Составь рассказ о значении воздуха в жизни человека дополни своими примерами

? в романе джорджа оруэлла 1984 народ лишен истории. родина главного героя океания. это огромная страна, ведущая непрерывные войны.

?
В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и  стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов. Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны.
История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом. Без памяти о прошлом нет будущего.

↑ Для чего нужно помнить прошлое? Для чего нужно знать историю? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

↑ Для чего человеку нужно хранить обычаи? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…». – как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор.
Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.

↑ Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Каждая страна – это ансамбль искусств.
Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом.
А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.
Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

↑ Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Исторические воспоминания особенно ярки в парках и садах – объединениях человека и природы.
Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» – так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений.
Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка или сада таким, каким его видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел; второе свидетельствует: это тот самый, он был, может быть, не таким, но это подлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: это та самая аллея – вот они, старожилы. А о молодых деревьях не надо заботиться: они растут быстро и скоро аллея приобретет прежний вид.
Но в двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах и о различных поэтах, воспевших эти места, – и от реставрации потребует не восстановления, а сохранения. Первое отношение к паркам и садам открыл в России Александр Бенуа с его эстетским культом времени императрицы Елизаветы Петровны и ее Екатерининского парка в Царском Селе. С ним поэтически полемизировала Ахматова, для которой в Царском был важен Пушкин, а не Елизавета: «3десь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».
Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда оно мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями.
Первое отношение к прошлому создает, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитической способности: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.
Театральность проникает и в реставрации памятников архитектуры. Подлинность теряется среди предположительно восстановленного. Реставраторы доверяют случайным свидетельствам, если эти свидетельства позволяют восстановить этот памятник архитектуры таким, каким он мог бы быть особенно интересным. Так восстановлена в Новгороде Евфимиевская часовня: получился маленький храмик на столпе. Нечто совершенно чуждое древнему Новгороду.
Сколько памятников было погублено реставраторами в XIX веке вследствие привнесения в них элементов эстетики нового времени. Реставраторы добивались симметрии там, где она была чужда самому духу стиля – романскому или готическому, – пытались заменить живую линию геометрически правильной, высчитанной математически и т. п. Так засушены и Кельнский собор, и Нотр-Дам в Париже, и аббатство Сен-Дени. Засушены, законсервированы были целые города в Германии – особенно в период идеализации немецкого прошлого.
Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.

↑ Что такое память? Какова роль памяти в жизни человека, в чем ценность памяти? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения,стекло, вода и т. д.
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

↑ Почему человеку важно сохранять память о прошлом? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
Вспомните у Пушкина:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

↑ Как связаны понятия культура и память? Что такое память и культура? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.
В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности – в те же средние века. Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.
Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.
Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».
Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:
«Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…»
Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

↑ Какова роль культуры в жизни человека? Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

↑ Почему важно сохранять историческую память?  Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Проблема изменения исторического облика старого города. Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращали ли вы внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Вещи, памятники дарят своим хранителям любовь к себе, привязанность, благородную преданность культуре, а затем вкус и понимание искусства, понимание прошлого, проникновенное влечение к людям, их создавшим. Настоящая любовь к людям, к памятникам ли никогда не остается без ответа. Потому-то люди находят друг друга, а ухоженная людьми земля находит любящих ее людей и сама отвечает им тем же.
Пятнадцать лет Николай Иванович не уходил в отпуск: он не может отдыхать вне Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.
Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством.
Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками…
В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…
Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.
Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. В каналах Ленинграда отразились Пушкин и Достоевский с персонажами его «Белых ночей».
Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Вот что мне рассказал петрозаводский архитектор В. П. Орфинский, автор многих книг по народной архитектуре Карелии. 25 мая 1971 года в Медвежьегорском районе сгорела уникальная часовня начала XVII века в деревне Пелкула – памятник архитектуры государственного значения. И никто даже не стал выяснять обстоятельства дела.
В 1975 году сгорел еще один памятник архитектуры государственного значения – Вознесенская церковь в деревне Типиницы Медвежьегорского района – один из интереснейших шатровых храмов русского Севера. Причина– молния, но истинная первопричина – безответственность и халатность: высотные шатровые столпы Вознесенской церкви и сблокированной с ней колокольни не имели элементарной грозозащиты.
Упал шатер Рождественской церкви XVIII века в селе Бестужеве, Устьянского района, Архангельской области – ценнейший памятник шатрового зодчества, последний элемент ансамбля, очень точно поставленного в излучине реки Устьи. Причина – полнейшая безнадзорность.
А вот небольшой факт по Белоруссии. В селе Достоево, откуда происходили предки Достоевского, была небольшая церковь XVIII века. Местные власти, чтобы избавиться от ответственности, боясь, что памятник поставят на учет охраняемых, приказали снести церковь бульдозерами. От нее остались только обмеры и фотографии. Произошло это в 1976 году.
Таких фактов можно было бы собрать множество. Что же делать, чтобы они не повторялись? Прежде всего о них не следует забывать, делать вид, что их не было. Недостаточно и запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством». Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. Именно молодежные организации должны в первую очередь брать шефство над историей своего края. И наконец, самое главное – в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории.
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

↑ Для чего нужно знать историю? Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.  Рэй Брэдбери «И грянул гром»

Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны. Каждый поступок, совершенный нами, отражается на будущем. Так, Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предлагает читателю представить, что могло бы случиться, если бы у человека появилась машина времени. В его выдуманном будущем такая машина есть. Любителям острых ощущений предлагают сафари во времени. Главный герой Экельс пускается в авантюру, но его предупреждают о том, что ничего нельзя менять, убивать можно только тех животных, которые должны умереть от болезней или по какой-то другой причине (все это уточняется организаторами предварительно). Оказавшись в эпохе динозавров, Экельс пугается настолько, что убегает за пределы разрешенной местности. Его возвращение в настоящее показывает, насколько важна каждая деталь: на его подошве оказалась растоптанная бабочка.  Попав в настоящее, он обнаружил, что весь мир изменился: цвета, состав атмосферы, человек и даже правила орфографии стали другими. Вместо президента-либерала у власти находился диктатор.
Таким образом, Брэдбери доносит следующую мысль: прошлое и будущее взаимосвязаны. Мы в ответе за каждый поступок, который совершили.
Заглядывать в прошлое необходимо для того, чтобы знать свое будущее. Все, что происходило когда-либо, повлияло на тот мир, в котором мы живем. Если уметь провести параллель между прошлым и настоящим, то можно прийти к такому будущему, к какому хочешь.

↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»

Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе. Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать. Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкаю­щих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Си­дящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомыс­ленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыр­кался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? 3апишите.

6. Сформулируй главную мысль текста.

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — … 

Валять дурака — … 

Попасть в переплет — … 

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. 

7. Объясните значение выражений.

Притаился — … 

Солнце уже зашло — ….

Л. Н. Толстой

***

      Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

     Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

      Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

     Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

     Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Ответьте на вопросы по тексту.

1.О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

2.Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

3.Как орёл накормил своих детей?

4.Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

5.Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

6.Озаглавьте текст.

7.Перечислите другие произведения Л. Толстого.

8.Какое задание было самым трудным для вас?

9.Какое задание было самым лёгким для вас?

М. Горький

***

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой —точно говорят мягким теням ночи:

— Не бойтесь— это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

— Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем.— Добрый день, красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Ответьте на вопросы по тексту.

1.Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

2.Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

3.Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

4.Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

5.Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

6.Озаглавьте текст.

7.Оцените свои ответы.

8.Какое задание было самым трудным?

9.Какое задание было самым лёгким?

«Муравьи»

Самые заметные в лесу «дома» строят рыжие муравьи. Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами». Там муравьи хранят свои запасы. Маленькие охотники уходят от муравейника на 250-300 метров, забираются на деревья и тащат в дом все, что попадается вкусного. Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Вот от скольких вредителей освободили лес за один день неутомимые труженики. Всего за лето обитатели только одного муравейника уничтожат до пяти миллионов вредных насекомых. Именно вредных, потому что полезных они – такие умницы! – не трогают.

А еще есть у муравьев «дойные коровы». Это крошечные тли, сидящие на молодых листиках и сосущие лиственный сок. Муравьи щекочут усиками спинку или брюшко тли, и она выделяет сладкую капельку, которую муравьи забирают с свой зобик и несут в муравейник. Часть этого «стада» тлей живет прямо в муравейнике под охраной хозяев. Это живой запас сладкого «молочка».

В лесу встречаются не только рыжие муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но живут всюду. Особенно много их гнезд в полусгнившей древесине. А вот желтые садовые, бурые и краснощекие муравьи живут в земле. В березовых и дубовых лесах живет муравей-древоточец. Свои гнезда он устраивает в дуплах деревьев.

(Журнал Детская энциклопедия «Кто живет в лесу» №9, 2012г).

1. Как называется «дом» муравья? _______________________

2. Выпишите из текста предложение, в котором дается описание муравейника ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С кем сравнивает муравьев автор? ________________________________________

4. Что считают муравьи вкусным? ___________________________________________

5. Как ты понимаешь слово натуралисты? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему автор называет муравьев умницами? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему тлей называют «дойными коровами»?______________________________

_________________________________________________________________________

8. Как ты думаешь, тля – это полезное насекомое или вредное? Подтверди свой ответ словами из текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте такое слово, которое указывает на размер этого насекомого __________________________________

10. Выпиши, какие виды муравьев, встречаются в тексте:____________________________________________________________________

11. Почему муравья назвали древоточцем? Выпиши предложение из текста.

__________________________________________________________________________

12. Как ты думаешь, на каком дереве обитают куколки листовертки? _______________

13. Прочитай слова, характеризующие людей, и подчеркни слова, которые точно характеризуют муравьев:

Добрый, трудолюбивый, внимательный отзывчивый, ленивый, грубый, хозяйственный.

14. Найди в тексте и выпиши предложение, в котором описана добыча муравьев за один день. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Посчитай, сколько всего гусениц притащили муравьи за этот день. ____________

16. На сколько больше гусениц, чем куколок притащили муравьи за день? __________

17. Какая единица измерения встретилась в тексте? ____________

21. Что нового ты узнал о муравьях из данного текста? Напиши.

_____________________________________________________________________

Контрольная работа по литературному чтению за 2 полугодие.

Прочитай текст, выполни задания, ответь на во­просы.

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом.

Очень давно это было. Пришли в страну жара и за­суха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и уми­рать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.

Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собрались те, кто ещё был жив, у высохшего глав­ного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране.

Оказалось, что её выпила лягушка небывалой ве­личины.

И решили те, кто был ещё жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из неё обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогда забрался маленький юркий червячок на её брюхо и начал щекотать его кончиком хвоста.

Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец, не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из её огромного рта.

И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего живого была спасена.

Вопросы и задания:

1.  Где происходит действие?
1) около засохшей реки

2) у высохшего главного водопоя

3) около высохшего пруда

 4) у высохшего ручья

2.  Как можно озаглавить этот текст?

_______________________________________________________________

3.       Определи жанр произведения.

1) повесть                             3) сказка

2) рассказ                             4) пьеса

4.       Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.

1)     _______________________________________________________

2)     _______________________________________________________

3)  _______________________________________________________

4)  _______________________________________________________

5. Какими словами можно охарактеризовать лягушку?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сформулируй главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___

7. Как ты понимаешь выражение?

Единственной тенью на земле была тень смерти.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Прочитай текст.

 У охотника я увидел пёсика.

 Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

 Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…

 От этого пёсика, говорит, есть щенки.

 Идите и поглядите. И мы с ним пошли.

 Щенки небольшие – только что научились ходить.

   «Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»

 Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

 Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.

— А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

  В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует? Щенок начал искать. Других щенков всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой этого лижет – уговаривает не сердиться.

  И вот последний стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

  Назвал его Томкой. И стал растить помощника.           (По Е. Чарушину  )

1)  Определи жанр произведения:

1.Сказка 2. Рассказ 3. Повесть

2) От чьего имени идёт повествование?

                    1. От имени автора 2. От имени охотника 3. От имени щенят

3) Сколько было щенков у охотника?

                    1. Пять щенков 2. Три щенка 3. Четыре щенка

4) На каком щенке остановил выбор автор?

                    1. На щенке, который рычал и дрался 2. На щенке, который ел да спал 3. На щенке, который грыз деревяшку

 5) Что делают маленькие щенята, когда у них чешутся зубки?

                        1. Что-нибудь грызут 2. Чистят щёткой 3. Крепко спят

6) Кого хотел вырастить из щенка новый хозяин?

             1. Охранника 2. Помощника 3. Злую собаку.

7) Восстанови последовательность пунктов плана.

            1. Щенок выбран 2. Щенок будет расти помощником 3. Приглашение охотника 4. Какие все щенята разные.

8) Какое имя дал щенку новый хозяин?

9) Согласно содержанию текста закончи предложение

Ленивый щенок тот, который …

 Злой  щенок тот, который…

10) Выпиши из текста побудительное предложение

 11) Используя текст произведения, восстанови предложение.

И вот он стал ………………………………………………………, …………………………………………………. и ………………………

…………………………………………………………………  к тому месту, куда я её …………………………………….   .

12) Дай полный ответ (3-4 предложения) на вопрос.

Понравился тебе данный текст и чем?

Зимний запас
Белка на зиму грибы сушит, бурундук собирает орехи и семена, водяная крыса прячет в норе картошку. Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей и птичек. Но хитрее всех Медведь делает. Встречает его как-то Заяц и спрашивает:
— Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один ты, Медведь, без забот шатаешься. Вот придёт зима – что лопать-то станешь, беззаботный?
А Медведь отвечает:
— Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать, самоед! Я зимой сам себя ем. Осенью нагуляю под шкурой сала – на всю зиму хватит. Чего и тебе, косой, советую.
Приуныл Заяц и отвечает:
— Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу! 
Вот такая сказочка и такая быль…
Н. Сладков

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его «+».
Сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Заяц запасает веточки различных растений.
Волка ноги кормят.
Медведь спит в лесной берлоге.

2. Объясни, почему текст называется «Зимний запас».
Текст называется «Зимний запас» потому, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определи главную мысль (идею) данного произведения. Отметь свой ответ «+».
Каждый по-своему к зиме готовится.
Беспокойство зайца о подготовке медведя к зиме.
Белка, бурундук, сойка, сыч готовятся к зиме.
Сколько в этой истории сказочного!

4. Определи жанр данного произведения. Отметь свой ответ «+». 
Сказка
Быль
Сказка-несказка
Рассказ
5. В каком из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ «+».
Рассказы о природе.
Сказки-несказки Н. Сладкова и Э. Шима.
Сказки о животных.
Лесная газета. Справочник о природе.

6. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один, ты, Медведь, без забот шатаешься.
Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу.
Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь знать, самоед!

7. Составь план к данному тексту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дай толкование (объяснение) слова «ухоронка». Отметь свой ответ «+».
Тайничок
Дупло
Кладовочка
Секретик

9. Выпиши 2 слова, которые в тексте заменяют слово «медведь»

________________________________________________________________________

10. Объясни пословицу: «Не до жиру, быть бы живу».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки,

Куроед

Много разных змей в зоопарке. Есть там ядовитые гадюки, кобры, страшные удавы. Еще есть змея, которая называется куроед. Водится она в Южной Америке. Обитает во влажных лесах, среди кустарников, в мангровых зарослях, на болотах, плавает и лазает по деревьям. Охотится змея за земноводными, за мелкими зверюшками и за цыплятами. Оттого ее и назвали куроедом.

В зоопарке куроеды живут давно. Продолжительность жизни составляет 18 лет, длина тела – 3м60см. У них здесь даже змеята выводятся. Снести куроед может до 25 яиц, весом 30 г каждое. Возьмут эти яйца, положат в банку с песком и поставят в теплое место. Теперь нужно следить, чтобы песок в банке всегда был сыроватый, чтобы яйца не остыли или не перегрелись.

Семьдесят три дня лежит яйцо, а как наступит семьдесят четвертый, змеиный детеныш яичную оболочку разорвет, головку высунет, оглядится и вылезет – маленький, тоненький, как карандашик. Весит он 16 г, а длина – 400 мм.

Через три года куроед вырастет и станет большой. Случается, что куроед привыкает к людям. Такого ручного куроеда даже к ребятам в школу возят показывать. Привезут, выпустят из мешка, а он и не удирает. Обовьет шею человека и лежит спокойно, будто не змея это, а блестящий воротник.

Часть 1 (базовый уровень)

Прочитай текст и ответь на вопросы

  1. К какому стилю текста относится данное произведение?

1) художественному

2) научно – популярному

3) деловому

  1.  На сколько частей можно разделить текст?

1) 5 2) 4 3)3

3. Какую часть текста можно назвать «Детеныши змеи»?

1) 1 3) 3

2) 2 4) 4

4. Выбери необходимые сочетания слов для описания куроеда.

Обрати внимание: правильных ответов несколько.

  1. ядовитая змея

  2. обитает во влажных лесах

  3. привыкает к людям

  4. охотится за мелкими зверюшками

  5. опасен для человека

5. Дополни предложение и ответь на вопросы, используя информацию из текста.

Куроед водится в ___________________________________________________

Может ли куроед жить в неволе?______________________________________

Каким должен быть песок в банке?____________________________________

6. Ответь на вопрос «Почему змею назвали куроедом?»

7. Какое сравнение использовано в четвертом абзаце для описания

куроеда?

Часть 2 (повышенный уровень)

8. Составь 2 – 3 предложения с описанием мест обитания куроеда

в дикой природе.

9.  Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося

к той же тематике, что и прочитанный текст.

10. Приходилось ли тебе видеть змею? Какая она была? Напиши об этом.

е

Ёж

Всякий слышал, что ёж на колючках носит опавшие листья в норку, готовя её к зиме. Ловко так в рассказах – то получается: повалялся ёж, наколол листву и унёс в норку. А я убедился, что это не так просто, когда как – то раз увидел в лесу ежа. Семенит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один на спине. Ему эта ноша нипочём, вдесятеро больше бы унёс. Вот и приходится к норке бежать налегке.

Потихоньку, чтоб не спугнуть, пошёл я позади. Вот старая сосна, под ней норка. Остановился ёж. Надо теперь листья снять, убрать в нору. А как снимешь листья. Лапкой не ухватить. Зубами – думать нечего. И не стряхнёшь – крепко сидят. Вот положенье – то!

Стал ёж о корень тереться, сдирать листья. С боков содрал, а вот со спины – никак. Пыхтит от усердия, задними лапами помогает, а лист не снимается. Долго старался, а лист так и не снял. Постоял и отправился назад по тропинке.

Как скрылся он из глаз, я на полянку сбегал, принёс листьев, положил в нору. Очень уж мне хотелось ему помочь. Такая тяжёлая работа у него! (184 слова)

Ответь на вопросы.

1) О чём рассказывается в этом тексте?

-О том, как зимуют в своих норках ежи.

— О том, как ёжик переносит в норку листья.

— О том, как поймать ёжика.

— О том, какие бывают рассказы о ёжиках.

2) Где расположена норка ежа?

— на сосне

— на тропинке

— под сосной

— на полянке

3) В какое время года произошла встреча с ежом?

— летом

— осенью

— зимой

— весной

4) Рассказчик принёс и положил в норку листья, потому что:

— Слышал о том, как ёж носит опавшие листья в норку.

— Ёж скрылся из глаз.

— Захотел помочь ежу в устройстве норки.

— На поляне было много опавшей листвы.

5) Выбери правильное утверждение.

— Листья легко накалываются на иголки ежей.

— Ёжику трудно снимать листья с колючек.

— Ёжик снял все принесённые листья.

— Ёжику тяжело было нести листья.

6) Как ты понимаешь выражение «Скрылся из глаз»?

— спрятался,

— стало не видно,

— закрыл глаза,

— появился.

7) Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4.

— ёж снимал с иголок листья,

— рассказчик помог ежу,

1 рассказчик увидел ежа,

— рассказчик пошёл за ежом.

8) Главным образом автор хотел:

— Рассказать, какие у ежей иголки.

— Описать осенний лес.

— Рассказать, как трудно ежу на колючках носить листву в норку.

— Описать норку ежа.

9) Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

— Вот и приходится к норке трусить налегке.

— Я на полянку сбегал, принёс листьев.

— Такая тяжёлая работа у ежа!

— Потихоньку, чтоб не спугнуть, пошёл я позади.

10) Какое название больше подходит к истории, рассказанной автором?

— Осенняя прогулка.

— Трудная работа ежа.

— Опавшие листья.

— Под сосной.

11) Понравилась ли тебе история? Почему?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450975-rabota-s-tekstom-literaturnoe-chtenie-3-klass

«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?

В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.

Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»

Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»

Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»

Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.

Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.

Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.

А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.

Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.

Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.

Что мы знаем о «Знании»?

«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.

Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».

Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».

Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.

«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.

Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.

Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».

Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.

«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».

Что думают о популяризации и «Знании» ученые?

Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.

Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.

Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?

Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех. 

С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.

То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.

Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.

Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо. 

Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА Новости)

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)

ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?

А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде. 

ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?

А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.

Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно? 

Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций. 

  • Составь рассказ о александре невском для 4 класса
  • Составь рассказ о достопримечательностях австрии
  • Составь рассказ о васнецове 3 класс
  • Составь рассказ на тему один день чебоксарского мальчика конца xix начала xx века
  • Составь рассказ о догадливом рыбаке 6 класс