Слова́рный соста́в языка́ —
Единицы, формирующие словарный состав языка, неоднородны. Прежде всего, это лексика и фразеология разных форм существования национального языка: литературная, просторечная, диалектная, жаргонная. Кроме того, разграничивается два массива слов: имена нарицательные и имена собственные (
В зависимости от сферы употребления языка и целей общения различают нейтральную лексику и лексику стилистически окрашенную (
Лексика — самый подвижный и динамичный уровень языка, поскольку в ней непосредственно отражаются изменения в окружающей действительности, в обществе, процессы устаревания слов и значений (
В силу подвижности, открытости словарного состава языка невозможно исчислить количество его единиц в тот или иной исторический период. Количество слов, представленных в толковых словарях, зависит от концепции этих лексикографических источников. В «Толковом словаре живого великорусского языка»
Словарный состав языка через слово и фразеологическую единицу отражает мировосприятие и миропонимание русского народа, его социальные, этические и эстетические идеалы и оценки (
активные процессы в словарном составе современного русского языка
Коренная перестройка всех сфер нашей жизни и социальные потрясения, пережитые обществом в последние два с половиной десятилетия, вызвали настоящий взрыв в лексико-фразеологической системе языка. Языковые изменения, которые в годы общественно-политической стабильности протекают размеренно, постепенно, в 1990-е годы приобретают лавинообразный характер.
Почти мгновенно уходит в пассив огромный пласт слов и фразеологизмов, отражающих явления и реалии советского строя, и прежде всего его идеологию: Верховный совет, горсовет, партактив, партком, соцлагерь, соцсоревнование, комсомол, пионерская дружина, октябрята, колхоз, маяки пятилетки, ударники коммунистического труда, стройки коммунизма, ленинская вахта и т. п.
Стремительно растет поток новообразований, складываются целые словообразовательные гнезда вокруг слов, обозначающих актуальные понятия постсоветской действительности: рынок → рыночник, антирыночник, антирыночный, дорыночный, нерыночный, квазирыночный и др.; бизнес, бизнесмен → бизнесвумен, бизнес-класс, бизнес-клуб, бизнес-план; криминал, криминальный → криминализовать, криминализоваться, криминализация, криминалитет, криминогенный, криминогенность. Активизируются некоторые аффиксы (анти-, де-, раз-/рас-), значение которых «востребовано» процессами, происходящими в обществе: антидемократический, антизападный, антикоммунистический, антикризисный, антимонопольный, и т. п.; деидеологизация, деполитизация, дестабилизация; разбалансирование, разгосударствление. Формируются новые словообразовательные элементы: аудио-, видео-, нарко- (аудиоальбом, аудиоплеер, видеобар, видеозал, видеоинженер, наркомафия, наркорубли) и т. п. В словообразовательный процесс включаются
Открытость современной России для широких международных контактов, необходимость в назывании новых понятий и явлений в сфере политики, экономики, финансовой деятельности, техники, автоматизации, массовой культуры, спорта, верования и др. обусловили многочисленные заимствования (в основном из английского языка в его американском варианте): инаугурация, импичмент, менеджер, маркетинг, дисконт (дисконтная карта), индексация, евро, пиар, ноутбук, ксерокс, триллер, фэнтези, бодибилдинг, скейтборд, чакры и сотни других. В неконтролируемом потоке заимствований немало таких, которые выступают дублетами к уже существующим в русском языке словам (в том числе давно «обжитым» заимствованиям); ср. менеджмент — управление, стагнация — застой, спад, консенсус — согласие, тинейджер — подросток, пролонгировать — продлить, шоп — магазин и др. Очевидно, необходимо время, чтобы проявилась их жизнеспособность.
Активно протекают преобразования в значении ряда слов, которые расширяют свою лексическую сочетаемость, ср. новое содержание слов рынок ‘сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы, регулируемые спросом и предложением’ (финансовый, нефтяной, автомобильный, книжный, товарный, продовольственный рынок; рынок ценных бумаг, рабочей силы, труда и т. д.), дом ‘торговая, коммерческая фирма’ (Издательский дом, Компьютерный дом, Страховой дом). Широкое распространение получил термин экология ‘раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, человека с окружающей средой’: соотношение этого термина с индустриализацией, перенесение его в сферу социологии, культуры, нравственности преобразовало его сочетаемость и сформировало соответственно новые значения; ср. разрушение экологии страны, градостроительная экология, экология культуры, языка, души и т. п. Во фразеообразовании выделяется ряд ключевых, актуальных, семантически обогащенных слов, образующих серии словосочетаний: валютный (валютная политика, валютный счет, вклад, запас, валютные поступления; валютный магазин, бар, ресторан, рэкет и т. п.); силовой ‘опирающийся на военную силу как аппарат подавления’, осуществляемый с позиции силы (силовой стиль работы Сталина, вакуум, силовые действия, методы, силовая структура ФСБ).
Широкое вторжение сниженной, жаргонной и даже нецензурной лексики в материалы средств массовой информации, политические дебаты, публицистику, художественную литературу (что вызвано, безусловно, не только отменой цензуры или изменением языкового вкуса общества, но и поиском новых экспрессивных средств) изменило стилистический облик и количественно-качественный состав словаря. Слова и фразеологизмы типа балдеть, беспредел, крутой, разборка, торчать, тусовка, тусоваться, фанера, вешать лапшу на уши, качать права, на халяву переступили запретную черту, отделявшую ненормативную бытовую речь от литературного языка, вошли в употребление почти всех социальных слоев. Подобное массовое вторжение в нашу повседневность грубых, вульгарных слов и выражений обедняет функционально мотивированное варьирование языковых средств в речи, ведет к ее экспрессивной монотонности, а в конечном счете — к бесцветности и безликости.
Стоит отметить еще одно явление — возвращение в активное употребление лексики, характерной для языка дореволюционной России, а также слов, в советское время соотносимых с реалиями западных капиталистических стран: акция, биржа, банкир, инфляция, забастовка, безработица, фермер, благотворительность, казачество, губернатор, мэр, парламент, чиновник, гимназия, кадетский корпус и др.; вернулась с периферии и лексика православной культуры (см. также Активный и пассивный запас лексики, Актуализация языковых единиц).
Отмеченные динамические процессы отражены в специальных словарях последних лет; см., напр., «Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения» (СПб., 1998) и «Толковый словарь русского языка начала XXI в. Актуальная лексика» (М., 2006) — оба словаря вышли под ред. Г. Н. Скляревской, одного из крупнейших лексикологов и лексикографов.
АвторПоцепня Д. М.
Слова́рный соста́в языка́ —
Единицы, формирующие словарный состав языка, неоднородны. Прежде всего, это лексика и фразеология разных форм существования национального языка: литературная, просторечная, диалектная, жаргонная. Кроме того, разграничивается два массива слов: имена нарицательные и имена собственные (
В зависимости от сферы употребления языка и целей общения различают нейтральную лексику и лексику стилистически окрашенную (
Лексика — самый подвижный и динамичный уровень языка, поскольку в ней непосредственно отражаются изменения в окружающей действительности, в обществе, процессы устаревания слов и значений (
В силу подвижности, открытости словарного состава языка невозможно исчислить количество его единиц в тот или иной исторический период. Количество слов, представленных в толковых словарях, зависит от концепции этих лексикографических источников. В «Толковом словаре живого великорусского языка»
Словарный состав языка через слово и фразеологическую единицу отражает мировосприятие и миропонимание русского народа, его социальные, этические и эстетические идеалы и оценки (
активные процессы в словарном составе современного русского языка
Коренная перестройка всех сфер нашей жизни и социальные потрясения, пережитые обществом в последние два с половиной десятилетия, вызвали настоящий взрыв в лексико-фразеологической системе языка. Языковые изменения, которые в годы общественно-политической стабильности протекают размеренно, постепенно, в 1990-е годы приобретают лавинообразный характер.
Почти мгновенно уходит в пассив огромный пласт слов и фразеологизмов, отражающих явления и реалии советского строя, и прежде всего его идеологию: Верховный совет, горсовет, партактив, партком, соцлагерь, соцсоревнование, комсомол, пионерская дружина, октябрята, колхоз, маяки пятилетки, ударники коммунистического труда, стройки коммунизма, ленинская вахта и т. п.
Стремительно растет поток новообразований, складываются целые словообразовательные гнезда вокруг слов, обозначающих актуальные понятия постсоветской действительности: рынок → рыночник, антирыночник, антирыночный, дорыночный, нерыночный, квазирыночный и др.; бизнес, бизнесмен → бизнесвумен, бизнес-класс, бизнес-клуб, бизнес-план; криминал, криминальный → криминализовать, криминализоваться, криминализация, криминалитет, криминогенный, криминогенность. Активизируются некоторые аффиксы (анти-, де-, раз-/рас-), значение которых «востребовано» процессами, происходящими в обществе: антидемократический, антизападный, антикоммунистический, антикризисный, антимонопольный, и т. п.; деидеологизация, деполитизация, дестабилизация; разбалансирование, разгосударствление. Формируются новые словообразовательные элементы: аудио-, видео-, нарко- (аудиоальбом, аудиоплеер, видеобар, видеозал, видеоинженер, наркомафия, наркорубли) и т. п. В словообразовательный процесс включаются
Открытость современной России для широких международных контактов, необходимость в назывании новых понятий и явлений в сфере политики, экономики, финансовой деятельности, техники, автоматизации, массовой культуры, спорта, верования и др. обусловили многочисленные заимствования (в основном из английского языка в его американском варианте): инаугурация, импичмент, менеджер, маркетинг, дисконт (дисконтная карта), индексация, евро, пиар, ноутбук, ксерокс, триллер, фэнтези, бодибилдинг, скейтборд, чакры и сотни других. В неконтролируемом потоке заимствований немало таких, которые выступают дублетами к уже существующим в русском языке словам (в том числе давно «обжитым» заимствованиям); ср. менеджмент — управление, стагнация — застой, спад, консенсус — согласие, тинейджер — подросток, пролонгировать — продлить, шоп — магазин и др. Очевидно, необходимо время, чтобы проявилась их жизнеспособность.
Активно протекают преобразования в значении ряда слов, которые расширяют свою лексическую сочетаемость, ср. новое содержание слов рынок ‘сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы, регулируемые спросом и предложением’ (финансовый, нефтяной, автомобильный, книжный, товарный, продовольственный рынок; рынок ценных бумаг, рабочей силы, труда и т. д.), дом ‘торговая, коммерческая фирма’ (Издательский дом, Компьютерный дом, Страховой дом). Широкое распространение получил термин экология ‘раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, человека с окружающей средой’: соотношение этого термина с индустриализацией, перенесение его в сферу социологии, культуры, нравственности преобразовало его сочетаемость и сформировало соответственно новые значения; ср. разрушение экологии страны, градостроительная экология, экология культуры, языка, души и т. п. Во фразеообразовании выделяется ряд ключевых, актуальных, семантически обогащенных слов, образующих серии словосочетаний: валютный (валютная политика, валютный счет, вклад, запас, валютные поступления; валютный магазин, бар, ресторан, рэкет и т. п.); силовой ‘опирающийся на военную силу как аппарат подавления’, осуществляемый с позиции силы (силовой стиль работы Сталина, вакуум, силовые действия, методы, силовая структура ФСБ).
Широкое вторжение сниженной, жаргонной и даже нецензурной лексики в материалы средств массовой информации, политические дебаты, публицистику, художественную литературу (что вызвано, безусловно, не только отменой цензуры или изменением языкового вкуса общества, но и поиском новых экспрессивных средств) изменило стилистический облик и количественно-качественный состав словаря. Слова и фразеологизмы типа балдеть, беспредел, крутой, разборка, торчать, тусовка, тусоваться, фанера, вешать лапшу на уши, качать права, на халяву переступили запретную черту, отделявшую ненормативную бытовую речь от литературного языка, вошли в употребление почти всех социальных слоев. Подобное массовое вторжение в нашу повседневность грубых, вульгарных слов и выражений обедняет функционально мотивированное варьирование языковых средств в речи, ведет к ее экспрессивной монотонности, а в конечном счете — к бесцветности и безликости.
