Составить план к сказке гадкий утенок 3 класс

Название этапа уроказадача, которая должна бытьрешенав рамках достижения планируемых результатов урокаформы организации деятельности учащихсядействия учителя по организации деятельности учащихсядействия учениковдействия

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

Решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учеников

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Фронтальная

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Выражают положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

Положительный настрой на урок

Наблюдение

2

Этап мотивации

(самоопределение)  к учебной деятельности.

Мотивировать к изучению темы

Работа в паре

-Чтобы отгадать сказку нужно выполнить задание.

— На листах  задание: распределить героев на две группы. Можно добавить свои варианты.

И дать объяснение. (Приложение 1)

Распределяют слова по группам (1 группа — герои Мифов Древней Греции; 2 группа – герои сказки «Гадкий утёнок»)

Регулятивные:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Герои распределены по группам, группам даны названия по прочитанным произведениям.

Взаимоконтроль

3

Этап актуализации   и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Поставить проблему.

Фронтальная

-Кто из вас читал эту сказку или смотрел мультфильм?

-Познакомимся с автором сказки «Гадкий утёнок» Гансом Христианом Андерсеном. (Приложение 2). Какие книги автора вы читали? История создания сказки (Приложение 3).

-Как вы думаете, есть ли сейчас люди похожие на Г.-Х. Андерсена? Может ли сегодня с человеком произойти похожая история?

-Познакомимся с главным героем сказки (Приложение 4). Как вы к нему относитесь? Назовите его положительные или отрицательные качества.

Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения о Г.-Х. Андерсене; слушают историю создания сказки; делают предположение о характере героя по иллюстрации из сказки

Регулятивные:

умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Поставлен проблемный вопрос урока

Наблюдение

4

Этап реализации построено-

го проекта

Составить план решения проблемы.

Фронтальная

-Почему вы не можете ответить на эти вопросы?

-Что нам может помочь ответить на вопрос урока? (чтение текста, поиск подтверждения в тексте)

-Составим план работы на уроке.

Чтение хорошо читающими детьми.

-Что испытали?  (ответы детей)

-Какие чувства вызывает у вас утенок?

-А может ли такое произойти с человеком?

-Как вы думаете, а как автор относится к герою своей сказки?

Учащиеся составляют план работы на уроке; читают (слушают) сказку «Гадкий утёнок»; делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Предметные: объясняют авторское и собственное отношение к персонажам

определяют тему и главную мысль произведения

Регулятивные:

планируют учебные действия;

Личностные:

осмысливают поступки героев

Составлен план:

1.Рассмотреть рисунки;

2.Сделать предположение;

3.Найти подтверждение в тексте.

Наблюдение

5

Этап самостоятельной работы

Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию Перенос полученных знаний в практическую деятельность

Групповая работа

-Рассмотрим иллюстрации (Приложение 2). Расположим их  в соответствии с сюжетом сказки.

-Теперь каждая группа получает задание: по иллюстрации предположить, как к Гадкому утенку относятся окружающие, найти в отрывке из текста подтверждение. Можно воспользоваться подсказкой учителя.

Учащиеся  распределяют картинки в правильной последовательности.

Читают текст и находят отрывок к иллюстрации, определяют отношение к Гадкому утёнку, находят подтверждение в тексте

Предметные:

объясняют авторское и собственное отношение к персонажам; работают с иллюстрациями.

Регулятивные:

контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

В группах найдены подтверждения характера героя, отношения к герою окружающих, найдено описание отношения автора к героям сказки

Наблюдение

Физминутка

Снять напряжение

Фронтальная

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Выполняют движения под музыку

Наблюдение

6

Этап включения в систему знаний

Выявить качества знаний учащими, определить пробелы, установить их причины

Фронтальная

-Выступления групп.

— Как выдумаете, какие положительные и отрицательные  качества могут воспитываться в характере, если попадать в такие же истории, как и Гадкий утенок?

 -Какие качества Гадкого утёнка помогают ему справиться с бедами?

Группы представляют свою работу классу по плану. Учащиеся высказывают свое мнение о выступлении групп, задают вопросы

Предметные:

объясняют авторское и собственное отношение к персонажам.

Коммуникативные:

развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Личностные:

умеют сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Объяснены авторское и собственное отношение к персонажу сказки через  примеры из текста

7

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности

Фронтальная

-Оценим свою работу. На листах для самооценки обведите те слова, которые подходят именно вам. (Приложение 6)

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

-Спасибо вам за урок!

На листе самооценки дают оценку своей работе на уроке. Делятся впечатлениями об уроке

Регулятивные:

Адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Коммуникативные:  

формулируют собственное мнение и позицию

Заполнены листы самооценки

Самооценка  

Образовательная программа: УМК «Гармония»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Форма урока: классно – урочная

Формы работы: традиционная, фронтальная.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, словесный.

Тема урока: знакомство с произведением Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Дидактическая цель урока: создание условий для осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с новым автором Х. К. Андерсеном и его произведением «Пятеро из одного стручка»;

Развивающая: формировать умение составлять план сказки, развивать речь, внимание, память;

Воспитывающая:воспитывать любовь к чтению произведений, чувство доброты усвоенных из примеров в произведении.

Формирование УУД:

Личностные: эмоциональное восприятие художественного произведения и характеристика поступков литературных героев.

Метапредметные:

регулятивные:воспринимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

познавательные: ориентироваться в тексте произведения; анализировать, обобщать и синтезировать прочитанное.

коммуникативные:вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;аргументировать высказывания.

Предметные: понять и усвоить замысел произведения; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

1. Самоопределение к деятельности.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

— Ребята, с какими сказаниями мы познакомились на прошлом уроке?

(На прошлом уроке мы познакомились с произведениями Юнны Мориц «Песенка про сказку» и «Разговаривали вещи»)

К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворение)

— Перед нами «Бюро находок».

— Кому принадлежат находящиеся здесь вещи? Назовите сказку.

Горошина, санки, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик

— Что объединяет все эти произведения? (Эти сказки написал Г.Х.Андерсен)

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен? (Дания)

2.На каком острове? (Фюн)

3.В каком городе? (Оденсе)

4. В какой школе учился? (в школе для бедных)

5. Что сейчас находится в его доме? (Музей)

6.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)

— Перед нами «Бюро находок».

— Кому принадлежат находящиеся здесь вещи? Назовите сказку.

Горошина, санки, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик

— Что объединяет все эти произведения? (Эти сказки написал Г.Х.Андерсен)

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен? (Дания)

2.На каком острове? (Фюн)

3.В каком городе? (Оденсе)

4. В какой школе учился? (в школе для бедных)

5. Что сейчас находится в его доме? (Музей)

6.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)

ТЕКСТ

Г.Х. Андерсен (1805-1875)- родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании на острове Фюн в городе Оденсе. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя “гадким утенком” на “птичьем дворе” среди надменных и заносчивых “кур”, “петухов” и “индеек”. Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.Сейчас в его доме располагается музей писателя.

— Перед нами «Бюро находок».

— Кому принадлежат находящиеся здесь вещи? Назовите сказку.

Удивительный мир сказок. Г.Х.Андерсен мог самые необычные вещи, окружающие нас повсюду, игрушки, растения, цветы превратить в сказочных героев.

И сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений.

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. горох

— Что вы знаете о горохе? (Ответы детей).

Горох — всеми любимое растение и очень полезное. Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.

— О чем эта загадка? (о горошинах)

— Горошины – главные герои нашего произведения.

— Назовите тему нашего урока. (Тема нашего урока Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»)

— Какая будет цель урока? (познакомиться и разобрать произведение «Пятеро из одного стручка»)

Внимательно слушаем и следим по тексту, выделяя непонятные слова. (прослушивание аудиозаписи)

II. Работа с новым произведением

1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» ( учебник стр.94-99)

Слушание 1 части произведения (читает учитель).

Чтение вслух учащимися 2 части.

Самостоятельное чтение 3 части.

Ребята, вам встретились слова, которые были непонятны. (Ответы детей) Работаем в парах. Вы должны объяснить значение слов. Переверните листок, найдите задание 3. Давайте найдем к ним определения, проведем стрелочки. При проверке в последней колонке отмечаем + — правильно, — неправильно.

Предчувствие

застоявшаяся, с неприятным запахом чувство ожидания чего — нибудь неизвестного

Бузина

непостоянная работа за определённую плату

Каморка

кустарник с чёрными или красными ягодами

Подённая работа

маленькая комната

Тщедушная

поправиться, располнеть

Голубиный зоб

окошко на чердаке

Раздобреть

нижняя часть пищевого горла голубя

Затхлая вода

слабая здоровьем, без сил, очень худая

Чердачное окошко

чувство ожидания чего — нибудь неизвестного

Предчувствие – чувство ожидания чего — нибудь неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами

Каморка – маленькая комната

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке

— Понравилась ли вам сказка?

-Поделитесь своим мнением о произведении.

— О чем эта сказка?(о жизни пяти горошин)

— Как называется дом, в котором жили горошины?(стручок)

— Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?

(все горошины жили в одном стручке)

— А похожи ли они друг на друга?

— Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?

(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)

— Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?

— Что нужно растениям для жизни?

(как хорошо и уютно, тепло и светло)

— Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)

Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)

— О чем переживали горошины, что они предчувствовали?

— Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте?(«Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)

— Почему меняется мир стручка?

— О чем мечтали горошины?(чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)

— Что стало причиной путешествия горошин по свету?

(бузинная трубочка)

— Что такое бузина?

Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.

— Вам приходилось стрелять из бузинной трубочки?

2 часть работа в группе

— Что говорила каждая горошина, вылетая в свет?

– Чем отличались горошинки? (характерами)

Давайте вместе с вами составим таблицу о судьбе горошин, что они хотели и что с ними стало. Что говорила каждая горошина, вылетая из трубочки?

Что хотели?

Куда попали?

Что стало?

1 горошина

— Лечу, куда хочу! Лови, кто может!

2)В водосточный желоб, оттуда в голубиный зоб

Съел голубь

2 горошина

— А я полечу прямо на солнце!

4)Упала в канаву

Разбухла, собиралась лопнуть

3 и 4 горошины

— А мы куда придем, там и заснем!

3)Ушли не дальше, чем первая

Проглотили голуби

5 горошина

— Будь что будет!

1)Под окошко чердачной каморки

Расцвела, вылечила больную девочку

— Можно ли по этим словам узнать характер каждой горошины?

— Какие они были?(хвастливые, эгоисты, много хочет, ленивые,5- ая – скромная, надеется на судьбу)

Кто жил в каморке?

— Какие слова помогают нам понять, какой была женщина?

— Как вы понимаете смысл выражений «сил у нее было довольно» (она не боялась никакой работы), «охоты работать тоже не занимать стать», «из нужды она все-таки не выбивалась» (отсутствие средств на самое необходимое, бедность, нищета)

— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?

(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)

— В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)

— Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)

— Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.

(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце)

— Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?

(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)

— Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)

— Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?

Горошина

Девочка

пустила ростки

говорила будто живее

славно растет

сама приподнималась

побеги росли и ползли вверх

долго сидела

блестели глазки

встала с постели

расцвела

была счастлива

с сияющими глазами, румяная и здоровая

— Как они относились к горошине, докажите словами автора?(бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)

— Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?

(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)

— Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?

(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)

— Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)

— Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для нее день? Нарисуйте ее словами.

— Кого еще сделал росток горошка счастливым?

– Что говорили об окружающем мире горошины, когда они ещё сидели вместе в стручке? (Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то он зелёный, то жёлтый.)

– Что говорили горошины, когда мальчик стрелял ими? Можно ли сказать, что среди горошин были хвастливые и ленивые?

– Как сложилась судьба каждой из горошин? Что случилось с той, которая хотела улететь на солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти!»? (Горошина была глупой и хвастливой.)

Какая горошина на самом деле оказалась самой замечательной? Почему?

Каков смысл прочитанной сказки? (Если иметь в виду людей, а не горошины, то из этой истории можно сделать вывод: настоящий человек – это тот, кто помогает другим людям, доставляет им радость, спасает их.)

7.Этап рефлексии.

Давайте, ребята, выскажем своё мнение о нашей работе.

Какое настроение у вас сейчас

Заполним квадрат настроения

—зелёный цвет — хорошее настроение;

— жёлтый цвет — нейтральное настроение;

— синий цвет – плохое настроение.

(после построения квадрата настроения учитель подводит итог: какой цвет преобладает – такое и общее настроение.)

— Я думаю, что вы были очень эмоциональны, выразительны, смогли представить в своём воображении то, что Андерсен рассказал в своей сказке.

8.Подведение итогов урока.

Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

Почему именно эта сказка помещена в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

Домашнее задание перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436799-znakomstvo-s-proizvedeniem-hk-andersena-pjate


Мало кто из людей имеет долгосрочные планы. Еще более редким феноменом является расстановка жизненных приоритетов и способы их воплощения, временные границы. Составить план жизни может быть непросто. Это важный и трудоемкий процесс, но необходимый. Ведь это планирование основных событий своей жизни: что, как и когда произойдет, какие результаты принесет.

Разумеется, такой план – не гарантия того, что все реализуется. Но само наличие планирования жизни дает большую вероятность, что будут происходить желанные вещи, а не случайные, под влиянием эмоций или решений других людей.

Очень важно сложить именно свое видение происходящего, а не провести всю жизнь, следуя навязанным шаблонам. Составление плана означает четкое продумывание высоких и вдохновляющих человека целей на 3 года, 5 лет, 10 лет и более. Примером первого построения плана из известных людей стал Бенджамин Франклин.

Намного легче жить мечтами, сбывшимися и нет надеждами, жаловаться на судьбу или верить в удачу. Но это малоэффективно. План – это конкретика, бросок в будущее, сделанный своими руками. Людей, которые по-настоящему живут будущим – единицы. Ведь его определяют наши сегодняшние действия.

Почему нужен долгосрочный план

sostavit plan 2У каждого человека в сутках 24 часа. Но все используют их по-разному. То, что один человек успеет за это время, другой даже за неделю не выполнит. Дело в правильном распределении ресурсов: сил и времени. Один будет рассматривать жизнь как долгосрочный проект, требующий внимания, а второй просто живет сегодняшним днем, мало задумываясь о своем будущем, не строя никаких планов.

Разумеется, получаемые результаты будут отличаться. Никому не хочется быть неудачником, погрязнув в рутине бессмысленных дел, с нулевым вкладом в будущее. Планирование жизни актуально для тех, кто хочет многого добиться, готов усердно работать и относится к этому со всей ответственностью. Как говорится, успех определяется не высокими и красивыми исходными мечтами, а реальными результатами достигнутого.

Грамотное структурирование призвано составить оптимальный список дел, общего вектора жизни, который позволит определить ваши ценности.
Такой подход вовсе не исключает отдых, напротив, порой заставляет расслабляться, даже если не хочется, но в этом есть необходимость. Применение такого метода вырабатывает самоконтроль, способствует появлению самоуважения, дарит оптимизм и собранность.

Развенчание мифов о планировании

Жизненные приоритеты и цели, стремления и мечты. Как можно составить план и думать о правильном исполнении? Кому-то это может показаться абсурдным.

Вот некоторые мифы, которые люди связывают с планированием:

  • Систематизация порождает скуку

В корне неправильное суждение. Жизненные приоритеты и их расстановка, четкая планировка, позволяют освободить место для ярких эмоций и большего количества событий. Это означает исчезновение хаоса в действиях.

  • Ограничение развития

Если план маленький, невзрачный и с неинтересными или просто не вашими целями, то это порождает скуку. Если же красочно расписать все, чего вы хотите добиться, и посмотреть на отведенное время, понимаешь, что его не так и много. Ведь внимания требует все. Поэтому и развитие будет происходить с удвоенной скоростью!

  • План отменяет творчество

Сделать схему действий можно не только 1 раз. Его можно корректировать хоть каждые полгода, внеся новое видение ситуации. Также никто не мешает креативно оформить его и развивать критическое мышление с разнообразными подходами по реализации.

  • Планирование убивает наслаждение настоящим

Многие люди не умеют вообще радоваться настоящему. Если же понять, как правильно планировать свое время, распределять ресурсы, ваша деятельность и увлечения, свободное времяпровождение никогда не нанесут вред вашей основной цели.

Принципы построения плана

sostavit plan 3Готовый план на год или больше помогает нам, становясь путеводителем в темноте, когда оставляют силы. Тогда, перечитывая важные пункты, есть шанс собраться и продолжить, это пинок к действиям своими руками. Как составить правильный план на год, чтобы он расширил нашу жизнь, дал надежду и свободу, а не загнал в определенные рамки.

Как правильно планировать? Прежде всего планирование жизни начинается с построения планов на сегодняшний день. И заканчивается десятилетиями. Это многоступенчатый процесс. Вся пирамида базируется на ваших истинных ценностях. Только от них идет отсчет.

Основные принципы:

  • Учитываем длину жизни

Намного больше пользы принесет цель, достигнутая в течение месяца с удовольствием, нежели через принуждения и ограничения, но результат за 2 недели. Медленный темп надежнее спринтов.

  • Без боли нет роста

Резонно слегка поднапрячься и выполнить в этом году те цели, которые в следующем откроют новые перспективы. Упускать возможности из-за лени, бояться испытать стресс – не для бойцов.

  • Постоянное преобразование

Если вначале все базируется на мечте, то спустя время, в течение которого вы совершали действия по ее реализации, появляются результаты. Новые люди, идеи, перспективы, о которых даже не приходилось мечтать!

  • Отказ от сверх усилий

Во всем важна мера. Заставлять себя – хорошо, но подход должен быть разумным. Легче и результативнее пробегать каждый день по несколько километров, чем раз в неделю – целый полу марафон.

Поэтапная инструкция

Нет ничего лучше, чем начать с того, как сделать план на год. Это поможет держать свою жизнь под контролем, даже в период перемен.

Итак, с чего начать, чтобы составить план на год и больше:

  • Понять, в какой роли вы находитесь

Есть важные и незначительные аспекты вашей личности. Каждый играет определенную социальную роль. Можно быть студентом, чьей-то дочерью и матерью, при этом художником, любовником, бизнес-менеджером, мыслителем, наставником, любителем сыра. Все это то, что заполняет ваши дни. Стоит выбрать те роли, реализация которых наиболее важна для вас.

  • Определитесь с тем, какими вы хотите быть в будущем

Выберете те роли, которые хочется максимально развить, чтобы их связывали с вашей личностью. Одновременно просмотреть какие негативные аспекты у вас есть, куда тратится ваша энергия. Возможно, если перекинуть силы с них на достижение ваших целей, работа пойдет быстрее?

  • Разобрать свои мотивы

Есть причина, по которой вам хочется осуществить те или иные цели, как сформировались ваши жизненные приоритеты. Постарайтесь понять, что же такое произойдет, когда вы их воплотите, какие эмоции возникнут. Насколько они важны, захочется ли их реализовывать всю жизнь. Лично для себя, для общества или конкретных людей. Честность с собой – гарант успеха.

  • Запишите свои выводы

Проанализировав мотивы, составить свои жизненные цели и задачи в планировании будущего легко. Осознав свои истинные ценности, на их основании написать список.

  • Распределение целей по категориям

Это важный этап планирования. Он поможет не упустить из виду ни одну из важных сторон жизни. Запишите все, чего вы хотите добиться, по таким категориям, как карьера/призвание, семья/социум, знания/интеллект, здоровье/духовность.

  • Установите временные рамки

После постановки конкретной цели, определить точную дату, когда вы желаете ее достичь. Допустим, съездить на неделю в Непал до июня 2017, сбросить 5 кг к весне, разработать и сдать проект по геодезии до окончания четвертого курса.

  • Построение маленьких шагов

Чтобы двигаться в нужном направлении, нужно понять, как планировать достижение поставленных целей. Шаги, необходимые к принятию, зависят от того, на каком уровне вы находитесь в настоящем. Придется ли начинать с нуля или уже есть определенные наработки. Выработать четкую стратегию по достижению каждой цели в хронологическом порядке и расстановкой приоритетов.

  • Постоянно проверяйте актуальность жизненного плана

Жизнь не стоит на месте и человек тоже. Вполне нормально, что что-то может измениться. Периодически пересматривая свое планирование жизни можно понять: следуете вы ему или нет, счастливы ли вы, есть ли предпосылки что-то поменять в своих целях. Не стоит пугаться, если жизненные приоритеты изменили вектор, и что-то хочется изменить. План важен для отслеживания своих успехов и достижений, актуализации причин неудач.

План нужен для того, чтобы человек чувствовал себя лучше, наполнялся позитивом и имел собственную мотивацию, двигался вперед, а не тормозил.

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема
.

Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему…
и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли…
и т. п.).

Тезисный план
– план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим
).

Назывной план
– план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков
).

План – опорная схема
состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания
составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение
. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение
— это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть
посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение
(выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания
представлен заглавием
работы, аннотацией
и оглавлением
.

На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют «скелетом» произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип
Особенности
Пример
Тезисный

Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной

Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный

Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема

Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный
Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план
Сложный план

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?

2) Подготовка к балу.

  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

«Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади».

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

«Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец».

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • «Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком».
  • «Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками».
  • «Встреча с охотниками» и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

1696276

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность
    . Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).
  2. Длина
    . Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность
    . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура
    . В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность
    . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки
    . Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика
    . Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…»).

Лучшая проверка — дать плану «отдохнуть» пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

1696212

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

1696211

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания выпускника м предстоит а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 3

slide 2

«Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

slide 3

При выполнении задания 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему понимает смысл поставленной проблемы умеет устанавливать структурно- функциональные, причинно- следственные, иерархические и иные связи умеет выделить главное корректно формулировать структурировать

slide 4

Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутри курсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

slide 5

Классификация тем 1 группа тем 1. широкие «однотомные» 2. широкие «одно объектные» 3. широкие «односоставные» 2 группа тем 1. узкие «одно объектные», 2. узкие «однотомные» 3. узкие «односоставные» 3 группа тем 1.«многотомные», 2.«двусоставные», 3.«разнообъектны» 4.«многосоставных »

slide 6

Первая группа: а) широкие «однотомные», б) широкие «одно объектные», в) широкие «односоставные» Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..«Гражданское общество». 5……«Деятельность, как способ существования людей».

slide 7

Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека

slide 8

Алгоритм 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой одно объектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

slide 9

Вторая группа: а) узкие «одно объектные» б) узкие «однотомные», в) узкие «односоставные» Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

slide 10

Вариант плана: Государство – социальный институт. 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

slide 11

Алгоритм 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой одно объектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)

slide 12

Третья группа: а)«многотомные» б) «двусоставные» в) «разно объектные» г) « многосоставныхе» Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

slide 13

Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

slide 14

Алгоритм 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме.. 1. понятие (определение) объекта 1; 2. понятие (определение) объекта 2…3…4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина 1 б) причина 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

slide 15

Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

slide 16

Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (11. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, Форум «Абитуриент…ПРО»

slide 17

Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

slide 18

Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА по составлению плана 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

slide 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксир овать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

slide 20

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.

Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).

Тезисный план
— план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис
— это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план
— план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План
— опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение
— это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть
посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы)
— это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Принципы рубрикации текста

1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;

2) использование заголовков, нумерации и т. д.

В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией — числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

Наиболее употребимы две системы нумерации.

1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.

При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

А… Б… В… — I… II… III… — 1… 2… 3… — 1)… 2)… 3)… — а)… б)… в)…

При этом соблюдается следующий порядок:

А) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);

Б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);

В) номера глав — римскими цифрами (глава I);

Г) номера параграфов — арабскими цифрами (§ 1).

Например:

Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей — из двух цифр, третья ступень деления текста — из трех цифр. Например:

1. 2. 3. (1 — номер раздела, 2 — номер главы, 3 — номер параграфа).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

Важное замечание:

В перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;

Строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

Третье важное средство рубрикации текста — использование заголовков и подзаголовков. Заглавие — это структурный элемент текста.
Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок — это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

Предмет: Литературное чтение

Школа: Бурлинская ОШ

Дата: 11.10.18

ФИО учителя: Федорова И.А.

Класс: 3 «а»

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

«Что такое хорошо, что такое плохо».

Тема урока:

Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи

3.2.3.1определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения

3.3.4.1 Совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, исправлять орфографические

Развитие навыков:

1.4. Привлечение внимания слушателя

2.3 Определение темы и основной мысли

3.4 Нахождение и исправление ошибок

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

  • пересказывать подробно содержание произведения по совместно составленному плану с помощью учителя;

— Находить главную мысль.

— Обосновывать свой ответ

Большинство учащихся смогут:

— Подробно пересказывать прочитанное.

— Находить ответы на поставленные вопросы.

— Анализировать прочитанное

Некоторые учащиеся смогут:

— Применять приемы анализа текста.

— Будут сравнивать с реальной жизнью

— Смогут передать эмоциями прочитанное

Языковая цель

формировать :

уважение к другой точке зрения;

формировать умение слушать и понимать речь учителя;

отвечать на вопросы учителя в соответствии с грамматическими нормами языка;

формировать владение монологической речью.

Материал прошедших уроков:

Использование пословиц и поговорок выражении из сказок. Невербальные средства общения.

Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям/выборочно. Просмотровое/изучающее/чтение с пометками. Определение темы и основной мысли произведения.

Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических и пунктуационных ошибок.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-2 мин

3-4 мин

4-5 мин

5-8 мин

  1. Орг. Момент. Психологический настрой на урок «Похожи – не похожи».

Задание: «Поднимите руки вверх только те, …»

-у кого карие глаза

— светлые (темные) волосы;… —

-у кого имена содержат букву А…

— у кого присутствует белый цвет в одежде

— кто родился летом, зимой, весной, осенью,

— у кого есть брат (сестра),

— кому 9 лет

-У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь, друг от друга, но это не помешало вам иметь друга. А если мы вместе , то непременно добьёмся хороших результатов. Интересно ли вам самим исследовать и открывать новое? Кем вы будете на уроке – исследователями или слушателями — зависит от вас. (слайд1 )

— Добро пожаловать в мир литературной сказки.

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло(слайд2 )

— Что вы поняли из этого четверостишия?

— Какие строчки главные?

II. Мотивация на урок.

Перед вами лежат 2 гномика: веселый и грустный.

-Какого гномика берем на урок?

-Почему не возьмем грустного?

Мередит сказал: «Хорошее настроение – это доброта и мудрость вместе».

-Возьмите руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…»

-Именно хорошее настроение нам поможет добиться высоких результатов.

III.Проверка домашнего задания

— Сегодня мы продолжаем работу над произведением Х. К. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. (Слайды 3 — 11)

1)у т ё н о к

2) с е р ы й

3) у т к а

4) с ы н о ч е к

5) л е т о

6) к о т

7) к у р и ц а

1)Главный герой сказки?

2)Какого цвета он был?

3)“Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” — кто так сказал?

4)Как называла старуха кота?

5)Время года, когда появились на свет утята?

6)Житель избушки?

7)Кого называли Коротконожкой?

Назовите ключевое слово. (Красота)

Давайте произнесем слово красота на 3 языках:

Красота – сұлулық- beauty

Веселый и грустный гномик

Карточки с кроссвордом

Середина урока

8-11 мин

11-20 мин

20-35 мин

IV. Постановка учебной задачи

Ребята, как вы считаете, что такое красота? (Ответы детей)

Давайте посмотрим , как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов (Слайд 12)

КРАСОТА-всё красивое, прекрасное, всё то ,что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

А красивый, это какой?

КРАСИВЫЙ-доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

-Как вы считаете ,если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

Учитель: Значит мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту?(по поступкам и делам)

-Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей сказке.

Мы будем исследовать внутренний и внешний мир героев сказки «Гадкий утёнок», выясним, всегда ли люди добры и справедливы друг к другу

— Открываем книги и отправляемся в сказку.

-Назовите главных героев сказки. (Главные герои: мама-утка, утенок, обитатели птичьего двора, дикие утки, гусаки, кот, курица, лебеди, люди)

— Каким был последний вылупившийся птенец?( Не такой как все)

Найдите в тексте описание утенка.

— Как вы понимаете слово гадкий?

— Давайте посмотрим в словаре. (Слайд 13)

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

— Что говорили братья и сёстры гадкому утёнку? Найдите в тексте и зачитайте. (Слайд 14)

— Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора?.

— Почему они так относились?

— Имели ли они все на это право?

— Что можно сказать о внешней красоте обитателей птичьего двора, избушки, диких утках и гусаках?

— Была ли внутренняя красота у этих героев?

— О чём подумал утёнок, когда встретился на болоте с собакой? 
— Кем стал утёнок?- 
— Сколько времени прошло с тех пор как гадкий утёнок стал прекрасным лебедем?
— Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. 
— Наш герой превратился в прекрасную красивую птицу. Как вы думаете, измениться ли он, став красивой птицей?

Динамическая пауза

Деление на группы

Распределяет по группам.

-На столе у каждого цветной утенок

-Пересядьте за тот стол, за которым такого же цвета взрослая утка.

Девиз групповой работы (Слайд 16)

«Вместе не скучно,

вместе не тесно,

вместе всегда

и во всем интересно

Повторяем правила работы в группе. (Слайд 17)

-Помогайте друг другу, слушайте друг друга, сделайте работу интересной.

1 группа.

Вопрос.

— Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он? (Большой и гадкий, ужасный урод, хорошо плавает, большой и несуразный, слишком велик)

2 группа

Как относились к утенку жители птичьего двора?

(Пинали, толкали, унижали, щипали, выгоняли обзывали)

3 группа

Дайте описание лебедю (Крепкий, большой, лучше всех, молоденький, прелестный, счастливый)

Оценивание «Светофор»

Критерии оценивания:(Слайды 18-19)

1.Тема раскрыта

2.Аккуратное оформление работы

3.Слаженная работа групп

Работа с пословицами.

Собрать пословицу и объяснить ее

«Красивый вид человека не портит.» 
«Некрасив собой, но красив душой.»
«Суди не по внешности, а суди по делам.»

Словарь

С.И.

Ожегова

Учебник

Словарь

С.И.

Ожегова

Учебник

Карточки для деления на группы

Смайлики

Карточки с пословицами

Листы А4

Конец урока

35-40 мин

Рефлексивное оценивание.

«Дерево знаний»

На стикерах дети пишут, что узнали на уроке?

Итог урока.

— Почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку?

— Кто понравился в этой сказке?

— Кто вызвал антипатию? Почему?

— Какая это сказка? Грустная или веселая?

Какой вывод вы для себя сделали

Домашнее задание(Слайд 20)

Дома вы продолжите работу со сказкой. 1.Подготовить пересказ.

2.Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3.Подготовить вопросы по содержанию сказки.

Стикеры

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные

связи

Учащиеся с высоким уровнем

мотивации–

интервьюирование.

Учащиеся с низким уровнем

мотивации- ответы на вопросы.

Групповая работа.

Парная работа.

Формативное оценивание.

— Оценивание групповой работы «Светофор»

— Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

— Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

— Определение уровня усвоения навыка по теме («Дерево знаний»)

— казахский язык

— физическая

культура

-самопознание

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Имели ли обитатели птичьего двора и другие герои сказки относиться к утенку плохо? Имели ли они на это право?

Наш герой превратился в прекрасную красивую птицу. Как вы думаете, измениться ли он, став красивой птицей?

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Игра « Похожи – не похожи»

Какие два момента улучшили урок?

В качестве проверки домашнего задания –кроссворд

Рефлексия «Дерево знаний»

Что я узнал из урока о классе и отдель­ных людях, что я расскажу на следу­ющем уроке?

Я узнала что многие ученики умеют высказывать свое мнение, анализировать текст и пословицы.

Тема урока: «Гадкий утенок». Г.Х.Андерсен.

Школа: КГУ сш.имТ.Рустембекова с ДМЦ

Дата:15.10.2016г

Еспенбетова. С.Г.

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Способствовать восприятию и осознанию образного содержания текста.

Создать условия для развития воображения, творческих способностей, умение анализировать произведение.

Способствовать воспитанию сострадания, доброты, чуткости, отзывчивости.

Цели обучения

Уровень А

Ученики смогут воспринимать и осознавать на слух содержание текста.

Смогут определять части текста.

Уровень В

Будут учиться уметь подробно излагать прочитанное и услышанное.

Уровень С

Будут учиться анализировать произведение.

Все учащиеся смогут:

  • Находить главную мысль.

  • Делить текст на части и составлять план

  • Обосновывать свой ответ

Большинство учащихся будут уметь:

  • Подробно пересказывать прочитанное.

  • Находить ответы на поставленные вопросы.

  • Анализировать прочитанное

Некоторые учащиеся смогут:

  • Применять приемы анализа текста.

  • Будут сравнивать с реальной жизнью

  • Смогут передать эмоциями прочитанное

Языковая цель

Учащиеся смогут определить жанры сказок.

Ключевые слова и фразы:

Величавые птицы – лебеди.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения:

Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?

Чем они вам нравятся?

Можете ли вы сказать, почему мы разделились на группы по жанрам сказки.

Подсказки:

Гадкий, некрасивый.

Предыдущее обучение

Сказки бытовые, волшебные, о животных, народные, литературные

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Вызов

Орг. момент

2 мин.

Проверка домашнего задания.

5мин.

1.Учитель с детьми становится в круг

2. Учитель приносит волшебную шкатулку, в которой спрятаны персонажи из сказок.

1.Дети говорят друг другу комплименты, бросая мяч.

2.Дети собирают пазлы. Затем делятся на три группы по иллюстрациям к сказкам.

Одна группа отвечает, что у них вышла иллюстрация к сказке «АлдарКосе»,п и он герой бытовой сказки.

Вторая группа поясняет, что у них герой «Иван — царевич и Серый волк», он герой волшебной сказки.

Третья группа сообщает, что у них героиня – лисица из сказки «Колобок», сказка о животных.

3.Мы разделились на группы по жанрам сказок.

4. Дети говорят, потому что на прошлом уроке мы изучали П.Ершова «Конек-Горбунок»

1. Учитель следит за ходом проверки домашнего задания: чтением наизусть отрывка из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок» направляет, корректирует.

2. Учитель выставляет оценки делегатам в журнал, исходя из баллов оценочного листа и лучшим лидерам, которые объективно оценили участников группы.

  1. Дети выбирают лидера, учитель выдает ему оценочный лист.

  2. Из каждой группы выходит по делегату, который читает наизусть отрывок из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок», направляет, корректирует. Ученики слушают, задают вопросы участникам других групп

  3. — К какому виду сказок относится сказка«Конек-Горбунок»?

— Назовите главных героев сказки«Конек-Горбунок».

-Что ты можешь сказать о царе и что с ним случилось ?

1. Лидер каждой группы внимательно слушает и выставляет баллы в оценочный лист.

2. Лидер дает обратную связь целой подгруппе в виде «Двух звёзд и одного пожелания»

Волшебная шкатулка.

Групповая работа.

Оценочный лист

Осмысление

Физминутка.

3мин.

Подготовка к восприятию новой темы.

5мин

Новая тема

Сообщение темы и цели урока.

Работа с текстом.

15мин

.Учитель с детьми становится в круг и танцует вместе героями мультфильма

Дети становятся в круг, танцуют вместе с героями мультфильма.

1.Показ отрывков из экранизации из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»

  1. Дети смотрят отрывки из мультипликационного фильма «Гадкий утёнок»

* О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

* О чём эта сказка?

2.Учитель раздаёт группам листы с текстами из сказки и даёт задания:

1 группе –І и ІІ глава.

  1. Определить какая часть текста перед вами. (Начало)

  2. Обоснуйте свой ответ.

  3. Определите главную мысль сказки и составить план.

2 группе – ІІІ и ІV глава.

1.Что вы думаете об обитателях птичьего двора?

2.Когда вам было особенно горько за «утёнка»?

3.Перечитайте эти эпизоды. Анализ прочитанной части сказки.

3 группе – V и VІ глав.

  1. Почему «утёнка» влекло к «величавым птицам»- лебедям?

  2. Перечитайте ещё раз отрывок, который повествует о встрече гадкого утёнка с прекрасными лебедями.

  3. Что взволновало вас в прочитанном отрывке?

Определите у кого какая часть сказки, и объедините её.

Сказка, которую мы прочитали сегодня, рассказала нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.

Использование

видеоролика.

Видеоролик мультика «Гадкий утёнок».

Критическое мышление. Прием «Мозговой штурм».

Формативное оценивание

По критерия успеха разработанными самими учениками.

Рефлексия

Работа в тетрадях.

3мин

Рефлексия

7 мин.

Обратная связь.

3мин

Дом.задание

2мин

Учитель просит учащихся написать в тетрадях синонимы и антонимы к слову некрасивый.

Дети перекидывая мяч, задают вопросы по обобщению пройденного материала на уроке.

*Что изучали на уроке?

*Кто главный герой сказки?

*Каким вы представляете утенка?

*Почему утёнка не приняли в птичьем дворе?

*Как вы относитесь к утёнку?

*Почему утенок, увидев лебедей полюбил их?

*Понравилась ли вам сказка?

*О чём мы сегодня говорили на уроке?

*Если вам было всё понятно на уроке, прикрепляйте свои стикеры на улыбающийся смайлик.

*Если вы поняли наполовину, то прикрепляйте свои стикеры на средний смайлик.

*Если вы ничего не поняли, то на огорчённый смайлик.

Учащиеся отвечают на стикерах о том, о чем говорили на уроке.

Применение стикеров с обратной связью.

Учитель задаёт на дом чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» и нарисовать иллюстрацию к сказке.

Критическое мышление

«Умный мяч»

Смайлики

Стикеры

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить план к сказке иван царевич и серый волк для 3 класса
  • Составить план к сказке о жабе и розе гаршина
  • Составить план к сказке василиса прекрасная
  • Составить план к сказке о мертвой царевне и о семи богатырях 4 класс коротко
  • Составить план к сказке золотая рыбка 2 класс литературное чтение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии