Тренажер по русскому языку 2 класс по теме: Имя существительное (Школа России)
Тренажер по русскому языку 2 класс («Школа России»)
Автор-составитель: Авраменко Ирина Владиславовна — учитель начальных классов МАОУ «Школа №20 имени Кирилла и Мефодия» г. Великий Новгород
Цель: закрепление знаний об имени существительном.
1. Подчеркните имена существительные:
Игрушка, прыгать, синий, дождь, прыжок, радость, стол, дождливый, букет, красивый.
2. Запиши слова в два столбика:
одуш. сущ. неодуш. сущ.
Берег, птицы, гнездо, река, медведь, машина, шофёр, художник, свеча, бабочка, Надя, школа, метель, листопад, щука, герой, пассажир, пальто, радость, заяц, ночь.
3. Подчеркни нарицательные имена существительные.
Собака. Печаль. «Мурзилка». Ветер. Петербург. Компьютер. Луг. Африка. Шарик.
4. Составь из слов предложения, запиши их. Подчеркни имена существительные.
-
У, Зорьки, коровы, был, Васька, телёнок.
-
Петя, на, пошли, рыбалку, и, Вася.
-
В, протекала, селе, маленькая, Весёлая, речушка.
-
На, купались, реке, плескались, дети, и.
5. Впиши имена собственные:
Моё имя — _______________________
Моё отчество — ___________________
Моя фамилия — ___________________
6. Подберите к следующим словам подходящие по смыслу существутельные. У существительных определите число:
Душистые …, веселый…, высокий…, умные…, железная…, деревянные…, яркое…, дождливая… .
7. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните одной чертой имена существительные.
Ноч…ю выпал первый сне… . Он лёгкий, пуш…стый, мгякий. На берёзках снежные хлоп…я. Дети одевают шу…ки, варе…ки, ша…ки и идут на улицу. У крыльца бол…шой сугро… .
8. Спиши, вставь пропущенные буквы. Перед каждым именем существительным напиши в скобках вопрос, на который оно отвечает.
Образец: (кто?) петух, (что?) одуванчик.
Б…рёза, вет…р, в…робей, г…рох, дев…чка, д…ревня, за…ц, к…р…ндаш, к…рова, м…локо, м…роз.
9. Подбери и запиши существительные слова-антонимы:
Веселье — …, любовь — …, мир — …, лень — …, счастье — …, храбрость — …, ложь — … .
10. Поставь имена существительные в форму единственного числа:
Л…са, сн…га, сл…ды, п…ля, д…ревья.
11. К именам существительным подбери и напиши по одному синониму и антониму.
Великан — …, … .
Друг — …, … .
Свет — …, … .
Картотека по русскому языку (2 класс) на тему: Проверочная работа по теме «Имя существительное» 2 класс.
Проверочная работа по теме «Имя существительное» _________________
II в.
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет.
2. Подчеркните только имена существительные.
Игра, рисовать, мороз, рисунок, зеленый, звонить, звон, встречать, корм, кормить.
3.Напиши, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные:
_____________________________________________________________________________
4.Напиши слова в два столбика:
Берег, птицы, гнездо, река, медведь, машина, шофёр, художник.
одуш. сущ. неодуш. сущ.
5. Определите число у имен существительных:
Солнце, очки, сапог, качели, Москва, еж, шахматы, голубь.
6.Измените по образцу число имен существительных образец:( морозы – мороз)
голуби — ___________________
улыбка — ___________________
сапоги — ___________________
приказы — __________________
7.Запишите 3 имени собственных в каждую группу.
Имена мальчиков:___________________________________________________________
Фамилии:_______________________________________________________
8.В каких случаях выделенное слово нужно писать с заглавной буквы?
- Мама вырастила в саду прекрасную (Р,р)озу.
- Бабушка доит козу (Р,р)озу.
- Планета (З,з)емля — наш общий дом.
- Листья устилали (З,з)емлю разноцветным ковром.
9.Опиши существительные по плану: одуш. –неодуш., собств. – нариц., ед.ч. – мн.ч.
одноклассники ____________________________________________________________
учебник __________________________________________________________________
Юра ______________________________________________________________________
Карточки по русскому языку для 2 класса по теме «Имя существительное»
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 1
ФИ________________________________
Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Телефон, жираф, моль, буква, тетрадь, комар, тыква, слесарь, капитан, мак
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 2
ФИ________________________________
Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте одушевлённые существительные и подчеркни одной чертой.
Каждое дупло в л..су – зага..ка. Умелый сл..допыт по сл..дам разгадает дупляного ж..теля.
Бывают дупла-н..члежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью л.. тит на охоту.
Карточка 3
ФИ________________________________
Обозначьте нужную для правописания имени собственного букву в скобках.
(К, к)укла (М,м)аша
(С,с)обака (Р,р)екс
(К,к)орова (М,м)арта
(К,к)от (Р,р)ыжик
(У,у)лица (Л,л)есная
(С,с)трана (Ш,ш)веция
(Р,р)ека (К,к)ама
Карточка 3
ФИ________________________________
Обозначьте нужную для правописания имени собственного букву в скобках.
(К, к)укла (М,м)аша
(С,с)обака (Р,р)екс
(К,к)орова (М,м)арта
(К,к)от (Р,р)ыжик
(У,у)лица (Л,л)есная
(С,с)трана (Ш,ш)веция
(Р,р)ека (К,к)ама
Карточка 3
ФИ________________________________
Обозначьте нужную для правописания имени собственного букву в скобках.
(К, к)укла (М,м)аша
(С,с)обака (Р,р)екс
(К,к)орова (М,м)арта
(К,к)от (Р,р)ыжик
(У,у)лица (Л,л)есная
(С,с)трана (Ш,ш)веция
(Р,р)ека (К,к)ама
Карточка 3
ФИ________________________________
Обозначьте нужную для правописания имени собственного букву в скобках.
(К, к)укла (М,м)аша
(С,с)обака (Р,р)екс
(К,к)орова (М,м)арта
(К,к)от (Р,р)ыжик
(У,у)лица (Л,л)есная
(С,с)трана (Ш,ш)веция
(Р,р)ека (К,к)ама
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля.
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля. .
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля.
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля. .
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля.
Карточка 4
ФИ________________________________
Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, серёжа морозов.
Хороши груши в корзине у груши.
Коля арбузов купил шесть арбузов.
Наша поля вернулась с поля. .
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
Карточка 5
ФИ________________________________
Подчеркни имена существительные.
Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый.
Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала.
Заплакал школьник.
.
Карточки «Имя существительное (2 класс)»
КАРТОЧКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Карточка №1
Из данных слов выпиши имена существительные:
Сильный, зима, найти, дерево, рисовать, красивый, воробей, река, ручной, решать, подснежник, показаться.
Карточка №2
Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни имена существительные:
Холо… ск…вал землю. Зимние ветры гуляли в м…кушках д…рев…ев. С бере… сыпался иней. Под н…гами хрустел сне…. Сн…гири прыгали по ш…шкам елей.
Карточка №3
Определи число имён существительных
Ребенок, озеро, лестница, река, ключи, книги, камыши, сосны, земляника, снег, яблоки.
Карточка №4
Имена существительные, стоящие в единственном числе, поставить во множественном. Подчеркнуть безударную гласную в корне, проверяемую ударением: тропинка, село, полянка, окно, листок.
Карточка №5
Выпиши имена существительные, которые употребляются только во множественном числе:
Ручьи, брюки, полотенца, кушанья, санки, щипцы, муравьи, сучья, ножницы, сутки, звенья, платья, опилки, ромашки, чернила, прятки, листья, шахматы, васильки, сумерки.
Карточка №6
Подчеркнуть в тексте существительные в единственном числе. Придумать 5 существительных во множественном числе.
Вот река. Утро. Дует тёплый ветер. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку.
Карточка №7
Подчеркни одушевлённые существительные синим карандашом, а неодушевлённые – зелёным.
Почтальон, кенгуру, мост, акула, поезд, ромашка, Юра, полянка, стекло, труба, вьюга, дождь.
Карточка №8
Вставить пропущенные окончания, определить падеж:
У домашней кошк…; в бревенчатом домик…; раннее утр…; задние лапы; легким сло…; темная стен…; летней погод…; про ранюю… зим…; у перелетной птиц…; рыжее облак …; в интересной книг…; для диких животных; с раннего утр….
Карточка №9
Допиши окончания и определи падеж:
Из жизн… Вал…, от пристан… до деревн…, по дорожк… возле сетк…, без помощ… Сереж…, на площад… у башн…, о мудрост… матер…, у клетк… в зоопарк…, в ваз… на тумбочк…, от березк… к березк….
Карточка №10
Спиши, обозначь род имен существительных.
Берег, беседа, горизонт, озеро, костер, свобода, шоссе, экскурсия, аллея, завтрак, земляника, яблоко, лестница, помидор, радио, решение.
Карточка №11
Укажи склонение имен существительных:
Друг за дружку держаться — ничего не бояться. Ложь человека не красит. Дом не велик, да лежать не велит. Пташке ветка дороже золотой клетки. Делу время, потехе — час
Карточка № 12
Подчеркнуть в стихотворении имена существительные, определить род, число.
Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остаётся солнышко.
Кто его согреет?
Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.
Карточка №13
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши окончания существительных, обозначь склонение существительных:
На л…сной п…лянк…, думали о праз…ник…, спит в б…рлог…, л…тел на самолет…, расп…вала на дерев…, отдыхал в лагер…, плыли на пароход…, на лодк…, на опушк…, под ел…, ветки ел…, на столик….
Карточка №14
Выписать лишнее слово и определить его склонение.
1.Корабль, теплоход, самолёт, пароход
2. Обида, гнев, радость, мороз
3.Июнь, июль, август, октябрь
Карточка №15
Распределить имена существительные по склонениям.
Конь, лошадь, лошадка, ёлка, ель, лебедь, лебёдка, окно, дверь, дверца, колыбель, колыбелька, герой, героиня, геройство.
Карточка 16
Впиши падежные окончания, определи склонение и падеж существительных.
Ехал по деревн…(___), по город…(___), по площад…(___). Купаться в рек…(___), в проруб…(___). Подойти к беседк…(___), к сцен…(___), к двер…(___). Рассказать о кошк…(___), о верблюд…(___), о мыш…(___). Заботиться о мам…(___), о брат…(___), о дочер…(___).
Имя существительное 2 класс
Урок русского языка по теме «Имя существительное (Повторение )». 2-й класс
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
Задачи урока:
Обучающие:
— продолжить отработку применения правил на определение числа, рода, правописания существительных с шипящими на конце;
Развивающие:
— развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность, мышление, умение анализировать;
— развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:
— воспитывать гигиенические правила письма, техники безопасности
— активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс», сигнальные карточки, карточки с заданиями, личностно-ориентированный план, ключи к заданиям, презентация,
« Толковый словарь» Д.Н. Ушакова
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
— Ежели вы добры – улыбнитесь,
— Ежели вы вежливы – поздоровайтесь с нашими гостями.
— Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.
II. Актуализация знаний
1) Каллиграфическая минутка Мм
— Охарактеризуйте этот звук
— Запишите число , классная работа
2) Словарная работа.
– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, выполнив следующее задание. Прочитайте словарные слова
Слайд 1
Слайд 1
Маш..на с..бака к..рова д..рога
— Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами ( А, О)
— Проверим машина ( 1 щелчок) собака ( 1 щелчок)
корова (1щелчок) дорога ( 1 щелчок)
— Что объединяет эти слова?
— Как называется эта часть речи?
Слайд 2 « Имя существительное»
— Нам предстоит на уроке выполнить много разных заданий.
3) – Поставьте свою цель на урок
4) — Как нужно работать в группе?
А) работать дружно
Б) уметь слушать другого
В) уважать
Г) помогать друг другу
5) — Мы сегодня совершим путешествие по стране « Существительное» на машине.
— Знаете ли вы кто создает модели машин?
Слайд 3
— Прочитайте это объяснение из « Толкового словаря » Д.Н. Ушакова
Конструктор – автор какой-нибудь конструкции, модели
— Вы сейчас будете конструкторами
— Мы с вами поиграем в игру « ЛОТО»
— На столе лежат карточки с разными морфологическими признаками. Вы должны выбрать только те, которые относятся к имени существительному.
— В группе составьте схему
— Проверим. Если неправильно на карточку кладёте фишку
— Соберем детали машины, отвечая на вопросы
Слайд 4 ( по щелчку)
— Существительное это: …..( 1щелчок)
— Обозначает…… (1 щелчок)
— Отвечает на вопросы?……….( щелчок 1)…….( щелчок 1)
— Кто это? …… ( 1 щелчок)
— Что это? ……( 1 щелчок)
— С большой буквы пишутся имена ? ………( 1 щелчок)
— С маленькой буквы пишутся ? …… ( 1 щелчок)
— Имеют 3 рода? ……..( 1 щелчок)
— Машина двигается по чему?….подчеркиваем сущ. как ?……. ( 1 щелчок)
— Из каких геометрических фигур состоит наша машина?
— Оцените группы свою работу
Слайд 5 ( картинка машины)
— Отправляемся в путь на этой машине
III. Физминутка
Приготовиться к поездке
-Есть приготовиться к поездке
Пристегнуть ремни
-Есть пристегнуть ремни
Включить зажигание
— Есть включить зажигание
5, 4, 3, 2, 1
— Поехали
Мы едем, едем, едем в далекие края хорошие соседи, счастливые друзья
IV. Операционный этап.
-
Одушевленные и неодушевленные имёна существительные.
Слайд 6 ( 1 щелчок) Появляется сказочный герой КОТ ( в группе)
— Ехали, мы ехали и встретили Кота.
— Выполним его задание
Возьмите желтую цветом карточку. Прочитайте задание
Подберите к данным словам имена существительные. Если они одушевлённые, то вы записываете в 1 столбик, если неодушевлённые, то во второй . Спикер читает, а вы отгадываете и записываете по столбикам
лает …… мычит ……
дует …… мурлычет ……
каркает …… капает ……
светит …… чирикает ……
— Покажите готовность группы
— Проверим 1 группа называет слова на КТО? , 3 группа ЧТО? остальные проверяют
— Проверим по ЭТОМУ ЖЕ СЛАЙДУ ( 1 щелчок)
— Оцените свою работу
— Ехали , мы ехали и встретили СОБАЧКУ
Слайд 7 Появляется сказочный герой СОБАКА
— Собачка нам предлагает поиграть в игру « Четвертый лишний»
-
Изменение имён существительных по числам.
Игра «Четвёртый лишний». ( устно ) в группе, обсудите
— 1 группа 1 строчку, 2 гр. -2 стр., 3 гр. – 3 стр., 4 гр. – 4 стр.
— Найдите «лишнее» слово.
1.Зима, юноша, песни, урок
2.Тропинка, орехи, деревня, лагерь
3.Стаи, лыжи, ковёр, окна
4.Снежки, ребята, коньки, ключ
— Проверим
— Оцените работу
Слайд 8 Изменение сущ. по родам.( устно, в группе, потом коллек.)
— Чем отличаются слова, изображённые на экране? ( солнце, радуга, дождь)
— Договорим словечко
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя»
И запомню род мужской
И опять скажу: «он – мой»
Средний род: «Оно – мое!»
Это правило – твое.
Рубрика « Хочу знать больше!»
— А знаете ли вы, что во французском языке два рода – мужской и женский. А такие языки, как турецкий, английский, японский и очень многие другие не имеют фактически ни одного рода.
— Ехали мы, ехали и встретили галчонка
-
Слайд 9 Появляется сказочный герой ГАЛЧОНОК
— Выполним его задание
Орфографическая минутка ( пис.) коллективно объясняют.
В н..ре ж…вёт мыш..
— Назовите пропущенные буквы и орфограмму, проверочное слово
— Какая ещё есть орфограмма в этом предложении? ( предлог)
— Как пишется предлог?
-
Слайд 10 Проверка
— Проверим.
— Запишите предложение
— Назовите существительные ( устно)
— Догадались из какого мультфильма наши герои?
— « Трое из Простоквашино»
-
Собственные и нарицательные имена существительные.
( в паре ) устно
— Возьмите голубую цветом карточку ( в паре)
— Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
— Проверим. Отвечают…….
Слайд 10 Проверим по слайду. Оцените свою работу.
V. Контроль
— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?
Слайд 11 Почтальон
— Это он, это он Ленинградский почтальон
— Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями , которые вы должны выполнить каждый самостоятельно. После выполнения каждого задания, проверяете по ключу и с помощью критериев оцениваете себя. Ключ – это листочек, на котором записаны ответы заданий. Вы его открываете выполнив по одному заданию
— Послушайте объяснение. Сделали , открыли листок-ключ, проверили, поставив + или -, по критериям оценили это задание. Дальше делаем.
— Приступили
— Закончили. Время вышло. Сколько успели.
— Проверим. Поднимайте кружки-оценивания
— Как вы оценили тест?
— За карточку № 1?
— За карточку № 2?
— За карточку № 3?
— Молодцы!
VI. Дополнительное задание. Доказать, что существительное стр. 164 упр. 466
1гр. корова 2 группа – кот 3 гр. – Шарик 4 гр. — село
VII. Итог урока
— Какую тему урока повторили?
— Достигли ли вы своей цели?
— На уроке вы изучили имена существительные.
— А в жизни зачем вам нужно их знать .
VIII. Домашнее задание
— Выполнить разноуровневые задания по карточке.
— Творческое задание. Сделать модель имени существительного.
IX. Оценивание
Подпишите на стикерах свое имя. На доске 3 смайлика
-
Я затрудняюсь, мне нужно повторить
-
Я хорошо усвоил тему
-
Я могу поделиться своими знаниями
Приклейте стикер к тому смайлику, оценив свою работу, с высказыванием которого вы согласны
— Оцените работу своей группы.
X. Рефлексия.
ФИ______________ « 5» — нет ошибок
« 4» — 1 ошибка
« 3» — 2 ошибки
« 2» — 4 ошибок
Тест
1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы
А) Какой? Какая? Какое?
Б) Кто? Что?
2. Имена собственные пишутся:
А) с большой буквой
Б) с маленькой
3. Имена существительные по числам:
А) изменяются
Б) не изменяются
4. Имена существительные бывают:
А) только мужского и женского рода
Б) мужского, женского и среднего рода
Оценка
Карточка № 1
Определи одушевлённые и неодушевлённые существительные
Девочка ( …………), сон (…………),
Птица (………….), тишина ( ………….)
Оценка
Карточка № 2
Соедини стрелкой существительные близкие по смыслу из 1 столбика со 2 столбиком. Определи род.
вьюга ( …. род) приятель ( ….. род)
друг ( ….. род) зной ( ….. род)
жара ( ….. род) метель ( ….. род)
Оценка
Карточка № 3 Вставь где нужно Ь
Ноч…, камыш…., мыш….., луч….
Оценка
Домашнее задание ФИ __________________ « 5» — нет ошибок
« 4» — 1 ошибка
« 3» — 2 ошибки
« 2» — 4 ошибок
Карточка № 1. Запиши слова в два столбика
чиж Астана город дуб Казахстан Павлодар
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Оценка
Карточка № 2. Запиши рядом с существительным мужского рода существительное женского рода.
Ученик — ______________________
Волк — ________________________
Лев — _________________________
Петух — _______________________
Оценка
Карточка № 3. Составь рассказ, используя слова. Определи род всех имён существительных
Утро, дождь, плащ, луч солнца
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Оценка
Творческое задание – придумать и сделать модель « Имени существительного»
Подберите к данным словам имена существительные. Если они одушевлённые, то вы записываете в 1 столбик, если неодушевлённые, то во второй .
лает …… мычит ……
дует …… мурлычет ……
каркает …… капает ……
светит …… чирикает ……
Подберите к данным словам имена существительные. Если они одушевлённые, то вы записываете в 1 столбик, если неодушевлённые, то во второй .
лает …… мычит ……
дует …… мурлычет ……
каркает …… капает ……
светит …… чирикает ……
Подберите к данным словам имена существительные. Если они одушевлённые, то вы записываете в 1 столбик, если неодушевлённые, то во второй .
лает …… мычит ……
дует …… мурлычет ……
каркает …… капает ……
светит …… чирикает ……
Подберите к данным словам имена существительные. Если они одушевлённые, то вы записываете в 1 столбик, если неодушевлённые, то во второй .
лает …… мычит ……
дует …… мурлычет ……
каркает …… капает ……
светит …… чирикает ……
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Прочитайте словосочетания. Найдите ошибку.
кот матроскин, Собака шарик, телёнок гаврюша, Дядя фёдор
Ключ
Тест
1.Б 2.А 3.А 4.Б
Карточка №1
Девочка ( одуш. ), сон ( неодуш.),
Птица ( одуш. ), тишина ( неодуш.)
Карточка № 2
вьюга ( ж.р. ) приятель ( м.р. )
друг ( м.р. ) зной ( м.р. )
жара ( ж.р. ) метель ( ж.р. )
Карточка № 3
Ночь камыш мышь луч
Самоанализ урока русского языка
Учитель – Бекжанова С.К.
Учитель 1 категории
Урок русского языка прошел во 2 классе по теме «Имя существительное»
Тип урока — повторение
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
Задачи урока:
Обучающие:
— продолжить отработку применения правил на определение числа, рода, правописания существительных с шипящимя на конце;
Развивающие:
— развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, наблюдательность, мышление, умение анализировать;
— развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:
— воспитывать гигиенические правила письма;
— активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов, а именно второклассников. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: коллективная, индивидуальная, групповая. Один вид деятельности сменялся другим. А также использовано оборудование: интерактивная доска, презентации, сигнальные карточки, карточки с заданиями, толковый словарь.
На уроке были использованы следующие методы обучения: контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала.
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Познавательные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. На стадии вызова была определена тема урока через словарную работу, постановка цели, побуждение интереса, осуществлена межпредметная связь с математикой, правила техники безопасности, актуализация знаний.
2. На стадии осмысления – «Работа в группах » применила прием критического мышления игра « Лото» , прием технологиии личностно- ориентированного обучения – разноуровневые задания в лично-ориентированном плане каждого учащегося для развития самостоятельности и самоконтроля , использована ссылка на толкование слова
3. На стадии рефлексии был подведен итог урока, сделана самооценка работы по данным критериям в личностно-ориентированном плане и формирование функциональной грамотности учащихся.
Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я старалась развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.
Домашнее задание дала – выполнение разноуровневых заданий и творческое задание – составление модели имени существительного.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Поставленные задачи и план урока считаю удалось реализовать.
Тест «Имя существительное», 2 класс
«Имя существительное»
Найди верный вариант ответа:
1. Имя существительное – это…..
А) часть речи, которая обозначает действие предмета;
Б) часть речи, которая обозначает предмет:
В) часть речи, которая обозначает признак предмета:
2. На какой вопрос отвечают слова: дым, пенал, стул, груша?
А) Кто?
Б) Что?
В) Какой?
3. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?
А) мама, дедушка, енот, кузнечик
Б) диван, шкаф, ваза, лимон
В) автомобиль, автобус, вертолет, метро
4. В каком ряду все имена собственные:
А) Коля, дама, Семенов, Волга
Б) Москва, Ира, Маршак, Простоквашино
В) медведь, Лилия, астра, Петров
5. Укажите, какие это существительные: корзина, линейка, телефон, окно, камень:
А) неодушевленные
Б) одушевленные
В) собственные
6. В какой строке имена существительные стоят в единственном числе:
А) звезда, ребята, новости;
Б) прогулка, ластик, кони;
В) книга, щука, победа.
7. В какой строке имена существительные стоят во множественном числе:
А) снежинка, строители, сады;
Б) кроты, винт, дети;
В) ученики, друзья, лисы.
8. Добавь буквы, где это необходимо:
В магазине купили пару чул… и пару нос… .
В автобусе нет свободных мест… .
В магазине большой выбор сапог…, ботин… и вален… .
9. Допиши собственные имена существительные.
Город ____________________ , страна ____________________ ,
река _______________ , писатель_____________________________ ,
кот _______________ , одноклассник _____________________ .
10. Составь предложения и запиши их. Подчеркни имена существительные.
На, купались, реке, плескались, дети, и.
_________________________________________________________________
Мальчик, гулял, Миша, с, Жучкой, собакой.
_________________________________________________________________
Петя, на, пошли, рыбалку, и, Вася.
_________________________________________________________________
В, гор, много, России, морей, и.
_________________________________________________________________
Проверочная работа по теме «Имя существительное», 2 класс
1.Вставь пропущенные слова.
Имя существительное – это ____________________, которая обозначает __________________ и отвечает на вопросы _________________________.
2. . Подчеркни имена существительные.
Трава, зеленеет, небо, голубое, птицы, поют, река, ребята, бегут.
3. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
Солнце, бабочка, дерево, школа, листья, снегирь, щука, пассажир, пальто, карась, заяц, ветер, воробей, дети.
4. Допиши собственные имена существительные.
город ________________, страна ________________,река _______________ , деревня_________________, кот _______________, друг _________________.
5. Запиши имена существительные во множественном числе.
Дом — ____________________ , карандаш — __________________ ,
в единственном числе:
Дожди — ___________________ , сугробы — _________________ .
6. Подчеркни имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.
Конфета, торт, сметана, суп, сахар, звезда, солнце, облако, молоко.
7. Подчеркни имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Весы, улицы, юбки, брюки, ножницы, линейки, очки, ножи, санки, цветы, руки, клещи.
8. Составь из слов предложение и запиши его. Обозначь имена существительные.
Петя, на, пошли, рыбалку, и, Вася, утром.
______________________________________________________________
9. Продолжи ряд слов по образцу. Придумай и запиши по 4 слова.
(кто?) лиса,__________________________________________________
(что?) город,___________________________________________________
10. Допиши слоги так, чтобы получились имена.
Ма………, Ди……….., Ва…………, Са………., Ан……… .
Существительные Упражнения — GrammarBank
1. Возраст, в котором появляется первый зуб, сильно отличается от ребенка к ребенку.
Очень редко дети рождаются с одним или несколькими.
2. Мне нужно немного, чтобы зажечь огонь.
3. Исследования показывают, что обработка информации отличается от
женщин.
4. Марии требовалась юридическая консультация по ее бизнесу, поэтому она связалась с двумя
.
5. Новые научные разработки производятся каждый день в
странах мира.
6. Фермер загрузил в тележку свежие овощи, чтобы отвезти
на рынок. Его тележку тянули двое.
7. На северной стороне острова нет места для прогулок.
Есть только крутые. По этим отвесным стенам
скалы никто не сможет взобраться.
8. Музыкальный корпус при университете рассчитан на 27 студентов, на
играют.
9. Люди получают большую часть своих новостей о мире через массовые
, то есть через радио, телевидение, Интернет, газеты,
и журналы.
Правильность =
Правильных ответов:
.
существительных в единственном числе и множественном числе — упражнения по грамматике
существительные в единственном числе и множественном числе — упражнения по грамматике — изучение английского языка
Упражнения
- 3437 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) — Упражнение 1
- 3439 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) — Упражнение 2
- 3451 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) — Упражнение 3
- 3453 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) — Упражнение 4
- 3443 или оф-фраза — Упражнение
- 3479 Использование заглавных букв в существительных — Упражнение
- 3447 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке — Упражнение 1
- 3449 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке — Упражнение 2
- 3465 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке — Упражнение 3
- 3471 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке — Упражнение 4
- 3441 Окончание -s — Существительные или глаголы — Упражнение
- 3475 one, one — English — Exercise 1
- 3477 one, one — English — Exercise 2
- 3425 Множественное число — кроссворд 1
- 3427 Множественное число — кроссворд 2
- 3429 Множественное число — кроссворд 3
- 3431 Множественное число — кроссворд 4
- 3433 Множественное число — кроссворд 5
- 3473 Единственное число существительных
- 3415 Единственное число существительных в английском языке — Упражнение 1
- 3445 Единственное число существительных в английском языке — Упражнение 2
- 3459 Единственное число существительных в английском языке — Упражнение 3
- 3417 Единственное или множественное число в английском языке — Упражнение
- 3463 Единственное или множественное число в предложениях — Упражнение
- 3467 Особые формы множественного числа в английском языке — Упражнение
- 3411 Множественное число существительных в английском языке — Упражнение
- 3413 Множественное число существительных — Правописание — Упражнение
- 3419 Множественное число существительных — Неправильные формы — Упражнение
- 3455 Множественное число существительных — особые формы — Упражнение
- 3421 Бесчисленные существительные в английском языке — Упражнение
Множественное число (слова выбираются случайным образом)
.
грамматических упражнений — множественное число существительных (множественное число)
Грамматические упражнения —
множественного числа
Выполните приведенные ниже упражнения на множественном числе и нажмите кнопку, чтобы увидеть правильный ответ.
(Перед выполнением упражнений вы можете прочитать урок о множественном числе)
Какое правильное множественное число от этого слова?
- Эти (человек)
протестуют против президента.
- (женщина)
там хочу встретиться с менеджером.
- Мой (ребенок)
ненавижу есть макароны.
- Я болею. Моя нога)
причинить боль.
- мусульман убивают
(овец)в религиозном празднике.
- Я чищу (зуб)
трижды в день.
- (студент)
делают упражнение прямо сейчас.
- г.
(рыбы)Купил в холодильнике.
- Присылают
(человек)починить крышу.
- Мост (домохозяйка)
работать дома более десяти часов в день.
- Куда ты положил (нож)
?
На (полке).
- (Гусь)
как вода.
- (Фортепиано)
дорогие
- Some (полицейский)
пришли арестовать его.
- Где мой
(багаж)?
В машине!
Запишите правильную форму множественного числа:
- город —
.
- дом —
.
- мальчик —
.
- —
.
- жизнь —
.
- фото —
.
- телефон —
.
- бутерброд —
.
- медсестра —
.
- эльф —
.
- феномен —
.
- критерий —
.
- деревня —
.
- игрушка —
.
Семья
Предупреждение
Перед отправкой теста проверьте следующее:
- Пунктуация и регистр
- Орфография
- Пробелы (не добавляйте лишних пробелов)
Такие ошибки будут стоить вам ценных очков. Удачи!
Сопутствующие материалы
- Урок: множественное число
- Урок: множественное число составных существительных
- Упражнение для множественного числа 1
- Упражнение для множественного числа 2
- Упражнение для множественного числа составных существительных
.
.
Разноуровневые задания для учащихся 8 класса
Тема урока: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»
1уровень
Спиши словосочетания, установи грамматическое значение, задав вопрос от главного к зависимому слову:
Хорошая погода, вязать кружево, рубит топором, симпатичный человек, рассказать зрителям, вязать крючком, третье место, рассказать о любви, писать товарищу, говорить громко, зарасти кустарником, пилить дерево, маленький щенок, люстра из хрусталя, смотрит робко.
2 уровень
Прочитай, определи основную мысль текста и озаглавь его. К какому типу речи относится текст?
Выпиши из текста словосочетания, установи грамматическое значение.
Наступило лето. Это-великолепная пора. Небо синее-синее, на нём ярко блестит солнце. Плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!
3 уровень
Составь словосочетания по схемам:
Прил.+сущ. Нареч.+нареч.
Сущ.+сущ. Нареч+сущ.
Гл.+сущ. Нареч.+ прил.
Тема урока: «Связь слов в словосочетании»
1 уровень
Вставь пропущенные буквы. Укажи способ связи слов в следующих словосочетаниях.
Пр…интересный рассказ, пр…гласить на станцию, пр…зрительно посмотреть, очень хороший, слегка обгорелый, прит…жение земли, пр…остановить движение, смотрящий нежно, гостиница у вокзала, смотрел улыбаясь, пр…мчаться на автомобиле, слегка затупиться, первый урок, каждая встреча, устойчивый перед засухой.
2 уровень
Заменить словосочетания, построенные на основе согласования , синонимичными со связью управление:
Дедов любимец, тетрадный листок, звёздный океан, родительское собрание, асфальтовая дорожка, душевное состояние, по каменным лестницам, польский город, печным воздухом, яблочного пирога, мраморные колонны, бумажных голубей
3 уровень
Составь 15 словосочетаний с различными типами связи на тему «Осень в городе»
Тема урока: « Типы сказуемых»
1 уровень
Подчеркни сказуемые, укажи их тип, определи грамматические значения:
Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.
Слава о талантливом лингвисте до Санкт-Петербурга, и Екатерина Вторая решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать своё имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль» (По М.Бессараб.)
2 уровень
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркните грамматическую основу. Какие из синонимических конструкций нейтральны, а какие стилистически окрашены? Какова эта окраска?
Помогать-оказывать помощь; влиять-оказывать влияние; наблюдать-производить наблюдения; вычислять-производить вычисления; благодарить-приносить благодарность, выносить благодарность; гулять –совершать прогулку; терпеть-проявлять терпение; молчать-хранить молчание.
3 уровень
Составьте предложения, используя глаголы как простые глагольные сказуемые и как часть составного именного сказуемого. Образец: В июне месяце я был на Кавказе.-Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
Быть, стать, казаться, назваться.
Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»
1 уровень
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте ,где необходимо тире , и обозначьте повышение и понижение голоса, а также длительную паузу между подлежащим и сказуемым.
1.Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы.2.Хороший вкус это прежде всего чу..ство меры (Пауст.). 3. Такие крыши, конечно, редкость на таежных заимках (П. Нил.). 4. Отдела..ые изморозью кочки как драгоце..ый мех, вроде горн..стая (В. Кож.). 5. Егоров не какая (то) особе..ая фигура (П. Нил.). 6. Дважды два четыре. 7 Робость моя явление соверше..о случайное (П. Нил.). 8. Дело художника рождать радость (Пауст.)..9. Вмеш..ват..ся в сугубо личные дела это значит (н..)уважать товарища (П. Нил.). 10. Простота есть необходимое условие пр..красного(Л. Т.). 11. Венька решит..льный и смелый, когда требуют обстоят..льства (П. Нил.). 12. Скромность одна из вел..чайших черт русского народа (Пауст.). 12. Врать это значит всегда чего(то) боят..ся.
2 уровень
Напишите предложения, раскрывающие значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Образец: Космонавтика-наука о полётах в межпланетное пространство.
Экскаватор, эскалатор, ветеринар, ветеран, орден, ордер, штемпель, бетон, бидон, компания, кампания, квартал, окончание, недоумение, айсберг,жернов.
3 уровень
Составьте предложения, использовав данные слова в качестве главных членов. Запишите предложения и сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор.
Заниматься спортом, укреплять; коллекционировать, занятие; долг, помогать; читать, полезно; заботиться, обязанность; спать, терять; путешествовать, интересно.
Тема урока: «Дополнение»
1уровень
Подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены.
1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
6.Они нашли его больное место
2 уровень
Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?
1. Сказки Пушкина я люблю. — Сказки Пушкина любимы всеми.
2. Письмо мне вручил брат. — Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. — Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете. — Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья. — Листья усыпали дорожки. 6. Деревья покрыл иней. — Иней покрыл деревья. 7. Баркас унес в море ураган. — Баркас был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот. — Я услышал шепот.
3 уровень
Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).
Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота
Тема урока «Дополнения прямые и косвенные»
1уровень
Подчеркните дополнения, укажите их вид (прямые или косвенные), вставьте пропущенные буквы
-
Моя бабушка любит соб…_рать лекарстве.._ые р.._стения.
-
Моя искре.._ость п.._разила Пугачева.
-
Дай мне, пожалу.._ста, молока.
-
Сказали, в течении.._ дня не будет воды.
-
Я никому не позволю себя обман.._вать.
-
Из г.._зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.
-
Без музыки и пес_н не проходит ни один праз.._ник.
2 уровень
Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.
3) Я не люблю иронии твоей.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье.
7) Я хочу поговорить с тобой об этом.
Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.
9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.
3 уровень
Напишите мини- сочинение на тему «В школьной столовой», включив в предложения прямые дополнения.
Тема урока «Определение»
1уровень
Спишите предложения. Определяемые слова заключите в рамку, а определения подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определения и определяемого слова.
1.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 2.Выткался на озере алый свет зари. 3.Сядем в копны свеж…е под соседн…й стог. 4.Еду грязн…й дорогой с вокзала (в)далеке от родимых полян.5.Над резным окошком занавес багря(н,нн)ый.6.Кудрявый сумрак за горой рукою маш…т бел…снежн…й. 7.Укропом вялым пахн…т огород. 8.По двору метелица ковром шелковым стел…тся.9.Хлёсткий ветер в равни(н,нн)ую синь катит яблоки с тощих осин.10.За калиткою смолкшего сада прозв…нит и замрёт бубенец.11.Трепл…т ветер под косынкой рыжеволосую косу.12.Задр…мали звёзды золотые, задр…жало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
2 уровень
К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными –н.с.
1.Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2. Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской,матери).3.Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни) 4.Инструменты положили кипятить(хирурга, хирургические) 5.Одежда вся промокла. Одежда продаётся в универмаге (детская, ребёнка).
3 уровень
Составьте и запишите предложения , употребив данные ниже существительные и образованные от них прилагательные в качестве согласованных и несогласованных определений.
Цинк, река, ковёр, книга, пароход, стол, чай, масло.
Тема урока «Приложение»
1 уровень
Расставьте дефисы там, где это требуется. Приложения подчеркните волнистой чертой.
1. С крыльца школы с веселым смехом спускалась группа девочек(-) подростков. 2. Над этим проектом инженер(-)конструктор работал очень долго. 3. Озеро Байкал — одно из уникальных явлений природы. 4. По Москве(-)реке плыл пароход. 5. Иван(-)царевич сел на Серого Волка. 6. Царевич Иван наугад пустил стрелу. 7. Хищница лиса пробралась в курятник. 8. Совершенно случайно я нашел очень крупный гриб подосиновик. 9.Волшебница(-)зима разрисовала окна ледяным узором. 10. Обезьяна горилла влезла на высокую пальму. 11. Археологи раскопали древний город(-)крепость.
2 уровень
Спиши предложения, заменяя несогласованные определения несогласованными приложениями и расставляя знаки препинания. Образец. Мы живём в деревне имени Первого мая.- Мы живём в деревне «Первое мая»
1.Фильм о Чапаеве, созданный по роману Д.А. Фурманова, вошёл в советскую киноклассику.
2.Друзья-одноклассники обсуждали повесть о Дубровском до поздней ночи.3.Автомашина с гостями из города направлялась в аул имени десятилетия Конституции.4.Рассказ А.П.Чехова о собаке Каштанке глубоко трогает сердца маленьких читателей.5.В своём произведении о Буревестнике Горький выразил настроения передовых людей начала века.
3 уровень
Напишите мини- сочинение на тему «Город моего детства», включив в него приложения.
Тема урока «Обстоятельство»
1 уровень
Спиши предложения. Подчеркни основу предложения и обстоятельства. Напиши вопросы, на которые отвечают обстоятельства, обозначьте, какой частью речи они выражены.
В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2.На другой день, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.3.Всамый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4.Скамейка почернела от времени в саду. 5.Едет парень верхом. 6.Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7.Струя воды сияет на стекле, как след звезды.8.Катает ядра гром с небесной светлой кручи. 8.Подуло холодком от подступившей тучи.9.Замерли в шеренге, как солдаты,восемь кипарисов у дворца.10.(Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. (С. Щипчёв)
2 уровень
Спишите предложения, вставляя вместо точек обстоятельства цели, выраженные неопределённой формой глагола. Обозначьте главные члены предложения и обстоятельства.
Рыбаки расположились на берегу реки …. рыбу. 2.Подруги прибежали вечером к Вале …. К выступлению на концерте.3.Я наклонился над цветком … его нежными очертаниями. 4.мы зашли к Феде … подробности предстоящего путешествия.5.Инженер срочно выехал в Минск … работу новой машины. 6. Друзья быстро побежали на речку … . 7.Я вышел из дому … булку хлеба в магазине. 8.Вася зашёл ко мне … билет на стадион. 9.Мы поехали за город … чистым воздухом. 10.Врач немедленно вылетел … пострадавшего.
3 уровень
Выпишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, предложения в таком порядке : 1) сравнительный союз присоединяет сказуемое или его часть; 2) он присоединяет сравнительный оборот.
1.Сразу же за воротами Колька словно бы очутился в подводном царстве.(Г. Берёзко.) 2.Капли как слёзы ст…кали по в…тровому стеклу.(С. Бабаевский) 3.Корка наста в мартовском лесу как стекло. (М. Пришвин.) 4.Юэефа моет окна макая тряпку в ведро с водой и промытые стёкла кажутся весёлыми как деревья после дождя. ( А.Бруштейн.) 5.Пеночки будто с..ребря(н,нн)ые маятники нежно позванивают: «пинь –тень-тинь». (Д.Зуев) 6.В лесу лежат богатства грудами! У корней тон..ньких осин трава св..ркает изумруд..ми и под..синовик как рубин.(В. Брюсов) 7.Здесь словно в сказке каждая тропа вас к р..днику выводит (не )преме(н,нн)о( А.Яшин)
Тема урока: « Типы односоставных предложений. Определённо- личные предложения.»
1 уровень
Спиши предложения, подчёркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.
1.Люблю дымок спалённой жнивы. 2.От марш..ровки меня избавь. 3.Молча сижу под окошком т..мницы. 4.Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5. (Не)смейся над моей пророч..ской т..ской. 6.Гл..жу на будущность с б..язнью гл..жу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7.(Не)грусти дорогая соседка. 8.Возьму винтовку длинную. (М. Лермонтов.)
9.Брошу в море сети частые белый парус подыму. 10.Плывём пусты(н,нн)ой Ладогой под яркой аркой радугой. 11.О чудесном лесе буду песни складывать, расскажу про терем сказку правду мудрую. 12.Милый крот слепой рабочий! Выб..рай т..мнее ночи берегись св..рканий дня.
(В.Брюсов.)
2 уровень
Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определённо- личные? Запишите предложения в преобразованном виде. Почему другие предложения не до пускают такого преобразования?
1.Мы любовались чудесной картиной природы.2.Мы идём по т..нистой лесной тропинк…3.Лодка чуть покачивалась у причала. 4.Ты (не)забудь положить в портфель завтрак.5.Ты выполнил работу отлично.6.Пианист исполняет этот этюд виртуозно. 7.Ты постарайся выполнить работу а(к,кк)уратно. 8.Я торопливо иду на пе(р,рр)он, радуясь близкой встрече с друзьями. Он учится в вечерней школе и работает на заводе токарем.10.Мы ощупь ю входим в ко(р,рр)идор, ст..раясь ничего не опрокинуть. 11Мы пришли домой поздним вечером. 12.Мы выполним задание с честью.13.Вы ра(с,сс)кажите о ваших впечатлениях от поездки.14.Ты пиш..шь (не)а(к,кк)уратно и делаешь много ошибок. 14.Ветер воет и свистит за окном.
3 уровень
Напиши мини-сочинение на тему «Как я готовлю себе завтрак», включив в него определённо-личные предложения.
Тема урока : «Неопределённо — личные предложения»
1 уровень
Прочитайте предложения и сначала выделите среди них двусоставные и односоставные, над односоставными укажите вид: определённо-личные, неопределённо- личные.
1.Поражаюсь листве. Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин! 2.Сижу за столом у открытого окна.3.Только что прошёл тропический короткий ливень с грозой.4.Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес.5.В прохладе вечера разлился сухой ржаной аромат. 6.Сегодня с утра начали жать рожь.7.В лесу всю ночь напролёт свищут, щёлкают, звенят.8.Жаворонков здесь полон воздух.
2 уровень.
Переделайте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Объясните различия в их строении и значении. Подчеркните сказуемые, укажите, какой формой глагола они выражены
1.Ученицу Иванову Ирину совет старшеклассников наградил Почётной грамотой.2.Журналисты пишут в газетах о встречах с зарубежными друзьями.3.Учитель нам сообщил о результатах контрольного диктанта.4.Товарищ задержал меня на полчаса. 5.Инструктор принял меня в секцию лёгкой атлетики.6.Учащиеся принесут Марии Петровне пригласительный билет на открытие школьного музея.
3 уровень
Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните главные члены предложения.
1.Нам сообщили, что … 2.Меня задержали после уроков, и … 3.У нас любят спорт, и … 4.Володе отказали в … 5.Сашу вызвали на уроке математике, и … 6. Заметно улучшаешь свои результаты в плавании… 7.Растёшь не по дням, а по часам, … 8.Лучшие русские песни поют на всех континентах…
Тема урока: «Безличные предложения»
1 уровень
Спиши безличные предложения, найди в них грамматическую основу и напиши , чем выражено сказуемое в этих предложениях.
1.Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов.(Г.Бакланов.) 2.Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь.(Г.Бакланов.) 3.Нам непросто смотреть друг другу в глаза.(Г.Бакланов.) 4.Нет дороги ни вперёд и ни назад. (А. Твардовский.) 5.Вальдшнепа н..где не видно.(Г.Скребицкий) 6.Сердца жаркого не залить вином, думу чёрную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 6.Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч..рную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 7.Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н,нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М.Лермонтов). 8.Савельича со мною (не)было.(А.Пушкин)
2 уровень
Распредели безличные предложения по их значениям: 1.душевное состояние человека, его настроение; 2.физическое состояние человека; 3.состояние природы и окружающей человека среды; 4.отрицание чего-либо; 5.возможность(необходимость)или невозможность чего-либо.
1.(Не)смотря на поздний час, в комнате было соверше(н,нн)о светло.2.Мне всегда жутко в холодном и сыром осеннем лесу. 3.После затянувш..йся лыжной прогулки при сильном ветре мне немного (не)здоровилось.4.В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой.5.Пассажиру надо было сделать пересадку на узловой станции.6.Нет конца уходящим за горизонт сосновым лесам.7.Хорошо в жаркий летний день растянуться на зелёной травке у ручья.8.Наде было стыдно перед подругами за своё опоздание. 9.Нам надо было пересечь парк и выйти на центральную улицу.
3 уровень
Почитайте предложения, найдите и объясните ошибки. Предложения запишите в исправленном виде.
1.Мама понятия не имела о нашей проделке.2.Грызуны не имеют клыков.3.Лида не имеет денег на покупку коньков.4.Учитель не имел возможности выслушать всех спорщиков. 5.Я не имела сил продолжать лыжную гонку. 5.Часовой не имеет права покидать свой пост. 7.Я не имею слов для выражения своей благодарности.
Тема урока: « Назывные предложения»
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Назывные предложения подчеркните.
1 уровень
1.Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н.Некрасов). 2.Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины.(Н.Некрасов.) 3.Мох да вереск даграниты…Чуть шумит сосновый бор.(В. Брюсов). 4.Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на жёлтое жнивьё.(С.Щипачёв.) 5.Сядем там на кочке…Зной и тишина…В голубом веночке высь отражена.(В.Брюсов).6.Звучный мерный звук копыт. Кони бьют о камень плит.(В. Брюсов.) 7.Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой. (Н.Некрасов.) 8. Половина одиннадцатого. Я не сплю я притворяюсь что сплю.(В.Каверин.)
2 уровень
Вставьте вместо точек назывные предложения, которые являются частью сложных предложений. Запишите текст.
1…но я не могу уснуть. 2…слышен только стук падающих на подоко(н,нн)ик капель. 3.Давно уже улетели птицы… 4…темноту прорезают молнии. 5…солнце палит невыносимо. 6…первые лучи солнца освещают верхушки деревьев старого парка. 7…на песке лежит лодка без вёсел.
3 уровень
Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя в нём назывные предложения для того , чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли.
Тема урока «Однородные члены предложения, соединённые союзами»»
1 уровень
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.
1.Ему (не)ведомы были (н..)лень (н..)усталость.2.Его (н..)радовали (н..)нарядная зелень приморского городка (н..) синий простор моря (н..) ласковое южное солнце.(С.Бабаевский.) 4.Ему (н..) о чём (не) хотелось (н..) говорить (н..)думать. 5. (Н..)когда берёза (н..)тороп..т(?)ся распускат(?)ся. (Н..) верит она (н..) кукушкам (н..) соловьям (н..) ласточкам (н..) вальдшнепам.(Д.Зуев.) 6.По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. (К.Паустовский.) 7. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льдахолодную гладь залива на рыбачьи артели с сетями на гальке на весенние караваны гусей и уток.(А.Фадеев.) 8.Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т.(М.Горький.)
2 уровень
Устраните ошибки в употреблении однородных членов предложения.
1.Старший брат был высокий и красив. 2.На о(к,кк)упирова(н,нн)ой немцами те(р,рр)итории молодёжь взялась за создание партизанских отрядов, вести работу в тылу врага.3.Категорически запрещается прот..рать дв..гатель бензином и подача бензина самотёком. 4.Требуется соср..доточить все усилия на достижени.. цели и хорошая организация дела. 5.Образ Андрея Соколова зовёт нас к подвигу, храбро защищать свою Родину.6.Молодёжь Казахстана призывает народ на борьбу за новую жизнь, отстаивать идеалы молодой Республики.7.У Талгата Мусабаева характер твёрд и очень сильный. 8.Роман учит молодёжь любить родину, мужеству и силе воли.9.Он ненавидит и борется с лицемерами.10.Партия «Нур Отан» возглавила и руководила субботником.11.Сима встретила и сказала о репетиции.
3 уровень
Составь небольшой связанный текст на одну из тем «В выходной день», «Зима в городе», «Скоро весна», включив в него предложения с однородными членами.
Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
1 уровень
Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем , какими членами предложения они являются.
1.Девушка разложила цветы на столе, нач..ла медленно переб..рать их и называть имена медуница кипрей ромашка генциана плакун трава. (К.Паустовский.) 2. Обосновавшись в гнезде скв..рец начинает т..скать туда всякий строительный вздор мох.вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. (А.Куприн.) 3.Всё в такую минуту казалось красивым (не)весомым удивительно пр..ятным и густые тени деревьев и лунные блики ра(с,сс)ыпанные по земле и тихий нежный ш..пот леса. 4.Мы сТурченко (ни)когда (не)скучали оставаясь вместе. Нас тесно связывали три вещи лес охота и любовь к литературе.(А.Куприн.) 5.Яркое солнце величальные песни птиц тихая арфа капели левитановские синие тени саврасовский нежно(?)голубой воздух всё это первые радости ясных улыбок марта. (Д.Зуев.) 6.Сквозь молочно(?)голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова. (В.Шишков.) 7.Ладьи ферзи слоны вдлуг все сразу подск..чили на доске и посыпались под стол. 8.Всюду на столе на тумбочке на ковре покрывавшем пол разложены были книги.
2 уровень
Вставьте вместо точек обобщающие слова. Там, где надо, измените окончания и место обобщающего слова в предложении. Запишите, расставляя знаки препинания.
1.Честный труд нужен … и на земле и в небе и в космосе. 2.Победу в Великой Отечественной войне готовили …не только мужчины но и женщины. 3.Не хотели оставаться в стороне… ни взрослые ни дети.4.Не могли сломить упорного сопротивления врагу … ни боль ни смерть ни голод. 5.И вой урагана и рёв моторов и грохот … сливалось в сплошной гул.6.Озёра и реки деревья и травы звери и птицы … просят твоей помощи человек разумный.7.Ни знатный род ни красота ни сила ни богатство … беды не может миновать. (А.С.Пушкин.) 8…. в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.(В.Гаршин.)
3 уровень
Запишите предложения, ставя имена существительные в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова.
1. Общение с окружающим миром (природа, иску..тво, живые люди) обогащает и обл..гораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые , и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.(С.Бардин.) 2.Я люблю разные виды иску..тва (музыка театр живопись). 3.Мой брат играет на многих музыкальных инструментах (скрипка баян гитара). 4. Я восхищаюсь классическими танцами (вальс, танго, фокстрот) и пытаюсь разучить их. 5.О многих редких металлах (цирконий литий цезий) узнают дети на уроках физики.6.В Красной книге Казахстана рассказывается о рыбах (лосось нельма белорыбица) находящихся под угрозой исчезновения. 7.Редкие животные (косуля лось куница) находятся под защитой государства.
Тема урока «Обособленные определения»
1 уровень
Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определяемое слово заключите в рамку, а распространённое определение подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос.
1.Он всё ещё стоял на месте а она уже уходила в заросш..й густой зел..нью переулок. (С.Голубов.) 2. Обвит..е виноградником место было похоже на крыт..ю уютн..ю беседку тёмную и прохладную. (Л.Толстой.) 3.Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В.Шишков.) 4.Ранний солнечный свет падавший на листву рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.(К.Паустовский.) 5.Море успокоившееся за ночь после мёртвой зыби ещё кипело мелкой частой рябью.(А.Куприн.) 6. Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из снежного месива.( И.Друце.) 7.Молчаливый он (не)запрещал мне говорить обо всём. (М.Горький.) 8.Обдуваемые позёмкой мы лежали на огневой позиции подмяв под голову тощие вещмешки.(Ю.Бондарев.)
2 уровень
Вставьте после выделенных слов причастные обороты и запишите полученные предложения. Образец. Володя выбрался на палубу.-Володя, уставший от духоты и качки, выбрался на палубу.
1.Теплоход отчалил и пошёл вверх по тёмной реке.2.Лодка застыла на тихой воде.3.Дежурная разговаривала по телефону.4.Асфальтовое шоссе проходило (не)подалёку от дома.5.Мешок путник положил около костра.6.В ручье виднелись пёстрые камешки. 7.Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. 8.Слышен шум воды.9. Картины были выполнены талантливым художником.
3 уровень
На тему «Гроза в лесу» составьте отдельные предложения на все правила обособления определений.
Тема урока «Обособленные приложения»
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите обособленные приложения и подчеркните их.
1.Отец капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в русско-японской войне.(А.Фадеев.) 2.Горный козёл горал легко ступая прыткими стройными ногами вышел из-за кустов.(А.фадеев.) 3. «Вставай Жулька»,- приказал я. И она подошла ко мне моя любимая собака белый сеттер в частых чёрных пятнышках. (М.Пришвин.) 4.Смиренная Прасковья Ильинична моя тётушка разливала чай. (Ф.Достоевский.) 5.Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в город. (А.Чехов.) 6. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старич..к военный доктор Иван Константинович Рогов.(А. Бруштейн.) 8.Товарищ его лейтенант покатывался со смеху.
2 уровень
Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения. Образец.1.Мальчик –ученик не спеша возвращается из школы.- Мальчик ,ученик третьего класса, не спеша возвращается из школы.
1.Завод-заказчик требует (не)медленной отгрузки деталей. 2. Лётчик-испытатель пор..жал всех своим (не)превзойдённым искусством.3.Полярники-зимовщики ещё не скоро вернут(?)ся на родную землю. 4.Юноша-лыжник шёл по ещё (не)укатанной лыжне.5.Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу.6.(Не)понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.7.Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Звезда Прииртышья»в обычное время.8. Продавец-консультант помог выбрать подходящий ноутбук.
3 уровень
Представьте, что вы поступаете в колледж и вам нужно написать автобиографию. Пользуясь в качестве образца данным началом, напишите кратко автобиографию. Укажите приложения.
Я, Иванов Сергей Николаевич, родился в 1997 году в городе Кокшетау. Моя мать, Иванова Лидия Михайловна, работает врачом в поликлинике. Отец, Иванов Николай Петрович, сварщик. Моя сестра, Иванова Татьяна, учится в школе №26.
Тема урока «Обособленные обстоятельства»
1 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и члены предложения, выраженные деепричастными оборотами.
1.Столбовая дорога прямая на Москву по равнине бежит. В заповедных цветах утопая Бородинское поле лежит.(С.Васильев.) 2.Лена испуга(н,нн)о жалась к Серёже с любопытством маленького зверька оглядываясь (во)круг.(А.Фадеев.) 3.Солдаты шли чуть покачиваясь из стороны в сторону.(Ю.Яковлев.) 4.(Не)снимая сапог я перешёл речку и сел на камень.(А.Первенцев.) 5.Двое детей взявшись за руки всё ещё бежали по дороге к переезду.(А.Платонов.) 6.Несмотря на старание моряков казаться весёлыми и вести оживлённые разговоры чувствовалось грустное настроение.(К.Станюкович.) 7.Впереди ещё много работы, придётся трудиться засучив рукава.8.Вопреки предсказаниям бюро прогнозов погода стояла великолепная.
2 уровень
В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите.
1.Рыжий пёс подош..л к Петру Сергеевичу и лизнул ему руку. 2.Алексей открыл чемодан и стал укладыват(?)ся. 3.Через час я уже был дома и обн..мал родителей. 4.Мы вск..пали грядки и пос..дили перед школой много пр..красных цветов. 5.Мать строго поглядела на сына и вышла из комнаты.6.Река бурлила и неслась куда –то. 7.Я оставил вещи на лавочке у родительского дома дома и направился к озеру. 8. Я несмело вошёл в комнату и посмотрел на девушку.
3 уровень
Придумайте и запишите предложения с данными ниже сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже .Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми.
Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность),ввиду(сильный шторм); вследствие (полученная накануне травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии(свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства), в случае (неисправленность двигателя); ввиду (сложившиеся обстоятельства);вследствие (выпавшие осадки);вследствие (сильные дожди).
Тема урока «Уточняющие обособленные члены предложения»
1 уровень
Спиши, расставляя знаки препинания. Уточняющие второстепенные члены предложения подчеркните.
1.Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве в 1935 году. 2.Многие мальчики нашей школы например Теплов Ахметов и Каримов увлекаются шахматами. 3.Мы изучаем синтаксис то есть науку словосочетании и предложении. 4.Письмо доставит мой брат или его товарищ. 5. Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 6.Самые ранние цветы даже подснежники ещё не распустились.7.Собака по кличке Тарзан насторожила уши. 8. Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо.(А.Платонов.) 9.Издали с востока шёл скорый поезд.
2 уровень
Составьте предложения с данными словами. Падеж можно изменять. Запишите предложения, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
1.Студенты или школьники. Студенты или учащиеся высших учебных заведений. 2.Тенор или высокий мужской голос. Тенор или баритон. 3.Пинг-понг или настольный теннис. Пинг-понг или волейбол. 4.Бегемот или гиппопотам. Бегемот или слон.5.Бронза или золото. Бронза или сплав меди и олова.6.Поверхность корта или футбольное поле. Поверхность корта или площадка для игры в теннис.
3 уровень
Составьте небольшое описание (5-7 предложений) на одну из тем: «Вид из окна», «Моя комната», «Любимый уголок природы». Используйте в нём по своему усмотрению уточняющие обстоятельства места и времени.