Близкую подругу семьи Бабарико Светлану Купрееву задержали за неделю до ареста Виктора и Эдуарда. 16 месяцев она провела в «американке», забыла пароли от почты и социальных сетей, потеряла работу. Светлана – бухгалтер, но ее клиенты не смогли столько ждать. Светлана Купреева рассказала в интервью сайту babariko.vision о том, как танцевла на прогулке во дворике СИЗО КГБ, потеряла работу и ищет новую, чем ее удивил Минск сразу после освобождения и что бы она сказала Виктору Бабарико.
Во время предвыборной кампании Светлана координировала сбор подписей в поддержку Виктора Бабарико в одном из районов Минска. 11 июня 2020 года ее задержали. Три месяца дочь беларуского поэта Николая Купреева провела в одиночной камере, где начала писать стихи. В 2021 году она стала лауреатом премии имени Франтишка Алехновича. 11 октября Светлане Купреевой изменили меру пресечения на подписку о невыезде и освободили. Светлану обвиняют в уклонении от уплаты налогов в крупном размере.
— Помните свою первую ночью в «американке»?
— Как в 37-м году утром звонок в дверь, санкция на обыск, дома оставили сотрудников для обыска, а меня увезли в ДФР. Потом привезли к полуночи в СИЗО КГБ, для ожидания сотрудницы для личного обыска поместили в такую «мягкую комнату», обитую дермантином без окон. Как камера пыток. Потом отправили наверх уже в обычную камеру, после того, что я прошла днем, мне в этой «комнате», все показалось раем.
За окном ночь, хохочут чайки. Я первый раз в жизни услышала, как хохочут чайки. Было что-то потустороннее в этом. Вспомнилось из Шекспира: «Ад пуст, все черти здесь». Я даже написала о ночном хохоте чаек:
Хохочет чайка в ночи.
Летающая Маргарита.
Мне бы с ней покружить,
Да плотно решетка забита…
И сатанинский оскал
Сквозь колокольный звон.
Боже, спаси Беларусь!
За что ей всё испокон
Мрачных, лихих времен…
Несправедлив и жесток
Был к ней безжалостный рок.
Как, скажи, пережить
Всё это народ наш смог?
И 21 век — как азиатская весть…
Боже, спаси Беларусь!
Боже, скажи, Ты есть?
— Вы камеры называете комнатами. Необычно такое слышать…
— Мы с девочками старались тюремные слова не использовать. У нас всегда была комната. Я и в письмах писала комната, чтобы меньше было тюремных слов. У нас была одна девушка которую переводили с Володарского. Она нам рассказывала как что там назыается, такой слэнг. Мы ей говорили: «Не надо, мы не хотим этого знать».
По поводу «мягкой комнаты». Один сотрудник брал у меня отпечатки пальцев. Душевный такой по сравнению с другими, и говорит: «Я ничего плохого делать не буду». Я ему отвечаю, что со мной уже столько всего плохого сделали, меня сажали даже в камеру пыток. На что он сказал: «У нас нет камер пыток. Это называется “мягкая комната”».
— Вас задержали на неделю раньше, чем Виктора Бабарико. Помните, как узнали об этом?
— В этот день я как раз была на допросе с адвокатом, от него узнала про задержание. А вечером я слышала голос Виктора Дмитриевича. Моя камера была как раз возле лестницы, поэтому я слышала.
Он говорил что-то про файлик: «Можно я положу здесь файлик?» , кажется, так. Но до этого уже сигналили машины везде вокруг, и я ожидала что-то плохое.
Вы знаете, в ночь, когда Виктора Дмитриевича арестовали, мне приснился такой сон. Мы с ним беседуем о погоде. И он говорит: «И все будет хорошо, все исправится, но надо, чтобы прошел шторм!». А потом, когда была ночь с 9 на 10 августа, и все взрывалось, грохотало, я думала – война. Лежала и думала: может это и есть шторм?
— Как вы различали дни в СИЗО КГБ?
— Естественно, календаря никакого нет, а ориентироваться надо в днях и неделях. Сначала три месяца, когда была в одиночной камере, рисовала в тетрадке календарь. И зачеркивала дни. Когда была уже не одна, мы рисовали график дежурств, в котором было видно, какой сейчас день недели.
В этой тетрадке были записаны также адреса и телефоны женщин, с которыми за все время сидела Светлана Купреева. Прежде чем выпустить ее за ворота, эти записи вырезали.
— Можете привести примеры пропаганды, бытовых условий, может быть ярких моментов, которые вам запомнились?
— Все события 2020 года прошли мимо меня. Какие-то новости получала из «Комсомолки» и «Нового часа». Это очень поддерживало. Когда посадили Виктора Дмитриевича, в центре Минска стало шумно — начали сигналить машины. Машины сигналили, мне кажется, до октября 2020 года. Эти сигналы очень поддерживали. Мы слышали, что люди возмущаются тем, что происходит, что они солидарны. Эта солидарность придавала силы, что мы все вместе.
В мае и июле 2021 года были праздники. По телевизору вспоминают войну, концлагеря, что надо привлечь виновных к ответственности за геноцид. А у нас в четырехместном номере — 6 человек, двое на полу на деревянных щитах. Вентилятора нет. Жарища. Стены влажные, пол влажный. Дышать нечем. И они еще вспоминают концлагерь. Когда тут своим сделали настоящий концлагерь, всех приличных людей в него поместили и издеваются.
Условия были ужасные в бытовом плане. Это сталинских времен здание, где все пришло в негодность. Туалеты есть в четырех-пяти камерах. Все остальные — с ведром, которое надо два раза в день выносить.
В него же сливается вода, которой моют пол. Умывальник с холодной водой. Душ раз в неделю, там только можно под горячей водой помыться. А летом, когда жарища, подходишь к крану с холодной водой, обмываешь себя. Насекомые были странные от влажности. Как белая длинная моль. Очень неприятно. У многих аллергия — потому что влажность, жара. Там все от слова «очень». Если на свободе жарко, значит, у нас супер, если холодно — то у нас очень холодно. В 21-м веке, в центре столицы европейского государства такие условия. А по телевизору говорят про концлагерь 70-летней давности…
Светлана Купреева и Виктор Бабарико во время сбора подписей
В СИЗО КГБ лучше с передачами. Можно было передавать домашнюю еду. Были и сырники, и котлетки. В целом нормально кормили: утром каша, днем суп, второе. Единственное, что на ужин 5 раз в неделю была селедка с картошкой или свеклой в мундире, поэтому мы готовили свое что-то — салатики, например.
На прогулке первые три месяца была одна, выходила во дворик и танцевала под музыку, которую ставили по радио. Каждая комната гуляет в свою очередь, ни с кем не пересекаешься. Последние пару месяцев у нас была йога каждый день. С нами была очень замечательная женщина, Ирина, очень спортивная, почти настоящий йог. Очень хороший человек.. Следила за нами, чтобы мы не съели лишнюю конфетку. Сразу за месяц на три килограмма мы с соседкой похудели.
Самое главное там — это люди, которые с тобой. Я встретила очень много хороших людей. Мне сейчас с Володарского девушка пишет, что по некоторым бытовым условиям в СИЗО-1 может и лучше, но таких людей, как в СИЗО КГБ, там нет. У нас были самые лучшие отношения и люди.
— Сейчас делаете йогу?
— Нет пока. Хожу раз в неделю на стрейчинг. Но вообще надо вернуться к практике и раз в день делать асаны из йоги.
— Скажите, для вас было неожиданным изменение меры пресечения?
— Мне с июня месяца намекали, что уже скоро, подождите. Пройдет суд над Бабарико…Честно говоря, меня как только посадили, я была уверена, что меня вот-вот выпустят.Ну максимум через два месяца – после выборов. Но так затянулось…
Светлана после освобождения во время поездки в Брест
— Чем запомнился вам Минск сразу после освобождения?
— Меня выпустили около 8 вечера за ворота, вывели, помогли нести сумку. И вот я за воротами, у меня ни денег, ни телефона. Подошла к первой машине со стороны кинотеатра «Победа». Прошу помочь вызвать такси, киваю в сторону СИЗО и говорю, что я вышла оттуда без ничего.
Люди вызвали такси, дали 10 рублей со словами: «Вы за нас за всех отсидели. Возвращать не надо». Тронула очень эта фраза, проявление солидарности.
Минск поразил пустотой. Когда я встречалась с одногруппниками, мы гуляли воскресным вечером по проспекту и меня впечатлило отсутствие людей на улицах, мало машин. Я даже сфотографировала пустой-пустой проспект. Как будто чума. Это самое яркое впечатление. Была хорошая погода, середина октября, золотая осень. Спасибо, что застала эту пору года, а не провела очередную осень с полностью бетонным двориком, в котором не видно деревьев…
Фото Светлана сделала в 19:30 в центре Минска в выходной день.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Я потеряла все работы. Я как бухгалтер сопровождала бизнес по упрощенной системе налогообложения. Люди меня ждали и два месяца, и четыре. Но кто продержится без бухгалтера 16 месяцев? Вот сейчас ищу работу…
А еще много пишу писем. У меня есть 12 адресатов — женщины, с которыми я сидела за это все время. Пишу и в Гомель, и в Брест… Уже получила и ответы. Вот в СИЗО КГБ ни одно письмо мое не пропустили сейчас. Писала Эдуарду в «американку», не передали. Теперь буду пробовать в СИЗО-1.
— А Виктору Бабарико уже писали?
— Конечно! Переписываемся с ним. Его письма очень оптимистичные. У нас много общих воспоминаний. Вспоминает Марину, свою жену. У нас такая личная переписка. Я была свидетельницей на их свадьбе. В молодости мы постоянно общались, отдыхали вместе, выезжали на озера. Есть что вспомнить.
Светлана Купреева и Марина Бабарико
Маша и Эдуард — замечательные дети. Семья для Виктора и Марины всегда была на первом месте. Устраивали регулярно семейные чтения. Марина все вкладывала в детей: водила на кружки, секции, музыку, рисование… Она целыми днями работала над развитием детей. Они были очень счастливой семьей.
Виктор – один из самых порядочных людей, которых я знаю.
— Что бы вы ему сейчас сказали?
— Я ему пишу и передавала раньше отттуда в письмах, что я всегда на его стороне. Это тот человек, который не может сделать ничего плохого. Раньше он все делал для своей семьи. В молодости он на каждом Дне рождении говорил, что Марина — эта женщина, ради которой можно свернуть горы. И он сворачивал. Когда ее не стало, он хотел свернуть горы ради своей страны. И еще не вечер…
Анастасия Александрович, фото из архива Светланы Купреевой
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….
Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.
Краткость – сестра таланта
Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном. А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.
Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. ?
Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.
Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.
Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.
Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.
Литературный глоссарий
Три важных шага от старта до финиша
Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:
- составляем план,
- пишем текст,
- редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).
Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».
Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.
В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).
Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.
Авторский замысел
Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это задуманный план действий, деятельности; намерение.
Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.
Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм, или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?
- О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.
Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.
Отбираем материал
Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:
- описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
- конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
- синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.
Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?
Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:
- Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
- О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
- Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
- Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?
Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят мышление работатьвнужном направлении.
Составляем план рассказа
Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:
- идею рассказа;
- последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
- мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
- имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.
Определимся также с тем, идет ли рассказ:
- от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
- второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
- или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.
При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:
- введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
- первичного действия (т.е. что послужило началом),
- развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
- кульминации истории (поворотный момент истории),
- заключающего действия,
- развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).
Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.
Чем мы и занимаемся. До встречи!
Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки. -
2 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Произнеси сначала медленно, потом быстро
Расскажите про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки про покупки,
Про покупочки свои. -
3 слайд
Описание слайда:
Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
100 -
4 слайд
Описание слайда:
граф
крестьянские дети
школа
«Азбука»
Лев Николаевич Толстой
1828 – 1910 -
5 слайд
Описание слайда:
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.
-
6 слайд
Описание слайда:
Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.
-
7 слайд
Описание слайда:
В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.
-
8 слайд
Описание слайда:
Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. -
9 слайд
Описание слайда:
Лев Николаевич Толстой
Филипок -
10 слайд
Описание слайда:
Первичное чтение и словарная работа
(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
Слобода — большое село, деревня.
Постреленок — непоседа, шалун.
Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый. -
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
Описание слайда:
Обсуждение рассказа
— С чего начинается рассказ?
— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
— Что приключилось с мальчиком по дороге?
— Как развивались события в школе?
— Как мальчик начал складывать свое имя?
— Чем закончился рассказ? -
14 слайд
Описание слайда:
Повторное чтение
(Рассказ читают учащиеся.) -
15 слайд
Описание слайда:
Что вы узнали о Филипке в самом начале?
— Почему он остался дома? — Где были родители?
Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
— Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
— Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? -
16 слайд
Описание слайда:
— Кто же помог Филипку?
— Как он назвал Филипка?
Пострелёнок — озорник, сорванец.
— Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Во весь дух — очень быстро.
— Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.— Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
-
17 слайд
Описание слайда:
Друзья познаются в беде.
Грамоте учиться –всегда пригодится.
Пословицы -
18 слайд
Описание слайда:
Слобода — сторона, улица.
— Прочитайте, далеко ли была школа?
— Что случилось по дороге в школу?
— Почему собаки залаяли?
— Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
— Подумайте, что было дальше?
— А как поступили бы вы?
— Узнаем, как поступил Филипок. -
19 слайд
Описание слайда:
— Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
— Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
— Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
Немой- лишённый способности говорить.
— Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
— А почему же он заплакал? -
20 слайд
Описание слайда:
— Кто поддержал Филипка?)
— Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
Украдкой — скрытно, незаметно от других.— Когда же осмелел Филипок?
— А за что похвалил?
— Как о себе говорит Филипок?Бедовый — ловкий, сообразительный.
Страсть какой — очень.
— Зачем он так сказал учителю? -
21 слайд
Описание слайда:
храбрость
доброта
трудолюбие
решительность
-
22 слайд
Описание слайда:
храбрость –
доброта –
трудолюбие –
решительность —
трусость
злость
лень
неуверенность -
23 слайд
Описание слайда:
Составление плана рассказа
— Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
1. Опасная часть дороги в школу.
2. Знакомая дорога.
3. «Ты погоди хвалиться…»
4. Филипок отправляется в школу.
5. Встреча с учителем.
6. Скучно дома.
7. Раздумья на пороге школы.
8. Филипок в классе. -
24 слайд
Описание слайда:
Составление плана рассказа
(Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) -
25 слайд
Описание слайда:
физкультминутка
для глаз -
26 слайд
-
27 слайд
-
28 слайд
Описание слайда:
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. -
29 слайд
Описание слайда:
Работа над пересказом
— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
— Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) -
30 слайд
Описание слайда:
Работа с пословицами в парах.
— Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.
-
31 слайд
Описание слайда:
храбрость –
доброта –
трудолюбие –
решительность —
трусость
злость
лень
неуверенность
хвастливость -
32 слайд
-
33 слайд
-
34 слайд
Описание слайда:
Тест по рассказу
Проверим, внимательно ли вы читали.
1С кем Филипок остался дома?
а) с братом;
б) с дедушкой;
в) с бабушкой.
2. Почему мальчик по дороге упал?
а) испугался;
б) споткнулся’,
в) уронила собака.
3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
а) что учитель прогонит,
б) что учитель заставит учиться;
в) что ребята будут смеяться.
4. Какое задание учитель дал Филипку?
а) решить задачу;
б) написать свое имя;
в) сложить свое имя.
5.Кто учил мальчика читать?
а) мама;
б) Костюшка’,
в) друг. -
35 слайд
Описание слайда:
Тест по рассказу
Проверим, внимательно ли вы читали.
1С кем Филипок остался дома?
а) с братом;
б) с дедушкой;
в) с бабушкой.
2. Почему мальчик по дороге упал?
а) испугался;
б) споткнулся’,
в) уронила собака.
