Составь описание лисы для сказки или статьи в энциклопедию

Инфоурок дошкольное образование презентацииинтегрированное занятие в старшей группе на тему: русская народная сказка лиса и заяц с использованием

Инфоурок

Дошкольное образование
ПрезентацииИнтегрированное занятие в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Лиса и заяц» ( с использованием карточек Я. Проппа)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Русская нар...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Русская нар

    Описание слайда:

    Конспект интегрированного занятия
    в старшей группе
    на тему:
    «Русская народная сказка
    «Лиса и заяц».
    Лепка «птицы на кормушке»

    Автор :
    Кучерук Елена Владимировна
    воспитатель первой квалификационной категории.

     
    Москва 2021 год

  • 2 слайд

    Цели: Обучающие цели: - обобщить и закрепить приобретённые детьми знания; - п

    Описание слайда:

    Цели:
    Обучающие цели:
    — обобщить и закрепить приобретённые детьми знания;
    — познакомить с русской народной сказкой;
    -определять, чему учат сказки;
    — Закреплять ранее приобретённые навыки и умения в лепке.

    Развивающие цели:
    способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки, умению обыгрывать и изменять сюжет;
    развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, активизировать речь детей;
    формировать зрительную память детей.
    развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал.
    Воспитательные цели:
    воспитывать в детях осторожность, желание помогать родным и близким, быть вежливыми;
    воспитывать интерес художественной литературе;
    Воспитывать бережное к птицам.

  • 3 слайд

    Задачи: 1. Пополнять словарный запас по теме (ввести термин «анималистические

    Описание слайда:

    Задачи:
    1. Пополнять словарный запас по теме (ввести термин «анималистические» сказки.
    2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
    4. Создание условий для развития творческого воображения и оригинальности мышления.
    5. Развитие фонематического слуха, умения соотносить услышанное с изображением.

  • 4 слайд

    Предварительная работа: - рассказывание русских народных сказок; - беседы по

    Описание слайда:

    Предварительная работа:
    — рассказывание русских народных сказок;
    — беседы по содержаниям сказок;
    — загадывание загадок;
    индивидуальные занятия;
    работа в книжном уголке (выставка книг).
    Методические приемы:
    1. Игровой (использование сюрпризных моментов)
    2. Наглядный (использование: иллюстраций, карт В.Я. Проппа)
    3. Словесный (указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание)
    4. Поощрение.
    5. Рефлексия.
    Приёмы коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ (ОНР):
    -педагог уделяет чуть больше внимания во время занятия;
    -повторяет ребёнку при необходимости задание;
    -воспитатель даёт наводящие вопросы;
    — ребёнку для ответа даёт наводящие вопросы.

    Оборудование:
    Ноутбук, флэшка (с презентацией занятия). Карточки В. Я. Проппа.
    Оборудование для леки, пластилин.
    Кормушка для птиц. Картинки с изображением птиц.

  • 5 слайд

    Организационный момент. а)Воспитатель детям предлагает встать на ковре в рас

    Описание слайда:

    Организационный момент.
    а)Воспитатель детям предлагает встать на ковре в рассыпную.
    б)Проводиться приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте».
    в)Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков (расставленных полукругом).
    Воспитатель объясняет детям,
    что нужно выполнять то, чём он будет
    Говорить:
    Скажем «Здравствуйте» руками
    (дети жестом приветствия приветствуют
    друг друга)
    Скажем «Здравствуйте» глазами
    (нужно встретиться взглядом с кем- нибудь).
    Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
    Станет радостней кругом (все произносят хором «Здравствуйте»).

  • 6 слайд

    1. Вводная часть .Отгадайте загадку: Была она артисткой, Прекрасной как звезд

    Описание слайда:

    1. Вводная часть .
    Отгадайте загадку:
    Была она артисткой,
    Прекрасной как звезда.
    От злого Карабаса
    Сбежала на всегда.
    (Мальвина)
    Ответы детей.

  • 7 слайд

    Сегодня у нас в гостях Мальвина. Она очень любит читать. Поэтому подготовила

    Описание слайда:

    Сегодня у нас в гостях Мальвина. Она очень любит читать. Поэтому подготовила для нас подарок – выставку книг.

  • 8 слайд

    - Рассмотрите выставку книг. Кто нарисован на обложках? (Ответы детей). Как

    Описание слайда:

    — Рассмотрите выставку книг.
    Кто нарисован на обложках?
    (Ответы детей).
    Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
    (Ответы детей).

  • 9 слайд

    3. Я начну, а ты продолжи. Работа с фразеологизмами. Воспитатель назы

    Описание слайда:

    3. Я начну, а ты продолжи. Работа с фразеологизмами.
    Воспитатель называет начало фразеологизма, делает паузу, дети называют хором концовку):

    Не даром говориться…. (лиса) — Труслив как…(заяц)

    Голоден как ….(волк) —

    .

  • 10 слайд

    4. Основная часть. Рассказ русской народной сказки «Лиса и заяц» ( с использ

    Описание слайда:

    4. Основная часть.
    Рассказ русской народной сказки «Лиса и заяц»
    ( с использованием карт В.Я. Проппа.)
    Жили – были лиса и заяц.

    (жили- были)
    Пришла весна красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по старому.
    (особые обстоятельства)

  • 11 слайд

    Вот лиса и попросилась у него переночевать, (враг начинает действо

    Описание слайда:

    Вот лиса и попросилась у него переночевать,

    (враг начинает действовать)
    Да его из избёнки и выгнала.
    (герой покидает дом)

  • 12 слайд

    Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу собака:

    Описание слайда:

    Идёт дорогой зайчик, плачет.
    Ему на встречу собака:

    (появление друга)

    -Тяф, тяф, тяф! Что зайчик, плачешь? Что зайчик, плачешь?
    Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
    не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

    (способ достижения цели)

  • 13 слайд

    Пошли они к избёнке. Собака забрехала: - тяф, тяф, тяф! Поди лиса вон!(спосо

    Описание слайда:

    Пошли они к избёнке. Собака забрехала:
    — тяф, тяф, тяф! Поди лиса вон!
    (способ достижения цели)
    А лиса им с печи:
    (враг начинает действовать)
    Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
    Собака испугалась и убежала.

  • 14 слайд

    Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу медведь: (появление друга)О чём,

    Описание слайда:

    Идёт дорогой зайчик, плачет.
    Ему на встречу медведь:
    (появление друга)
    О чём, зайчик, плачешь? Как мне не плакать?
    (особые обстоятельства)

    — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
    — Не плачь, я твоему горю помогу. — Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
    — Нет, выгоню!

  • 15 слайд

    Подошли они к избенке. Медведь как закричит: — Поди, лиса, вон!(спос

    Описание слайда:

    Подошли они к избенке.

    Медведь как закричит:
    — Поди, лиса, вон!
    (способ достижения цели)
    А лиса им с печи:
    (враг начинает действовать)
    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
    Медведь испугался и убежал.

  • 16 слайд

    Идет опять зайчик.  Ему навстречу бык: (появление друга)— Что, зайчик, плачеш

    Описание слайда:

    Идет опять зайчик.  Ему навстречу бык:
    (появление друга)
    — Что, зайчик, плачешь?
    — Как мне не плакать?
    (особые обстоятельства)
     Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
    — Пойдем, я твоему горю помогу.
    — Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
    — Нет выгоню!

  • 17 слайд

    Подошли они к избенке.  Бык как заревел: — Поди, лиса, вон! (способ достижен

    Описание слайда:

    Подошли они к избенке.  Бык как заревел:
    — Поди, лиса, вон!

    (способ достижения цели)
    А лиса им с печи:
    (враг начинает действовать)
    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
    Бык испугался и убежал.

  • 18 слайд

    Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

    Описание слайда:

    Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
    (появление друга)
    — Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
    — Как мне не плакать?
    (особые обстоятельства)
    Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

  • 19 слайд

    — Пойдем, я твоему горю помогу. — Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не

    Описание слайда:

    — Пойдем, я твоему горю помогу.
    — Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
    — Нет, выгоню!
    Подошли они к избенке.
    (способ достижения цели)
    Петух лапами затопал, крыльями забил:

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
    Несу косу на плечах,
    Хочу лису посeчи,
    Слезай, лиса, с пeчи,
    Поди, лиса, вон!

  • 20 слайд

    Лиса услыхала, испугалась и говорит: (враг начинает действовать)— Обуваюсь…

    Описание слайда:

    Лиса услыхала, испугалась и говорит:

    (враг начинает действовать)
    — Обуваюсь…

    Петух опять:

    (способ достижения цели)

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
    Несу косу на плечах,
    Хочу лису посeчи,
    Слезай, лиса, с пeчи,
    Поди, лиса, вон!

  • 21 слайд

    Лиса опять говорит: (враг начинае

    Описание слайда:

    Лиса опять говорит:

    (враг начинает действовать)

    — Одеваюсь…
    Петух в третий раз:

    (способ достижения цели)

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
    Несу косу на плечах,
    Хочу лису посeчи,
    Слезай, лиса, с пeчи,
    Поди, лиса, вон!

  • 22 слайд

    Лиса без памяти выбежала, (враг начинает действовать)петух ее тут и зарубил к

    Описание слайда:

    Лиса без памяти выбежала, 
    (враг начинает действовать)
    петух ее тут и зарубил косой.
    (способ достижения цели)

  • 23 слайд

    И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке. (счастливый конец)(г

    Описание слайда:

    И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

    (счастливый конец)
    (герой возвращается домой)

  • 24 слайд

     Физкульт минутка. 5.

    Описание слайда:

    Физкульт минутка.
    5.

  • 25 слайд

    6. После физкультминутки дети проходят на рабочие места (за столы). Воспита

    Описание слайда:

    6. После физкультминутки дети проходят на рабочие места (за столы).
    Воспитатель:
    — Мальвина не только любит читать, она помогает зимующим птицам.
    Давайте вместе с ней рассмотрим картинки с изображением воробья, голубя, вороны и грача.

    Определите форму, величину птиц.
    Определите форму, величину туловища.
    Определите форму, величину головы.
    Определите форму, величину хвоста.
    Вспомните способы и последовательность лепки.
    Отдельно лепим каждую деталь. Для головы делаем шарик, для туловища – овал. Потом все детали соединяем.

  • 26 слайд

    7. Дети выполняют задание по лепке. После того как ребёнок вылепит птицу, при

    Описание слайда:

    7. Дети выполняют задание по лепке.
    После того как ребёнок вылепит птицу, прикрепляет её к кормушке.

    8. Рефлексия.
    Рассмотрите поделки на нашей выставке и выберите самые выразительные.
    Какие работы точно показали пропорцию частей тела?
    -какие задания Мальвины вам понравились больше всего?

  • 27 слайд

     Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Составь описание лисы для сказки или статьи в энциклопедию

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Составь описание лисы для сказки или статьи в энциклопедию

  • Сейчас обучается 557 человек из 77 регионов

Составь описание лисы для сказки или статьи в энциклопедию

  • Сейчас обучается 2922 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Календарное планирование на апрель 2020

  • Консультация для родителей «Эмоциональное развитие ребенка»

  • Презентация «Задачки на логику»

  • Педагогический проект «Реализация культурных практик в младшей группе дошкольной образовательной организации (в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО)»

  • Конспект занятия в средней группе на тему «Путешествие по сказкам»

  • Интегрированное занятие раннего возраста «Малые фольклорные формы, как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста»

  • Спортивное развлечение «весёлые старты»

  • Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – огромная страна»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452531 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Игры по русским народным сказкам

Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.

Опиши героя по иллюстрации

Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.

Кто следующий

Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.

Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

Узнай по силуэту

Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.

Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.

За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.

Ход игры.Воспитатель говорит:

-У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

-Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

-Правильно, -подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Организация.Воспитатель:

-Медвежонок получил письмо от брата. Но дождм размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо.Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка есть много. Мы играем с. За ними ухаживают. Они нас любят, потому что. Скоро к нам приедет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин».Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

—Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный

—это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах,загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на

него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребнок описывает свой предмет и передат камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

«Встань в круг»

Цель: Составлять коллективное описание игрушки.

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку,например: «Это лошадка».Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчиннные предложения цели.

Ход игры.Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен.В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Сказки из шкатулки

Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.

Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.

Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы

Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история

Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.

Например, «Мама шьт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьт шлковое платье. Мама шьт летнее платье. Мама шьт лгкое платье. Мама шьт оранжевое платье.Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолтом. Мальчик пьт сок.

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг.Воспитатель объясняет правила игры: -Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок,мд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Зоопарк»

Цель: развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать сво животное, не называя его,по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот

начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Расколдуй сказку

Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.

Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.




В






статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.



Ключевые слова:



сказки о животных, трикстер, тотемизм.

Трикстер (от англ. trick — «хитрость», «обман», «фокус») — это обманщик, хитрец, плут, ловкач, добивающийся своих целей при помощи ловкого трюка [28, с. 40]. Самый известный трикстер — братец Кролик из «Сказок дядюшки Римуса». «Сказки дядюшки Римуса» (1880) написаны на основе негритянского фольклора, услышанного Джоэлем Харрисом от рабов на плантации, где он четыре года работал «мальчиком на посылках» за питание, одежду и проживание у плантатора и владельца газеты «The Countryman» Джозефа Эдисона Тёрнера [33, с. 7]. Сказки, рассказанные Д. Харрисом, почти полностью повторяют сказки афроамериканцев, которые появились в Америке как «живой товар» — рабы. Так, в сборнике «Сказки народов Америки» есть использованные Харрисом истории про братца Кролика, братца Черепаху, братца Лиса, братца Опоссума и др.: сказка про смоляного человечка, про то, как братец Кролик и братец Черепаха бегали наперегонки, как братец Черепаха оказался сильнее всех, как братец Лис охотился, а добыча досталась братцу Кролику.

Трикстером является самый слабый зверь и побеждает он не с помощью силы, а с помощью хитрости и ума. Это животное — «перевёртыш». Так, заяц в одной из сказок подслушал разговор кита и слона — самых больших и сильных животных, — которые задумали подчинить себе всех зверей. Тогда заяц подошел к киту и попросил у него помощи: вытянуть из болота увязшую корову и дал ему веревку, другой конец которой он дал слону, также попросив его помочь вытащить корову. Слон и кит тянули веревку в разные стороны, и каждый из них думал, что тянет корову. Но когда слон и кит, наконец, столкнулись друг с другом, они очень разозлились и, стремясь доказать друг другу свою силу, стали тянуть веревку еще сильнее. Веревка разорвалась, а кит и слон, разозлившись друг на друга, больше никогда не встречались. Так заяц перехитрил двух великанов, которые собирались господствовать над всеми животными [9, с. 31–34].

Чаще всего трикстером является именно кролик или заяц. В бразильской сказке «Ягуар и кролик» кролик — единственный из всех животных, кто смог очистить от крапивы поле ягуара в обмен на быка. Поле пытались прополоть более сильные звери — олень, обезьяна — но всех их прогонял ягуар за то, что они чесались и отвлекались. Но кролик трогал себя лапой, спрашивая: «А где у твоего быка пятно? Тут? Тут? Тут?». Так он и почесался, а ягуар не догадался о хитрости. Когда ягуар хитростью вернул себе быка и съел, кролик заманил ягуара в ловушку, сказав: «Дай я тебя привяжу, летит страшный ураган». Ягуар позволил себя привязать. Кролик ушел. Причем все звери его хорошенько истрепали, только добрый кролик его освободил. Но когда коварный ягуар хотел его схватить, кролик спрятался в яме. Ягуар ушел за лопатой, оставив цаплю караулить его, однако кролик опять перехитрил ягуара, бросив в глаза цапле песок, а затем убежал [41, с. 82–85].

Зайцу из вьетнамской сказки «Как заяц стал властителем джунглей» удалось победить льва, которому каждый день на обед присылали кого-нибудь из зверей. Заяц сказал льву, что в реке живет огромный неведомый зверь. Лев подошел к реке и, увидев свое отражение, бросился в реку и утонул [14, с. 260–265].

Другой распространенный трикстер — паук. Суданская сказка «Хитрый паук» рассказывает о том, как в голодное время паук пришел к слону и сказал, что его послал гиппопотам, у которого вдоволь рыбы, чтобы сварить себе обед, но нет ни одного зернышка, чтобы испечь лепешку. «Не дашь ли ты ему немного зерна?» — спросил паук. Слон приказал насыпать 100 корзин зерна и отнести гиппопотаму. Когда носильщики донесли зерно до реки, паук сказал, что теперь он сам управится. Когда слоны ушли, паук позвал своих детей и жену и велел перетаскать все зерно к себе. Гиппопотаму же он сказал, что у слона много зерна, но нет рыбы и он просит гиппопотама прислать ему рыбы. Гиппопотам прислал для слона 100 корзин с рыбой. А паук опять велел носильщикам уходить, а сам вместе с семьей перетаскал всю рыбу себе [40, с. 82–89].

Паучок Ананси — один из самых известных трикстеров. В одной из сказок в споре о том, кто самый старший из живых существ победил паук Ананси, сказав, что когда он родился, не было даже земли, и негде было похоронить его отца, и он похоронил его в своей голове [1, с. 44–46]. В другой сказке в споре, кто лучше соврет, опять побеждает Ананси, сказав, что в прошлом году он посадил кокосовую пальму. Через месяц она выросла, паук срезал с пальмы 3 ореха, из одного вылетела муха, из другого комар, из третьего — бабочка. Раз дерево, на котором они выросли, принадлежало пауку, значит, теперь эти насекомые также принадлежат ему, но они разбежались. «А теперь я нашел вас и съем», — сказал Ананси. И бабочка, комар и муха не смели возразить, так как тогда они проиграли бы спор [29, с. 47–50].

Трикстером в некоторых сказках может быть шакал. Рассмотрим сказку «Как хитрый шакал обманул лесных зверей»: шакал не строил с другими животными запруду на реке во время засухи, но постоянно приходил за водой, набирал кувшин, купался, мутил воду. Лев велел поймать шакала и проучить. Обезьяну он обманул, а вот черепаху не смог. Она обмазала панцирь липкой смолой и спряталась в воду, шакал прилип. То ест на хитрого трикстера всегда находится еще более ловкий хитрец (мотив «одного хитреца перехитрил другой хитрец»). В конце концов шакала решили убить, но он попросил сам выбрать себе смерть. Он попросил намазать жиром свой хвост, а гиена должна была со всего маху стукнуть его об камень, но хвост выскользнул из пасти гиены, и шакал убежал [19, с. 90–94].

Часто в роли трикстера выступает петух. Сказка народа хауса «Умный петух»: шел петух на поминки, навстречу ему — кот. Захотел кот съесть петуха и говорит: «Возьми меня с собой». Петух догадался об умысле кота и сказал, что с ним уже идет собака. Кот убежал [37, с. 62].

В персидской сказке «Лиса и петух» лиса хочет сманить и съесть сидящего на дереве петуха обманом, что, мол, падишах издал указ зверям не обижать друг друга, но петух оказался хитрее коварной лисы и говорит: «Гулять хорошо компанией … Подожди немножко, пусть подбегут те звери, что несутся сюда … похожи на волков, только уши и хвосты длинней». Испугалась лиса овчарок и убежала, оставив петуха в покое [24, c. 616–617].

У индейцев трикстером, правда, не всегда удачливым, был койот: он смог победить старую ведьму, обуздать ветер, но с кроликом справиться не смог [21, с. 38–39; 15, с. 45–46; 16, с. 46–47]. В сказке «Койот в дупле» герой спрятался от ветра в дупле большого кедра и стал отдавать дереву приказы «Дерево, повернись!», «Дупло, закройся!», «Дупло, откройся!» Кедр разозлился и закрыл дупло. Койот попросил дятла продолбить выход, но дятел успел сделать лишь маленькую щёлочку, как койот схватил его, чтобы съесть. Птица сумела вырваться и улететь, но койоту больше неоткуда было ждать помощи, и он начал сам себя разрывать на кусочки и выбрасывать в щёлочку. Когда он выбрался, не смог найти второго глаза. Тогда койот зашёл в дом к одной старухе и угостил её кузнечиками. Старухе угощение понравилось, и она попросила показать, где их добыть. «Я не могу показать тебе кузнечиков без глаза», — ответил койот и попросил сделать ему глаз. Старуха сделала ему глаз из уголька. Койот забрал свой новый глаз и убежал [20, с. 307–311].

Трикстерами также могли быть: богомол у бушменов, гиена у готтентотов, лис у фульбе, гереро, антилопа, королёк и обезьяна у конго, свинья у маконде, суслик у капсики, лягушка у тангале, ястреб у нзаколе [28, с. 40].

Все трикстеры действуют схожими методами, не зависимо от места происхождения сказки. Рассмотрим приемы животного-трикстера, с помощью которых он обводит противника вокруг пальца.

Первый прием — это использование тайного помощника. Как правило, тайного помощника призывает животное, которое не является очевидным трикстером, оно как бы находится в тени главного героя (это указывает на его жизненный опыт, понимание необходимости затаиться, не выставляться), но в нужный момент одурачивает его. Например, в сказке про паука и обезьяну хитрый паук набирает зверей в работники. За это их должна кормить жена паука. Но она была всего на всего смоляной фигуркой, поэтому не могла дать им еду. Звери били её, прилипали к ней, а паук съедал их. Только хитрая обезьяна сказала, что не умеет бить. Паук решил показать, как бить, ударил «жену» и сам приклеился. Его съела обезьяна [28, с. 40–43].

Именно более опытный, но не заметный с первого взгляда трикстер часто использует для своей победы тайного помощника. У Д. Харриса говорится, что братец Кролик был хитрее братца Волка, братца Опоссума и Старого Лиса, но не хитрее братца Черепахи [38, с. 120]. Хитрость братца Черепахи как раз и связана с тем, что он не выставляет ее напоказ, а действует скрытно. Братец Черепаха обманул однажды братца Кролика [38, с. 89] в соревновании на скорость. Кролик упражнялся каждый день, а братец Черепаха лежал в болоте. У него была жена и четверо детей, все точь-в-точь похожи на братца Черепаху. Они все встали у назначенных мест, а сам братец Черепаха спрятался за последним столбом. Подбегает к столбу кролик, а братец Черепаха вылез из-за столба и говорит: «Дайте дух перевести» и забрал себе деньги. Этот сюжет часто повторяется в разных сказках. В кхмерской сказке «Приключения зайца» заяц, известный своими проказами и хитростью, спорит со слизняками, кто быстрее обежит вокруг пруда. Слизняки распределили между собой места вдоль берега, и как заяц не ускорял бег, слизняки всегда оказывались впереди [31, с. 342–351]. Такое же соревнование могут устроить заяц и черепаха, заяц и ёж, стервятник и черепаха [35, с. 463–465], а также лягушка и улитка. В русской сказке «Лиса и рак» рак прицепился к лисе на хвост, а когда лиса прибежала, он отцепился и сказал: «А я тебя здесь давно жду». Иногда помощник нужен трикстеру не для победы в соревновании, а для более масштабных целей, например, чтобы стать правителем всех зверей. В сказке народа ламба звери решали, кому быть вождем. Хитрый заяц подготовился заранее, посадив на дерево своего брата. Он предложил узнать мнение небес. Звери по очереди спрашивали небеса, кому быть вождем. Но каждый раз ответом было только молчание. И только когда заяц закричал: «Кому быть вождем?» последовал ответ: «Тебе, почтенный заяц».

Еще один признак, по которому можно узнать трикстера, — сваливание им без всяких угрызений совести своей вины на другого, более простодушного, героя. В «Сказках дядюшки Римуса» есть история, в которой говорится, как братец Кролик, братец Лис и братец Опоссум решили держать все свои запасы вместе в одном чулане, но у чулана прохудилась крыша, и друзья решили починить её. Герои захватили с собой обед, сложили его в одну кучу, а масло, чтобы не растаяло, опустили в колодец. Пока шла работа, братец Кролик постоянно отлучался, чтобы полакомиться маслом, и, в конце концов, съел его. Во сне он намазал мордочку братцу Опоссуму масляной лапкой. Чтобы уличить вора, было решено прыгать через костер. Братец Опоссум не сумел перепрыгнуть и сгорел [38, с. 83–88]. Также можно вспомнить русскую народную сказку про волка (есть вариант про медведя) и лису, в которой лиса съела весь мёд, после чего измазала спящему волку живот и свалила всю вину на него [26, c. 20].

Третий признак трикстера — он натравливает животных друг на друга. Так, в ангольской сказке «Хитрый мангуст» мангуст продает одну и ту же собаку и крокодилу, и леопарду, стравливая друг с другом этих «матёрых разбойников». Два дня дрались крокодил и леопард, а мангуст тем временем забрал десять коз (плату за собаку от обоих покупателей) и ушел «искать новое пристанище» [39, с. 50–54].

Также трикстер притворяется более сильным и могущественным, чем он есть на самом деле, и пугает своих противников. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» — заяц, который «славился среди зверей своим умом и сметкой». Однажды его проглотил крокодил, а заяц начал кричать у него в брюхе: «Да здесь отлично! У меня прямо зубы чешутся при виде этих великолепных кишок! Сейчас ими полакомлюсь» и барабанить лапами по стенкам крокодилова желудка. Крокодил не вынес боли, раскрыл пасть и выпустил зайца [31, c. 342–355]. В персидской сказке «Ворона и лиса» лисица украла у садовника тупую пилу и делала вид, будто хочет перепилить дерево, на котором ворона высидела птенцов. Испуганная ворона готова была пожертвовать одним птенцом, чтобы спасти остальных, и сбросила лисе вороненка [5, c. 270–273]. Аналогичный прием использует лиса в дагестанской сказке «Птица Куклахай» [32, c. 26–28].

Трикстер часто притворяется мёртвым, чтобы добыть еду. Так поступает лиса в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк», когда старик, подобрав «мёртвую лису» положил её на воз с рыбой, а потом не нашёл ни рыбы, ни лисы [27, c. 17–18]. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» увидел идущую по дороге старуху с корзиной спелых бананов. Заяц обогнал старуху, выполз на дорогу и притворился мёртвым. Обрадовалась старуха, положила зайца в корзину с бананами. Заяц съел все бананы и убежал [31, c. 342–355]. В африканской сказке «Почему Черепаху часто находят в ямах» Черепаха пугал зверей, и когда все убегали с рынка, он брал там всё, что захочет. Но однажды его поймал Филин. Вору назначили смертный приговор. Но Черепаха попросил разрешения увидеться с женой, а, когда ему разрешили, велел жене принести ему едкую пахучую приправу огири. Когда утром звери собрались на казнь, в нос им ударил едкий запах огири. Все подумали, что он умер и бросили Черепаху в яму [30, c. 296–298].

Трикстер обещает кому-то услугу, но вместо этого наносит вред. В персидской сказке «Куцый шакал» шакал нанялся слугой к богатому человеку Махзияру на время его паломничества. Пока хозяина не было, шакал вместе с волком уничтожили всех овец в стаде [23, c. 277–282]. В другой персидской сказке лиса предложила петуху, утке и удоду совершить паломничество по святым местам, а вместо этого заманила их в свою нору и съела [34, c. 289–293]. В сказке «Кровожадный волк и хитрая лиса» лиса уговорила волка забраться ночью в кладовку с припасами. Сама она ела умеренно, а волк наелся так, что не мог сдвинуться с места, и утром его поймали и наказали люди [22, c. 282–288]. В русской сказке «Лиса-лекарка» лиса обещает оживить старуху, а сама съедает толокно и масло, принесённые стариком по её просьбе якобы для обряда, и заодно обгладывает старухины кости [25, c. 24–25].

Другой излюбленный прием трикстера — обыгрывание значения слов и имён, чтобы достичь своих целей. В суданской сказке «Всех-Вас» хитрый шакал забрался в пещеру к гиене, пока она бегала за добычей для своих детенышей, и сказал щенкам, что его зовут «Всех-Вас». Когда гиена принесла щенкам еду, они спросили: «Для кого эта еда?» Мать ответила: «Для всех вас». «Меня зовут Всех-Вас, отдайте мясо мне», — сказал шакал. И детеныши гиены отдали ему всё мясо. Так продолжалось много раз, пока щенки совсем не исхудали [6, c. 380–382]. В другой африканской сказке хитрый и самолюбивый господин Черепаха захотел вместе с птицами улететь на небо, где справляли большой праздник. Птицы согласились взять его с собой, но перед отправкой Черепаха предложил всем поменять свои земные имена на новые, а себе он взял имя Все. Наконец, когда все прилетели на небесный праздник, и гостям принесли различное угощение, птицы спросили: «Кто будет это есть?». «Все», — ответил слуга. Так всё досталось Черепахе, а птицы остались голодными [7, c. 301–302].

Еще один трюк трикстера — заставить животных повторить то, что умеет делать (или делает вид, что умеет) только он (мотив «неудачного подражания»). В африканской сказке петух спрятал голову под крыло, а свою жену попросил сказать гиене, что его голова ушла пить пиво. В итоге гиена попросила свою жену отрезать себе голову, чтобы та тоже пошла пить пиво. Так петух одолел гиену без особых усилий [18, URL]. В другой африканской сказке «Кабулуку и леопард» маленькая антилопа кабулуку вырыла яму, забралась туда так, что осталась только голова. Пришёл леопард и спросил, где кабулуку. «Кабулуку пошел выпить пальмового вина с Мвиди Мукулу (дух предков)», — отвечают ему. А леопард пришел домой и приказал своим женам отрезать себе голову, чтобы тоже побывать у Мвиди Мукулу. Так он и умер [12, URL]. В русской сказке «Звери в яме» медведь, волк, лиса и заяц оказались в яме. Съели сначала зайца, потом волка, но лиса припрятала немного мяса, а медведю сказала, что ест свои кишки. Медведь вспорол себе живот и «околел» [11, c. 28–31].

Трикстер часто меняется местами с «другом», чтобы избежать наказания. В «Сказках дядюшки Римуса» в одной из историй братец Кролик стал воровать капусту в огороде братца Человека, и тот поставил ловушку. Братец Кролик попался в ловушку, но мимо пробегал братец Лис, и плут сразу же нашел выход из сложной ситуации. Он сказал, что сегодня в доме у матушки Мидоус свадьба, и Кролик там — почётный гость. Но дочери матушки Мидоус пошутили и привязали его здесь, а сами побежали за священником, обещав забрать его на обратном пути. Братец Кролик просит братца Лиса посидеть вместо него, потому что у него заболели крольчата, и он не хочет идти на свадьбу. Братец Лис с радостью соглашается. Так братец Кролик в очередной раз спасся, а наказание досталось братцу Лису [13, c. 142–147]. В африканской сказке «Заяц и слоны» стадо слонов хочет наказать зайца из-за того, что от его шума они со страху растоптали своего сородича. Зайца привязали к верёвке. Но он заметил гиену и сказал ей, что собирается жарить мясо и даже хворосту собрал, а привязали его для того, чтобы он дёрнул за веревку, если подойдут враги. Гиене захотелось жареного мяса, и она уговорила зайца поменяться местами, и наказание слонов досталось ей [8, URL].

Трикстер может менять свой внешний вид и перевоплощаться. В африканской сказке «Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху» паук нашел шкуру антилопы и накинул её на себя. Ни Слониха, ни Гиппопотамиха не узнали его [17, c. 303–308]. В сказке «Заяц, Лев и Белый Термит» Заяц явился на праздник поминовения мёртвых ко Льву в маске Белого Термита и не был узнан до тех пор, пока после сытного обеда он не уснул, и одно ухо не высунулось у него из-под маски [10, c. 275–282]. А трикстер индейцев дакота Иктоми вообще может по собственному желанию становиться то пауком, то человеком.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, трикстер — самый слабый и, на первый взгляд, безобидный зверь. Но это — животное-перевёртыш: самый слабый оказывается самым сильным, благодаря своему уму, хитрости и изворотливости. Большие и хищные животные перед лицом трикстера обречены на поражение. Таким образом, в подобных сказках утверждается мысль, что физическая сила ничего не значит по сравнению с силой ума. Проделки трикстера не всегда безобидны, а иногда и смертельны для других героев. Но этическая сторона в подобных сказках не затрагивается: симпатии слушателя как правило на стороне «трюкача».

Во-вторых, трикстер — животное, но разумное, наделённое чертами человека (получеловек). Не случайно во многих сказках к его имени добавляется эпитет «братец» или «господин». Позднее трикстеры постепенно всё больше удаляются от своего зооморфного вида и превращаются в людей.

В-третьих, сказки про трикстеров — всегда комичны, и чем смешнее сюжет, тем интереснее история. В них видны черты более поздних жанров фольклора и литературы (шванк, комедия, приключения).

В-четвёртых, облик героя-трикстера может меняться, например, в суданской сказке паук с лёгкостью управляется со 100 корзинами зерна и 100 корзинами рыбы, которые принесли ему слон и гиппопотам. Складывается представление, что герой этой сказки — не маленький паучок, а большой и сильный зверь. В другой африканской сказке «Барабан Осэбо» бог Ньяма просит у зверей добыть огромный барабан, принадлежащий леопарду. Ни слон, ни лев не смогли это сделать. А черепаха, хитростью заманив леопарда в барабан, принесла этот огромный барабан вместе с леопардом богу Ньяме [4, c. 82–85]. То есть черепаха оказывается больше и сильнее леопарда. Или паук надевает на себя шкуру антилопы, и его все принимают за антилопу. Во-первых, он должен быть соразмерен антилопе, во-вторых, он как бы вживается в новый образ и сам становится «антилопой». Эта изменчивость объясняется тем, что животные –трикстеры — очень древние персонажи (думаю, созданные в эпоху первобытных охотников). В палеолитических мифах мир еще не принял законченного, привычного нам, очертания, и поэтому перевоплощения происходят легко и не вызывают удивления. Другое объяснение такой изменчивости животных-трикстеров — их изначальная божественная природа. В сказке «Ананси — старейший из живых существ» указывается на то, что Ананси родился тогда, когда не было даже земли. А кто мог появиться до создания земли? Только бог-творец, который эту землю создал. Не случайно такой персонаж, как Ананси, был включён в энциклопедию «Сто великих богов» [3, c. 266–268]. В главе «Великий плут» говорится, что герои-трикстеры из сказок — это более поздние отголоски древних палеолитических представлений о боге-творце, прародителе и покровителе как о «своенравном гении», «которому захотелось преодолеть свою скуку», и он «позволил себе немного позабавиться».

На тотемную роль Ананси указывает и то, что паучок в мифах западноафриканских племён является посредником между людьми и богом неба Ньяме. Ананси упросил бога неба создать ночь, чтобы люди могли отдыхать; луну, чтобы люди не боялись темноты; солнце, чтобы согреть людей; дождь, чтобы избавить людей от жары [36, c. 252]. Ананси имеет и черты культурного героя: в некоторых мифах сохранилось представление, что он научил людей разжигать огонь [3, c. 41].

В энциклопедии «Африка: боги и герои» есть описание еще одного бога-животного — кузнечика-богомола Цагна. Это трикстер из мифов и сказок бушменов, которые верят, что первым существом на свете был именно Цагн. По его приказанию появились и солнце, и луна, и звёзды, и горы, и ветер, и животные. Он может вызывать град и дождь, устроить потоп; может воскрешать мёртвых, предсказывать будущее. То есть всё указывает на то, что Цагн — божество. Он одновременно является и культурным героем, научившим людей делать охотничьи ловушки и оружие, обучивший их ритуальным танцам. Как и любой трикстер, Цагн легко перевоплощается: он может превратиться в любое животное и даже растение [2, c. 14–15]. При этом он — озорник и проказник. Например, однажды Цагн превратился в мёртвую антилопу. Её нашли дети, разделили добычу и понесли мясо домой. Но мясо вдруг стало вырываться из рук. А голова антилопы, которую несла одна девочка, стала моргать и разговаривать. Дети испугались, бросили мясо и убежали, а куски антилопы собрались вместе и срослись, и антилопа побежала за детьми [2, c. 17].

Индейский трикстер койот может разорвать себя на маленькие кусочки, а потом собрать снова без малейшего ущерба, может сделать себе глаз из уголька — всё это также указывает и на тотемную роль койота, и на отголоски в сказках мифологической традиции, когда ещё не было цельного представления о мире, и часть воспринималась как целое. Африканские и индейские сказки в большей степени сохранили связь с мифами, поэтому в них прослеживаются отголоски древней веры в тотемных животных. В меньшей степени эта роль сохранилась в азиатских и русских сказках (на связь животных-трикстеров с тотемными божествами указывает обращение к ним как к лекарям, например, в русской сказке «Лиса-лекарка»).

Таким образом, первыми трикстерами в мифологии были животные, которые изначально были тотемными богами-прародителями. Но в процессе исторического развития архаическая мифология постепенно теряла своё священное содержание, мифы превращались в сказку, а животные-трикстеры всё больше приобретали антропоморфный вид.

Литература:

  1. Ананси — старейший из живых существ // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
  2. Африка: боги и герои. Тверь, 1996.
  3. Баландин Р. К. Сто великих богов. М., 2014.
  4. Барабан Осэбо. Сказка ашанти // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1990.
  5. Ворона и лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
  6. Всех-Вас. Сказка суданских негров // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  7. Господин Все // Живой огонь: Сказки Западной Африки. М., 1985.
  8. Заяц и слоны // Сказки народов Африки // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st088.shtml
  9. Заяц, который победил кита и слона // Сказки народов Востока. М., 1993.
  10. Заяц, Лев и Белый Термит // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  11. Звери в яме // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982.
  12. Кабулуку и леопард. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st094.shtml
  13. Как братец Лис попал в переделку из-за Братца Кролика // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  14. Как заяц стал властителем джунглей. Вьетнамская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988.
  15. Как койот поймал ветер // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  16. Как кролик взял койота на испуг // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  17. Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  18. Как петух победил гиену. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st102.shtml
  19. Как хитрый шакал обманул лесных зверей // Приходи, сказка. Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
  20. Койот в дупле // Сказки индейцев Северной Америки // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007
  21. Койот и женщина-сова // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  22. Кровожадный волк и хитрая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
  23. Куцый шакал. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
  24. Лиса и петух. Персидская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
  25. Лиса-лекарка // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  26. Лиса-повитуха // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  27. Лисичка-сестричка и волк // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  28. Мифы народов мира: Энциклопедия ОЛМА. М., 2014
  29. Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
  30. Почему Черепаху часто находят в ямах // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  31. Приключения зайца. Кхмерская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
  32. Птица Куклахай. Дагестанская сказка // Сказки народов Кавказа. М., 2019
  33. Сказки народов Америки // Сказки народов мира / Сост. и автор вступит. ст. А. В. Ващенко. Т. V. М., 1992
  34. Старая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
  35. Стервятник и черепаха // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992
  36. Уилкинсон Ф. Мифы и легенды: большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2010
  37. Умный петух // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии и Океании. М., 1991
  38. Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  39. Хитрый мангуст. Ангольская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985
  40. Хитрый паук. Суданская сказка // Приходи, сказка! Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
  41. Ягуар и кролик. Бразильская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985

  • Составь небольшой рассказ рассуждение или описание об одном из российских героев космонавтики
  • Составь небольшой рассказ на тему утро в осеннем лесу используя опорные слова тихо ни ветерка
  • Составь и запиши план сказки кола рыба итальянская сказка
  • Составь и запиши план сказки задание номер 1 страница 53
  • Составь и расскажи по картинкам небольшой рассказ о родине 5 7 предложений