Составить маленький рассказ используя фразеологизмы

Родной русский язык. павлова м.в. дата:этапы урокаформы, методы, методические приемыдеятельность учителядеятельность учащихсяосуществляемые действияформируемые уменияi. мотивирование к учебной деятельности. организационный моментфронтальный.

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК.            Павлова М.В.                                                                                                 Дата:________________

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Здравствуйте ребята.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Практический.

Словесный.

— Вспомните из чего состоит наша речь?

— Сколько значений может быть у слова? Например?

— А какое значение может быть у слова?

— Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

— Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

— Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

— Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

  Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись!

Не дразнись!

Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!

Через час,

Едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем,

И в самом деле,

Нет пи пуха, ни пера!  

                                                                                                         В. Орлов

— Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

— Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

— В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

— Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

— Таких устойчивых выражений немало в русском языке и в других языках.

Беседа

Рассуждают, читают, отвечают на вопросы

III. Постановка учебной задачи.

1.Орфографическая минутка.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя.

Практический.

— Называются такие выражения — фразеологизмы.

— Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

— Тема нашего урока: Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.

Орфографическая минутка.

Фф фразеологизм фра-зео-ло-гизм

— Поставьте ударение.

— Укажите ударный слог.

Слушают учителя

Определение темы и цели урока

Работа в тетради.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем, отвечают на вопросы.

IV. Усвоение
знаний и способов действий.

1. Знакомство с понятием «фразеологизм».

2. Беседа по презентации.

3.Игра «Одним словом»

4. Фразеологизмы других народов.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

практический.

Беседа, работа
с текстом и

иллюстрациями

рассказ

1. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие.

— Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

— А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?

2. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.

Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:

1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;

2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;

3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)

4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.

3.Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

Например, на краю земли (света) – далеко, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.

  • На руках носить – любить
  • Рукой подать – близко
  • Вылетело из головы — забыл;
  • Вешать нос — унывать;
  • В час по чайной ложке — медленно;
  • Во все горло — громко;        
  • Во весь дух, со всех ног – быстро

Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.

4. — И у других народов мира,  существуют фразеологизмы, которые имеют одинаковый смысл, но произносятся по – разному. Давайте рассмотрим такие устойчивые выражения:

Белая ворона (на русском языке) – человек, отличающийся от других.  

  • Баран на пяти ногах (на французском языке)
  • Белый дрозд (на испанском языке)
  • Черный корабль (на английском языке)

Валять дурака (на русском языке) – говорят о бездельнике.

  • Играть дурака ( на английском языке)

Делать из мухи слона (на русском) – сильно преувеличивать что-либо.

  • Делать из комара слона (на немецком языке)
  • Делать гору из кротовины (на английском языке)

Работа по презентации, словарная.

Развернутое толкование значения слова

Беседа по презентации

Работа  в пара, в тетради

Владеют смысловым чтением текста.

Строят речевое высказывание по теме

Играют в игру.

Заменяют фразеологизм одним словом.

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Его вешают, приходя в уныние (дети  показывают нос)              

Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)

Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)            

Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)

Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)                        

В него набирают воды, когда молчат (рот)

Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)                             

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа  фразеологизмами

2. Игра «Переводчики»

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с картинками.

  1. — Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.

Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.

  • Голодный как…волк
  • Хитрая как…лиса
  • Трусливый как…заяц
  • Изворотливый как…змея
  • Колючий как…ёж
  • Немой как…рыба
  • Верный как…собака
  • Упрямый как…баран
  • — Молодцы, ребята.
  1. Представьте, что вы переводчики, попробуем узнать какие русские фразеологизмы подходят к перечисленным зарубежным:

Похожи как две горошины в стручке (на английском языке)

Похожи как одно яйцо на другое (на немецком языке)

Похожи как две капли воды.

Убить двух птиц одним камнем (на английском языке)

Убить двух птиц одним выстрелом (на испанском языке)

Убить двух мух одной хлопушкой (на немецком языке)

Убить двух зайцев.

Иметь это перед собой (на испанском языке)

Записать себе за ушами (на немецком языке)

Зарубить на носу.

Выполняют задания

Ребята называют животных

Играют в игру в группах

Проверка по образцу(презентация)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Развивают речь, заменяют фразеологизмы.

Подбирают фразеологизмы используя карточки на доске.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

— Вставьте в текст фразеологизмы.

У нас в школе некогда _________. Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, читаешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится.

Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.

Ребята, вот и подошел наш урок к концу.

— Что нового усвоили?

— Что такое фразеологизмы?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Словесный

Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.

Записывают задание в дневник

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Фразеологизмы с названиями частей тела

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

Например:

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Фразеологизм «водить за нос»
Фразеологизм «развесить уши»
Фразеологизм «не в своей тарелке»

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

Фразеологизм

Значение

тьма-тьмущая

много

ставить точку в споре

закончить

слово в слово

точно

во все лопатки

быстро

втирать очки

обманывать

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

  • «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
  • «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
  • «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
  • «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
  • «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
  • «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
  • «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
  • «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
  • «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.

Ответы на задачку из статьи:

  1. Водить за нос;
  2. Развесить уши;
  3. Не в своей тарелке.

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Цель: овладение
основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического
запаса учеников.

Задачи:

Образовательная

познакомить учащихся с
фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать
орфографический навык;

Развивающая

развивать умение работать со
словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их
кругозор;

Воспитательная

воспитывать культуру речи, прививать
понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной
позиции. 

Оборудование:

  • картинки с изображением
    животных (собака, медведь, корова, заяц, петух, воробей),
  • Розе Т.В. «Большой фразеологический
    словарь для детей».

Раздаточный
материал:
карточки (Приложение
1)
и тесты (Приложение 2)

Ход
урока:

  1. Организационный
    момент.
  2. Постановка цели урока.

Прочитайте стихотворение про
одного ученика:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

В этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое,
вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Каллиграфическая
    минутка.
  2. Словарная работа.

§  
Громко лает, а в дом не пускает.

§  
Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую
сосал.

А
проснувшись стал реветь.

Этот зверь
– лесной …

§  
Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

§  
Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

§ 
Стоит копна

Посреди двора.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

§ 
Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(По ходу
отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.)

— Запишите эти
слова в тетрадь в алфавитном порядке.

— Что
объединяет эти слова?

— На какие 2
группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из
2 и 3 слогов, и т.д.)

  1. Проверка домашнего
    задания.

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

— Какими
словами можно ещё заменить слова «балуют» и «голубят»?

— Кто
вспомнил, из какой книги взяты эти строчки?

Это был
отрывок из произведения Корнея Чуковского «Крокодил».

— Какие ещё
произведения Чуковского вы знаете?

  1. Знакомство с
    фразеологизмами.

Послушайте историю из книги
Чуковского «От двух до пяти»:

…Четырёхлетняя Светлана
спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не
успеешь.

Светлана стала как-то странно
вертеться:

— Я оглядываюсь, оглядываюсь,
а лета всё нет…

Что имела в виду Светина мама?
Почему девочка не поняла её?

В основе этого забавного случая
лежит интересное явление языка – фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые
выражения, которые нельзя понимать буквально.

Сравните:

Повесить нос

Повесить пальто

Взять себя в руки

Взять ребёнка на руки

— В каком столбике выражения
имеют переносное, шуточное значение?

— Как заменить выражения первого столбика
одним словом? (огорчиться; успокоиться)

  1. Физминутка.
  2. Закрепление.

Русский язык очень богат
фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И
чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем
выразительнее и ярче станет ваша речь.

А теперь давайте ещё раз прочтём
стихотворение про Глеба:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

Найдите фразеологизмы в этом
стихотворении.

Работа со словарём.

А что значит – «бить баклуши»?
Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования
фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю:

9de8885fecee576771c719ef8c5ca0b373

Теперь вы разъясните, что значит:

§ 
свалился, как снег на голову

§ 
вешать лапшу на уши

§ 
как кот наплакал

§ 
задали стрекача

Выборочное списывание.

На доске записаны выражения: в
час по чайной ложке, сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след
простыл, курам на смех, и был таков.

Найдите среди данных фразеологизм
со значением: бездельничать; очень медленно; надоел; очень глупо, нелепо;
быстро исчез.

Работа с карточками.

А сейчас положите перед собой
карточки.

— Кто узнал, какие фразеологизмы
здесь спрятались?

— Какие ещё фразеологизмы,
связанные с частями тела, вы знаете?

Теперь от шуточной анатомии
перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями
животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц,
корова, медведь, петух, собака
. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь;
медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

Работа с тестами.

Как видите, фразеологизмами очень
тонко подмечены определённые качества личности. А о каком человеке можно
сказать так:

Он выйдет сухим из воды:

o                 
ловкий

o                 
робкий

Он звёзд с неба не хватает:

o                 
умный

o                 
глупый

У него денег куры не клюют:

o                 
богатый

o                 
бедный

У него семь пятниц на неделе:

o                 
надёжный

o                 
рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

o                 
щедрый

o                 
жадный

У него душа нараспашку:

o                 
наивный

o                 
скрытный

Он водит всех за нос:

o                 
показывает людям дорогу

o                 
обманывает людей

9.                 
Домашнее задание.

Составить небольшой рассказ
(можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.

10.             
Итог урока.

— Что такое фразеологизмы?
— Для чего служат фразеологизмы в речи?

— Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В кои-то веки подготовился, написал речь:

«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.

Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.

Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…

Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?

Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).

Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.

Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.

Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

logohttps://www.znak.com/2021-12-22/v_rossii_procvetaet_vebkam_kak_on_rabotaet_i_legalizuetsya_rasskaz_vladelca_studii

2021.12.22

С приходом пандемии коронавируса и развитием технологий перетекли в интернет не только покупки, игры и общение с друзьями, но и удовлетворение сексуальных потребностей. В России все популярнее становится вебкам — общение по видеочату за определенную плату или за донаты. Потенциальных моделей вебкама привлекают высокие зарплаты и возможность быстро заработать деньги на «красивую жизнь». Особенно преуспевают в этой сфере девушки, которые зачастую не просто флиртуют и ведут душевные разговоры с клиентами, но и занимаются виртуальным сексом. За счет последнего работа вебкам-моделей стигматизирована и часто сравнивается с проституцией. 

В российских городах в последние годы открываются вебкам-студии, в которых моделям выделяют рабочее место (комнату с кроватью), продвигают их на различных специализированных сайтах, но берут большой процент с «продаж». Znak.com поговорил с владелицей одной из вебкам-студий в Екатеринбурге Vegas и узнал, как устроен этот бизнес изнутри: в каких условиях работают модели, сколько зарабатывают и действительно ли девушки обязаны раздеваться перед камерой. 

Объемы вебкама на Урале

Алиса (имя изменено по просьбе героини) окунулась в этот бизнес, когда началась пандемия коронавируса. На сегодня, по ее словам, в Екатеринбурге работает до 15 вебкам-студий. Есть студии и в Нижнем Тагиле. В интернете можно найти одну из них: на сайте говорится, что в ней работают более 400 моделей, но Znak.com на просьбу об интервью оттуда не ответили. 

Кадр из российского сериала «Happy End» 2021 года о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» 2021 года о вебкамескриншот видео

По словам Алисы, область вебкама становится конкурентнее, так как все больше людей начинают узнавать о ней и прощупывать почву. Многих привлекает большая доходность вебкама — мужчины готовы платить за общение с молодой и красивой девочкой большие деньги. 

Чаще всего новые студии открывают бывшие модели, но у большинства из них нет опыта ведения бизнеса. Отсюда возникают ошибки в работе и даже ущемление прав сотрудниц. 

«К нам приходят из других студий, девочки рассказывают всякие ужасы, как их вынуждают что-то делать. Я, если честно, в шоке. Мы работаем более легально, в категории, где необязательно раздеваться. Но девочки приходят с плохим опытом и всего боятся. В некоторых студиях нет обучения: просто оставляют девочек в комнатах, а там они уже сами разбираются, что и как делать. Понятно, не всегда они сразу понимают, как нужно общаться правильно», — говорит Алиса. 

Отбор моделей и критерии

У Алисы одна студия с шестью комнатами для моделей. Сейчас у нее работают шесть девочек, но максимальная вместимость студии — 12 человек, так как модели работают посменно. 

«Мы сами ищем моделей. Их поиск — это довольно большая проблема, потому что в интернете рассказывают, что вебкам — это чуть ли не порно. Девочки этого начитаются и не хотят идти работать. Они думают, что им придется раздеваться, работать с секс-игрушками, работать вдвоем. В общем, постоянно транслируется только негативный опыт», — говорит Алиса про проблему найма моделей.

Два главных критерия для модели — молодость и красота. Девочки с кукольными, почти детскими лицами, по словам Алисы, наиболее востребованы у посетителей сайта. В студию берут девушек от 18 до 24 лет. Но владелица студии говорит, что девушки также должны быть достаточно интеллектуально развиты, чтобы поддержать беседу с человеком. 

Есть разные способы поиска вебкам-моделей: соцсети, «Авито», hh.ru. На многих платформах с вакансиями подобные предложения блокируются, поэтому сейчас на сайте по поиску работы Алиса практически не размещается. 

«Если появляется даже малейшее упоминание о вебкаме, то сразу идет блокировка», — добавила владелица студии. 

Так выглядит типичная вебкам-студияТак выглядит типичная вебкам-студияпредоставлено Алисой

Обычно в названии вакансии указано «Модель», а в описании — участие в фотосъемках. Уже на личном собеседовании Алиса рассказывает претендентке, о какой работе на самом деле идет речь. По словам девушки, большая часть из откликнувшихся на вакансию изначально понимает это и целенаправленно ищет работу в вебкаме. Тем не менее, по словам хозяйки вебкам-студии, из всех заявившихся соглашается на дальнейшее сотрудничество около 30% девушек. 

Модели в основном приезжают из маленьких городов. Как рассказывает Алиса, многие — из неблагополучных или неполных семей, где от матери ушел отец или кто-то из родителей выпивает. Такие девушки хотят быстрее «выбиться в люди» и начать жить роскошной жизнью — с отдыхом за границей, машинами и квартирами. 

В большинстве вебкам-студий есть обучение новеньких. В первую очередь им дают буклеты или распечатки, где рассказывается об удачных темах для разговора, о том, как поддержать человека, как удержать внимание мужчины, ведь он платит за каждую минуту общения. После этого проходит тестовый день, когда девушке показывают, как пользоваться сайтом, отвечать на сообщения и другие технические аспекты. На первом видеозвонке с мужчиной тоже присутствует наставник, который может подсказывать, о чем говорить, а также иногда сам печатает реплики. На таких тестовых сеансах девушки никогда не раздеваются, утверждает Алиса.

В сфере вебкама работают не только девушки, но и парни. Они тоже должны быть внешне привлекательными и обаятельными, уметь флиртовать. Но потребность в них гораздо ниже, чем в девушках, к тому же им приходится заниматься не только «теплым общением».

«Парни работают чаще в категории „геи“. Это достаточно тяжело, так как в их случае большинство сайтов, где есть мужчины-модели, направлено именно на интим. На других сайтах они зарабатывают меньше», — говорит Алиса. Ее студия парней не нанимает, так как на собеседования приходят «не совсем адекватные претенденты». 

Сколько работают и сколько зарабатывают

Модель-сотрудница в студии должна отработать 30 часов неделю, в идеале — 40 часов. Как рассказывает Алиса, девушки работают в основном по ночам — подавляющая часть клиентов живет в США, где в это время утро или день. Ночные смены оплачиваются лучше, чем дневные. 

Мужчина, который захотел пообщаться с моделью на премиум-сайте, платит за каждую минуту разговора. Чем дольше он находится с девушкой в «привате» (в приватном видеочате), тем больше получает модель. 

Кадр из российского сериала «Happy End» о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» о вебкамескриншот с видео

По словам хозяйки студии Vegas, модель получает от 50 тыс. рублей в месяц при условии, если она нравится клиентам. Если девушка особенно популярна и у нее много встреч в «привате», она может зарабатывать более 100 тыс. рублей. Средняя сумма заработка — около 80 тыс. рублей, если девушка работает 40 часов в неделю. 

Большинство востребованных девушек рано или поздно обзаводятся постоянными «мемберами» — мужчинами, которые всегда общаются только с ней на протяжении долгого времени. 

Но, поясняет Алиса, проблемы с заработком могут возникнуть, когда девушка старше 24 лет или у нее внешность «на любителя». Например, у нее в студии пыталась работать уже опытная модель, которой было 36 лет. На бесплатных сайтах на нее был спрос, но в студии она «не зашла» и за месяц смогла заработать только 15 тыс. рублей.

Обязательно ли раздеваться перед камерой? 

Vegas Studio сотрудничает с крупным сайтом Jasmine, который является международным агрегатором моделей. У него есть жесткие критерии отбора студий, требования к интерьеру и внешности девушек. Благодаря сотрудничеству с закрытыми и платными сайтами, студии могут выбирать, в каких категориях им работать — с интимом или без. В студии Алисы большинство девушек делают выбор в пользу обычного общения с мужчинами. Раздеваются девушки только по своему желанию. 

«Они сами решают, как себя вести: если захотят, они могут раздеться. Но мы работаем именно на теплое общение, поэтому мы и не скрываемся, в отличие от многих других студий, так как не нарушаем российское законодательство», — говорит Алиса.

Несмотря на то что моделям приходится общаться в основном с иностранцами, им необязательно знать английский. «У нас в городе крайне мало молодых девушек, говорящих по-английски», — пожимает плечами Алиса. Именно поэтому во время переписки в чате они пользуются онлайн-переводчиком.

Кто платит? 

«Чаще всего это американцы за 40, они одиноки, им не хватает душевной поддержки. В этом случае девочкам даже не нужно раздеваться и делать какие-то неприличные вещи, им нужно слушать мужчину, поддерживать, разговаривать. Они выполняют роль психолога. Чаще достаточно просто поговорить с мужчиной, чтобы он поделился своей проблемой. К сожалению, большинство сейчас этого не понимает и думает, что там только раздеваются», — говорит Алиса. 

Вебкамом интересуются «серьезные бизнесмены, у которых нет времени на личную жизнь». Встречаются также и «милые дедушки», которым приятно внимание молодой и привлекательной девушки. Обычно таким «Мемберам не нужен интим, они показывают моделям фотографии внуков»

«У многих посетителей сайта есть свои особенные предпочтения, фетиши, которые их возбуждают. Попадается очень много мужчин, которые просят девушек показывать ступни — пальчики, пяточки. Девушке не сложно такое показать, поэтому все соглашаются. Я слышала и о более странных фетишах, например, чтобы девушка сидела перед камерой вся в латексе и c плеткой, но нам такие не попадались», — сказала Алиса. 

Самые частые клиенты студии — мужчины 40-50 летСамые частые клиенты студии — мужчины 40-50 летSebastian Gollnow / dpa / Global Look Press

Правила работы в студии

За помощь в продвижении и высокую зарплату модель должна соблюдать строгие правила студии:

  1. Главное правило для студийной вебкамщицы — не обмениваться контактами со своим гостем. Это не только не выгодно студии (ведь тогда модель может получать от мужчины деньги «мимо кассы»), но и небезопасно для самой девушки: ее могут выследить, слить данные, начнется травля. За нарушение этого правила девушку могут несколько раз оштрафовать, а за неоднократное нарушение — уволить. 
  2. Второе строгое правило — модель должна отработать две недели, даже если ей в первый же день не понравилось место или обязанности. 
  3. Третье правило — работать не меньше 30-40 часов в неделю в зависимости от требований сайта-партнера. 

Девушки, которые пытаются без помощи студии продвигаться на различных вебкам-сайтах, обычно сталкиваются с огромными трудностями. Особенно сложно устроиться тем, у кого нет опыта работы в этой сфере. Как рассказывает Алиса, большинство из них начинает с бесплатных сайтов, где на прямой эфир могут заходить тысячи человек. В таком формате нужно только раздеваться и заниматься интимом, так как только за это зрители бесплатных сайтов присылают донаты. 

Страх деанона

Большая вероятность того, что друзьям и родственникам модели расскажут о ее работе, есть на бесплатных вебкам-сайтах, утверждает Алиса. Там на девушку смотрит неограниченное число зрителей, среди них могут быть шантажисты и недоброжелатели. На премиум-сайтах зачастую большой процент с заработка забирает студия: за это администрация сайта следит, чтобы в интернете не появлялись фотографии девушек. Если вдруг какой-то человек опубликовал ее фотографию или видео, то они сразу удаляются. 

«Мы всем нашим моделям говорим закрывать свои личные страницы в соцсетях, чтобы пользователь добавлялся только по согласию модели. Это ради безопасности», — отметила Алиса.

Для этого же введено правило не давать мемберам свой номер телефона или другие контакты, так как в таком случае вероятность деанона вырастет в разы. 

«Девочки молодые, иногда еще не очень умные, могут дать телефон и надеяться, что у них начнутся отношения с мембером. Несколько лет назад одна наша девочка дала телефон мужчине, а потом он требовал с нее тысячу долларов за то, чтобы он не рассказал о ее работе ее родным», — сказала владелица студии вебкама. 

Правда ли, что вебкам переехал в провинцию? 

Как утверждает владелица студии Алиса, уровень развития сферы вебкама в регионах значительно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга. Если там количество студий можно измерять сотнями, то в крупных региональных центрах, например, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, — лишь десятками. В маленьких городах, например, Нижнем Тагиле тоже маловероятен бум вебкама, потому что там мало потенциальных моделей. 

«Чем больше людей живет в городе, тем больше вероятность найти среди них моделей», — утверждает Алиса. 

У организатора такого бизнеса есть вариант нанимать девочек дистанционно, и тогда не важно, где они живут — в Москве, Нижнем Тагиле или Новом Уренгое. Но тогда, говорит Алиса, модели будут работать только в домашних условиях, то есть в не всегда подходящих интерьерах, могут быть проблемы с интернетом или качеством видео. 

Кадр из российского сериала «Happy End» о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» о вебкамескриншот видео

Иногда владельцы студий идут навстречу работницам, у которых нет возможности постоянно приезжать в «офис». Например, у Алисы работает девушка, у которой есть ребенок, и ей просто не с кем его оставить, пока она будет находиться в студии. Так как эта модель — «настоящий профессионал», они решили найти компромисс: девушка обустроит комнату в своей квартире, как этого требует сайт, и будет работать из дома, говорит Алиса. 

Насколько это легально?

В России сейчас вебкам-студии либо регистрируют под видом другой организации (например, фотостудия, салон красоты, видеопродакшн), либо вообще работают в тени. По словам Алисы, в Екатеринбурге никаких облав силовиков на студии, как это происходило в Санкт-Петербурге, ни разу не было, поэтому все модели и владельцы бизнеса живут довольно спокойно. 

Проблем с правоохранительными органами, как утверждает девушка, у нее или ее сотрудниц тоже нет, так как они «работают в легальном поле и не нарушают российских законов».

  • Составить небольшой рассказ используя крылатое выражение из басни в качестве заключения
  • Составить вопросы к сказке спящая царевна жуковский
  • Составить кроссворд по сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Составить кроссворд по русским народным сказкам 3 класс с ответами
  • Сорочка как пишется правильно