Составить план по сказке марья моревна

/волшебная сказка марья моревна: герои, сюжет, языкпредварительная подготовка к урокуученикам предлагается внимательно прочитать предварительную статью в учебнике русские народные сказки,!!!

/*Волшебная сказка «Марья Моревна»: герои, сюжет, язык

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам предлагается внимательно прочитать предварительную статью в учебнике «Русские народные сказки»,!!! Есть тема , предваряющая работу с текстом сказки: «Сказка как популярный жанр народного творчества».  Дети должны быть теоретически подготовлены учителем к работе над текстом сказки. Домашнее задание для 5 класса слишком большое. а потом внимательно ознакомиться с самой сказкой «Марья Моревна». Школьники должны четко знать, что такое сказка, какие бывают сказки, значение слов «присказка», «зачин», «бахарь», «концовка», что такое прием троекратного повторения. Учителю нужно подготовить больших бумажных кукол, изображающих героев изучаемого произведения.

Цели:

1) ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Марья Моревна»;

2) воспитать интерес к сказке, вообще к тексту;

3) развивать внимательность при чтении текста, умение анализировать произведение, выразительно читать текст и комментировать его. !!! Меняем местами цели

Оборудование: бумажные куклы, изображающие Ивана-царевича, Марью Моревну, трех различных девушек в русских народных костюмах, орла, сокола, ворона, Кощея Бессмертного и Бабы Яги; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Вид урока: урок-путешествие в сказку.

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Сегодня мы обратимся к одному из интереснейших жанров русского фольклора – к сказке. Вы уже знакомились с ними на уроках чтения в начальной школе, но сейчас вы уже знаете гораздо больше о сказках, чем раньше. Дома вы прочитали вступительную статью «Русские народные сказки» и замечательную сказку «Марья Моревна».

— Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера).

— Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

— Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.).

— Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок).

— Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки).

— О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).

— Как в недавно прочитанной вами сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения? (У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).

II. Работа над новым материалом

Учитель: А теперь мы постепенно переходим  к изучению сказки «Марья Моревна». Посмотрите на доску. На боковой доске в ряд прикреплены бумажные персонажи сказки, а на центральной доске написаны имена:

Ольга — Кощей Бессмертный

Марья Моревна — Ясный сокол

Баба Яга — Иван-царевич

Анна — Орел

Марья – Ворон

Вызванному к доске ученику нужно правильно распределить этих персонажей по парам, а потом к их именам прикрепить соответствующих бумажных кукол.

(Персонажей правильно будет распределить так: Ольга – Орел; Марья Моревна – Иван-царевич; Баба Яга – Кощей Бессмертный; Анна – Ворон; Марья – Ясный сокол).

Учитель: Какой у этой сказки зачин? (Ученик зачитывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич…».).

— Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься).

— Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»).

— Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).

— Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот).

— Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан).

— Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство).

— Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).

— Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).

— Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его).

— Кого называют шурином? (Брата жены).

— Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку).

— Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку).

— Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку).

— Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять…» до «…и то поспеем!»).

— Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять…» до конца абзаца).

— Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»).

— Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело).

— Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море…» до «Пойдем теперь к нам в гости»).

— Какие черты характера помогли Марье Моревне разгадать тайну могущества Кощея? (Хитрость и изобретательность).

— Какой волшебный предмет Марья Моревна забрала у Кощея и дала Ивану-царевичу? (Волшебный платок для того, чтобы через огненную реку перебираться).

— Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем).

— Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать).

— Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).

— Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь).

— Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича…» до «…пепел его пустил по ветру»).

— Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «…и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»).

— Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения. (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать»  значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).

III. Подведение итогов

На уроке мы работали над сказкой «Марья Моревна», отвечали на вопросы по тексту; повторили ранее изученный материал; проверили, насколько вы  внимательно прочитали произведение.

IV. Анализ и оценка итогов работы

V. Домашнее задание

Прочитать любую другую русскую народную сказку на выбор, пересказать ее и нарисовать к ней иллюстрацию.

История персонажа

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то Василиса Премудрая, дочь Кощея (сказка о Царевне-Лягушке), то Марья Моревна — степная воительница и носительница колдовской силы, то Елена Прекрасная.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.


Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания – помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история – уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, – любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.


Иван-царевич и Серый волк

Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).


Иван-царевич и Жар-птица

Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем — лесная ведьма Баба-Яга.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк – один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично «зоологической» Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.


Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он — царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.


Иван-царевич и Царевна-Лягушка

Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.


Как уже говорилось, Иван-царевич – воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз — в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.


Владислав Толдыков в роли Ивана-царевича

В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь — царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.


Иван-царевич в мультфильме студии «Мельница»

Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста Черномора. Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным…

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки…

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер Никита Ефремов.


Иван-царевич в мультфильме «Как поймать перо Жар-птицы»

В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.


Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» – предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

Интересные факты

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти Ивана Билибина, художника конца XIX — первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.


Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы — «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста Кира Булычева, создателя цикла книг об Алисе Селезневой, есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.


Иван-царевич в игре «Свадьба Василисы»

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.


Спектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством Николая Губенко поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, – Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена – заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц – супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, – щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя – помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло – в виде Кощея или другой нечисти – будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»

«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»

«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»

«Иван: — Ты зачем притворяешься? Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь? Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый. Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Роковая ошибка

После той ужасной ночи наш герой решается отправиться на поиски своей жены. Характеристика Ивана-царевича из сказки дополняется новой чертой – целеустремленностью. Он не испугался трудностей, пошел за тридевять земель, чтобы разыскать свою красавицу.

По дороге ему встречается старичок. Выслушав Иванушку, тот укоряет его за нетерпеливость и рассказывает историю. Оказывается, Василиса – дочь самого Кощея. Она была очень умной девушкой и довольно хитрой. Обозлился на нее отец и наказал быть лягушкой целых три года. И вот как раз в тот момент, когда испытание подходило к концу, Иван и выкинул ее кожу.

Старик решает помочь парню и дает ему волшебный клубок, который должен привести его к супруге.

По дороге герою встретились животные. Первым был медведь. Ивану очень хотелось есть, но он не смог убить молившего о пощаде зверя. Это говорит о таком его качестве, как милосердие.

Дальше он встретил селезня, в которого чуть не пустил стрелу, но снова пожалел. Также он поступил и с зайцем, и со щукой, которых встретил.

Описание книги для читательского дневника

Название: Марья Моревна
Жанр произведения:
сказка (в обработке А. Афанасьева)
Издательство: Зеленый остров
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Иван-царевич. Добрый и славный, но слабохарактерный. Очень сильно любил Марью Моревну и любовь сделала его сильным и решительным.

Марья Моревна. Царевна-воительница. Сильная и смелая.

Кощей Бессмертный. Злой и коварный.

Баба-яга. Вредная и обманщица.

Зятья Ивана-царевича — орел, сокол и ворон. Красавцы, добрые и умные.

Сестры Ивана-царевича — Марья, Ольга и Анна, просто красивые.

Краткое содержание и сюжет

Остался сиротой Иван Царевич и в надо было ему пристроить замуж своих сестер. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна.

Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. Но встретил по дороге Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Однажды Иван Царевич открыл запретную дверь в подвал и нашел там Кощея Бессмертного. По доброте душевной напоил его и тот обретя силу забрал Марью Моревну.

Поплакал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.

Помутнело серебро у зятьев и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Нашли они бочку, Ворон полил кусочки мертвой водой и срослись кусочки. Полил Сокол тело живой водой и ожил Иван.

Отправился он назад к Марье, чтобы узнать откуда у Кощея такой конь крутой. Оказалось ехать надо к Бабе Яге, за огненную реку и три дня сторожить ее табун.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.

Баба Яга поставила Ивана Царевича сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

Вырастил Иван Царевич из жеребенка прекрасного коня и забрал Марью Моревну в четвертый раз, и на этот раз конь Кощея говорит: «Не догнать их». Все равно Кощей бросился в погоню и догнал было Ивана Царевича, но конь Ивана пнул его копытом и убил. А Иван Царевич добавил палицей, а потом и труп сжег и развеял.

