Технологическая карта урока истории
«Новгородская земля». История 6 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию
в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, использовать
речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применять исторические знания
для осмысления сущности общественных явлений, изучить особенности экономического
и политического развития Новгородской земли.
Образовательная среда урока:
Учебник Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История
России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015; карта
«Политическая раздробленность Руси»; К.А. Кочегаров Рабочая тетрадь «История
России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015г.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | |
I. (3 мин.) | Отвечают | Ребята с Сегодня Старовечный Над А Больше Иноземец Не Горд Медь Часто Вкруг Горд Ой, Завалили В какую Современники | |
II. | Формулируют Проблема: План 2) 3) 4) | Что | |
III. (30 | Работа высказывают Работают 1группа- 2 группа 3 группа Представление Работа с 1) Каким 2) Что Работа с учебником: стр. 118 3) Какие 4) Кто Составляем схему управления Новгорода. Определяют форму правления. Отвечают на вопрос учителя. Вывод: Почему Новгород называли господином? Физкультминутка | I. Определите Сделайте Где мы Видеофильм II. Мы Определите Просмотр III. | |
IV. (3 | задание | ||
V. | . | Сегодня | |
YI. Домашнее (2 мин) | § 19, | Инструктаж |
Приложение 1
«Весна ширилась с каждым днём, и всё
спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и
сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись
обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры,
Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов,
…соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито,
…мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили
гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы
к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга,
Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному
пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, немцы на своих дворах
тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»
Составь рассказ о новгородской торговле,
используя следующий план:
1) С
какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
2) Кого
в Новгороде называли «гости»?
3) Какими
товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?
Приложение 1
«Весна ширилась с каждым днём, и всё
спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и
сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись
обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры,
Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов,
…соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито,
…мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили
гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы
к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга,
Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному
пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих
дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»
Составь рассказ о новгородской торговле,
используя следующий план:
1) С
какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
2) Кого
в Новгороде называли «гости»?
3) Какими
товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?
Приложение 2
Отчёт об археологических раскопках в
Новгороде.
«В Новгороде найдено более 135 мастерских,
собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались
из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма
разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева –
215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали
сложных орудий труда , применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в
токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и
некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок
использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок
появился также в ХIII веке».
Какие выводы можно сделать на основе этих
находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.
В Новгороде высокого уровня достигло
__________________________________________
Об этом говорят археологические находки.
Например:______________________________
По уровню развития ремесленного
производства Новгород не уступал _________________
Приложение 2
Отчёт об археологических раскопках в
Новгороде.
«В Новгороде найдено более 135 мастерских,
собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались
из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма
разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева –
215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали
сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в
токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и
некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок
использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок
появился также в ХIII веке)».
Какие выводы можно сделать на основе этих
находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.
В Новгороде высокого уровня достигло
__________________________________________
Об этом говорят археологические находки.
Например:______________________________
По уровню развития ремесленного
производства Новгород не уступал _________________
Доброе утро!
Путин поведал участникам дискуссионного клуба «Валдай», что европейцы едут в Россию, чтобы привиться «Спутником V», а потом «покупают дома» справку о том, что привиты вакциной Pfizer. Это ему «врачи из европейских стран» якобы рассказали. «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?» В реальности же происходит следующее:
- В России третий день подряд обновляется максимум суточной смертности от COVID-19 – теперь 1036 человек. С 28 октября в Москве и Подмосковье вводится локдаун.
- Прокуратура пришла с проверкой в Шанинку. Ректору Шанинки Сергею Зуеву сделали экстренную операцию на сердце.
- Первый зампред партии «Яблоко» попросил Европарламент не вручать премию Сахарова Навальному.
- В Латвии аннулировали лицензию на вещание Первого Балтийского канала – в том числе за сюжет о том, что если есть селедку, то ковидом не заболеешь.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 36 339. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 131 тысяча; официальное число жертв достигло к утру четверга 227 389 человек (+1036 за сутки). Кто виноват в том, что смертность растет, а вакцинация буксует, здесь объясняют иммунолог, социолог и политолог.
Власти Москвы и Подмосковья объявили локдаун с 28 октября по 7 ноября: будет приостановлена деятельность всего бизнеса, кроме продуктовых магазинов, аптек, доставки еды и онлайн-торговли. Все массовые мероприятия отменяются, но театры и музеи продолжают работать по QR-кодам. Что об этом думает бизнес, рассказывается тут, а люди отреагировали стандартно: на Кубани и в Крыму ожидается наплыв туристов.
По данным Reuters, одобрение «Спутника V» в Евросоюзе в этом году уже невозможно.
Консерватизм оптимистов
В Сочи состоялась пленарная сессия Валдайского клуба – в этом собрании (когда-то действительно проводившемся на Валдае) Путин любит высказывать самые сокровенные свои мысли – и не только о феноменальном успехе «Спутника V» и торговле медицинскими справками в Европе. На этот раз он объявил, что «существующая модель капитализма исчерпала себя», потому что обернулась «диктатом ценностей». Противостоять этому должен российский «умеренный консерватизм» (никаких ценностей, видимо, не признающий). Путин определил эту разновидность консерватизма как «консерватизм оптимистов», которые верят, что «стабильное развитие возможно» (в стабильность можно только верить).
Кроме того, Путин вступил в дискуссию с лауреатом Нобелевской премии мира Дмитрием Муратовым по вопросу об «иностранных агентах». Он опять сравнивал соответствующий российский закон с американским (с которым он ничего общего не имеет) и утверждал (ложно), что российским «иностранным агентам», в отличие от американских, не грозит уголовное преследование. По словам Путина, статус «иностранного агента» лишь отражает «получение финансовой поддержки из-за рубежа».
Какой может быть эта «финансовая поддержка», выяснилось в Замоскворецком суде Москвы, отказавшем движению за права избирателей «Голос» в иске к Минюсту в связи с внесением «Голоса» в список «иностранных агентов». В качестве доказательства «иностранного финансирования» Минюст РФ сослался на получение «Голосом» денежных средств в размере 200 рублей от гражданки Армении Норайр Львовны Манукян. Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц недоумевает: у «Голоса» нет банковского счета, а Норайр – это мужское имя. Привлечь эту/этого загадочную(ого) Манукян(а) в качестве свидетеля суд отказался.
«Фигурант, а точнее осужденный»
Алексей Навальный поблагодарил Европарламент за присуждение ему правозащитной премии имени Андрея Сахарова и посвятил ее всем борцам с коррупцией – «от журналистов до адвокатов, от чиновников (есть и такие, да) и депутатов до тех, кто выходит на улицу, чтобы поддержать эту борьбу». Пресс-секретарь Путина Песков, комментируя награждение Навального, объяснил решение Европарламента тем, что там «просто не располагают достоверной информацией» о «фигуранте, а точнее об осужденном».
Зато «достоверной информацией», надо думать, располагает первый зампред партии «Яблоко» Сергей Иваненко: он написал в Европарламент письмо с просьбой не давать Навальному премию, потому что тот признает законной российскую аннексию Крыма, считает украинцев и русских одним народом и вообще махровый националист. Вот тут доблестную борьбу «Яблока» с Навальным и его сторонниками пытается оправдать член федерального бюро партии Григорий Гришин.
Соратница Навального Любовь Соболь в большом интервью Настоящему Времени говорит, что награждение Навального внесет некоторый вклад в борьбу за его освобождение.
Шесть сотрудников подмосковной прокуратуры, в том числе зампрокурора города Лыткарино, уволены с работы за лайки под постами и подписки на страницы ФБК.
Суд в Москве дал три года и три месяца колонии участнику акции 31 января в поддержку Навального по делу о поджоге машины Росгвардии (изначально Росгвардия утверждала, что причиной возгорания машины «стали технические неполадки», а МЧС – что короткое замыкание; пострадавших не было).
Свободные искусства и науки
Прокуратура пришла с проверкой в Шанинку – проверяют образовательную деятельность, конкретно – факультет свободных искусств и наук; с уголовными делами против ректора Шанинки Сергея Зуева и исполнительного директора Кристины Крючковой эта проверка не связана.
Находящемуся под домашним арестом Сергею Зуеву провели экстренную операцию аортокоронарного шунтирования, он в реанимации. На следующую среду назначено заседание суда, на котором прокуратура намерена требовать перевода Зуева в СИЗО. Преподаватель Шанинки социолог Григорий Юдин называет происходящее «пытками, шантажом и террором», цель которых – заставить обвиняемых «оговорить себя и всех, на кого им покажут», потому что никаких других доказательств в уголовном деле о мошенничестве нет. Есть только экспертиза.
Прочее российское
- В Москве торжественно открыто новое здание 27-го научного центра Министерства обороны. Это головной научный военно-химический и военно-биологический центр, находящийся под санкциями США и занимающийся, по данным Bellingcat и Радио Свобода, разработкой усовершенствованных форм «Новичка». В соответствующем сюжете телеканала «Звезда» рассказывается, что институт разрабатывает инновационные препараты для лечения ковида.
- Пресненский суд Москвы отклонил первый иск КПРФ об отмене результатов дистанционного электронного голосования на выборах в Госдуму. Всего их было подано 32.
- В Казани против Всетатарского общественного центра заведено административное дело о возбуждении вражды к русским в связи с организованной им традиционной акцией в память о жертвах взятия города войсками Ивана Грозного в 1552 году.
- В Приморье к 3 месяцам колонии приговорили актрису, которая пародировала официального представителя МВД Ирину Волк в юмористическом ролике о вымышленном чиновнике Виталии Наливкине.
- Рассказы иркутских Свидетелей Иеговы об обысках, в ходе которых силовики «достали стеклянную бутылку и стали угрожать «порвать очко», читайте здесь.
- В Москве на вентиляционные шахты установили шипы против бездомных.
Вокруг света
- ЕСПЧ запретил России выдавать в Беларусь брестчанина Вадима Дубойского, обвиняемого на родине в участии в массовых беспорядках. В самой Беларуси телеграм-канал «Кибер-Партизаны» и чат «Кибер-сливы» признаны «экстремистским формированием», а вдова убитого в перестрелке с КГБ Андрея Зельцера отправлена в психиатрическую больницу для экспертизы (ее подозревают в соучастии в убийстве сотрудника КГБ).
- В Латвии аннулировали лицензию на вещание русскоязычного Первого Балтийского канала. Аннулирование объясняется тремя нарушениями, допущенными телеканалом в течение года. Последним нарушением был сюжет, в котором утверждалось, что коронавирус – это заболевание с низким уровнем заразности и от него можно уберечься, употребляя в пищу сельдь (какого посола – не уточнялось).
- В Украине вышла книга бывшего сотрудника управделами президента России Юрия Шулипы «Как Путин убивает за рубежом» – вот разговор с автором.
- Министры обороны стран НАТО согласовали новый генеральный план по защите от потенциального нападения со стороны России: страны – члены НАТО хотят быть готовыми к российской синхронной атаке в регионах Балтийского и Черного морей, которая может включать применение ядерного оружия, взлом компьютерных сетей и атаки в космосе (впрочем, неизбежным такое нападение в НАТО не считают).
- Путин объявил, что Россия будет стремиться к исключению «Талибана» из списка запрещенных террористических организаций.
Шесть ссылок
- История. Рассказ археолога Андрея Новичихина о древнегреческих именах, их значениях и обычаях именования. Или отрывок из книги Розали Гилберт «Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях» (изд-во «Манн, Иванов и Фербер») – о том, как представлялась тогда связь секса со здоровьем.
- Русские литературные кумиры. Рассказ о третьем африканском путешествии Николая Гумилева через цитаты из его «Африканского дневника». Или наброски к «мемуарам» Вадима Тихонова о Венедикте Ерофееве – с подробными комментариями Ильи Симановского и Олега Лекманова.
- Кожа змеи и копытце молодого животного. Вьетнамская сказка о чудесном превращении питона в человека – из сборника «Сказки и предания Вьетнама» (издательский дом ВШЭ). Или эссе венгерского писателя Петера Надаша «Человек как чудовище» – из сборника «Путешествие вокруг дикой груши» (изд-во Ивана Лимбаха).
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.
1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.
К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.
2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?
Вписываем слова:
1 аннотация: «Питер Пен», «Питер Пен», «Капитан Крюк».
2. аннотация: «Малыш и Карлсон», «Малыш», «Малыш», «Малыш и Карлсон».
3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?
Я прочитала: Киплинг «Рикки-тикки-тави», Твен «Приключения Тома Сойера», Барри «Питер Пен», Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Баум «Чудесная страна Оз».
4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?
Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.
5. Найди в тематическом каталоге раздел «Зарубежные писатели». Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать».
Мне хотелось бы прочитать:
Пройслер О. «Маленький водяной».
Верн Ж. «Дети капитана Гранта».
Дюма А. «Три мушкетёра».
Стивенсон Р. «Остров сокровищ».
Купер Ф. «Последний из могикан».
Поттер Б. «Сказка о кролике Питере».
Милн. А. «Винни Пух и все, все, все».
Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.
Аннотация на повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.
Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг — Геккельбери Финн.
Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.
7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?
Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.
8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.
В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.
Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.
Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.
9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.
Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.
10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.
Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.
11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.
Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?
Я читала сказки «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок».
13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?
Я хочу прочитать сказки «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева».
14. Раздели текст сказки «Русалочка» на части, составь план.
План пересказа сказки «Русалочка» для 4 класса
- Жизнь в подводном дворце.
- Спасение принца.
- Тоска Русалочки.
- У морской ведьмы.
- Превращение в человека и встреча с принцем.
- Принц любит другую.
- Кинжал морской ведьмы.
- Русалочка превращается в пену.
15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,
16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?
У меня получился текст-описание.
Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса
Русалочка жила в удивительном подводном мире.
Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.
На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.
17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.
18. Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.
18. Сравни, чем различаются описания бури.
В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.
У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).
19. Сравни главного героя сказки «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.
Возьмём для сравнения русскую сказку «Иван Царевич и серый волк»
+ Герои — младшие дети.
+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.
+ Имеют волшебного помощника — ведьму и волка.
+ Умны и красивы.
+ Добры и храбры.
— Иван Царевич победил, Русалочка погибла.
Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла.
20. Придумай другой конец сказки. Запиши.
Другой конец сказки «Русалочка» для 4 класса.
Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.
Русалочка засмеялась и бросилась в море.
— Прощай, любимый! — крикнула она. — Мы ещё встретимся!
Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.
— Как же я мог не узнать тебя! — потерянно прошептал он. — Я потерял своё счастье!
21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?
Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.
Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.
Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.
22. Напиши ассоциации к слову Рождество.
Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.
23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?
Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.
24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.
Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.
25. Ты прочитал произведения раздела «Зарубежная литература». Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.
Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.
26. Прочитай текст «Том украдкой посещает родной дом». Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
27. Перескажи текст, используя опорные слова.
Пример пересказа текста «Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
28. Прочитай текст «Издатель к читателю». Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?
О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.
Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: «Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер».
Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.
29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.
30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.
Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.
31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.
Я познакомилась с романом «Путешествия Гулливера», сказкой «Русалочка», повестью «Приключения Тома Сойера», рассказами «В Назарете» и «Святая ночь».
Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри «Питер Пен», сказку «Волшебная страна Оз» и многое другое.
32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
Отзыв на книгу «Питер Пэн» и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке.
33. Подготовьте презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
«Выставка книг», «Любимые авторы», «Герои иностранных книг», «Любимое произведение».
Составьте план презентации.
План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
2.
Актуализация
знаний + целеполагание
-Ребята,
давайте мы с вами попробуем решить кроссворд, который расположен на слайде.
И, заодно мы проверим, насколько хорошо закрепились ваши основные знания о
религии-Ислам.
С | У | Н | Н | А | ||||||||
Д | ||||||||||||
А | ||||||||||||
И | С | Л | А | М | ||||||||
Л | ||||||||||||
М | У | С | У | Л | Ь | М | А | Н | Е | |||
Е | А | |||||||||||
Д | М | У | Х | А | М | М | А | Д | ||||
И | ||||||||||||
Н | ||||||||||||
К | О | Р | А | Н |
По
горизонтали:
1)Как
называется главная книга Ислама?
2)Кто
был последним пророком, посланником Аллаха?
3)Как
называются приверженцы Ислама?
4)Какое
слово (религия) с дословного перевода означает- «покорность»?
5)Из
чего состоит Коран?
По
вертикали:
1)Как
звали первого пророка, посланника Аллаха?
2)Как
зовут «создателя мира» в Исламе?
3)Какой
город называют священным для мусульман?
-Молодцы!
Этот кроссворд показал, что вы очень хорошо поняли, изучили основные сведения
данной религии.
-Сегодня
мы с вами познакомимся с еще одной очень интересной темой, а вот какой, вам
нужно догадаться самим.
-Скажите,
как вы понимаете под словом «ЧУДО»? Что это такое? Приведите примеры.
-Можно
ли считать чудом: рождение ребенка, капли дождя, радость и смех? Почему?
-Правильно,
сегодня мы с вами поговорим о чуде и последнем пророке, посланнике Аллаха,
которого зовут…..
-Откройте,
учебник на стр. 16-18. Ориентируясь на эти страницы, скажите, с чем мы с вами
сегодня познакомимся? Что нового узнаем?
-Тема
нашего сегодняшнего урока – «Чудесное путешествие пророка», мы с вами
познакомимся с понятием – Хиджра, а также узнаем, что же все таки убедило
простых людей в том, что Махаммад действительно пророк Аллаха.
-решают
кроссворд
-слушают
учителя
-чудо-это
необычное, часто неизведанное явление… оно может заключаться во всем… Чудо
можно увидеть во всем, потому что жизнь сама по себе «чудо», и мы должны быть
благодарны Богу, что он нам ее дал.
-…Мухаммад
-предполагают,
с чем познакомятся
-слушают
учителя
3.Открытие
нового знания
-Ребята,
прочитайте на стр. 16 первый абзац, где Мухаммад обращается к Аллаху:
«О
Аллах, тебе я жалуюсь на недостаток сил и беспомощность, униженность среди
людей… Если ты избавишь меня от мучений, мне будет легче! Прибегаю к свету
лика твоего, нет помощи и силы ни от кого, кроме тебя!» обращался пророк к
Аллаху
-Как вы
понимаете данное обращение Мухаммада к Аллаху? Почему он к нему обращается?
Для чего?
-Молитвы
Мухаммада были услышаны и жители Ясриба приняли ислам.
Притча:
Путешествие пророка Мухаммада в Ясриб-Медину. (краткий рассказ учителя данной
притчи с сопровождение презентации)
Хиджра — так называется
переселение пророка
Мухаммада и других
мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в
622 г.
К этому времени
значительная часть жителей Ясриба уже приняла ислам. Мусульмане-мекканцы
стали тайно переезжать в богатый оазис Ясриб, расположенный в 400 км от их
родного города. Постепенно почти все они перебрались на новое место. В Мекке
из мусульман находились только сам пророк Мухаммад, Абу Бакр, Али, Зайд и ещё
несколько человек.
Тем временем противники
ислама — вожди и старейшины курайшитов решили убить Мухаммада. Однажды
вечером одиннадцать вооружённых мечами мекканцев подошли к дому пророка. Они
стали ждать, когда Мухаммад заснёт. Но посланник Аллаха вышел из дома,
прошёл мимо заговорщиков, посыпал на их головы песок и ослепил их. Затем они
вдвоём с Абу Бакром покинули город. Курайшиты бросили все силы на поиски
пророка и его спутника.
Три дня и три ночи
Мухаммад и Абу Бакр укрывались в пещере. Вход в неё, по преданию, заткал
паук своей паутиной, поэтому враги не заметили беглецов. С тех пор
мусульмане никогда не обижают пауков. Разгневанные вожди курайшитов
обещали выплатить вознаграждение в сто верблюдов тому, кто доставит им
любого из беглецов живым или мёртвым.
Но все эти призывы оказались
напрасными. Пророк Мухаммад и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Ясриб.
Путники добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба. Здесь пророк провёл
четыре дня и заложил мечеть — здание для совершения молитв. Мухаммад
продолжил свой путь и верхом на верблюдице въехал в Ясриб. С тех пор этот
город стали называть Мединой, то есть городом пророка.
В день прибытия Мухаммада
в Ясриб мусульмане были охвачены необычайной радостью. Каждый из них горел
желанием принять Пророка в собственном доме. Однако верблюдица продолжала
идти по городу. Она остановилась лишь возле квартала, где жили родственники
Мухаммада по материнской линии. Ныне на этом месте возвышается зелёный купол
знаменитой Мечети пророка. Мухаммад приучал мусульман к взаимной помощи и
поддержке. В результате мусульмане Медины с течением времени стали примером
братства и единства.
Кроме мусульман, в Медине
издавна жили язычники и иудеи. Большинство язычников приняли ислам, а с
иудеями было заключено соглашение. Мусульмане и иудеи решили, что будут
поддерживать между собой добрые отношения. В случае нападения врагов на
Медину они договорились вместе защищать свой город.
Так в Медине стали мирно
уживаться последователи разных религий. Медина с её окрестностями стала
городом-государством, которым управлял посланник Аллаха. Мухаммад стал
судьёй и духовным руководителем мусульманской общины верующих. Хиджра
принесла великое благо исламу. В Медине мусульмане впервые почувствовали
себя свободными и сильными. Они могли теперь не таясь поклоняться Аллаху.
Отношения между
мусульманами-мединцами и язычниками-мекканцами были сложными. Жители обоих
городов то воевали между собой, то заключали перемирия.
В 630 г. войско мусульман
во главе с Мухаммадом выступило в поход на Мекку. «Не убивайте детей, женщин,
стариков, не разрушайте постройки» — так напутствовал Мухаммад своих воинов
перед походом. Однако кровопролития вообще не произошло. Город, где родился,
вырос и откуда был вынужден переселиться пророк, сдался без боя.
Мухаммад не стал мстить
своим врагам и проявил к ним снисходительность. Он приказал простить всех
мекканцев, воевавших против мусульман и против него самого. Пророк проявил
великодушие даже по отношению к самым лютым своим врагам.
—Почему,курайшиты
были против переселения людей в Ясриб?
-Где
укрылись Мухаммад и Абу Бакр от преследователей? И сколько они там пробыли?
-На чем
они добрались до Ясриба? Как его встретили в городе? И где Мухаммад
остановился?
-Как же
потом переименовался город Ясриб?
-Что же
случилось с городом Меккой? Прочему?
-Какой
год считается, годом образования первого государства мусульман?
-Правильно,
вы внимательно слушали то, что я вам рассказывала.
-Но в
жизни пророка Мухаммада продолжают происходить чудесные события. И вот однажды
ночью, во время сна, Мухаммад услышал голос: «Проснись, спящий». Это был его
верный ангел Джибрил. Когда Мухаммад открыл глаза, он увидел необычайной
внешности существо, которое стояло рядом с ангелом…..
Работа с
картинкой на слайде (Ал-Бурак)
-Ребята,
кого вы видите на слайде?
—
Прочитайте, как его зовут.
— Раз
это чудесное существо похоже на коня, тогда для чего человеку нужен конь?
Какая его основная функция?
-Данное
существо можно назвать «чудом», сказочным животным? Почему?
-Правильно,
именно это сказочное животное АЛ-БУРАК («блеск», «молния») —
сокровенное животное, в виде крылатого коня, на котором пророк Мухаммад
совершил свое ночное путешествие на седьмое небо («ми’радж») из Мекки в
Иерусалим и возвышение на седьмое небо.
-А, вот,
какие остановки он совершил? Кого он повстречал на своем пути? Чем
закончилось данное путешествие? Об этом вы расскажите
сами, поработав в 4 группах. Всего Мухаммад совершил 4 остановки вам нужно
прочитать в учебнике на стр.16-18, какие это остановки, нарисовать рисунок
данной остановке, т.е., например, с кем встретился Мухаммад, или что он делал
на этой остановке, а также рассказать, как вы думаете, почему именно такие
остановки.
(Учитель
слушает рассказы детей и смотрит их рисунки, также дополняет информацию с
помощью презентации)
— Молодцы,
ребята, вы узнали, как прошло путешествие пророка Мухаммада и ангела Джибрила
на коне Ал-Бурак.Что вам больше всего запомнилось? Какая остановка пророка
Мухаммада вам больше понравилась, и почему?
-Молодцы,
вы справились с заданием. На самом деле Мухаммад прошел все семь ступеней по
лестнице к небесам, на каждой из которых он молился, но самыми главными все
же остаются первая и седьмая. Как вы думаете почему?
-Все
верно, прочитайте последний абзац параграфа.
-Как
люди восприняли его рассказ о своем «чудесном путешествии? Почему это
путешествие называется именно так? Все ли были согласны с его историей? Кто
же все таки подтвердил слова Мухаммада? Что это доказывает?
Физминутка:
Так
проворны наши руки
Нет
им времени для скуки.
Руки
вверх, вперёд, назад.
С
ними можно полетать.
Мы
на пояс их поставим
И
наклоны делать станем.
Ими
можно помахать.
А,
прижав, тихонько спать.
Руки
вверх поднимем выше
И
легко-легко подышим.
-читает
один ученик
-предполагают
-внимательно
слушают притчу, задают вопросы и смотрят картинки
-потому
что они боялись, что Ясриб станет центром Ислама и их благоденствию придет
конец
-они
пробыли в пещере три дня и три ночи
-Мухаммад
добрался до Ясрибы на верблюдице, встретили его очень радостно и счастливо;
остался у своих родственников
-Город
Ясриб=Медина
-Город
Мекка был бескровно захвачен Мухаммадом вместе со своими приверженцами.
-622г.-образование
первого государства мусульман-Медина
-Коня с
человеческим лицом, с искристыми крыльями. Он нарядный, красивый.
-Ал-Бурак
— Конь
нужен для того, чтобы путешествовать, кататься, в данном случае летать по
небу.
-предполагаемые
ответы учащихся
Первая остановка – на
горе Синай(Хорив), потому что именно на ней был заключен Завет.. Она
находится на Синайском полуострове в Египте. Помолившись, Мухаммед с ангелом
отправились дальше.
Вторую
остановку
они совершили на Храмовой горе в городе Иерусалиме. Это священное место для
мусульман. Когда Мухаммад опустился здесь, он встретился с другими пророками.
Вместе они сотворили молитву. На этом месте сейчас находится мечеть «Купол
скалы». Это одна из величайших святынь ислама. Она возносится над самым
высоким местом Иерусалима на высоту сорок метров, поражая своей красотой и
великолепием.
Третья
остановка.
На Храмовой горе Мухаммад увидел освещенную лестницу, по которой он поднялся
на небеса. На первом небе его обнял прародитель Адам.
Четвертая
остановка.
На седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт покрывалами. Здесь
он получил наказ о том, чтобы все мусульмане молились пять раз в день. Также
здесь ему предложили два сосуда, в одном было вино, а в другом – молоко.
Мухаммад выбрал сосуд с молоком. Аллах сказал ему, что он сделал правильный
выбор, иначе бы его народ сбился с правильного пути.
-ответы
детей
-потому
что на первой ступени он встретился с первым пророком Бога, который своими
объятиями очистил, успокоил наделил его светлой силой, а на последней он уже
встретился с самим Аллахом, который встретил его как своего сына, а также
заодно и проверил его истинные намерения при помощи двух кубков: с молоком и
вином.
-читает
один ученик
-многие
люди не поверили рассказу Мухаммада, кроме верующих. Но после того, как купцы
побывали в Иерусалиме и рассказали о том, что Мухаммад верно описал храм и
караван с верблюдом, который прибыл в этот город, все поняли, что он истинный
пророк, посланник Аллах, который принес людям истину.
-повторяют
движения за учителем.
5.
Итог
урока
— Как я
вижу, никто из вас не раскрасил листочки у дерева красным цветом, это значит,
что всеми был усвоен данный материал. И я этому очень рада
Сегодня
мы с вами узнали много нового.
-С чем
мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?
-Скажите,
пожалуйста, что такое Хиджра, Медина, Алл-Бурак?
-Молодцы,
вы правильно ответили на вопросы
-Помните,
что пророк Мухаммад был очень добрым, отзывчивым человеком, как говорится, без
добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
—
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам. Любите труд, который
приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать
«Я делаю нужное дело, приношу пользу людям».
-мы
познакомились с чудесным путешествием пророка Мухаммада., и историей
образования города Медина
-Хиджра-праздник
в честь переселения в Медину
Медина=Ясриб,
первое государство мусульман
Алл-Бурак- сокровенное
животное, в виде крылатого коня, на котором пророк Мухаммад совершил свое
ночное путешествие на седьмое небо («ми’радж») из Мекки в Иерусалим и
возвышение на седьмое небо.
Разноуровневые задания для учащихся 8 класса
Тема урока: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»
1уровень
Спиши словосочетания, установи грамматическое значение, задав вопрос от главного к зависимому слову:
Хорошая погода, вязать кружево, рубит топором, симпатичный человек, рассказать зрителям, вязать крючком, третье место, рассказать о любви, писать товарищу, говорить громко, зарасти кустарником, пилить дерево, маленький щенок, люстра из хрусталя, смотрит робко.
2 уровень
Прочитай, определи основную мысль текста и озаглавь его. К какому типу речи относится текст?
Выпиши из текста словосочетания, установи грамматическое значение.
Наступило лето. Это-великолепная пора. Небо синее-синее, на нём ярко блестит солнце. Плывут лёгкие облачка, бросающие тень на землю. Речка манит своей прохладой. Ты раздевайся и бросайся в волны, набегающие на золотой песок. А до чего чудесно плыть на яхте, бороздящей речные воды!
3 уровень
Составь словосочетания по схемам:
Прил.+сущ. Нареч.+нареч.
Сущ.+сущ. Нареч+сущ.
Гл.+сущ. Нареч.+ прил.
Тема урока: «Связь слов в словосочетании»
1 уровень
Вставь пропущенные буквы. Укажи способ связи слов в следующих словосочетаниях.
Пр…интересный рассказ, пр…гласить на станцию, пр…зрительно посмотреть, очень хороший, слегка обгорелый, прит…жение земли, пр…остановить движение, смотрящий нежно, гостиница у вокзала, смотрел улыбаясь, пр…мчаться на автомобиле, слегка затупиться, первый урок, каждая встреча, устойчивый перед засухой.
2 уровень
Заменить словосочетания, построенные на основе согласования , синонимичными со связью управление:
Дедов любимец, тетрадный листок, звёздный океан, родительское собрание, асфальтовая дорожка, душевное состояние, по каменным лестницам, польский город, печным воздухом, яблочного пирога, мраморные колонны, бумажных голубей
3 уровень
Составь 15 словосочетаний с различными типами связи на тему «Осень в городе»
Тема урока: « Типы сказуемых»
1 уровень
Подчеркни сказуемые, укажи их тип, определи грамматические значения:
Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. Всего он знал семь языков.
Слава о талантливом лингвисте до Санкт-Петербурга, и Екатерина Вторая решила пригласить его на должность библиотекаря. Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. Он готов был верно и преданно служить ей. Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. Эту черту впоследствии будет стараться унаследовать от отца и старший сын Владимир. В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине. Позднее он будет подписывать своё имя на русский лад: «Иван Матвеев сын Даль» (По М.Бессараб.)
2 уровень
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркните грамматическую основу. Какие из синонимических конструкций нейтральны, а какие стилистически окрашены? Какова эта окраска?
Помогать-оказывать помощь; влиять-оказывать влияние; наблюдать-производить наблюдения; вычислять-производить вычисления; благодарить-приносить благодарность, выносить благодарность; гулять –совершать прогулку; терпеть-проявлять терпение; молчать-хранить молчание.
3 уровень
Составьте предложения, используя глаголы как простые глагольные сказуемые и как часть составного именного сказуемого. Образец: В июне месяце я был на Кавказе.-Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
Быть, стать, казаться, назваться.
Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»
1 уровень
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте ,где необходимо тире , и обозначьте повышение и понижение голоса, а также длительную паузу между подлежащим и сказуемым.
1.Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы.2.Хороший вкус это прежде всего чу..ство меры (Пауст.). 3. Такие крыши, конечно, редкость на таежных заимках (П. Нил.). 4. Отдела..ые изморозью кочки как драгоце..ый мех, вроде горн..стая (В. Кож.). 5. Егоров не какая (то) особе..ая фигура (П. Нил.). 6. Дважды два четыре. 7 Робость моя явление соверше..о случайное (П. Нил.). 8. Дело художника рождать радость (Пауст.)..9. Вмеш..ват..ся в сугубо личные дела это значит (н..)уважать товарища (П. Нил.). 10. Простота есть необходимое условие пр..красного(Л. Т.). 11. Венька решит..льный и смелый, когда требуют обстоят..льства (П. Нил.). 12. Скромность одна из вел..чайших черт русского народа (Пауст.). 12. Врать это значит всегда чего(то) боят..ся.
2 уровень
Напишите предложения, раскрывающие значение данных ниже слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Образец: Космонавтика-наука о полётах в межпланетное пространство.
Экскаватор, эскалатор, ветеринар, ветеран, орден, ордер, штемпель, бетон, бидон, компания, кампания, квартал, окончание, недоумение, айсберг,жернов.
3 уровень
Составьте предложения, использовав данные слова в качестве главных членов. Запишите предложения и сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор.
Заниматься спортом, укреплять; коллекционировать, занятие; долг, помогать; читать, полезно; заботиться, обязанность; спать, терять; путешествовать, интересно.
Тема урока: «Дополнение»
1уровень
Подчеркните дополнения, укажите, чем они выражены.
1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
6.Они нашли его больное место
2 уровень
Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?
1. Сказки Пушкина я люблю. — Сказки Пушкина любимы всеми.
2. Письмо мне вручил брат. — Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. — Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете. — Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья. — Листья усыпали дорожки. 6. Деревья покрыл иней. — Иней покрыл деревья. 7. Баркас унес в море ураган. — Баркас был унесен в море ураганом. 8. Мне послышался шепот. — Я услышал шепот.
3 уровень
Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).
Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота
Тема урока «Дополнения прямые и косвенные»
1уровень
Подчеркните дополнения, укажите их вид (прямые или косвенные), вставьте пропущенные буквы
-
Моя бабушка любит соб…_рать лекарстве.._ые р.._стения.
-
Моя искре.._ость п.._разила Пугачева.
-
Дай мне, пожалу.._ста, молока.
-
Сказали, в течении.._ дня не будет воды.
-
Я никому не позволю себя обман.._вать.
-
Из г.._зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.
-
Без музыки и пес_н не проходит ни один праз.._ник.
2 уровень
Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.
1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.
2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.
3) Я не люблю иронии твоей.
4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.
5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.
6) К празднику мама сшила мне красивое платье.
7) Я хочу поговорить с тобой об этом.
Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.
9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.
3 уровень
Напишите мини- сочинение на тему «В школьной столовой», включив в предложения прямые дополнения.
Тема урока «Определение»
1уровень
Спишите предложения. Определяемые слова заключите в рамку, а определения подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определения и определяемого слова.
1.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 2.Выткался на озере алый свет зари. 3.Сядем в копны свеж…е под соседн…й стог. 4.Еду грязн…й дорогой с вокзала (в)далеке от родимых полян.5.Над резным окошком занавес багря(н,нн)ый.6.Кудрявый сумрак за горой рукою маш…т бел…снежн…й. 7.Укропом вялым пахн…т огород. 8.По двору метелица ковром шелковым стел…тся.9.Хлёсткий ветер в равни(н,нн)ую синь катит яблоки с тощих осин.10.За калиткою смолкшего сада прозв…нит и замрёт бубенец.11.Трепл…т ветер под косынкой рыжеволосую косу.12.Задр…мали звёзды золотые, задр…жало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
2 уровень
К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными –н.с.
1.Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2. Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской,матери).3.Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни) 4.Инструменты положили кипятить(хирурга, хирургические) 5.Одежда вся промокла. Одежда продаётся в универмаге (детская, ребёнка).
3 уровень
Составьте и запишите предложения , употребив данные ниже существительные и образованные от них прилагательные в качестве согласованных и несогласованных определений.
Цинк, река, ковёр, книга, пароход, стол, чай, масло.
Тема урока «Приложение»
1 уровень
Расставьте дефисы там, где это требуется. Приложения подчеркните волнистой чертой.
1. С крыльца школы с веселым смехом спускалась группа девочек(-) подростков. 2. Над этим проектом инженер(-)конструктор работал очень долго. 3. Озеро Байкал — одно из уникальных явлений природы. 4. По Москве(-)реке плыл пароход. 5. Иван(-)царевич сел на Серого Волка. 6. Царевич Иван наугад пустил стрелу. 7. Хищница лиса пробралась в курятник. 8. Совершенно случайно я нашел очень крупный гриб подосиновик. 9.Волшебница(-)зима разрисовала окна ледяным узором. 10. Обезьяна горилла влезла на высокую пальму. 11. Археологи раскопали древний город(-)крепость.
2 уровень
Спиши предложения, заменяя несогласованные определения несогласованными приложениями и расставляя знаки препинания. Образец. Мы живём в деревне имени Первого мая.- Мы живём в деревне «Первое мая»
1.Фильм о Чапаеве, созданный по роману Д.А. Фурманова, вошёл в советскую киноклассику.
2.Друзья-одноклассники обсуждали повесть о Дубровском до поздней ночи.3.Автомашина с гостями из города направлялась в аул имени десятилетия Конституции.4.Рассказ А.П.Чехова о собаке Каштанке глубоко трогает сердца маленьких читателей.5.В своём произведении о Буревестнике Горький выразил настроения передовых людей начала века.
3 уровень
Напишите мини- сочинение на тему «Город моего детства», включив в него приложения.
Тема урока «Обстоятельство»
1 уровень
Спиши предложения. Подчеркни основу предложения и обстоятельства. Напиши вопросы, на которые отвечают обстоятельства, обозначьте, какой частью речи они выражены.
В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2.На другой день, в воскресенье, ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.3.Всамый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4.Скамейка почернела от времени в саду. 5.Едет парень верхом. 6.Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7.Струя воды сияет на стекле, как след звезды.8.Катает ядра гром с небесной светлой кручи. 8.Подуло холодком от подступившей тучи.9.Замерли в шеренге, как солдаты,восемь кипарисов у дворца.10.(Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. (С. Щипчёв)
2 уровень
Спишите предложения, вставляя вместо точек обстоятельства цели, выраженные неопределённой формой глагола. Обозначьте главные члены предложения и обстоятельства.
Рыбаки расположились на берегу реки …. рыбу. 2.Подруги прибежали вечером к Вале …. К выступлению на концерте.3.Я наклонился над цветком … его нежными очертаниями. 4.мы зашли к Феде … подробности предстоящего путешествия.5.Инженер срочно выехал в Минск … работу новой машины. 6. Друзья быстро побежали на речку … . 7.Я вышел из дому … булку хлеба в магазине. 8.Вася зашёл ко мне … билет на стадион. 9.Мы поехали за город … чистым воздухом. 10.Врач немедленно вылетел … пострадавшего.
3 уровень
Выпишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, предложения в таком порядке : 1) сравнительный союз присоединяет сказуемое или его часть; 2) он присоединяет сравнительный оборот.
1.Сразу же за воротами Колька словно бы очутился в подводном царстве.(Г. Берёзко.) 2.Капли как слёзы ст…кали по в…тровому стеклу.(С. Бабаевский) 3.Корка наста в мартовском лесу как стекло. (М. Пришвин.) 4.Юэефа моет окна макая тряпку в ведро с водой и промытые стёкла кажутся весёлыми как деревья после дождя. ( А.Бруштейн.) 5.Пеночки будто с..ребря(н,нн)ые маятники нежно позванивают: «пинь –тень-тинь». (Д.Зуев) 6.В лесу лежат богатства грудами! У корней тон..ньких осин трава св..ркает изумруд..ми и под..синовик как рубин.(В. Брюсов) 7.Здесь словно в сказке каждая тропа вас к р..днику выводит (не )преме(н,нн)о( А.Яшин)
Тема урока: « Типы односоставных предложений. Определённо- личные предложения.»
1 уровень
Спиши предложения, подчёркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.
1.Люблю дымок спалённой жнивы. 2.От марш..ровки меня избавь. 3.Молча сижу под окошком т..мницы. 4.Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5. (Не)смейся над моей пророч..ской т..ской. 6.Гл..жу на будущность с б..язнью гл..жу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7.(Не)грусти дорогая соседка. 8.Возьму винтовку длинную. (М. Лермонтов.)
9.Брошу в море сети частые белый парус подыму. 10.Плывём пусты(н,нн)ой Ладогой под яркой аркой радугой. 11.О чудесном лесе буду песни складывать, расскажу про терем сказку правду мудрую. 12.Милый крот слепой рабочий! Выб..рай т..мнее ночи берегись св..рканий дня.
(В.Брюсов.)
2 уровень
Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определённо- личные? Запишите предложения в преобразованном виде. Почему другие предложения не до пускают такого преобразования?
1.Мы любовались чудесной картиной природы.2.Мы идём по т..нистой лесной тропинк…3.Лодка чуть покачивалась у причала. 4.Ты (не)забудь положить в портфель завтрак.5.Ты выполнил работу отлично.6.Пианист исполняет этот этюд виртуозно. 7.Ты постарайся выполнить работу а(к,кк)уратно. 8.Я торопливо иду на пе(р,рр)он, радуясь близкой встрече с друзьями. Он учится в вечерней школе и работает на заводе токарем.10.Мы ощупь ю входим в ко(р,рр)идор, ст..раясь ничего не опрокинуть. 11Мы пришли домой поздним вечером. 12.Мы выполним задание с честью.13.Вы ра(с,сс)кажите о ваших впечатлениях от поездки.14.Ты пиш..шь (не)а(к,кк)уратно и делаешь много ошибок. 14.Ветер воет и свистит за окном.
3 уровень
Напиши мини-сочинение на тему «Как я готовлю себе завтрак», включив в него определённо-личные предложения.
Тема урока : «Неопределённо — личные предложения»
1 уровень
Прочитайте предложения и сначала выделите среди них двусоставные и односоставные, над односоставными укажите вид: определённо-личные, неопределённо- личные.
1.Поражаюсь листве. Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин! 2.Сижу за столом у открытого окна.3.Только что прошёл тропический короткий ливень с грозой.4.Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес.5.В прохладе вечера разлился сухой ржаной аромат. 6.Сегодня с утра начали жать рожь.7.В лесу всю ночь напролёт свищут, щёлкают, звенят.8.Жаворонков здесь полон воздух.
2 уровень.
Переделайте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Объясните различия в их строении и значении. Подчеркните сказуемые, укажите, какой формой глагола они выражены
1.Ученицу Иванову Ирину совет старшеклассников наградил Почётной грамотой.2.Журналисты пишут в газетах о встречах с зарубежными друзьями.3.Учитель нам сообщил о результатах контрольного диктанта.4.Товарищ задержал меня на полчаса. 5.Инструктор принял меня в секцию лёгкой атлетики.6.Учащиеся принесут Марии Петровне пригласительный билет на открытие школьного музея.
3 уровень
Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения. Подчеркните главные члены предложения.
1.Нам сообщили, что … 2.Меня задержали после уроков, и … 3.У нас любят спорт, и … 4.Володе отказали в … 5.Сашу вызвали на уроке математике, и … 6. Заметно улучшаешь свои результаты в плавании… 7.Растёшь не по дням, а по часам, … 8.Лучшие русские песни поют на всех континентах…
Тема урока: «Безличные предложения»
1 уровень
Спиши безличные предложения, найди в них грамматическую основу и напиши , чем выражено сказуемое в этих предложениях.
1.Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов.(Г.Бакланов.) 2.Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь.(Г.Бакланов.) 3.Нам непросто смотреть друг другу в глаза.(Г.Бакланов.) 4.Нет дороги ни вперёд и ни назад. (А. Твардовский.) 5.Вальдшнепа н..где не видно.(Г.Скребицкий) 6.Сердца жаркого не залить вином, думу чёрную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 6.Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч..рную (не)запотчевать.(М.Лермонтов.) 7.Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н,нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М.Лермонтов). 8.Савельича со мною (не)было.(А.Пушкин)
2 уровень
Распредели безличные предложения по их значениям: 1.душевное состояние человека, его настроение; 2.физическое состояние человека; 3.состояние природы и окружающей человека среды; 4.отрицание чего-либо; 5.возможность(необходимость)или невозможность чего-либо.
1.(Не)смотря на поздний час, в комнате было соверше(н,нн)о светло.2.Мне всегда жутко в холодном и сыром осеннем лесу. 3.После затянувш..йся лыжной прогулки при сильном ветре мне немного (не)здоровилось.4.В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой.5.Пассажиру надо было сделать пересадку на узловой станции.6.Нет конца уходящим за горизонт сосновым лесам.7.Хорошо в жаркий летний день растянуться на зелёной травке у ручья.8.Наде было стыдно перед подругами за своё опоздание. 9.Нам надо было пересечь парк и выйти на центральную улицу.
3 уровень
Почитайте предложения, найдите и объясните ошибки. Предложения запишите в исправленном виде.
1.Мама понятия не имела о нашей проделке.2.Грызуны не имеют клыков.3.Лида не имеет денег на покупку коньков.4.Учитель не имел возможности выслушать всех спорщиков. 5.Я не имела сил продолжать лыжную гонку. 5.Часовой не имеет права покидать свой пост. 7.Я не имею слов для выражения своей благодарности.
Тема урока: « Назывные предложения»
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Назывные предложения подчеркните.
1 уровень
1.Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н.Некрасов). 2.Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины.(Н.Некрасов.) 3.Мох да вереск даграниты…Чуть шумит сосновый бор.(В. Брюсов). 4.Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на жёлтое жнивьё.(С.Щипачёв.) 5.Сядем там на кочке…Зной и тишина…В голубом веночке высь отражена.(В.Брюсов).6.Звучный мерный звук копыт. Кони бьют о камень плит.(В. Брюсов.) 7.Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой. (Н.Некрасов.) 8. Половина одиннадцатого. Я не сплю я притворяюсь что сплю.(В.Каверин.)
2 уровень
Вставьте вместо точек назывные предложения, которые являются частью сложных предложений. Запишите текст.
1…но я не могу уснуть. 2…слышен только стук падающих на подоко(н,нн)ик капель. 3.Давно уже улетели птицы… 4…темноту прорезают молнии. 5…солнце палит невыносимо. 6…первые лучи солнца освещают верхушки деревьев старого парка. 7…на песке лежит лодка без вёсел.
3 уровень
Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя в нём назывные предложения для того , чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли.
Тема урока «Однородные члены предложения, соединённые союзами»»
1 уровень
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.
1.Ему (не)ведомы были (н..)лень (н..)усталость.2.Его (н..)радовали (н..)нарядная зелень приморского городка (н..) синий простор моря (н..) ласковое южное солнце.(С.Бабаевский.) 4.Ему (н..) о чём (не) хотелось (н..) говорить (н..)думать. 5. (Н..)когда берёза (н..)тороп..т(?)ся распускат(?)ся. (Н..) верит она (н..) кукушкам (н..) соловьям (н..) ласточкам (н..) вальдшнепам.(Д.Зуев.) 6.По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. (К.Паустовский.) 7. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льдахолодную гладь залива на рыбачьи артели с сетями на гальке на весенние караваны гусей и уток.(А.Фадеев.) 8.Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т.(М.Горький.)
2 уровень
Устраните ошибки в употреблении однородных членов предложения.
1.Старший брат был высокий и красив. 2.На о(к,кк)упирова(н,нн)ой немцами те(р,рр)итории молодёжь взялась за создание партизанских отрядов, вести работу в тылу врага.3.Категорически запрещается прот..рать дв..гатель бензином и подача бензина самотёком. 4.Требуется соср..доточить все усилия на достижени.. цели и хорошая организация дела. 5.Образ Андрея Соколова зовёт нас к подвигу, храбро защищать свою Родину.6.Молодёжь Казахстана призывает народ на борьбу за новую жизнь, отстаивать идеалы молодой Республики.7.У Талгата Мусабаева характер твёрд и очень сильный. 8.Роман учит молодёжь любить родину, мужеству и силе воли.9.Он ненавидит и борется с лицемерами.10.Партия «Нур Отан» возглавила и руководила субботником.11.Сима встретила и сказала о репетиции.
3 уровень
Составь небольшой связанный текст на одну из тем «В выходной день», «Зима в городе», «Скоро весна», включив в него предложения с однородными членами.
Тема урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
1 уровень
Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем , какими членами предложения они являются.
1.Девушка разложила цветы на столе, нач..ла медленно переб..рать их и называть имена медуница кипрей ромашка генциана плакун трава. (К.Паустовский.) 2. Обосновавшись в гнезде скв..рец начинает т..скать туда всякий строительный вздор мох.вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. (А.Куприн.) 3.Всё в такую минуту казалось красивым (не)весомым удивительно пр..ятным и густые тени деревьев и лунные блики ра(с,сс)ыпанные по земле и тихий нежный ш..пот леса. 4.Мы сТурченко (ни)когда (не)скучали оставаясь вместе. Нас тесно связывали три вещи лес охота и любовь к литературе.(А.Куприн.) 5.Яркое солнце величальные песни птиц тихая арфа капели левитановские синие тени саврасовский нежно(?)голубой воздух всё это первые радости ясных улыбок марта. (Д.Зуев.) 6.Сквозь молочно(?)голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова. (В.Шишков.) 7.Ладьи ферзи слоны вдлуг все сразу подск..чили на доске и посыпались под стол. 8.Всюду на столе на тумбочке на ковре покрывавшем пол разложены были книги.
2 уровень
Вставьте вместо точек обобщающие слова. Там, где надо, измените окончания и место обобщающего слова в предложении. Запишите, расставляя знаки препинания.
1.Честный труд нужен … и на земле и в небе и в космосе. 2.Победу в Великой Отечественной войне готовили …не только мужчины но и женщины. 3.Не хотели оставаться в стороне… ни взрослые ни дети.4.Не могли сломить упорного сопротивления врагу … ни боль ни смерть ни голод. 5.И вой урагана и рёв моторов и грохот … сливалось в сплошной гул.6.Озёра и реки деревья и травы звери и птицы … просят твоей помощи человек разумный.7.Ни знатный род ни красота ни сила ни богатство … беды не может миновать. (А.С.Пушкин.) 8…. в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры.(В.Гаршин.)
3 уровень
Запишите предложения, ставя имена существительные в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова.
1. Общение с окружающим миром (природа, иску..тво, живые люди) обогащает и обл..гораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые , и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.(С.Бардин.) 2.Я люблю разные виды иску..тва (музыка театр живопись). 3.Мой брат играет на многих музыкальных инструментах (скрипка баян гитара). 4. Я восхищаюсь классическими танцами (вальс, танго, фокстрот) и пытаюсь разучить их. 5.О многих редких металлах (цирконий литий цезий) узнают дети на уроках физики.6.В Красной книге Казахстана рассказывается о рыбах (лосось нельма белорыбица) находящихся под угрозой исчезновения. 7.Редкие животные (косуля лось куница) находятся под защитой государства.
Тема урока «Обособленные определения»
1 уровень
Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определяемое слово заключите в рамку, а распространённое определение подчеркните волнистой чертой. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос.
1.Он всё ещё стоял на месте а она уже уходила в заросш..й густой зел..нью переулок. (С.Голубов.) 2. Обвит..е виноградником место было похоже на крыт..ю уютн..ю беседку тёмную и прохладную. (Л.Толстой.) 3.Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В.Шишков.) 4.Ранний солнечный свет падавший на листву рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.(К.Паустовский.) 5.Море успокоившееся за ночь после мёртвой зыби ещё кипело мелкой частой рябью.(А.Куприн.) 6. Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из снежного месива.( И.Друце.) 7.Молчаливый он (не)запрещал мне говорить обо всём. (М.Горький.) 8.Обдуваемые позёмкой мы лежали на огневой позиции подмяв под голову тощие вещмешки.(Ю.Бондарев.)
2 уровень
Вставьте после выделенных слов причастные обороты и запишите полученные предложения. Образец. Володя выбрался на палубу.-Володя, уставший от духоты и качки, выбрался на палубу.
1.Теплоход отчалил и пошёл вверх по тёмной реке.2.Лодка застыла на тихой воде.3.Дежурная разговаривала по телефону.4.Асфальтовое шоссе проходило (не)подалёку от дома.5.Мешок путник положил около костра.6.В ручье виднелись пёстрые камешки. 7.Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. 8.Слышен шум воды.9. Картины были выполнены талантливым художником.
3 уровень
На тему «Гроза в лесу» составьте отдельные предложения на все правила обособления определений.
Тема урока «Обособленные приложения»
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите обособленные приложения и подчеркните их.
1.Отец капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в русско-японской войне.(А.Фадеев.) 2.Горный козёл горал легко ступая прыткими стройными ногами вышел из-за кустов.(А.фадеев.) 3. «Вставай Жулька»,- приказал я. И она подошла ко мне моя любимая собака белый сеттер в частых чёрных пятнышках. (М.Пришвин.) 4.Смиренная Прасковья Ильинична моя тётушка разливала чай. (Ф.Достоевский.) 5.Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в город. (А.Чехов.) 6. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старич..к военный доктор Иван Константинович Рогов.(А. Бруштейн.) 8.Товарищ его лейтенант покатывался со смеху.
2 уровень
Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения. Образец.1.Мальчик –ученик не спеша возвращается из школы.- Мальчик ,ученик третьего класса, не спеша возвращается из школы.
1.Завод-заказчик требует (не)медленной отгрузки деталей. 2. Лётчик-испытатель пор..жал всех своим (не)превзойдённым искусством.3.Полярники-зимовщики ещё не скоро вернут(?)ся на родную землю. 4.Юноша-лыжник шёл по ещё (не)укатанной лыжне.5.Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу.6.(Не)понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.7.Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Звезда Прииртышья»в обычное время.8. Продавец-консультант помог выбрать подходящий ноутбук.
3 уровень
Представьте, что вы поступаете в колледж и вам нужно написать автобиографию. Пользуясь в качестве образца данным началом, напишите кратко автобиографию. Укажите приложения.
Я, Иванов Сергей Николаевич, родился в 1997 году в городе Кокшетау. Моя мать, Иванова Лидия Михайловна, работает врачом в поликлинике. Отец, Иванов Николай Петрович, сварщик. Моя сестра, Иванова Татьяна, учится в школе №26.
Тема урока «Обособленные обстоятельства»
1 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и члены предложения, выраженные деепричастными оборотами.
1.Столбовая дорога прямая на Москву по равнине бежит. В заповедных цветах утопая Бородинское поле лежит.(С.Васильев.) 2.Лена испуга(н,нн)о жалась к Серёже с любопытством маленького зверька оглядываясь (во)круг.(А.Фадеев.) 3.Солдаты шли чуть покачиваясь из стороны в сторону.(Ю.Яковлев.) 4.(Не)снимая сапог я перешёл речку и сел на камень.(А.Первенцев.) 5.Двое детей взявшись за руки всё ещё бежали по дороге к переезду.(А.Платонов.) 6.Несмотря на старание моряков казаться весёлыми и вести оживлённые разговоры чувствовалось грустное настроение.(К.Станюкович.) 7.Впереди ещё много работы, придётся трудиться засучив рукава.8.Вопреки предсказаниям бюро прогнозов погода стояла великолепная.
2 уровень
В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите.
1.Рыжий пёс подош..л к Петру Сергеевичу и лизнул ему руку. 2.Алексей открыл чемодан и стал укладыват(?)ся. 3.Через час я уже был дома и обн..мал родителей. 4.Мы вск..пали грядки и пос..дили перед школой много пр..красных цветов. 5.Мать строго поглядела на сына и вышла из комнаты.6.Река бурлила и неслась куда –то. 7.Я оставил вещи на лавочке у родительского дома дома и направился к озеру. 8. Я несмело вошёл в комнату и посмотрел на девушку.
3 уровень
Придумайте и запишите предложения с данными ниже сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже .Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми.
Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность),ввиду(сильный шторм); вследствие (полученная накануне травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии(свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства), в случае (неисправленность двигателя); ввиду (сложившиеся обстоятельства);вследствие (выпавшие осадки);вследствие (сильные дожди).
Тема урока «Уточняющие обособленные члены предложения»
1 уровень
Спиши, расставляя знаки препинания. Уточняющие второстепенные члены предложения подчеркните.
1.Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве в 1935 году. 2.Многие мальчики нашей школы например Теплов Ахметов и Каримов увлекаются шахматами. 3.Мы изучаем синтаксис то есть науку словосочетании и предложении. 4.Письмо доставит мой брат или его товарищ. 5. Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 6.Самые ранние цветы даже подснежники ещё не распустились.7.Собака по кличке Тарзан насторожила уши. 8. Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо.(А.Платонов.) 9.Издали с востока шёл скорый поезд.
2 уровень
Составьте предложения с данными словами. Падеж можно изменять. Запишите предложения, ставя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
1.Студенты или школьники. Студенты или учащиеся высших учебных заведений. 2.Тенор или высокий мужской голос. Тенор или баритон. 3.Пинг-понг или настольный теннис. Пинг-понг или волейбол. 4.Бегемот или гиппопотам. Бегемот или слон.5.Бронза или золото. Бронза или сплав меди и олова.6.Поверхность корта или футбольное поле. Поверхность корта или площадка для игры в теннис.
3 уровень
Составьте небольшое описание (5-7 предложений) на одну из тем: «Вид из окна», «Моя комната», «Любимый уголок природы». Используйте в нём по своему усмотрению уточняющие обстоятельства места и времени.