Составить небольшой рассказ хлеб всему голова 5 класс родной язык

Алевтина вунберова сочинение хлеб всему голова вот он теплый, золотистый. в каждый дом, на каждый стол он пожаловал

Алевтина Вунберова
Сочинение «Хлеб всему голова»
Вот он –
Теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!
Эту отгадку знают конечно же все: взрослые и дети. Давайте поговорим о хлебе.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Откуда к нам пришел этот продукт?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Рост населения и истощение охотничьих угодий приводили к большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий: вспашка земли, посев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т. д.)
Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного. Уважайте труд сельчан! Без хлеба нет жизни на земле!
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Хлеб всему голова! –
В поле, в доме, в державе!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МБОУ «Ходарская СОШ имени И.Н.Ульянова» Шумерлинского района
АВТОР РАБОТЫ: Игнатьева Анастасия Александровна
Руководитель работы: Краснова Лидия Михайловна
КОНКУРС «БУДУЩИЙ ХЛЕБОПЁК»
НОМИНАЦИЯ: «САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ СОЧИНЕНИЕ О ХЛЕБЕ»
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: Хлеб- всему голова.
село Ходары-2012
«Хлеб всему голова» – гласит народная мудрость. Нет другого продукта, который бы при ежедневном употреблении на протяжении всей жизни никогда не приедался человеку. Великое благо – иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие… Хлеб всегда и везде сопутствует нам.
Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его?
Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Множество самых разных хлебобулочных изделий выпекается на предприятиях хлебопекарной промышленности. Здесь и диетический хлеб для диабетиков, и хлеб для пожилых людей, и даже для детей. Изобилие хлеба! Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!
Между тем стало привычным всегда иметь хлеб, принимать ценности, имеющиеся в нашем распоряжении, как должное, обыденное, совсем ничего не значащее. Зачерствела горбушка, и равнодушная рука спокойно и хладнокровно отправляет ее в мусорное ведро.
Ученые считают, что первый хлеб был жидким, напоминающим своеобразную кашу из воды и зерен, растертых между камнями. К тому времени, как человек научился добывать огонь, он усовершенствовал и хлебное производство.
Так появились пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши. Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста. Многовековой опыт, именно опыт, узнавание, открытие, человеческая наблюдательность как бы соединились воедино в этом новом кислом хлебе, о котором великий русский ученый К. А. Тимирязев сказал, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые современным научным изысканиям остается только подтверждать и объяснять.
В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.
Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и 30-40%-в углеводах.
Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. И так от хлеба зависит все: и здоровье человека, и настроение, и благополучие.
Хлеб – всему голова.

Хлеб это самое большое богатство человека, конечно же, после здоровья. С древних времен наши предки возвышали хлеб, посвящали ему оды и хвалебные песни. Считалось, что присутствие хлеба в доме гласит о счастливой, благосостоятельной семье. И наоборот, если в доме нет хлеба, значит, грядет беда.
История возникновения хлеба стара как мир. Когда-то давным давно человечество не имело представления о пекарнях, о мельницах и питалось простым зерном в сыром виде. Потом постепенно люди додумались подсушивать и измельчать зерно в муку. Из нее сперва варили кашу. Немного позже стали выпекать лепешки. С самого рождения родители старались заложить в свое дитя бережливое, экономное отношение к хлебу. Такие наставления сохранились и актуальны и в сегодняшнее время. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал, что в эту казалось бы не очень заметную буханку вложено столько усилий, любви и надежды. Ни в коем случае нельзя бросаться хлебом, нельзя его топтать, пинать. К нему всегда должно быть уважительное и бережное отношение. Слава богу, что нас миновали те времена, когда люди за хлебную корочку готовы были отдать все. В настоящее время у нас вдоволь этого прекрасного и вкусного лакомства. Хлебные изделия достигли огромного ассортимента. Это и булки, и батоны, и хлеба разных сортов, и бублики. Отдельное место в хлебобулочных изделиях занимают караваи. Этим чудесным человеческим изобретением принято встречать дорогих гостей. Без него не происходит ни одна свадьба. Так что как не крути, а без этой румяной, духмяной буханки не мыслим никакой стол.
Кроме старинных обычаев хлеб дает человеку большое количество белка, углеводов, обогащает его фосфором, магнием, калием. Так же он содержит в себе витамины. Все эти составляющие жизненно необходимы для нормальной работы человеческого мозга. И вообще, львиную долю энергии человек черпает из хлеба. В каждой семье существует свой культ хлеба. Это значит, что у каждого члена семьи есть своя любимая часть буханки. Одни предпочитают румяную и хрустящую корочку, другие обожают мякиш, ну а третьи не мыслят себя без того и другого.

Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.
Антуан де Сент-Экзюпери
Как только человек впервые осознал, что он отличается от животного, он начал размышлять об устройстве этого чудесного мира и своем предназначении. Или наоборот, сначала наблюдал за происходящим вокруг и понял,  что он – человек! По сей день каждый из нас старается  найти свой собственный ответ на «вечные» вопросы: «Что такое жизнь? Насколько ужасна смерть? Что такое любовь, дружба, счастье, горе, милосердие, труд?»   И хотя человечество накопило много мудрых мыслей, свой опыт кажется самым ценным. Удивительно, но почти все эти «вечные» темы связаны именно с Хлебом.   Ведь то, с чем мы встречаемся ежедневно, кажется нам хорошо знакомым и объяснимым. Например, легко сказать, что такое хлеб и почему он жизненно необходим людям! Почему «хлеб – всему голова», у хлеба нет негативных значений,  и как может быть «хлеб краше солнца»? Оказывается, ответ сразу найти нелегко, но искать очень увлекательно! О хлебе можно думать и как о целом  культурном, историческом и нравственном понятии.
Хлеб входит в рацион, наверное, каждой семьи,  и все знают о его полезных и питательных свойствах. Мы с детства учимся бережно и уважительно относиться к хлебу, потому что в хлебе заключён нелёгкий труд людей многих профессий. Но труд вложен в любой качественный продукт. Бесспорно, ржаной или пшеничный хлеб – это не просто хлебобулочное изделие. Во многих языках хлеб обозначает пищу как таковую и напоминает о многих житейских потребностях. Об этом говорят такие устойчивые выражения, как «заработать на хлеб», «свой кусок хлеба», «отнять хлеб», «хлебное место», «хлебом не корми».
С упоминанием о  хлебе  часто имеется в виду человеческое счастье, например в пожелании «Мира на земле и хлеба на столе!». С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым главным богатством: хорошо жил тот, у кого был хлеб. История учит нас, что все войны начинались не из-за золота, а именно из-за земли. У захватчиков, конечно же, ценилось золото и драгоценные камни, но в первую очередь, все же земля, рождающая хлеб. Металл может дешеветь, особенно во времена войн и голода, а эталоном цены всегда был и остается хлеб. Золото ведь не накормит. А ценность хлеба подчеркивается в выражениях «золотая нива», «золотая рожь» и в загадках : «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены» или «Ходит дом ходуном на столбе золотом». Я думаю, что дело не только в красивом золотом цвете. На память приходит много примеров, связанных с золотом и хлебом. Когда боги удовлетворили страсть к золоту царя Мидаса, он чуть не погиб от голодной смерти. А в похожей притче о жадном богаче, который продал душу дьяволу с одним условием, что все, к чему он будет прикасаться, станет золотым, конец был предсказуемый – алчный человек умер от голода.
Когда встаёт вопрос жизни и смерти, человек меньше всего думает о золоте или деньгах. Совершенно бессмысленными были деньги для Робинзона Крузо, который в какой-то момент совсем отчаялся в своем одиночестве и потерял надежду на спасение. Но именно тогда спасение и пришло! Он случайно нашел в старом мешке несколько проросших зёрен, и можно сказать, что его исправление и преображение началось в эту минуту. Робинзон в слезах и в полноте души возблагодарил Бога и стал учиться выращивать хлеб. Прошло немало времени, пока он собрал свой первый урожай, а ведь его ещё нужно было сберечь от животных и птиц, собрать, не имея специальных орудий, сохранить, не имея корзин и горшков и, главное – преумножить. Герой Даниеля Дефо своим умом должен был понять, как молоть зёрна, из чего сделать сито, как испечь хлеб без печи, и рассчитать, когда и сколько сеять снова! Он начинает творить и без устали трудиться: строить ограду, плести корзину, лепить глиняные горшки, придумывать «хлебопечку». Это увлекательная и поучительная история человека, который начинает меняться благодаря своему хлебу. Господь послал Робинзону несколько семян, из которых тот сумел вырастить достойный урожай, как оказалось и в прямом, и в духовном смысле!
Наверное, так было и с первыми людьми, когда они обнаружили, что злаки можно использовать в пищу. Судя по данным археологов, это было около 15 000 лет назад. Сначала зёрна растирали, затем смешивали с водой, получали крупу, варили её. А запеченная на горячих камнях «каша» стала прообразом настоящего хлеба. Итак, человек испёк хлеб и, можно смело утверждать, приобрёл родину! Человеку нужна стабильность – хлеб даёт её. Земледелие стабильнее охоты и собирательства. Теперь люди строят свои жилища рядом с полями. Они умеют пахать землю, сеять семена, собирать урожай и могут строить планы на будущее.
В такой обстановке человек и начал, наверное, размышлять о смысле своей жизни, о природных явлениях, о земле и небе. И совершенно неважно, где этот человек проживал: в Египте, Вавилонии, Греции или на Руси.
Хлеб во всех культурах являлся символом достатка и благополучия. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие из-за неурожая или засухи. Хлеб часто упоминается в сочетании с землёй, солнцем и, конечно же, с Богом. Хлеб – это дар Божий, это образ самого божества. Поэтому хлеб требует к себе почтительного, даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения между Богом и людьми, это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Хлеб присутствует во всех важнейших обрядах, он связан со всеми важными событиями в жизни людей: рождение, свадьба, строительство дома, посевная, сбор урожая. Хлеб кладут в колыбель, берут с собой в дорогу, чтобы оберегал, встречают гостей хлебом-солью, благословляют жениха и невесту. Преломив на общей трапезе хлеб, становятся друзьями. На хлебе договаривались и даже «клялись своим хлебом». Интересно, что заквашивание теста и выпечка хлеба – это строго женское занятие, а разрезание хлеба и его распределение было мужской обязанностью. При этом для всех действий существовало множество правил и запретов. Невозможно представить, чтобы на Руси выбросили хотя бы крошку хлеба, при этом совершенно ясно, что не из-за скупости, а только из почтенного отношения к бесценному дару.
Хлеб – это символ жизни, сама жизнь.   О хлебе часто говорят метафорами и, порой кажется, что хлеб  одушевлён: тесто ноздревато, оно дышит,  зерно умирает, пшеница волнуется,  хлеб родится, хлеб-батюшка. Без хлеба человек не может существовать. Как метко выразился старик Капля из повести М.Алексеева «Хлеб – имя существительное»: «… все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!». Вряд ли дедушка был силён в тонкостях морфологии русского языка, но значение слова выразил очень точно. Хлеб для человека – источник сил, настолько необходимое средство к существованию, что недостаток хлеба значит недостаток всего!
Именно «хлеб насущный» мы ежедневно просим у Бога в Молитве Господней. В поэтическом переложении «Отче Наш» А.С.Пушкина эта часть звучит так: «Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою». Это прошение относится к самому хлебу. Но не только. После падения и изгнания из Рая человек должен кормиться плодом своего тяжкого труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». До падения он мог жить Словом Божьим, но потеряв полноту общения с Богом, человек получает долю своего существования от той земли, из которой он был когда-то взят. Это было бы очень грустно для людей, но любовь и милосердие Господа безграничны. Он даёт тело, даёт и душу, даёт и хлеб. Но для души также необходим «хлеб насущный». Как бы могли мы радоваться и благодарить, если были бы духом голодны? Господь даёт хлеб, как величайший из даров, необходимый нам. Хлеб жизни – это Слово Божие. Спаситель сам открывает смысл этого чуда : «Я Хлеб сшедший с небес». Иисус Христос воплотившееся Слово, олицетворение Премудрости Божией. Хлеб является символом Слова Божия, которым нужно питаться ежедневно, и одновременно символом Его Тела, отданного в жертву. Как удивительно всё связано и премудро устроено! Хлеб – насущная пища и дар Божий и одновременно символ Слова Бога и Самой Личности Христа. То есть Хлеб небесный, Хлеб жизни, Хлеб живой.
Многие эпизоды из Библии связаны с хлебом. Можно увидеть, что хлеб – это не только средство к существованию. Хлеб предназначен для разделения, ведь каждая трапеза означает, что есть свой хлеб с кем-нибудь, значит быть его другом.  Долг гостеприимства всегда был священен, «Гость в дом – Бог в дом», поэтому с гостем тоже делили хлеб. На Тайной Вечери хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим. И сегодня «преломление хлеба» означает, что Тело Христово становится источником единства церкви. Я думаю, что многим известно чудо Спасителя, когда пятью хлебами и двумя рыбами он насыщает пять тысяч человек. Взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Чудесное умножение хлебов имеет для нас глубокий смысл. В этом хлебе – Сам Христос. Бог вселенной дает нам этот хлеб, плод земли и человеческого труда. Мы, в свою очередь, приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни. «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И этот, и иной хлеб.
Действительно, хлеб вызывает особое, святое чувство. Сейчас уже можно сделать вывод, что хлеб для человека всегда был не просто едой, не просто показателем благосостояния. Отношение человека к хлебу  многое говорит о нём самом, о его совести или равнодушии, о душевной щедрости или скупости.
В этой связи мне вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». В послереволюционной России в одном небольшом посёлке сосланные, раскулаченные крестьяне были брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у местных жителей. При виде подобной сцены можно сойти с ума. И 10-летний мальчик не мог оставаться равнодушным к погибающим людям, будучи сытым. Он выносил остатки еды, но когда просящих становилось всё больше, а еды у него не хватало, у него случился срыв. Он, дико рыдая, прогнал их. И ему с этого дня не даёт покоя совесть. Он и не должен вроде бы жалеть врагов, но, с другой стороны, он с ужасом сознаёт, что ежедневно «съедает жизни нескольких людей». Он начинает кормить ничью несчастную собаку: «не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Нормальный человек не может быть лишён сострадания. И такого напряжения не выдержал начальник станции, покончив жизнь самоубийством. Он «не нашел несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
Другим произведением, которое меня поразило ещё в детстве, стала сказка одного из моих любимых писателей Г.-Х.Андерсена. «Девочка, которая наступила на хлеб». Спесивая, жестокая девочка Инге бросила хлеб в грязную лужу, чтобы наступить на него и перейти, не испачкав башмачков. Провалившись под землю, она попала прямиком, конечно же, в ад. Девочка терпела страшные муки, но душа её всё больше грубела, а прощения просить Инге не собиралась, только злилась на других. Много лет прошло, пока окаменелая оболочка не растаяла от проникшего в пропасть луча света. Ангел плакал о ней! Вскоре в окрестностях появилась необычная птичка, которая находя, съедала только одно зёрнышко, а остальные раздавала другим. Несмотря на лютые морозы, птичка собрала  крошки, которые все вместе весили ровно столько, сколько весил хлеб, на который когда-то наступила Инге. Автор с самого начала описал Инге, как спесивую и жестокую девочку. Она отрывает крылышки мухам, стесняется бедности своей мамы, не уважает старших. Равнодушная, чёрствая девочка. Но оскорбив хлеб, она в одну минуту решила свою судьбу. И получила всё то, чем она так щедро одаривала других – мучения, равнодушие и никакого сопереживания! Вот что значит попирать ногами священный дар. Хотя, к сожалению, такое отношение к хлебу можно встретить и сегодня.
Я часто задумываюсь, как человек узнаёт цену хлеба. Мы ведь с детства знаем, что относиться к нему нужно бережно. Неужели, чтобы понять истинный смысл такого привычного и насущного хлеба, нужно вырастить его самому, как Робинзон Крузо, или испытать голод, как многие люди в нищете или в неурожайные годы. Разве нужно пройти войну, чтобы осознать, что дороже самого некачественного хлеба нет ничего, а золото не имеет никакого значения. Война отвратительна и ужасна, на полях, где должен родиться хлеб, льётся кровь. Мирное население голодает. И неизвестно, когда же снова будет посевная. Мне очень запомнился подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, они спасали коллекционное зерно для будущих поколений. Спасали семена, расплачиваясь собственной жизнью. Ведь война кончится и на месте побоищ должен расти хлеб. В 1942 году поэт Д.Кедрин написал такие строки, которые, как мне кажется, очень точно передают боль тех лет:
«Благословляем хлеб! Он наша жизнь и пища.
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?
Пшеницу сеял Бог. Железо черт ковал».
Итак, насущный хлеб необходим людям. И ведь только люди умеют выращивать хлеб. А быть человеком – это не только очень интересно и почётно, но очень ответственно. Хлеб нелегко вырастить, и важно всегда помнить о том, что это Божий дар.
Вся жизнь человека связана с хлебом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жизнь и физическая, и духовная. Хлеб – это очень полезный продукт, жизненно необходимый человеческому организму. Хлеб требует к себе уважения, ведь в него вложен труд людей многих профессий. Это труд очень тяжелый, поэтому вдвойне почётный. Хлеб сегодня стоит недорого. Истинная его цена намного выше. Для всех нас должны поработать селекционеры, агрономы, инженеры, трактористы, комбайнеры, мукомолы, водители, пекари. Люди, умеющие делать хлеб, всегда пользовались уважением и почётом. Ведь печь хлеб может далеко не каждый. Интересный факт, что еще в древности, раб-пекарь стоил в 10   раз дороже раба-гладиатора, а византийские пекари освобождались от налогов. Вспомним библейского Иосифа, проданного братьями в рабство, который спас Египет от голода и в знак благодарности был сделан вторым человеком в государстве. Многие войны начинались из-за земель, на которых родится хлеб. И хлеб бывает дороже золота.
Но хлеб не только продукт, необходимый человеку в его рационе. Хлеб всегда имел сакральное значение. Это не только символ благополучия, но и символ отношений Бога и человека. Это образ Самого Господа – Хлеб Жизни, Слово Божие. Хлеб объединяет людей за трапезой, учит уважению, щедрости, состраданию, гостеприимству, нерассточительности, рассудительности. У А.М.Жемчужникова есть такие строки:
Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!
С помощью образа хлеба можно объяснить многие сложные понятия и детям, и взрослым. Хлеб упоминается в огромном количестве пословиц, поговорок, загадок. Хлебу посвящаются песни, стихи, рассказы и повести. Хлеб воспитывает. М.Алексеев говорил, что «он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье».
Одно маленькое зёрнышко отправляется в землю умирать, чтобы  родиться вновь, но уже наливным золотым колосом с сотнями других зёрен. Этот хлеб питателен для человека.  Человеку также дано посеять у себя в душе семена добра и любви и бережно вырастить  их, чтобы получить бесценный урожай другого, не менее важного хлеба.
Гришина Елизавета (6 класс)

ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Хотя, совсем еще недавно, крестьяне трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб – богатством («хлеб – всему голова», «хлеб на стол, и стол – престол», «без хлеба сыт не будешь»). Не побьет ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.

Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».

Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».

О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нети хлеба, то любая пища будет не сытной: «Горек обед без хлеба».

Веками люди слагали пословицы и поговорки про хлеб, тем самым восславляли и подчеркивали его символизм: «голова», «батюшка», «дар Божий», «кормилец», — такими эпитетами характеризовали в народном творчестве главный продукт на каждом столе.

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
  • БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
  • БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
  • БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.
  • БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.
  • ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.
  • ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.
  • ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.
  • ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.
  • ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.
  • КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.
  • НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.
  • ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.
  • СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.
  • У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.
  • ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.
  • ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.
  • ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.
  • ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.
  • ХЛЕБ – КОРМИЛЕЦ.
  • ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.
  • ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.
  • ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.
  • ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.
  • БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.
  • БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.
  • БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
  • БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.
  • БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
  • БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.
  • НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.
  • БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.
  • БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.
  • ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.
  • ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.
  • ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.
  • ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.
  • И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.
  • КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.
  • КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.
  • ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.
  • МАТУШКА РОЖЬ КОРМИТ ВСЕХ ДУРАКОВ СПЛОШЬ, А ПШЕНИЧКА — ПО ВЫБОРУ.
  • НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.
  • НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.
  • НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.
  • НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.
  • ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.
  • ОТ ХЛЕБА — СОЛИ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.
  • РЖАНОЙ ХЛЕБУШКО — КАЛАЧУ ДЕДУШКА.
  • РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
  • СВОЙ ХЛЕБ СЫТНЕЕ.
  • СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.
  • СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ ХЛЕБА — СОЛИ НЕ ПРИДУМАЕШЬ.
  • У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.
  • УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.
  • ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.
  • ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.
  • ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.
  • ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.
  • ХЛЕБ — СОЛЬ ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ.
  • ХОТЬ ПО — СТАРОМУ, ХОТЬ ПО — НОВОМУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИТЬ.
  • ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.
  • ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.
  • БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.
  • БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

  • БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.
  • БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.
  • БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.
  • БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.
  • БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.
  • БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.
  • БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.
  • БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.
  • БЕЗ ХЛЕБА – СМЕРТЬ, БЕЗ СОЛИ – СМЕХ.
  • БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.
  • БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.
  • БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.
  • БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.
  • ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.
  • ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.
  • ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.
  • ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.
  • ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.
  • ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.
  • ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.
  • ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.
  • ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.
  • ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.
  • ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.
  • НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.
  • ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.
  • МНОГО СНЕГУ — МНОГО ХЛЕБА, МНОГО ВОДЫ — МНОГО ТРАВЫ.
  • ЛЕТОМ ДОМА СИДЕТЬ – ЗИМОЙ ХЛЕБА НЕ ИМЕТЬ.
  • ЛЕТОМ ХЛЕБ СОБИРАЙ, ЗИМОЙ – НАВОЗ.
  • ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ, ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.
  • ХЛЕБ ДА ВОДА – ЗДОРОВАЯ ЕДА.

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/45/3783/

Хлеб всему голова Окружающий мир 3 класс

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Доклад к теме Хлеб всему голова Окружающий мир 3 класс

Хлеб всему голова

Хлеб — это пищевой продукт,  который пекут или выпекают. В его составе обязательно должны быть мука и вода. Хлеб — самый известный и распространенный продукт на Земле, без него не обходится  ни завтрак ни обед ни ужин. Поэтому и говорят: Хлеб всему голова!

Муку для хлеба делают из зерна. Зёрна — это семена злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы.  Сейчас чаще всего делают ржаной хлеб  черный и пшеничный — белый.

Древние люди сначала собирали зёрна диких злаков, а потом научились их выращивать.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)В древности зёрна растирали в ступке, смешивали с мукой и делали хлебные лепешки.  Потом научились молоть муку на мельницах, которые приводились в движение вручную, животными, ветром, водой. Сейчас муку делают на электрических мельницах.

Сначала хлеб просто сушили на солнце, потом стали выкладывать хлебные лепешки на раскаленные на огне камни. Позже стали печь хлеб в печке. А теперь его делают на хлебозаводах и пекарнях.

У каждого народа свой, особый хлеб, он отличается по внешнему виду, форме и рецепту приготовления. С хлебом у многих народов тесно связаны национальные традиции.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Русский каравай

У русских и украинцев хлеб раньше назывался каравай. Его готовили из белой пшеничной муки, искусно украшали и подавали на рушнике — расшитом полотенце, вместе с солью. Каравай всегда присутствовал на свадьбах, его подносили гостям. И сегодня каравай остается символом русского гостеприимства.

Французский бисквит

Во Франции хлеб называется словом бисквит. В переводе это слово означает кондитерский хлеб, в его составе обязательно должны быть сахар и яйца. Такой хлеб всегда считался лакомством. А сейчас моя бабушка печет для меня вкусные бисквитные торты.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Кавказский лаваш

На Кавказе (в Армении, Азербайджане) делают лаваш. Это пресный белый хлеб в виде тонкой лепешки из белой пшеничной муки. Лаваш  по рецепту приготовления ближе других видов к древнему хлебу. В древности хлеб готовили примерно также: смешивали муку, воду, соль добавляли дрожжи или закваску и пекли тонкие лепешки.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Итальянская пицца

Итальянское национальное блюдо пицца — это тоже хлеб. Точнее, снизу хлебная лепешка, а сверху начинка из томатов и сыра. В средневековой Европе черствый хлеб использовали в качестве тарелок. На хлебных лепешках подавали пищу. Такие тарелки впитывали лишний жир и влагу.  Эти хлебные тарелки и были прообразом пиццы.

Раньше хлеб людям доставался тяжелым трудом.  Поэтому и относились к нему с уважением: его не принято было оставлять недоеденным или выкидывать. Сейчас в магазине можно найти хлеб на любой вкус и в любом количестве, но относиться  к нему все-равно надо с уважением. Нельзя забывать, что хлеб — всему голова!