И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Выдал Иван-царевич своих трех сестер за добрых молодцев, как ему наказывали родители. Поехал проведать сестер и встретил Марью, Моревну, полюбился ей и женился. Иван Царевич случайно выпускает Кощея и трижды пытается вернуть Марью Моревну. Зятья оживляют Ивана-царевича и он отправляется к бабе-яге. Ивану помогают заморские птицы, львица и пчелы сохранить кобылиц, и он ворует паршивого жеребенка. Иван убегает от бабы-яги, убивает Кощея и счастливо живет с Марьей Моревной.

План пересказа

  • Иван-царевич и его сестры
  • Сватовство орла, сокола и ворона.
  • Иван едет проведать сестер
  • Марья Моревна
  • Иван освобождает Кощея.
  • В гостях у зятьев
  • Три подарка
  • Три попытки украсть Марью Моревну
  • Оживление Ивана
  • В путь к бабе-яге
  • Заморская птица, пчелиная матка и львица
  • Баба-яга и ее кобылицы
  • Похищение паршивого жеребенка
  • Смерть бабы-яги
  • Смерть Кощея
  • Счастливый конец

Основная мысль

За неумеренное любопытство иногда приходится платить очень высокую цену.

Чему учит

Эта сказка учит слушать родителей, но жениться по любви. Учит уважать чужие тайны, не быть любопытным, когда это не требуется. Учит помогать родственникам, учит находить друзей. Учит тому, что из любой ситуации есть выход, главное не отступать. Учит тому, что добро обязательно победит.

Отзыв и что понравилось

Сказка эта мне показалось очень интересной и необычной. Хотя Иван-царевич не совсем тот герой, которого мне хотелось бы видеть. Он часто оказывается слабым, но его настойчивость в достижении цели восхищает. Все равно ему следовало меньше плакать, а больше действовать. Но сказка заканчивается хорошо и это правильно. Ведь злодеи все равно должны понести заслуженное наказание.

Пословицы

  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Умным и смелым трудности не страшны.
  • На друга надейся, и сам не забудь его выручить.

Вывод и мое мнение

Сказка содержит уроки любви и дружбы. Зятья не оставили Ивана Царевича в беде. Он был настойчив в схватках с Кощеем, не терял надежды. Хотя два боя закончились неудачно, муж вступил в третий и победил. Порой, для обретения успеха нужно претерпеть неудачи.

Признаки волшебной сказки

  • Сказочные существа: Кощей, баба-яга
  • Сказочные превращения: зятья превращались в птиц, Ивана оживили.
  • Троекратные повторы: три дня, три раза, три ночи
  • Подвиг главного героя
  • Победа добра над злом.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 04.03.2019 03:20

Какая ничтожная малость может иногда перестроить жизнь всего человека

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 07.03.2019 19:30

Письмо спортивному деятелю которым я написать (не более 300 слов)

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 09.03.2019 14:20

Выберите правильный ответ а) ничем(подлежащее) ничего(дополнение) не сделаешь(глагол) б) ничем(дополнение) ничего(дополнение) не сделаешь(глагол) в) ничем(дополение) ничего(подлежащее) не сделаешь(глагол) г) ничем
ничего(подлежащее) не сделаешь(глагол)

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 00:50

Сказуемым в данном предложении является следуещее слово: шумна ранняя весна! укажите нераспрастраненные предложения. 1. все радуются и веселятся. 2. вечереет. 3. дожди размывают овраги. 4. потянуло вечерней
прохладой. укажите слова, в которых звуков больше, чем букв 1. яма. 2. звездное. 3.вьюга. 4 маяк. 5. поют. 6. въезд

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 01:30

Розабрать слово по составу задвижка

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 02:00

Смысл фразы? аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. она сказала: – ой! я хочу шарик! а я сказал: – хорошо бы, да денег нету. а аленка: – у меня есть одна денежка. – покажи. она достала из
кармана. я сказал: – ого! десять копеек. тетенька, дайте ей шарик! продавщица улыбнулась: – вам какой? красный, синий, голубой? аленка взяла красный. и мы пошли. и вдруг аленка говорит: – хочешь поносить? и
протянула мне ниточку. я взял. и сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! ему, наверно, хотелось улететь. тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так
потягивается из рук, как будто просится улететь. и мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. и шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не
поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря. аленка за голову схватилась: – ой, зачем, и стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может,
и заплакала: – зачем ты его но я ей ничего не ответил. я смотрел вверх на шарик. он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. и я стоял, задрав голову, и смотрел, и аленка тоже, и многие
взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался. вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и
немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… у меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова
вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. и шарика уже не было нигде. и тут аленка
вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам. и мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в
чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. и еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать аленке. я не сумею словами, и если бы сумел, все равно аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.
вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. ей небось жаль свой шарик. и мы шли так с аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться,
аленка сказала: – если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 06:10

Напишите сочинение рассуждение по тексту. (1)отца своего, который погиб на фронте, авалбёк не помнил. (2)первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (з)фильм был про войну, авалбёк сидел с матерью и
чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)ему было не страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)а когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. (6)вот на экране
появились артиллеристы. (7)их было семь человек. (8)один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста. (9)и вдруг мать тихо сказала: — (ю)смотри, это твой (11)почему она так сказала? (12)3ачем? (13)может быть, случайно
или потому, что вспомнила мужа. (14)и действительно, солдат на экране был похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (15)и мальчик поверил. (16)он уже думал о солдате как о своём отце, и в
его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)как он гордился своим отцом! (18)и война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди.
(19)война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало. ‘ » (20)а на экране шла война. (21)появились танки. (22)мальчик испугался:
«папа, танки идут, танки! » — кричал он отцу. (23)танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)вот упал один артиллерист, потом другой, (25)и вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с
гранатой в руках. — (26)стой, не пройдёшь! — крикнул отец и бросил гранату. (27)в этот момент в него начали стрелять, и отец упал. — (28)это мой отец! (29)вы видели? (зо)это моего отца — закричал авалбёк, желая, чтобы люди
гордились его отцом так же, как он. (31)и тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду: — (32)да это не твой отец. (зз)что ты голосишь? (34)это артист. (35)не веришь — спроси у киномеханика. (36)но
киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37)мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. — (38)пойдём, сынок, пойдём. {39)это был твой отец, — тихо
сказала она и повела его из зала. (40)сердце мальчика было наполнено горем. (41)только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)ему хотелось плакать. (43)он посмотрел на мать, но она молчала. (44)молчал и он. (45)он был
рад, что мать не видит его слёз. (46)он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 11.03.2019 15:05

От данных прилагательных образуйте краткие формы. объясните, в каких случаях возможны две формы и в каких – одна. естественный, торжественный, непосредственный, свойственный, болезненный, безжизненный, неприязненный, родственный, безукоризненный, соответственный, воинственный, безнравственный, безрассудный, равноценный, сверхъестественный, священный, почтенный, невежественный, непринужденный, удивлённый, уверенный, временный, ценный, тождественный, благословенный, явственный, антихудожественный, мужественный, дружественный, могущественный, безлиственный, действенный, восторженный.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 01:30

Сколько букв и звуков в словах: примирение, ружье, хмурится,

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 18:10

На сколько частей делится рассказ. озаглавить кажду часть. записать план. и рядом с пунктами плана выписать слова с незнакомыми орфограммами конец ноября. это самое грустное время в деревне. дороги размыло. последние птицы спрятались под крышу. однажды ночью я вдруг проснулся и открыл глаза. было необыкновенно тихо. белый и ровный свет наполнил комнату. я встал, подошел к окну. за стёклами всё было бело. это выпал первый снег. это за 3 класс стр 48 №95

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 22:51

Составить схему предложения. хотелось бы, чтобы вы, , крепко дружили с произведениями наших классиков: пушкина, лермонтова, гоголя, некрасова, льва толстого, горького.​

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 14:21

Сочинить стихи) страна, цветёт, живёт, уважает, родная, любимая семья, люблю свою страну,

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Категория

Математика, 18.08.2019 11:00

Категория

Математика, 18.08.2019 11:00

Категория

Категория

История, 18.08.2019 11:00

Категория

Русский язык, 18.08.2019 11:00

Категория

География, 18.08.2019 11:00

Категория

Литература, 18.08.2019 11:00

Категория

Геометрия, 18.08.2019 11:00

Категория

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему»Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка-квакушка .» (4 класс)

Сочинение по картинеИ. Я. Билибина«Иван – царевич и лягушка-квакушка...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сочинение по картинеИ. Я. Билибина«Иван – царевич и лягушка-квакушка

    Описание слайда:

    Сочинение по картине
    И. Я. Билибина
    «Иван – царевич
    и лягушка-квакушка»

  • 2 слайд

    Иван Яковлевич Билибин (1876-1942г.)

    Описание слайда:

    Иван Яковлевич Билибин
    (1876-1942г.)

    Жил-был художник…
    Фрагмент портрета Ивана Билибина
    работы Бориса Кустодиева
    1901г.

  • 3 слайд

    Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, на

    Описание слайда:

    Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.
    Билибин был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
    Работал он над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.
    Иван Яковлевич Билибин родился
    4 августа 1876года в с. Тарховка
    (близ Петербурга), в семье военного врача.

  • 4 слайд

    Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило

    Описание слайда:

    Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.
    Умер в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.

    Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

  • 5 слайд

    Вспомни содержание сказки «Царевна-лягушка» по иллюстрациям художника И. Я

    Описание слайда:

    Вспомни содержание сказки
    «Царевна-лягушка»
    по иллюстрациям художника
    И. Я. Билибина

  • 6 слайд

    Составить план по сказке марья моревна

  • 7 слайд

    «Иван – царевич и лягушка-квакушка» Пустил свою стрелу младший брат - улетел

    Описание слайда:

    «Иван – царевич и лягушка-квакушка»

    Пустил свою стрелу младший брат — улетела стрела никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит.

  • 8 слайд

    1.Художник и его картина.художник-иллюстратор, иллюстрации к русским народным

    Описание слайда:

    1.Художник и его картина.
    художник-иллюстратор, иллюстрации к русским народным сказкам; одна из картин; Иван- царевич, лягушка – квакушка.
    2.Иван-царевич и лягушка-квакушка.
    (место действия,
    описание Ивана-
    царевича и лягушки-квакушки)
    3. Цвет и
    настроение
    картины.
    топкое, вязкое болото, лесная глушь;
    длинный(народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук, удивлён, смотрит с грустью, опечален;
    на болотной кочке, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать
    4.Моё отношение к картине.
    План:

    яркие краски, много света, похожа на причудливый яркий ковёр; сказочно — праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…

  • 9 слайд

    Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад…Закончите предложения:

    Описание слайда:

    Я сегодня узнал…
    Я научился…
    Мне было…
    Я рад…
    Закончите предложения:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Составить план по сказке марья моревна

  • Сейчас обучается 931 человек из 80 регионов

Составить план по сказке марья моревна

  • Сейчас обучается 304 человека из 62 регионов

Составить план по сказке марья моревна

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка-квакушкаЗнакомит с темой и целью урока. Просит поставить перед собой учебные задачи Использует презентацию. Рассказывает о художнике.Предлагает рассмотретьиллюстрации к сказке, вспомнить содержание, установить последовательность иллюстраций, рассмотреть репродукцию картины, организует беседу по вопросам, предлагает вспомнить части текста, составить план сочинения, небольшой текст по плану( план на слайде)

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Тема:
Учимся писать сочинение

Похожие материалы

  • Презентация по русскому языку на тему » Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка-квакушка.» (3 класс)

  • Программа по русскому языку. Школа России.

  • Презентация по русскому языку на тему » Склонение имён существительных..» (3 класс)

  • Мастер-класс «Блиц-задания на уроках русского языка и литературы»

  • Презентация по русскому языку на тему » Отработка падежей имен существительных.» (3 класс)

  • Внеклассное занятие по русскому языку «Волшебный квадрат» (6 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему «Изменение имен суцществительных по падежам .» (3 класс)

  • Презентация к уроку «Средства художественной выразительности» (10 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459915 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Составить план сказки иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс
  • Составить план к сказке айога
  • Составить маленький рассказ используя фразеологизмы
  • Составить небольшой рассказ используя крылатое выражение из басни в качестве заключения
  • Составить вопросы к сказке спящая царевна жуковский