Автор работы:
Коденцева Анастасия Сергеевна
Руководитель проекта:
Пятницкая Светлана Васильевна
Учреждение:
ГБОУ СОШ №525 с углублённым изучением английского языка Московского района г. Санкт-Петербурга
В готовой исследовательской работе по начальной школе на тему «В детство за руку с Петром» автором была поставлена цель создать игровое пособие для учащихся по окружающему миру в виде игры. Для этого была рассмотрена справочная информация о личности Петра Великого и результатах его правления.
Подробнее о проекте:
В рамках детского исследовательского проекта «В детство за руку с Петром» учащаяся 9 класса изучает литературу и дает краткий пересказ о том, какой личностью был Петр Великий, что он предпринял во время своего правления для развития нашей страны и закрепления за ней статуса великой державы, почему этот человек вошел в историю как царь-преобразователь, какую лепту он внес в российское кораблестроение и как был построен град Петра.
В учебной исследовательской работе (проекте) на тему «В детство за руку с Петром» автор представляет результат своей практической деятельности, выраженный в виде игры, посвященной личности Петра Первого. Игра состоит из карточек с изображением разных объектов, относящихся к эпохе Петра, и вопросов к ним.
Оглавление
Введение
1. Петр Великий.
2. Царь–Преобразователь.
3. Морским судам быть!
4. Град Петра.
5. Игра «Пётр Первый».
5.1 Вопросы к игре.
5.2 Карточки к игре.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Данная работа является творческой работой по созданию пособия для учащихся начальных классов в рамках предмета «Окружающий мир». Одной из тем этого предмета является ознакомление учащихся с историей родного края, города. Санкт-Петербург – родина учащихся школы, а значит, изучение вопросов, связанных с изучением его истории, является составляющей учебного процесса.
Форма творческой работы представлена в виде игры с рядом заданий и вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер.
Темой проекта стало описание жизни Петра Первого от периода детских лет до смерти.
Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.
Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к истории города, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.
Оформление проекта соответствует правилам оформления игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.
При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.
При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории города, деятельности Петра Первого как русского императора, основателя города, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.
Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. История города является частью жизни петербуржцев, а значит, отражает их нравственную и гражданскую позиции. История города, воссозданная в памятниках, является национальным достоянием. Изучение истории города и, связанная с ним история жизни его основателя, важна для всех его жителей, в том числе и юных петербуржцев. Постичь основы истории города, приобрести знания об его создателя, задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы.
Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по окружающему миру в виде игры.
Задачи:
- Создать концепцию игры (рассказ, иллюстрации)
- Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
- Изучить литературные источники, ставшие основой игры.
- Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных вопросов
- Оформить игру
- Подготовить презентацию проекта
Этапы работы
Подготовительный
- Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
- Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде игры
Основной
- Разработка концепции игры
- Создание ряда вопросов и ответов к ним
- Подбор инвентаря для создания и оформления игры
- Поиск иллюстраций для оформления игры
- Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
- Изготовление игры
- Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта
Практический
- Пробные варианты игры
- Корректировка, исправление текста, вопросов
- Оценка читающих и отвечающих на вопросы
Заключение
- Художественное оформление игры (Приложения)
Петр Великий
В истории России царь Петр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год). Царь неустанно заботился о пользе Отечества.
Петр был провозглашен царем в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Смышленого мальчика тяготила придворная жизнь. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины – сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военным науками.
Петр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Петр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку.
Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.
Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.
Царь–преобразователь
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем Новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Петр упростил азбуку – кириллицу, открыл новые типографии, выпустил новую печатную газету, основал первый музей – Кунсткамеру – и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук.
В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы. Жители России стали быстрее узнавать о последних новинках техники достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы.
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Петр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.
Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. Были созданы новые органы управления. В 1721 году Петр Первый был провозглашен императором. Россия стала империей.
Морским судам быть!
Эти слова принадлежат Петру Первому. При нем Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год).
Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю. А начиналось все так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда – Михаила Федоровича. Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Петр, увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро (близ города Переславня-Залесского). Здесь началась постройка первых судов.
Но навсегда Петр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание.
С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.
Град Петра
Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург.
Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.
Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками.
На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.
Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами.
От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга, но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос. В 1713 году город на Неве стал столицей России.
Сегодня мы проведем игру, содержанием которой станет рассказ о деяниях Петра, его месте в истории России, города. Вопросы, которые мы предложим, могут быть для вас и сложными, и легкими. В любом случае, насколько бы вопросов не ответили команды. Нашей задачей не является лишь только победа. Самое главное для нас — это участие и те знания, которые мы получим в ходе игры. Как и у любой игры. У нашей тоже есть правила. С ними мы вас познакомим.
Игра «Пётр Первый»
ВВЕДЕНИЕ
Игра составлена для активизации интереса к углубленному изучению деятельности Петра 1 для начальных классов.
Вопросы опираются на материал, взятый из учебника по окружающему миру 4 класса А.А.Плешаковой.
Подготовка к игре.
Класс разбивается на 2 – 4 команды. Каждая команда выбирает капитана и название. На отдельной парте раскладывается игровое поле и карточки. Учащиеся должны повторить темы по учебнику. Игру ведет учитель. Среднее время игры – 20 минут.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вопросы делятся на сложные и легкие. Капитаны команд по очереди выбирают карточки и советуются со своей командой. После дают ответ.
Карточка со сложным вопросом
При правильном ответе карточка даёт +2 хода вперед
При неправильном ответе карточка даёт -1 ход назад
Карточка с легким вопросом
При правильном ответе карточка даёт +1 ход вперед
При неправильном ответе карточка даёт -2 хода назад
Вопросы к игре
ЛЕГКИЕ
- Сколько лет было Петру, когда он увлекся судостроением? (16 лет)
- Кого набирали в потешный полк Петра? (его сверстников)
- Под каким именем Петр остался в истории? (Петр Великий)
- В честь кого Петр возвел Александро-Невскую лавру? (в честь Александра Невского)
- Какое одно из любимых развлечений Петра в детстве? (потехи)
- Возле берегов, какого моря совершилось первое морское плавание Петра? (возле берегов Белого моря)
- Какая местность/земля была при строительстве Санкт-Петербурга и затрудняла строительство? (болотная)
- Битва, с каким государством произошла на месте, где возвели Александро-Невскую лавру? (битва со шведами)
- Во сколько лет Петр 1 был провозглашен царем? (в 10 лет)
- В устье какой реки был заложен Санкт Петербург? (в устье реки Невы)
- Во время поездки в Европу Петр много трудился руками и работал. Для чего он это делал? (он хотел постичь все премудрости корабельного дела)
- С каким государством Россия вела войну? (Швеция)
- России требовались специалисты в разных областях, что было открыто для их подготовки? (школы)
- Что Петр запретил знатным людям, чтобы быть наравне со всеми? (носить бороды и русские платья)
- Как назывался полк Петра в детстве? (потешный)
- С какой крепости началось строительство Санкт-Петербурга? (с Петропавловской крепости)
СЛОЖНЫЕ
- Какой главный проспект Санкт-Петербурга протянулся от здания Адмиралтейства? (Невский проспект)
- Как провозгласили Петра в 1721 году? (императором)
- Какие школьные предметы Петр знал хорошо? (математику, географию)
- Сколько специальностей освоил Петр? (14)
- Как назывался первый, основанный Петром музей? (Кунскамера0
- Кем трудился Петр во время путешествия в Европу? (плотником)
- Какой собор долгое время считался самым высоким зданием в России? (Петропавловский собор)
- К какому морю, Россия получила выход, одержав победу в войне с Северной Европой? (К Балтийскому морю)
- Как звали дедушку Петра 1? (Михаил Федорович)
- Почему Петр не был похож на других царей? (много работал руками, царь – простой мастеровой – это было в диковинку)
- В каком году Санкт-Петербург стал столицей? (в 1713 году)
Карточки к игре
Заключение
- Игра проведена в соответствии с правилами, предложенными игрокам.
- Вопросы исходили из содержания рассказа ведущего о жизни и деятельности императора Петра Великого.
- Правила в доступной форме были предложены учащимся.
- Условия игры объяснены.
- Игра проведена.
- Итоги подведены (команда – победительница – награждена закладками с изображениями памятных мест Петербурга)
- Игра одобрена руководителем.
- Игра произвела эмоциональное впечатление на учащихся.
- Игрокам представлена «Картинная галерея», содержанием которой стали иллюстрации, изображающие Петра, архитектурные и скульптурные памятники Петербурга.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Инетернет.
Приложение
Великий Петр, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава —
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
Автор На чтение 32 мин. Опубликовано
Каждый школьник сталкивается с тем, что ему нужно изучить кратко или подробно тему Куликовской битвы и узнать основные предпосылки побоища, силы сторон и события для дальнейшего изучения истории взаимоотношений Руси и Орды. Сражение произошло на Куликовом поле — ныне это Тульская область. На карте yandex.ru/maps по поиску «Куликово поле» выдается сама местность, Мемориал на Красном холме, Сергиевский храм, памятник-колонна Дмитрию Донскому и, чуть в стороне, — Музей Куликовской битвы.
Предпосылки и причины
В период с 1237 г. Русь попала в зависимость Орды, постоянно платила дань и действовала по велению хана.
С конца XIV в. и до 1480 г. отношения между Русью и Золотой Ордой изменяются вследствие:
Отсутствия прежнего отношения московских князей к ордынским ханам.
Отсутствия взаимной поддержки князей и хана из-за периодических конфронтаций.
Предприятия попыток московскими князьями пересмотра взаимоотношений — уменьшения и снижения частоты оплата дани.
Начала военных столкновений княжеств и Ордой.
Постоянных изменений отношений в связи с переменой власти.
В 1370-е гг. на Золотую Орду с юга начали нападать кочевники, и она оказалась на пороге самоуничтожения. Зная об этом, Русь начала активные действия. Так, внук Ивана Калиты — Дмитрий Донской отказался платить дань Орде и заставил их оплачивать дань им. Это послужило официальной причиной начала военного сражения.
Подготовка обеих сторон сводилась к поиску союзников в борьбе с огромной мощью. Дмитрий Донской начал искать союзников среди близлежащих княжеств, а Мамай — с юга.
Войска Дмитрия Донского
Дмитрий Донской за некоторое время до сражения объехал всю Русь и смог уговорить Ярославского, Суздальского, Нижегородского, Ростовского князей и ряд князей из других уделов.
Поддержать приехал также Тверской князь. В итоге к 1375 г. золотой ярлык стал принадлежать московскому князю. Дмитрию удалось к битве сконцентрировать всю полноту власти в руках.
Войска Мамая
Мамай был в затруднительном положении, поскольку со всех сторон его государства рвали блокаду кочевники. Чтобы повысить свои шансы на успех, ему удалось уговорить помочь литовского князя Ягайло, который был известен своим антирусским настроением.
Также ему решил помочь Рязанский князь. При этом помощь последнего оценивается историками неоднозначно. Он занимал нейтральную позицию, поскольку пытался угадать, кто в итоге победит. Одновременно представитель Рязанского княжества поставлял войско к Мамаю, но сообщал другим княжествам о том, куда двигаются монголы. В итоге, Мамаю удалось собрать сильное войско с подконтрольными ему полками, в том числе войско крымских татар.
Начало поединка
В начале сентября 1380 г. (это и есть дата известного сражения) русские подошли к Дону. Их позиция была опасной и выгодной, поскольку с одной стороны им нужно было бы защищаться от литовских и рязанских войск, а с другой стороны им легче было воевать с врагом. Чтобы тыл не был открыт, Дмитрий Донской принял единственное правильное решение — переправил воинов и сжег мосты, чтобы союзники Мамая не смогли напасть сзади.
С самого начала поединка Дмитрий Донской схитрил: основную силу выстроил в классической манере, а засадный полк скрыл в лесу. Когда подошло мамаево войско, Дмитрий вынудил его напасть. Мамай выслал вперед пехоту с конницами и началась грандиозная битва.
Интересно, что по преданию до кровопролитного сражения два богатыря с каждой из сторон сошлись в поединке, и оба погибли от первого клинка — это были Пересвет и Челубей.
Описание битвы на Куликовом поле и схема сражения
Если описывать поединок кратко, то битва происходила так: Донской вынудил Мамая напасть, переправил свое войско через реку и поджёг мост сзади. Мамай напал конницами, затем увидел, как русское войско отступает, и бросил на его уничтожение все силы.
Войско орды прорывает блокаду Левого полка и создает угрозу для защиты князя. Затем выдвигается резерв со стороны русских, чтобы не допустить окружения противника. После того, как большая часть армии противника была истреблена, врывается в бой Засадный полк с северо-востока и наносит по тылу конницы удар. В итоге, смешиваются ряды, и монголы бросаются врассыпную. Русские получают заслуженную победу.
Схема сражения показана ниже. Здесь хорошо видно, где был скрыт Засадный полк, и каким образом наступали отряды с обеих сторон.
Оценки потерь в Мамаевом побоище
Летописцы в «Повести временных лет» описывают, что золотоордынцы погибли в количестве до 800 000 человек. В «Задонщине» приводится цифра — 1 500 000 человек. Впоследствии историки опровергают эту мысль и предполагают, что русских героев погибло примерно 25-30 тыс. человек и столько же ордынцев.
А. Н. Кирпичников, советский и российский археолог, в своём труде «Великое Донское побоище» осторожно говорит о гибели 800 бояр или 8000 человек. Историк А. А. Булычев предполагает о количестве погибших в объеме 1/3 всего русского войска.
Донская икона Божией Матери
Интересно, что исследователи, составляя оценку событий для России, которые произошли в то время, нередко вспоминают о Донской иконе Божьей Матери.
По преданию от 1692 г. русский полководец получил благословение от преподобного Сергия Радонежского перед этой иконой, собираясь на битву с Мамаевым войском. С того момента Донская икона Божьей Матери считается чудотворной и ее почитают ежегодно 19 августа.
Искусствоведы относят ее написание к 1395 г. и причисляют к авторству Феофана Грека. Сегодня подлинник этой иконы находится в Третьяковке в Москве.
Историческое значение и последствия Куликовской битвы
Историческое значение и итог Куликовской битвы велик, поскольку она служит предвестником конца сформировавшегося за 100 лет ига Орды. Конечно, после этого сражения прошло еще 100 лет, прежде чем Русь избавилась от влияния монголо-татар, однако это была первая крупная страница в борьбе с владычеством ханов.
