Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.
1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.
К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.
2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?
Вписываем слова:
1 аннотация: «Питер Пен», «Питер Пен», «Капитан Крюк».
2. аннотация: «Малыш и Карлсон», «Малыш», «Малыш», «Малыш и Карлсон».
3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?
Я прочитала: Киплинг «Рикки-тикки-тави», Твен «Приключения Тома Сойера», Барри «Питер Пен», Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Баум «Чудесная страна Оз».
4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?
Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.
5. Найди в тематическом каталоге раздел «Зарубежные писатели». Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать».
Мне хотелось бы прочитать:
Пройслер О. «Маленький водяной».
Верн Ж. «Дети капитана Гранта».
Дюма А. «Три мушкетёра».
Стивенсон Р. «Остров сокровищ».
Купер Ф. «Последний из могикан».
Поттер Б. «Сказка о кролике Питере».
Милн. А. «Винни Пух и все, все, все».
Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.
Аннотация на повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.
Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг — Геккельбери Финн.
Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.
7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?
Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.
8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.
В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.
Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.
Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.
9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.
Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.
10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.
Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.
11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.
Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?
Я читала сказки «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок».
13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?
Я хочу прочитать сказки «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева».
14. Раздели текст сказки «Русалочка» на части, составь план.
План пересказа сказки «Русалочка» для 4 класса
- Жизнь в подводном дворце.
- Спасение принца.
- Тоска Русалочки.
- У морской ведьмы.
- Превращение в человека и встреча с принцем.
- Принц любит другую.
- Кинжал морской ведьмы.
- Русалочка превращается в пену.
15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,
16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?
У меня получился текст-описание.
Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса
Русалочка жила в удивительном подводном мире.
Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.
На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.
17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.
18. Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.
18. Сравни, чем различаются описания бури.
В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.
У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).
19. Сравни главного героя сказки «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.
Возьмём для сравнения русскую сказку «Иван Царевич и серый волк»
+ Герои — младшие дети.
+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.
+ Имеют волшебного помощника — ведьму и волка.
+ Умны и красивы.
+ Добры и храбры.
— Иван Царевич победил, Русалочка погибла.
Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла.
20. Придумай другой конец сказки. Запиши.
Другой конец сказки «Русалочка» для 4 класса.
Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.
Русалочка засмеялась и бросилась в море.
— Прощай, любимый! — крикнула она. — Мы ещё встретимся!
Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.
— Как же я мог не узнать тебя! — потерянно прошептал он. — Я потерял своё счастье!
21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?
Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.
Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.
Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.
22. Напиши ассоциации к слову Рождество.
Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.
23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?
Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.
24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.
Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.
25. Ты прочитал произведения раздела «Зарубежная литература». Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.
Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.
26. Прочитай текст «Том украдкой посещает родной дом». Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
27. Перескажи текст, используя опорные слова.
Пример пересказа текста «Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
28. Прочитай текст «Издатель к читателю». Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?
О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.
Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: «Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер».
Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.
29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.
30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.
Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.
31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.
Я познакомилась с романом «Путешествия Гулливера», сказкой «Русалочка», повестью «Приключения Тома Сойера», рассказами «В Назарете» и «Святая ночь».
Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри «Питер Пен», сказку «Волшебная страна Оз» и многое другое.
32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
Отзыв на книгу «Питер Пэн» и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке.
33. Подготовьте презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
«Выставка книг», «Любимые авторы», «Герои иностранных книг», «Любимое произведение».
Составьте план презентации.
План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.
УКМ «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших»
1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.
На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».
Дополним выставку книгами:
- Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
- Г. Балл «Желтячок»
- Б. Заходер «Русачок»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- М. Горький «Воробьишко»
- Б. Житков «Мангуста»
- М. Пришвин «Изобретатель»
2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…
Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.
Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.
3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.
Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.
События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.
Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.
4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?
На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.
5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.
Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.
6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.
Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.
Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.
Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.
План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса
- Дорога к озеру.
- Встреча с мальчишками.
- Укор взрослого.
- Счастливого пути, утята!
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1. Объясни, почему рассказ так называется.
Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.
2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
- Мальчики одни.
- Легли спать.
- За дверью кто-то топает ногами.
- Пришли папа с мамой.
3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.
Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.
Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.
Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.
Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.
Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!
Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.
Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.
2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.
3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?
В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.
Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.
4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.
Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.
5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.
На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.
На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.
План рассказа про Алёшу по рисункам
- Появление хулигана или собаки.
- Испуг малышей.
- Появление Алёши.
- Изгнание хулигана или собаки.
6. Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган больше не приставал к малышам.
Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.
А мальчик Алёша стал героем двора.
Пишем статью в школьную стенгазету.
1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?
Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.
Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.
2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».
Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.
3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.
План статьи в стенгазету для 2 класса
- Зима — суровое время года.
- Долг каждого человека.
- Как помочь лосям.
- Как помочь птицам.
- Вывод-заключение.
Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Соотнеси авторов произведений и названия.
«Страшный рассказ» — Е. Чарушин
«Кошкин щенок» — В. Берестов
«Ребята и утята» — М. Пришвин
«Храбрый утёнок» — Б. Житков
«Музыкант», «Сова» — В. Бианки
Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.
2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.
Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»
Рассказ: В. Бианки «Музыкант»
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.
То есть, всеми перечисленными качествами.
Опубликовано: 03.01.2022
Урок по литературному чтению на тему Э. Раскин «Как папа выбирал профессию»
4.3.1.1 — составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.
Извлечение информации из различных источников. Составление плана.
Критерии оценивания
Учащиеся смогут: п ересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме; извлекать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей самостоятельно; составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части.
Привитие ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные связи
Взаимосвязь с предметами:
Свободный, краткий, подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ. Извлечение и переработка полученной информации. Формулирование выводов. Представление полученной
информации в виде схемы. Написание творческих работ с добавлением новых героев, нового сюжета.
Запланированные
этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя
Проверка домашнего задания.
Актуализация жизненного опыта
(К) Учитель предлагает подумать, почему так говорят:
Все работы хороши. Выбирай на вкус.
(Г) Ученики строят предположения, о чем пойдет речь на уроке литературного чтения?
Целеполагание
Цель нашего урока – научиться:
— пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме;
— извлекать, перерабатывать полученную информацию;
— составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.
Работа над сквозной темой раздела урока «Не место красит человека, а человек место».
(К) Знакомство с новой лексической темой, обсуждение вопросов:
– Для чего людям трудиться, для чего нужна профессия?
Развитие связной речи
(П) Объяснить смысл пословицы «Всякий человек по делу узнаётся».
Ф.О. Учитель просит поднять карточку, если удалось выполнить устно творческую работу.
Лист с таблицей, фломастер ы
Динамическая пауза
Работа по учебнику. Рассмотреть картинки и определить тему урока.
Работа над литературным произведением Э. Раскина
«Как папа выбирал профессию».
(К) Знакомство с творчеством Э. Раскина.
(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно произведение.
(И) Ученики выбирают незнакомые для понимания слова.
(К) Словарная работа с использованием словаря.
(Г) Ученики читают вслух произведение правильно, сознательно и выразительно.
(К) Ученики отвечают на вопросы по содержанию произведения после каждой части.
Работа по учебнику.
(П) Ученики представляют полученные сведения в виде схемы. Указывают главные качества, которые присущие людям данных профессий. Делают вывод: на что мальчик обращал внимание.
(К) Учащиеся знакомятся с понятием творческий пересказ, изучают правило. Учитель предлагает пересказать рассказ с творческим дополнением, пользуясь правилом, выбрать варианты пересказа.
Творческая работа
(Г) (П) Ученики выполняют задание.
Перечитав произведение, ученики запоминают последовательность событий, делят произведение на части, озаглавливают каждую часть. Составляют план.
Пересказывают по заданию учителя.
(К) П рименить стратегию формативного оценивания «Взаимоопрос».
Лист бумаги, фломастер ы
Итог урока. Учащиеся восстанавливают предложение из учебника: Творческий пересказ – это ….
Прием неоконченных предложений.
Мне больше всего удалось… .
Я получил от этого урока… .
Я могу похвалить себя за то … .
Я могу похвалить своих одноклассников за … . Я могу похвалить учителя за … .
Дополнительная информация
Подумать и написать свой ответ на вопрос «Как вы считаете, что значит быть хорошим человеком?» Тетрадь, задание № 4. Пересказать от первого лица произведение.
Дифференциация
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся пересказывать текст, исправляет произношение при чтении вслух стихотворения, совместно разрабатывают текст заметки. Учитель стимулирует способных учащихся писать творческую работу, используя литературные приемы.
Литературное чтение урок 39. Тема А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Творческий пересказ – этот пересказ «предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями». Это может быть пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя; словесное рисование и др.
Предмет: Литературное чтение
Школа: ГУ «Смирновская средняя школа отдела образования
акимата Карабалыкского района»
ФИО учителя: Касымова Татьяна Николаевна
присутствующих:
отсутствующих:
Раздел (сквозная тема):
В контексте сквозной темы «Мир профессий».
А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Не место красит человека, а человек – место.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.1.2.1 пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно), творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий)
4.2.8.1 – извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей
4.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.
Развитие навыков:
1.2 Пересказывание произведения
2.8 Извлечение информации из различных источников
3.1 Составление плана
Учащиеся смогут: пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме; извлекать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей самостоятельно; составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков:
Свободный, краткий, подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ. Извлечение и переработка полученной информации. Формулирование выводов. Представление полученной информации в виде схемы. Написание творческих работ с добавлением новых героев, нового сюжета.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок.
Активно в работу включайся, дружок!
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение.
Эмоциональный настрой
Середина урока
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
(К) Проверка домашнего задания.
(К) Учитель предлагает подумать, почему так говорят:
Все работы хороши. Выбирай на вкус.
(Г) Ученики строят предположения, о чем пойдет речь на уроке литературного чтения?
Целеполагание
Цель нашего урока – научиться:
пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме;
извлекать, перерабатывать полученную информацию;
— составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.
Работа над лексической и грамматической темой урока.
– Для чего людям трудиться, для чего нужна профессия?
Развитие связной речи
(П) Объяснить смысл пословицы «Всякий человек по делу узнаётся».
Ф.О. Поднять карточку, если удалось выполнить устно творческую работу.
(П) Формулирование темы и цели урока. Работа с учебником.
(К) Работа с классом.
Используя обложки книг определи какой темой они объединены? Какие рассказы и стихи ты знаешь по этой теме? Создай в классе уголок для чтения. Собери самые интересные произведения.
Работа над литературным произведением: Э. Раскина
«Как папа выбирал профессию».
Ф.О Прием « Большой палец»
(К) Знакомство с творчеством Э. Раскина.
(К) Прочитай рассказ и определи какую профессию выбрал папа.
(К) Словарная работа.
Колотушка – деревянный молот.
Токарь – специалист по механической обработке твёрдых материалов.
Юнга – подросток на судне, обучающийся морскому делу.
(К) Работа с учебником.
(П) Ответь на вопросы по содержанию текста.
— Кем захотелось быть мальчику больше всего на свете?
— Почему мальчику стало стыдно?
— Что он ответил своим родителям на вопрос кем хочешь быть?
— Почему никто не смеялся?
— В чём ошибка мальчика при выборе профессии?
Ф.О. Обратная связь « Учитель – ученик» « Вопрос- ответ»
(П) Работа в парах.
Представь полученные сведения в виде схемы. Сделай вывод: на что мальчик обращал внимание. Укажи главные качества, которые присущи людям данных профессий.
Ф.О. « Взаимооценивание»
(К) Разминка для глаз
(И) Творческая работа.
Как ты считаешь, что значит быть хорошим человеком?
Подумай и напиши.
Ф.О « Две звезды одно пожелание.
Работа в тетради «Что я знаю и умею» Учащиеся выполняют работу самостоятельно.
(И) Ученики выполняют задание №1.
Учащимся предлагается закончить правило.
Творческий пересказ – это … .
(П) Ученики выполняют задание №2.
От чьего имени идёт повествование?
-сына или дочери
-бабушки или дедушки
Что понял папа из разговора с военным?
-Неважно, какую профессию вы выберете в будущем, главное – чтобы вы стали настоящими людьми.
-Что он ещё маленький и что он ещё сам не знает, кем он будет.
(Г) Ученики выполняют задание №3.
Ученики вспоминают содержание произведения. Определяют, какое слово из нижеперечисленных лишнее. Сторож, продавец мороженого, сцепщик вагонов, лётчик, артист, токарь, пастух, юнга, собака.
(Г) (П) Ученики выполняют задание №5.
Перечитав произведение, ученики запоминают последовательность событий, делят произведение на части, озаглавливают каждую часть. Составляют план.
Открытый урок на тему: А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Творческий пересказ – этот пересказ «предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями». Это может быть пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя; словесное рисование и др.
А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Не место красит человека, а человек – место.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.1.2.1 пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно), творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий)
4.2.8.1 – извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей
4.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.
Развитие навыков:
1.2 Пересказывание произведения
2.8 Извлечение информации из различных источников
3.1 Составление плана
Учащиеся смогут: пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме; извлекать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей самостоятельно; составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков:
Свободный, краткий, подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ. Извлечение и переработка полученной информации. Формулирование выводов. Представление полученной информации в виде схемы. Написание творческих работ с добавлением новых героев, нового сюжета.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Сесть в круг. Каждый участник кладет руки на колени своих соседей слева и справа. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по коленке. Сосед должен мгновенно среагировать, хлопнуть по коленке первого игрока, а затем быстро хлопнуть следующего игрока справа, как бы передавая эстафету. Тот, в свою очередь, должен передать хлопок дальше, предварительно хлопнув по колену того кто ему передал хлопок.
Разработка урока «Я — человек!»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по произведению А. Раскина «Кака папа выбирал профессию».
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_menshikovoy_n.a.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А. С. Пушкина
Методическая разработка урока литературы в 4 классе
по теме: «Я – Человек?!»
Автор: Меньшикова Н. А.,
учитель начальных классов
Урок литературы: «Я – Человек?!» (4 класс)
Меньшикова Наталья Александровна
Учитель начальных классов МАОУ лицей № 1им. А.С. Пушкина г. Томска
Актуальность темы урока обусловлена тем, что для успешной социализации человеку необходимо осознать смысл человеческого бытия. Ученик должен быть не просто копилкой знаний, его будущая задача – преобразовывать и совершенствовать мир и самого себя. Условия современной жизни ставят человека в ситуацию жесткой конкуренции и соревновательности. Ученику важно ответить на вопросы: кто я? зачем я живу? все ли средства хороши для достижения цели? А для этого необходимо усвоить основные нравственные законы, по которым должен жить Человек, понять свою сущность. Ведь главной компетенцией любого человека является его способность «быть Человеком».
Цель: раскрыть смысл понятия «Человек», побудить учащихся задуматься о предназначении Человека.
Задачи: знакомство с рассказом А. Раскина «Как папа выбирал профессию»;
выявить качества, необходимые Человеку для развития.
- рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию» (учебник «Живое слово», Романовская З. И. );
- пословицы о труде и смысле жизни:
«Дело мастера боится», «Лентяю что ни день, то праздник», «Выведет авоська, да незнамо куда», «Всякий человек у дела познается»;
- высказывания известных людей и писателей:
«Человек есть мир» Е. Рерих;
«Превосходная должность – быть на земле человеком» М. Горький;
«Все прекрасное на Земле – от солнца, все хорошее – от человека» М. Пришвин;
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остваться человеком» И. Гете;
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В. Жуковский;
«Жизнь – это вечное совершенствование» Л. Толстой.
- Вводная беседа.
— Здравствуйте, ребята! Прочитайте название темы урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что вы заметили в формулировке темы? Как вы думаете, для чего так сформулирована тема? К кому обращен этот вопрос? (К каждому из нас).
— Задавали ли вы себе когда-нибудь этот вопрос? В связи с какими событиями?
— А приходилось ли вам утверждть «Я – Человек!» При каких обстоятельствах? Что вы при этом чувствовали?
- Чтение текста.
— Герой рассказа, который мы прочитаем сегодня, сделал для себя одно очень важное открытие. Какое? Давайте прочитаем рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию» (Приложение 1). (Важно обращать внимание на непосредственную реакцию учеников в процессе чтения и поощрять ее).
- Анализ прочитанного.
— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Что вас рассмешило? Почему?
— Почему герой рассказа так часто менял свой выбор?
-Чем нравилась мальчику каждая работа? Подтвердите строчками из текста.
— Что, по-вашему, важнее всего для любой работы? (Ученики могут ответить, что важнее – образование, профессионализм, мастерство. Все это правильно, но недостаточно. В этом случае следует еще раз обратиться к тексту рассказа и проанализировать беседу героя с военным. Важнее всего – быть человеком).
— Сравните реакцию взрослых на рассуждения малыша о выборе профессии сначала и потом, когда он сказал: «Я буду человеком!» (Они перестали смеяться).
— Почему? (Он понял главное).
— В чем, по-вашему, главная мысль рассказа? (Не важно кем ты будешь по профессии, а важно, каким человеком).
- Размышления о понятии «Человек».
— Кому из вас приходилось слышать от взрослых: «Будь человеком!» Поднимите руку.
— А что это значит – быть человеком? (Быть добрым, справедливым, честным, ответственным, щедрым, трудолюбивым, смелым, верным в дружбе, умеющим держать слово и заботиться о слабых).
Дети составляют на доске схему, вписывают названия качеств человека, объясняя их значение.
- Легко ли быть человеком? Почему?
- Вслушайтесь в звучание слова «человек». Что вы слышите? (Чело + век).
- Это не случайно. В переводе с языка наших предков «чела» означает ученик, а в целом «человек» — «ученик века, вечный ученик».
- Как вы это понимаете? (Человек учится всю жизнь, он должен научиться набраться высших нравственных качеств).
- Легко ли быть человеком? Почему? Что мешает стать человеком?
- Работа с «Копилкой Мудрости».
— Человечество всегда задумывалось о смысле своего существования. Вот и мы с вами задумались. В «Копилке мудрости» записаны высказывания мудрых людей или пословицы. Я предлагаю прочитать некоторые из них и обсудить. Ученики по желнию подходят к копилке мудрости, вынимают записку, читают ее, высказывают свое мнение, другие – дополняют.
Можно построить обсуждение по подгруппам. Затем каждая группа докладывает результаты обсуждения.
Можно в конце урока выполнить мини — сочинения – размышления на тему «Я – Человек!» и зачитать некоторые работы.
- Итог урока.
— Что было интересным на уроке?
— Что показалось трудным?
— Что понравилось и почему?
— К какому выводу вы пришли?
— А теперь вернемся к названию темы урока: «Ч – Человек?!». Хочется ли вам изменить что-то в этой формулировке? (Дети могут предложить убрать вопросительный знак и оставить только восклицательный).
- Домашнее задание.
Написать рассуждение на тему «Я – Человек!»
- Антология афоризмов / Сост. Н. Л. Векшин. – Москва : ООО Гамма-С.А., 1999. – 768 с.
- Горчаков Г. Океан мудрости. – Томск : Твердыня, 2005. – 445 с.
- Ожегов С. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – Москва : Русский язык, 1982. – 816 с.
- Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля / Под общ. ред. В. П. Кирдана. – Москва : Правда, 1987. – 1987. – 650 с.
- Романовская З. Живое слово. – Москва : АСТРЕЛЬ, 2007. – 172 с.
А. Раскин «Как папа выбирал профессию» (текст рассказа)
Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь? И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по-другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твердо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!
«Одну порцию продам, одну – съем! – думал папа.- А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».
Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию. Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.
– Кто это? – спросил папа.
– Это сцепщик вагонов,- ответили ему. И тут маленький папа понял, наконец, кем он будет.
Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил:
– А как же мороженое?
Тут папа призадумался. Он твердо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашел выход.
– Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.
Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:
– Это совсем не трудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так все время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.
Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:
– А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать…
Так папа все устроил. Но скоро он захотел стать летчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или, в крайнем случае, уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
– Ты что это делаешь, мальчик?
– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:
– А человеком ты не хочешь быть?
– А я уже давно человек! – сказал папа.
– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
– А какой же? – спросил папа.
– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
– Я буду человеком!
И тут никто не засмеялся. И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. И теперь он тоже так думает. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.
Раскин «Как папа выбирал профессию»
Александр Раскин «Как папа выбирал профессию»
Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь?» И папа всегда отвечал на этот вопрос не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по- другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твёрдо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зелёной тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!
«Одну порцию продам, одну — съем! — думал папа. — А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».
Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твёрдо выбрал себе эту весёлую и вкусную профессию.
Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека.
Человек этот всё время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлезал под вагоны и всё время играл в какую-то замечательную игру.
— Кто это? — спросил папа.
— Это сцепщик вагонов, — ответили ему.
И тут маленький папа понял наконец, кем он будет. Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил: А КЗ.К Ж6 мороженое?
Тут папа призадумался. Он твёрдо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зелёной тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашёл выход.
— Я буду сцепщиком и мороженщиком! — заявил он.
Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:
— Это совсем нетрудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так всё время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.
Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:
— А если вы будете смеяться, так я ещё буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать.
Так папа всё устроил. Но скоро он захотел стать лётчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или в крайнем случае уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щёлкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
— Ты что это делаешь, мальчик?
— Я хочу стать собакой, — сказал маленький папа.
Тогда незнакомый военный спросил:
— А человеком ты не хочешь быть?
— А я уже давно человек! — сказал папа.
— Какой же ты человек, — сказал военный, — если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
— А какой же? — спросил папа.
— Вот ты подумай! — сказал военный и ушёл.
Он совсем не смеялся и даже не улыбался.
Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию.
А главное, он понял, что он ещё маленький и что он ещё сам не знает, кем он будет.
Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
— Я буду человеком!
И тут никто не засмеялся.
И маленький папа понял, что это самый правильный ответ.
И теперь он тоже так думает. Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для лётчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.
Тема: А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он может быть использован на уроках литературного чтения и внеклассного чтения. На уроке используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтально-коллективная. Применяется эффективный приём критического мышления – денотатный граф.
Цель: формирование понятия «настоящий человек»
Задачи:
учить детей обобщать и делать выводы;
развивать речь учащихся и активный словарный запас;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: иллюстрации людей разных профессий, выставка книг, текст произведения, карточки с пословицами, карточки с названиями профессий, схема денотатного графа «настоящий человек».
1.Организационный момент
Я хочу начать наш урок с загадок.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
(Строители)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Доктор)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
ночной сторож
продавец мороженого
сцепщик вагонов
лётчик
артист
токарь
юнга
пастух
Найдите в тексте, почему он хотел стать сторожем? ( «Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу.» )
Чем маленького папу привлекала профессия продавца мороженого?
( «Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!» )
Какие эпитеты он придумал к профессии мороженщика? (Вкусная, весёлая)
А с чем маленький папа сравнивал работу сцепщика вагонов? ( «Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.» )
4. Монолог от лица людей разных профессий
По детским впечатлениям папы хорошо быть ночным сторожем, вкусно быть продавцом мороженого, интересно быть сцепщиком вагонов. И сегодня к нам на урок пришли представители этих профессий. Послушайте, что они расскажут о своей работе, а потом выскажите свою точку зрения.
Рассказ детей от лица ночного сторожа, продавца мороженого и сцепщика вагонов. (Индивидуальные задания)
Вы выслушали две точки зрения об этих профессиях: папы и людей, которые каждый день выполняют свою работу.
Каково же ваше мнение о работе ночного сторожа, продавца мороженого и сцепщика вагонов?
Да ребята, вы правы. Нет лёгких профессий. Все они требуют трудолюбия, ответственности, усердия, старания. А в детском возрасте дети часто меняют своё мнение по поводу будущей профессии. Так и маленький папа часто менял свои желания. Посмотрите на доску, о каких только профессиях он не мечтал. Детям часто в выборе жизненного пути помогают взрослые: родители, учителя, близкие люди. Вспомните, а кто помог маленькому папе разобраться в этой ситуации?
5. Инсценирование отрывка
Посмотрите отрывок из рассказа и скажите, что понял маленький папа из разговора с военным? (Автор, военный, маленький папа)
А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
– Ты что это делаешь, мальчик?
– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:
– А человеком ты не хочешь быть?
– А я уже давно человек! – сказал папа.
– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
– А какой же? – спросил папа.
– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
– Я буду человеком!
Так что же понял папа из разговора с военным?
6. Работа по подбору эпитетов
А каким должен быть человек? Подберите эпитеты к этому понятию.
Трудно ли быть настоящим человеком?
7. Составление денотатного графа к понятию «настоящий человек»
Составим денотатный граф к понятию «настоящий человек». В этом нам помогут пословицы, а работать будем в группах. Надо прочитать свою пословицу и назвать их основную мысль.
1группа
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
2 группа
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3 группа
Жизнь дана на добрые дела.
4 группа
Ложь человека не красит.
5 группа
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Чему учат пословицы?
Что должен делать настоящий человек?
Вот какие паспортные данные мы составили к понятию «настоящий человек».
Настоящий человек
защищает Родину
дорожит дружбой
творит добро
говорит правду
любит труд
8. Домашнее задание
Этот денотатный граф вы будете использовать дома, при составлении рассказа о том, каким должен быть человек.
9. Итог урока
И неважно, какую профессию вы выберите в будущем, главное, чтобы вы стали настоящими людьми, которые приносили бы пользу своему Отечеству. Много книг написано не только о людях разных профессий, но и о просто хороших, настоящих людях. Но есть книга, которая так и называется «Повесть о настоящем человеке», её написал Борис Полевой. Эта книга о легендарном человеке — Алексее Маресьеве, который в годы Великой Отечественной войны доблестно сражался за Родину, не жалея собственной жизни. Он действительно был настоящим человеком. Я думаю, что вы обязательно прочтёте эту книгу.
Помогите с русским языком
(1)Я выбирал профессию, когда отец вернулся с войны. (2)Он не мог указать сыну дорогу, потому что сын для отца был загадкой. (3)Когда отец уходил на фронт, я был мальчишкой. (4)Когда он вернулся — я выбирал профессию. (5)Но главное я все-таки узнал от отца: «Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом».
(6)Работал я пионервожатым, потом киномехаником, фотографом. (7)Работать в газете начал случайно. (8)Однажды написал заметку. (9)Её, к моему удивлению, напечатали и попросили принести ещё что-нибудь. (10)Через месяц высокий молодой редактор позвал меня в кабинет. (11)Не хочу ли я работать в газете? (12)Мне показалось, что редактор шутит. (13)Так началась моя работа.
(14)«Трое суток шагать, трое суток не спать. (15)Ради нескольких строчек в газете. » (16)Это в песне или на самом деле? (17)На самом деле.
(18)На космодроме однажды мы не спали четверо суток. (19)Некогда было спать. (20)Для сна оставались один — два часа, но спать всё равно не могли: слишком велико было возбуждение.
(21)Но, может быть, отдыхаешь, когда возвращаешься в редакцию? (22)Нет! (23)Если вы ночью проходили мимо редакции, вы не могли не заметить: здесь долго светятся окна. (24)Журналисты работают! (25)Читатель не помнит случая, чтобы газета не вышла. (26)Что бы ни случилось, газета есть! (27)Значит, журналисту надо ехать, спешить куда-то, несмотря на погоду. (28)Месяц без выходных. (29)Писать садишься, не обращая внимания на самочувствие.
(38)Я не ошибся в выборе профессии журналиста. (39)Она даёт мне хлеб и радость. (40)Я тружусь и всегда могу отчитаться за каждый свой прошедший день.
Определите стиль и ведущий тип речи.
Сформулируйте основную мысль, составьте план текста.
Из предложений 21-29 выпишите слово с орфограммой «Правописание не с деепричастием».
Из предложения 25 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Из предложений 26-28 выпишите производный предлог.
Из предложения 35 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с авторской пунктуацией. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 31 – 37 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Среди предложений 9 — 14 найдите предложение с вводным словосочетанием. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 20 – 27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Мой папа – пожарный!
Сегодня мы пообщались с Викторией Решетниковой — дочкой Анатолия Решетникова-начальника 42 пожарно-спасательной части города Троицка.
Для каждой дочери папа — это самый сильный человек на свете, который никогда не даст в обиду.
Виктория, расскажи,кем работает твой папа? — Мой папа работает в МЧС, начальником пожарной части города Троицка. Эту профессию он выбрал, потому что ему нравится помогать людям: он тушит пожары, спасает людей и их жилье. Работа очень интересная и ответственная, ему нравится.
Рассказывает ли тебе папа о своей профессии? – Да, конечно, рассказывает. Я очень много узнаю о профессии от него. Папа рассказывает о том, как много звонков поступает им каждый день с просьбой о помощи. О том, как пожарные выезжают туда, где случилась беда. Иногда после долгих пожаров он уставшим приходитс работы домой, но всегда находит время побеседовать со мной.
Вика, как ты считаешь, что самое важное в профессии твоего папы? –Для этой профессии у человека в первую очередь должно быть призвание и желание помогать людям. А потом уже он должен быть смелым, сильным и неравнодушным к чужой беде.
Самое главное для пожарных – это умение работать в команде, понимать друг друга с полуслова. Ведь действовать нужно четко, быстро и решительно. На счету у моего папы с его сослуживцами много потушенных пожаров и спасенных людей.
Скажи, а как ты относишься к такой опасной работе своего папы? – Я считаю, что эта профессия одна из самых важных. Я очень горжусь своим папой, горжусь, что он выбрал такую мужественную профессию-помогать людям.
У папы такой плотный, загруженный график работы, остаётся ли у него время на семью? — Для нас папа самый лучший, добрый и заботливый. Несмотря на то, что у него очень много работы и выездов на происшествия, и что порой очень устает, он всегда находит для нас время. Выходные дни он всегда проводит с нами, мы часто просто гуляем по Москве или ходим в гости к друзьям.
Профессия пожарный-это больше чем профессия — это призвание. Пожарные каждый день рискуют своей жизнью ради жизней других людей. Я очень горжусь своим папой,за то, что он выбрал такую нужную и важную профессию.
Литературное чтение 3 класс второе полугодие Flipbook PDF
ДОРОГОЙ ДРУГ! Ты держишь в руках тетрадь, которая помо жет тебе работать c учебником «Литературное чтение». На её страницах ты найдёшь много интересных вопросов и заданий к произведениям, помещён ным в учебнике. Чтобы выполнить задания, тебе придётся думать, рассуждать, высказывать своё мнение, составлять план произведения, переска зывать его, придумывать небольшие стихотворе ния, писать, рисовать, разгадывать кроссворды и ребусы. Эти задания ты сможешь выполнять самостоя тельно в классе и дома, с помощью своих друзей или взрослых. Ответы, размещённые в конце тетради, позво лят тебе проверить свои знания.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА. Условные обозначения: — вопросы; — задания; — задания повышенной сложности; — задания для работы в парах или группах. 3
Сергей Вольф «Век его не забуду» 1. Проверь, был ли ты внимателен во время чте ния. Отметь правильные ответы на вопросы. Куда мальчик поехал вместо рыбалки? в магазин в цирк в театр в бассейн Где клоун устроил представление? в цирке на даче в квартире в школе Какая фамилия была у клоуна? Иванов Сидоров Петров Макаров Кем на самом деле работал клоун в цирке? фокусником акробатом уборщиком сторожем 2*. Запиши одним словом. Граница, черта, последняя, крайняя степень. Бессмысленная речь больного человека. Ручная дорожная сумка. Как ты понимаешь значение слова саквояж? 12
3. Впиши в клетки названия цирковых профес сий. Если сделаешь это правильно, в выделенных клетках получится название профессии одного из героев рассказа. Фокусник, жонглёр, гимнаст, акробат, дрессировщик.
Какие ещё цирковые профессии ты знаешь? 4. Прочитай про себя отрывки из рассказа. Я ждал приезда клоуна с нетерпением. Нервы у меня были напряжены до предела. Клоун кувыркался, падал, говорил смешные вещи, изображал лошадь, ходил на руках, глотал тарелки. Мы хохотали до слёз. Подошёл автобус, но мне вдруг стало так стыдно давать деньги, что я их не отдал, а просто попрощался с ним за руку, сказал «большое спасибо» и «до свидания» и спросил, как его фамилия. Подчеркни слова, с помощью которых автор передаёт настроение героев. Как ты понимаешь значение выделенных слов? Как можно сказать иначе? 13
Игорь Шкляревский «День, прожитый не зря»
1. Прочитай название рассказа Игоря Шкля ревского. Сравни его с названием предыдущего рассказа Валентины Осеевой, который ты читал. Чем они отличаются? Объясни свой ответ. Как ты думаешь, о чём будешь читать дальше? 2. Прочитай рассказ. Восстанови диалог геро ев, поставив цифры в окошки в правильном по рядке. — Что же это? — Смотри, опять всплеснула в том же месте. — Странная рыба, всё время плещется в одном и том же месте. — Может, это не рыба? — Смотри, опять. — Но так не бывает. 3*. Прочитайте про себя отрывки из произ ведения. — Бедняга, — сказал мой друг, — сама она не выпутается. — Ты так скажешь, что поневоле побежишь спасать эту утку. Вперёд! — отчаянно воскликнул мой друг и вскочил с кровати. Ошалевшая утка, как только я освободил ей шею, стала больно щипать мои руки. 18
Мы быстро надули лодку. Я поплыл к несчастной утке, приподымая сеть. Жаль, что птицы и люди не понимают друг друга. Подчеркни, как автор передает состояние героев и своё отношение к ним. 4*. Составь и запиши план рассказа (восполь зуйся памяткой на форзаце учебника). _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5*. Разгадай ребус. Запиши отгадку. . . ______________________
6. Сравните главных героев рассказов Ва лентины Осеевой «Потерянный день» и Игоря Шкляревского «День, прожитый не зря». Чем они похожи? Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему? Объясните. 19
СОДЕРЖАНИЕ КРАСИВА ПТИЦА ПЕРОМ, ЧЕЛОВЕК — ДЕЛАМИ И УМОМ Художественные рассказы. 4 Валентина Осеева «Волшебное слово». 4 Николай Носов «Федина задача». 6 Виктор Драгунский «Англичанин Павля». 8 Сергей Вольф «Век его не забуду». 12 Александр Раскин «Как папа выбирал профессию». 14 Валентина Осеева «Потерянный день». 16 Игорь Шкляревский «День, прожитый не зря». 18 Басни. 20 Иван Крылов «Стрекоза и Муравей». 20 Иван Крылов «Чиж и Голубь». 21 Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак». 23 Лев Толстой «Стрекоза и муравьи». 25 Лев Толстой «Муравей и голубка». 26 Лев Толстой «Белка и волк». 27 ПОЭЗИЯ — ГОСТЬЯ НЕБЕСНАЯ — ЛЕТИТ НАВСТРЕЧУ ТЕБЕ Стихотворения-размышления. 30 Сергей Михалков «Как бы жили мы без книг?». 30 Агния Барто «Игра в слова». 31 Юрий Яковлев «Какого цвета земля?». 33
Владимир Орлов «Колосок». 34 Борис Заходер «Что красивей всего?». 37 Лев Куклин «Подумайте, что было бы». 39 Стихотворения-портреты. 41 Сергей Михалков «Мечтатель». 41 Виктор Лясковский «Если б я был агроном». 42 Эмма Мошковская «Обида». 44 Валентин Берестов «Обида». 45 Сергей Михалков «Сила воли». 46 Андрей Сметанин «Я — хороший». 47 Юмористические стихотворения. 49 Янис Грантс «Раздача слонов». 49 Эдуард Успенский «Рыболов». 50 Владимир Орлов «Жадный туман». 52 Борис Заходер «Где поставить запятую?». 54 Стихотворения-описания. 56 Николай Некрасов «Славная осень. ». 56 Михаил Геллер «Осень». 58 Сергей Есенин «Поёт зима — аукает…». 59 Александр Пушкин «Зимняя дорога». 61 Алексей Толстой «Вот уж снег последний…». 63 Юнна Мориц «Идёт весна по городу!». 64 Поэтические миниатюры. 65 Тимофей Белозёров «Листопад», «Из холодной рощи…». 65 Галина Новицкая «Осень», «Утро», «Радость». 66
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ Вольт Суслов «Кто сильнее?». 69 Элена Быстрицкая «Как люди изобрели деньги». 71 Геннадий Снегирёв «Отважный пингвинёнок». 72 «Пингвины» (из энциклопедии). 74 Святослав Сахарнов «Как краб кита из беды выручил». 75 «Кит». 78 Юрий Дмитриев «Белый медведь». 79 Борис Житков «Как слон спас хозяина от тигра». 81 «Слон». 83 Юрий Дмитриев «Птица и змея». 84 «Вертишейка». 86 Иван Соколов-Микитов «Ночной разбойник». 87 «Филин». 88
Читайте также:
- Как избежать конфликтов на работе в женском коллективе
- Какой сети отдается предпочтение по технологическим требованиям при работе с напряжением до 1000в
- Чем является совокупность трудовых операций направленных на выполнение функций управления
- Что за профессия регрессолог
- Как организуется режим труда и отдыха при работе с пэвм