Составь план рассказа котенок 2 класс

Л.н.толстой котенок.цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами л.н. толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать

Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным. 

1 Предметные:

— организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

— содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Планируемые результаты: 

  • учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
  • соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
  • составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
  • характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора!

II. Актуализация полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение.

– Из каких рассказов пришли к нам эти герои? («Филипок», «Три медведя», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»).

Работа в паре. (задания на листочке)

—  К каким рассказам  подходят эти пословицы?

Кто родителей почитает,

тот вовек не погибает                              «Правда всего дороже»

Грамоте учиться –

всегда пригодится.                                    «Старый дед и внучек»

Правда светлее солнца                              «Филипок»

Объясните одну из пословиц.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Кто автор всех этих произведений? (Л.Н.Толстой)

— Если вы правильно отгадаете ребус, то узнаете название произведения, с которым познакомимся на уроке. («Котёнок»)

— Определите цели и задачи урока чтения.

  • Познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого;
  • Развивать навык выразительного чтения;
  • Пополнить словарный запас;
  • Высказывать мнение о прочитанном произведении;
  • Формировать положительные личностные качества.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол — Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул — А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял — Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул — Потянулся и уснул.

2. Подготовительная работа.

Сегодня мы познакомимся с  рассказом — былью Л. Н. Толстого “Котёнок”

— Что такое быль? (Это то, что было в действительности)

3.Слушание текста (аудиозапись)

6. Беседа по первичному восприятию произведения.

— Чем вам понравилось это произведение?

— Какой момент рассказа был самым волнительным? Почему?

— Когда радовались?

7. Словарная работа.

 Амбар –  (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле — около

Пустился что было духу — очень быстро

Щавель – травянистое растение с кислым вкусом (картинка)

Солома  — полые стебли злаков, остающиеся после обмолота (картинка)

7.Чтение текста учениками по «цепочке».

Физминутка.

Шли по крыше три кота, три кота Василия     (ходьба)

Поднимали три хвоста прямо в небо синее (поднимание рук)

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз (приседание)

И сказали три кота: «Красота! Красота!»  (хлопки в ладоши)

9.Беседа по содержанию.

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

— Что случилось потом?

— Где нашел Вася кошку? Что он увидел?

— Сколько их было?

— Как мама поступила с котятами?

— Опишите любимого котёнка Васи и Кати?

 -Куда пошли ребята?

 -Почему ребята взяли котёнка с собой?

— Почему дети забыли про котёнка?

– Какая опасность угрожала котёнку?

 Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

— Какая опасность угрожала котенку?

— Кто спас котенка?

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выборочное чтение.

— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

 ( радостно)

— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)       

 2.  Составление плана рассказа (самостоятельная работа)

— Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.

План

5). Страшные собаки

2). Дети нашли котят

6). Вася спасает котёнка

4). Дети забыли котёнка

1). Кошка пропала

3). Самый лучший котёнок

3. Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

4.  Составление описания Васи. (с. 119, № 2, 3)

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения — настоящий герой.

— Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

— Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю? ( не каждый человек, даже взрослый ,способен на смелый поступок)

— Как вы объясните смысл последнего предложения : «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле» Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

— У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

5. Выявление авторского отношения к герою и его поступку

— Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

6. Выявление главной мысли рассказа.

— Какая фраза может быть главной мыслью произведения?

Нет друга – ищи, а нашёл – береги (пословица)

Друзья познаются в беде (пословица)

«Мы в отвеете за тех, кого приручили…»  (А. де Сент – Экзюпери)

V.  Итог урока.

— Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? (Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. )

VI. Рефлексия.

Котёнок белый – всё удалось, был активным.

Котёнок серо – белый – были затруднения.

Котёнок серый —  испытывал затруднения, ничего не удалось.

VII. Домашнее задание

по выбору:

  • Выразительно читать быль стр. 117 – 119.
  • Пересказ по плану

Литература:

  1. Климанова Л.Ф.  Литературное чтение. Учеб. Для 2  кл.  нач. шк. В 2 ч.
  2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003 – 208 с.

1. Организационный момент

Цель:
обеспечить включение в деловой ритм

2. Отработка техники чтения

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка к восприятию

а) задание: подберите слова, противоположные по
смыслу.

Слайд 2

б) беседа о любви к живой природе

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

5. Работа над новым материалом

Чтение рассказа учителем.

Обмен впечатлениями.

Беседа по содержанию.

Работа в парах

Физкультминутка.

Словарная работа.

Слайд 8

Работа в малых группах.

Составление плана для пересказа.

Слайд 9

Беседа о красоте живой природы.

Итог урока.

Домашнее задание:

 – Добрый день, дорогие
ребята. Начинаем урок литературного чтения.

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

– Для работы нам нужен помощник – наш язычок.
Давайте подготовим его к работе.
Давайте попробуем надуть воздушный шарик, и
вдруг он у нас сдувается на (1, 2), (1, 2, 3).
–  Какого цвета воздушный шарик?
– Молодцы! Посмотрите на экран. Как связаны
картинки с домашней работой?
– Прочитайте, кто какие загадки о животных
приготовил.
– Спасибо. Молодцы.
– Посмотрите на экран. Подберите слова,
противоположные по смыслу.

Глупый – умный
Слабый – сильный
Лживый – честный
Плохой – хороший

– Может ли человек быть только хорошим или
только плохим? (Да, есть люди добрые и честные, а
бывают жадные и жестокие)

 – В каждом человеке есть две половинки:
белая и чёрная, важно только, какую человек
откроет больше  в себе.
– Обратимся к словам А. Л. Барто: «Я сорвал цветок
– и он завял, я поймал жука – и он умер на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно
только сердцем».
– Что значит, «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит
радоваться всему живому, улыбаться бабочкам,
беречь, любить красоту.)

Молодцы.
– Ребята, как вы думаете, как человек должен
относиться к животным ? А животные чем ответят?
Человек должен любить и заботиться о животных, а
они в свою очередь тоже ответят нам преданностью
на нашу любовь и ласку.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране напечатаны произведения

  • «Филипок»
  • «Правда всего дороже»
  • «Старый дед и внучек»

– Что объединяет эти произведения? (Автор
всех произведений – Л.Н. Толстой.)

– Хотите  выполнить ещё  одно задание?
– Как его будете выполнять?
– Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а
из оставшихся букв соберите слово.

К     М     О   
 
У     Л    
Т    
З     Ё     Ы  
 
Г       Н     О 
 
  А     Р    
К

Шифр: 2, ,4,  5,  7, 9, 10, 13, 14

КОТЁНОК

– Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

ТОЛСТОЙ                         
КОТЁНОК

– Какова же тема сегодняшнего урока?
– Что должны уметь на уроке чтения, выберите из
предложенных вариантов
(На экране слова: играть,  выразительно
читать,
петь, отвечать на вопросы,
бегать, озаглавливать части текста,
внимательно слушать, оценивать товарищей).

– Спасибо. Молодцы.

– А теперь внимательно прослушайте рассказ и
решите, совпадает ли ваше предположение с
содержанием?

Подтвердились ли ваши предположения?
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто понравился больше всего?
– Почему?
– Вы волновались, когда слушали рассказ?
– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).
– За кого волновались больше? (За котёнка)
–  На карточке у вас даны слова, выберите те,
которые характеризуют котёнка.

слабый                   
беззащитный

сильный                 
маленький

здоровый                
пушистый

усатый                    
белый

полосатый              
большой

– Какие повадки характерны для котика?
– Как умывается? Как потягивается? Как изгибает
спинку?

Как у котика усы
Удивительно красы
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котик в огород.
Всполошиться весь народ.

– В тексте вам встретились слова, значение
которых мы разберём

амбар – сарай, где хранится зерно;
подле – около, возле;
прочь – в другую сторону;
щавель – съедобное растение с листьями
кислого вкуса;
что было духу – очень быстро.

Сейчас мы научимся читать
это произведение в малых группах
выразительно.
– Каждой группе я дам предложения из части
текста, ваша задача – собрать из предложений
часть и в правильной последовательности её
прочитать, соблюдая все законы  литературного
чтения.
Задача других групп – внимательно слушать текст
и выбрать из предложенных вариантов название
этой части текста.

По мере чтения частей текста
появляется.план 

План

1. «Весной кошка пропала» (огорчение)
2. «У неё котята» (радость)
3. «Серый, с белыми лапками» (повествовательная
интонация)
4. «Забыли про котёнка» (страх)
5. «Собаки хотят схватить котёнка» (страх)
6. «Вася закрыл его от собак» (радость)

(с комментированием настроения).

– Давайте вернёмся к словам А. Барто (зачитываю
слова ещё раз)
– Ребята как вы думаете, Вася прикоснулся
сердцем к красоте живой природы?
– Каждый ли человек может прикоснуться к красоте
живой природы?
– Наверное, да, если он этого хочет.
– Прикасаться к красоте природы мы можем
ежедневно, ведь в любом явлении мы можем увидеть
что – то необычное. Надо только пофантазировать.
Нашим уроком мы в какой –то степени попытались
прикоснуться к красоте природы сердцем. Мне бы
хотелось, чтобы вы мысленно пожелали всем птицам,
зверям благополучно перенести зиму. А нам,
ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к
красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не
зачерствело.

– Чем мы можем помочь животным?
– Мне понравилось, как на уроке работали …
– Спасибо за урок.

– прочитать рассказ;
– вспомнить пункты плана и записать в тетрадь;
– рассказать интересную историю о своём
животном.

Предмет: литературное чтение, 2 класс, «Школа России» Класс: 2 г Дата урока: 18.11.2019

Учитель: Бузина Любовь Георгиевна, учитель начальных классов вышей квалификационной категории

Тема: Л.Н. Толстой « Котенок».

Место проведения: МБОУ «СОШ № 3» станицы Советской Кировского района Ставропольского края

— научится находить глаголы, ставить к ним вопросы, определять время глаголов.

— индивидуальная работа.

Цели урока: (формирование предметных и личностных УУД)

Обучающие:

  • познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Котёнок»;

  • соотносить смысл пословицы и произведения;

  • составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

  • характеризовать героев на основе анализа их поступков.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;

  • совершенствовать технику чтения;

  • развивать умение работать в парах, группах;

  • развивать адекватную самооценку своей деятельности.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к животным, желание беречь и охранять их.

Формирование метапредметных УУД:

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.  Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5.  Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Межпредметные связи

1. С окружающим миром

2. С русским языком

Ресурсы

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • компьютер;

  • толковый словарь;

  • пословицы;

  • презентация к уроку;

  • карточки для учителя «План»

  • карточки для учащихся « Характеристика героя».

Ход урока.

Дидактическая структура

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

1.Организаци

онный момент

— Приветствуют гостей.

-Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

Будем много читать,

Наши знания пополнять.

— Жужжащее чтение.

— Включение учащихся в деятельность.

2.Проверка домашнего задания

— Отвечают.

— С творчеством Льва Николаевича Толстого.

3 4

— С творчеством, какого русского писателя вы познакомились на прошлых уроках? Слайд (портрет Толстого)

1) — Вспомним факты из биографии Л.Н. Толстого. Продолжите предложения.

1. Л.Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

2. Л.Н. Толстой открыл для детей ….школу

3. Писатель написал для детей учебник….. «Азбука».

4. Л.Н. Толстой учил … крестьянских детей.

2) — К каким рассказам подходят эти пословицы?

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

3) — Какие произведения изучали на прошлом уроке?

— Почему Филиппок не ходил в школу?

— Что случилось с мальчиком по дороге в школу?

— Почему Филиппок решил пойти в школу?

— А как вы думаете, как Филиппок будет учиться?

4) Прочитайте по ролям рассказ «Правда всего дороже»

— Чему учит рассказ?

Проверка домашнего задания.

— Подготовка мышления и осознания внутренней потребности к построению учебных действий.

3.Формирование проблемы

— Отгадывают загадку.

1 3 3

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся  ещё с одним произведением Л.Н. Толстого, с каким узнаем позже.

— Начнём с речевой разминки (чистоговорка.)

Ри — ри – ри думай, а потом говори.

Ро – ро – ро плати добром за добро.

Ра – ра – ра иди дорогою добра.

2.Отгадайте загадку.

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Он лакает молоко

Любит прыгать высоко.

Полосатенький бесёнок,

Это просто наш …(котёнок)

— Определите тему урока.

— Какие задачи поставим?

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

— Определяют главный вопрос урока.

— Определяют тему урока.

— Определяют задачи урока.

— Выполняют анализ, синтез, классификацию, обобщение.

4.Изучение нового материала

— Текст читают дети.

3 4 3

1. Словарная работа

В произведении встретятся слова:

Быль — рассказ, о том событии, которое произошло в действительности.

Подле – около. — Подберите синонимы к лову подле (рядом)

Пустился что было духу — очень быстро.

Амбар –  (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Щавель – травянистое растение с кислыми листочками, используют для приготовления борща вместо капусты, бывает культурное и дикорастущее.

2. Работа в учебнике

— Сейчас мы узнаем,  какая история произошла с котенком в рассказе Л.Н. Толстого?

— Сегодня в роли учителя читать текст будут: Мадина, Нелли и Дима.

— Справились ли ребята с ролью учителя, оцените их чтение.

— Проверим, какими внимательными вы были?

1. Назовите жанр произведения. Докажите.

2. Назовите героев рассказа.

3. В какое время года пропала кошка?

4. Где Вася нашел кошку?

5. Сколько котят было у кошки?

6. Куда пошли дети?

— Ученики в роли учителя.

— Работа с текстом.

— Умение работать с текстом

5. Физкульт-

минутка

— Выполняют действия.

4

— Я называю действия котёнка, а вы их показываете: потягивается, умывается, спит, пьёт молоко, царапается, катает клубок.

— Умение выполнять действия кота

— Выполняют действия.

6. Закрепление нового материала

— Составление плана.

— Отвечать на вопросы по тексту.

— Давать характеристику герою.

— Делать вывод

3 4 6 1 3

  1. Коллективная работа

Повторное чтение произведения по цепочке, карандашом, деля текст на смысловые части. Озаглавливаем каждую часть:

Часть 1 – Что случилось весной? (Кошка пропала)

Часть 2 – Какое событие произошло потом? (Котята)

— Как мама поступила с котятами?

— Опишите любимого котёнка Васи и Кати?

Часть 3 – Куда пошли дети? (Прогулка)

— Почему дети забыли про котёнка?

Часть 4 –  Какая опасность угрожала котёнку? (Опасность)

— Почему Л. Н. Толстой назвал котёнка глупым?

Часть 5 –Кто отогнал собак? (Спасение)

— Кто спас котёнка?

-Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка»

— Что можно сказать о Васе?

2. Работа в парах

Какие черты характера проявились в поступке мальчика Васи?

Выберите и подчеркните:

1. Ответственность

2. Решительность

3. Трусливость

4. Желание защитить

5. Беспомощность

6. Смелость

7 Находчивость

Вывод: Вася в трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из сложившейся ситуации, своим телом закрыл котёнка от собак – он настоящий герой.

-Самостоятельно работать.

— Работать в парах

— Составление плана.

План

  1. Кошка пропала

  2. Котята

  3. Прогулка

  4. Опасность

  5. Спасение

7. Контроль

— Работа в группах.

— Правило работы в группах.

— Расположите картинки в правильном порядке.

Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.

Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек

— Выполняют задание

8.Итог урока

  1. 4

  1. Послушаем стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 -Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться о нём.

— Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

  1. — Какая фраза может быть главной мыслью рассказа?

Выберите.

1. Делу — время, а потехе – час.
2. Мы в ответе за тех, кого приручили.
3. Много желать – добра не видать.

4. Составление синквейна о главном герое рассказа:

  1. Вася

  2. Добрый, храбрый.

  3. Играл, кормил, спас

4. Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Выбрать пословицу к рассказу.

— Использовать слова Антуана Сент — Экзюпери

Определяют главную мысль рассказа.

— Составить синквейн

9.Рефлексия

— Оценивают.

— Оцените себя: как вы работали на уроке.

— Выставление оценок.

— Оценивают.

— Объективно оценить свою работу на уроке.

10. Домашнее задание

— Записывают в дневники д./з.

По выбору: с. 117 – 119 читать, пересказывать по плану или подготовить рассказ о своём питомце

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся восприни­мать на слух художественные произведения; соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)

— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей ……………

— К каким рассказам подходят эти пословицы

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться – всегда пригодится.

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»

— Начнём с речевой разминки .

— Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2. Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Щавель

очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

3. Поэтапное чтение рассказа.

  • Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А

Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

  • Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где

вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с

ним.

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

  • Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад!

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

  • Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася

что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки

хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал

его с собой в поле.

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего

котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в

нашем случае как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя

столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно

во все времена …)

V. Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи.

— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

( радостно)

— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

2. Составление характеристики героя.

— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

— А когда нашли?

— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

— Как вы думаете, что пережил Вася?

А кто виноват, что котенок попал в беду?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

3.Работа в парах.

На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.

— Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.

4. Работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План рассказа

1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

5. Работа с иллюстрацией.

— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

— Найдите это место в тексте и прочитайте.

— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.

— Определите главную мысль каждой части.

VI. Итог урока.

— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

( «Жизнь дана на добрые дела» )

— Как вы понимаете смысл пословицы?

VII. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

VIII.Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

«Котенок» очень краткое содержание

Л. Н. Толстой «Котенок» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Дети Вася и Катя, котёнок.

Сюжет:

У Васи и Кати, брата и сестры, дома живёт кошка. Весной она пропала. Ребята услышали мяуканье сверху и догадались поискать свою любимицу на крыше. Выяснилось, что кошка окотилась пятью котятами.

Дети упросили мать оставить одного из них, а остальных раздали. Пушистый малыш полюбился ребятам, они играли с ним и везде с собой брали. Как-то взяли брат с сестрой котика с собой на дорогу, там они увлечённо и долго играли, а котёнок рядом был всё время. Затем Катя и Вася стали щавель собирать и так увлеклись этим, что позабыли про любимца.

Громкий оклик: «Назад!» привлёк внимание детей. Две собаки гнались за их крошечным питомцем. Их тщетно пытался остановить хозяин. Катя убежала, а Вася закрыл котёнка собой. Подоспел на помощь хозяин псов. Ни Вася, ни котёнок не пострадали.

Вывод:

Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.

Читайте также: Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году. Жанр: автобиографическая повесть. Для знакомства с героями и основными прочитайте краткое содержание «Детства» Толстого по главам. Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию.

Короткий пересказ «Котенок»

Краткое содержание «Котенок» Толстой:

Рассказ «Котенок» повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка. Но однажды весной они не могли найти свою любимицу. Где только ребята не искали.

После долгих поисков мальчик услышал на крыше амбара шорохи. Сколько же радости было у ребят, когда они нашли свою кошку, да еще и с пополнением – пятеро маленьких котят. Ребята заботились о котятах, носили им молоко. И когда они немного подросли, мама разрешила оставить им одного котенка, а остальным они нашли новых хозяев.

Сестра с братом выбрали самого озорного – серого с белыми лапками. Они заботились о нем и всегда брали с собой погулять и поиграть. В один из теплых дней Вася и Катя пошли собирать щавель около дороги и вовсе забыли про своего маленького друга, который побежал за ними. Вдруг дети услышали шум. Обернувшись, они увидели охотника с собаками.

Собаки во всю силу бежали на котенка, который застыл от страха и не мог даже пошевелиться. Катя тоже очень испугалась и убежала прочь. Но ее брат не растерялся. Он быстро побежал к котенку и закрыл его от злых собак. После случившегося ребята поняли, что они в ответе за своего маленького котенка и всегда оставляли его дома, если отправлялись на прогулку.

Главная мысль рассказа Толстого «Котенок» заключается в том, что следует защищать тех, о ком заботишься. Вася это понимал, поэтому он бесстрашно бросился на помощь котенку. А Катя испугалась собак и убежала.

Рассказ «Котенок» учит не бояться опасностей и заботиться о слабых и беспомощных существах.

Это интересно: Повесть была написана 1890 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого для ознакомления с сюжетом произведения.

План рассказа «Котенок» по плану

«Котенок» Андерсен краткое содержание по плану:

  • внезапная пропажа кошки;
  • рождение пятерых котят;
  • Вася и Катя оставили себе одного котёнка;
  • прогулка с котёнком;
  • нападение охотничьих собак;
  • Вася решает защитить котёнка;
  • появление охотника, помощь детям.

Сказка «Котенок» Толстой

«Котенок» Толстой полный текст сказочного рассказа:

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Заключение:

Рассказ Толстого «Котенок» учит любви к животным, стойкости, смелости и сочувствию.

Читайте также: Лев Толстой сказка «Три медведя» — популярная английская детская сказка, переведённая на многие языки мира. На русском языке широкое распространение получила в пересказе Льва Толстого. В наиболее распространённой английской версии девочку зовут Златовласка. У Толстого героиня изначально не имела имени и называлась просто «одна девочка»

  • Составь план рассказа об илье муромце
  • Составь план своего рассказа моя родина казахстан вступление основная часть заключительная часть
  • Составь план рассказа петр 1 великий
  • Составь план рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Составь и запиши рассказ на тему остаться у разбитого корыта воспользуйся планом в учебнике