Стоит отметить еще одно явление — возвращение в активное употребление лексики, характерной для языка дореволюционной России, а также слов, в советское время соотносимых с реалиями западных капиталистических стран: акция, биржа, банкир, инфляция, забастовка, безработица, фермер, благотворительность, казачество, губернатор, мэр, парламент, чиновник, гимназия, кадетский корпус и др.; вернулась с периферии и лексика православной культуры (см. также Активный и пассивный запас лексики, Актуализация языковых единиц).
Отмеченные динамические процессы отражены в специальных словарях последних лет; см., напр., «Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения» (СПб., 1998) и «Толковый словарь русского языка начала XXI в. Актуальная лексика» (М., 2006) — оба словаря вышли под ред. Г. Н. Скляревской, одного из крупнейших лексикологов и лексикографов.
Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей:
- Вступление
- Содержание
- Заключение
В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.
Пишем сочинение правильно:
Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: вступление; содержание; заключение.
Вступительная часть
Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы.
Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Допустим, пишется сочинение на тему «Природа родного края». Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.
Содержательная часть
Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения.
Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.
Заключительная часть
В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения.
Заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой «Ё«!
Как писать школьные сочинения:
- Как написать сочинение рассуждение? — Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например «Мое любимое время года», «Наша планета — Наш дом» и т.п.
- Как написать небольшое сочинение в виде эссе? — Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе — свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
- Как написать сочинение по картине художника? — Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
- Как подготовить сообщение на заданную тему? — Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
- Как написать сочинение на лингвистическую тему? — Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский».
- Как написать сравнительную характеристику двух героев? — В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
- Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? — Сочинение на ЕГЭ — значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)
Подборка материала для сочинений:
- Литература
- Искусство
- Сочинения
Домашние задания на 09.11.2021г. 5-11 классы
5 А Б В класс
Математика:
1. §11, стр.74 – записать правило равенства углов
2. Записать ответы на вопросы.
3. Выполнить № 283
4. Выполнить №284
5. Найти фигуры и заполнить их количество
Немецкий язык:
Посмотреть видеоурок и выполнить письменно задания к слайдам 7, 11
Биология:
Написать небольшое сообщение про 1 естествоиспытателя пользуясь учебником или другими источниками информации. На стр.33 ответьте на любые 6 вопросов из 12.
Русский язык 5-А
1. Просмотреть видеоурок
2. Сделать краткую запись по теме урока.
3. П. 40 прочитать (у кого ссылка не открылась)
4. Упр. 200 (всё по заданию)
Русский язык 5-Б:
1. Посмотреть видеоурок.
2. Прочитать п.38 .Начертить в тетрадь памятку (стр.102)
3. Выполнить упр.211
Русский язык 5-В:
Посмотреть видеоурок, сделать записи, выполнить упр. 204. Выучить правила о знаках препинания при однородных членах предложения
История
П. 16 читать (Стр. 78) Письменно сравнить религии древнееврейских племен с религией Междуречья и Египта
Музыка
6 А Б В класс
Русский язык
п. 33 наизусть упр. 175 (синие учебники)
п. 36 наизусть упр. 220 (зелёные учебники)
Отправить в ВК фото самостоятельной работы и фото домашнего задания (2 оценки)
Физическая культура
выполнить зарядку ОФП
Математика
№242 (3,4,5,6,7)
История
таблица (с подсказками в виде страниц параграфа)
Английский язык
просмотреть видео урок, выполнить все задания в тетради
География
прочитать параграф 40, выписать в тетрадь слова с определениями «Соленость», «Промилле». Выполнить задание №2 на странице 170 письменно в тетради.
7 А Б класс
География —
Тема урока: «Внутренние воды и природные зоны Евразии».
Домашнее задание: параграф №21 прочитать, описать какую-нибудь реку (по выбору) по плану в приложениях стр. 320.
Геометрия –
Тема: Первый и второй признак равенства треугольников
Домашнее задание:
№155 №156 №159
Посмотреть видео урок
Русский язык —
Тема урока «Слитное и раздельное написание причастий»
1. Посмотреть видеоурок.https://resh.edu.ru/subject/lesson/2273/main/
2.Прочитать п.26.
3.Правило записать в виде таблицы.
4.Упр. 159. Записать в столбик, рядом НАПИСАТЬ объяснение.
Физическая культура –
Тема урока «Баскетбол»
Задание:
Ознакомиться с презентацией (ВК)
Составить краткое сообщение об истории развития баскетбола
История –
Задание:
https://yandex.ru/video/preview/?text=народы россии в..
Смотрим видео, письменно отвечаем на вопросы 1,3,4 на с.80 учебника.
Немецкий язык
Тема урока «Дружба»
1.просмотреть видеоурок (в ВК)
2.. записать слова в словарик
3. написать предложение по образцу, данному на слайде, отправьте через ВК, Вайбер
8 А Б В класс
Биология
Прочитать § Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Ответить письменно на вопросы после §. Ознакомиться с графической работой сердца по ссылке
https://vk.com/doc461346335_529809260?hash=dac5a11582
Литература: Составить кроссворд по произведению «Капитанская дочка» А.С. Пушкина : 20 вопросов на «5», 15 — на «4», 10 вопросов на «3».
ФК: ТБ на уроках баскетбола — изучить инструкцию(посмотреть презентацию); решить тест. https://vk.com/doc590813653_619146857?hash=d24a6a5ba69c6b25e3&dl=fc39fa641e63722121,
https://vk.com/doc590813653_619147212?hash=1460fb9ff4d730a739&dl=edf2aacd78f3432a97
Геометрия: 1. § 52 конспект (Стр. 122-123); 2. Задача 460 (Стр. 126) https://www.youtube.com/watch?v=ZqO_ykRDR-A&featu..
Для 8 Б,В:
1.Выписать формулы площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма.
2.Начертить квадрат. Найти его площадь.
3.Начертить прямоугольник. Найти его площадь.
4.Начертить параллелограмм. Найти его площадь.
5.Решить задачу № 464(а). с полным оформлением.
На оценку «3» можно выполнить 1-3 задания, на «4» выполнить 1-4 задания, «5» все задания.
Русский язык: Посмотреть видеоурок, записать в тетрадь таблицу с примерами «Виды обстоятельств», выполнить упр.225. https://vk.com/video-193772839_456239243
Физика: 1. Посмотреть видео-урок, составить конспект; 2. § 19 читать (Стр. 56-59); 3. Упражнение 15 №1,2 (Стр.62). https://vk.com/doc28205183_622252826?hash=eb161c4a91ce0a5bb2&dl=9f76660784e4a628ed
Немецкий язык: Посмотреть видеофильм «Достопримечательности Берлина», выполнить онлайн задание «Достопримечательности Берлина» по ссылке https://learningapps.org/2396533. https://vk.com/video-193772839_456239244
Химия: Дать полную характеристику элементу под номером 14. Образец характеристики в видео №2. https://vk.com/video-193772839_456239245?list=b786fecdcc5a3dc208, https://vk.com/video-193772839_456239246?list=c23dbde9a287387338.
История для 8Б: Заполнить таблицу в тетради, опираясь только на прочитанный текст. https://vk.com/doc622388320_619920084?hash=eacd03fd95717942a2&dl=2208cac088c2e714e9
ОБЖ для 8 Б: решить кроссворд по ссылке https://learningapps.org/watch?v=ph5zyeift21
9 А Б класс
ИКТ
Тема урока: Запросы на выборку данных.
Отправляете выполненные задания в ВК:
1. Конспект урока.
2 . Ответ к выполненному заданию
Русский язык
Тема урока: «СПП с придаточными определительными»
Задание: упр. 123 (Списать, расставить пропущенные знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения №1+схема)
История
Учебник с.91-96 прочитать выполнить анализ Крымской войны по плану. https://vk.com/topic-193771915_41163659?z=photo-193771915_457239259%2Fpost-193771915_754
Геометрия
Тема урока :»Обобщение метода координат». Задание в сообществе
Родной русский язык
Задание: работа с текстом. Написать и отправить сочинение( вариант 9.1; 9.2;9.3 на выбор один) по тексту варианта 2 КИМ
Физика
Тема урока: «Движение тела под действием силы тяжести»
1. Посмотреть видео-урок, составить конспект;
2. § 14 читать (Стр. 60-63), ответить на вопросы №1,2,3 (Стр. 63)
3. Выполнить задачу №2 из видео-урока.
Отправлять работы можно следующим способом:
1. В личные сообщения ВКонтакте (С указанием ФИ, класс, дата урока);
2. В Viber по номеру телефона 8-912-396-1812 (С указанием ФИ, класс, дата урока).
Английский язык
English. The 9th of November. Section Three. Focus on Grammar стр.81 и Focus on Word-building стр.82 записать правило в тетрадь и выучить (фото тетради), упр.5 стр.83 слова записать в словарь и выучить (фото словаря), упр.8 стр.84 (цифра-буква), посмотреть видеоурок.
10 класс
Геометрия
Тема урока: «Параллельность прямых, прямой и плоскости»
Изучить пункт «Параллельность прямой и плоскости»
1.Составить схему (смотри схему взаимного расположения прямых в пространстве) расположения прямой и плоскости.
2.Записать определение параллельных прямой и плоскости. Чертеж и обозначение.
3.Записать формулировку признака параллельности прямой и плоскости. Чертёж.
Решить № 22 с полным оформлением.
Химия УП
Повторение §11 Алкены. Получение и применение. Просмотреть видеоурок по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=C4sC7JSmYXk&ab_ch… Выполнить упражнение 11,12. Упражнение 11 просто напишите 5 структурных формул алкенов с названиями, причем количество углерода от 5 до 10
Информатика
Тема урока: «Представление текста в компьютере». 1. Посмотреть видеоурок. 2. Прочитать § 6, (стр.43-45), выписать основные моменты. 3. Ответить на вопрос 1,2 письменно в тетради. Это ссылка на видеоурок https://youtu.be/IX60-MK53cc
Английский язык
English. The 9th of November. 3a Reading упр.1 стр.30 послушать аудиозапись, прочитать текст, сформулировать главную мысль текста на английском языке (1-2 предложения), записать новые слова Check these words в словарь (выслать фото словарей) и выучить
Русский язык
«Орфоэпические нормы» Задание. 1 Прочитать п.10 стр. 45. 2.Работа с орфоэпическим словником. Разместить слова на 3 столбца. (с ударением на первом слоге, в середине, в конце слова). 3. Придумать к словам рифму для запоминания.( это задание по желанию на дополнительную оценку!).
Физика
СЭП. Тема урока: «Деформация и силы упругости. Закон Гука»
1. Посмотреть видео-урок, составить конспект;
2. § 34 читать (Стр. 107-109); § 36 читать (Стр. 113-117);
3. Задача для самостоятельного решения №1 (Стр. 121).
Отправлять работы можно следующим способом:
1. В личные сообщения ВКонтакте (С указанием ФИ, класс, дата урока);
2. В Viber по номеру телефона 8-912-396-1812 (С указанием ФИ, класс, дата урока).
Биология
УП. Просмотреть презентацию, рисунок.
§21. Прочитать. Выписать определения в тетрадь. Ответить на вопросы после § письменно. стр.111. Отправлять выполненное задание в Вконтакте https://vk.com/id355233483
СЭП Урок 09.11.2021г. Читать параграф § 8, кратко выписать термины и определения в тетрадь. Посмотреть презентацию по теме
Используя информационные ресурсы, подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
Этапы эволюции растений
Этапы эволюции животных
Этапы эволюции микроорганизмов
Право
Сегодня у нас практикум для закрепления темы: «Правовое государство», переходим по ссылке выполняем в тетради. https://docs.google.com/document/d/12ckmlEeFLDpxdKcY6..
11 класс
Русский язык
Написать и отправить на проверку сочинение (итоговое по литературе) по одному из выбранных направлений (берём то направление, по которому ещё не писали, направлений -5). Вспоминаем о том, что я говорила, берём свои записи…Написание сочинения-это задание по русскому языку и родному русскому языку!
Немецкий язык
Родной язык и литература
Экономика
Посмотреть видеоурок можно в сообществе https://vk.com/topic-193807067_48283895
Физика
Тема урока: «Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока»
1. Посмотреть видео-урок;
2. § 21 конспект (Стр. 86-90);
3. Выполнить образцы заданий ЕГЭ №1,2 (Стр. 90).
Отправлять работы можно следующим способом:
1. В личные сообщения ВКонтакте (С указанием ФИ, класс, дата урока);
2. В Viber по номеру телефона 8-912-396-1812 (С указанием ФИ, класс, дата урока).
Информатика
(СЭП). Составить кроссворд на тему БД. (5на5)
(УП). Переходим по ссылке и выполняем задания. https://edu.skysmart.ru/student/rulitegeda
Геометрия
Тема урока: «Движения»
Посмотреть презентацию. (Если не открывается презентация работаем с учебником)
1.Что называется движением?
2.Виды движений.
3.Определение и чертеж по каждому виду.
4.Привести примеры где встречается движение.
5.Выполнить самостоятельную работу.
Дана точка А(-2; 6; 1) укажите координаты точек в которые перейдёт точка А:
При симметрии относительно начала координат
При симметрии относительно оси ОУ
При симметрии относительно плоскости ХОУ
Организация: МБОУ «Гимназия «Шанс» г. Волгодонска
Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск
Технологическая карта урока развития речи тему:
Подготовка к сжатому изложению по статье Д.Лихачева «Самая большая ценность народа…» для 7-9 классов
Автор: Приходько Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия «Шанс» г.Волгодонска.
Цель деятельности учителя:
Способствовать совершенствованию речевых умений учащихся, навыков работы с разными источниками, в том числе цифровыми, для создания своих текстов на основе необходимой информации и личных наблюдений.
Задачи урока:
обучающие
развивающие
воспитательные
1. Ввести новые понятия способствовать пониманию их значения.
2.Создать условия для формирования умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать идиомы от сочетаний с прямым значением, уместно употреблять их при создании собственного монологического высказывания
3.Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о лексике, содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.
1.Развивать навыки исследовательской работы.
2.Развивать коммуникативные навыки.
3.Отрабатывать умение грамотно оформлять собственное монологическое высказывание, давать полный ответ на вопрос.
1.Прививать интерес к изучению родного языка, создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.
2. Способствовать воспитанию умения слушать и говорить, участвовать в диалоге.
Планируемые результаты:
Личностные: воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимают определяющую роль родного языка как в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности самого учащегося, так и в достижениях прославившихся соотечественников, осознают роль русского языка в процессе получения школьного образования.
Метапредметные:
Регулятивные: умеют осознавать цели и задачи изучения курса, планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, устанавливать и временные ограничения.
Познавательные: владеют приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; способны осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; умеют выделять существенную информацию из читаемых текстов; используют знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; обобщают изученный материал по плану, по таблице;
дополняют готовые таблицы; строят речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные: владеют всеми видами речевой деятельности, умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Предметные: понимают роль языка в развитии творческих способностей; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражать своё отношение к информации; соблюдают основные нормы языка; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Методы, приемы и формы обучения:
Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный. Фронтальная, индивидуальная.
Беседа, анализ языкового материала, тезирование, создание проблемных ситуаций, организация дискуссии, наблюдение над языком, метод письменной проверки, синквейн, индивидуальная, фронтальная работа на уроке, здоровьесбережение.
Оборудование
экран, проектор, ноутбук, устройства с подключением к сети Интернет
Наглядно-демонстрационный материал:
презентация по теме урока, раздаточный материал, цифровые и печатные толковые словари, цифровая аудиозапись текста.
Презентация https://yadi.sk/i/1vvzJn3VYFqHeQ
Аудиозапись текста http://kuzmenkoev.ru/index.php/russkij-yazyk#start-0
Актуальность использования средств ИКТ
Эффективное достижение общеобразовательных целей; формирование устойчивой мотивации учащихся.
Просмотр обучающего видео на этапе целеполагания и как дополнительный элемент введение нового понятия, интерактивная игра на этапе закрепления изученного.
Предварительная работа:
Подготовленные учащиеся работают с толковыми словарями; один ученик готовит сообщение о Д.С.Лихачеве.
Ход занятия
Этап
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Цель деятельности учителя
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Комментарий
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности Слайд 2 Презентация https://yadi.sk/i/1vvzJn3VYFqHeQ
Организационная Образовательная (организация учебной ситуации)
Здравствуйте, ребята, что такое любовь?
(ответы учеников: теплое чувство, желание быть рядом)
Словарная работа. Работа со словарями.
Слайд 3
Организационная Содержательная цель
Послушаем объяснение этого слова, взятое из толкового словаря известного лингвиста и организатора реформы орфографии Д.Н.Ушакова.
Обратимся к толкованию слова в словаре выдающихся отечественных лингвистов, С.И.Ожегова и его ученицы, закончившей дело своего учителя Н.Ю.Шведовой .
2 ученика работают со словарями С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой и Д.Н.Ушакова
Словарная работа. Работа со словарями.
Синонимическая замена.
Слайд 4
Организационная Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.
Пока зачитываются словарные статьи, 3 человека будут работать с устройствами, подключенными к сети Интернет. Они выйдут на сайт
https://syn_ru.academic.ru/1340
найдут в интернет – ресурсах понятие «любовь» в словаре синонимов (М.: АСТ, Астрель. Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. 2011) .
Один учащийся выберет и зачитает те синонимы слова «любовь», которые соответствуют нейтральному стилю общения;
Второй учащийся назовет слова, относящиеся к разговорному стилю общения
Третий ученик назовет синонимичные слов, относящиеся к возвышенной книжной лексике.
Ребята, если у Вас возникнет другая точка зрения, вы можете высказать свое мнение. Помните, что мы не указываем на ошибки, а вместе размышляем и помогаем друг другу, обязательно аргументируйте свой ответ.
Ребята, что вызвало сложности в выполнении заданий?
Зачитывает статью,
3 ученика находят понятие на сайте, отбирают слова по критериям.
Зачитывают:
Первый: близкие отношения, влечение, влюбленность, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, преданность, привязанность, симпатия, склонность, слабость, любовная связь
Второй: амуры, интрижка, крутой лямур, заноза, любовь-морковь, шашни, шуры-муры
Третий: благоволение, благорасположение, благосклонность, обожание, пристрастие, сердечная склонность
Ответы учеников.
Если у зачитывающих ребят возникают недочеты, ребята с место поправляют и комментируют свою точку зрения.
Могут возникнуть сложности с третьей группой, так ка слова устарели и значение их неясно, в таком случае, в толковом словаре ищут объяснение слова.
Подготовка к постановке проблемного вопроса:
Организационная Образовательная
К чему человек может испытывать любовь?
(к другому человеку, к родине, к домашнему питомцу, к родителям и близким)
Постановка проблемного вопроса:
Образовательная
А можно ли любить родной язык?
Сейчас мы немного подискутируем.
Организация дискуссии:
Организационная Образовательная
Класс поделен на две группы (по рядам):
Ребята, Вам предстоит подобрать аргументы, которые подтверждают озвученную учителем позицию. 1 ряд: можно испытывать любовь к русскому языку
2 ряд: невозможно испытывать любовь к русскому языку.
Каждый по цепочке из приводит аргумент в пользу точки зрения, озвученную учителем для его группы. Ответы групп должны чередоваться.
Ребята приходят к выводу, что аргументация в пользу первой точки зрения
Знакомство с достижениями представителей русской культуры
Образовательная
Есть люди, для которых родной язык, как близкий человек, является смыслом жизни. Назовите имена известных вам любителей русского языка.
А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.В.Ломоносов и др.
Ребята приходят к выводу, что любой писатель и поэт подходит под это описание.
Слайд 5.
Образовательная
Известный филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев очень любил русский язык. Всю жизнь он посвятил служению ему
Доклад ученика (на экране дублируются основные положения)
Постановка цели
Слайд 6
Слайд 7
Организационная Образовательная
Сегодня мы прочитаем его слова о русском языке, подумаем над их истинным смыслом.
Наша задача понять, о чем говориться в тексте и научиться отбирать важную информацию.
Ребята, в чем поможет Вам эта работа?
При первичном чтении вам необходимо внимательно прослушать текст и обратить особое внимание на вопросы, отмеченные на экране.
Зачитаем их.
Понятны ли все вопросы?
(подготовиться к написанию сжатого изложения на основе данного текста).
Зачитывают вопросы вслух.
Ответы учеников
Этап реализации учебной деятельности
Первичное восприятие текста
Слайд 7
Аудиозапись
http://kuzmenkoev.ru/index.php/russkij-yazyk#start-0
Содержательная цель
Звучит аудиозапись текста.
Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно. (По Д.С.Лихачёву)
Учащиеся слушают запись чтения текста.
Первичная проверка понимания
Слайд 7
(Слайд
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Беседа по вопросам на экране Определите:
-о чем текст?
-с каким чувством говорит Д.С.Лихачев о русском языке?
-в каком предложении основная мысль, на ваш взгляд?
Отвечают на вопросы
Текст выводится на экран при условии затруднения учащихся.
Слайд 8, если затруднений нет, текст не демонстрируется.
Актуализация ранее изученного материала
Слайд 9
Знакомство с инструкцией написания сжатого изложения
Слайд 9
Деятельностная
Ребята, вы уже сказали, что одним из этапов выпускного испытания в 9 классе является сжатое изложение прослушанного текста, сегодня мы вспомним основные этапы подготовки к этому типу изложения.
1.Чем отличается сжатое изложение от подробного?
2.Какими основными навыками должен обладать пишущий сжатое изложение.
3 На экране представлена памятка о том, как писать изложение. Познакомимся с ней.
Процесс написания изложения включает такие этапы:
-выделение основной мысли и второстепенной информации;
-разделение текста на три основных блока;
-равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.
Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте на черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз, корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.
4.обратите внимание на план черновика, он позволит вам воссоздать структуру исходного текста.
1.Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
2. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
3. зачитывают с доски
4. учащиеся чертят таблицу на черновике
Работа с презентацией и черновиком
Физкультминутка
Слайд 10
Соблюдение принципа здоровьесбережения на уроке.
Ребята, а теперь мы немного отвлечемся от темы урока. Закройте глаза, представьте, что вы в прекрасном саду. Вокруг вас все зелено, свежо, играет красками и солнечными лучами. Вам хорошо, хочется потянуться, и вы потягиваетесь, расправляете плечи, повращайте плечами, сожмите кулачки крепко, повращайте кистями.
А теперь представьте, что в том саду цветут прекрасные слова, как счастье, отвага, какие слова вы видите еще?
Откройте глаза, присаживайтесь.
Закрываю глаза, потягиваются.
Перечисляют (мужество, доброта, взаимопомощь, милосердие, любезный, красивый, друг, мама и т.д)
Словарная работа
Слайд 11
Содержательная цель
Вернемся к словам языковеда Дмитрия Лихачева.
Посмотрите на текст. Какие слова вызывают затруднение?
Объясняют, при затруднении обращаются к толковому словарю ценность
сознательная жизнь
формулируются
показатель его культуры
личные качества
нравственные качества
мировоззрение
На экран выводится текст.
Вторичное ознакомление с текстом
Деятельностная цель
Продолжим знакомство с текстом Д.С.Лихачева. Обязательно при прослушивании пользуйтесь вашей таблицей для записи ключевых слов и словосочетаний.
1 ученик читает текст на бланках раздаточного материала, остальные работают в черновиках.
Раздаются печатные тексты в раздаточном материале у каждого учащегося,
Анализ текста
Слайд 12
Слайд 13
Деятельностная цель
По вариантам зачитаем записанное в первом, втором, третьем абзаце.
1.Прослушаем ключевые слова первого абзаца.
Ребята, звучала ли в первом абзаце мысль, что важно сохранить чистоту русского языка для последующих поколений?
2.Прослушаем ключевые слова второго абзаца.
Ребята, звучала ли во втором абзаце мысль, что язык человека проявляет его личные качества и уровень культуры?
3.Прослушаем ключевые слова третьего абзаца.
Ребята, звучала ли во втором абзаце мысль, что язык человека проявляет его личные качества и уровень культуры?
Посмотрим, что у нас получилось:
Зачитываю по цепочке 1 вариант.
Отвечают, аргументируют.
Зачитываю по цепочке 2 вариант.
Отвечают, аргументируют.
Зачитываю по цепочке 3 вариант.
Отвечают, аргументируют.
Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.
Видоизменение высказывания (расширение)
Деятельностная цель
Теперь добавьте к этому предложению 5 слов любых частей речи.
Кто готов?
Ответы учащихся: Язык – это самое выразительное, чем человек обладает, способное продемонстрировать чувства, одобрение или осуждение, вселить надежду или разбить мечты, поэтому – надо…
Если у учащихся не получилось, учитель помогает.
Актуализация теоретических знаний
Слайд 14, приложение 1
Слайд 15, приложение 2
Деятельностная цель
Вспомним приемы сжатия текста
Что нужно сохранить и удалить при сжатии текста?
6.Зачитывают с доски
7.Зачитывают с доски
Применение на практике
Деятельностная цель
Давайте попробуем, используя известные нам приемы сжатия обработать текст Д.С.Лихачева, что можем убрать?
отвечают
Слайд 16, приложение 2
Организационная
Проверим этапы нашей работы.
Слайд 17, приложение 3
Деятельностная цель
Ребята, вы знаете, что изложение проверяется по определенным критериям. Давайте познакомимся с ними.
Зачитывают информацию на экране.
Написание обучающего изложения
Деятельностная цель
Откройте тетрадь, запишите число, тему урока и приступайте к написанию изложения. При работе используйте ваши таблицы с ключевыми словами и черновики.
Пишут работу на черновике, используя схему. Затем проверят и пишут в тетрадь контрольных работ.
Рефлексия
Слайд 18
Синквейн
Слайд 19
Выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности
Ребята, мы сегодня познакомились с удивительным человеком, нашим соотечественником, великим лингвистом, всю жизнь пропагандирующим бережное отношение к русской культуре и ее главному достоянию – русскому литературному языку.
Кроме этого, мы вспомнили, как писать изложения, узнали, какие этапы написания обязательно должны быть соблюдены.
Поделитесь своими впечатлениями об уроке в довольно необычной форме.
1 ряд называет одно слово – существительное, которым можно назвать все, что происходило на уроке:
2 ряд называет прилагательное
3. ряд называет глагол
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Комментированное выставление отметок за урок
Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности, закрепление изученного материала.
Отобрать высказывание о русском языке, написать сочинение-рассуждение по нему (7-10 предложений)
Исключение: Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку. Исключить можно:
Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более короткими, обобщающими:
-однородных членов обобщающим словом; части предложения более лаконичным выражением;
-замена части предложения местоимением.
Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста.
-перевод прямой речи в косвенную.
Связность и содержание текста, тему и идею высказывания.
Последовательность изложения.
Три микротемы в трёх абзацах.
Ключевые слова и обороты речи, которые характеризуют авторскую речь.
Изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста: метафоры, эпитеты, олицетворения.
Проверка: прочитать каждое первое предложение абзаца, должен получиться текст.
Прослушайте текст 2 раза.
Во время первого чтения, пользуясь схемой в черновике, запишите ключевые слова.
Восстановите во время паузы текст максимально.
Во время второго чтения восполните пробелы в микротемах и ключевых словах.
Напишите изложение, связав части между собой по смыслу и грамматически.
Проверьте работу два раза, отредактируйте текст.
Отметьте, всем ли критериям оно соответствует.
Переданы все три микротемы.
Все три микротемы сжаты.
Все три абзаца на месте.
Нет логических, речевых, грамматических ошибок, повторов.
Нет орфографических, пунктуационных ошибок.
Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:
Критерий
Баллы
Пояснение
2 балла
Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде.
1 балл
Содержание передано точно, но учение пропустил либо добавил микротему.
Сжатие
3 балла
Сжатие равномерное в содержании
Во всех микротемах с применением 1 или более приемов.
2 балла
Сжатие присутствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более).
1 балл
Сжатие присутствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более).
Смысл
Речь
Последовательность изложения
2 балла
Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок.
1 балл
Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы.
Соколова Т.В., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: Сформировать понятие об особенностях самостоятельных и служебных частей речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод; способствовать развитию речевой культуры.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы); Уметь грамотно и связно излагать свои мысли; Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Понимать учебные задачи урока; Отвечать на вопросы; Оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка; Уметь слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока.
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Урок я начну с высказывания американского философа Ральфа Эмерсона, которое будет эпиграфом сегодняшнего занятия (слайд 1):
«Совместный труд способствует открытиям и свершениям,
которые редко удаётся достичь в одиночку».
— Какие слова являются ключевыми в этой цитате?
— Как вы можете объяснить смысл этого высказывания?
— Вспомните пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к данному эпиграфу.
— Оформите письменно данное высказывание в виде предложения с прямой речью.
(Проверка задания)
II. Стадия «Вызов».
1. Лингвистическая разминка.
