На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.
Определение
План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют «скелетом» произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.
Виды плана
Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.
Тип | Особенности | Пример |
Тезисный | Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов. |
|
Назывной | Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных. |
|
Вопросный | Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание. |
|
Опорная схема | Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста. |
|
Комбинированный | Объединяет несколько типов. |
|
Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.
Простые и сложные планы
Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.
А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:
Простой план | Сложный план |
1) Жизнь Золушки в новой семье. 2) Подготовка мачехи и сестёр к балу. 3) Появление феи-крёстной. 4) Золушка во дворце. Встреча с принцем. 5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 6) Принц в поисках Золушки. 7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца. | 1) Жизнь Золушки в новой семье.
2) Подготовка к балу.
3) Появление феи-крёстной… и т. д. |
Учимся составлять план текста на примере сказки
На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена.
1. Внимательно прочитайте материал.
2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.
Пример:
«Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади».
3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.
4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.
Пример:
«Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец».
5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.
Примеры:
- «Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком».
- «Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками».
- «Встреча с охотниками» и т. д.
6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.
Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.
Анализ плана
Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?
- Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).
- Длина. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
- Пропорциональность. Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
- Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
- Последовательность. Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
- Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
- Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…»).
Лучшая проверка — дать плану «отдохнуть» пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.
Полезные советы
Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.
- Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
- Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
- Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
- Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
- Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.
Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.
Конспект урока
«Подготовка к написанию подробного изложения»
Автор – учитель
русского языка и литературы ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучением химии
Петроградского района г. Санкт-Петербурга Крылова Наталья Николаевна
Тип урока: урок развития
речи
Тема: изложение
Класс: 5
Текст изложения: по рассказу М.
Пришвина «Берестяная трубочка»
Цель: научить
учащихся выделять в тексте ключевые темы, письменно подробно пересказывать
текст
Задачи:
− формировать умение
составлять план, выделять ключевые темы в тексте
− воспитывать
познавательную активность, учиться работать в парах
− увеличить словарный
запас учащихся
− формировать бережное
и уважительное отношение к природе
В ходе урока используется презентация «Подготовка к
изложению «Берестяная трубочка»
Данный материал рассчитан на 2 урока по 45 минут.
Ход урока
1.
Оргмомент
2.
Вступительное
слово учителя – слайд № 1
Учитель зачитывает текст, но не говорит
название. Учащиеся должны
самостоятельно определить тему и
предположить название текста — слайд № 2.
Берестяная
трубочка
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда
человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза
начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает
на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в
такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех. Вокруг берёзы
не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние
свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее
сворачиваться и крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица
ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё
одно открытие: под прикрытием ореха поселился паучишко. Всю внутренность
трубочки он затянул своей паутинкой.
(по рассказу М. Пришвина
«Берестяная трубочка»)
Вопросы учителя:
− О чём прочитанный текст? Какова его основная тема? (автор
нашёл орех в берестяной трубочке)
− Как вы думаете, в чём идея данного текста? (удивительный
мир природы)
− Какое название вы дали бы тексту? (учащиеся
высказывают свои предположения, вместе с учителем обсуждают, какие из них
являются наиболее удачными)
Затем учитель зачитывает название автора —
«Берестяная трубочка» — слайд 3
Почему автор именно так назвал свой рассказ? (именно
трубочка из бересты становится «главным героем» рассказа)
Каких ещё героев рассказа вы запомнили? (белка,
птица ореховка, паучишка)
3.
Работа
с лексикой
Раздаём учащимся на парты распечатанный
текст, даём время прочитать про себя.
Обсуждаем рассказ.
− Знаете ли вы, что такое берёста (береста)?
(верхний слой коры берёзы) − слайд 4.
− А как на Руси использовали бересту?
Из бересты делали утварь,
посуду, корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных
форм. В них даже можно было хранить жидкости, например, молоко (и оно не
скисало). Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался
мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет
всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже
термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней
даже можно было готовить что-то на костре. Раз уж береста непроницаема, то наши
предки научились мастерить из неё лапти – слайд 5.
− В
берестяной трубочке герой рассказа нашёл орех. А знаете ли вы, как выглядит
орешник?
(выслушивает ответы
учащихся, показывает орешник – записываем слово в тетрадь) – слайд 6.
− Какие однокоренные слова к «орешнику» есть в тексте?
Выпишите их. (орех, ореховка)
− Что это за птица – ореховка?
Ореховка – подвид кедровки. В ее питании преобладает большое количество лещины, орешков
ясеня, липы, семян клена и другие семена, а также ягоды южных деревьев и
кустарников. Имеет более светлую окраску оперения — до светло-коричневой. Яркие
белые пятна выделяются у них только на голове и шее – слайд 7.
− Ребята, есть ли в этом рассказе ещё неизвестные вам
слова? (обсуждаем ответы).
4.
Работа
с орфографией и пунктуацией
Учитель обращает внимание на сложные случаи
орфографии, слова записываем в тетрадь.
(удивительную, берестяную, свёртываться, внимание, орешник, сворачиваться, ореховка, внутренность) – слайд 8.
Устно проговариваем и объясняем
пунктуацию, особое внимание обращаем на двоеточие.
5.
Работа
над планом текста
Совместно с учащимися составляем план
текста. Напоминаем, что каждый пункт плана соответствует одному абзацу текста
(одна микротема) – слайд 9.
Примерные пункты плана:
1.
Удивительная
находка
2.
Орех
в трубочке
3.
Догадка
о белке
4.
Птица
ореховка
5.
Хитрый
паучишко – слайд 10.
План учащиеся записывают в тетрадь.
6.
Пересказ
текста
Учащиеся сдают распечатанный текст. Затем
с опорой на план пересказывают рассказ друг другу по парам. По желанию
одного учащегося просим пересказать у доски для всего класса.
7.
Написание
изложения
Учитель читает текст 2 раза с интервалом в
5 минут. Учащиеся должны подробно изложить текст, соблюдая деление на абзацы.
План-график — это документ, без которого нельзя проводить закупки. После его размещения в ЕИС можно приступать к торгам.
Кто формирует план-график
Для планирования на 2022 г. заполняем прежнюю форму план-графика из постановления правительства № 1279 от 30.09.2019 с учетом некоторых изменений (ПП РФ № 814 от 27.05.2021). Документ формируют:
- госзаказчики, которые выступают от имени России;
- федеральные, региональные и местные бюджетные учреждения. Исключение — закупки по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные унитарные предприятия. Исключение — процедуры по п. 1 и 2 части 2.1 и ч. 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные автономные учреждения в процедурах по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия федерального, регионального и местного уровней, другие юрлица, если таким организациям передаются полномочия заказчика.
Как формируется
По правилам ст. 16 44-ФЗ план-график в 2021 году разрабатывается на очередной 2022 год и плановый период 2023–2024 гг. А в 2022 году заказчики запланируют тендеры на очередной 2023 г. и плановый период 2024–2025 гг. То есть срок действия ПГ — три календарных года: его разрабатывают на срок действия Федерального закона о бюджете (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ).
План-график создают, когда:
- составляют и рассматривают проекты законов (решений) о бюджетах;
- планируют финансово-хозяйственную деятельность заказчиков.
Планы-графики госзаказчиков, которые выступают от имени России, субъекта или муниципального образования, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Эти показатели формируются при составлении бюджетной сметы таких заказчиков, как получатели бюджетных средств, по требованиям Минфина в рамках Бюджетного кодекса.
Планы-графики федеральных, региональных и местных бюджетных учреждений, за исключением закупок по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат. Эти выплаты формируются при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков по требованиям Минфина по Федеральному закону о некоммерческих организациях.
Постановление Правительства № 1279 от 30.09.2019 разъясняет, в какой информационной системе формируется план-график — федеральные заказчики оформляют ПГ в системе «Электронный бюджет», региональные и муниципальные — в Единой информационной системе.
Планы-графики федеральных региональных и местных автономных учреждений в закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ формируются на основании решения (согласованного в установленном порядке проекта такого решения) о предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности.
Когда утверждается
В ст. 16 44-ФЗ закреплены сроки размещения плана-графика на 2022 год в ЕИС — ПГ формируют и утверждают в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ):
- доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству;
- утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- доведения объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству на лицевой счет, который предназначен для учета операций по полномочиям, переданным получателю бюджетных средств.
Срок размещения ПГ равен сроку его утверждения, то есть разместить его необходимо в течение 10 рабочих дней с даты подтверждения финансирования.
Как заполнить план-график: пошаговая инструкция
В 2021 году правила, как составить план-график закупок по 44-ФЗ на 2022 год, существенно изменились.
С 01.01.2021 (ПП РФ № 1193 от 06.08.2020):
- заказы, которые связаны с гостайной и заключением кредитных договоров, включают в план отдельной строкой;
- в ПГ нет отсылки на соглашения о предоставлении субсидий.
С 01.04.2021 закупки у единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей не включают в документы планирования (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ). А с 01.07.2021 учитывайте при планировании новые правила (ПП РФ № 1799 от 07.11.2020):
- Объем финансового обеспечения по объектам капитального строительства или объекта недвижимого имущества отображается в ЕИС автоматически из данных региональных систем или «Электронного бюджета».
- Заказы, которые связаны с капстроительством и недвижимостью, указывают со внесением спецкода в графе КБК для усиления контроля со стороны Казначейства.
- Средства, полученные региональным бюджетом от федерального в качестве софинансирования по капитальным вложениям, не вносят в план-график.
- Предусмотрено включение в план объема финансирования по национальным и федеральным проектам, комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов и коду вида расходов.
Вот что содержит план-график закупок на 2022 год:
- сведения о заказчике;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг на очередной год и плановый период.
Пошаговая инструкция, как составить план-график закупок на 2022 год по 44-ФЗ для заказчиков:
Шаг 1. Заполняем раздел 1. В нем указывается такая информация о заказчике:
- полное наименование;
- ИНН и КПП;
- код по классификатору предприятий и организаций;
- код организационно-правовой формы по классификатору;
- код формы собственности по классификатору форм собственности;
- место нахождения с указанием кода территории населенного пункта по классификатору ОКТМО, телефон и адрес электронной почты.
Актуальный пример заполнения плана-графика на 2022 год:
Шаг 2. Заполняем раздел 2. Заполнение начинается с графы 2. В ней указывайте идентификационный код закупки в порядке, который установлен в ч. 3 ст. 23 44-ФЗ.
Шаг 3. В графах 3 и 4 плана-графика указывают код по ОКПД2 с детализацией не ниже группы товаров, работ, услуг. Вписывают один или несколько таких кодов. В графе 5 плана-графика вписывают наименование объекта.
Шаг 4. В графе 6 плана-графика заполняют планируемый год размещения извещения о закупке, или приглашения принять участие в определении поставщика, или заключения контракта с единственным поставщиком.
Шаг 5. В графах 7–11 плана-графика указывают объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для закупок на финансовый год. В этой графе по строке «Всего для осуществления закупок» указывается общий объем финансового обеспечения, который предусмотрен для осуществления закупочных процедур в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах.
Шаг 6. В графу 12 плана-графика вписывают информацию об обязательном общественном обсуждении закупки (указывают «да» или «нет»).
Шаг 7. В графе 13 плана-графика указывается информация об уполномоченном органе или уполномоченном учреждении, определяющем поставщика в случае проведения централизованных процедур по ст. 26 44-ФЗ.
А в графе 14 плана-графика содержится информация об организаторе совместного конкурса или аукциона.
А теперь пошагово, как разместить план-график по 44-ФЗ на 2022 год на сайте госзакупок заказчикам:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет системы.
Шаг 2. Нажать кнопку «Создать план-график» в нижнем правом углу экрана.
Шаг 3. Найти по адресу или номеру публично-правовое образование (ППО) через справочник.
Шаг 4. Добавить новую позицию плана-графика и заполнить данные:
- код вида расходов;
- идентификационный код закупки;
- ОКПД-2;
- объем финансового обеспечения.
Шаг 5. Нажать кнопку «Сохранить и проверить».
Шаг 6. При необходимости внести правки.
Шаг 7. Подписать, опубликовать.
А вот как заполнить план-график в Электронном бюджете федеральным заказчикам:
Этап 1. Перейти во вкладку «План-график», а затем во вкладку «Версии плана-графика».
Этап 2. Выбрать пункт «Создать новую версию».
Этап 3. В окне «План-график» нажать на кнопку «Сохранить», после чего в плане появится новая строка.
Этап 4. Отредактировать график и отправить его на согласование.
Какие процедуры указывать отдельной строкой
В п. 18 постановления Правительства РФ № 1279 указано, что в план-график в форме отдельной закупки включается информация:
- о строительных работах, реконструкции объекта капитального строительства по каждому такому объекту;
- о подписании энергосервисного контракта (отдельно от госзакупок, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по ценам (тарифам), которые установлены законодательством, и от закупок электроэнергии, мазута, угля, топлива, которые используют для преобразования в энергию);
- о каждом лоте;
- о процедурах, которые планируете провести по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 и пп. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. Графы 3, 4, 12, 14 не заполняются. А для наименования объекта закупки достаточно сослаться на положение федерального закона, на основе которого проводите такие закупки.
Как изменить план-график
В ч. 8 ст. 16 44-ФЗ прописано, что план-график меняется, если нужно, чтобы он:
- соответствовал изменениям, которые внесли в требования к товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
- соответствовал изменениям, которые внесли в доведенный до заказчика объем денежных прав на принятие или выполнение обязательств по бюджетному законодательству; изменениям в показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП; соответствовал корректировкам в решения или соглашения о предоставлении субсидий;
- реализовал решение, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
- отразил экономию, которая возникла в процессе определения поставщика.
Постановление № 1279 дополняет список оснований для изменения плана-графика. Меняйте его, когда:
- уточняете сведения о предмете торгов;
- исполняете предписания контрольных органов;
- признаете, что определение поставщика не состоялось;
- расторгаете госконтракт.
Изменения и сроки публикации в ЕИС
Изменения в плане-графике допустимы. Изменения в ПГ вносят через единую информационную систему — в ЕИС размещают новую редакцию плана с указанием даты внесения изменений. Дата внесения коррективов — это фактическая дата их утверждения.
За нарушение сроков публикации плана-графика и допущенные ошибки предусмотрены штрафы в КоАП РФ (ст. 7.29.3). Если не размещена новая редакция плана-графика в ЕИС, то штраф составит (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ):
- для должностного лица — 50 000 рублей;
- для юридического лица — 500 000 рублей.
За утверждение ПГ с нарушением срока ответственного сотрудника оштрафуют на сумму от 5000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ). А по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ должностному лицу придется заплатить штраф в 30 000 рублей — за невнесенные изменения в план-график.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.
УКМ «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших»
1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.
На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».
Дополним выставку книгами:
- Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
- Г. Балл «Желтячок»
- Б. Заходер «Русачок»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- М. Горький «Воробьишко»
- Б. Житков «Мангуста»
- М. Пришвин «Изобретатель»
2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…
Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.
Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.
3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.
Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.
События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.
Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.
4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?
На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.
5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.
Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.
6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.
Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.
Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.
Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.
План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса
- Дорога к озеру.
- Встреча с мальчишками.
- Укор взрослого.
- Счастливого пути, утята!
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1. Объясни, почему рассказ так называется.
Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.
2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
- Мальчики одни.
- Легли спать.
- За дверью кто-то топает ногами.
- Пришли папа с мамой.
3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.
Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.
Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.
Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.
Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.
Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!
Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.
Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.
2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.
3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?
В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.
Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.
4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.
Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.
5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.
На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.
На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.
План рассказа про Алёшу по рисункам
- Появление хулигана или собаки.
- Испуг малышей.
- Появление Алёши.
- Изгнание хулигана или собаки.
6. Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган больше не приставал к малышам.
Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.
А мальчик Алёша стал героем двора.
Пишем статью в школьную стенгазету.
1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?
Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.
Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.
2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».
Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.
3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.
План статьи в стенгазету для 2 класса
- Зима — суровое время года.
- Долг каждого человека.
- Как помочь лосям.
- Как помочь птицам.
- Вывод-заключение.
Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Соотнеси авторов произведений и названия.
«Страшный рассказ» — Е. Чарушин
«Кошкин щенок» — В. Берестов
«Ребята и утята» — М. Пришвин
«Храбрый утёнок» — Б. Житков
«Музыкант», «Сова» — В. Бианки
Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.
2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.
Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»
Рассказ: В. Бианки «Музыкант»
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.
То есть, всеми перечисленными качествами.
Вопросы по рассказу «Мой друг Сенька» какие составить?
Вопросы «Мой друг Сенька» какие придумать?
Свинцов «Мой друг Сенька» вопросы как задать?
Вопросы к рассказу «Мой друг Сенька», что задать?
«Мой друг Сенька» какие придумать вопросы?
1 ответ:
3
0
Как маленький коричневый комочек оказался в доме автора рассказа?
Как мальчик назвал щенка?
Как щенок добился того, что кошка приняла его наравне с котятами?
Кто в доме из животных стал первым другом Сеньки? Как Сенька и Пушок играли?
Как Сенька пережил потерю Пушка?
Почему хозяин категорически запретил пускать Сеньку в машину?
Куда прятался Сенька от надоедавших ему ребятишек?
Чем закончилось знакомство Сеньки с соседскими курами?
Как Сенька принял первый снег?
Как Сенька заслужил свое место в машине?
Как Сенька пережил небольшое предательство хозяина, почему его не взяли на охоту?
Как Сенька спас палатку на рыбалке от разъяренного быка из местного стала?
Как он подружился с лайками и испугался волчицы?
Почему Сенька невзлюбил гусей?
Чему научился Сенька, попав в своеобразный капкан?
Что случилось с Сенькой, почему он умер?
Каким был характер Сеньки, смелым, храбрым, добрым, сообразительным или трусливым?
Что доказывает его поведение в последнем сюжете со старой больной собакой?
Читайте также
Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.
Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.
Мальчик Вася-молодец.
Эта грустная история о любви популярна в социальных сетях. Найти продолжение рассказа «1 сентября Лера стоит» можно найти и в вк, и в одноклассниках. Но, чтобы вы долго не искали размещаю эту слезную историю здесь.
Краткий отзыв в читательский дневник по рассказу Куприна «Детский сад»
В этой истории описана трагедия отца Ильи Самойловича Бурмина, у которого тяжело больна дочь Сашенька. Приглашенный доктор, выписывает рецепт и даёт такие рекомендации девочке, на которые у бедного писаря нет средств. Он даже не может дать своей дочке возможности — дышать свежим воздухом, т.к. конка, идущая в городской парк стоит половину его дневного жалованья. Бедному отцу приходит в голову идея — разбить сквер на пустыре возле их дома, чтобы дети могли дышать! Но, городские чиновники отмахиваются от него и его проекта, как от назойливых мух.
Бурмину рекомендуют обратиться в сатирическую газету, где ему обещано покровительство. Сашенька умирает, а в день похорон, отец видит, что на пустыре началась посадка сада…
Главная идея рассказа заключена в раскрытии, на примере жизни Бурмина, людской чёрствости, в нежелании помогать ближнему, каменности и надменности власть имущих. А противовесом этому выступает самоотверженность отца, борющегося за глоток жизни для других, даже понимая, что это уже не принесет спасения его собственному ребенку.
<hr />
Главные действующие лица/герои рассказа: Бурмин И.С. и его дочь Саша.
Судя по всему, речь идет о хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой», описывающий адюльтер двух связанных узами брака людей. Если имеется в виду имя главной героини, то ее полное имя Анна Сергеевна.
Ответ: Анна.
Что можно нарисовать к рассказу «Дурной товарищ»?
Например, можно сделать такие три иллюстрации, рисунки собственного производства, которые покажут (продемонстрируют) основные этапы, ступени развития сюжета:
- первый рисунок: толпа ребятишек (человек 5-6) стоит у замерзшей реки, они собрались кружком, кто-то один смотрит на реку, покрытую льдом, остальные шепчутся. Руки у двух мальчиков подняты над головами, у остальных уперты в бока. Можно на реке нарисовать полынью, она будет дополнять идею, что река возможно покрыта не везде толстым слоем льда.
Этот рисунок показывает, что собралось некое сообщество, задумавшее поиграть на замерзшей реке, но т.к. они шепчутся, значит, река еще не готова раскрыть свои просторы для забав.
<hr />
- идея второго рисунка: двое ребятишек уже находятся у берега реки, а трое барахтаются в воде, в разломе. Шапки с голов попадали в прорубь, волосы мокрые, торчат только головы, один из ребят цепляется за край проруби.
Здесь становится ясно, что лед под ребятами треснул и они тонут.
<hr />
- третья иллюстрация: мальчик лежит дома в кровати с забинтованным горлом и грелкой в ногах, в руках у него зеркало и он смотрит на отца, который стоит рядом с кроватью больного сына.
Завершающая картинка, где сын получает урок от отца на тему «кто самый дурной товарищ человека» — ответ «он сам».