Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Цели: обеспечение целостного восприятия и понимания текста. развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать сво мнение, умение слушать друг

Цели:

  1. Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.
  2. Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

Ход урока

Слайд 1

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

Слайд 2

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. (слайды 3-6)

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. (слайд 7)

Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Сообщение о барсуке

Слайд 8

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

3. Проверка д/з

Слайд 9

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:

дёготь, чёлн, вереск, пуд (это было д/з)

4. Работа над чтением трудных слов:

Слайд 10

  • Раз — брыз — ги — ва — я – разбрызгивая
  • Не — го — до — ва — ни — е – негодование
  • Вспо — ло — ши — лись – всполошились

5. Чтение и анализ рассказа

1 часть – читает ученик

Слайд 11

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

2 часть – чтение «по цепочке»

Слайд 12

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение:

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

Физкультминутка Слайд 13

3 часть – читает учитель

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. Слайд 14

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

О чём узнали из 3 части?

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 15

4 часть – самостоятельное чтение

Слайд 16

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

Слайд 17

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)

План Слайд 18

6. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

7. Релаксация

Слайд 19

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко..
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило…

8. Домашнее задание:

Слайд 20

пересказ от лица барсука

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс


6

Как написать план по прочитанному рассказу «Барсучий нос» К. Г. Паустовского для дальнейшего пересказа?

10 ответов:

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



5



0

План рассказа «Барсучий нос» Константина Георгиевича Паустовского .

  1. Весёлая осенняя рыбалка посреди озера.
  2. Костёр и волки.
  3. Приближение к стоянке рыбаков неизвестного странного зверя.
  4. Придуманный мир маленького мальчика.
  5. Появление барсука.
  6. Несчастный случай.
  7. Потревоженная природа.
  8. Умное животное в лесной аптеке.
  9. Обидная и бессильная невозможность оказать помощь зверушке.
  10. Последняя встреча с полосатым зверьком.

Как составить план к рассказу "Барсучий нос" К. Г. Паустовского ?

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



4



0

План к рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос» у меня получился такой:

  1. Рыбаки рыбачат на озере.
  2. Кто-то притаился в кустах.
  3. Мальчик-выдумщик.
  4. Появление барсука.
  5. Барсук обжог нос.
  6. Барсук лечит обожженный нос.
  7. Рыбаки встретили барсука через год с шрамом на носу.

    Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



3



0

Автор пишет для маленьких читателей рассказы о животных, их повадках и особенностей поведения. Паустовский пишет рассказы об отношениях людей и животных.

План

1) Рыбалка. Рыбаки на озере ловят рыбу.

2) Тихий Шорох в кустах. Неведомый зверь подкрадывается к рыбакам.

3) Мальчик развлекает старших товарищей. Всем весело.

4) Барсук сунул нос в костер. Ему больно.

5) Барсучье лекарство.

6) Знакомство со старым знакомым барсуком. Барсука узнали по отметине.

Забавный Барсук по неопытности причинил себе боль. Паустовский показывает отношение рыбаков к детенышу барсука, которого поддержали его сородичи.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



2



0

Рассказ под названием «Барсучий нос» получился одновременно трогательным, смешным и немножко грустным, все таки жалко нерадивого барсука, который получил ожог.

План можно составить примерно такой:

  1. Рыбаки осенью рыбачат на озере.
  2. В кустах затаился лесной житель — барсук.
  3. Мальчишка развлекает их выдуманными историями.
  4. Рыбаки готовят свой ужин на костре.
  5. Из кустов доносится шорох и рыбаки испугались.
  6. На запах еды пришел барсук и засунул свой нос в горячую сковородку.
  7. Барсук обжегся и убежал, он плакал, так нос сильно болел.
  8. Через год рыбаки снова увидели барсука, его нос украшал прошлогодний шрам.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



2



0

Вот такой у меня получился план к этому маленькому, но интересному и даже красивому рассказу, читая который, чувствуешь атмосферу ночных осенних ночевок возле озера, запах осеннего леса, жалость к бедному зверьку с обожженным носом, так и не попробовавшему вкусной жареной картошечки:

1.) Осеннее озеро, полное рыбы.

2.) Костер на стоянке.

3.) Наш маленький выдумщик.

4.) Вечерний гость. Черный мокрый нос.

5.) Барсук прыгает и сует нос в раскаленную сковородку с картошкой.

6.) Визг бедного зверька всполошил всех вокруг.

7.) Лечение обожженного носа пнем, барсучьи слезы.

8.) Встреча через год. Шрам на носу.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



1



0

Рассказ Константина Паустовского «Барсучий нос» описывает забавный случай из жизни охотников. Вот его краткий пересказ:

  1. Несколько охотников рыбачили на лесном озере, выплывали на середину и ловили плотву и ершей.
  2. У озера у них горел костер, а в кустах пыхтел какой-то зверь
  3. Мальчик выдумщик рассказывал рыбакам небылицы, а они ему «верили»
  4. В кустах зафыркал зверь и все притихли, положив ближе ружье
  5. Из кустов показался нос барсука
  6. Барсук пошел к сковородке и сунул в картошку свой нос
  7. Барсук обжегся и с визгом бросился обратно. Весь лес переполошился
  8. Утром рассказчику мальчик сказал, что видел, как барсук лечил нос
  9. Потом он показал барсука, который засунул нос в трухлявый пень
  10. Рядом бегал другой барсук
  11. Барсук сел на землю и заплакал, потирая нос, но охотники не могли ему помочь
  12. Через год рассказчик вновь увидел того же барсука со шрамом на носу.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



1



0

Жалко зверька, решившего сунуть свой нос в сковороду с горячей картошкой!

План для пересказа по рассказу «Барсучий нос» Паустовского:

1). Рыбаки на озере.

2). Мальчик-выдумщик.

3). Барсук в траве.

4). Обожженный нос.

5). Барсук лечит свой нос и плачет.

6). Встреча с барсуком через год.

Думаю, что этот рассказ Паустовского учит наблюдательности (мальчик-«выдумщик»), а история с барсуком учит не совать свой нос куда не нужно.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



1



0

План к рассказу Паустовского «Барсучий нос»:

  1. Рыбаки рыбачат.
  2. Мальчик рассказывает веселые выдуманные истории.
  3. Шум, который всех пугает.
  4. Барсук приближается к костру и обжигает себе нос.
  5. Барсук лечит свой нос.
  6. Животному больно.
  7. Неожиданная встреча через год.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



1



0

Очень живой и интересный этот небольшой рассказ у Паустовского. Я с ним ознакомилась и как будто побывала в том самом ночном лесу, где были рыбаки с ребенком и животными. Почувствовала даже по описанию и прохладу от осени и воды.

План составляем для пересказа такой:

  • Рыбаки ловят разную рыбу
  • Стало смеркаться и развели костер, который не только согревал, но и пугал волков
  • На костре жарится картошка с салом
  • Шум в кустах всех перепугал
  • Нежданный гость — барсук
  • Зверек пришел на запах картошки жареной
  • Полез к сковородке и обжег свой нос
  • Завыл от боли и убежал в лес
  • Утро и рассказ мальчика выдумщика
  • Барсук свой нос лечит
  • Еще одна встреча с барсуком

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс



1



0

Рассказ «Барсучий нос» выполнен в стиле устного рассказа охотничьей, или рыбацкой байки. Слог изложения максимально прост, а главным героем становится наблюдательный мальчишка, которого кто-то из взрослых прихватил с собой. И так, план сказки может выглядеть так:

  1. в стане рыбаков;
  2. подготовка к ночевке;
  3. необычный гость;
  4. барсук позарился на ужин рыбаков;
  5. нос с маслом;
  6. побег зверя;
  7. лесная паника;
  8. утренние наблюдения мальчика;
  9. экскурсия в лесной госпиталь;
  10. встреча с пострадавшим барсуком.

В этой сказке нет морали как таковой. Однако, описанные события подсказывают мысли о необходимости соблюдать осторожность как при встрече с чем-то неизвестным, так и при встрече с дикими обитателями леса. А вообще не сильно верится в то, что после поверхностного ожога на носу у барсука остался шрам, который можно было разглядеть через год.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Читайте также

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Несмотря на свое название «Страшный рассказ» Евгения Чарушина совсем не страшный а скорее забавный. Вот его краткий план для пересказа:

  1. Мальчики Петя и Шура остались одни на даче
  2. Легли спать и признаются друг другу, что им не страшно
  3. Они не боятся воров, тигров, крокодилов
  4. Кто-то зашумел в сенях
  5. Мальчики спрятались под одеяло и не дышат
  6. Вернулись мама и папа и все осмотрели — никого
  7. Оказалось — Ежик, который остался жить на все лето.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

«Пропавшая грамота» Николая Гоголя относится к циклу мистических рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», и по сюжету рассказ ведется от лица Фомы Григорьевича. Вот краткий план пересказа рассказа:

  1. Фома сетует на тех слушательниц, которые всего боятся.
  2. Его дед отправлен гетманом с грамотой к царице, но загулял с запорожцем
  3. Ночью запорожец признается гулякам, что продал душу дьяволу и настал срок уплаты долга
  4. Фома обещает не спать, чтобы дьявол не мог забрать душу запорожца, но засыпает
  5. Утром нет ни запорожца, ни коней, ни грамоты
  6. За пять золотых ему подсказывают как найти черта
  7. Ночью деде отправился к черту. В лесу он встретил две страшные рожи у костра и изложил свое дело
  8. Он бросил свои деньги и очутился посреди шабаша ведьм и чертей
  9. Ему предложили сыграть в дурака и если он выиграет, то ему вернут шапку и грамоту
  10. Дед проиграл дважды, но смекнул, что дело нечисто и перекрестил карты
  11. Дед выиграли получил шапку, но попросил еще и коня
  12. От коня остались только косточки, но ему дали другого
  13. Конь несет деда над пропастями и болотами
  14. Дед сорвался с коня и оказался на крыше своей хаты
  15. Дед отправился к царице
  16. Дед освятил хату, но раз в год в ту же ночь, его жена пускалась в пляс.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Помню в детстве мне очень понравился этот трогательный рассказ Александра Куприна и потому составить план пересказа для него было очень интересно:

  1. Девочка болеет и к ней постоянно ходят доктора
  2. Доктора советуют исполнять любые капризы ребенка, потому что главная болезнь девочки равнодушие к жизни
  3. Девочка ничего не хочет — ни кукол, ни шоколадку
  4. Родители очень переживают и не находят себе места
  5. Однажды девочка просит слона. Папа приносит заводного слона, но девочка говорит, что хочет живого.
  6. Папа говорит, что слон слишком большой, и это все равно что луну с неба достать
  7. Луну мне не надо, мне бы слона
  8. Отец убегает из дома и говорит, что кажется приведет слона
  9. Отец в зверинце просит у немца привести слона к нему домой
  10. Немец узнав, что слона хочет больная девочка соглашается, если папа все устроит с полицией и потолками
  11. Ночью слона ведут к девочке. Городовой просит толпу разойтись говоря, что ничего необычного нет — подумаешь слон
  12. Слона приводят в дом, дают морковки и привязывают к кольцу в полу
  13. Утром девочка спрашивает про слона
  14. Слон оказывается таким большим. Девочка поражена слоном.
  15. Слона зовут Томми. Девочка угощает слона булками
  16. Девочка знакомит слона с куклами
  17. Девочка обедает вместе со слоном
  18. Девочке снится, что она женилась на Томми. Слону снятся торты.
  19. Утром она совершенно здорова, хоть слон и ушел по своим делам.

    Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Настоящее имя писателя, выступавшего под псевдонимом Л. Пантелеев, Алексей Еремеев, и он написал много замечательных детских рассказов и повестей. Вот план для пересказа его рассказа «Честное слово»:

  1. Автор читал в саду и когда стало темно отправился домой.
  2. У будки сторожа автор встречает плачущего мальчика.
  3. Мальчик стоит на посту. Он часовой.
  4. Большие ребята позвали его играть в войну и забыли про него.
  5. Автор спрашивает почему он не уход, а мальчик говорит, что дал честное слово.
  6. Автор предлагает заменить мальчика, но он не военный.
  7. Автор решил позвать военного, но никого не было, кроме железнодорожника.
  8. Автор видит как в трамвай садится майор и зовет его.
  9. Майор сразу соглашается помочь.
  10. Майор успевает снять с поста мальчика и сад закрывается.
  11. Мальчик вырастет настоящим человеком.

Составить план к рассказу барсучий нос к паустовский 3 класс

Небольшой рассказ Юрия Ермолаева рассказывает о двух девочках, о дружбе и о том, как важно оказывается доверять друг другу.

План пересказа рассказа «Иголка с ниткой:

  1. Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
  2. Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
  3. Наташа предлагает сходить в Большой театр
  4. Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
  5. Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти «Садко» и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
  6. Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
  7. Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу — едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
  8. Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
  9. К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
  10. Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
  11. Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
  12. Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

Дата: 19.01.2021 г.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Тема урока: К. Паустовский «Барсучий нос».

Образовательная цель: создание условий для знакомства с новым произведением К. Паустовсого «Барсучий нос».

1. Обеспечить целостное восприятие и понимание текста.

2. Развивать умение выделять главную мысль, высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы.

3. Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность.

4. Прививать любовь к чтению и книге.

5. Воспитывать любовь к природе.

1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, с рассказом «Барсучий нос».

2.Обучающиеся проявят познавательные УУД при изучении произведения, коммуникативную культуру, читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.

3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к природе.

Предметные: составлять план текста; осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге.

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование — установление связи между целью УУД и ёё мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор, проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание определять полезность книги и представлять свою позицию.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция — формирование способности к организации своей деятельности.

Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия: умение задавать вопросы, взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; излагать понятно для партнёра содержание произведения, взаимодействовать в паре, в группе; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Технология продуктивного чтения.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник, карточки, сигнальные карточки, выставка книг по теме урока, учебник: Н.В. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова «Литературное чтение» 2 класс (2 часть).

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Девочки садитесь,

Мальчики садитесь.

Начинается урок.

Он ребятам пойдёт впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слова правильно читать.

Приветствуют учителя, друг друга. Настраиваются на активную работу на уроке.

Регулятивные:

формирование способности

к организации своей

деятельности.

2.Речевая разминка

Приём «Жужжащее чтение»

Приём «Перевёртыш»

Слайд 1. Начнём урок с речевой разминки, прочитайте стихотворение З. Бычкова. Как вы понимаете эти строчки? Что хотел нам сказать автор?

-Прочитайте «жужжащим чтением»

Книга – верный

Книга – первый

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Приём «Перевёртыш»

-Попробуем прочитать стихотворение, перевернув «вверх ногами».

Приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно.

Читают самостоятельно; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения.

Желающие рассказывают наизусть в быстром темпе.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Предметные результаты:

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

3.Актуализация ранее изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Вспомним, какое домашнее задание вы выполняли?

(Найти в библиотеке научно-познавательные и художественные книги о природе и подготовить презентацию одной из них).

— В чём различие научного текста от художественного теста?

— Представьте одну книгу по заданному плану: (2 слайд)

  1. Это книга …(сборник или книга, в которой представлено одно произведение).
  2. Автором является…
  3. В книге мы узнаем о …
  4. Совет друзьям.

Искали в библиотеке книгу о природе и готовили её презентацию.

Презентация книг

(1-4 ученика)

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание определять полезность книги и представлять свою позицию.

Регулятивные: осуществлять целенаправленный выбор книги.

4. Постановка

учебной задачи

Технология продуктивного чтения

1.Работа с текстом до чтения (антиципация):

Приём «Стратегия ключевых слов»

(3слайд):

«…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

— Хотите узнать, кому из писателей принадлежат такие слова?

-Работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах.

-Предлагаю разгадать шифровку и узнать, над творчеством, какого писателя будем сегодня работать. Запишите буквы, соответствующие числам в таблице.

Разгадывание фамилии писателя. Работа в парах.

17 1 21 19 20 16 3 19 12 10 11

— О чём мог писать этот человек?

(4 слайд):

— Слова эти принадлежат русскому писателю Константину Георгиевичу Паустовскому.

Мы продолжаем знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. (На экране портрет писателя)

— Какие произведения К. Паустовского вы читали? (выставка книг)

— Какой раздел мы изучаем?

— Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?

– В этот раздел включено и произведение Паустовского. Как вы думаете, почему? О ком он писал?

— Сегодня мы познакомимся с одним из произведений. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

— О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

— Давайте прочитаем, как К. Паустовский назвал свой рассказ. Теперь сформулируйте цели нашего урока.

-О жизни и творчестве писателя расскажут Никита Б.и Лиза А.

Сообщение учеников о жизни и творчестве К.Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями. Его рассказы учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное, быть добрым и честным. Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

— Для того чтобы определить о чём пойдет речь в произведении, выполним задание в группах, используя фразы, записанные на доске.

Работа в группах.

-Вспомним правила работы в группах.

«Стратегия ключевых слов»

Фразы на доске.

• У костра;

• жарилась картошка;

  • фырканье зверя;
  • из кустов выглядывал барсук;
  • запахло палёной кожей;
  • сел и плакал;
  • лечение;
  • встреча через год.

— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

— Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Варианты ответов (предположения) записываются на доске.

Читает 1 ученик.

Вспоминают и называют правила работы в парах (работать дружно, сообща).

Выполняют задание в парах, разгадывают фамилию писателя.

(Паустовский)

Взаимооценка сигнальными карточками.

— о путешествиях, о природе, о животных.

Раздел «О тех, кого человек приручил».

О животных.

Сказка, рассказ.

О животном.

Формулируют цель урока

Сообщение учеников о писателе.

Правила работы в группах:

— работаем дружно

— предоставляем возможность высказаться каждому участнику группы, его мнение может быть верным.

Совещаются в группах, высказывают предположения.

Взаимооценка сигнальными карточками.

Регулятивные:

целеполагание;

планирование,

прогнозирование;

Коммуникативные: взаимодействовать в паре; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

познавательные:

самостоятельное

формулирование цели

Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

5.Построение проекта

выхода из затруднения.

Анализ произведения.

Технология продуктивного чтения

2.Работа с текстом во время чтения

Физминутка

Приём «Чтение вслух с остановками».

Технология продуктивного чтения

Приём «Чтение по цепочке»

Чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Словарная работа.

В тексте вам встретятся трудные слова (на столах листочки)

-К словам первого столбика найдите соответствующее объяснение из второго столбика.

ДЁГОТЬ — темный, смолянистый жидкий продукт.

ВЕРЕСК — вечнозеленый кустарничек с мелкими трехгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.

ЧЁЛН — выдолбленная из дерева лодка.

ПУД— старинная единица массы, равная 16 кг.

Работа по учебнику с. 34

Чтение хорошо читающими учениками (1 часть).

— От чьего имени ведётся рассказ?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

Почему рыбакам приходилось выезжать на середину озера?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки? (слайд)

— Как вели себя щуки?

Поработайте дружно с соседом по плечу:

— Найдите в тексте место, где писатель

использует приём сравнения. Что с чем он сравнивает?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим?

Вывешиваю таблицу на доску.

-Как думаете, что будет дальше?

Чтение «по цепочке» (2 часть).

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

Почему зверь прибежал к костру?

– Какими словами автор характеризует мальчика? Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим?

Вывешиваю таблицу на доску.

Чтение учителем (3 часть).

– Кто первым услышал фырканье зверя?

— Как стали вести себя рыбаки?

— Как вёл себя барсук в присутствии людей?

Боялся он их? Чувствовал он себя хозяином леса или нет?

(слайд) посмотрите, как это было?

— Как озаглавим эту часть?

(слайд).

-Кто такой барсук?

Что вы можете сами рассказать о барсуке?

Читают на листах информацию.

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых./слайд/

— Что нового узнали?

Самостоятельное чтение (4 часть).

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Ребята, что нужно делать, если получил ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (слайд)

Чтение учителем (5 часть).

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Слайд)

— Повествование ведётся от имени автора.

Озеро покрыто листьями. Часто был туман.

На берегу невозможно было ловить рыбу, мешали листья.

Вода казалась чёрной, как дёготь.

Рыбаки ловили плотву, ершей, щук, окуней.

Ляскали зубами.

1.Осенняя рыбалка на озере.

Охотники поддерживали огонь в костре, чтобы отгонять волков.

Находят отрывок, зачитывают.

Поясняют.

Зверь хотел кушать.

2. Ужин у костра.

Мальчик первым услышал фырканье зверя.

Отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения.

3.Зверёк решил поужинать у людей.

Рассказывают.

Читают информация на листах самостоятельно.

Добрый, чуткий, любит природу, внимательный.

Плакал, облизывал нос.

Рассказывают правила первой помощи при ожоге.

4.Барсук лечит свой нос.

5.Встреча через год.

Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные:

моделирование логической

цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и обоснование;

находить информацию в других источниках и готовить сообщения.

Коммуникативные: планирование своих

действий

Регулятивные:

(контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция)

Предметные: составлять план текста; осуществлять поиск необходимой информации в книге.

6. Первичное закрепление

Технология продуктивного чтения

Мы прочитали рассказ. Какое чувство возникло у вас после чтения?

Вам помогут такие слова: (слайд)

— меня удивило…

-мне стало жалко…

— мне не понравилось…

Проанализируем текст еще раз.

Самостоятельная работа в группах.

1 группа — выборочное чтение.

Выделим и прочитаем отрывок, который произвёл на нас самое большое впечатление.

2 группа – работа у интерактивной доски.

Провести соответствие (личностные качества мальчика).

Глупый, любит природу, жестокий, дружелюбный, смелый, отзывчивый, добрый, чуткий, внимательный, безразличный.

3 группа – работа с текстом.

Вставить подходящие по смыслу слова в текст.

Из зарослей вылез маленький ……….Он поджал лапу и внимательно ………на меня. Потом он брезгливо……. и сделал шаг к ……..

к

4 группа – работа с иллюстрацией.

— Найдите отрывок к иллюстрации в учебнике. Придумайте вопросы к этой части.

— Как вы считаете, если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди, любящие природу, никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

Высказывают свое мнение.

Работают в группах, выполняют задания.

Каждая группа защищают свою работу, другие группы внимательно слушают, проверяют, оценивают сигнальными карточками.

Личностные результаты:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Коммуникативные: взаимодействовать в группе; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Предметные результаты:

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

7.Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

3.Работа с текстом после прочтения.

– Какова главная мысль рассказа? Для чего автор подарил нам свой рассказ?

Чему он учит?

— Какой вывод мы сделаем?

Еще раз обратите внимание на выставку книг. Константин Георгиевич Паустовский завещал нам учиться у героев его книг, любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Возвращаемся к нашим записям на доске (предположениям):

— Прочитаем ваши предположения о содержании рассказа, они были записаны на доске в начале урока. Кто верно предположил, о чём будет идти речь в рассказе?

Основная мысль рассказа Паустовского «Барсучий нос»

— воспитание любви к природе! Красота природы завораживает и остаётся в душе человека.

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Активное переосмысление собственных представлений с учётом прочитанного произведения

Личностные:

самоконтроль,

устанавливать связь между

целью деятельности и её

результатом

Предметные результаты:

участвовать в обсуждении текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

8.Рефлексия деятельности.

Приём «Синквейн»

Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке?

Составьте синквейн «Барсук».

— В тексте про барсука сказано, что он любит ягоды. У вас на столах лежат ягодки. Если урок понравился, раскрасьте ягоду красным цветом, если остались вопросы, сомнения – бело-красным (не дозрела ягода), если урок не понравился – раскрасьте зеленым.

-Кого бы вы похвалили сегодня?

А завершить наш урок я хочу словами К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить». Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!

Высказывают свое мнение.

Самооценка.

Взаимооценка.

Регулятивные: совместно с учителем и

одноклассниками давать

оценку своей деятельности

на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое

высказывание.

9.Домашнее задание

Учебник с. 34-38, приготовить пересказ по составленному плану от имени мальчика.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

формирование способности

к организации своей

деятельности.

Конспект урока по чтению в 3 классе.

Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна.

Тема: К. Паустовский «Барсучий нос».

Цели: познакомить с новым произведением К.Паустовского «Барсучий нос» расширить знания о барсуке; развивать умение читать выразительно, сознательно, целыми словами, озаглавливать текст, составлять диафильм по прочитанному рассказу; воспитывать бережное отношение к животным, умение сочувствовать.

Оборудование: потрет К.Паустовского, словарь эпитетов, изображение барсука.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение Ф. Тютчева «Листья».

  • Где необходимо сделать логическое ударение?

  • Что мы выделим этими словами?

  • Какие необходимо сделать паузы?

  • Прочитайте выразительное стихотворение, стараясь
    передать настроение автора.

Творческое задание.

Задание 1 ряду.

  • Какую музыку бы вы сочинили к этому произведению?
    Задание 2 ряду.

  • Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

Конкурс чтецов. Чтение наизусть. А Фета «Ласточки пропали…»

— Какое стихотворение «Листья» или «Ласточки пропали»
понравилось больше всего и почему?

2. Подготовка к восприятию.

Читай первый раз плавно, по слогам, затем —

целыми словами.

РАЗ-БРЫЗ-ГИ-ВА-Я – РАЗБРЫЗГИВАЯ

НЕ-ГО-ДО-ВА-НИ-Е — НЕГОДОВАНИЕ

ВСПО-ЛО-ШИ-ЛИСЬ — ВСПОЛОШИЛИСЬ

Читай внимательно: путает — пугает

выскакивали — вытаскивали

озадачено — озабочено

сковорода — сковородка блестевшая — блиставшая

Вывешивается портрет К. Паустовского.

  • Какие произведения Паустовского мы уже читали?

  • Что вы узнали из рассказов о самом писателе?

  • На всю жизнь запомнил писатель слова отца:

« Ты испытываешь в жизни много значительного и
интересного, если сам будешь… значительным и
интересным».

  • Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе

Всю свою любовь писатель отдал трем темам: людям, искусству и природе.

Проблемная ситуация.

— Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского, а о каком догадайтесь сами.

Загадка о барсуке:

Роет землю, словно плуг

Скромный труженик…

— Сейчас будете работать в группах и текстами о барсуке.

Работа в группах. Работают с текстами о барсуке.

Текст 1 группе.

Барсук — хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут продольные полосы. Живет он в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, балок, берегов рек и озер.

Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.

Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.

Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

Текст 2 группе. Рассказ о барсуке . Автор рассказа: Ирис Ревю.

Немногие видели барсука. Происходит это, потому что барсук – большой любитель ночного образа жизни. Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью.

Он всё время что-то роет-роет… Главным образом — нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор – склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору барсук делает на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у него получается. В городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для него.

А вот ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливает свой ценный жирок.

Текст 3 группе.

Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.

Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.

  • Что вы узнали об этом животном?

  • Мы будем читать рассказ об этом жителе леса?

3. Чтение и анализ рассказа К. Паустовского.

Чтение 1 части рассказа учителем.

  • О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? Процитируйте.

  • С чем автор сравнивает воду в озере? Почему она черная, как деготь?

  • Озеро глубокое. Черный цвет воды создает ощущение глубокого черного водоёма, соседствуя с «ворохом желтых листьев».

Словарная работа.

Деготь — тёмный смолянистый, жидкий продукт, получаемый путем сухой перегонки дерева, торфа, каменного угля.

Чёлн — выдолбленная из дерева лодка.

  • Почему плотва названа «оловянною»?
    (Плотва и олово серебристого, холодного цвета.)

— Как в литературе назван этот прием? (эпитет)

  • Вспомним, что такое эпитет?

  • Как понимаете, слово «ляскали» в выражении «..щуки ляскали … зубами»?

  • Как называется этот приём?

(Стучали зубами. Олицетворение: иглы как зубы.)

  • Что такое олицетворение?

  • Какие еще литературные приемы вы увидели?
    (Сравнения: «окуни как японские петухи; с глазами,
    похожими на две маленькие луны»).

— Зачем Паустовский прибегает к использованию
такого количества литературных приёмов?

(Чтобы создать необыкновенно достоверную картину неповторимой русской природы.)

  • Озаглавьте эту часть рассказа. Запись на доске.

  • О чем говорится в 1 части рассказа? (О рыбной ловли).

Чтение 2 части рассказа «подготовленным
учеником.»

вслух.

  • Какими словами автор характеризует мальчика?

  • Человек-выдумщик — это хорошо или плохо?

  • Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых … всё замечал и рассказывал»?

— Кто из охотников первым обнаружил у стоянки
присутствие какого-либо зверя?

— О чем говорится во второй части рассказа?
(Описывается стоянка у костра.)
— Озаглавьте 2 часть. (Запись на доске.)

Чтение 3 части «про себя».

  • Почему охотники все время поддерживали огонь в костре?

  • Как отнеслись охотники к барсуку, когда поняли его намерение?

  • Как повели себя обитатели леса и реки, напуганные ночным криком барсука? Как Паустовскому удаётся избежать повторения слова «испугались»?
    (Орали, всполошились, ударила.)

  • О чем говорится в 3 части? ( О том, как барсук обжег свой нос.)

— Озаглавьте эту часть. Запись на доске.

Чтение 4 части рассказа «подготовленным учеником» вслух.

  • Кто первым увидел, что барсук лечил свой нос?

  • Как это характеризует мальчика?

Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

— О чем интереснее было читать: как барсук обжег нос или как он его лечил?

— О чем говорится в 4 части? (Как барсук лечил свой нос.)

Озаглавьте 4 часть.

Чтение 5 части рассказа «про себя».

— О чем узнали из заключительной части?
(Встреча с барсуком через год.) Озаглавьте.

Примерный план.

  1. Рыбалка на озере осенью.

  2. Узкий у костра.

  3. Барсук решил поужинать у людей.

  4. Барсук лечит нос.

  5. Встреча через год.

  • Какой вы прочитали рассказ: веселый,
    юмористический, реалистический, грустный?
    Обоснуйте свой ответ.

  • Какая главная мысль рассказа?

Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, понимать её красоту.

4. Домашнее задание. С155-159, используя составленный
план, подготовить краткий пересказ от лица барсука или от
1 лица.

5. Итог урока. Работа в парах. Творческое задание.

  • Составьте устно диафильм по 3 или 4 части рассказа.

  • В каком ключе строить фильм?

  • Каким изобразите главного героя? (Любопытным, отчаянным).

Выступление по желанию.

— С какой целью Паустовский написал рассказ?

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить памятку для определения рассказа как жанра
  • Составить план к рассказу дубровский по литературе 6 класс
  • Составить план к рассказу детство толстого 4 класс
  • Составить план к рассказу городок в табакерке 4 класс в ф одоевский
  • Составить письменный план характеристики пажа или царя и устный рассказ о герое по этому плану
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии