Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Суммативное оценивание по русскому языку за 3 класс, 2 четверть.
Фамилия. Имя учащегося___________________________________
Слушание и говорение
Задание 1 Составьте рассказ по опорному плану и ключевым словам.
Мой город
План:
-
Мой город-будущего.
-
Архитектурные постройки.
-
Безопасность и комфорт.
Ключевые моменты: удобный для жизни, красивый, город будущего, чистый, смотровые площадки, небоскребы, искусственные водоемы, зеркальные стены, разные и непохожие друг на друга, новые безопасные технологии, счастливые
_______ (5 баллов)
Чтение
Задание 2
Прочитайте три текста. Определите стиль, жанр. Соотнесите между собой текст, стиль и жанр.
Художественный стиль | Публицистический стиль | Деловой стиль |
Внимание! Сконструирую СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ для вашего сада, улицы, дома. Любой конструкции и размера, использую различные материалы. Обращаться в часовую мастерскую по ул. Пушкина 22. | — Пав, а Пав, — спросил я, — ты знаешь, что такое солнечные часы? Павка не стал теряться в догадках. Он всегда все знал. — Солнечные? — переспросил он. — Все равно что электрические. — То есть как это? — опешил я. Павка хмыкнул и, как большой маленькому, объяснил: — Электрические от чего заводятся? От тока. Ну а солнечные — от солнца, понял? | Со́лнечные часы́ — устройство для определения времени по изменению длины тени от солнца и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени. |
Статья | Объявление | Рассказ |
_______ (2 балла)
Задание 3 Письмо
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ ( 10 баллов)
Задание 4 Составь и напиши текст на тему «Делу- время, а потехе — час», используя план и опорные слова.
План:
1.Время-наше богатство.
2.Правильный режим дня.
3.Береги каждую минуту.
Опорные слова: ценить каждую минуту, использовать рационально, беречь свое и чужое время, режим дня, труд и отдых, жизнь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ (3 балла)
Балл обучающегося _________ ( всего 20 баллов)
Процент выполнения __________
Прогнозируемая оценка ____________
Схема выставления баллов
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1 | Примерный ответ обучающегося: Город будущего будет очень отличаться от современного в лучшую сторону. В городе будущего будет много места для отдыха. Будет построено множество парков, кинотеатров, смотровых площадок. Будут сделаны искусственные водоемы, в которых можно будет купаться и плавать на лодках. Город будущего очень чистый. Все заводы будут использовать новые безопасные технологии. На улицах будет много автомобилей. Они будут ездить на экологическом топливе. Будут работать различные службы доставки покупок на дом — и это будет доступно каждому. Города будущего будут разные и непохожие друг на друга. Большие и малые, с небоскребами и маленькими коттеджами. Людям будет комфортно и счастливо жить в них. Город будущего будет очень удобным для жизни. | 1 | Принимаются другие варианты ответа, которые соответствуют теме, отображают понимание учащимися основной мысли текста. Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально. |
Соблюдает структуру плана. | 1 | ||
Использует ключевые слова. | 1 | ||
Демонстрирует достаточный словарный запас по теме разговора. | 1 | ||
Высказывание имеет законченную логическую мысль. | 1 | ||
2 | | 2 | 1 балл — ставится за верно указанный стиль произведения. 1 балл — ставится за верно указанный жанр произведения. |
3 | Диктант. Дом под снегом. | 1 | Записывает текст, соблюдая наклон, ширину и высоту строчных и заглавных букв. Выполняет соединения букв в словах. |
3 | Записывает текст без ошибок | ||
2 | Допустил 1 — 2 ошибки | ||
1 | Допустил 3 -4 ошибки | ||
Допустил более 5 ошибок | |||
Грамматические задания
мороз — _________ сильный-________
быстро — ________ тихо-___________ | 4 | 2 балла – ставится за определение синонимов; 2 – балла ставится за определение антонимов; | |
| 1 | 1балл -придумывает слово по схеме; | |
| 1 | 1балл -придумывает слово по схеме; | |
4 | Примерный ответ обучающегося: «Делу — время, а потехе – час» — это значит, что все нужно делать вовремя и правильно распределять свои силы. Если только веселиться, то можно упустить много значительного и необходимого в жизни. Но и нельзя постоянно отдаваться работе – обязательно нужно еще и отдыхать. Нужно так распланировать свой режим дня, чтобы в нем оставалось время и для работы, и для отдыха, и для развлечений. Если долгое время трудиться – организм может устать . Поэтому всегда нужно выделять немного времени на перерыв и отдых. Нужно стараться беречь свое и чужое время. Нужно ценить каждую минуту , чтобы все успевать и стать успешным человеком. | 1 | Принимаются другие варианты ответа, которые соответствуют теме, с использованием опорных слов и отображают понимание учащимися основной мысли текста. |
Соблюдает логическую последовательность предложений. | 1 | ||
Сохраняет структуру частей текста. | 1 | ||
Всего баллов | 20 |
Критерии оценивания суммативной работы по русскому языку за 2 четверть
№ | Вид речевой деятельности | Раздел | Цель обучения | Описание/тип заданий | Количество заданий | Общий балл |
1-2 | Слушание и говорение | Архитектура | 3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых моментов. | Обучающийся выполняет задание, которое направлено на проверку умения составлять и рассказывать текст на основе опорного плана и ключевых моментов. | 1 | 5 |
3 | Чтение | Время | 3.2.4.2 Определять художественный, публицистический и деловой стиль по их особенностям (рассказ, статья, объявление, реклама, биография). | Обучающийся выполняет задание, которое направлено на сравнение трёх текстов по их особенностям | 1 | 2 |
4 | Письмо | Архитектура | 2.3.6.1 Писать в тетради в широкую линейку с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений 3.2.2.1* Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов. 3.3.8.3Определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка | Обучающийся выполняет письменное задание. Обучающийся проверяет умение различать синонимы, антонимы и многозначные слова. Обучающийся определяет основу и окончание слова, определяет части основы: корень, суффикс, приставку | 1 1 1 | 4 4 2 |
Время | 3.3.2.1 Составлять и писать тексты на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно. | Обучающийся выполняет задание , которое направлен на умение составлять текст на заданную тему по опорным словам | 1 | 3 | ||
Всего | 20 баллов |
Процентное содержание баллов суммативного оценивания | Оценка |
0 % — 39 % | «2» |
40% — 64 % | «3» |
65% — 84% | «4» |
85% -100% | «5» |