Кроме того, из-за победы и получения всемирной воинской славы, Москва воссоединила восточнославянские земли вместе как единственный путь к освобождению от ига Орды. В 1389 г., после того как Дмитрий Донской победил и возглавил земли, не спросив права на ярлык в Орде, передал престол своему сыну по завещанию.
Для самой Орды поражение означало начало новой консолидации власти хана Тохтамыша и экономическое ослабление, постепенный спад мощи. В целом, Куликовская битва — одно из показательных сражений, во время которого русские войска показали всю свою силу и мощь не только врагу, но и другим странам.
Дмитрий Донской
Дмитрий был родным внуком Ивана Калиты – князя, известного как «собиратель земли русской». При Калите княжества начали подтягиваться к Москве, вступая в союз с нею и признавая её главенствующую роль. Иван Калита где силой, где мирным путём (Ярославское княжество, к примеру, было Москвой попросту куплено) присоединял к Москве все новые и новые земли. Ко вступлению Дмитрия на престол было понятно, что Москва будет играть ведущую роль в дальнейшей судьбе Руси. Правда, у неё были и соперники, в числе которых – Суздальско-Нижегородское княжество.
Опекал малолетнего Дмитрия митрополит Алексий – человек мудрый, сильный политик. Он сумел внушить своему воспитаннику мысль о необходимости создать союз русских княжеств, потому что только так можно было противостоять общему врагу – Золотой Орде.
Сбор войска и его построение
В августе 1380 года, 8 сентября, Дмитрий Донской организовал сбор всех русских войск. Под его руководством выступили армии и других княжеств. В основном это были суздальцы и смоленцы. Также пришел небольшой полк из Твери, которым руководил племянник тамошнего князя. До сих пор ведутся споры, успели ли присоединиться новгородцы.
Так или иначе, но Донскому удалось собрать под своими знаменами до 70 тысяч ратников. Армия была разделена на три части. Самым большим полком по центру руководил сам Дмитрий. Справа стояли ярославцы во главе с Владимиром Андреевичем – серпуховским князем и двоюродным братом Донского. Слева руководил брянский правитель Глеб. Сюда пришелся мощный удар, когда началась битва на Куликовом поле в 1380 году.
По пути в земли монголов московское войско посетило Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевой лавры был известен на всю страну. Он благословил войско и дал Дмитрию двух богатырей, которые до того были монахами – Осляблю и Пересвета.
Мамай считал, что русская армия не решится перейти Оку, а займет оборонительную позицию, как она это уже делала в предыдущих сражениях. Однако Дмитрий хотел ударить первым, чтобы не позволить татарам соединиться с союзниками. Этот шаг был крайне рискованным – позади оставались все резервы и ресурсы. В случае поражения войско могло полностью погибнуть, так и не добравшись до дома.
Пока русские полки шли к Дону, к ним присоединились литовские отряды. Ими руководили сыновья Ольгерда – Дмитрий и Андрей. Под их знаменами были жители Пскова, Полоцка и т. д. После прибытия подкрепления было решено, что Владимир Андреевич возглавит полк в засаде, Андрей Ольгердович будет руководить солдатами справа от Донского.
Войско Мамая
Силы Мамая были несколько больше — около 30 тысяч воинов. Другие источники называют цифру 40 тысяч. Данные источников разнятся, поэтому со стопроцентной уверенностью указать численность войска нельзя.
Кто был в составе? Это:
- золотоордынцы;
- крымские армяне;
- камские булгары;
- ясы;
- черкесы.
Мамай собрал все силы, которые мог. Поэма «Задонщина» рассказывает, что в войско Мамая включало 9 орд и 70 князей. Даже итальянцы, владевшие торговым факториями в Крыму, поставили несколько сот воинов.
Читайте также: Тема греха, покаяния и возмездия в пьесе Островского «Гроза»
Основу войска составляла конница.
Ход сражения
Когда русские войска перешли Дон, они специально сожгли все мосты. Это было сделано для того, чтобы до Мамая не могли добраться его союзники из числа других литовских князей, а также рязанцев. 7 сентября армия окончательно заняла свою позицию, ожидая противника. Владимир Андреевич вместе с Дмитрием Боброком-Волынским был отправлен в дубраву, откуда он должен был ударить со свежими силами в самый решающий момент. Весь вечер и ночь Донской объезжал войска и проверял их состояние. Тогда же татары наткнулись на первых русских разведчиков.
Дмитрий хотел непосредственно участвовать в битве в числе обычных воинов. Поэтому он поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Татары, не зная об этой уловке, убили человека, которого они приняли за князя.
Битва на Куликовом поле, краткий рассказ о которой присутствует во множестве литературных источников, началась 8 сентября. Войска были собраны еще до полудня, ожидая приказа князя.
Известно, что с поединка Пересвета и Челубея началась битва на Куликовом поле. Краткий рассказ, вернее, пересказ этого эпизода – и тот производит впечатление, что уж говорить о полном тексте в летописях! Это был древний обычай, когда два самых могучих воина – по одному от каждой из противоборствующих сторон – сражались тет-а-тет. Оба всадника погибли от ударов копий.
Затем оба войска устремились навстречу друг другу. Основной удар пришелся на центр и левый фланг русской дружины. Часть войск здесь оказалась отрезанной от основной массы. Сражающиеся начали отступать к Непрядве, из-за чего возникла опасность прорыва тыла. Жаркая была битва на Куликовом поле. Русское войско несло серьезные потери, казалось, вот-вот одолеет враг…
Задания для домашней работы
По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.
План рассказа:
- Подготовка рати
- Визит князя к святому Сергию
- Выбор места битвы
- Поединок богатырей
- Атака татар
- Удар засадного полка
- Бегство татар
- Смятение Мамая.
Рассказ о Куликовской битве для 4 класса
Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.
Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.
Откликнулись многие.
А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.
Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.
Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.
Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.
Читайте также: «Сочинение-описание по личным впечатлениям» презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.
Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.
После этого началась сама битва.
Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.
Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.
Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.
Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.
Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.
Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.
Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.
Атака засадного полка
В это время в дубраве неподалеку шел спор между Владимиром Серпуховским и воеводой Боброком. Князь хотел ударить по татарам практически сразу после начала сражения. Однако воевода отговорил, и дружина ожидала удобного момента, пока продолжалась битва на Куликовом поле. Краткий рассказ о ней, кстати, содержит в себе литературное произведение «Задонщина», написанное в конце XV века.
Наконец татарская конница подошла к Непрядве, догоняя убегающий левый полк. Именно в этот момент воины, находившиеся в засаде, ударили по неприятелю. Кавалерия не успела вовремя отступить и была буквально сметена в реку. Одновременно с этим начали наступление части под руководством Донского.
Все это время Мамай следил за ходом сражения издали, в окружении своей свиты. После выхода засадного отряда он понял, что им проиграна битва на Куликовом поле. Краткий рассказ этого эпизода не может передать обстановки, царившей на месте сражения. Крики, вопли, беспорядочное отступление бежавших в панике татар…
Описание битвы на Куликовом поле и схема сражения
Если описывать поединок кратко, то битва происходила так: Донской вынудил Мамая напасть, переправил свое войско через реку и поджёг мост сзади. Мамай напал конницами, затем увидел, как русское войско отступает, и бросил на его уничтожение все силы.
Битва на Куликовом поле в 1380 году началась, в том же году и закончилась. Выжившие начали собирать раненых. Обозы растянулись на несколько километров. Литовский князь Ягайло, который не успел подойти на выручку Мамаю, узнав о победе русских, отступил обратно домой. Однако некоторые его части пошли грабить и убивать отставших. Рязанский князь также отказался от союза с Мамаем и признал себя «младшим» по отношению к правителю Москвы.
Предпосылки Куликовской битвы, кратко
Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.
Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.
Значение
Битва на Куликовом поле, год которой стал праздничным для Руси, привела к тому, что Москва окончательно утвердила себя в качестве политического лидера. Золотая Орда вошла в череду кризисов и междоусобных войн. Тем не менее еще ровно сто лет ее ханы претендовали на то, чтобы требовать дань от Руси. Окончательно иго было сброшено при Иване III, в 1480 году, после стояния на Угре.
Читайте также: Если душа родилась крылатой (по лирике М.Цветаевой)
Этот статус подтвердили дальнейшие исторические события. О битве на Куликовом поле в народе были сложены песни и предания. Она стала символом величия страны. В современной России 21 сентября (8 сентября по старому стилю) было признано Днем воинской славы.
Подготовка к сражению – куликовская битва кратко
События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:
- Король литовский — Ягайло.
- Князь рязанский – Олег.
Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.
Подготовка русских войск
Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:
- Дмитрий Боброк-Волыниц
- Владимир Серпуховский
- Андрей Ольгердович
- Дмитрий Ольгердович
Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.
Ослабление Золотой Орды
Краткое содержание «Куликовская битва»:
После покорения русских земель правители монголо-татарского государства – Золотой Орды – не сомневались, что обеспечили себе надежный доход. Отныне все русские князья обязаны были платить ордынским ханам большую дань – плату за спокойствие на своих землях.
Но со временем некогда могущественная и влиятельная Золотая Орда стала приходить в упадок. Внутри нее начали происходить разногласия, началась борьба за власть.
Во второй половине XIV века внушительная часть монголо-татарского государства оказалась в руках темника Мамая. В те времена темником назывался военачальник, который возглавлял тумен – войско численностью в 10 тысяч воинов. Мамай оказался сильным и волевым человеком, и ему беспрекословно подчинились.
Тем временем на Руси набирало силу Московское княжество. В течение двухсот лет русские князья исправно платили дань ордынским ханам, но ситуация изменилась, когда к власти пришел внук Ивана Калиты – московский князь Дмитрий Иванович. Видя слабость Золотой Орды, он понял, что настало время для решительных действий.
Куликовская битва – кратко о ходе сражения
7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.
Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.
Читайте также: А. Платонов, «Третий сын»: краткое содержание и анализ произведения. А. Платонов — художник смерти и жизни
Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.
Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.
В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!
Пересвет и Челубей
Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.
Поединок Пересвета с Челубеем
После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.
При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.
Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.
По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.
Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.
Куликовская битва
На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.
Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.
Читайте также: Краткое содержание сказки «Волшебное кольцо» и отзыв для читательского дневника
Историческое значение Куликовской битвы
Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.
Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.
Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.
Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.
Консолидация вокруг Москвы
Именно Москва руководила сбором дани для Золотой Орды. В 1374 году, после того как Мамай поддержал тверского князя в борьбе за Владимирский престол, Дмитрий Донской отказался платить ему золото, собранное с населения. В дальнейшем конфликт перешел в открытую войну.
Русские армии грабили татар на Средней Волге. В 1377 году они были разгромлены на реке Пьяне. Московские войска ответили уже через несколько месяцев. На реке Воже им удалось победить мурзу Бегича. Однако эти сражения были только репетициями предстоящей сечи.
Причины Куликовской битвы
На тот момент Русь уже 137 лет была в зависимости от монголо-татарского ига (с 1243 года). Монголо-татары взымали дань, забирали продовольствие и людей для служения в своих армиях.
Читайте также: Под сенью девушек в цвету :: Пруст Марсель
Ханы Золотой Орды решали, кто будет княжить на Руси. Князья должны были получить одобрение ханов в виде ярлыка (письменной грамоты). Только после этого они могли управлять тем или иным княжеством.
Тяжёлое положение Руси осложнялось тем, кто княжества не поддерживали друг друга в борьбе с захватчиками. Ситуация начала меняться во время правления князя Владимирского и Московского Дмитрия Донского.
К походу на Русь Мамая подтолкнули три причины:
- Набиравшая силу власть Дмитрия Донского и объединение княжеств вокруг Московского княжества. Дмитрий Донской в 1375 году совершает поход на Тверь и подчиняет её. Теперь князь Михаил Тверской подчинялся князю Московскому. По их соглашению он также должен был поддержать Дмитрия Донского в борьбе с Золотой Ордой.
- Золотая Орда не собирала дань в том же размере, как раньше. Многие княжества задерживали оплату.
- Потеря авторитета Мамаем в Золотой Орде после поражения войска, отправленного на Русь по его приказу. В 1377 году у реки Вожи монголо-татарское войско во главе с Бегичем было разбито объединенными войсками, которыми руководил Дмитрий Донской. После этого поражения Мамай хотел взять реванш и доказать своё могущество.
Ход Куликовской битвы
На Руси не ожидали нападения Мамая. Прослышав о том, что Мамай с войском движутся на Северо-Восток Руси, Дмитрий Иванович стал готовиться к сражению.
Войска собирались в Коломне, чтобы затем двинуться вниз по реке Оке. Такое движение русских войск не дало войскам под предводительством Олега Рязанского объединиться с войском Мамая.
На бой Дмитрия Донского благословил монах Сергий Радонежский, основатель Свято-Троицкого монастыря в Москве.
Русское войско переправилось через Дон 7 сентября и утром 8 сентября уже было выстроено и готово к бою.
Монголо-татары вышли на Куликово поле 8 сентября. Дмитрий Донской приказал начинать битву, чтобы не дать возможность войску Ягайло прийти на помощь противнику.
Читайте также: Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова
Битва началась с поединка монаха Пересвета и монгольского воина Челубея. Враг пал первым, что стало хорошей приметой для русских воинов.
Слева: Дмитрий Донской получает благословение Сергия Радонежского. В центре: битва Пересвета и Челубея. Справа: кровопролитная Куликовская битва. Источник: Людмила Юга, CC BY-SA 4.0 , via
Началась битва. Монголо-татары практически полностью уничтожили русский передовой фланг. Дмитрий Донской был ранен, но не убит. Они атаковали большой полк, русские воины стали отступать.
Затем к битве подключился резервный полк Мамая. Это вынудило большой полк отступать всё дальше и дальше назад. А когда монголо-татары миновали Зелёную дубраву, на них обрушился засадный полк.
Враг не ожидал такого удара. Это привело к смятению в войсках врага. Объединённое русское войско ударило снова и заставило врага бежать с поля боя.
Русские воины преследовали монголо-татар ещё десятки километров. Войско Мамая было полностью истреблено.
Ход событий перед сражением[править | править код]
После разгрома на Воже войсками Московского княжества татарского войска Бегича в 1378 году, Мамай решил сломить возрождающуюся военную мощь Руси и поставить ее в полную зависимость от Орды, в какую Русь попала в результате нашествия Батыя. Он собрал войско численностью примерно 100—150 тысяч человек[1], в которое, помимо монголо-татар, входили отряды черкесов, осетин, некоторых народов Поволжья, армян и наёмные отряды крымских генуэзцев. На соединение с Мамаем шёл вниз по Оке великий литовский князь Ягайло с 30-тысячным войском. В переговоры с Мамаем вступил князь рязанский Олег, которому было обещаны завоевания Мамая в Великом княжении за совместное выступления против Дмитрия Ивановича. Однако в конце августа Олег оповестил Дмитрия о вторжении Мамая и Ягайло в Рязанскую землю.
Поход Мамая начался в июне или в начале июля 1380 года. 23 июля Дмитрий от заставы на Дону получил первое известие о вторжении огромного монголо-татарского войска.
Сосредоточение русской армии[править | править код]
Дмитрий Иванович немедленно разослал гонцов по всем областям Великого Княжения с призывом собирать войска и вести их в Коломну, куда войска должны были прибыть 31 июля. Призыв Дмитрия вооружаться был воспринят народом с огромным одушевлением. Началось интенсивное вооружение и стягивание русских войск в Коломну и Москву для похода на Мамая. Дмитрий, ожидая сосредоточения войска, вёл усиленную разведку. Навстречу Орде на реки Быструю и Тихую Сосну были посланы две «сторожи» — разведывательные отряды из отборных всадников, численностью 70 и 33 человека. Ими был взят высокопоставленный, хорошо осведомлённый «язык», сообщивший, что Мамай не торопится с нападением, ожидая литовское войско.
Поход за Дон[править | править код]
Утром 20 августа русское войско выступило из Москвы, и 24 августа подошли к Коломне, преодолев за 3 дневных перехода более 100 километров. Русская армия собралась на просторном Девичьем поле. Летописец пишет, что «от начала мира не была такова сила русских князей. Численность собравшихся в Коломне войск Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев оценивал более чем в 150 тысяч. Общую численность русских войск на Лопасне, где с главным войском соединились последние из остававшихся в Москве войска (собственно Московская дружина) по оценке Карамзина и Нечволодова, составляла до 200 тысяч человек. Советские историки (А. А. Строков, Е. А. Разин) считают эти цифры завышенными. По их оценкам, общая численность войск, соединившихся на Лопасне и в Заочье, составляла 70 — 100 тысяч человек.
От Коломны до Куликова поля, куда подходил Мамай, вела хорошо знакомая воеводам дорога длиной примерно 150 километров, которой воспользовались «сторожи». Однако эта дорога проходила по Рязанскоим владениям. Рязанский князь Олег занимал колеблющуюся позицию и вторжение в его земли могло подтолкнуть его к прямому союзу с Мамаем. Дмитрий Иванович решил обойти Рязанское княжество с запада. Одновременно этот маневр отрезал Мамая от литовской помощи. 26 августа, Дмитрий Иоаннович, с братом Владимиром Андреевичем получив благословения святого Сергия, выступили из Коломны вдоль берега Оки к устью Лопасни. Сюда же подошла Московская дружина во главе с московским тысяцким Тимофеем Васильевичем Вельяминовым, которой в сражении предстояло составить большой полк. В конце августа русское войско начало переправляться за Оку. Переправа заняла два дня.
В это время тумены Мамая находились возле Дона. Литовские полки Ягайло, двигавшиеся на соединение с ним, находились возле Одоева, примерно в 115 километрах от Куликова поля. Русскому войску до Куликова поля предстояло пройти около 125 километров, и иметь в запасе время, чтобы разгромить Мамая до подхода союзника[2]. Русское войско стремительно двинулось на юг. Вперед была отправлена третья «стража» — «бывалых людей 90 человек. Им было велено установить местоположение вражеской рати — своими очами увидиться с татарскими полками.
4 сентября русские полки прибыли на «место, называемое Березуй, за тридцать три версты от Дона. Здесь с Дмитрием Ивановичем соединились литовские князья Ольгердовичи — Андрей Полоцкий со псковичами и его брат, Дмитрий Брянский с брянской дружиной; с ними же прибыл воевода Дмитрий Боброк Волынец. Встретившие их здесь же разведчики сообщили, что Мамай стоит на Кузьмине гати, ждет соединения с Ягайло и не осведомлён о подходе русского войска, а после трех дней будет он на Дону. Утром 6 сентября русские полки достигли Дона неподалёку от устья Непрядвы. Две армии были разделены одним переходом. В деревне Черново собрались на совет русские князья и воеводы, на котором обсуждалось, на каком берегу Дона дать сражение — остаться на левом до подхода врага или переправиться на правый и идти в степь навстречу Мамаю. В этот же день Дмитрий Иванович получил писимо от Св. Сергия, в котором он благославлял его на битву. Дмитрий, сказав: «час суда Божия наступает», приказал переправляться через Дон. 6 сентября переправился сторожевой полк, 7 сентября в течение всего дня происходила общая переправа русского войска в 1 — 2 километрах от устья Непрядвы. Согласно Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище» после перехода через реку мосты были разрушены. Тем самым были уничтожены пути отступления и предотвращена возможность глубокого обхода и удара ордынцев с тыла.
Развёртывание русской армии перед битвой[править | править код]
«Сопоставление источников Куликовского цикла даёт повод считать, что основополагающее построение русского войска произошло на берегу Дона накануне битвы. Сообразно топографии местности и другим особенностям новой позиции взаимное расположение полков могло быть несколько изменено. Как бы то ни было, войска, выстроившееся на Куликовом поле, в любой момент могли принять ближний бой.»[3]. Согласно основной редакции «Сказания о Мамаевом побоище», построением полков руководил Дмитрий Михайлович Боброк. Армия была разделена на 6 полков — сторожевой, передовой, большой, полки правой и левой руки и засадный полк. В передовом полку находились князья литовские, Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, Феодор Романович Белозерский и боярин Николай Васильевич; в Великокняжеском полку — бояре Иоанн Родионович Квашня, Михаил Брянок, князь Иоанн Васильевич Смоленский; на правом крыле князья Андрей Феодорович Ростовский, Андрей Феодорович Стародубский и боярин Феодор Грунка; на левом — князь Василий Васильевич Ярославский, Феодор Михайлович Можайский и боярин Лев Морозов; в сторожевом полку — боярин Михаил Иоаннович, князья Симеон Константинович Оболенский, его брат князь Иоанн Торусский и Андрей Серкиз. В засадном полку — князь Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, Роман Михайлович Брянский, Василий Михайлович Кашинский и сын Романа Новосильского.[4]
Куликовская битва[править | править код]
Продолжительность битвы на Куликовом поле рознится в разных источниках. По показанию летописной повести, считающейся достоверной, от столкновения сторожевого полка с передовыми силами татар до начала всеобщего бегства последних продолжалась она 4 часа — от шестого часа до десятого (в переводе от 11.35 до 15.35)[5].
Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Затем в бой вступили сторожевой полк и передовые войска татар. За ними с широких возвышенностей на относительно узкое Куликово поле спускались главные силы сторон. Русские шли не торопясь, татары — быстрее. Однако татарская рать на некоторое время приостановила движение. Эта остановка объяснена в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище»:…ибо несть места, где им разступитися. Куликово поле в то время в доступной для движения полков части имело ширину не более 2.5 — 3 километра при длине около 4 километров.
Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В первые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привели к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.
Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.
История поиска и изучения места битвы[править | править код]
Первоначально сведения о битве содержались, кроме летописных сводов, в широко распространённом на Руси литературном памятнике, известном под названием «Сказание о Мамаевом побоище». О его огромной популярности говорит тот факт, что до нашего времени сохранилось более 150 списков этого произведения в разных редакциях, первоначальное же их количество могло исчисляться тысячами. Сюда следует добавить и печатный вариант Синопсиса, неоднократно переиздававшийся в конце XVII—XVIII веке.
Судя по текстам, у русских людей всегда сохранялось точное представление о месте этого выдающегося события. Хотя некоторые современные историки подвергают сомнению сведения «Сказания» за их красочность и, по их мнению, чрезмерную подробность.
Главная проблема состояла в том, что после событий 1380 года вся огромная территория между верховий Оки и Дона была Диким полем, где не было оседлого населения, не проводились писцовые описания. Люди вернулись сюда лишь почти через триста лет, поэтому ни о какой местной устной традиции не могло быть и речи. Тем не менее, начало активного освоения этого пространства могло способствовать поддержанию исторической памяти.
Всё кардинально изменилось с началом преобразований Петра Первого, когда местные крестьяне, солдаты, а затем и пленные шведы стали рассматриваться как рабочая сила, не имеющая собственной воли, памяти. Грандиозное строительство шлюзов Ивановского канала непосредственно на месте бывших переправ войска Дмитрия Донского никоим образом не отразилось на возрождении памяти о том эпохальном событии. А с началом строительства Санкт-Петербурга акцент и вовсе переместился из этих мест. Тысячи строителей канала так и остались лежать в безымянных могилах.
В течении всего XVIII века происходило постоянное переселение крестьян целыми деревнями их владельцами. Необходимость элементарно выживать заглушала природную любознательность, интерес к окружающему миру.
Вот на этом фоне в конце XVIII века в зарождающейся исторической науке начал оживляться интерес к Мамаеву побоищу. Наполеоновские войны ещё больще способствовали патриотическим настроениям. Николай Михайлович Карамзин, создавший эпохальную «Историю Государства Российского», впервые в 5 томе своего труда назвал грандиозное сражение «Славной битвой Куликовской», по упоминаемому в древних текстах Куликову полю.