3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
а) что учитель прогонит,
б) что учитель заставит учиться;
в) что ребята будут смеяться.
4. Какое задание учитель дал Филипку?
а) решить задачу;
б) написать свое имя;
в) сложить свое имя.
5.Кто учил мальчика читать?
а) мама;
б) Костюшка’,
в) друг. -
36 слайд
Описание слайда:
Итог урока
— С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
— Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
— Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе? -
37 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Пересказать рассказ
Л.Н. Толстого «Филипок»Пересказать рассказ
Л.Н. Толстого «Филипок»
от лица самого героя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Филипок.
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)
-
Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452531 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Проект
«Как накопить на свою мечту»
(Повышение финансовой грамотности учащихся)
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19» г. Новочебоксарска
Федотова Татьяна Викторовна
8-927-843-17-18
Новочебоксарск
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Содержание ………. ……………………………………………………………..5
Формы и система оценивания результатов……………………………………..7
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………… 7
Приложения …………………………………………………………………. 8
Приложение № 1…………………………………………………………….. 8
Приложение № 2…………………………………………………………….. 9
Введение
Проект посвящен умению анализировать свои расходы, учитывая свой доход, а также изучению способов экономии своего бюджета.
Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный;
по профилю — межпредметный;
по содержанию – финансовая грамотность;
по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.
Обоснование проекта:
В современном мире в условиях развития информационных технологий дети часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у многих родителей для приобретения всех желаемых товаров, которые хотят дети, просто, нет возможности из-за острой нехватки финансов. Поэтому необходимо научить детей ведению своего бюджета и планированию совместных покупок.
Актуальность проекта состоит в том, что каждый человек должен уметь грамотно распределять свои доходы и расходы, должен уметь жить соразмерно своим доходам.
Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт своих расходов и доходов, навыков составления плана распределения своего бюджета.
Задачи:
- Познакомить и закрепить понятия: «экономия», «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «потребность».
- научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления плана распределения своего бюджета
- познакомить с постоянным ростом потребностей людей, а также с ограничением возможностей их покупать
- воспитывать у третьеклассников экономное отношение к деньгам
Целевая группа: ученики 3 класса (9-10 лет)
Продолжительность проекта: 3 месяца (ноябрь, декабрь, январь)
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность ученика к саморазвитию,
- способность ставить цели и строить экономические планы
- мотивированность к целенаправленной деятельности
Метапредметные:
Познавательные:
- умение поставить перед собой учебную задачу,
- умение выбирать способы решения задачи и найти нужную информацию для её решения;
- умение грамотно формулировать проблему и научиться находить способ её решения;
- устанавливать причинно-следственные связи между компонентами,
Регулятивные:
- планирование: составление плана работы и последовательности своих действий;
- прогнозирование: предвосхищение будущего результата
- коррекция: внесение нужных дополнений в план работы и корректировка запланированного и способов действия в случае расхождения действия и его результата;
- оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и, что еще нужно доделать;
- саморегуляция: умение распределять свои силы и энергию
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог и грамотно вести его, при этом учитывать особенности общения с различными возрастными группами людей,
- доказывать свои суждения, при этом приводить аргументы;
Предметные:
- понимание основных принципов экономической жизни людей и общества в целом: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и следствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование вышеуказанных экономических терминов;
- приобретение необходимых для жизнедеятельности знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление и умение проводить простые финансовые расчёты.
Участниками проекта являются учащиеся третьего класса школы, поэтому постановка цели, анализ способов достижения цели, описание желаемой и реальной жизненной ситуации, выявление противоречий в работе, анализ возникшей проблемы и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя – классного руководителя. Также в выполнении проекта необходима помощь родителей.
Содержание проекта
I этап (поисковый)
На первом занятии учитель с помощью показа мультфильма «Уроки тетушки Совы, серия 1 «Что такое деньги?», на котором учитель рассказывает о том, что деньги занимают важное место в жизни людей. Также сообщает, что каждый учащийся может сделать проект по финансовой грамотности.
