Самоанализ урока литературы
по теме «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова», проведённого в 9 классе учителем русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ с.Тербуны в д.Васильевка Тербунского района Липецкой области Петрушенко Натальей Николаевной
Проведенный мною урок литературы в 9 классе посвящён теме «Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова». Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это 1-й урок по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова». На проведение данного урока было отведено 2 часа.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок — лекция с элементами сообщений учащихся и с элементами беседы.
При подготовке к уроку была поставлена цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Для достижения этой цели на уроке решались следующие задачи:
Обучающие:
- продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
- вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта и с людьми, которые окружали его.;
- продолжить обучение декламационному чтению.
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
- развить умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;
- воспитывать уважение к его творчеству.
Для достижения цели и успешного решения поставленных задач была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Сообщение темы урока.
IV. Постановка цели урока.
V. Изучение нового материала ( сообщения учащихся, лекция учителя с элементами беседы).
VI. Закрепление полученных знаний (викторина, синквейн).
VII. Заключительное слово учителя.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнем задание.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.
Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:
- коммуникативно-ориентированный;
- учебная работа под руководством учителя;
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть);
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);
- словесный метод (рассказ, элементы беседы);
- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);
- логические методы (сравнение, анализ);
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, рефлексия, самооценка. Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение. Учащимся было предложено самостоятельно ознакомиться с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, подготовить развёрнутые сообщения и выразительное чтение отрывков из предложенных учителем стихотворений.
Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.
Из средств обучения на уроке использовала мультимедийную презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.
Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Факты – это основа литературных знаний. Они учат учащихся сопоставлять разрознённые явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Фактический материал, осознанный учениками, плодотворно влияет на их мысли и чувства, вызывает заинтересованное отношение к личности поэта и его творчеству. Иными словами, является не только основой литературных знаний, но и нравственного воспитания. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.
Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.
Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности (викторины) и составлении сенквейна.
Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Отклонений от плана урока не было.
Результативность урока хорошая.
Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Цель урока достигнута.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 141.
Маленькие и большие секреты страны Литературии
УКМ «Перспектива»
Смотри также:
5. Подготовьтесь к конференции на тему «Чистые родники русской классики»
Найдите портреты русских писателей и поэтов.
Коллаж портретов русских писателей можно посмотреть в конце статьи.
Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.
Краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в своём имении Ясная поляна. Он был четвёртым ребёнком в семье.
Будущий писатель рано осиротел. Ему не было 3 лет, когда умерла мать, а когда мальчику было 9 лет, умер и отец.
Семья переселилась в Казань, где Лев поступил в Императорский университет, который так и не закончил.
В 1847 году Толстой возвращается в Ясную поляну, а позже переезжает в Москву.
Важной вехой его биографии стала служба на Кавказе, которая подарила писателю множество ценнейших наблюдений. Он участвовал во многих сражениях, а когда началась Крымская война, отправился в Дунайскую армию.
Свои впечатления писатель выразил в «Севастопольских рассказах».
За храбрость писатель получил несколько орденов и медалей.
Оставив военную службу, писатель много путешествует по Европе. А потом сосредотачивается на литературной деятельности.
Одновременно Толстой занимается вопросами народного образования. Он устраивает в Ясной поляне школу, пишет «Азбуку» состоящую из множества поучительных рассказов и басен для детей.
Вершиной творчества писателя стал выход в 1873 году романа «Война и Мир». Позже появляются не менее известные его произведения «Анна Каренина» и «Воскресенье». Они закрепили за Толстым звание лидера отечественной и мировой литературы.
В конце жизни Толстой занялся проповедничеством. Он стал вегетарианцем, занимался физическим трудом, раздал большую часть своего состояния. Он помогал голодным и критиковал православную церковь, за что был отлучён.
7 ноября 1910 года великого писателя не стало.
Краткий рассказ о жизни и творчестве Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.
Детство писателя большей частью прошло в имении Захарово. Он рос мечтательным, малоподвижным ребёнком.
Всё изменилось, когда в 1811 году Пушкин отправляется учиться в Царскосельский лицей. Там он находит верных друзей и талантливых педагогов, которые помогли поэту выбрать правильный путь в жизни.
В лицее появляются первые стихотворения Пушкина, которые высоко оценил Гавриил Державин, светило русской поэзии.
После окончания лицея, Пушкин остается в Петербурге, поступает на службу, но все силы бросает на творческую деятельность.
Его острые стихотворные произведения приводят к конфликту поэта с властью, и Пушкина несколько раз ссылают. Сперва в Кишинёв, откуда поэт поехал на Кавказ через Крым. Потом в Михайловское, имение семьи Пушкиных.
Во время ссылок поэт не прекращал литературной деятельности. На юге были написаны «Бахчисарайский фонтан» и «Руслан и Людмила». В Михайловском писался «Евгений Онегин».
В начале 1830-х годов поэт увлекается народными сказками и пишет несколько стихотворных сказок, в которых легко угадываются народные мотивы.
Он живет в имении Болдино и много работает. Этот период жизни поэта стал самым продуктивным в его творческой деятельности. В Болдино были написаны многие прекрасные стихотворения, «Медный всадник», «Пиковая дама», и многие сказки.
Умер Александр Сергеевич Пушкин очень рано. Он погиб на дуэли 10 февраля 1837 года. Ему было всего 37 лет.
Краткий рассказ о жизни и творчестве Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. В детстве он много болел, а его образованием и лечением занималась строгая и властная бабушка.
В 16 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но отучился там всего два года. После этого Лермонтов переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.
Там он начал писать свои первые стихотворения, в том числе ставший знаменитым «Парус».
Когда в 1837 году Лермонтов услышал о смерти Пушкина, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта», вызвавшее сильное недовольство властей. Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ.
Он пробыл на Кавказе всего несколько месяцев, но полюбил горы. Там поэт начал писать поэмы «Мцыри» и «Демон».
Спустя несколько месяцев Лермонтов возвращается в столицу, но через два года его вновь отправляют на Кавказ. На этот раз после незаконной дуэли.
Именно там Лермонтов начинает работу над романом «Герой нашего времени», ставшим вершиной его литературного творчества.
Но 27 июля 1841 года Лермонтов погибает на очередной дуэли. Великому поэту было всего 26 лет.
Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.
Можно прочитать наизусть стихотворения Лермонтова «Утёс» и «Парус», Пушкина «Зимний вечер», Тютчева «Гонимы вешними лучами», Фета «Осень» и любые другие.
Кратко перескажите 2-3 прозаических произведения.
Пример пересказа полюбившихся произведений Льва Толстого можно посмотреть по ссылке.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
Старик жил в ветхой избушке со своей старухой. Из всего добра у них было только разбитое корыто.
Однажды старик поймал в море золотую рыбку, но пожалел её и отпустил, ничего не прося взамен.
Старуха отругала старика и отправила его к морю просить у рыбки новое корыто.
Но этим дело не ограничилось. Следом старуха потребовала новый дом, потом пожелала стать дворянкой.
С каждой просьбой золотая рыбка всё менее охотно помогала старику, а старуха всё нещаднее его угнетала.
Она стала царицей и захотела быть морской владычицей, чтобы властвовать над золотой рыбкой.
Этого рыбка не стерпела и ничего не ответила старику на последнюю просьбу. А когда тот вернулся назад, то увидел свою старую избушку и разбитое корыто, возле которого горько плакала старуха.
Сделайте выставку книг.
Список книг для выставки «Чистые родники русской классики»
- Пушкин А. «Сказки»
- Лермонтов М. «Бородино»
- Лермонтов М. » Стихотворения»
- Толстой Л. «Рассказы и сказки».
- Толстой Л. «Детство»
- Тютчев Ф. «Избранная лирика»
- Крылов И. «Басни»
- Некрасов Н. «Железная дорога».
- Одоевский В. «Мороз Иванович»
- Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы»
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.
I Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!
Работать сегодня мы будем в группах. У вас на столах лежат задания, которые вы будете выполнять командой. От вашей сплочённости будет зависеть результат. Также у вас на столах лежит оценочный лист, куда вы будете заносить полученные баллы. Вам нужно дать название вашей команде, в котором должна содержаться качество героя из прочитанного произведения. Озвучьте названия ваших команд.
II Актуализация и пробное действие
А сейчас переходим к 1 заданию.
Перед вами две цитаты.
В: Сравните высказывание И. Андронникова о М.Ю. Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Что общего вы видите в их характеристике?
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» (И. Андронников);
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В. Г. Белинский).
В: Какое словосочетание является общим для Лермонтова и его героя? Как вы его понимаете? Подберите синонимы. Духовно богатый. Сильный дух. Сильное существо.
В: К какому литературному направлению можно отнести героев, наделеных этими качествами? Романтические.
Поставьте себе за 1 задание 1 балл.
III Формулирование темы и цели урока
Давайте сформулируем тему урока.
Сформулируйте цель нашего урока.
Проанализировать произведение и на основе анализа доказать, что “Мцыри” — романтическая поэма.
IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Для начала перечислите характерные черты романтизма.
- Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он противопоставлен всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни. Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники.
- Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в тюрьме, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
- Характерно особое романтическое двоемирие, то есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».
- Романтическая любовь, сильные, чаще безответные чувства.
- Место действия – экзотическая страна.
- Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.
Прежде чем мы обратимся к тексту произведения, давайте проведём словарную работу и определим значение слов, которые у вас там встретились.
Работа в группе
Словарные слова | Лексическое значение |
Обитель | Сосуд для благовонных курений |
Келья | Обещание Богу или наставнику совершить какое-либо аскетический подвиг. |
Кадильница | Одно из названий православного монаха. |
Обет | Традиционное поселение сельского типа. |
Исповедь | Монастырь |
Аул | Отдельная комната в монастыре |
Инок | Признание в своих совершённых грехах перед Богом. |
Поставьте себе за 2 задание максимально 7 баллов.
V Практическая деятельность учащихся.
(Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)
— Что такое сюжет? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, которые предусмотрены композицией)
Задание 3 называется «Кинолента событий». Работа в группе.
По иллюстрациям нужно восстановить порядок событий произведения.
Поставьте себе за 3 задание максимально 7 баллов.
— Что такое композиция произведения? Композиция – это структура произведения, его построение
Композиция поэмы необычная, своеобразная. Это рассказ в рассказе или «рамочная» композиция. А ещё Лермонтов выбрал такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего две главы, а все остальные главы описывают всего три дня из его жизни. Как вы думаете, зачем автор так сделал? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре)
В основу поэмы положен романтический сюжет.
— Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)
-Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом? (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.)
— С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри. Вы помните, что Лермонтов был ещё хорошим художником, и на многих его картинах изображён Кавказ. (Иллюстрации картин)
Найдите в главе 6 описание этого чудного места и выразительно прочитайте.
Экзотическое место действия
А сейчас нас ждёт встреча с другим видом искусства – музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»? К какому эпизоду подошёл бы этот фрагмент и почему?
Найдите в тексте отрывки с описанием природы. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?
(домашняя работа)
Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)
Единство с природой
Речь героя тоже богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. И это богатство тесно связано с богатством внутреннего мира героя.
Задание 4 Вам даны цитаты из исповеди Мцыри. Нужно определить, какие художественные средства использованы в его речи и охарактеризовать героя.
Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»
Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…».
Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»
Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей».
« Можно сказать без преувеличения, — писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму».
Романтический герой.
Поставьте за 4 задание максимально 4 балла.
— В произведении мы можем наблюдать конфликт. Между кем возник конфликт?
— Каким приёмом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)
— Что чему противопоставляется?
(Мир монастыря — «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли — «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)
— Каким термином мы можем назвать эти два противопоставленных друг другу мира. Это называется романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» — основная черта романтизма.
Романтическое «двоемирие»
VI Самостоятельная работа в группах. Рефлексия
Цифровой диктант Согласны ли вы, что:
1. Является ли Мцыри романтическим героем?
Да -1
Нет — 0
2. Своеобразна ли композиция поэмы?
Да – 0
Нет – 1
3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100)
— Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.
Поставьте за диктант 3 балла.
VII Итог урока. Оценивание.
— Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма?
20-22 балла- «5»
16-19 баллов – «4»
Домашняя работа: Подробный пересказ понравившегося отрывка.
Автор На чтение 19 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Кавказ в жизни Лермонтова занимал особое место и оказал огромное влияние на творчество поэта. По стечению обстоятельств Кавказ сыграл роковую роль в его судьбе.
В первый раз Лермонтов попал на юг России в пятилетнем возрасте. Вместе с бабушкой он провел все лето в станице Шелкозаводсткой в Чечне, в имении родственников Хастатовых.
Шесть лет спустя он приехал в Кисловодск снова вместе с бабушкой, которая привезла его на воды, чтобы подлечить, укрепить организм. Лермонтов унаследовал от матери слабое здоровье, все детские годы болел золотухой. Болезнь заставила его рано повзрослеть, научила думать. Бабушка приложила немало сил, чтобы победить недуг. И даже держала возле мальчика врача-француза, в обязанность которого входило следить за здоровьем Миши.
Кавказские горы, необычная природа, люди поразили Мишу до глубины души. Он даже пробовал делать зарисовки, некоторые из них сохранились до наших дней. Здесь он впервые влюбился в девочку. По его собственному признанию, это было самое сильное для его юношеских лет чувство. Ее имя осталось неизвестным. Через два года Лермонтов написал стихотворение, «К Гению», посвященное его пребыванию на Кавказе.
В 16-летнем возрасте в его дневнике появилась такая запись:
На его отношение к Кавказу оказали влияние произведения Пушкина, Бестужева-Марлинского, которым зачитывалась молодежь того времени. Бестужев-Марлинский был сослан на Кавказ за участие в декабристском восстании. Там была написана повесть романтически-героическая повесть «Аммалат-бек».
Михаил Юрьевич окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его ожидала блестящая карьера на военном поприще. Военных в России всегда любили и хорошо принимали в свете. Но в 1937 году, когда ему было 22 года, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта». Царская власть не могла простить молодому офицеру подобной вольности и его сослали на Кавказ, в нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. В свою первую высылку Лермонтов познакомился с Азербайджаном. Впрочем, тогда еще не было такого государства. Были разрозненные ханства: Кубинское, Шемахинское, Шекинское, Ширванское, Шушинское и др. А местное население называли кавказскими татарами.
В кубинской провинции в этот момент произошло возмущение местных крестьян, которые не хотели служить в царской армии. Недовольство населения разжигалось имамом Шамилем жившем в Дагестане.
Первое пребывание на Кавказе сильно изменило Лермонтова в нравственном плане. Возможно, под влиянием происходивших на севере Азербайджана событий, он другими глазами стал смотреть на отношение российских властей к местным кавказским жителям. Он видел, что местное население душат непомерными налогами, сгоняют с родных земель, богатых пастбищами и плодородными землями, которые потом отдавались русским, или там устанавливались военные гарнизоны. Со своим полком он проехал всю северную часть Азербайджана от Кубы до Шекинского ханства. Михаил Юрьевич участвовал в подавлении восстания лезгин в Шекинском ханстве, знакомился с населением, общался с теми, кто знал русский язык.
Город Шеки несколько раз менял свое название, нухинские лезгины – это шекинское население.
Тема свободы приобретает для Лермонтова новый смысл, новое звучание. Вернувшись в Петербург, Лермонтов написал «Демона» и «Мцыри». Тогда же поэт записал азербайджанскую сказку «Ашик-Кериб».
Лермонтов начал изучать татарский язык, который сравнивал с французским в Европе. Есть сведения, что он был знаком с азербайджанским просветителем и философом Мирзой Фатали Ахундовым, много лет работавшим в Тифлисе, под руководством которого начал изучение языка.
Вторая ссылка на Кавказ оказалась жестче и суровей первой. Лермонтову пришлось участвовать в боевых операциях на реке Валерик (чеч. ВаларгтӀе). Переводится как река смерти.
В своем донесении генерал-адъютанту Граббе от 8 октября 1840 г. генерал Галафеев писал:
Сам Лермонтов не любил говорить о собственном участии в этой боевой операции. Хотя сочинил стихотворение «Валерик», в котором подробно рассказал об этой операции, и написал несколько акварельных рисунков.
Зимой на стыке 1840-41 годов Лермонтов приехал в отпуск. Он хотел выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Но бабушка была против. Она видела, что ее конфликтный внук всякий раз нарывается на неприятности, оказываясь в Петербурге. Решила, что служба в Армии даст выход его излишней эмоциональности и мечтала, что он дослужится до высших чинов. В начале мая 1841 года он выехал из Петербурга. Но его третья поездка оказалась кратковременной. Уже 15 июля, два с половиной месяца спустя поэт погиб на дуэли.
Кавказ играл важную роль в жизни и творчестве великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова
Многие русские поэты и писатели вдохновлялись природой Кавказа, его бытом и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу зародилась в душе поэта еще в детстве. Летом 1825 г. в возрасте 10 лет маленький Лермонтов приехал на Кавказ вместе со своей бабушкой на кавказские минеральные воды. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. 4 года спустя он написал об этом в своей тетради: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?». Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» (1828 г.), «Кавказский пленник» (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину. Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение «Прими, прими мой грустный труд…» (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении «Кавказ». Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается в воспоминаниях о Кавказе.Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. поэму «Каллы» (черкасская повесть), «Демон» (начало работы), «Измаил-Бей». Немного позже, в 1833-1834 гг., Лермонтов пишет поэмы «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи». Все эти произведения имеют отношение к Кавказу. После гибели Пушкина Лермонтов пишет стихотворения на смерть великого поэта, за что вскоре отправляется в ссылку на Кавказ (в 1837 г.). Это пребывание поэта на Кавказе отразилось в таких произведениях, как поэма «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840). Оба произведения писались уже в Петербурге по возвращении из ссылки. В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой «Демон», над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в «Демоне» появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840 году после дуэли. На этот раз ссылка для него оказалась значительно тяжелее: Лермонтов был переведен из гвардии в пехоту. На этот раз Лермонтов чувствует себя на Кавказе совсем не так, как во время первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни боевая жизнь уже не вдохновляют его. Кавказская природа и кавказская жизнь если являются в его произведениях этого времени, то большею частью не главным сюжетом, а лишь фоном для картин совсем иного рода: «Герой нашего времени», «Валерик» и др.К сожалению, с Кавказом связаны самые трагические события в жизни Лермонтова — дуэль и смерть. В июле 1841 г. в Пятигорске поэт участвует в дуэли с Н. С. Мартыновым. В результате поединка 26-летний Лермонтов погибает. Критика о роли Кавказа в творчестве Лермонтова
«Лермонтов не только русский поэт; он, кроме того, поэт кавказский. Он так много воспевал Кавказ, так часто жил здесь, что трудно говорить о творце «Героя нашего времени», «Демон», «Мцыри», не упоминая об его отношениях к нашему краю.
Под влиянием поэзии Байрона воинственный Кавказ представлялся юному Лермонтову, утомленному пустой светской жизнью, чем-то возвышенным, ареною для необыкновенных рыцарских подвигов и, вместе с тем, каким-то священным храмом для истинно-верующего. Едучи сюда, поэт проклял Петербург и ту узкую бюрократическую среду, с которой приходилось ему постоянна соприкасаться. <…> Вдохновившись кавказскою природою и поэзиею боевой жизни на Кавказе, поэт создал здесь лучшие свои произведения. <…>
Если поэт так много заимствовал от кавказской природы и жизни, то не менее ценный дары он принес своей второй родине. Поэтизируя наш край в среде всей образованной части русского общества, он, быть может, более чем кто-нибудь другой сблизился и сроднил Кавказ с остальною Россиею. Всякий приезжий к нам северянин, интересующийся нашим краем, знает наизусть Лермонтова, и наоборот, всякий образованный обитатель обширной русской территории, знающий наизусть Лермонтова… невольно заинтересовывается и нашим краем, как чудным сказочным миром, как волшебною родиною поэзии. Точно также и образованная часть кавказского туземного общества, в лице Лермонтова, полюбила русскую поэзию, русское образование, русскую культуру.» (Г. М. Туманов, «Характеристики и воспоминания. Заметки кавказского хроникера», кн. 1, 1900 г.)
Это были материалы о роли Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.Смотрите: Все материалы по творчеству ЛермонтоваВ данной статье, предназначенной для подготовки учениками 8 класса доклада по литературе, рассмотрим жизнь Лермонтова на Кавказе: знакомство будущего писателя и поэта с Кавказом еще в детские годы, первую ссылку (1837), вторую ссылку (1840-1841).+
Содержание
- Знакомство
- Первая ссылка на Кавказ
- Вторая ссылка на Кавказ
- Что мы узнали?
- Тест по теме
Знакомство
Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе, когда ему было только 5 лет (1819).
Говоря кратко о Кавказе в жизни Лермонтова, стоит отметить, что на протяжении детских лет будущий писатель и поэт побывал на Кавказе трижды.
В 10-летнем возрасте М. Ю. Лермонтов, находясь в Пятигорске, стал любоваться красотой Кавказа, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве поэта и писателя.
Первая ссылка на Кавказ
После гибели А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов пишет «непозволительное» стихотворение «Смерть поэта» (1837), за которое поэта отправляют в ссылку на Кавказ.
Ссылка благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова. Писатель и поэт любовался красотой кавказской природы, знакомился с творчеством кавказских народов, знакомился с гордыми и сильными кавказцами. В этот период М. Ю. Лермонтов и Кавказ оказались связаны еще больше.
Вторая ссылка на Кавказ
В 1838 году М. Ю. Лермонтов из Кавказа был переведен в Гродненский гусарский полк, а затем в Петербург.
После первой ссылки М. Ю. Лермонтов пишет поэму «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840), где отразились впечатления М. Ю. Лермонтова о Кавказе.
Однако уже в 1840 году М. Ю. Лермонтов вновь оказывается на Кавказе. В ссылке М. Ю. Лермонтов оказался за участие в дуэли.
Готовя сообщение, невозможно не отметить, что в этот раз М. Ю. Лермонтов на Кавказе чувствовал себя не так, как в первой ссылке. Теперь писателя и поэта ничего не радовало и не интересовало: ни природа, ни гордые кавказцы, ни народное творчество.
Вернуться из ссылки М. Ю. Лермонтову не удалось: в результате участия в дуэли с Н. С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов погиб (1841 г.).
Что мы узнали?
М. Ю. Лермонтов, который впервые был на Кавказе в возрасте 5 лет, в детские годы посещал Кавказ трижды. Это не могло не сказаться на творчестве М. Ю. Лермонтова (ранние стихотворения, «Черкесы», «Кавказский пленник», «Прими, прими мой грустный труд», «Кавказ», «Демон», «Калла», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). После написания стихотворения «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ (1837), которая положительно сказалась на писателе и поэте. Во вторую ссылку М. Ю. Лермонтов направился после участия в дуэли (1840), где он погиб в дуэли с Н. С. Мартыновым (1841).
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
Укажите неверное утверждение.</h3>
- <label>Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе в возрасте 5 лет</label>
- <label>В возрасте 10 лет М. Ю. Лермонтов осознанно любовался красотой Кавказа</label>
- <label>Первая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова</label>
- <label>Вторая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова</label>
(новая вкладка)Главная / Школьные сочинения по литературе / Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова.
Разбирая творчество Лермонтова знаменитый критик Белинский отмечал громадную роль в судьбе поэта, которую сыграл Кавказ.
В«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как ЛермонтовВ».
Ещё совсем мальчиком,вместе с бабушкой он посетил имение сестры бабушки Екатерины Арсентьевны Столыпиной. Маленький мальчик -ему только исполнилось четыре года, потерявший мать приезжал на минеральные воды, которые славились своей богатырской силой три раза в 1818, 1820 и 1825 годах.
Неведомая ранее природа, экзотические одежды горцев, первая любовь — всё это позднее ярко переплелись в его творчестве. Вспоминая девочку, которую он увидел в 10 лет, поэт пишет:В«О!Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!В»
О, как мне хочется смутить веселость их
Как писал Пушкин В«Дороги наши нынче плохи…В», Лермонтов в дороге заболел.
После выздоровления Лермонтов напраыляется сначала в Тамань, а затем в Караагач, в Грузию, где стоял его Нижегородский драгунский полк.
В Грузии практически все офицеры знали друг друга, но наиболее близким другом для Лермонтова стал поручик лейб-гвардии Семеновского полка Аким Акимович Хастатов, его двоюродный брат.
Этот период много дал поэтической душе Лермонтова — пляски джигитов, великолепная природа…
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь
Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич Лермонтов (на фото) был одним из величайших поэтов России первой половины Х1Х века. Также знаем, что почти половину своей короткой жизни поэт провел на Кавказе.
Но, наверное, не все почитатели его таланта знают о том, что у Лермонтова были и свои любимые зарубежные авторы, произведения, которых он всегда старался читать в свободное время. Одним из таких авторов являлся немецкий сказочник Вильгельм Гауф. И так случилось, что воспетый в стихах Лермонтовым прекрасный Кавказ и имя немецкого писателя довольно невероятно, мистическим образом, переплелись в его непростой и трагической судьбе.
В этом материале я хочу привести только исключительно новые факты, которые касаются жизни и творчества гения русской поэзии.
Впервые Михаил Лермонтов побывал на Кавказе в 1819 году, будучи еще пятилетним мальчиком. Он провел лето в станице Шелкозаводской, где находилось имение его родственников Хастатовых.
Через шесть лет Лермонтов снова приехал со своей бабушкой Арсеньевой на Кавказ. Мальчику все было интересно в этом живописном горном крае. Отдыхали они на Горячих Водах в Кисловодске. Здесь маленький Лермонтов постоянно любовался цепью величественного Кавказского хребта. Любознательный мальчик очень непосредственно и живо общался с жителями гор. И эти простые люди с каждым днем все больше овладевали его впечатлительным воображением.
Спустя пять лет в 1830 году шестнадцатилетний юноша пишет свои первые поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». Эти произведения были посвящены покорившему его сердце прекрасному краю.
В 1832 году в журнале «Московский телеграф» была опубликована повесть о Дагестане А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Несмотря на то, что это произведение считалось в художественном плане, не совсем удачным им все равно зачитывались.
Вот как, к примеру, охарактеризовал повесть Александр Пушкин.
«Несомненно, что Бестужев -Марлинский весьма талантлив. «Аммалат-Бек» показывает истинные, настоящие характеры горцев. Но есть и недостатки. Повесть чрезмерно страдает длинными фразами. Отсутствует краткость. Порой читаешь и откровенно не ведаешь, когда же достигнешь в этом чтении заветной точки…»
М. Лермонтов тоже зачитывался произведением Бестужева-Марлинского. И да-же пытался делать к повести свои иллюстрации.
Интерес юноши к горному краю был всегда очень велик. Этот интерес подогревали и его товарищи. В это время (1832 год) Лермонтов жил в Петербурге и учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И весьма примечательно, что вместе с ним в этой школе учились и два кумыка из Дагестана. Это были сыновья шамхала Тарковского Шах-Вали и Мехти Гасан-хан.
Один из братьев, Шах-Вали бывал в ауле Буйнак — на родине Аммалат-Бека, и очень многое рассказывал Лермонтову об этом легендарном человеке. Много рассказывал поэту о Дагестане и Мехти Гасан-хан, который впоследствии служил вместе с ним в лейб-гвардии в гусарском полку.
В 1837 году, после того как поэт написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное памяти Пушкина, его тут же, по указанию Николая, первого отправляют на Кавказ.
В это время в Дагестане имамом Шамилем было организовано крупное восстание нухинских лезгин и аварцев. Произошло это недалеко от Темир-хан-Шуры.
И вот Лермонтов был командирован именно туда в составе гвардейского экспедиционного корпуса.
Вот что поэт записывал в своем походном дневнике: «Сражение у «Грозной скалы» было коротким, но яростным. Наши солдаты немного растерялись и отступили за речку. Горцы отличные стрелки, и очень метко попадают в цель. Я чудом остался жив, а фуражку мою пробили свинцом… В этот день мы так и не смогли предпринять существенных действий…».
Известно, что сам Лермонтов был храбрым воином. Он мог один на лошади скакать неподалеку от позиций, где находились горцы, нисколько не думая о том, что может быть убитым. Также известно, что сами горцы очень уважали Лермонтова за его беспримерную смелость. Один из очевидцев вспоминал: «Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов.
Солдаты любили своего отважного поручика, который всегда был вместе с ними в жарких делах».
Вот что мы читаем в дневнике Лермонтова:
«Следующим утром снова был бой. Мы оттеснили горцев, но окружить их не смогли. Потери с обеих сторон были ужасающие. Горцы атаковали нас с криками и с длинными кинжалами. Я увидел, как неподалеку упал молодой солдат, истекая кровью. У него была отрублена рука…и я невольно вспомнил трагический рассказ немецкого сказочника Вильгельма Гауфа….»
Об этом эпизоде в жизни Лермонтова, который произошел с ним в Дагестане у местности, под названием «Грозная скала» почему-то почти нигде и никогда не указывалось.
Так вот, как уже говорилось, любимым иностранным автором у Лермонтова был немецкий сказочник В. Гауф. У этого писателя есть произведение, которое называется «Рассказ об отрубленной руке». Об этом упоминает и сам Лермонтов в своих путевых заметках.
«Читал Гауфа. Он в своих сказках делает Германию совершенно другой страной, чем я представлял. Пишет он очень понятно и талантливо…»
Тут надо отметить, что еще одно обстоятельство сильно удивило и ужаснуло Лермонтова после жаркой схватки с горцами около «Грозной скалы». Обратимся к записям:
«Когда бой завершился, я увидел, что у солдата не только отрублена рука, но и отсечена также и голова…»
Кто читал новеллу «Рассказ об отрубленной руке», тот знает, что главный персонаж произведения, хирург по имени Целевкос, сам того не ведая (его вводят в заблуждение) отрезает голову принцессе Бианки. Происходит это во Флоренции. Он думает, что она мертвая, а оказалось, что девушка спала крепким сном. После этого самому Целевкосу отрубают на плахе руку.
Лермонтов записывает:
«… рука и голова солдата снились мне изрядное время. Не давали покоя. На ум приходили строчки из произведения Гауфа, об отрубленной руке… Я, почему-то, постоянно думаю, что могу быть подвержен участи этого несчастного солдата. Но не желаю этого. Хотел бы умереть на поле боя мгновенно…»
Почему тревожился поэт? Прежде всего, как мы видим, он боялся остаться инвалидом, предпочитал смерть мгновенную.
Вместе с тем мы знаем о том, что поэт всегда бывал, удручен тем фактом, что ему, будучи человеком военным приходилось воевать с горцами. Ведь он очень любил Кавказ и всегда с большим почитанием относился к горскому народу. Его больше возмущали мелкие интриги, которые плели чиновники и богатые дворяне в светских салонах. Но больше всего докучал поэту шеф жандармов Бекендорф. Про него поэт иронически писал:
И с грустью тайной и
сердечной
Я думал: жалкий человек
Чего он хочет!… небо ясно,
Под небом места много
всем,
Но беспрестанно и
напрасно
Один враждует он —
зачем?
В 1840 году после дуэли Лермонтова с де Барантом, поэт был арестован и помещен на гауптвахту. Узнав об этом, поэта стали навещать некоторые его друзья-литераторы.
Побывал у него и критик В. Белинский. его слова!
«Был я у него в заточении, и в первый раз разговорился с ним от души. Лермонтов — это глубокий и могучий дух! Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!».
А вот, что вспоминал Белинский после смерти поэта:
« Мы виделись незадолго до его гибели. Он был очень грустен. И я вспомнил, что тогда на гауптвахте он мне говорил что-то о немецком сказочнике Гауфе, и о каких-то мистических явлениях в его собственной жизни. Я успокоил Лермонтова, и не придал тогда его словам глубокого значения. А потом, изучив, биографию Гауфа был весьма удивлен многими совпадениями в их жизни…»
Вот еще один немаловажный штрих. В семидесятых годах литературовед И. Андроников, который являлся биографом Лермонтова, писал в письме писателю Л. Леонову:
«Уважаемый Леонид Максимович, Вы даже не представляете себе, как много сходного было в жизни этих двух талантливых людей. Немецкий сказочник Вильгельм Гауф точно также, как и русский поэт Лермонтов прожил только 26 лет. Стрелялся два раза на дуэли. Воспитывался исключительно бабушкой. Родителей лишился в раннем детстве. Был на военной службе, но недолго. Также, как и Лермонтов, был награжден «золотой» саблей за храбрость…».
Не правда ли, действительно очень много схожего находим мы в их кратких биографиях. Это просто удивительно. Но что самое интересное? После создания новеллы «Рассказ об отрубленной руке», В. Гауф сам чуть не лишился руки, когда дрался на дуэли. Произошло это за год до его смерти.
М. Лермонтов практически не писал мистических произведений (разве что «Фаталист»), но все-таки до конца своей жизни опасался, остаться инвалидом.
Литературовед И. Андроников отмечал:
«Лермонтов любил произведения Гауфа за их оригинальность. Но в тоже время боялся повторения в своей жизни участи, которая произошла с немецким сказочником. Это отчетливо прослеживается в его дневниковых записях…»
Скорее всего, как мы знаем из выше приведенных слов навязчивые галлюцинации, связанные с отрубленной рукой в новелле Гауфа крепко засели в голове Лермонтова, после того как он увидел окровавленную руку и голову солдата. Другого объяснения этому нет.
Чем еще тогда можно объяснить тревогу, в которой пребывал русский поэт в последние годы своей жизни.
Непохожим в судьбах немецкого писателя и русского поэта было только то, что Вильгельм Гауф не погиб на дуэли, как Лермонтов, а умер в 1827 году от нервной горячки.
Используемые источники:
- https://lermontovm.ru/zhizn-i-tvorchestvo/lermontov-na-kavkaze
- https://www.literaturus.ru/2018/03/kavkaz-v-zhizni-i-tvorchestve-lermontova.html
- https://obrazovaka.ru/literatura/lermontov-na-kavkaze-kratko.html
- http://arts-bridge.ru/article/3116
- http://www.ansar.ru/history/lermontov-na-kavkaze
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема:
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение
настроений поэта-изнанника. Любовь к Родине.
Цель:
расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение
выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств;
развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение наслаждаться
поэзией,.
Оборудование:
«Автопортрет в бурке»; изображение русского гусара времён Бородинского
сражения; листы бумаги формата А4, карандаши для этапа «Творческая
лаборатория».
Тип урока:
комбинированный.
Теория литературы:
особенности интонации, приём сравнения.
ХОД УРОКА
I.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний.
(На
доске – изображение русского гусара времён Бородинского сражения)
Беседа
—
Кто изображён на данном рисунке?
—
С чем ассоциируется у вас это изображение?
—
В каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?
—
Кто описал это сражение словами: «Да, были люди в наше время, Не то, что
нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?
—
Что вам уже известно об этом поэте?
II.
Постановка цели и задач урока.
(Учащиеся определяют тему урока
и задачи)
III.
Работа над темой урока
1. Слово
учителя
—
М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г в дворянской семье ( родоначальник рода
Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году першёл на
русскую службу). Мальчик рано потерял мать, воспитывала бабушка Елизавета
Алексеевна Арсеньева, очень властная твёрдая и умная женщина, что отразилось на
формировании личности будущего поэта. Ранние детские годы прошли в имении
Тарханы Пензенской губернии. Поэт получил превосходное домашнее образование: с
детства свободно владел французским и немецким языками, рано научился рисовать
и овладел музыкальными инструментами (известны картины М.Ю. Лермонтова
«Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой», «Воспоминание о Кавказе»,
«Сцена из кавказской жизни» и многие другие, известно также, что писатель
прекрасно играл на скрипке).
2. Работа с
учебником.
3. Стихотворение
«Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника.
Прослушивание
актёрского чтения стихотворения в записи.
Перед прослушиванием учитель
просит учеников закрыть глаза и представить картину,
которую описывает поэт.
— Что вы увидели?
— Какими были тучки?
— Над чем они пролетали? Где?
4. Анализ
стихотворения.
— С какой интонацией надо читать это
стихотворение? Почему?
— Где стоит сделать паузы? Почему?
5. Теория литературы.
— В прошлом году мы с вами ознакомились с
таким художественным средством, как сравнение.
— Вспомните, что это такое?
Запись в словарь литературоведческих
терминов.
Сравнение
– это образное выражение, в котором одно понятие или явление проясняется путём
сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова как бы, точно,
словно, подобно, будто, как будто.
— Как
вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём
стихотворении?
— Такой приём называют
развёрнутым сравнением.
— Давайте это стихотворение прочитаем ещё
раз и подумаем: что с чем в нём сравнивают.
6. Выразительное чтение стихотворения
учащимися.
Ученики
после чтения отвечают на поставленный вопрос.
7. Продолжение анализа произведения.
— Найдите в этом стихотворении прямое
сравнение? Что с чем сравнивают? («Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники,
с милого севера в сторону южную»)
— В каких строках сравнение продолжается?
Почему вы так думаете? (Во второй строфе говорится о человеческих чувствах;
в третьей присутствует рассуждение об отсутствии родины у тучек).
— Есть ли родина у лирического героя
стихотворения? Почему вы так думаете? ( Он ощущает себя изгнанником, а это
означает, что есть родное место, откуда его выгнали, кто-то гонит).
— Где она в его понимании может быть?
Запись в тетрадь.
Вывод:
в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» использован приём развёрнутого
сравнения.
— Докажите словами из текста, что герой
переживает.
— Каким настроением наполнено это
стихотворение?
8. «Творческая лаборатория»
— Вы сегодня пытались попасть в «картину»
стихотворения Лермонтова, представить то, что он изобразил, почувствовать его
атмосферу. Попробуйте, проникнувшись духом стихотворения Лермонтова, создать
своё произведение: рисунок или маленькое сочинение-описание (что кому ближе).
Передайте словесно или при помощи цвета,
какие тучки представлял себе поэт.
IV.
Рефлексия.
—
Какие чувства вызвало у вас стихотворение М.Ю. Лермонтова « Тучи»?
—
Какие чувства к поэту вы испытали?
—
Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?
V.
Домашнее задание.
1. Подготовить
устный рассказ о М.Ю.Лермонтове.
2. Выучить
наизусть стихотворение «Тучи».