— Перед вами два предложения (слайд 2), ознакомьтесь с ними.
Третью ноч? я (не)спал (из)за известия встревож..вш..го меня.
(Чуть)чуть подморажива..т и (на)лужах л..маясь под н..гой хрустит тонкий л..док.
— Какую учебную задачу предлагаете выполнить? (Списать, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы).
(Самопроверка по слайду 3, объяснение орфограмм и знаков препинания).
2. — Я предлагаю, используя прием «Покопаемся в памяти», поработать самостоятельно с таблицей (Приложение 1), заполнив ее примерами слов из данных предложений.
Назовите слово, которое обозначает предмет | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает действие предмета | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак предмета | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое указывает на порядок предметов при счете | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое указывает на предмет, но не называют его | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак действия | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает состояние природы | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак предмета по действию | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | Как называется эта часть речи? |
(Фронтальная проверка выполнения задания)
– Как называются части речи, о которых шла речь в данном задании?
(Самостоятельные части речи)
– Какие слова вы не назвали? Какими частями речи они являются?
– Как называются эти части речи?
(Служебные части речи)
3. Прием «Ассоциация».
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.
— Запишите в тетрадь тему урока: «Самостоятельные и служебные части речи».
— Формулировка задач урока: что мы должны выяснить, исходя из темы урока?
III. Стадия «Осмысление».
1. Прием «Кластер»
– Вы закончили изучение первого блока раздела «Морфология» — «Самостоятельные части речи». Чтобы обобщить полученные знания, предлагаю составить кластер № 1, который назовём «Самостоятельные части речи». Что их все объединяет?
Имеют лексическое значение
Морфологические признаки
Самостоятель-ные части речи
Имеют грамматическое значение
Выполняют синтаксическую функцию
Членятся на морфемы
…
2. Прием «Чтение с пометками».
— Прочитать теоретический материал (стр. 134), вспомните, какой информацией о служебных частях речи вы владеете и составьте кластер № 2 «Служебные части речи».
Предлоги, союзы, частицы
Употребляются вместе с самост. частями речи
Служебные части речи
Служат для связи слов в словосочет. и предлож., …
Не являются членом предложения
…
Не изменяются
— Утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Например, если мы заглянем в четырёхтомный «Словарь русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой, то увидим, что предлогу НА посвящено более двух страниц и выделено 34 его значения.
Физкультминутка
— Предлагаю немного поиграть. Я буду называть слова разных частей речи. Если это будут самостоятельные части речи, вы сидите, а если служебные – вы встаете.
3. Работа с текстом.
— Посмотрите на портрет. Что вы м ожете сказать об этом человеке по его портрету?
(Лицо, выражающее ум, доброе, открытое; слегка прищуренные глаза, всматривающиеся, кажется, в глубину, в самую суть; слегка ироническая улыбка. Человек строгих правил (судя по его одежде).
Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Особый его талант – говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно.
Работа с текстом
— Ознакомьтесь с текстом, подготовьте выразительное чтение.
Язык – самое выразительное, чем ч..ловек обладает. В..рнейший спос..б узнать ч..ловека — его умственное развитие, м..ральный облик, его х..рактер – пр..слушат?ся к тому, как он г..ворит.
Бывает так, что ч..ловек (не)г..ворит, а «плюется сл..вами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные сл..ва, а жаргонные выражения. Такой человек хочет пок..зать, что ему все нипочем, что он умнее всех, над всеми смеет?ся, (ни)чего не боится. А на самом деле он (не)уверен в себе.
Если вы хотите быть (по)настоящему интеллигентным, образованным и культурным ч..ловеком, то обращайте вн..мание на свой язык. Г..ворите правильно, точ?но и экономно.
Д.С.Лихачев
— Докажите, что это был текст.
— О чем этот текст?
— Какова его основная мысль?
— Стиль речи? (Публицистический. Его цель – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды каких-либо идей. Реализуется в форме статьи, очерка, выступления)
— Тип речи? (Рассуждение)
— Как построен текст-рассуждение? (Тезис-доказательство-вывод)
— Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
Взаимопроверка.
— Укажите самостоятельные части речи?
— Укажите служебные части речи? Какую функцию выполняют служебные части речи? Насколько они важны в языке?
IV. Стадия «Рефлексия».
Прием «Эссе».
— Предлагаю поработать в парах и написать небольшое сочинение – рассуждение «Для чего нужны служебные части речи».
Чтение и обсуждение сочинений.
Домашнее задание:
-
придумать несколько предложений, содержащих все части речи;
-
теоретический материал.
— Обратите внимание на высказывания известных философов (слайд) и выберите ту, которая вам сейчас подходит. Объясните свой выбор.
Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».
Конфуций: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Аристотель: «Познание начинается с удивления».
Мольер: «Как приятно знать, что ты что-то узнал».
— Спасибо за урок!
Приложение 1
Приём «Покопаемся в памяти» (заполните таблицу)
Как называется эта часть речи? | |||
Назовите слово, которое обозначает действие предмета | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак предмета | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое указывает на порядок предметов при счете | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое указывает на предмет, но не называют его | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак действия | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает состояние природы | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает признак предмета по действию | Как называется эта часть речи? | ||
Назовите слово, которое обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | Как называется эта часть речи? |
Приложение 2
Язык – самое выразительное, чем ч..ловек обладает. В..рнейший спос..б узнать ч..ловека — его умственное развитие, моральный облик, его х..рактер – прислушаться к тому, как он г..ворит.
Бывает так, что ч..ловек (не)г..ворит, а «плюётся сл..вами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой ч..ловек хоч..т пок..зать, что ему всё нипочём, что он умнее всех, над всеми смеет?ся, (н..)чего (не)боится. А на самом деле он не уверен в себе.
Если вы хотите быть (по)настоящему интеллигентным, образованным и культурным ч..ловеком, то обращайте вн..мание на свой язык. Г..ворите правильно, точ?но и экономно.
Д.С. Лихачев