Составить афишу концерта из программных сочинений русских и зарубежных композиторов

Конец xix и начало xx века до 1917 года - период в истории музыки не менее богатый чем предыдущее, но

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) — период в истории музыки не менее богатый чем предыдущее, но гораздо более сложный. Он не отделён в истории каким-либо переломом : лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому десятилетию XX века.

picУже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой,    других    возмущала    необычностью.    Несколько    позднее    выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время «Русских сезонов» в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском пространстве восходит ещё одна звезда — Прокофьев.

736px Belyayev by RepinБольшую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева — известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-хгодах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени ; Н. А. Римский — Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке.

Основанное Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали — ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов «Русские симфонические концерты«, а также «Русские камерные вечера«.  Целью  их было  — знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей… Исполнялись исключительно произведения русской музыки : многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского «Ночь на лысой горе» впервые прозвучала именно в «Русских симфонических концертах» почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( «по востребованию публики», как отмечалось в программах).

236186 doc1 35F7CB0A B519 4782 A8BC 4583E7063942Трудно переоценить роль этих концертов. В годы, когда на такие гениальные оперы, как «Борис Годунов» и «Хованщина», было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, «выжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова», когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им «народными картинками», — в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были «Русские симфонические концерты«.

Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

Беляевский кружок в 80 — 90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер — «Русалки» А. С. Даргомыжского и «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова, — которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский.

ems7AjAd3BIЭто время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов — композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент — скрипка.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

Помимо этого еще одним немаловажным фактором, стало появление кинематографа. В связи с этим многие советские композиторы 20 века взялись за написание музыки к различным кинолентам и добились в данной области отличных результатов. Многие советские композиторы 20 века стали настоящими профессионалами в области написания музыки к кинофильмам. Правда, они еще не прошли в большинстве своем достаточного испытания временем, чтобы относиться к категории «классическая музыка». В это время творил советский композитор М. Таривердиев.

content 1Композитор писал музыкальное сопровождение для таких кинолент, как, например, «Король-Олень», «Любить», «Ирония судьбы». Тогда же работал Дога. Е.Д. Дога — молдавский советский композитор, написавший музыку для многих известнейших кинолент. Среди которых: «Табор уходит в небо», «Бульварный роман» и др. Однако композиторы 20 века — это отнюдь не только композиторы, прославленные киномузыкой. Имена таких композиторов как Кальман, Хачатурян, Пуччини, Прокофьев, Дебюсси, Рахманинов, известны многим ценителям хорошей музыки.

Такой богатый репертуар есть только в театр Моссовета, хотя другие театры тоже ничего.

Среди поколения композиторов, появившегося в 1900-х гг., наиболее талантливыми художниками были СВ. Рахманинов (1873-1943) и А.Н. Скрябин (1871-1915). В их произведениях нашла выражение идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Рахманинов — гениальный композитор, пианист и выдающийся дирижер, стал продолжателем традиций Чайковского

s1200Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко. Ко времени окончания консерватории он был уже автором нескольких сочинений, среди которых -знаменитая Прелюдия до-диез минор, Первый фортепианный концерт, опера «Алеко». Последовавшие за ними Пьесы-фантазии, Сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», романсы — подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе.

Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии в 1897 году привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют. Только в начале 1900-х годов у Рахманинова произошло возвращение к творчеству. Новый век начался с блистательного Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нём голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая  и  дирижёрская деятельность Рахманинова,  в   1909  году он сочиняет свой гениальный Третий фортепианный концерт. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Третью симфонию, «Симфонические танцы». Эти произведения — последний, самый высокий рахманиновский взлёт. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

b61494d69ab68aad74ebfc90bbc01d1fБлагодаря кипучей деятельности С.П. Дягилева русское искусство, в том числе и музыкальное, получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу эпохальных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. в Париже с огромным успехом выступал наш прославленный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». В 1907 году Париж смог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. Наконец, с 1909 г. в Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

В течении 19века и первого десятилетия века 20, в представители русской музыкальной культуры создали огромное количество шедевров, занявших достойное место в мировой музыкальной культуре. Имена отечественных композиторов и исполнителей встали в один ряд с общепризнанными гениями музыкального искусства, такими как Гендель, Глюк, Бах, Моцарт, Бетховен и др. Отечественная композиторская школа в своем становлении опиралась не только на западноевропейские образцы музыкального творчества, но и использовала мощный потенциал русской национальной музыки. Новаторство и уникальность русских композиторов подняли планку музыкального творчества на невиданный до тех пор уровень. По сей день отечественные и зарубежные музыканты, черпают вдохновение в произведениях русских классиков, подражают им. До сих пор многие творения наших композиторов исполняются на сценах многих стран мира.

Жизнь и творчество русского композитора

Биография Чайковского. Великое наследие

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств — Музыке, поражает исключительной многогранностью и разносторонностью.

Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни; сборник «Пятьдесят русских народных песен», переложенных им для фортепиано в четыре руки. Музыкально-критические статьи; переводы на русский с различных языков текста оперного либретто, статей, учебников; собственный теоретический труд — первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии»; дневники, почти пять тысяч писем. Все это составило Полное собрание сочинений композитора из шестидесяти двух томов музыкальных произведений (вышли в свет в 1940—1974 годах; издательство Музгиз — «Музыка») и семнадцати — литературных произведений и переписки (1953—1981).

Наследие это — не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составившие основу русского музыкального репертуара еще в прошлом веке и получившие жизнь за рубежом, ныне — составная часть мировой культуры. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров, звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов. Их играют любители музыки и только что вступающие в искусство молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты. Произведения Чайковского звучат в переложении и для народных инструментов. Музыку его ежедневно можно услышать на всех волнах в эфире — по радио, по телевидению. Она записана на грампластинки фирмами разных стран в интерпретации знаменитых дирижеров, музыкантов-инструменталистов и вокалистов.

Среди исполнителей сочинений Чайковского были русские дирижеры и пианисты С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, И. Ф. Стравинский; певцы Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин.

Известными пропагандистами музыки русского композитора являются зарубежные дирижеры Эрих Клейбер и Йозеф Клипс (Австрия), Генри Вуд (Англия), Герман Абендрот, Франц Конвичный и Курт Зандерлинг (ГДР), Артуро Тосканини и Вилли Ферреро (Италия), немецкие дирижеры Отто Клемперер, Оскар Фрид и Бруно Вальтер, а также Джордже Джорджеску (Румыния), Вацлав Талих, Ярослав Кромбгольц, Иржи Белоглавек (Чехословакия), Тауно Ханникайнен и Пааво Берглунд (Финляндия), Пьер Монте и Игорь Маркевич (Франция), Вильгельм Фуртвенглер и Вольфганг Заваллиш (ФРГ), Карл Гарагули (Швеция), Хироюки Иваки, Масаси Уэда (Япония) и другие.

Выдающимися интерпретаторами сочинений Чайковского стали советские музыканты. Среди них дирижеры Н. С. Голованов, А. В. Гаук, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. А. Файер, Б. Э. Хайкин, К. К. Иванов, Е. А. Мравинский, Е. Ф. Светланов, Д. Г. Китаенко, Ю. X. Темирканов; певцы С. Я. Лемешев, Г. М. Нэлепп, И. С. Козловский, М. О. Рейзен, Е. Е. Нестеренко, В. А. Атлантов, певицы И. А. Архипова, Е. В. Образцова, Т. А. Милашкина; пианисты: К. Н. Игумнов, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер; виолончелисты С. Н. Кнушевицкий, Н. Н. Шаховская; скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган. Исполнением ролей в балетах Чайковского прославились советские балерины М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, Н. С. Дудинская, О. Н. Лепешинская, М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, И. А. Колпакова.

Оперы и балеты Чайковского находятся постоянно в репертуаре всех театров Российской Федерации и братских союзных республик. Они были поставлены на сценах и многих зарубежных театров: Праги и Загреба, Дармштадта и Варшавы, Вены и Милана, Берлина и Стокгольма, Барселоны и Софии, Токио и Копенгагена, Бухареста и Брюсселя, Гамбурга и Лондона, Франкфурта-на-Майне и Нью-Йорка, Осло и Брно, Дрездена и Бремена, Цюриха и Флоренции, Лейпцига и Парижа. Исполнилось заветное желание композитора, чтобы музыка его «распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Сергей Прокофьев

Сочинение-миниатюра с элементами биографии

В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку. А в 13 лет Сережа пришел поступать в консерваторию в Санкт-Петербурге. Приемочная комиссия была поражена: к тому времени подросток написал

Сергей закончил консерваторию в 18 лет, как пианист и композитор. На выпускном экзамене он выполнил свой концерт, за что был награжден роялем.

Позднее Прокофьев написал много разных опер, балетов, симфоний, концертов. Особенно известные его балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок», а также опера «Война и мир». Талантливый композитор неоднократно сочинял и музыку к фильмам.

Много музыкальных произведений композитор составил для детей. Это песни, фортепьянные пьесы, а также симфоническая сказка «Петя и Вовка», к которой Прокофьев написал не только музыку, но и слова. Этой сказкой композитор хотел не только развлечь детей, но и познакомить их с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

Петр Налич

Артист представит программу из романсов и арий русских и зарубежных композиторов.

Слово музыканту: «В прошлом году я закончил РАМ имени Гнесиных. С красным дипломом! Много вокальной работы было проведено за последние пять лет. Спето несколько сложнейших оперных партий. Приходите послушать романсы и арии русских и зарубежных композиторов в исполнении нашего дуэта с блистательной пианисткой Ольгой Даниловой».

Отзывы о «Петр Налич»

Читайте про другие
события

Другие концерты / музыкально-драматический

Концерт «Жизнь в Движении»

Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд, группа «Звери» и другие артисты.

День защитника Отечества в «Есенин-центре»

Песни и стихи поэтов-фронтовиков времен Великой Отечественной войны в исполнении молодых артистов.

Сайт История музыки теперь доступен по адресу http://twebsa.com/

Творчество Чайковского.

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии») Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.

По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.

Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского.

В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке.

Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник , Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка , Пиковая дама, Иоланта), 3 балета (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик) , 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, свыше 100 романсов, большое количество фортепианных произведений. Обращался Чайковский и к сфере кантатно-хорового творчества, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.

Composer and Pianist ELDAR BABAEV

Music ‘The Smell Of Flower’ was devoted to Aytekin Hesenova

  • Сомерсет моэм рассказы сборник
  • Соотнеси сочинение композитора и вид искусства на основе которого оно создано
  • Сопоставительная таблица царица и царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Солнце как пишется и почему
  • Соединение фантастического фольклорного и реального в сказке самоотверженный заяц