Педагог проводит с учащимися беседу и мотивирует обсуждение следующих вопросов:
— Есть ли у учащихся желание купить что-то для себя?
— Всегда ли ваши родители могут приобрести желаемое?
— Хотели бы они помочь родителям в решении проблему?
— Как хотели бы они это сделать?
В результате беседы выявляются учащиеся, которые хотят участвовать в проекте. Каждый из них рассказывает, что он хочет иметь, и зачем он ему нужен.
Вместе с учителем они определяют проблему: «Я хочу купить желаемую вещь, но у родителей нет денег для моей покупки».
Выдвигается гипотеза: можно ли купить самостоятельно самим?
Исходя из этого, формулируется цель проекта: Спланировать свой личный бюджет так, чтобы купить желаемую вещь. Причем, у каждого участника своя цель (телефон, велосипед и т.п.)
II этап (аналитический)
- Для достижения поставленной цели учитель предлагает учащимся определить, какие именно телефон, велосипед хочет ученик, сколько они примерно стоят. Для этого необходимо посмотреть в интернет-магазине, дальше посетить несколько магазинов и сравнить цены на товары в них. Учитель раздает детям таблицы, которые нужно заполнить.(Приложение 1)
В течение двух недель недели учащиеся (вместе с родителями) проводят сбор информации, затем её систематизируют и сделают анализ необходимой для них информации и оценивают полученные результаты данного этапа работы.
- Необходимо составить прогноз, какие доходы будет иметь ученик на протяжении проекта. Для этого выдаются школьникам таблицы для заполнения вместе с родителями. (Приложение 2).
- Сопоставление предстоящих доходов и расходов.
На основании таблицы (Приложение 3), учащиеся вместе с родителями сопоставляют свои доходы и расходы.
- При помощи родителей ученики продумывают способы экономии своих денег, возможности дополнительного заработка и составляют план действий на ближайшее время.
III этап (практический)
На этом этапе учащиеся пытаются реализовать запланированные шаги, контролируют себя. Все это время учитель внимательно наблюдает, консультирует, также следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
IV этап (презентационный)
Учащиеся приносят фотографии своих покупок.
V этап (контрольный – рефлексия деятельности).
Ученик рассказывает:
- о слабых сторонах работы над проектом,
- указывает сильные и лучшие стороны проекта,
- находит причины успехов и неудач в работе над проектом,
- предлагает свой способ преодоления трудностей, с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Формы и система оценивания результатов
Подведение итогов проводится в форме защиты проекта. Все ученики выступают со своими проектами. Школьники рассказывают о том, чего они смогли добиться. Смогли ли выполнить поставленную цель или нет, что им помогло или что помешало. Также, сформулируют, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли они своей работой. Отмечают проекты, из которых можно для себя выделить определенные правила покупок и экономии денег. Учеников, которые не справились с задачей важно выслушать и понять причину. Выслушав друг друга, ученики делятся своими мнениями, своими планами на будущее. И вместе можно разработать памятку: «Как накопить на свою мечту»
Учебно-методическое обеспечение
- Корлюгова, Ю.Н. К66 Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Интернет ресурсы:
https://detskiychas.ru/rasskazy/chto_takoe_dengi_rasskaz_detyam/
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/chto-takoe-dengi-3-klass.html
https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/207702105
https://ru.wikihow.com/накопить-денег,-если-вы-ребенок
Материально — техническое обеспечение
- Компьютер
- Калькулятор
- Проектор
Приложения
Приложение №1
Что я хочу приобрести______________________________________________
№ пп | Магазин (название, где находится: город) | Цена | Характеристика (цвет, форма, мощность и т.д.) |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Приложение 2
Мои предполагаемые доходы
Планирую получить | Сумма |
Подарки ко дню рождения от близких и родных | |
Копилка | |
Карманные расходы | |
Подарок родителей на Новый год | |
Подарок дедушек и бабушек на Новый год | |
Итого: | |
Осталось сэкономить или заработать: |
Приложение 3
Месяц | Приход (доход) | Расход | Остаток |
Ноябрь | |||
Декабрь | |||
Январь | |||
Итого |