Источник: https://akwin.ru/hleb-vsemu-golova/

«Хлеб – всему голова»

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)«Хлеб
– всему голова» – одна из самых распространенных пословиц нашего народа. И
вовсе не зря, ведь без хлеба не обходится ни один день нашей жизни.

И у
хлебушка есть свой международный праздник – Всемирный день хлеба (World Bread
Day), который отмечается 16 октября.

На
каждом столе в каждом доме ежедневно можно увидеть хлеб. Ему отводится самое
почетное место на столе.  Это не
случайно. Хлеб во все времена  был и
остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был еще и главным признаком
достатка в семье и благополучия в доме. Хлеб считался отцом, кормильцем и хлеб
символизировал солнце. А в ранней письменности хлеб и солнце обозначали
одним символом — кругом с точкой в центре. И выпекали хлеб круглый, румяный —
солнышко на столе.

История
возникновения хлеба началась еще очень давно. Согласно историческим данным,
первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому. Внешне они напоминали
лепешки и выпекались на раскаленных камнях.

Ингредиентами для таких лепешек
служили крупа и вода. Среди историков нет единой версии, как древние люди
сообразили запекать первый хлеб. Но распространено мнение, что это произошло
случайно, когда зерновая смесь перелилась через край горшка и запеклась.

Вот с
тех пор человечество и употребляет печеный хлеб.

Хлеб
играет важную роль в нашей жизни. Он пользуется большим уважением среди людей.

Во
все времена хлеб был самым большим из богатств: у кого был хлеб, тот жил
хорошо. Ничто так не тревожило людей, как его отсутствие. 

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Интересные факты

    •    Каждый человек
      в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.
    • В старину
      люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а черный и
      серый из-за цвета ел низший класс (беднота). Начиная с XX века, некоторые слои
      из высшего общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта,
      и он стал пользоваться большей популярностью.

Ребята,
русский народ сочинил много мудрых пословиц о хлебе! А писатели и поэты во все
времена прославляли хлеб и хлеборобов! Давайте вспомним пословицы и стихи о
хлебе. Свои ответы пишите в х.

Информация

Информация
Картинки из сети Интернет

Источник: http://muraveinik101.blogspot.com/2016/10/blog-post_16.html

Конспект урока «Хлеб- наше богатство»5 класс (работа с текстом)

  • Урок развития речи
  • по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению
  • по теме « Комплексная работа с текстом»
  • Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46
  • Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
  • Цель урока:
  • Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.
  • Задачи:

1.Формирование умения применять на практикезнания о структуре текста.

2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

информацию.

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

  1. 7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.
  2. Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал
  3. Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
  4. Метапредметные:
  5. — Личностные — выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
  6. — Познавательные — воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
  7. — Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
  8. — Коммуникативные — умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
  9. ХОД УРОКА
  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

  • Учитель:
  • — Добрый день, ребята!
  • -На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Учитель:

Очень часто мы в нашей жизни, к сожалению,сталкиваемся с такими проблемными ситуациями ,как эта?В чём на ваш взгляд проблема? Можно ли так поступать? Почему?

Проблемная ситуация: обучающийся входит в класс с опозданием и пытается выбросить в мусорное ведро недоеденную булочку. Можно ли так поступать? Почему?

  1. Дети останавливают его.
  2. А сейчас садись, пожалуйста ,и послушай информацию, которая возможно будет для тебя полезной.
  3. Учитель:
  4. Слайд 1
  5. Посмотрите не похожа ли ситуация в данной презентации на ту которую вы наблюдали в начале урока в нашем классе?

Учитель:Ребята,как вы думаете,,о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?Какова тема нашего урока?

  • Презентация «Хлеб-наше богатство!»:
  • Слайд 2 «Хлеб- наше богатство»
  • Давайте поговорим ,почему о хлебе говорит « наше богатство»?
  • Слайд 3(учитель)

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» —

  1. В поле, в доме, в державе!
  2. Учитель:
  3. -Ребята,а какие цель и задачи мы поставим с вами перед собой сегодня на уроке?
  4. Слайд 4(цели и задачи)
  5. Цель : узнать о значении хлеба в жизни человека.
  6. Учитель:
  7. Обратимся к домашнему заданию, которое было дано каждой группе на прошлом занятии.
  8. Задачи :
  9. 1 Узнать, почему хлеб называют хлебом, изучить историю возникновения хлеба.
  10. (1 группа)

2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

(2 группа)

3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

(3 группа)

4.Хлеб в устном народном творчестве.Пословицы и поговорки о хлебе.

(4 группа)

5.Выполнить комплексный анализ текста.

Слайд 5(вступительное слово)

Учитель:

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда.

«Хлеб – всему голова» — гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи…

  • Слайды 6,7,8,9,10 (отвечает 1 группа)
  • Слайды 11,12,13,14,15,16,17 ,18 (отвечает 2 группа)
  • Учитель:

Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?

Слайды 19,20,21 (отвечает 3 группа)

(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.

Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.

  1. Слайды 22,23,24,25 (отвечает 4 группа)
  2. Учитель:
  3. -Спасибо группы, вы хорошо поработали.
  4. -А мы с вами переходим непосредственно к работе с текстом.

Тема — Обратимся к высказыванию известного лингвиста Е.В.Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»

— Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!

  • — Текст.
  • _Значит ,мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и приступим к реализации нашей основной задачи
  • « Комплексная работа с текстом»
  • Слайды 26,27
  • Давайте вспомним, что такое текст?
  • Каковы основные признаки текста?
  • — Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?
  • — Что нам необходимо выяснить?

— (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

— Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе».

Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу

Выключаю поектор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Работа с текстом. Ученик читает текст.

Прочитайте выразительно текст.

«Слово о хлебе»

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб — всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно.

Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12.

А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

10. Комментарий учителяДавайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словаминазывались в древнерусской литературе поучения и послания.

  1. ( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
  2. Работа в группах
  3. Таблица №1. Обоснуйте и впишите
  4. Задание №1
1.Тема текста
2.Главная мысль текста
3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение)
4. Стиль речи текста (разговорный, научный, художественный)
Задание №2 Определите языковые особенности текста:
Однозначное или многозначное слово «хлеб»?
Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Обоснуйте (устно)
  • Хлеб-это…
  • Хлеб-это…
  • Хлеб-это
  • Хлеб-это…
Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы?

Таблица №2

Задание №1. Составьте план текста и впишите

1.
2.
3.
4.
Задание №2 Выпишите из текста пословицы, выражения и объясните их(устно). Какой смысл в них? Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу?

Таблица №3

Задание №1 Составьте вопросы по данному тексту

1.
2.
3.
Задание №2 Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?(впишите в таблицу) Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях. Обоснуйте (устно)
Задание №3  Прочитайте отрывок: «… А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”

Задание №4 для всех групп:

Составьте синквейн со словом «ХЛЕБ»

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Задание №5для всех групп:

1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

  1. — Хлеб да вода… крестьянская ….
  2. — Хлеб да соль, и обед ….
  3. — Хлеб – батюшка, водица – ….
  4. — Палата бела, а…без хлеба в ней ….
  5. — Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….
  6. — Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….
  7. — Без хлеба, без соли худая ….
  8. — Хлеба ни куска, так и в тереме ….

— Покуда есть хлеб да вода…, всё не …

  • — Не будет хлеба , … не будет и …
  • Учитель:
  • Выводы:
  • — А сейчас давайте подведём итоги и сделаем выводы ,что нового мы узнали на уроке?

_Скажи,Саша ,какие выводы ты сделал сегодня на уроке?Удалось ли нам убедить тебя бережно относиться к хлебу?

-Чему научились?Достигли ли цели и задач урока?

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку.

Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.

Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку.

Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.

Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. А ещё учились понимать текст,работатьс ним.

Выводы:

.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева :

Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.

  1. Звенит колосьями янтарно…
  2. Я перед ним колени преклоню,
  3. Как землепашец, благодарно.
  4. Хлеб на корню – ещё не хлеб.
  5. Он хлебом будет лишь в сусеке.
  6. И всё ж, каким был в поле хлеб,
  7. Судили в старину о человеке.
  8. — Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.
  9. -Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
  10. Запомним правила:
  11. Слайд 27

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь черствому хлебу.

5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 27)

  • Рефлексия. (Слайд 28)
  • Ребята, оцените свою работу на уроке 
  •  (Поднимите руки)
  • «5» — все понял, активно работал, делал выводы
  • «4» — было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать
  • «3»- есть вопросы, нужно повторить
  • Слайд 29
  • Домашнее задание.
  •  На выбор учащихся:

1.Сочинить четверостишие о хлебе.

2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»

3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.

Слайд 30

-Спасибо за урок, ребята!

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-khlieb-nashie-boghatstvo-5-klass-r.html

Рассказ о хлебе

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Рассказ о хлебе для детей поможет написать мини-сочинение про хлеб и узнать о его ценности в нашей жизни.

Небольшой рассказ о хлебе детям

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и наконец через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Не зря же в народе говорят: «Хлеб всему голова». Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен.

Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …».

Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Рассказ о хлебе для первоклассника

Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба — кислый хлеб.

Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным.

С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь.

На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.

Словом “хлеб” русские крестьяне называли зерновые культуры, такие как рожь, ячмень, пшеницу, а также продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, — круглый, без начинки. Вес такого хлеба был от 1 до 3 кг. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной муки.

Свой рассказ о хлебе 1 класс можно написать в х, чтобы помочь другим с выполнением домашнего задания.

Источник: https://kratkoe.com/rasskaz-o-hlebe/

Пословицы про хлеб

Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелёк.

Хотя, совсем ещё недавно, крестьяне день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб богатством («хлеб — всему голова», «хлеб — на стол, и стол — престол, «без хлеба сыт не будешь»).

Не побьёт ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.

Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом— отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб — кормилец», «Хлеб в человеке — воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь», «Нет хлеба — клади зубы на полку».

Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: выкинул хлеб, значит — потерял семейное благополучие и силу.

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нет хлеба, то любая пища будет не сытной: Горек обед без хлеба.

Веками люди слагали пословицы и поговорки про хлеб, тем самым восславляя и подчёркивая его символизм. «Голова», «батюшка», «дар божий» «кормилец» — такими эпитетами характеризовали в народном творчестве главный продукт на каждом столе.

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодожёнов встречали караваем и солью. Да и сейчас, в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

Пословицы про хлеб для детей

Хлеб — всему голова.

Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлебом люди не шутят.

Про хлеб и соль

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.
Без хлеба — смерть, без соли — смех.
Добра соль, а переложишь — рот воротит.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
На соль пьется, на хлеб спится.
От хлеба-соли не отказываются.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб да соль — и обед пошел.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Пословицы про хлеб на русском языке

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Без хлеба все приестся.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.
Будет день — будет и хлеб.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Был бы хлеб, а каша будет.
Был бы хлеб, а пирог даром.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Дешев хлеб, коли деньги есть.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.
Как хлеб да квас, так и все у нас.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору.
На соль пьется, на хлеб спится.
Надо хлеба и на после обеда.
Не давай голодному хлеб резать.
Не от хлеба ходят, а ко хлебу.
Нет хлеба — клади зубы на полку.
Около хлеба и мыши водятся.
От хлеба-соли не отказываются.
От хлеба хлеба не ищут.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.

Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
У хлеба не без крох.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб да соль — и обед пошел.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Хотя палата бела, да без хлеба скучна.

Чья земля, того и хлеб.

Перечисленные высказывания были найдены в сборниках:
И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи».
Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».
А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки».
О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».
Даль В.И. «Пословицы русского народа».
А.И. Соболев «Русские пословицы и поговорки».

М. А. Рыбникова. «Русские пословицы и поговорки».

Источник: http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-xleb/

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб.

Тысячи людей различных профессий заняты в этих сложных процессах. Множество дней и ночей проходит прежде, чем испекут этот вкусный и душистый хлебушек.

“Хлеб – всему голова” эта мудрая пословица известна, пожалуй, всем еще с детства. Много мудрости

и уважения заложено в ней, которая веками передавалась с поколения в поколение. Беречь и свято относиться к хлебу учат нас с малых лет наши любимые мамы. Со свежим хлебом и насыпанной наверх него солью встречали наши предки всех дорогих гостей, которые пришли с чистыми помыслами либо с хорошими новостями.

Караваем благословляли родители молодых на хорошую и счастливую жизненную дорогу. Когда рождался ребенок в семье, шли в гости обязательно с хлебом.

Наши далекие предки глубоко чтили и возвышали хлеб, потому что они знали цену тяжелому труду людей, которые выращивали его на полях. Ведь раньше не было современных новейших технологий, а все делалось вручную и требовалось вложить много сил и умения. Они посвящали ему многие хвалебные песни, слаживали разные пословицы.

Раньше считалось, если в доме имелся хлеб, то семья жила счастливо и благополучно.

Хлеб незаменим, ведь нет такого продукта, который может превосходить его. “Хлеб – это святое” любят поговаривать наши бабушки и дедушки. Потому, как помнят они те времена, когда его не было. Те далекие военные годы, когда только могли они, что мечтать о кусочке хотя бы черствого черного хлеба.

И еще, наверное, этими словами они хотят показать нам, что бы мы с трепетом относились не только к самому хлебу, и к мозолистым рукам, вырастившим его. Ведь сегодня не все аккуратно относятся к нему, выбрасывают его в мусор, когда он зачерствеет.

Мы должны знать цену этому замечательному продукту, уметь экономить его и беречь, быть внимательными и заботливыми хозяевами. Относится к нему с почтением. Никогда не жалеть кусочка хлеба просящему бедному и голодающему человеку.

Ведь хлеб – это жизнь. Он считается богатством нашей страны. Ведь каждый хочет видеть каждый день на своем столе вкусный, душистый, мягкий хлеб и сдобную выпечку.

Оберегайте хлеб – мерило духовности и нашей воспитанности.

2, 5, 6, 7 класс

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)« Характеры героев в трилогии “Торгаши”История написания комедии Мольера “Тартюф, или Обманщик” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-xleb-vsemu-golova-po-poslovice-pro-xleb/

Толкование смысла пословиц о хлебе

Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.

«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом.

На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб.

Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться.

И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло.

Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний — уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно.

Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая.

Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод.

И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят — хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.

«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

Isgerd (опубликовано 148 статей)     (1)

Источник: http://hlebosol.info/folk/poslovica/tolkovanie/

Сочинение на тему: Хлеб всему голова

Хлеб всему голова

Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. “Хлеб – всему голова” – эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине.

В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края.

У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался

в первых днях начала жатвы – первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в­ поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.

К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо,­ он наш­ кормилец. Пшеницу называют уважительно – “ее величество”.

По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение – пшеница, которую они вырастили и­ сделали из нее муку, а затем выпекли первых хлеб.

И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый

ужин,­ ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт – вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.

Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах,­­ делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб.

Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд.­ Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов.

Сохранять традиции в крови каждого русского человека.­­­­ ­

У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе.

Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам.

Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-xleb-vsemu-golova/

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Составить небольшой рассказ про собачку жучку с элементами звукоподражания
  • Составить о себе рассказ включив не менее 8 фразеологизмов
  • Составить небольшой рассказ с фразеологизмами 6 класс
  • Составить небольшое сочинение на свободную тему используя фразеологизмы в предложениях
  • Составить небольшой рассказ о войне 1812 года 4 класс кратко
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии