4ByG1MrKBzKBT.png

11

tBEuMahJlj9nHDE963ShJkWYDyV1lD.png

Сказка Жуковского по сюжету очень схожа со сказкой «Спящая царевна». Писатели поэты того времени часто излагали в стихотворной форме сказки заграничных авторов.

У Пушкина есть цикл стихотворных произведений по мотивам зарубежных литературных сюжетов. Жуковский решил посоперничать с Пушкиным и написал свою сказку. Русский вариант чуть короче оригинальной французской сказки.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса



2



0

Сказка «Спящая царевна» Жуковского выполнена чуть ли не в пародийной форме, но читается легко и весело. Сюжет для сказки взят классический, но образы героев выполнены Жуковским в его оригинальной манере.

План сказки:

  1. Знакомство с героями
  2. Встреча царицы с раком.
  3. Рождение дочери-царевны
  4. Царь Матвей готовит пир и приглашает одиннадцать чародеек
  5. Появляется двенадцатая злая чародейка и произносит дурное предсказание
  6. Последняя чародейка смягчает предсказание
  7. Царь запрещает сеять лен и использовать веретено
  8. Царевна накануне шестнадцатилетия находит странную каморку
  9. Царевна уколола палец и все погрузилось в сон
  10. Дворец окружает дикий бор
  11. Проходит 300 лет и к бору подъезжает царский сын
  12. Бор расступается перед ним
  13. Царский сын входит во дворец видит спящую царевну и целует ее
  14. Все просыпаются и играют свадьбу.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса



2



0

План к сказке Жуковского можно написать в форме вопросов и повествовательных предложений. Я выбрала второй вариант.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

**

План к сказке:

1). Жизнь Царя Матвея и царицы.

2). Встреча бездетной царицы с волшебным раком.

3). Предсказание рака.

4). Рождение прекрасной дочери.

5). Счастливый царь устраивает пир.

6). Дары чародеек.

7). Появление злой старухи во дворце. Проклятие.

8). 16-летняя молодая царевна встречает старую женщину.

9). Пророчество сбывается. Укол руки веретеном.

10). Город погружается в сон.

11). Появление в царстве молодого царевича.

12). Поцелуй царевича. Пробуждение спящей царевны и всего царства ото сна.

13). Свадьба, любовь и, конечно, пир.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса



0



0

план к сказке «Спящая царевна» Жуковского.

1) Кто герои сказки?

2) Встреча с раком.

3) Предсказание.

4) Рождение царевны.

5) Пир Матвея, чародейка не приглашена.

6) Злое предсказание.

7) Укол пальца.

8) Сон.

9) Местоположение дворца.

10) Появление царского сына спустя 300 лет.

11) Пропуск бора к царевне.

12) Поцелуй.

13) Свадьба.

Читайте также

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

В своей балладе «Кубок» Жуковский рассказывает историю гибели юного пажа, который проявил чудеса храбрости, но почему-то этим рассердил царя, ведь ничем иначе нельзя объяснить повторный приказ достать кубок со дня моря, отданный царем.

Вот я уже и перечислила двух основных героев баллады.

  1. Паж, юный и храбрый, смело бросается в бушующие волны чтобы достать брошенный царем кубок, с божье помощью невредимым возвращается с кубком, но вынужденный вновь прыгнуть вниз, без надежды на возвращение.
  2. Царь, пьяный сумасброд, который жестоко потешается над храбростью пажа и фактически отправляет его на смерть
  3. Принцесса, заступается за пажа, но не может переубедить отца.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Составить план по сказке спящая царевна для 5 класса

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Урок литературы в 5 классе

«В.А.Жуковский. Волшебная сказка

«Спящая царевна»

Подготовила:

Бондаренко Марина  Александровна,

учитель русского языка и литературы

Новоалександровка, 2015

Цели:

  1. активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
  2. создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  3. воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический,   проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный этап    

 Учитель:  С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Этап актуализации знаний, способов деятельности

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)

— Итак, вспомним изученное.

У вас карточки, на которых нужно назвать  жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)

  1. Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности

Учитель:  Какова же тема нашего урока?

С  большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.

1. Актуализация  знаний

Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).

— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского.  ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка  «Спящая царевна». (Слайд 16)

  1. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы

— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:

  • Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая   красавица» — сказка?
  • В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

 2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.

Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности

 1. Чтение произведения  (выборочно учащимися).  

— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.

— Похоже  ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские

сказки?

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало

  вас?

— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

 —Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
 —  Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

  1. Этап  закрепления знаний, способов деятельности
  1. Чтение-сканирование:

                        — Стр. 54, 1-й столбик.

                        — Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).                    

  1. Чтение «буксир».
  2. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной                                                               сказки

— Определите жанр произведения.

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
( Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.  В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)

— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

  1. Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
  • Работа над содержанием:

— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
—  Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
—  Кто пробудил царевну от волшебного сна?
—  Расскажите о героях сказки.
—  Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте
.

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?          

— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)

— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)

— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./

  Молод цвет её ланит./…)

— Найдите строки пробуждения царевны?

— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).

— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.

— Свадьба, пир, и я там был

   И вино на свадьбе …;

   По усам вино бежало.

   В рот же капли не …… (Слайд 28)

  • Выделение выразительных средств: (в парах)

Задание 1 ряда:

Задание 2 ряда:

Выписать эпитеты

Выписать сравнения

Физминутка

Гимнастика для глаз

  1. Этап  обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

  Что объединяет их?

— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:

 Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

  1. Создание динамической картины

— Представьте, что вы  — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите)  кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».

 2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)

Добрый царь

Молод цвет её ланит

.

Матвей

Царевна

  1. Этап  контроля, самоконтроля

Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы:  Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
     
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
      
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
      
( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы:  Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

  1. Этап  информации о домашнем задании  (Слайд 31)

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

— Выберите одно из заданий на выбор.

Учитель:

 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?

— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

—  В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?

— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?

— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

  1. Этап  рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)

 — Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:                    

 Вы учитесь упорно,

 Стараясь двигаться вперёд!

 Вы очень любознательный,

Школьники, народ!

В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:

(Слайд 33)

                      …
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…

Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Поощрение уч-ся  медальками “Читай-ка”.

Спасибо за работу. (Слайд  34)

Список использованной литературы:

  1. Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
  2. Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
  3. Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
  4. Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011.
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovskiy-lichnost-poeta.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.

План урока по русской литературе в 5 классе.

Тема: Сказка
В.А.Жуковского  «Спящая царевна».

Цели:

Обучающие:

-Сообщение
о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени;

-Ознакомление
с историей создания сказки «Спящая царевна»;

-Определение
понятия «литературная сказка»;

-Формирование
первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения.

Развивающие:

-Развивать
творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода;

-Развитие
опыта практического решения самостоятельно поставленных задач;

-Развивать
устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память;

— Развивать
логическое мышление, умение отбирать главное.

Воспитательные:


Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы;

-Воспитывать
терпимость к критике, трудолюбие, упорство.

Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, сказки В.А.Жуковского, иллюстрации к
сказку.

Ход урока.

Этап 1. Вхождение
в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический
настрой детей на урок.

Каждый день
– всегда, везде,

На
занятиях, в игре

Смело,
чётко говорим

И тихонечко
сидим.

Этап 2.
Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая
разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много
говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными
интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы
вернёмся к ней в конце урока и посмотрим,

действительно ли мы такие или над чем-то
нужно ещё поработать.

2.Мотивация
к учебной деятельности

В мире
много сказок

Грустных и
смешных,

И прожить
на свете

Нам нельзя
без них.

Лампа
Аладдина,

В сказку
нас веди,

Башмачок
хрустальный,

Помоги в
пути!

Мальчик
Чиполлино,

Мишка
Винни-Пух –

Каждый нам
в дороге

Настоящий
друг.

Пусть герои
сказок

Дарят нам
тепло,

Пусть добро
навеки

Побеждает
зло.

3.Сообщение
темы урока. Постановка учебных задач.

— Прослушав
стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ),

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных,
часто фантастических событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о
животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

— Чем эта
сказка отличается от тех, которые мы изучали в этом году? (у неё есть автор)

— Кто же
написал эту сказку? ( по портрету дети определили, что сказку написал
Жуковский).

— Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую
написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского
и русских народных сказок. (
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок).

Этап 3. Организация и самоорганизация
учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Беседа о жизни В.А. Жуковского:

-В каком году родился В.А. Жуковский? (В
1783)

-Где родился В.А. Жуковский? (В Тульской
губернии).

— Кем были
родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка).

— В каком возрасте были написаны первые
стихи? (В возрасте 7-8 лет).

— В каком
журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?( «Вестник
Европы»).

-Какое
событие способствовало толчком к написанию сказки?( спор с Пушкиным ).

2.Слово учителя. Создание проблемной
ситуации
.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в
Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет
сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее»
и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году
– «Сказку о мёртвой царевне». Кто же выиграл это состязание? Представим себя
независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше,
ближе народной.
 

Для этого обратимся к анализу этих двух сказок.
Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского.

Словарная работа.

В сказке вам могут встретиться непонятные
слова. Выясним их значение.

Пророк — предсказатель будущего,
выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого
времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить,
скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Анализ сказки по опорным вопросам.

1.    В чём сходство сказки Жуковского с
народной сказкой?

Работа идёт в трёх направлениях.

— Первая группа
исследует, к какому виду можно отнести данную сказку и почему.

— Вторая определяет
зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

— Третья работает с
языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из
сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты,
близкие к народным. Именно их и нужно выбрать учащимся.
Языковой материал: «что ни в сказке
рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый
мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да почивать»,
«пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит»,
«веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко
рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…»

Наблюдения ребят показывают, что эту сказку
можно отнести к волшебной (один из учеников читает эпизод «пророчество рака»);
что подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным. Все отмеченные особенности,
безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна» с народной.

2.    В чём вы видите отличие? Что в народных
сказках мы не могли встретить?
 


Учащиеся отмечают, что в сказке Жуковского
действуют герои, не характерные для народных сказок. Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. И
самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.
 

3.     Какими вы увидели героев сказки «Спящая
царевна»? Похожи ли они на героев народной сказки?


Класс делится на группы. Каждая группа выбирает
по желанию понравившегося героя, получает карточку с вопросами, готовится и
выступает со своими наблюдениями.

1 команда

1.    Найдите определения, которыми автор
характеризует царя Матвея.

2.    Почему же такой «разумный» царь оплошал:
не позвал двенадцатую чародейку на пир?

3.    Что предпринимает царь Матвей, чтобы
страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.

4.    Как вы думаете, почему пророчество всё же
сбывается?

2 команда

1.    Прочитайте по ролям эпизод, где
рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за
замечательный пир.

2.    Почему последняя чародейка не смогла
полностью снять злые чары?
3 команда

1.    Прочитайте, как автор описывает погружение
всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?

2.    Сравните два пейзажа: до пробуждения
царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
4 команда

1.    Найдите описание пути царского сына,
выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя?
Почему он решил отправиться к царскому дому? 

2.    Прочтите описание царевны. Какой вы себе
её представили?


Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки
Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке
есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.
3.Работа с литературоведческими
понятиями.

Наряду с народными существуют и
литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории,
которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что
такое литературная сказка. (
Литературная
сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на
традиции народной сказки.

Определение записывают в тетрадь).

Физ. минутка (пауза релаксации.

Раз —
подняться, подтянуться

Два —
согнуться, разогнуться

Три — в
ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре —
ноги шире.

Этап 4. Практикум. Аналитическая
работа с текстом.

1. Работа с
текстом сказки.

— К какому
виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? (волшебные).

— Почему?
(учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

(Наличие
чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета.

Волшебные
персонажи. Волшебные предметы. Символы.

– С чего
начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь
Матвей;

Жил с
царицею своей

Он в
согласье много лет;

А детей всё
нет и нет ).

– Как
развиваются события дальше? (

Царица
сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться
дочь.

Двенадцать
месяцев года

– Как
думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать
месяцев года,).

– Почему на
ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя
было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не
нашли.)

— Как она
отомстила?

(И незваная
стоит

Над царевной
и ворчит:

«На пиру я
не была,

Но подарок
принесла:

На
шестнадцатом году

Повстречаешь
ты беду;

В этом
возрасте своем

Руку ты
веретеном

Оцарапаешь,
мой свет,

И умрёшь во
цвете лет!»).

– Можно ли
сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).


Расскажите

· о царе
Матвее

· о царевне

· о царском
сыне

Делают
вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они
наделены чертами характерными для героев народной сказок.

– Какой
счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир,
и я там был

И вино на
свадьбе пил;

По усам
вино бежало,

В рот же
капли не попало

– Итак, что
общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

(Сходство

1. Идея –
добро побеждает зло

2. Типичные
герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

3.
Построение: зачин, развитие действия, концовка.

4.
Употребление устойчивых выражений

5.
Волшебные «заколдованные» предметы

Различие

1. Автор

2. Более
разнообразные приключения.

3.
Стихотворная речь

4.
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские
«эпитеты»)

5. Жанр).

2Прослушивание
запись выразительного чтения

Беседа о
прослушанном

-Понравилось
ли вам чтение сказки?

— Как чтец
голосом передал характерные события сказки?

(Слушают .
Делятся впечатлением.

Дают
развёрнутый ответ на вопрос учителя.).

Этап 5.
Закрепление полученных знаний

1.Выразительное
чтение учащимися.

Какие
описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают
эпизоды).

2.
Словесное рисование.

-Какую
иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на
заданную тему).

Этап 6.
Подведение итогов урока

1.Обобщение.

Итак,
сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и
народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он
создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку
Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

– А какой
урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? ( ответы учащихся ).

2.Самооценка.

(Самооценка детьми
работы на уроке).

3.Домашнее задание:
нарисовать иллюстрацию к сказке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися.

Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является нра.

Презентация, план-конспект урока чтения «Сказка «Весенняя песня» Г.Скребицкого».

Источник

Спящая царевна краткое содержание

Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм. Для лучше подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящая царевна» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.

Главные герои Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь. Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина. Царевна – юная красавица, любопытная и неосторожная. Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья. Другие персонажи Одиннадцать чародеек – добрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами. Старая чародейка – злая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну. Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма. На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец.

Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

Заключение Рассказ Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ. После ознакомления с кратким пересказом «Спящая царевна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? — царь сказал. — Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. Собралися пировать Гости, званные царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых Чародеек, одарив Так дитя наперерыв, Удалились; в свой черед И последняя идет; Но еще она сказать Не успела слова — глядь! А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз; Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит: Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести, Он дает такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, — сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей… Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок. Вот уж полный век протек; Словно не жил царь Матвей — Так из памяти людей Он изгладился давно; Знали только то одно, Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет. Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили — но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. Время ж все текло, текло; Вот и триста лет прошло. Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын. Бор, он видит, темен, дик. С ним встречается старик. С стариком он в разговор: «Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Все старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том: Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там. Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший темный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой: Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нем. Едет гладким он путем Час, другой; вот наконец Перед ним стоит дворец, Зданье — чудо старины; Ворота отворены; В ворота въезжает он; На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идет; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресекся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел: Сон волшебный овладел Прежде сна простого им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит. Изумлен и поражен Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу: По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит. Путь наверх загорожен. «Как же быть? — подумал он. — Где пробраться во дворец?» Но решился наконец, И, молитву сотворя, Он шагнул через царя. Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. Как дитя, лежит она, Распылалася от сна; Молод цвет ее ланит, Меж ресницами блестит Пламя сонное очей; Ночи темныя темней, Заплетенные косой Кудри черной полосой Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела; На воздушный, тонкий стан Брошен легкий сарафан; Губки алые горят; Руки белые лежат На трепещущих грудях; Сжаты в легких сапожках Ножки — чудо красотой. Видом прелести такой Отуманен, распален, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она. Что ж разрушит силу сна? Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен. Царь на лестницу идет; Нагулявшися, ведет Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пес; На конюшне свой овес Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струею дым бежит; Всё бывалое — один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

  • Составить план рассказа по теме гуситские войны причины ход результаты последствия
  • Составить отзыв на сказку лиса и журавль
  • Составить отзыв на сказку ашик кериб по плану
  • Составить 5 вопросов по рассказу про обезьянку
  • Состав комиссии по проведению итогового сочинения