Составить план к рассказу детство толстого 4 класс

Тема урокал.н. толстой повесть детствоцель урокапознакомить с отрывком из произведения л.н. толстого детство, развивать умение анализировать повествовательное произведение.тип урокаосвоение нового

Тема урока

Л.Н. Толстой Повесть «Детство»

Цель урока

Познакомить с отрывком  из произведения Л.Н. Толстого «Детство», развивать умение анализировать повествовательное произведение.

Тип урока

Освоение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомить с творчеством Л.Н. Толстого и содержанием отрывка из повести «Детство»; анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения.

Метапредметные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, формулировать основную мысль произведения на уровне обобщения; осознавать цель своих высказываний по прочитанному; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники.

Личностные: посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения. Осознание важности изучаемого предмета в своей жизни.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Повесть, повествование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимать значение знаний для человека и принимать  его;  проявлять интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

Проверяет  домашнее  задание. Проводит беседу о проделанной работе.

— Прочитайте составленный план сказки «Ашик – Кериб»

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о выполненной дома работе.

1.Бедность-препятствие женитьбе Ашика.

2.Отъезд героя.

3.Появление соперника, обман.

4.Ашик осуществляет задуманное.

5.трудное испытание, помощь покровителя.

6. Новые испытания.

7. Узнавание героя.

8.Свадьба.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задаёт вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

Эпиграф на доске: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки)

-Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?

— Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

— Прочитайте тему урока

— Определите цель урока, используя опорные слова.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, определяют и формулируют тему и цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, и о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

IV. Знакомство с новой темой

Рассказывает о творчестве Л.Н. Толстого и истории  появления повести «Детство».

Л.Н. Толстой, создавая произведение, всегда думал о своём избранном читателе.

— Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самом главном критерии избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можно подчеркнуть.

— В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни;  в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

— Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные переживания и впечатления, но повесть автобиографическая лишь от части. Л.Н. Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

-Итак, каковы критерии избранного читателя?

— Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л.Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы.

На листах каждому ученику выдано рассуждение Л.Н. Толстого о читателе .

                О читателе

«Чтобы составить себе понятие впечатлений. Которое произведёт моё сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей.

Чтобы быть принятым  в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не призирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. А главное, чтобы были человеком понимающим…Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях; им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли… Итак, главное требование моё – понимание».

Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», — заключает автор.

Критерии избранного читателя: быть чувственным, человеком понимающим.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение.

Понимать на слух ответы учащихся, слушать собеседника.

V. Первичное восприятие текста

Организует комбинированное чтение: учитель- хорошо читающие учащиеся.

— Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

— Как мама называет своего сына?

— О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

— Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью?

— Что хотелось ему сделать в эту минуту для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

— Это произведение Л.Н. Толстого называется «Детство».

— как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

— какие события описывает Л.Н. Толстой?

— О чём он вспоминает?

— Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

Читают произведение, отвечают на вопросы учителя.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

VI. Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

— Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произведения?

— кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?

-Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику.

— Как мальчик относится к своей маме?

— Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните.

Читают текст произведения повторно. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

По мере ответов на доске появляется схема

Особенности эпического произведения

Повествование о событиях

Наличие рассказчика

Особые авторские приёмы

В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит

Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII.  Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения задания на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу

— Что нового узнали на уроке?

— Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро».

— Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

— Выполнить задание в рабочей тетради

— подготовить пересказ и выразительное чтение отрывка.

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания

Осознавать, принимать и сохранять учебные задачи

Основные персонажи

  • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
  • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
  • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
  • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
  • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

Очень краткий пересказ

Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.

Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву – там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам. На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери. По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.

Краткое содержание по главам

Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.


Я самый маленький, оттого он бьет мух возле моей постели. Потому он меня мучит

Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.

Глава 2. Maman В большой гостиной «mаman» наливала чай из самовара. По истечении многих лет повзрослевший Николенька пытается вспомнить черты любимой матушки, но припоминает только некоторые. Большие карие глаза, светящиеся добротой, родинку на шее, платье с белым воротничком, тонкую руку.

На старом рояле напряженно играла этюды Клементи – сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.

Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.

Глава 3. Папа Не обращая внимания на вошедших, отец разговаривал с приказчиком. Обсуждая с Яковом дела, он горячился и перекладывал на столе бумаги. Они считали расходы, чтобы в срок заплатить Совету. Мальчиков к столу не подпускали. После окончания разговора отец отпустил приказчика. Затем он объявил мальчикам о том, что они уже выросли. Поэтому он решил отправить их к бабушке в Москву продолжать обучение. Матушка с Любочкой должны остаться дома.

Глава 4. Классы На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.

Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.

Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.

Глава 5. Юродивый На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.

Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.

Глава 6. Приготовления к охоте В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана – пришло время выезжать.

Глава 7. Охота Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией. Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца. Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.

Глава 8. Игры После охоты наступило время обеда. Управившись с едой, дети отправились играть. Это был, как обычно, «Робинзон», которого всегда предлагала Любочка. Однако успевшая всем наскучить игра не приносила никакого удовольствия.

Глава 9. Что-то вроде первой любви Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.

Глава 10. Что за человек был мой отец По всем признакам отца можно было считать рыцарем «прошлого столетия». Отставной поручик гвардии имел 2 главные страсти: карты и женщины. Он был высокого роста, статен и элегантен. Однако его лицо с маленькими глазками и крупным носом нельзя было назвать красивым. Лысина на голове и вовсе усугубляла положение. Тем не менее, он нравился женщинам и считался удачливым в любовных делах. Кроме того, он прекрасно разбирался в литературе и музыке.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка – игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.

Глава 12. Гриша Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.

Глава 13. Наталья Савишна Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком. Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения. С этого момента Николенька ее полюбил.

Глава 14. Разлука Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.

Глава 15. Детство С переездом Николенька понял, что началась другая жизнь. А та, прежняя, которая называлась «детством», закончилась. Не будет больше чайного стола со скучными разговорами взрослых и кресла, в котором он засыпал. Мечты теперь станут совсем другими.

Глава 16. Стихи После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.

Глава 17. Княгиня Корнакова На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне. Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным. Все это от того, что лицо у него было некрасивое.

Глава 18. Князь Иван Иваныч Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.

Глава 19. Ивины Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.

Глава 20. Собираются гости Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.

Глава 21. До мазурки Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.

Глава 22. Мазурка Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.

Глава 23. После мазурки Подсевший к детскому столу молодой человек утешает мальчика и тайком от взрослых подливает ему вина. Расхрабрившись, Николенька снова приглашает Сонечку танцевать. Они перешли на «ты», и весь вечер он думал только о ней.

Глава 24. В постели Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.

Глава 25. Письмо По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.

Глава 27. Горе В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.


В женщине в гробу с трудом можно было узнать матушку

Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.

Глава 28. Последние грустные воспоминания Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 44 Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». ГЛАВА «КЛАССЫ»

02.02.2012 32830 2307

Урок 44 Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «классы»

Цели:

учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дома вы прочитали главу «Классы». Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался

домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (…)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (…)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска… Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 285. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя? (С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

III. Изучение новой главы повести – «Наталья Савишна».

1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («…никто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Почему отказалась от вольной? (С. 289–290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик – «мой батюшка».

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

IV. Подведение итогов урока.

– Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?

– Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Домашнее задание:

дочитать повесть.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Основная идея повести

Идея книги «Детство» Толстого – донести до читателя бесценную роль семьи для ребенка. Нежность мамы, гармонично дополненная строгостью папы, гармонично формируют личность детей. Лев Толстой передал трогательные картины детства, которые остаются в воспоминаниях на протяжении всей жизни. С радостью или с сожалением, счастливые и досадные.

Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Документ

  • Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства

Правительство разработало план мероприятий в рамках Десятилетия детства до 2020 года, то есть на ближайшие три года. Он охватывает все вопросы, которые, по мнению Правительства, являются наиболее важными. Что хотел бы прежде всего с вами обсудить – насколько этот план является достаточным, действительно ли туда попали (хотя мы консультировались со всеми присутствующими) все вопросы, которые там должны быть. План содержит в общей сложности 131 мероприятие, структурирован по 15 разделам: повышение благосостояния детей и семей с детьми, современная инфраструктура детства, обеспечение безопасности детей, всестороннее образование, культурное развитие детей, развитие физкультуры и спорта и целый ряд других направлений. Предполагается, что новый план будет приниматься на каждые три бюджетных года. Конечно, надо будет анализировать, что уже сделано, корректировать дальнейшие шаги, если это требуется, причём ориентируясь не только по показателям и финансам, но и по некоторым другим, самым важным моментам отношения семей к этим всем мероприятиям и решениям и так далее.

Очень краткий пересказ повести «Детство».

Главный персонаж повести — Николенька. Мальчишке 10 лет, у него есть сестра Люба и брат Владимир.

Родители обеспечили детям домашнее обучение и в свободное от занятий время они имеют возможность много играть и гулять.

Приходит день, когда детям сообщают, что для дальнейшего обучения, им придётся выехать в Москву.

Николенька опечален перспективой скорого расставания с отчим домом, с мамой и другими близкими людьми. Не помогла даже настоящая охота, на которую его взял отец, чтобы немного взбодрить. Маленький герой упустил зайца и очень переживал по этому поводу.

На следующее утро все домочадцы собрались в одной комнате, чтобы проститься с детьми. Николенька трудно расставался с матерью, он опасался перемен и жизни в большом городе.

Прошёл месяц. Маленький герой попробовал себя в стихосложении. Его первые стихи в честь бабушки, у которой именины. Вечером прибыло много гостей, среди них Николенька повстречал девочку Соню. Они танцевали и договорились перейти на «ты». Перед сном герой признался брату, что впервые влюблён.

Ещё спустя полгода, не смотря на то, что занятия были в самом разгаре, отец срочно увёз мальчишек домой. Оказалось мама Николеньки очень серьёзно заболела.

К несчастью, дети не успели застать матушку в сознании, её не стало в день их приезда, не приходя в себя и не успев проститься. Сердце Николеньки переполнилось болью. Дом осиротел. Отец увёз детей в Москву. Так закончилось детство Николеньки.

Пересказ

Произведение «Детство» поделено на три части. Данная повесть описывает жизнь дворянской семьи. Читатель знакомится с интерпретацией от лица ребенка. Главным героем является мальчишка по имени Николенька. Мальчику всего десять лет. Он не один в семье, у него еще есть брат и сестра. Брата зовут Володей, а сестру Любовью. Обучение проходит на дому, у ребят много свободного времени, они могут много играть и развлекаться.

Вскоре детки узнают, что дальше учиться они теперь будут в Москве. Николенька очень обеспокоен таким положением дел, он расстроен и подавлен. Отец, чтобы развеять тоску своих чад, берет их на настоящую охоту. Но Коля и этому не рад, даже на охоте его одолевают печальные мысли. Он даже не в состоянии поймать зайца, которого загнали собаки. Мальчишка принимает эту ситуацию близко к сердцу. Но спустя время, когда все занимались своими делами, мальчик испытал очень нежное и трепетное чувство, оно чем-то напоминало первую любовь.

На следующие утро все собрались перед отъездом. Это было непростое для всех время. Вся семья понимала, что с сегодняшнего дня начинается новая жизнь. Николенька воспринимал это время болезненнее всего, он не был готов к расставанию с матерью. Он не знал, чего ожидать от нового города.

Наши дети уже месяц в Москве. У Коли просыпается талант к написанию стихов, он пишет их имениннице. Ей является бабушка, у которой остановились два брата. Уже вечером в доме собрался целый бал. Именно тут Николенька нашел свою первую любовь, ее звали Соней. Они вместе танцуют весь вечер, тогда же и переходят на «ты». Этой ночью Коля признается Володе, что влюбился в красивую девушку по имени Соня.

Прошло полгода. Вдруг, неожиданно к детям приезжает папа. Время каникул еще не настало, но отец все равно забирает их домой. Они очень спешат, ведь времени осталось очень мало. Оказывается, мама очень серьезно заболела. Но, несмотря на то, что герои спешили, как могли, они все равно не успели. Когда все прибыли домой, мать уже была в бессознательном состоянии. В тот же день она ушла на тот свет. Николенька потрясен смертью матери больше всех, ведь они были так близки. Он находится в шоковом состоянии, его сердце переполнено болью и отчаянием. Он не может поверить, что такое ужасное событие произошло с ним.

Теперь в доме стало очень пусто. Мать похоронили, в сердце каждого огромная боль. Теперь и отец переезжает к детям в Москву. Теперь детство кончилось, наступает новая пора, которая называется отрочеством.

Краткое содержание повести «Детство» подробно по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иванович.

Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.

Автор: Лев Николаевич Толстой

Глава 2. Maman.

Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.

Глава 3. Папа.

Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.

Краткое содержание

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками в Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных. Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал этой участи и Алеша: один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно высек его.

После этого Алексей долго болел, и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен».

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея). Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу). Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову. Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Ивана, от чего он вскоре умер.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

«К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго.

Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна. Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала: плетению кружева, знахарскому делу. О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза». Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных.

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщив, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло. В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху. Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7

Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно». Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а не нам!». Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы.

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

В конце зимы дед продал старый, дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы.

Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день. В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву». Его слова впечатлили Алексея.

Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба: они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.

Глава 9

Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков. Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война. Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви. Извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.

Глава 10

Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась. Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!». Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы.

Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.

Глава 11

«После этой истории [отказа часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых.

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье, и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею: «…ты – не медаль, на шее у меня не место тебе, а иди-ка ты в люди».

И мальчик пошел в люди.

Характеристика героев повести «Детство» подробно.

В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические.

Краткая характеристика Николеньки Иртеньева .

Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый.

Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.

Краткая характеристика Карла Ивановича .

Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику.

Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.

Краткая характеристика мамы Николеньки .

Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина.

Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.

Краткая характеристика отца Николеньки .

Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать.

У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.

Краткая характеристика Натальи Савишны .

Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной.

Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась.

Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ. Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.

Цели урока:

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

  • Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
  • Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков
    героев.
  • Развивать речь, память учащихся.

Воспитывать любовь к матери, к своим близким.

Оборудование:

  • Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой,
    В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.
  • Тесты.
  • Ребус, пословицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями
которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.)
Назовите авторов произведений, которые изучали .

А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь, посмотрев на следующий
слайд. (Дано изображение “Азбуки” и усадьбы “Ясная Поляна”.)

3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.

4. Тест “Продолжи высказывания”.

  • Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .
  • Родился и жил он в основном в ….. .
  • Лев Николаевич рано остался без…. .
  • В Ясной Поляне он открыл…. .
  • Л.Н.Толстой сам написал для них …. .
  • Всю свою жизнь он посвятил…. .
  • Полное Собрание Сочинений составляет…. .

5. Литературная викторина.

Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки
из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.

  • “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая
    погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая
    обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).
  • “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду,
    но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом
    море…” (“Акула”).
  • “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я
    страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться,
    а поучись…” (“Филипок”).
  • “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице
    собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и
    бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).

6. Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра ———начинается игра.
Ры-ры-ры——-много в классе детворы
Ру-ру-ру———продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро———дарим людям мы добро.

7. Постановка темы урока.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и
знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение
является трилогией.

Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и
преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения
Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая?
Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес.
(Ответ: автобиографическая.)

Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения
детей.)

Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной
форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя
Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.

8. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

  • Чтение отрывка учителем.
  • Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
  • Продолжение чтения детьми по цепочке.
  • Работа по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует.
С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..)
Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

9. Сочинения учащихся о маме.

10. Физкультминутка.

11. Фронтальная работа.

Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть
напечатанный отрывок из произведения.)

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком
креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает
глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать?
Maman говорит с кем-нибудь, и звуки
голоса ее так нежны, так приветливы…”

  • Проверка.

  • “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за
    чайным столом, на своем
    высоком
    креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с
    сахаром, сон смыкает глаза, но не
    трогаешься с места,
    сидишь
    и слушаешь.
  • И как не слушать? Maman говорит
    с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так
    приветливы….”

    12. Словарная работа.

    Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

    • Лелеять воспоминания –
    • Возвышают мою душу –
    • Лучшие наслаждения –
    • Отуманенными дремотой –
    • Сладкие грезы –
    • Восточный халатец –
    • Добродетель –
    • Подле меня –

    13. Анализ произведения.

    1. Какие события описывает автор в этой главе?
    2. Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или
      описание переживаний мальчика?
    3. Чем делится с нами автор?
    4. Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
    5. Кто является главными героями в этой главе?

    14. Подведение итогов урока.

    О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня
    узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

    Собери пословицу.
    При солнышке тепло…. ……………тот век не
    добро
    Кто родителей почитает… …………..при матери
    Погибает

    15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ.
    Написать в тетради по чтению характеристику главных героев.

    Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого

    Автор: Лев Николаевич Толстой

    Название произведения: «Детство»

    Число страниц: 90

    Жанр произведения: повесть

    Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.

    Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.

    Характеристика главных героев:

    Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.

    Иногда ленивый, но совестливый.

    Доверчивый и чуткий.

    Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.

    Ранимый, влюблённый и спокойный.

    Порядочный и рассудительный.

    Мама — заботливая, ласковая и нежная.

    Чувственная и мудрая.

    Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.

    Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.

    Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.

    Характеристика второстепенных героев:

    Бабушка — добрая и богатая графиня.

    Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.

    Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.

    Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.

    Краткое содержание повести «Детство»

    Николенька Иртеньев живёт с родителями, братом и сёстрами в загородном имении.

    Его воспитанием занимается учитель Карл Иванович.

    Отец объявляет мальчику, что скоро ему предстоит ехать в Москву, чтобы там учиться.

    Мальчик с пользой проводит последние беззаботные дни в деревне.

    Он участвует в охоте.

    Отец с Николенькой уезжают, а мама остаётся в деревне.

    В Москве Николенька начинает учиться, знакомится со своей бабушкой, которой дарит на именины стихи.

    У мальчика появляются друзья.

    Это Сережа Ивин и Сонечка Валахина.

    Серёжу Коля сперва очень любил и стремился ему подражать.

    Но потом понял, что Ивин жестокий и нечестный мальчик и охладел к дружбе с ним.

    А в Сонечку Николенька влюбился и протанцевал с ней мазурку.

    Вскоре умирает мама Николеньки и мальчик понимает, что его детство прошло.

    План повести:

    1. Семья Николеньки.
    2. Учитель.
    3. Охота.
    4. Рисунок.
    5. Сборы.
    6. Отъезд в Москву.
    7. Именины бабушки.
    8. Серёжа Ивин.
    9. Разочарование в друге.
    10. Сонечка.
    11. Мазурка.
    12. Смерть мамы.

    Основная мысль повести «Детство»

    Главная мысль повести в том, что детство является самым счастливым временем жизни любого человека.

    Основная идея автора заключается в том, что рано или поздно всем приходится взрослеть.

    И тогда взгляды человека на жизнь и поведение окружающих меняются.

    Чему учит произведение

    Повесть учит доброте, состраданию, отзывчивости.

    Учит воспринимать мир таким, как он есть.

    Учит быть честным с другими и самим собой.

    Учит радоваться жизни и не сдаваться под ударами судьбы.

    Учит тому, что жизнь не может состоять только из беззаботных игр.

    В ней случаются и неприятные моменты.

    Краткий отзыв по повести «Детство» для читательского дневника

    Прочитав эту повесть, я узнала много нового о жизни моих сверстников в конце XIX века.

    Тогда не существовало многого, что привычно нам, жизнь была более простой.

    Но поведение детей было таким же, как и сейчас.

    Они также играли, влюблялись, дружили. У них случались разочарования и даже трагедии.

    Им приходилось учиться, хотя этот процесс был поставлен иначе, чем в наши дни.

    Автору удалось в полном объёме передать ту незабываемую атмосферу.

    Он описал процесс взросления маленького мальчика, причём многие факты были взяты Толстым из собственной биографии.

    Поэтому повесть называют автобиографической.

    Мне больше всего понравился главный герой.

    Николенька очень добрый и чувственный мальчик.

    Он открытый, справедливый, хочет чтобы было хорошо всем людям.

    Есть в повести и отрицательные персонажи, например Серёжа, который за внешней красотой и привлекательность прятал чёрствое сердце.

    Я всем предлагаю прочитать эту повесть, которая написана очень простым и лёгким языком.

    В ней каждый найдёт интересное для себя, она никого не оставит равнодушным.

    Некоторые, читая мысли маленького Николеньки, смогут узнать себя.

    Пословицы к произведению:

    • Без матери и солнце не греет.
    • Где весёлая молодость, там и радость.
    • Детство — время золотое.
    • Птица рада весне, а дитя — матери.

    Словарь неизвестных слов:

    • Образок — икона;
    • Кучер — человек, управляющий лошадьми;
    • Жнивьё — поле, где сажают хлеб;
    • Мазурка — танец.

    Отрывок, поразивший меня больше всего:

    Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ,

    Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки.

    Она не обернулась, но я заметил, что шейка её и уши покраснели.

    Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

    • «Котёнок»
    • «Акула»
    • «Прыжок»
    • «Филипок»
    • «Лев и собачка»
    • «Два брата»
    • «Старый дед и внучек»
    • «Лебеди»
    • «Отец и сыновья»
    • «Волга и Вазуза»
    • «Правда всего дороже»
    • «Как гуси Рим спасли»
    • «Булька»
    • Краткая биография Льва Толстого и презентация

    Библиотека произведений автора пополняется.

    А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить план к рассказу городок в табакерке 4 класс в ф одоевский
  • Составить письменный план характеристики пажа или царя и устный рассказ о герое по этому плану
  • Составить общий план рассказа о погодных явлениях для 2 класса по окружающему миру
  • Составить небольшой рассказ хлеб всему голова с использованием пословиц и поговорок
  • Составить небольшой рассказ человеческий фактор основная причина чс техногенного характера
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии