Г.-Х. АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Г.-Х. Андерсена; учить детей понимать чувства других, сострадать, сопереживать; при работе над сказкой Г.-Х. Андерсена «Русалочка» пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других; совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы; работать над развитием мышления, речи учеников
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»;
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; осмысливать специфику народной и литературной сказок
Метапредметные:
Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Что нового узнали?
– Какие черты характера Гулливера вам открылись?
– Нравится ли он вам? Чем?
– Что можно сказать об авторе, сочинившем такую
историю?
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого
текста.
– Прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.
– Прочитаем весело, бодро.
– Прочитаем удивленно.
– Отрабатываем силу голоса: беззвучно, шепотом, обычным голосом, громко.
– О ком идет речь в стихотворении? Что вы узнали об этом великане? А каких еще великанов вы знаете?
– О великанах писали в своих стихотворениях Агния Барто и Самуил Маршак, всем хорошо известен «Дядя Степа», о котором рассказал нам Сергей Михалков, а одним из самых известных великанов по воле случая стал Лемюэль Гулливер
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся пересказывают один из эпизодов приключений Гулливера.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Где-то там, в далекой дали,
Где бывали вы едва ли,
На земле одной из стран
Жил добрейший великан.
В. Макарченко
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Какой раздел литературы мы изучаем? Назовите писателей-классиков этого жанра.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? Кто главный герой этой повести?
– Сегодня мы начнем читать сказку удивительного сказочника, который считал, что сказки не надо сочинять, их надо только разбудить. «У меня масса материала – иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». Может быть, вы уже сами догадались, какой сказочник мог услышать, что говорит обыкновенный цветок, заборный кол, штопальная игла?
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Путешествие, приключения, фантастика. Джонатан Свифт, Даниель Дефо, Жюль Верн, А. Н. Рыбаков и др.
– Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Гулливер.
– Это Ганс Христиан Андерсен
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство
с биографией автора
Рассказывает о творчестве Ганса Христиана Андерсена, свой рассказ сопровождает показом его портрета.
– Ребята, кто из вас был на море? Кто из вас хотел бы там побывать? Почему вам туда хочется? Каким вы себе представляете море? Каким вы себе представляете подводный мир? Можно ли находясь в классе побывать на море и увидеть подводный мир? Как это возможно?
– Действительно, художники, композиторы, писатели нам могут помочь побывать на море, не покидая класса.
Сегодня на уроке мы сможем увидеть море благодаря великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену.
– «Сказки, рассказанные детям» – так назывался первый сборник сказок Г.-Х. Андерсена. Он вышел в 1835 году, когда Андерсену было 30 лет. Эти сказки разлетелись по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский язык тоже (см. ресурсный материал
к уроку)
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя-сказочника. Задают вопросы о его творчестве
Осуществлять анализ объектов с опорой
на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.
Первичное
чтение произ-ведения
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Что вы знаете о русалках?
– Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли его русалочка бессмертную душу?
– В 1837 году Г.-Х. Андерсен пишет сказку «Русалочка». Позже в Королевском театре ставится спектакль по произведению, а в 1913 году появляется памятник русалочке, которая стала символом Дании. Юная русалочка, сидящая на камне, печально смотрит в море. Кому, как не ей, знать, какое оно…
Читает сказку до слов: «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма».
– Что хотите сказать? Какой вам показалась русалочка?
– Почему русалочка решилась поплыть к морской
ведьме?
– Мы расстались с русалочкой, когда она приплыла
к морской ведьме. Что же ожидало юную русалочку
дальше?
Читает отрывок из сказки от слов: «…и русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» до слов: «…и поднялась на темно-голубую поверхность моря».
– Что вас поразило? Какова русалочка в этом эпизоде?
– Было ли вам страшно за русалочку? Когда?
Продолжает чтение сказки до слов: «Наконец прибыла и она».
– Какие чувства испытывала юная русалочка?
– Как вы думаете, будет ли сопутствовать удача руса-лочке?
Учитель дочитывает сказку до конца.
– Ваше впечатление от прочитанной сказки?
– Почему вам жаль русалочку?
– Ребята, а заставлял ли кто ее так поступать?
Работают с толковым словарем.
Устрица – морской моллюск класса двустворчатых.
Вельможа (устаревшее) – знатный и богатый человек.
Трюм – внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем.
Валторна – медный музыкальный инструмент, спирально согнутая труба с широким раструбом.
Полип – малоподвижный или неподвижный обитатели морского дна.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий кораблем, направляющий ход машины.
– Русалка – сказочный персонаж, живет
в море.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Сказка понравилась, она очень интересная, но вызывает грустные чувства, так как жаль русалочку.
– Русалочка ради любви пошла на большие жертвы: переносила страшную боль, рисковала жизнью, но принц все равно не остался с ней. Русалочка никому не мстит, она не в силах погубить того, кого любит больше самой себя. Очень жаль, что русалочка превратилась в морскую пену и перешла в иной мир.
– Нет, она сама выбрала такой путь. Ей советовали жить в море и не ходить на землю, не мечтать о человеческой жизни, так как это опасный выбор. Старуха говорила русалочке, что в море живется лучше, чем на земле
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Повторное чтение и анализ произведения
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Какое впечатление произвела на вас сказка?
– Какие эпизоды вам понравились и почему?
– Где живет русалочка? Прочитайте описание моря, подводного царства, дворца.
– Как автор передает красоту и необычность морской воды, дворца морского царя? Прочитайте.
– Как живется русалочке на морском дне?
– Чем отличалась она от своих сестер?
– Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.
– Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте?
– А по характеру какой была русалочка?
– О чем она мечтала?
– Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?
– Расскажите, какой оказалась первая встреча русалочки
с людьми.
– Почему русалочка спасает принца?
– Какими чертами характера обладает русалочка?
– Какими словами из текста это можно подтвердить?
– Почему русалочка решила стать человеком?
– А какой вы представили ведьму?
– Как автор помогает нам понять чувства русалочки?
– Как относится принц и его свита к русалочке?
– А каково русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода.
– Почему эта мысль главная?
– Как вела себя русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью?
– Почему она выдерживает и душевную и физическую боль?
– А кто пытается помочь русалочке не погибнуть?
– Почему они это делают?
Прочитайте последний эпизод сказки.
– О чем говорят действия героини?
– Каким настроением проникнуты последние строчки сказки?
– Кто виноват в гибели русалочки?
– В чем же заключается главная мысль сказки?
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– В подводном царстве.
– Автор использовал сравнение.
– Русалочка смелая, добрая.
Читают со слов: «… стала ждать, не придет ли кто-нибудь на помощь бедному принцу».
– Все любуются русалочкой.
– Принц никогда не узнает, что русалочка спасла ему жизнь.
– Русалочка веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот-вот разорвется.
– Она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком.
– Сестры пытаются помочь русалочке.
– Последние строчки проникнуты печалью, все произошло так, как предсказала колдунья
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач
VI. Проверочная работа
Проводит графический диктант.
— Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–».
1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.
2. Она была в восторге от людей.
3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.
4. Много ли испытаний перенесла русалочка?
5. Она все время жаловалась на боль.
6. Сестры хотели видеть русалочку живой
Выполняют графический диктант.
Ответы:
Выполняют проверка по ключу в парах
Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
VII. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе, подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося вам отрывка. Выполнить рисунок к сказке
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Заканчивают предложения:
– Я узнал(а)…
– Больше всего мне…
– Я обязательно…
– Я могу свою работу на уроке оценить на…
Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности
О ВЕЛИКОМ СКАЗОЧНИКЕ Г.-Х. АНДЕРСЕНЕ
Известность и слава пришли к писателю-сказочнику не сразу. Сначала были бедность, нужда и… любовь… безграничная любовь его родителей – башмачника и прачки, в бедной каморке которых в датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился мальчик – Ганс Христиан Андерсен. Отец его был одаренной поэтической натурой, он часто читал сыну книги, гулял с ними по лесу. Он мечтал, чтобы его семья жила в маленьком доме с палисадником. Но мечте его не суждено было сбыться, он так хотел, чтобы его семья ни в чем не нуждалась, и так бесконечно много работал, что от физического перенапряжения очень рано умер. Но он успел сделать еще одно очень важное дело – привил сыну любовь к театру. Когда Г.-Х. Андерсену исполнилось 14 лет, он стал просить мать, чтобы она отпустила его в Копенгаген, который казался ему тогда столицей мира. «Что ты собираешься там делать? – спросила мать сына. «Я прославлю тебя. Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!» Не сразу, и уж, конечно, не ради славы, отпустила мать его в Копенгаген.
Андерсену действительно пришлось много претерпеть: из-за внешности его не приняли в театр. Театральное училище, в которое его приняли из-за прекрасного голоса, пришлось вскоре оставить из-за потери голоса. Он пишет стихи, рассказы, пьесы для театра, потом романы. Но не они прославили Андерсена, прославили его сказки. Сказки, которыми зачитываются по сей день дети да и взрослые во многих странах мира.
Сын бедного башмачника, он познал славу еще при жизни: в его родном городе Оденсе ему был сооружен памятник, в его честь гремел салют, а сам Ганс Христиан Андерсен был признан почетным гражданином города Оденсе. Позже, через 5 лет после смерти сказочника, в столице Дании Копенгагене в Королевском парке был установлен памятник, на котором высечены слова благодарности великому сказочнику от датского народа.
1
Задание по литературе для 4 класса Раздели текст сказки на части, составь план.
3 ответа:
2
0
Сказка Г-Х. Андерсена довольно большая по объему, поэтому целесообразно разделить её на смысловые части и озаглавить их. Так получим план текста.
Часть 1. В родной стихии.
- Морское царство.
- Жизнь на морском дне.
- Мечты о другом мире.
- День рождения Русалочки.
- Спасение принца во время бури.
- Обращение к колдунье и обмен.
- Прощание с родным домом.
Часть 2. Жизнь во дворце.
- Отношения с принцем.
- Встреча принца с принцессой.
-
Последняя ночь.
-
Встреча с сёстрами.
-
Гибель русалочки и её бессмертие.
Сказка с печальным концом о способности самопожертвования во имя любви.
2
0
Сказку Андерсена «Русалочка» можно разделить на следующие смысловые части:
Детство русалочки или Мечты о поверхности
Русалочка спасает принца
Русалочка и ведьма
Русалочка на земле
Смерть Русалочки.
Если составить общий план пересказа этой сказки, то может получиться что-то такое:
- Русалочка живет во дворце отца
- Сестры Русалочки взрослеют и рассказывают о поверхности
- Русалочке исполняется пятнадцать лет
- русалочка всплывает и видит на корабле принца
- Корабль тонет, Русалочка спасает принца
- На берегу принца находят послушницы монастыря
- Сестры Русалочки показывают где живет принц
- Русалочка обращается к ведьме
- Ведьма дает Русалочке волшебное зелье
- русалочка обретает ноги, но лишается голоса
- Принц и Русалочка во дворце
- Русалочка танцует лучше всех
- Принц собирается жениться
- принц узнает в невесте послушницу монастыря и влюбляется в нее
- Праздник на корабле
- Сестры предлагают Русалочке убить принца
- Русалочка погибает
1
0
Прежде всего разделим сказку Андерсена на четыре части, по смыслу.
Первая часть: Детство Русалочке во дворце
Вторая часть: Русалочка спасает принца
Часть третья: Русалочка получает ноги и теряет голос
Часть четвертая: Трагический финал.
Теперь составим краткий план пересказа сказки «Русалочка»:
- Жизнь русалочки в подводном дворце
- Сад Русалочки
- Русалочке исполняется пятнадцать лет
- Русалочка спасает принца
- Русалочка узнает, где живет принц
- Ведьма дает Русалочки ноги в обмен на голос
- Русалочка танцует и пытается влюбить в себя принца
- Принц должен жениться на принцессе
- Русалочка хочет убить принца, но отказывается от этой мысли
- Русалочка становится дочерью воздуха.
Читайте также
В сказках часто действуют персонажи народного фольклора, или люди и животные наделяются необычными способностями, которых точно у них быть не может. Например, животные в сказках могут разговаривать, люди превращаются в животных.
В фантастических произведениях герои обычно являются обыкновенными людьми, только действие происходит в иной реальности. Например, в будущем или параллельном мире. Или у героев присутствуют способности, возможность наличия которых у человека не доказана. Но такие способности могут теоретически и проявится у кого-нибудь. Например, в фантастическом произведении человек может телепортировать предметы или других людей, воспламенять предметы взглядом, и т.д.
На данной иллюстрации к повести Велтистова «Приключения Электроника» мы видим тот момент, когда профессор Громов прибыл в Дубки и расположившись в своем номере открыл тяжелый чемодан с четырьмя ручками. Правда на рисунке ручка у чемодана только одна, но это уже вымысел художника, как и наличие на столе профессора довольно современного компьютера. Напомню, что повесть писалась примерно в 60-х годах прошлого века, когда настольных компьютеров просто не было.
Профессор Громов на рисунке сидит на стуле, а перед ним стоит в чемодане мальчик в спортивном костюме и с рыжими волосами — это Электроник.
В этот момент Электроник спрашивает профессора зачем ему надо быть в чемодане, а профессор отвечает, что это для того чтобы сделать сюрприз.
Попробую написать текст-рассуждение на тему Можно ли считать повесть «Приключения Электроника» фантастической. Озаглавлю это рассуждение так:
Быль или выдумка?
Писатель Евгений Велтистов описал в своей повести «Приключения Электроника» человекоподобного робота, который получил разряд электрического тока и сбежал от создавшего его профессора. Далее Электроник встречает своего двойника, мальчика Сыроежкина, по портрету которого он был создан и совершаются самые разные забавные приключения.
Что фантастического в этой истории? Робот, который похож на человека действительно может быть создан, хотя в те времена, когда писалась книга это было смелой фантазией. Но вот способность робота действовать самостоятельно пока оказывается фантастикой. Роботы действуют по заложенным в них программам, потому что робот — это все-таки машина. Поэтому дружба робота и человека в этой повести позволяет отнести ее к жанру фантастики.
В современной литературе грань между сказкой и фантастикой настолько условна, что подчас невозможно точно определить жанр того или иного произведения. В фантастике действуют сказочные существа и волшебники, творятся заклинания и имеется обязательное путешествие героя, выполнение им задания, которое приводит к торжеству добра над злом. То есть имеются обязательные отличительные черты сказки.
А сказки стали такими, что в них действуют не только сказочные волшебные существа, но роботы, а чародеи используют формулы для составления заклятий.
Но в общем плане в сказках мы часто встречаем слова Волшебная палочка и Заклинание.
А в фантастике слова Робот, Ракета, Формула, Машина времени.
Уже в самом начале книги «Приключения Гулливера» мы находим описание его пробуждения в стране Лилипутов. Гулливер обнаружил, что все его тело путано тоненькими веревочками, даже каждый палец — это говорит о том, что для лилипутов он был огромным великаном.
Далее следует описание роста лилипута — ростом в три пальца. Человечки-лилипуты карабкались по телу Гулливера как по скалам, они разговаривали тоненькими голосками, а описание того, как малыши кормили Гулливера стоит отдельного упоминания: корзины с едой были совсем крошечными.
Вот как описывает автор это занимательный процесс:
Также выпишем из текста характерные слова: крошечный, маленький, тоненький, с мизинец, бегавшим по груди.
План открытого урока по литературному чтению
Класс: 4 «А»
ФИО учителя класса: Амирханова Х.А.
Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Цель: воспитание интереса к зарубежной литературе, расширение знаний детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена и знакомство с новым литературным произведением «Русалочка»
Планируемый результат:
Личностный – демонстрируют доброжелательность, умение слушать друг друга, проявляют интерес к урокам литературного чтения.
Метапредметный – демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
Умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметный – демонстрируют знания о произведении «Русалочка», знакомы с биографией Г. Х. Андерсона, совершенствуют навык выразительного и осознанного чтения, обогащают словарный запас, развивают внимание, учатся составлять портретную характеристику героев.
Задачи:
Воспитательная – Воспитывать доброжелательность, умение слушать друг друга, интерес к урокам литературного чтения.
Развивающая – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, развивать внимание: коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения,совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас.
Образовательная – продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена, с произведением «Русалочка», учить составлять портретные характеристики героев.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Оснащение: компьютер, проектор, презентация. Индивидуальное: учебник.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Принципы обучения и воспитания:
Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип создание положительного эмоционального подъёма;
принцип воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, художественное слово, объяснение, рассказ; наглядный: демонстрация, иллюстрация; практический: упражнение, работа с учебником, анализ художественного текста.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) –частично-поисковый, проблемный.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
Методы организации учебно – познавательной деятельности: методы самостоятельной работы.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10-15мин).
3. Решение проблемы (10-12 мин).
Физ. минутка
4. Первичное закрепление (15 мин).
5. Организация самостоятельной работы (5-8мин).
6 Информация о домашнем задании (1-2 мин).
7. Рефлексия учебной деятельности (1-2мин).
Использованная литература:
Список литературы:
-
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Учебник Литературное чтение 4 класс часть 1. Школа России.
-
Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение/ М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.
Интернет ресурсы:
http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=458&n=215Литературная техника
http://www.bookfb2.ru/?p=316302 Уроки литературного чтения
http://festival.1september.ru/articles/560735/ Школа литературного чтения
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: с мотивировать детей на предстоящую деятельность.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа)
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должно лежать: карандаш, ручка, тетрадь, учебник. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению.
— Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать?
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок, по сказочному лесу. Нас ждут увлекательные горы, поля, моря и тропы. Но они не простые, а заколдованные. А чтобы расколдовать, нужно будет выполнять задания.
-Готовы к путешествию?
-Тогда начнем.
Личностные УУД:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Формируем умение слушать и понимать других;
2.Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача: Повторить заученный материал на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа, худ. слово), демонстрация
Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
— На прошлом уроке вам было дано задание. Какое? (пересказ)
— Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. (По желанию, по списку спрашиваю, кто готов отвечать)
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы
Познавательный УУД: извлекать представленную информацию в разных формах, строить рассуждения
3.Решение проблемы
Задача: Найти решение поставленной проблемы
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), наглядный (демонстрация)
-Ребята, посмотрите на доску.
На доске фамилии: Цветаева, Андерсен, Ахматова, Есенин, Рубцов
— Что это? Почему слова объединены в одну группу? (потому, что это фамилии).
— Какая фамилия лишняя? Почему? (фамилия Андерсена лишняя, т.к. все поэты, а он – зарубежный писатель – сказочник). Кто знает в какой стране родился Андерсен? (Дании)
— Какие сказки Андерсена вы знаете? (ответы детей)
— Чтобы узнать название сказки, с которой мы будем знакомиться отгадайте загадку.
Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть —
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко!
—Догадались, о ком речь? (Русалочка)
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (тема: Г. Х. Андерсон, «Русалочка»)
— Какие задачи мы поставим?
1. Расширить знания о творчестве Г. Х. Андерсена.
2. Познакомиться с произведением «Русалочка».
— Сейчас, я хочу познакомить вас с некоторыми страницами жизни и творчества Г. Х. Андерсена.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец Андерсена, Ханс Андерсен, был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер, была прачкой из бедной семьи. Он рос очень эмоциональным и восприимчивым ребенком. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались. В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!».
— В какой стране находиться этот город? (Дании)
Первый опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность.
Спустя немного времени он написал прославившие его «Сказки».
По его сказкам была первая постановка балета — «Сказки в картинах».
Вскоре Андерсен тяжело заболевает. Болезнь настолько сильно овладела им, что Андерсен умирает 4 августа 1875 года.
Личностные УУД: проявление интереса к уроку
Регулятивные УУД: планировать пути решения поставленной проблемы
Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладение диалогической и монологической речью.
Физ. минутка
Задача: снять мышечную и зрительную усталость, посредством выполнения элементарных физических упражнений.
Педагогическое требование.
Художественное слово. Упражнение.
— Чтобы снять напряжение с наших мышц, давайте отдохнем. Повторяйте за мной.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
— Присаживайтесь на свои места!
Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.
4.Первичное закрепление
Задача:
закрепить изученный материал, проверить усвоили ли обучающиеся новый материал.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), работа с текстом.
— Предлагаю, познакомиться со сказкой.
— Откройте учебник на странице 167. Прочитайте название. «Русалочка»
— Я включу вам аудио запись. Мы послушаем сегодня только первую часть, т.к. эту сказку мы будем изучать несколько уроков. Вы внимательно слушайте.
Прежде чем прослушать сказку «Русалочка» разберем некоторые слова:
Кораллы – очень похожи на камни, но на самом деле это настоящие живые существа. То, что ты видишь, когда смотришь на них, является скелетом, который они строят. Само же существо живет на поверхности каменистых скелетов предыдущих поколений, и из таких слоев известняка в тропических водах образуются рифы. Каждая коралловая головка называется полипом. У полипа есть рот и венчик маленьких рук, или щупальцев.
Янтарь – окаменевшая живица (смола) древнейших хвойных деревьев, обычно прозрачная желтого или красноватого цвета, обрабатываемые для украшений, а также используется в медицине.
Фейерверк – высоко взлетающие из ракет декоративные огни.
— Как будем вести себя во время слушания? (слушатели будут вести себя тихо, следить по тексту)
-Вам понравилась сказка?
-Что особенно запомнилось?
-Какие чувства у вас вызвало начало сказки?
Как вы думаете, о чем эта сказка?
Как вы поняли, кто главный герой сказки?
-Как автор описывает морское царство?
-Сколько сестер было у русалочки? (шесть)
-Как автор описывает русалочку? О чем мечтала она?
-Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет)
-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом)
-Что увидела русалочка на поверхности моря?
-Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда)
-Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб)
Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
5.Организация самостоятельной работы
Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
(Методы самостоятельной работы.)
— Сейчас, поработайте самостоятельно.
— Какие основные события происходят в этой части? (Описание морского царства, день рождения русалочки, встреча с принцем, буря)
-Давайте озаглавим каждую микро-часть и запишем план. (варианты детей)
1 часть. «Подводный мир»
2 часть. «Долгожданный день»
3 часть. «Первая любовь»
4 часть. «Буря»
-Обсудите свою часть. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к данной части. Расскажите!
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
6.Информация о домашнем задании
Задача: дать инструктаж по выполнению домашнего задания.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа, объяснение)
-Наш урок подходит к концу, откройте дневник, запишите. Дома, вам нужно нарисовать рисунок к той части, которую вы обсуждали в классе. На следующем уроке, мы устроим выставку работ. Если кто- то хочет дополнительную оценку, вы можете составить кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.
Личностные УУД: самоопределение
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности
-
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
(Поощрение. Создание ситуации успеха)
-Давайте подведем итоги нашего урока.
-Посмотрите на задачи нашего урока, мы достигли их?
-Что нового вы узнали об Андерсене?
-С какой сказкой мы сегодня начали знакомство?
— На следующем уроке мы продолжим знакомится со сказкой и узнаем полюбил ли принц русалочку и, как развиваются события дальше.
— Сейчас оцените свою работу на уроке. Я раздам вам оценочные листы. Подпишите их и нужное подчеркните.
1. На уроке я работал(а) активно / пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3. Урок для меня показался интересным / скучным.
4. Мое настроение улучшилось/ухудшилось.
5. Материал урока мне был полезен / бесполезен.
Спасибо за урок! До свидания!
Личностные УУД: самоопределение
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формы речи
Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- План сказки Русалочка Андерсена
1. Подводное царство.
2. Русалочка и ее сестры.
3. День рождения принца.
4. Спасение принца Русалочкой.
5. Договор с ведьмой и жизнь во дворце.
6. Гибель Русалочки.
Пересказ сказки
Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает в глубинах волшебные деревья, травы и рыб. В самом глубоком месте, можно найти великолепный замок, где живет король подводного царства. Стены покрыты кораллами, а крыша состоит из ракушек, которые открываются и закрываются.
Король долгое время был вдовцом, поэтому его мать помогала управлять замком. Она была умной и гордой женщиной. Больше всего она любила своих внучек и у нее их было шесть. Самая младшая была самой красивой. У нее была чудесная кожа и голубые глаза. Большую часть времени внучки проводили в саду, где у них было свое особое место, а младшая кружила вокруг бабушки и напоминала ей о солнце.
Русалочка росла необычной, застенчивой девушкой. Самой большой радостью для нее были новости, пришедшие из мира на поверхности, новости о людях. Ее бабушка всегда рассказывала истории о людях, их привычках, кораблях и городах.
Когда русалочке исполнилось 15 лет, она наконец-то смогла подняться на поверхность моря и насладиться свежим воздухом. Она увидела корабль, на котором проходила вечеринка, и молодого человека с большими черными глазами. Это был принц. Вечеринка проходила в честь его дня рождения. Русалочка наблюдала за праздником, пока не наступила буря. Волны становились все больше и больше, и люди стали паниковать. Принц упал в море, и Русалочка бросилась спасать его, чтобы он не утонул. Она вытащила принца на берег, поцеловала и бросилась к морю.
Принца окружили красивые девушки. Он не знал, кто его спас, улыбнулся всем, и это огорчило Русалочку. Прошли дни, и вскоре она все рассказала сестрам. Они помогли найти принца, чтобы она могла наблюдать за ним каждый день.
Русалочка хотела покинуть море, чтобы быть рядом с принцем. Она решила искать помощи у старой ведьмы. Та сказала ей, что она пришла вовремя, потому что у нее есть нужное зелье. Русалочка получит свои ноги, но с каждым ее шагом она будет чувствовать огромную боль и должна будет убедить принца, что она для него единственная. Если она потерпит неудачу, то превратится в морскую пену. Также ведьма хотела, чтобы ее голос был самым красивым во всем подводном мире. Русалочка согласилась и потеряла голос.
Придя на землю, Русалочка выпила зелье, почувствовала сильную боль и потеряла сознание. Когда она очнулась, то увидела принца. Он помог ей встать и отвез ее в замок. К сожалению, Русалочка не могла говорить, и принц думал, что она немая. Принц любил Русалочку, но не как будущую жену, а как ребенка. Он признался, что любит ее, потому что она напомнила ему девушку, которая спасла его.
Однажды в замке появилась принцесса. Она так сильно напомнила принцу девушку, которая спасла его, что он решил жениться на ней. Русалочка поняла, что умрет на следующий день, поэтому она решила провести свою последнюю ночь, танцуя в лодке. К ней подплыли сестры, у которых были подстрижены волосы. Они сказали, что отдали волосы ведьме и вручили Русалочке нож, которым она должна была нанести удар принцу. Когда его кровь упадет ей на ноги, она превратится в русалку и проживет 300 лет.
Когда Русалочка подошла к принцу, она не смогла его убить. Она выбросила нож и прыгнула в море. Она ждала своей смерти. Вскоре Русалочка поднялась в мир воздушных призраков, в последний раз увидела принца и направилась к облакам.
4 класс. 4 пункта
Также читают:
Картинка к сочинению План сказки Русалочка Андерсена
Популярные сегодня темы
- Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо
- Сочинение Чацкий и фамусовское общество (конфликт)
В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.
- Образ и характеристика Гаврилы в рассказе Челкаш Горького
Одним из главных персонажей рассказа Горького «Челкаш» является Гаврила. Это молодой деревенский парень, добродушный и доверчивый.
- Сочинение на тему Юбилей школы
Лично я думаю, что юбилей школы – это, действительно, важный праздник. Ля всех, кто тут работает (не только учителя), учится, а ещё для родителей, для жителей района. Школа – по-своему, центр жизни!
- Главные герои произведения Мертвые души (характеристика)
Одним из самых интересных и значимых произведений Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души». В ней писатель высмеивает пороки разных слоев общества крепостнической России и создает множество ярких
1. Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи своё мнение.
Да. Ведь всё, что пережила главная героиня, было сделано во имя любви.
На ней основан её главный поступок – сговор с Колдуньей.
И вся её дальнейшая судьба зависела от этого чувства.
Если бы не оно, Русалочка осталась бы жить в подводном царстве и уж точно не сделалась бы немой.
Именно любовь не позволила красавице убить принца для своего спасения.
Ради возлюбленного Русалочка готова была терпеть все муки и остаться без полноценной жизни.
Поражает, насколько сильно было поражено её сердце столь редким чувством.
Ведь её любовь была действительно редкостной: безумно сильной, несмотря на не взаимность.
К тому же далеко не каждый способен открыть своё сердце для любви.
А героиня, не имея бессмертной души (как люди), была одарена этим чувством.
2. Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что её мечты не сбылись? Объясни свою точку зрения.
Героиня это сделала ради возможности быть рядом с любимым.
Будучи человеком, а не рыбой, его жизнь была возможной только на берегу, на суше, но никак не под водой.
А Русалочка настолько желала стать его возлюбленной, что даже решилась на вмешательство колдовства и лишение полноценного существования.
В неисполнении желаний главной героини нельзя кого-то обвинять.
Например, принц же не мог заставить себя полюбить её.
Так же как и никто другой не мог этому способствовать.
А в том, что судьба Русалочки впоследствии сложилась печально, виновата только её непредусмотрительность.
Ведь нельзя поступать сугубо по зову сердца, здравый смысл должен присутствовать всегда.
Мы видим на примере героини, как один поступок способен изменить всю жизнь.
Хотя, возможно, красавица предполагала такое развитие событий, но рискнула во имя любви.
Я считаю, это очень отчаянный поступок, на который способны только избранные.
3. Как ты относишься к героине? А как автор относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста.
Эта героиня вызывает у меня трепетные чувства, сострадание, изумление поступками, уважение и даже любовь.
Писатель тоже относится к ней хорошо, любуется ею.
Описывая героиню, он использует следующие слова:
Но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море.
и
Русалочка была не такой, как остальные сестрички.
Она была большой мечтательницей.
Это тоже подчёркивает автор:
Странное дитя была эта русалочка, тихая, задумчивая.
А значит уже с малых лет, героиня выделялась своей необыкновенностью.
А также нельзя не отметить силу характера морской красавицы.
Она смогла пожертвовать всем ради любви.
А то, что героиня способна на это чувство, говорит о её чистой душе и открытом сердце, хотя, как говорилось, у русалок души нет.
В итоге девушка расплатилась за это большими страданиями:
Они взбирались на высокие горы, и хотя из её ног сочилась кровь и все видели это, она смеялась и продолжала следовать за принцем на самые вершины.
Мне очень жаль, что столь милосердная красавица имела такую трагическую судьбу.
Я считаю, она заслуживает счастье.
4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану: где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я отношусь к её поступку.
В просторах подводного царства жила прекрасная Русалочка.
Она была привлекательной, милосердной и талантливой.
Когда красавица подросла, она приподнялась над поверхностью моря и увидала там людей.
Затем ей пришлось спасать одного из них, в которого она и влюбилась.
Чтоб быть рядом с возлюбленным, Русалочка воспользовалась услугами колдуньи.
За это она лишилась голоса, а затем и человеческой жизни.
Чтобы вернуться к прежнему облику русалки, надо было убить любимого.
Но героиня не стала этого делать и превратилась в морскую пену.
К тому, что девушка использовала колдовство, я отношусь негативно.
Всё должно идти своим чередом, без постороннего вмешательства.
Нужно прикладывать только собственные усилия.
А то, что героиня не стала убивать принца, зная, что никогда не будет с ним – вызывает уважение.
Ведь далеко не каждый готов пожертвовать своим счастьем ради чужого.
5. Раздели текст на части, составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Ответы к разделу «Русалочка» в рабочей тетради на стр. 108 — 110.
6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х. Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь список. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Мне бы хотелось прочитать следующие сказки: «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и «Свинопас».
Подсказка:
- Ответы к рабочей тетради 4 класс Ганс Христиан Андерсен стр. 108 — 110
- Ответы к учебнику 4 класс 2 часть Проверим себя и оценим свои достижения стр. 217
- Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация
- Читательский дневник «Русалочка»
________