Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.
Воздушный шарик.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ
1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Воздушный шарик».
Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.
Домик для гусеницы.
1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Домик для гусеницы».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Жила — поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик
Новогодние приготовления.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Новогодние приготовления».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.
Неудачная прогулка.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Неудачная прогулка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.
Как мышонок забор красил.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Как мышонок забор красил».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор
Утёнок и цыплёнок.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.
Удачная рыбалка.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Удачная рыбалка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.
Находчивый мышонок.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Находчивый мышонок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.
Как ворона горох вырастила.
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.
Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.
Часто
родители говорят, что не
разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова:
нравится или не нравится, красиво или не красиво.
Но всё не так сложно, как
вы думаете!
Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие,
родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления
рассказа.
Изображение на картине должно
быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного
опыта или из известных ему
художественных произведений.
При отборе картин для
рассказа пользуйтесь следующими правилами:
·
Желательно, чтобы картина была
нарисована великими художниками в стиле
жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству,
проверенному временем.
·
Можно использовать и картины
современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют
картинки для детей.
·
Действие, изображённое на картине
должно быть понятно современному ребёнку. Если
события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую
картину лучше не использовать для рассказа.
·
На картине изображены дети.
·
На картине изображены животные.
·
На картине изображены дети и животные.
И вот вы
подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.
Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего
говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину.
После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы,
можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы
ребёнка).
Вопросы.
1.Понравилась тебе картина? (да)
2.Где происходит действие, нарисованное
на картине? (в лесу)
3.Какие деревья растут в этом лесу?
(сосны)
4.Если в лесу растут только сосны, как
называется такой лес? (сосновый)
5.Какое время года изображено на
картине? (лето)
6.Почему ты понял, что это лето? (видна
яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)
7.Какое время суток изображено на
картине? (утро)
8.Почему ты понял, что это утро? (Солнце
ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими
солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)
9.Как ты думаешь, почему высокая сосна
упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И
одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две
части.)
10.Кто изображён на картине? (медведи)
11.Сколько медведей на картине? (4
медведя)
12.Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)
13.Как ты думаешь, большой медведь – это мама медведица или папа
медведь? (мама медведица)
14.Кто остальные три медведя? (Это
медвежата)
15.Что делают медвежата? (Два медвежонка
залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё
не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)
16.Что делает мама медведица? (Она ругает
медвежат.)
17.Почему мама — медведица ругает
медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они
упадут с поваленного дерева и получат травму.)
18.Как ты понял, что мама — медведица
ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное
дерево, пасть у неё открыта и видны
зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата,
которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)
19.Как ты думаешь, медвежата послушались
свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)
20.Как ты думаешь, мама — медведица
накажет медвежат за непослушание? (да)
21.Как может мама медведица наказать
медвежат? (отшлёпает их по попе)
22.А ты всегда слушаешься свою маму?
(ответ ребёнка из личного опыта)
Ольга Ларионова
НОД. Наши имена и фамилии.
Дать сведения о значении имени
, фамилии
.
Уточнить знания о семье, о том, кто такие родные.
Формировать представление о составе семьи.
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных
.
Развивать связную речь.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Материал. Портреты для игры (Носов, Круглов, Солнцев, Худяков)
Рисунки детей на тему «семья»
.
Словарь имён и фамилий
.
Литература.
1. Волчкова В. Н Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
2. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё «Я»
. Книга – путеводитель для ребёнка 6лет.
3. Ривина Е. Родословная в детском саду
: история и образ семьи/Дошкольное воспитание. №12, 2007.
4. Сергеева Л. Н. Учимся любить родное слово. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Новгород. 2000.
5. Орлова Е. О. Имя в моей жизни. В. Новгород. 2004.
6. Хигир Б. Имена и судьбы
. Москва. 2004.
7 Унбегаун Б. Словарь русских фамилий
.
Ход занятия
Ребята, Вы помните, когда в первый раз пришли в детский сад?
А помните, как знакомились с ребятами?
Как вы запоминали своих друзей? (по внешнему виду, по одежде, по имени
)
У каждого человека есть имя. Произнесите каждый своё имя по очереди. Как красиво звучат ваши имена
.
А по имени можно узнать
, кто это мальчик или девочка?
Значит, есть имена
, какие?
Каждое имя можно назвать ласково. Как вас ласково называют родители?
У каждого имени есть своя история
. Существует словарь имён. Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители подбирают имя и хотят видеть своего ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым. Давайте посмотрим, что означают ваши имена
(находим в словаре значение имён)
.
Физкультминутка. Дети становятся в круг, водящий в центре, бросает мяч ребёнку. В ответ ребёнок должен назвать.
1. Назови три имени девочек
.
2. Назови (например, Полину)
ласково.
3. Как зовут твою маму?
4. Как зовут твою сестру?
5. Назови три имени мальчиков
.
6. Назови своего папу ласково.
Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает
?
Фамилия переходит от папы
. А папе она от кого досталась (от дедушки)
Можно прожить без фамилии
?
Очень трудно. У нас в группе две Насти. Как мы их различаем?
Когда то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было
. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии
. Фамилии
придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени
, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.
Чтобы узнать, откуда произошли ваши фамилии
, заглянем в словарь.
Игра. Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии
. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Солнцев, Худяков.
У нас с вами есть имя, есть фамилия
, а что ещё есть, что мы забыли? Вот пока Катя маленькая, её называют Катей. А когда вырастет, как её будут называть?
Отчество от кого нам достаётся?
Ребята, а как вы думаете, что же такое семья?
Это люди, которые любят друг друга, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Семья объединяет родных
: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные
, родственники, родня.
Кирилл подготовил нам сегодня стихотворение. Послушайте внимательно, чтобы услышать кто же в стихотворении родня?
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню — волшебная щётка
Молоток настоящий – братишке
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня
Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Как вы думаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи?
Это стихотворение шуточное. Не все его герои являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка – это родня. Друг Серёжка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим и заботимся о них. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Итог. А теперь давайте вспомним, на рисовании вы рисовали свою семью.
Кто хочет рассказать о своей семье по рисунку?
Ольга Викторовна Чистякова
Составляем рассказ по картинке
Дорогие учителя и родители!
Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.
От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.
Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.
Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.
Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.
В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними.
Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:
1) сочинение-описание отдельного предмета;
2) сочинение-описание явления природы;
3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;
4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;
5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.
Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,
а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.
Желаем успехов!
Текст
— это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.
Тема
текста — то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль
текста — то, в чём автор хочет убедить читателя.
У каждого текста есть название — заголовок.
Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.
Обычно текст состоит из трёх частей.
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.
Описание
— текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?
Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
План текста-описания.
1. Вступление (предмет описания).
2. Основная часть (характерные признаки предмета).
3. Заключение (оценка).
Повествование
— текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.
К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?
В тексте-повествовании используются глаголы.
План текста-повествования.
1. Вступление (завязка действия).
2. Основная часть (развитие действия).
3. Заключение (развязка).
Текст-повествование — наиболее доступный ребёнку вид сочинения.
Рассуждение
— текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.
К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?
В тексте-рассуждении используются слова, указывающие на связь мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих, потому что, поэтому, следовательно
, наконец, итак
и т. п.
План текста-рассуждения.
1. Вступление (тезис).
2. Основная часть (доказательства).
3. Заключение (вывод).
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ
Рассказ по картинке
— это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.
Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.
При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.
1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.
2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).
3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.
4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.
5. Составьте план будущего сочинения.
Составить план
сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.
6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.
7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.
Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.
8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение. (В это время и взрослый может попробовать свои силы в написании сочинения).
Если у ребёнка во время работы возникнут вопросы по написанию каких-либо слов или постановке знаков препинания, не требуйте вспомнить правило, скажите правильный ответ, не отвлекайте его от творческого процесса.
Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха перед исправлениями, поэтому покажите, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.
Пусть ребёнок сначала сам проверит свою работу. Положите перед ним орфографический словарь и научите им пользоваться. Затем сами проверьте сочинение. Ни в коем случае не пользуйтесь красной ручкой! Возьмите зелёную ручку и отметьте на полях знаками «+» или «!» то, что у ребёнка получилось (удачно подобранное сравнение, правильно составленное предложение и т. п.). Сначала похвалите его за удачные моменты в работе, а потом корректно подскажите, где есть ошибки, вместе найдите их и исправьте.
Прочитайте ребёнку своё сочинение или образец сочинения из данной книги. Дайте ему возможность проверить вашу работу, найти в ней достоинства и недостатки (можно использовать собственную систему оценивания работы, например нарисовать весёлую или огорчённую рожицу).
10. В конце занятия поблагодарите друг друга за приятные минуты общения, поделитесь своими чувствами и впечатлениями, договоритесь о следующем занятии.
И ещё несколько советов.
Ни в коем случае не выбрасывайте детские сочинения! Собирайте их в отдельную папку, организуйте домашнюю выставку лучших работ ребёнка, попросите прочитать сочинение бабушке, однокласснику и другим близким людям.
Выбирая рисунок для занятия, имейте в виду, что сочинение-повествование по серии сюжетных картинок — наиболее простая форма сочинения.
Сочинение-повествование по сюжетной картинке труднее предыдущего. Здесь ребёнок должен уметь использовать свои знания, свой жизненный опыт, чтобы создать в воображении сюжет.
Сочинение-описание — самая трудная форма сочинения.
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
I. Подготовительная работа.
1. Ответь на вопросы.
Какой овощ изображён на картинке?
Какой формы этот овощ?
Какой размер, цвет, вкус помидора?
Есть ли запах у этого овоща?
Какие блюда с помидорами ты любишь?
В виду того, что работа по развитию связной речи проводится на 3 этапе и за несколько занятий «успешно развить» связную речь невозможно. Было разработано перспективное планирование логопедических занятий с учетом работы по развитию связной речи с 1 логопедических занятий. Приведу примеры некоторых занятий по обучению рассказыванию по картине и серии картин.
2 этап, предлоги, №9.
Тема: Составление рассказа и запись по
серии картин «Друзья птиц».
Цель:
обучение рассказыванию по серии картин, закрепление знаний о зиме и зимующих
птицах.
Сегодня
мы будем составлять рассказ по 3 картинкам.
Посмотрите
на каждую картинку очень внимательно. Какое время года изображено на картинках?
Как
вы догадались, что на картинках зима?
Поставьте
картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Какая
картинка будет первой? Расскажите что на ней изображено.
1).
Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют? (им голодно.)
Почему птицы, утром прилетев к кормушке,
остались голодные? (Птицы, подлетев к кормушке, нашли на ней вместо корма –
снег.)
Наверное,
ночью шел снег и поэтому утром, кормушка была занесена снегом.
Давайте,
придумаем название к этой картинке. («Голодные птицы»)
Запишем
слова, которые помогут рассказать по этой картинке.
(Кормушка
в парке, занесена снегом, прилетев к кормушке, остались голодные)
2).
Кого вы видите на этой картинке? Дайте имя мальчику, который сметает снег, и
тому, который вешает сало. Как одним предложением сказать про остальных детей?
(они принесли ягоды, семена.)
Как
назовём эту картинку? («Друзья птиц»)
Запишем
«слова – помощники» (Сметает, вешает, принесли семена и ягоды)
У
нас осталась ещё одна картинка. Нам нужно закончить рассказ.
Посмотрите
ещё раз на все картинки. Чем отличается 2 картинка от 1 и 3? Кого на ней нет?
Почему?
(Куда
подевались птицы, на 1 и 3 они есть?)
(Птички
ждали, когда ребята уйдут. Они боятся людей, т.к. маленькие, беззащитные.)
3).
Как только ребята отошли к скамеечке, птицы тут же слетели…(откуда?) с дерева и
налетели на корм.
Как
изменилось настроение у птичек? Почему? Как можно сказать о том, что делают
птицы? (клюют, обедают, угощаются).
Что
делают дети? Какое у них настроение? (У ребят было хорошее и веселое настроение
оттого, что они помогли пернатым друзьям.)
Как
их можно назвать? (Друзья птиц.)
Придумайте
название этой картинке. («Все рады»)
«Слова
— помощники»: (Отошли, слетели, беззащитные, клюют, угощаются, обедают, весёлое
настроение, помогли, пернатые друзья)
Сейчас
вы запишите свои рассказы.
На
доске даны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.
1.
Какое время года наступило?
Зима
2.
Что засыпал снег?
Кормушку
3.
Кому стало голодно?
Птицам
4.
Что решили сделать ребята?
Помочь
5.
Кто смёл снег с кормушки?
6.
Что положили туда дети?
Ягоды,
семена
7.
Кто повесил сало?
8.
Как угощаются синицы,
Весело
Снегири, воробьи?
Дайте
название своему рассказу? (Друзья птиц)
Примерный
рассказ:
Наступила зима. Ребята повесили
кормушку в парке.
Ночью
выпал пушистый белый снег. Утром птицы
прилетели к кормушке, а вместо
корма
– снег.
Пришли ребята. Ваня сметает веником
снег с кормушки. Оля и Саша
принесли
корм.
Маленькая Маша принесла гроздья
рябины.
Коля развешивает на ветках
кусочки сала.
Закончив работу, ребята отошли к
скамеечке и стали наблюдать.
Птицы тут
же
слетели
с деревьев и налетели на корм.
Ребята были рады, что помогли птицам.
По серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
Учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
коррекционно-развивающие:
Уточнять знания детей о зимующих птицах;
Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
Оборудование:
серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13-15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).
Предварительная работа:
чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) — воробей.
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перья ми, каркает — ворона.
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
2. Объявление темы.
Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
3. Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Как нужно заботиться о птицах зимой?
4. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки —
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На снегу-то, посмотри, —
С красной грудкой снегири.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми.
Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
7. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.
Занятие 13.
Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»
(по опорным картинкам)
Цели:
коррекционно-образовательная:
Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
коррекционно-развивающие:
Расширять и активизировать словарь детей по теме;
Развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.
Оборудование:
предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).
Предварительная работа:
чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола…
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал…
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал…
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.
2. Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3. Беседа по картинкам.
Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
Чем занимается каждый из них?
Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и
лаком, просушить, упаковать.)
Куда отправляют готовую мебель?
Как мебель приходит к нам в дом?
Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?
4. Игра «Куда что нужно?»
Диван, кресла, журнальный столик нужны в… (гостиной).
Обеденный стол и стулья нужны в… (столовой).
Кухонный гарнитур, навесные шкафы в… (кухне).
Вешалка, зеркало в… (прихожей).
Кровать, платяной шкаф в… (спальне).
Детская мебель нужна в… (детской комнате).
5. Физкультминутка
.
6. Составление рассказа.
Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.
Примерный рассказ
Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
Где изготавливают мебель?
Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
Как защитить лес от уничтожения?
Тема:
Составление рассказа по серии картинок и плану.
«Кормушка».
Цель
: учить составлять рассказ по картинке с опорой на план; закреплять ранее данный словарь; обогащать словарный запас; корректировать речь детей, следить за правильным произношением.
Оборудование:
серия картинок «Кормушка»; таблички со словами и предложениями; план; индивидуальные задания на карточках.
ХОД УРОКА.
1.Орг.момент. 2. Проверка домашнего задания а). Назовите птиц. А сейчас? б).- Что клюют птицы? Воробьи клюют хлебные крошки. Синицы клюют сало. Снегири клюют рябину. 3. Работа по теме. а). Работа с планом (соотнесение картинок с пунктами плана). б). Беседа по картинке №1. Какое время года на картинке? Какая погода на улице? Как живут птицы зимой? Какие птицы прилетели к кормушке? Кормушку засыпало снегом (повтори, Дима) 4.Физкультминутка. в). Работа с картинкой №2. Расскажите, что вы видите на картинке? г). Работа с картинкой №3. (вставить пропущенные слова) д). Работа в тетрадях. Дополнить предложения. Убрать лишнее. 5.Итог урока. Что мы делали на уроке? 6.Оценка. 7.Задание на дом. | Воробей, синица, снегирь. Воробьи, синицы, снегири. Пшено, рябину, хлебные крошки, сало, семечки. Зима. Наступила зима. На улице морозная погода. Кругом много снега. На улице холодно. Мороз. Голодно и холодно птицам зимой. Воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке. Кормушку засыпало снегом. Ребята решили помочь птицам. Саша взял веник и убрал снег. Вова насыпал пшено, а Юля хлебные крошки. Катя принесла рябину. Витя повесил на дерево сало. Прилетели птицы. Ребята …, …, … прилетели к …. Птицы клевали пшено, конфеты, М |
Кормушка.
Наступила зима. На улице морозная погода. Кругом много снега. Голодно и холодно птицам зимой. Воробьи, синицы, снегири прилетели к кормушке. Кормушку засыпало снегом.
Ребята решили помочь птицам. Саша взял веник и убрал снег. Вова насыпал пшено, а Юля хлебные крошки. Катя принесла рябину. Витя повесил на дерево сало.
Прилетели птицы. Ребята наблюдали, как птицы весело клевали корм.
Совсем скоро наступит зима. Земля, вода и лес-все покроется снегом. , все кругом погрузится в глубокий сон.
Замерзнут травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом, затаятся, заснут многие животные. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, логово или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел и спи себе крепко, смотри сладкие сны до весны.
Сильно страдают зимой от холода и голода птицы. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под плотные перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом и стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы хоть как-то согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы им укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Январь и февраль-самые трудные для птиц месяцы. Месяцы лютого голода. В феврале зима чувствует, что скоро ей придется уступить свои права, вот она и злится: то морозом ударит, то заметет поземкой. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка- наст, крепкий, жесткий, скользкий. Его не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу- засохшую травку, зернышки. У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.
Но хорошо известно, кто сыт, тому не страшен холод, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто- сальца, кто- ягод, кто- хлебных крошек. А сколько их таким образом можно спасти от голодной смерти!
Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконе или лоджии. Мы можем вывешивать из окон кусочки хлеба на ниточках или устанавливать во дворе кормушки с пшеном, семечками, зернышками или хлебными крошками. У кого что есть. Синички, воробьи и другие пернатые гости будут с радостью посещать такие соловые. А синицы особенно любят сало, но не соленое, конечно: от соленого у них заболят животики. Можно взять деревянную палочку, высверлить в ней ряд дырочек и залить их горячим салом- свиным или говяжьим. Нужно дать салу остыть и вывесить палочку за окно, а еще лучше повесить ее во дворе на дерево. Веселые маленькие гости не заставят себя долго ждать. А в благодарность весной, летом и осенью будут очищать от вредителей деревья, на которых они кормились зимой.
ПОМОГАЙТЕ МАЛЕНЬКИМ ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМ ЗИМОЙ! ПРИГЛАШАЙТЕ ЭТИХ МИЛЫХ И ЗАБАВНЫХ ПТИЧЕК К СЕБЕ В ГОСТИ, ЧТОБЫ ПОЛЮБОВАТЬСЯ ИМИ И ДОСЫТА ИХ НАКОРМИТЬ В ЭТО ТРУДНОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ!
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин помогает решить одну из главных задач развития связной речи ребёнка — совершенствование монологической речи
Рассказывание по серии сюжетных картин способствует развитию:
— логического мышления,
— воображения,
— творческих способностей,
— эстетического вкуса,
— нравственных представлений.
Для повышения речевой активности детей используются разнообразные приемы работы и специально разработанные серии картин. В процессе рассматривания картинок проводятся упражнения, показывающие:
— способы построения разных предложений;
— грамматические средства связи между частями высказывания;
— средства художественной выразительности, которые можно использовать в рассказе.
Предлагаю варианты предъявления картинок детям, каждый из которых решает свои задачи.
1 Вариант. Дается серия сюжетных картинок, их нужно разложить в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем на доске выставить незнакомый набор картинок, где заведомо нарушена последовательность. Нужно найти ошибку и исправить ее. Далее выполняются лексические, грамматические упражнения, придумывается рассказ по картинкам, ему дается название.
Цель:
— учить выстраивать содержание картинок в логической последовательности,
— строить связный рассказ по серии сюжетных картинок.
2 Вариант. Вся серия картинок выставляется на доске: первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты т.е. начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают. Затем, последовательно открываются остальные картинки дети видят развитие сюжета, и постепенно рассказ придумывается до конца; И в конце дается название.
Цель:
— развитие воображения,
— умения предвидеть развитие сюжета, действий персонажей,
— учить подбирать наиболее точное название.
3 Вариант. На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события».
Один ребенок рассказывает по такому расположению, затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются все картинки, дети рассказывают рассказ, дают название.
Такой вариант закрепляет представление детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, не видя персонажей на закрытых картинках).
Цель: развитие воображения, логики мышления, умения предвидеть сюжет.
4 Вариант. Выставляется серия из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинки. Дети придумывают рассказ, дают ему название. Затем рассказ составляется по всем картинкам. Этот вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине).
5 Вариант. Воспитатель показывает детям одну картинку из серии (любую). Дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Задаются вопросы: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? Что может произойти с героями этого рассказа?» Затем на доске выставляется вся серия из пяти картинок, открытых через одну: 1, 3, 5. Дети составляют рассказ по такому расположению (додумывают). Открывается вторая картинка, снова дети рассказывают; наконец, открываются все картинки, и составляется новый рассказ.
Этот вариант позволяет почти всем детям группы принять участие в составлении рассказа.
Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета.
При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируются:
— умение связывать слова в простых и сложных предложениях,
— соединять смысловые части высказывания,
— соблюдать структуру текста,
— использовать разнообразные зачины рассказа.
Таким образом, рассказывание по сериям сюжетных картинок обеспечивает решение многих речевых задач в единстве, включая развитие образности речевого высказывания, а также эстетического восприятия сюжетных картинок.
Исследователи считают, что развитие связной речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста от диалога между взрослым и ребенком к монологической речи самого ребенка.
О.С.Ушакова предлагает начать развитие связной речи со второй младшей группы. Развитие связной речи, работа над ней должна вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературных произведений к обучению самостоятельному рассказыванию. Необходим подготовительный этап и система игровых упражнений.
Успех в обучении зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса:
Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 — 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.).
В возрасте 5 лет в серии может быть до 5 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте с можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).
В возрасте 5 -7 лет количество картинок соответственно увеличивается. Это могут быть картинки из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, как знакомых, так и не знакомых детям.
Прежде чем дать задание детям, желательно самой выполнить действия по установлению логики событий на картинках.
Работу по развитию связной речи желательно организовывать с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов.
Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 — 6 минут, до 5 лет — 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.
Очень важно мотивировать эту деятельность.
Примеры мотивации:
— для детей 3 лет: порадоваться картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния — пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);
— для детей 4 — 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);
— дети 5 — 7 лет — мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; подготовка к школе или игра в «Сыщиков»).
Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий.
Например: в процессе умывания воспитатель спрашивает:
— Что мы сейчас делаем? — Намыливаем руки.
— Что вы делали до этого? — Открыли кран с водой.
— Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
— Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
— Зачем мы все это делали?
— Чтобы руки были чистые перед едой.
Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно — следственные связи и видеть результат.
В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно — следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит «раскадровку» содержания текста (с опорой на иллюстрации).
Например: сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» представляется следующим образом:
Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку.
Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу.
Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.
Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:
— Кто изображен?
— Что он делает?
— Какая цель этого действия?
— Добился ли герой этой цели?
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.
1. «Паровозик из картинок»
Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию.
Игровое действие.
Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени.
2. «Найди общих героев на картинках»
Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
Игровое действие. Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.
Методические рекомендации
Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.
3. «Найди место, в котором происходят события»
Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.
Игровое действие. Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.
Методические рекомендации
На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия. Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется.
4. «Определи время событий»
Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.
Игровое действие: предложить детям определить время года, части суток на каждой картинке.
Методические рекомендации
Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке. Принимаются ответы детей типа: «Это день», и «Это лето». Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени.
В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.
5. «Назови действия героев»
Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.
Игровое действие. Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие — цель действия. Воспитатель задает вопросы: «Кто изображен?», «Что он делает?» и «Зачем это делается?» Аналогично обсуждаются все сквозные герои.
Методические рекомендации
Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой. Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса: Кто делает? Что делает? Зачем делает?
6. «Что за чем?»
Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.
Игровое действие.
Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру «Что было раньше — что будет позже», выстраивая картинки в логический ряд.
Методические рекомендации.
На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать.
Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими — либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками.
7. «Составь рассказ»
Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Игровое действие.
Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую
модель:
— однажды (указание времени года, части суток);
— в таком — то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);
— такой — то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),
— делал (делали) то — то для того – то;
— потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);
— и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;
— в результате получилось то — то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;
— придумать название получившемуся рассказу.
Методические рекомендации
Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности «следователя», «сыщика» или «режиссера отснятого фильма». Главное в рассказе ребенка — это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.
Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках.
8. «Вспомним, как играли с картинками»
Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.
Игровое действие.
Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.
Методические рекомендации.
Работа на этом шаге возможна с 5 — летнего возраста.
Последовательность работы с серией картинок:
— сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно,
— находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),
— определяются места действий,
— обозначается время действий,
— поочередно на каждой картинке называется объект — действие — цель действия,
— потом «снимается фильм», то есть выкладывается логическая последовательность «кадров»;
— в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).
Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.
Что касается образца.
Образец — это источник обогащения речи детей, пример понятного, грамотного, правильного и последовательного изложения мыслей, живого и точного описания (Л.А. Пеньевская).
Но! Образец необходимо использовать так, чтобы он помог детям, не сковывал творчество и самостоятельность.
Образцами звучащей речи могут быть:
1. Литературные произведения. Умелое использование текста в сочетании с иллюстрациями обогащают детей.
2. Собственные устные рассказы.
Импульс для рассказывания лучше всего внести педагогу, увлекательным и ярким рассказом, описывая не только изображенное на картине, но и предыдущие и последующие события.
3. Аудио или видео записи рассказов самих детей.
Детские образцы хорошо воспринимаются и легко анализируются детьми, стимулируя их к творчеству и созданию своих рассказов.
Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения.
Необходимо:
— учитывать сферу развития общения воспитанников друг с другом и с взрослыми,
— учитывать их особенности,
— опираться на их индивидуальные способности.
Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения
Рекомендации по составлению рассказов по серии сюжетных картин:
— для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей, расставлять их нужно с промежутками;
— включать в занятия игры, задания, упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
— использовать на занятиях методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранность до окончания занятия;
— учить додумывать предшествующие и последующие события;
— учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии;
— продумывать отдых детей на занятии, по возможности связывать его с темой занятия;
— использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста, создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
— после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
— предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
— по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Конспект занятия по речевому
развитию
Тема «Составление рассказа о
животных по сюжетным картинкам»
Цель:
Обучающая: связная речь: учить составлять
сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать
события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало,
основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;
Развивающая:
словарь
и грамматика:
развивать умение употреблять
названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного
числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а
также синонимов и антонимов;
звуковая
культура речи:
закреплять
правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать
эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса.
Воспитательные задачи: Воспитывать
умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания .
Дидактический
наглядный материал: картинки с разными животными (тигр,
жираф, слон, волк, лиса); презентация: картины с изображениями животных и
их детёнышей.
1. Психологический
настрой: «Дружно за руки возьмемся, мы друг другу улыбнемся, скажем
здравствуйте и гулять пойдем»
2. Организационный
момент:
Ребята я сегодня получила письмо от
Незнайки: он просит вам помочь ему отгадать загадку о животном. Поможем? .
Хвост
пушистою дугой.
Вам
знаком зверек такой?
Острозубый,
темноглазый.
По
деревьям может лазать.
Строит
он свой дом в дупле,
Чтоб
зимою жить в тепле.
В.
Кожевников
дети
отгадывают.
На
стенд выставляется картина Белка с бельчатами .
Как
называют детенышей белки? дети. Бельчата.
Воспитатель.
В письме написано, если вы справились с загадкой тогда
Сейчас
мы поиграем в игру, которую отправил нам Незнайка.
Игра
«Кто у кого?»
Воспитатель.
Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовет его детеныша или
детенышей, если я скажу слово много, или несколько, или двое-трое.
Лиса…
лисенок. У лисы много… лисят, несколько… лисят.
Медведь…
медвежонок. У медведицы… медвежата, двое… медвежат.
Волк…
волчонок, У волчицы… волчата, трое… волчат.
Один
ежик — много… ежиков. У ежихи… ежата.
Воспитатель
по аналогии проводит беседу по картине. Волк с волчатами,
Посмотрите
на картинку. Это зайчата. Какими словами можно рассказать о зайчонке? Какой он?
Дети.
Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький..
Воспитатель.
А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож?
Дети.
Белый и пушистый, как вата; зайчонок, как снежок, как пушок; как мячик
прыгает…
Воспитатель.
Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее.
Как можно про такого зайчонка сказать?
дети
отвечают.
К слову веселый подберите слова, близкие
по значению или смыслу. Так какой был зайчонок?
Дети.
Довольный, бодрый, шустренький, радостный…
Воспитатель.
А если ом был радостный, то ом не прискакал, а… мчался, летел. А второй
зайчонок — братец первого — прискакал домой невеселый, ею обидели. Расскажите
про этого зайчонка. Какой он?
Дети
отвечают.
К слову веселый подберите слова,
противоположные по значению, смыслу. Так какой был второй зайчонок?
дети.
Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный…
Воспитатель.
А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а… тащился, плелся,
брел.
А сейчас посмотрите на открытки, которые
прислал Незнайка. (Раскладывает на каждом столе по одной.) Придумайте вдвоем
рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите о
том, что нарисовано на открытке, а потом придумайте, чем могло бы все
закончиться, договоритесь, кто из вас двоих начнет рассказ. Рассказ должен быть
коротким и обязательно законченным.
Воспитатель вызывает три команды. После
каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его
можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции,
содержательность, наличие образных средств.
Воспитатель показывает детям картинки
(тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в
названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть
звук [л).
Воспитатель предлагает одной группе детей
подобрать слова со звуком (р), другой — со звуком [л).
Далее дети выполняют задание, составляют
предложение со словами, в которых есть звук «р», и предложение со словами, в
которых есть звук «л». (Тиар рычит. Слон любит листья.)
Физкультминутка, гимнастика
для глаз «Птичка».
Зайке
холодно сидеть,
Нужно
лапочки погреть.
Лапки
вверх, лапки вниз.
На
носочках подтянись,
Лапки
ставим на бочок,
На
носочках скок-скок-скок.
А
затем вприсядку,
Чтоб
не мёрзли лапки.
Прыгать
заинька горазд,
Он
подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста
стихотворения).
Игра «Выбери начало»
Воспитатель. В
письме Незнайка просит нас прочитать рассказ М. Пришвина «Еж» и ответить на его
вопросы. Хотите услышать рассказ?
Воспитатель читает
детям рассказ М. Пришвина «Еж опуская начало.
Раз шел я по берегу нашего ручья
и под кустом заметил ежа.
Он тоже заметил меня, свернулся
и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел
автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога —
он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так
со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его
в ручей.
Мгновенно еж развернулся в воде
и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины
на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою
шляпу и понес домой.
Мышей у меня было много.
Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет
у меня и ловит мышей.
Воспитатель.
Какой части не хватает в рассказе? дети отвечают.
Почему
вы решили, что не было именно начала? дети отвечают.
Вспомните,
как начинаются многие рассказы.
Дети.
Как-то раз, однажды, дело было летом.
Воспитатель.
А сказки?
Дети .
Жили-были, в некотором царстве.
Воспитатель предлагает детям модель
рассказа поезд, состоящий из трех вагончиков: начала, середины, конца (все
вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения,
Детям читается короткий рассказ, в
котором все части перепутаны.
Воспитатель.
Пришла мама и сказала: “Сядьте вместе”. В субботу вечером Катя и Варя
принимали ванну. Вышла у них ссора, кто будет первым». Получился ли рассказ?
Дети
отвечают.
—
Что надо сделать, чтобы он получился?
Дети
. Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье —
середина, а первое — это конец рассказа.
Воспитатель.
Определите место прочитанных предложений в рассказе.
Захотелось
зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды
в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела.
Жила-была на свете маленькая девочка».
дети
выполняют.
Игра «Учимся рассуждать»
Детям предлагаются картинки-небылицы
(летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают
грибы…).
Воспитатель.
Скажите, что на этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить?
Используйте слова «во-первых», «во вторых», чтобы мы поняли последовательность
ваших рассуждений.
Дети
отвечают.
Игра
«Составь рассуждение»
Воспитатель.
Составьте рассуждение на тему .Весна в этом году ранняя, используйте для связи
предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…
Дети
выполняют.
Послушайте
рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый.
Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею
Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого
в лесу не нашел. Почему?
дети
отвечают.
Рефлексия:
1. Понравилось
ли вам задания Незнайки? Какие задания мы выполняли?
2. Какое
задание оказалось трудным, а с каким быстро справились?
сюжетные картинки для составлеия рассказов в 1 классе
Презентация составляем предложения по картинкам в 1 и 2 класс. Методика сочинения текста по сериям сюжетных картинок для дошкольников. Рассмотрите рисунки, что на них изображено. Попробуй сочинить потешку.
Для составления сочинения. Поделиться в одноклассиках. Вам также может понравиться. Цель такаой работы — учить детей строить осмысленные предложения. Подбор сюжетных картинок поможет учителю в период обучения грамоте.
Методические разработки, презентации и конспекты. Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. Кто и где потерял воздушный шарик. Кто нашёл шарик на поле.
Какой был мышонок и как его звали. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам и выучи его. Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть. какие игрушки были у детей. что увидели дети после дождя. что случилось с игрушками. Расскажи, как можно играть с игрушками. куда собралась девочка. кого она оставила дома. Составь рассказ по картинкам. Провести огромную мыслительную работу.
Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Поощряйте использовать в повествовании ёмкие описания, образные выражения; делать свой рассказ точным, конкретным, образным. Способствуйте формированию связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения. Развивайте зрительное внимание, творческое воображение, логическое мышление детей; умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно. Как составить рассказ по картинке 1 класс. Придумайте название к рассказу и запишите его, опираясь на вопросы. Ребенок должен ответить на вопросы развернуто. Составление рассказа по картинке.
Составление рассказа осень. Альбом сюжетных картинок по развитию речи для 1 класса. Айда развивать речь и сочинять истории по картинкам. Это не совсем открытки, точнее совсем не открытки (размер карточек — половина листа а4), но все равно тэг ставлю отрыточный, потому что ничего другого не придумала. К сожалению, не хватает трех карточек по теме ледоход, но ничего, и так сканов получилось много. Под кат залезайте осторожно. Альбом сюжетных картинок по развитию речи для 1 — го класса начальной школы (учпедгиз, 1962 год, художники а. Альбом сюжетных картинок по развитию речи учащихся 1 класса начальной школы. Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь. Войти в личный кабинет. Русский язык 1 класс. • 1 — 2 класс • интерактивная доска, презентация. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, логопедам. Ресурс направлен на развитие речи младшего школьника. Научиться читать из букв слова — только полдела. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте.
Характеристики документа. Рассказы по картинкам. В этом разделе сайта представлены наглядные пособия, которые помогут родителям при подготовке занятий по развитию речи у дошкольника. В этом разделе сайта представлены наглядные пособия, которые помогут родителям и педагогам при подготовке занятий по развитию речи у дошкольника. Как использовать карточки для составления сюжетного рассказа по картинкам. Пересказ сказок по опорным картинкам. Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок развивает речь, логику, мышление, наблюдательность, обогащает лексику и провоцирует серьезный мыслительный процесс. Один из базовых аспектов подготовки ребенка к школе — формирование связной и понятной, логичной речи у дошкольника. Алгоритм рассказа для детей в картинках — это развитие связной речи у ребенка развитие словарного запаса. Играйте и развивайтесь. Скачайте и распечатайт. Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек — схем в картинках. Познакомить ребенка с таблицей. Прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан. Комплект наглядных пособий. Схема рассказа о фруктах, овощах. Составление рассказа по картинкам. В саду созрели румяные красные яблоки. Собрал их ёж целую кучку.
Но как всё унести сразу.
Встал, а все яблоки на иголках. Сколько частей в этом тексте.
Покажи линией, о чем говорится в каждой части текста. Придумал, как унести все яблоки. Польза применения на уроках сюжетных картинок по развитию речи. 2 тыс изображений найдено в яндекс. Математика в первом классе.
Nelli yakushina логопедия, коррекционная педагогика. По сюжетной картинке можно составить творческий рассказ. Сначала ребенок составляет рассказ по картинкам, описывая сюжет, затем ему предлагается придумать окончание рассказа (сюжет с продолжением). Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам обогащает словарь детей, речь становится более стройной, логичной, интонационно – выразительной. И, что очень важно, у детей появляется речевая мотивация. Рассказать красиво, внести сво. Творческое видение в сюжет рассказа. Составление связного рассказа с опорой на выложенную серию. Рассказ по серии сюжетных картин по плану.
Однажды… таком — то месте… тот — то персонаж (назвать его)… делал то — то для того, чтобы… потом он делал (смотреть на 2 сюжет)…. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях. В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке.
Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин. Отличное пособие по развитию речи. Перед вами несколько карточек, их нужно найти и разрезать на квадратики по пунктирным линиям. Одна карта — один рассказ. Разложить квадратики с картинками таким образом, чтобы получился сюжет рассказа и составить связный рассказ. Показать больше фотографий. Добавлена сегодня в 16. Папка — передвижка роль книги в развитии ребенка. ••• ••• комментарии0. Добавлена сегодня в 13. Всё, что нужно знать о планетах для детей. У ребенка должен быть уже большой набор карандашей или фломастеров с полутонами цветов.