Составить небольшой рассказ на тему за что я люблю осень

Данное сообщение материал было создано и или распространено иностранным сми, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В кои-то веки подготовился, написал речь:

«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.

Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.

Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…

Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?

Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).

Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.

Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.

Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Конспект
урока

Предмет:
литературное чтение          

Класс:
2

Тема урока: Люблю
природу русскую. Осень. Осенние загадки.

Цели: — познакомить учащихся с
темой подраздела учебника «Осень», с загадками об осени;

совершенствовать умение
читать загадки правильно, осознанно и выразительно, целыми словами;

— развивать память, речь, внимание, логическое мышление,
творческие
способности.

Задачи: —
создание условий для развития воображения и образного мышления, вербальной
креативности с учетом психологических особенностей и возможностей учащихся, их
индивидуальности;


научать видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Ход
работы

I.
Организационный момент

У: Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Речевая
разминка

У: Ребята, напомните
мне, пожалуйста, что надо нам с вами подготовить, чтобы правильно произносить
звуки  и читать буквы? (Ответ детей: нам надо подготовить наш
артикуляционный аппарат).
Правильно, а поможет нам в этом артикуляционная
гимнастика и чистоговорки. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной
упражнения.

Мы ходили по грибы,
забирались под дубы. (Упражнение «Грибок»)

Вдруг-дождь! Да какой!.. (Упражнение
«Дятел»)

Стала просека рекой! (упражнение
«Иголочка»)

Я гляжу из-под плаща, как,
треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу. (Упражнение
«Часики»)

Дождь в лесу! Дождь в
лесу! (Упражнение «Дятел»)

Нету больше тишины, мы
стоим оглушены:

Ливень с ветром пополам,
бьёт по веткам, по стволам!

Ветер, ветер захлестал, («Листочек»,
дуем по середине листочка)

Листья все перелистал.- (Толстый
язык на верхнюю (нижнюю) губу)

Дождь в лесу! Дождь в
лесу! (Упражнение «Дятел»)

Не грибы домой несу — (Упражнение
«Грибок»)

Одни дождинки на носу.

У: Молодцы, а
теперь слушайте чистоговорки и повторяйте за мной.

Су-су-су – тихо стало вдруг
в лесу.

Шо-шо-шо – светит солнце
– хорошо.

Ре-ре-ре — стоит осень на
дворе

Ес-ес-ес – опустел
осенний лес.

III. Введение в тему урока

У: Ребята, вы большие
молодцы. Наши чистоговорки не просто так были посвящены лесу и одному из времен
года.
Скажите мне, пожалуйста, какое
время года наступает после лета? (Ответы детей: осень). Верно, а ведь осень
– чудесная пора. Разноцветье шуршащих под ногами пестрых листьев, свежесть
воздуха,
последние вкусные дары
природы… Какое время года вам больше всего нравится?
(Ответы детей).

У: Молодцы ребята, а
теперь, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, надо проявить смекалку.
Внимание на доску. Расшифруйте, что здесь написано.

ЬНЕСО.
ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ

(Люблю
природу русскую. Осень.)

У: Правильно. Сегодня мы
начинаем изучать новый раздел учебника, который так и называется «Люблю природу
русскую. Осень. Именно так и звучит тема сегодняшнего урока. Прочитайте на с.
65, с чем мы познакомимся. Чему мы должны научиться? Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

У: Как вы думаете, какие
произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.) Проверим
ваши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.)

У: Что вы узнали об
Александре Сергеевиче Пушкине? (Ответы детей). Осень — излюбленное время
года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не
счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть. В фольклоре существует
много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось свободное
время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек,
стихов под неторопливый шум осенних дождей. Мы познакомимся с загадками после
минутки отдыха.

       V. ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять,       (загибать
пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.             (сжимать и
разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,     (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём.

        VI.
Продолжение работы по теме урока

У: Ребята, как я и обещала сегодня
на уроке мы познакомимся с загадками, да не с простыми, а с теми, которые
посвящены осени. Загадки – это жанр народного творчества. Это
высокохудожественные произведения. В них отражены наблюдательность, смекалка народа,
в них яркий, образный, выразительный
язык.                                                                                                         

У: Прочитайте осенние загадки
на с. 67. Отгадайте их. Что помогло вам отгадать их? Какие яркие признаки
отражены в загадках?

  VII. Рефлексия

У: У вас на столе осенние листья, оцените
свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих
произведений – раскрасьте листок желтым цветом, если не всегда знали ответ на
вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите и раскрасьте в зелёный
цвет. Давайте покажем свои оценки, поднимите листочки.

  VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали
изучать?

— Какие произведения в нем мы
будем читать?

— Каковы основные признаки осени?

Домашнее задание

Составить небольшой рассказ на
тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень».

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Урожай

Осенью, как правило, наступает время собирать последний долгожданный урожай. То, что сажали весной и летом, наконец-то начинает приносить свои дары. Люди в деревнях и на фермах трудятся, не покладая рук, ведь им нужно успеть сделать множество работы за это время.

Урожай нужно собрать как можно скорее, ведь никто не может предугадать, когда начнутся первые ночные заморозки, поэтому во всех садах в это время всегда начинается массовый сбор урожая. Ни в коем случае нельзя пропустить нужное время сбора таких овощей, как огурцы, кабачки, капуста и свекла, так как они могут перезреть. В деревнях в эту пору работы валом. Нужно собирать пшеницу и виноград, сливы, морковь, репку, лук, мёд из ульев. А в лесу множество своих богатых плодов. Там настаёт пора собирать корзины ягод, орехов и грибов.

Я очень люблю наблюдать за тем, как мама с папой возвращаются из леса с полными корзинками плодов. На душе сразу становится так радостно, ведь это значит, что совсем скоро я смогу отведать мой любимый грибной суп. Но больше всего я люблю время сбора яблочного урожая. От высоких и стройных яблонь невозможно оторвать взгляд, а только что собранные яблоки всегда очень сочные и ароматные. Стоит просто потрясти яблоню, как с неё тут же, словно град, падают на землю вкуснейшие плоды.

Мама каждый год варит из вкусных красных яблок варенье, которого хватает, чтобы пережить целую зиму. Сборка урожая приносит только удовольствие, целый год я жду наступления осени, чтобы испробовать урожай, которым нас щедро угощает природа и которого нам хватит на очень долгое время.

Осень считается очень красивой порой, а в особенности ранняя осень, ведь это время года дарит нам столько красивых насыщенных красок, на улице ещё тепло, как летом, и светит солнце, но с деревьев уже опадают листья различных цветов: жёлтые, красные, оранжевые. Ранняя осень прелестна.

Во время осени мы наблюдаем с сентября по ноябрь цветение прекрасных осенних цветов: георгинов, астр, хризантем, соцветия флоксов и так далее. Начинают краснеть ягоды рябины, что выглядит поистине прекрасно. Природа осенью просто волшебна. Но разнообразие красок – это далеко не всё, чем может порадовать человечество осень.

Вариант 2

Урожай – слово, которое в корне своём имеет –род-, то есть, то, что родилось, появилось на земле. Чтобы получить урожай чего-либо нужно много трудиться. Иногда урожаем мы называем плоды нашего труда, не обязательно сельскохозяйственного.

Весна в этом году была тёплой, даже жаркой. Поэтому нужно было торопиться, чтобы посадить всё, что задумано. Когда трудная работа была закончена, можно было передохнуть. Всходы были разные. Однако, времени на размышление уже не было. В поле, в огороде, в саду — всюду начиналась горячая пора. Сорняки росли быстрее, чем всё остальное, особенно после полива и дождя. Лето выдалось сухим, жарким. Сотни насекомых трудились в саду, и огороде. На полях они летали утром и ближе к вечеру, когда зной немного спадал. Однако от хрущей, гусениц, бабочек-белянок, слизней спасения не было. Им не мешала жара, сухая погода и даже опрыскивания жгучим перцем и горчицей не помогали. Малина спела очень быстро, ягоды были некрупные, но очень душистые и сладкие. Они привлекали пчёл, ос, других насекомых. Юленька ходила каждое утро в сад, к кустам малины и собирала горстями ягодки. Она ела их сразу, едва помыв водой под краном возле черешни. Там было прохладно, дерево надёжно укрывало от зноя. На нём висели спелые тёмные плоды, которые были сочные и сладкие. Девочка уже их не ела, потому что черешня поспела неделю назад, и её было так много, что не успевали снимать с веток. Самые первые черешенки казались такими вкусными и ароматными, что лучше не бывает. Сварили компот, ели свежую, заморозили, варили варенье, снова компоты. Уже не хочется. Угостили соседей, а черешня всё спеет. Наливается её глянцевый бочок! Скоро лакомились фруктами только воробьи. Правда, остались они на самом верху высокого дерева с широкой кроной. Отдыхай до следующего года, черешня, спасибо тебе!

Настало время других ягод: клубника , малина, смородина. В этом году их было немного. Затем стали поспевать яблочки. Румяные, крепкие, сочные висели они на ветках, привлекая соседских ребят. Юля старалась угостить друзей и себя не забывала. Вот уже и конец июля. Что ещё спеет в саду? Висят на ветках груши, они ещё небольшие, только стали наливаться. Орехи тоже ещё нескоро поспеют, и виноградные кисточки подрастают чуть-чуть. Это всё поздние сорта и сладкими они станут только осенью.

В этом году у нас разный урожай, но мы рады тому, что выросло. Это наш труд, наша забота о матери-земле. Она и отдаёт нам то, что мы в неё вложили.

Сочинение Наш урожай

Осень пришла в этом году незаметно, еще в конце августа. Именно тогда с деревьев начали опадать первые листья. Это и стало нам знаком к сбору осеннего урожая.

Огород встретил нас тишиной, прерываемой щебетом птиц, которые еще не успели улететь в теплые края. Я медленно оглянулась вокруг. Как же тут красиво! Наш огород находился за городом, прямо около леса. Достаточно было пройти полкилометра, чтобы увидеть верхушки сосен и услышать крик филина. 

В лесу деревья были все еще зеленые, а вот у нас в огороде некоторые листья уже успели пожелтеть. Под ногами еще не хрустела листва, но трава уже понемногу начинала увядать. 

Я еще раз оглянулась вокруг. Все — таки природа осенью волшебна. Многочисленные желто — зеленые деревья создавали золотой перелив, который весело сверкал на солнце. А свежие плоды заставляли меня облизнуться. 

Вот, например, с правой стороны у нас росли яблони. Высокие, стройные и красивые они радовали глаз. Даже не приближаясь, можно было увидеть очертания сочных желтых яблок. Я уже представляла, как приехав домой, буду варить из них варенье. Рядом с яблоками росли груши и сливы. Я не любила их, но все же деревья были красивыми. Зеленоватые груши резко контрастировали с темно — фиолетовыми сливами. 

А вот слева были кусты с всевозможными ягодами: малина, смородина, черника и ежевика. Больше всего я любила ежевику. Хоть она и колючая, но чтобы собрать ее, не нужно ползать по земле, как с малиной. 

Где — то вдалеке виднелось поле с кукурузой, которое тоже принадлежало нам. Ее мы уже успели собрать неделю назад, я сама лично обрывала с нее стебли. 

А вот впереди росли овощи. Огурцы, помидоры, капуста и лук. Мама ужасно гордилась своим огородом. Недавно мы даже построили теплицу. 

А урожай в этом году выдался славный. Целый день мы провели в работе. Рвали ежевику и смородину, искали малину, выкапывали лук и капусту, собирали фрукты. Но даже от такой работы мы получали удовольствие. Ведь мы еще долго будем есть тот урожай, которым нас так щедро наградила природа. 

Также читают:

Картинка к сочинению Урожай

Урожай

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Дороги, которые мы выбираем

    Наша жизнь состоит из множества дорог и путей, выбранных нами. Пожалуй, первым самостоятельным важным решением становится для многих из нас выбор будущей профессии

  • Сочинение на тему Сострадание активный помощник

    «Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», — произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.

  • Тема любви в рассказе Куст сирени Куприна

    Куприн Александр Иванович написал одно из самых трогательных и полных чувств любви произведений, которое назвал «Куст сирени». В нём он повествует о паре Веры и Николая.

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Достоевского

    Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.

  • Составте рассказ о своей учёбе использую план

    Сколько бы человек не учился в школе, в каком классе, у него всегда будут любимые и нелюбимые уроки… так и у меня. Однако вкусы могут поменяться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2 «а» класс

ПРОВЕРИМ СЕБЯ И  ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ

 «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ»

Учитель: Гончарова О.И.

Тема: « Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты

 Предметные: научиться читать, понимать и выполнять тестовые задания, уметь читать текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов.

Метапредметные УУД        

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, вырабатывать совместно критерии оценки выполнения заданий.

Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Личностные УУД

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Оборудование: презентация; рисунки, сочинения учащихся; карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

На уроке тишина        

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры.

Не мешайте отвечать,

Свои версии искать.

  1. Читательская разминка

— А чтобы хорошо работать проведём читательскую разминку.

1. Упражнение для развития напора воздуха

— Встаньте ровно, дышите свободно.

Представьте осенний летящий листок или выберите его на слайде «Осень». Сделайте глубокий вдох и с силой выдохните через губы, вытянутые вперёд «трубочкой», дуйте на листик.

— Продолжим разминку.

2. Осень, осень, в гости просим:
  С обильными хлебами,
 С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!

 — Прочитайте про себя.

— Что это за произведение? (песенка-закличка)

— Кто сочинял такие песни? (русский народ)

— Зачем? (зазывал осень)

— Правильно. А сейчас прочитаем песенку хором, с радостью. 

— А теперь как скороговорку.

  1. Подготовка к восприятию

а) Осенние загадки (Чтение «вверх ногами»)

  1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.    (Осень)

  1. Молоко по речке плыло,

 Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.         (Облако)

  1. Стоит Антошка на одной ножке,

Сам маленький, а шляпа большая.    (Гриб)

  1. Серебряные нити сшивают землю и небо.   (Дождь)

Б) Прочитайте слова

(Слайд  «Рифма, рассказ, поэзия, стихотворение»)

—  Сейчас подует ветерок

         И унесет один листок.

— Найдите «лишнее»  слово.  (Рассказ.)

— Почему «рассказ» лишнее слово?

в) Работа в парах

Предлагаю поиграть –

Поработать в паре дружно.

Вам соединить ответы нужно.

— Перед вами карточки. Соедините стрелкой антонимы.

День –… (ночь). Враг – … (друг). Жара — … (холод). Ложь – … (правда). Зло – … (добро). Толстый – …(тонкий). Низко — … (высоко).

— Какое слово осталось?  (Осень.)

ΙΥ. Постановка темы и задач урока

— Кто уже понял, что мы будем делать на уроке?

— Попробуйте назвать тему урока.

— Тема урока  «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень»   (Слайд)

—  Что же мы будем говорить на уроке? (Обобщим знания по разделу, проверим и оценим свои знания.)

— Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой…

— Что в ней хорошего, думают обычно. Может быть, мы  не правы? 

— Давайте совершим путешествие — наблюдение в осень…

Υ. Обобщение изученного материала.

Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.

Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Каждая пора прекрасна по-своему. Я надеюсь, что на уроке вы научитесь сопереживать, восхищаться красотой родной природы.

— Давайте попробуем разные оттенки осени передать с помощью интонации.
— Нужно произнести слово «осень». (Слайд)

Спокойно.
Вопросительно (?)
Удивленно-вопросительно (?!)
Радостно (!)
Восхитительно (!!!)
Таинственно…
         Осень.

Осень?

Осень?!

Осень!

Осень!!

Осень…

— Ребята, осень услышала вас и сама пожаловала к нам в гости. Но в гости к нам пришло  сразу две осени. Угадайте, какие?

  1. Золотая Осень.
  2. Поздняя осень. Осень серая, мокрая, скучная.

 (Слайд) Открываются иллюстрации осени на доске.)

– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?

— Я люблю осень. Люблю смотреть, как осенью всё меняется.

Мне нравится, как под ногами шуршат разноцветные листья.

— Ребята, поделитесь своими мыслями об осени.  

(Чтение отрывков из сочинений)

– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки.

— Поднимите руки те, кто нарисовал золотую осень.

— А  у кого поздняя осень.

— Каких рисунков больше? Почему? Но, ребята, любая осень прекрасна по-своему.

(Коллективная деятельность по вопросам).

а) Слово учителя (на фоне тихой музыки):

 — Итак, начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов, и начинают собираться на юг, белка заготовила за зиму в уютном дупле много припасов. И природа отдыхает.

Алексею Константиновичу Толстому была близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени.

б) Работа с учебником.

— Прочитайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого

1.«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».

-Вам понравилось стихотворение? Почему?

Объясните значение слова «замиранье».

«Замиранье» — стало неподвижным, перестало двигаться, затихло.

— Кто из поэтов, кроме А. Толстого, тоже услышал тишину осени и выразил это в своем стихотворении? Прочитайте выразительно.

(Дети читают стихи)

  1. Сергей Александрович Есенин «Закружилась листва золотая»
  2. Ирина Петровна Токмакова «Опустел скворечник…»
  3. Константин Дмитриевич Бальмонт «Поспевает брусника…»

Учитель: Природа свободно справляет свой праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал И. Левитан в своей картине «Золотая осень» (тихо звучит музыка)

в) Работа по картине.

— Посмотрите на знакомую вам картину “Золотая осень.

 «На нее можно смотреть много раз и никогда она не надоедает».

Художник увиденное передал красками.

— Представьте себя среди пейзажа в светлый осенний день на берегу маленькой речки.

— Что вы чувствуете? (Вы только что вышли из леса и перед вами спокойная синяя вода, чистый, прозрачный воздух, шорох золотых листьев.)

— К.Г. Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете…

Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».

— Как вы понимаете слова К. Паустовского?

— Красота не только всегда приносит людям радость, но и делает человека лучше, учит любить свою Родину. 

— Вспомните, какие еще стихи об осени мы читали. Какое стихотворение созвучно этой картине?

г) Чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…».    

— Чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева?

(И стихотворение и картина передают чувства радости, спокойствия, удивления, грусти, тревоги.)

-Многие известные поэты посвятили свои стихи осени. Сейчас мы попробуем написать свое стихотворение к картине И. Левитана «Золотая осень».

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн.  (Слайд)

1.Составление синквейна к картине        

2. Защита проекта. (Синквейн  с фотографиями детей или рисунками)

ΥI.   Физминутка

ΥII.  Продолжение обобщения изученного материала

— Весёлая была песенка?

— А кто из поэтов описал праздник осени? (И. Бунин «Листопад»)

а) Чтение стихотворения И. Бунина  «Листопад»)         

 — С каким настроением написано это стихотворение?

— С чем сравнивает поэт лес?

— Какие выразительные средства использует поэт, чтобы передать красоту осеннего леса? (олицетворение, эпитеты, сравнения).

— Найдите сравнения, олицетворения в тексте.

в) Минута поэзии в сопровождении видеозаставки «Осень ветров».

— Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края.

— Стихотворения  каких поэтов вам хотелось бы прочитать сейчас?

 (Чтение детьми стихотворений под музыку П.И. Чайковского)         

  1. Афанасий Афанасьевич Фет «Ласточки пропали…».    
  2.  Алексей Николаевич Плещеев «Осень наступила…».    
  3.  Валерий Яковлевич Брюсов «Сухие листья, сухие листья…»)    

— Осень ветров показал в своем произведении Ставропольский поэт Александр Ефимович Екимцев.

  1.  Александр Ефимович Екимцев «Пожелтела длинная листва»  (Данила)

    Пожелтела длинная трава,

Замелькала пятками листва.

Понеслась листва, помчалась вскачь

На болотный журавлиный плач.

И под клич прощальный журавлей

Всё металась у болотных пней.

Всё кружила в сполохах дождя,

Места на земле не находя.

Проводила в небо синих птиц

И упала чуть живая ниц.

Что-то шепчут, шепчут про своё

Губы пересохшие её.

— Скажите, какой литературный прием использовал автор в этом произведении?

— И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно.

Это пришла осень дождей, и мы чувствуем себя беззащитными перед наступающим холодом, перед непрерывными дождями.

 Но и поздняя осень по-своему хороша.

— Какие чувства вы испытываете поздней осенью? Во время дождя? (ответы детей)

ΥIII. Проверка знаний

1.Работа в группах

Игра «Чьи стихи?»

  1. Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся. (К.Д. Бальмонт)
  2. Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Н. Плещеев)
  3. Спится, темно, злится, окно. (А.А. Фет)
  4. Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.И. Тютчев)

2. Тестирование по теме.

 9. Подведение итогов. Рефлексия.

 -Какой раздел мы закончили изучать?

— Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос – какая осень лучше?

    У природы нет плохой погоды,

    Каждая погода – благодать.

    То, что предназначено природой,

    Надо благодарно принимать…

  — Как вы понимаете эти строчки из песни?

-Что нового вы узнали?

— Чему учат произведения?

— Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Если вам понравилось выполнять предложенные задания, и вы с ними справились, прикрепите жёлтый листок. Если не всё получилось – оранжевый. А если совсем не понравилось и было трудно – зелёный.

— Наше дерево засверкало жёлтыми листочками. Очень радостно, что зелёных листьев на нём немного. Пусть не всё получается сразу, главное очень захотеть и вы обязательно добьётесь результатов.

10.  Домашнее задание

Стр. 82  Проверим себя и оценим свои достижения.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить небольшой рассказ на тему вся семья вместе так и душа на месте
  • Составить мем или сказку с использованием жаргонизмов
  • Составить небольшие рассказы на тему роса туман изморозь
  • Составить небольшой рассказ весенний дождь 4 класс
  • Составить небольшой рассказ на тему утро в осеннем лесу используя опорные слова тихо ни ветерка
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии