1.
… стихли, сказал: — Эх, вы, несчастные воровки!.. Хотел было выйти, но доярки набросились на него, били и … пришел и стал нас ругать, воровками обозвал? — Какой индюк? — сразу не заметил Федор Алексеевич лежавшего в …
Попов Александр. Новая Земля
2.
… функции входило обыскивать отловленных милиционерами воровок, спекулянток, перекупщиц. Анька это проделывала так виртуозно, что самая изощренная …
Полянская Ирина. Прохождение тени
3.
… украла эту пленку, пусть я воровка, зато у меня появился шанс вернуть свои деньги. Я закрыла …
Полякова Татьяна. Черта с два!
4.
… лгуньей, а теперь еще и воровкой. Она вряд ли могла бы отвергнуть первое обвинение, но второе …
Поттер Патриция. Романы 1-5
5.
… напрямик, она должна была быть воровкой или содержанкой, или же тем и другим вместе — ради меня …
Постнов Олег. Песочное время рассказы, повести, пьесы
6.
… их палками, потому что хвостатые воровки могли украсть из дома маленьких детей и взять их к …
Постниковы ЮиВ. Истории о Карандаше и Самоделкине 1-6
7.
… карман, чувствуя себя самой настоящей воровкой. — Ой, у меня ведь дверь открыта, — с притворным испугом вспомнила …
Полякова Татьяна. У прокурора век недолог
8.
… он составил из огня, а воровки и оболочку — из воздушных частиц. Затем он взял свое изделие … он составил из огня, а воровки и оболочку — из воздушных частиц. Затем он взял свое изделие …
Платон. Собрание сочинений
9.
… А вы, что ли, зарегистрировали?! — Воровка! — Сама воровка! О, несчастная улика! Из самого обыкновенного батистового платка она мгновенно … с чужого стола! Обе вы воровки, вот! Забыв о распре, Софья и Tea сдвинули ряды. — Уж … не могла успокоиться. — Дорогая Tea — воровка. Воровка! Домушница! А еще книги пишет! Издается миллионными тиражами. — Не издается … посмотрите, как она стрелки переводит, воровка! — пророкотала толстуха. — Валит с больной головы на здоровую! И ваш … от шпильки: — А вы — нет, воровка! Очевидно, составители пронюхали о ваших порочных наклонностях! — В гробу я …
Платова Виктория. Такси для ангела
10.
… государственным флагом Эстонии, что я воровка и стянула перстенек у его жены, прибегнув к эксгумации трупа … что говорила мне актриса: счастливая воровка, непорочная охотница за непорочными драгоценностями. Гарнитурчик стянула, скажите пожалуйста! Гарнитурчик … к тому же оказалась банальной воровкой, не смогла устоять перед обаянием бриллиантов. Нагло залезла в сейф … меня кассетой и грозился объявить воровкой драгоценностей. А я всего-навсего ….. попалась на фальшивке! — Действительно, странно …
Платова Виктория. Ритуал после брачной ночи
11.
… ни при чем. Она не воровка, уж можете мне поверить. Был еще случай — их как-то …
Полякова Татьяна. Большой секс в маленьком городе
12.
… Башмакова. — Я чувствую себя квартирной воровкой! Потом он несколько раз оставался ночевать у нее. Утром сквозь …
Поляков Юрий. Замыслил я побег
13.
… нехорошая женщина. Почти убийца и воровка. Она предала вас и бросила в самое тяжелое время. Я …
Подколзин Игорь. Год черной собаки
14.
… Наталья Тарасовна, держите е„, держите воровку! Веснушкина пулей пронеслась мимо соседки и бросилась вниз. За ней …
Почепцов Г.Г.. Вдогонку за неизвестным
15.
… вельмож встречаются с проститутками и воровками. И вот уже возвращаются в новые наркоматы чиновники, испуганные слухами … у нее глаза, как у воровки«. И много сказали оскорбительных слов… Я прочла протокол, но подписывать …
Радзинский Эдвард. Сталин
16.
… а деревья вновь обрели украденное воровкой ночью зеленое одеяние, остановились под ветвями сосен и замерли. Моторы …
Пшиманоский Януш. Четыре танкиста и собака
17.
… девица» по паспорту, горемычная Настя — воровка и участница многих темных дел. Титулярный советник побледнел как полотно … радостная и трогательная. Вор и воровка умильно вспоминали о заре туманной юности. Содержась в одной части … та с удивлением. — Они, негодяйки, воровки, которые проделали всю эту историю с тремя рублями. Вот я … И обе женщины пустились догонять воровок. «Воровки» между тем, по-видимому, чувствовали себя в полной безопасности, нисколько …
Путилин Иван. 40 лет среди грабителей и убийц
18.
… не желая, чтобы ее сочли воровкой. — Я изучила их, позвонила к тебе в офис.., и вспомнила … могу жизнью поручиться: я не воровка! Луис задумчиво кивнул и перевел разговор на другое. В тот …
Райдер Фанни. Свет маяка
19.
… Клара сняла свои претензии к воровке. —— ж-л «Аврора» #12/1981 —— Виктор Голявкин ЮБИЛЕЙНАЯ РЕЧЬ Трудно …
Разные полезные факты
20.
… может сделать. Жмура — блядь. Жучка — воровка-малолетка. Жучок — вор-малолетка. Завалить — убить. За базаром следи — контролируй …
Разинкин В.. Цветная масть элита преступного мира
21.
… была слишком рослой, чтобы стать воровкой, слишком честной, чтобы пойти по тропе наемного убийцы, слишком умной … пробила дрожь. Воровство! Она стала воровкой! В своем собственном королевстве! А повар тем временем глазами такими … могла получить достойное образование — например, воровки или белошвейки. Однако мир велик и опасен и девице придется …
Прэтчетт Терри. Плоский мир 1-13
22.
… эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают …
Пришвин М.М.. Зеленый шум
23.
… три точкиу девушек на руке — воровка и т. д.), могут многое рассказать о вкусахих носителей (изображение …
Прикладная Юридическая Психология
24.
… Крэнби говорилось: «Убери Руку свою, воровку, мистер Крэнби. Я знаю хорошо, как ты обманул Вдову Плэшкин …
Пратчетт Терри. Добрые предзнаменования
25.
… и слышать ничего не хочет… воровкой вас обзывает, кричит, что пойдет в участок; а если вы …
Прус Бореслав. Рассказы
26.
… прислугу, которую обзывает распутницей и воровкой. Когда пани Ставская спросила баронессу, не скучно ли ей жить …
Прус Бореслав. Кукла
27.
… она? Сорока — зловредная птица. Сама воровка, но, чтобы отвлечь от себя подозрения, вечно старается выдать кого …
Продан Ю.. Дорога на Тмутаракань
28.
… черти, выворачивая руки, как пойманную воровку. Но он тут же понял, что ошибается. У Лары подкашивались …
Пастернак Борис. Доктор Живаго
29.
… спросить? «Скажи, Джес, ты не воровка?» Худшие подозрения Элизабет, казалось, начинали брать верх. Джессика совершила ряд … ей страшную тайну. Лила Фаулер — воровка. Она ведь самая богатая девушка в городе. Да стоит ей … Была ли Джессика все-таки воровкой? Может, она была заодно с Лилой, может, одна прикрывала другую … Тебя, Элизабет? Ты что, тоже воровка? Элизабет еле сдержалась, чтобы на месте не придушить Лилу. «Ну … от магазина. Что она не воровка, в этом я уверена». — Лила, кончай ломать комедию и послушай …
Паскаль Френсис. Школа в ласковой долине
30.
… болью. Потрясающий получается коктейль. Зеленоглазая воровка тем временем снисходит до того, чтобы признать мое существование. Спокойно …
Парфенова Анастасия. Танцующая с ауте 1-3
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Солнце светит:
Где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
***
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, доча!
Как тебя люблю я!
(Вариант для мальчиков)
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!
***
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Ручки-рученьки,
Да у деточки,
Потягушеньки,
Словно веточки,
Тянем к матушке,
Потянушечки,
И ладошечки,
И подушечки.
Раскрасивые
Мои плечики,
Шаловливые,
Как кузнечики.
Потянушечки-
Локотулечки,
Потягушечки
У лапулечки.
Ножки-ноженьки,
Потягушечки,
По дороженьке
Побегушечки,
Ножки сладеньки,
Да ножулечки,
Ножки маленьки,
Крохотулечки.
Да колешечки-
Сладки ямочки,
Да малешечки
Любит мамочка!
Массаж стоп – растирание.
Пяточки-топтаточки,
Шекотки-щекотаточки,
Розовы, да гладеньки,
Как конфетки сладеньки.
Маленькие стопочки,
Стопочки-топ-топочки,
До чего прекрасны.
Шелковы-атласны.
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики-горошинки,
До чего ж пригоженьки.
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!
Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.
Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
Зарядка в лесу
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку:
Ставим ножки аккуратно
И идем туда — обратно!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
В прятки с зайкой поиграем,
Под кустом поприседаем.
Ручки, солнышко, давай,
И как зайка приседай!
Сели – спрятались! Ку-ку!
Встали – снова наверху!
Сели-встали, сели-встали,
Вот как в прятки мы играли!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Попрощаемся с друзьями
И домой вернемся к маме.
Раз-два, три-четыре,
Мы опять в своей квартире!
Зайка
Шел зайчонок за морковкой
Через лес без остановки.
— Раз-два, раз-два, —
Вслед ему кричит сова.
Зайка весело шагает,
Лапки зайка поднимает,
Раз-два, раз-два,
Под ногой шуршит трава.
Зайка вышел к ручейку,
Он шагает по мостку!
Раз-два, раз-два, —
Вслед ему кричит сова.
Лапки зайка ставит ловко,
В огороде ждет морковка!
Раз-два, раз-два,
За мостком шуршит трава.
Зайка маленький устал,
Зайка сел, зайка встал!
— Раз-два, раз-два, —
Вслед ему кричит сова.
Рой пчелиный, берегись!
Снова сел зайчонок вниз!
Раз-два, раз-два,
Прошуршит ему трава.
Как ушастый серый мячик
По тропинке зайка скачет.
— Раз-два, раз-два, —
Вслед ему кричит сова.
Зайка прыг, зайка скок,
Через маленький пенек.
Раз-два, раз-два,
У пенька шуршит трава.
Шел зайчонок за морковкой
Через лес без остановки.
В огород он к нам пришел
И морковку там нашел!
Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять —
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!
***
Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!
Для самых маленьких.
Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!
Утро щенка
За окошком солнце встало
И щенка пощекотало:
— Лежебока, просыпайся
И скорее умывайся!
Побежал щенок к реке,
Что синела вдалеке,
Вымыл ушки, вымыл нос,
Вот такой хороший пес!
Зубки чистил, лапки мыл,
Он такой чистюля был!
Наш щенок привык к порядку,
После делал он зарядку!
Голубой водой умыт,
Нагулял он аппетит!
Ну, теперь осталось сесть
И на завтрак кашу съесть!
Д. Россини опера «Сорока-воровка»
Немногие знают, о чем идет речь в опере Джоаккино Россини «Сорока-воровка» — настолько редко она исполняется. Однако её увертюру слышали почти все. По легенде, она появилась последней, за день до премьеры – импрессарио Ла Скала просто запер Россини в комнате, не выпуская до тех пор, пока он в окно не выбросил листки с нотами знаменитой мелодии с барабанами.
Краткое содержание оперы Россини «Сорока-воровка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Фабрицио Винградито | бас | богатый арендатор |
Лючия | меццо-сопрано | его супруга |
Джанетто | тенор | их сын |
Нинетта | сопрано | его служанка |
Фернандо Виллабелла | бас-баритон | её отец, солдат |
Готтардо | бас | сельский староста |
Пиппо | контральто | крестьянский мальчик в услужении у Фабрицио |
Исакко | тенор | уличный торговец |
Краткое содержание
Имение в сельской местности под Парижем.
В доме Фабрицио Винградито и его жены Лючии все полны радостного ожидания – скоро с войны вернется их сын, Джаннетто. Служанка Нинетта влюблена в Джаннетто, и все хотят, чтобы они поженились, кроме Лючии, которая винит девушку в недавней потере серебряной вилки. Джаннетто приезжает, объясняется с Нинеттой – влюбленные снова вместе. Появляется её отец, Фернандо Виллабелла. Он также пришел с войны, но его ищут за дезертирство. Для того, чтобы прожить в бегах, он просит дочь продать серебряную ложку из фамильного набора. Пожилой сельский староста Готтардо открывает Нинетте свои чувства к ней, сюда же ему приносят ордер на арест дезертира. Он не взял с собой очки, и ордер читает Нинетта, изменяя описание беглеца, чтобы отец успел скрыться. Выпущенная из клетки сорока крадет со стола серебряную ложку Лючии.
Нинетта продала ложку уличному торговцу Исакко и, взяв деньги, собирается в лес на встречу с отцом. Лючия, заметив отсутствие своей ложки, вызывает Готтардо для расследования. Он заявляет, что за кражу законом предусмотрена смертная казнь. Нинетта роняет деньги, а Исакко подтверждает, что она продала ему ложку с инициалами Ф.В. Нинетта не может сказать правду о произошедшем, её арестовывают и ведут в тюрьму.
Джанетто навещает возлюбленную в тюрьме. Он не сомневается в её невиновности и умоляет оправдаться. Вслед за ним появляется Готтардо, который обещает освобождение в обмен на ее благосклонность. Нинетта отвечает, что предпочитает умереть. Она просит маленького слугу Пиппо продать её золотой крестик, а деньги отнести в лес, к отцу — так Фернандо узнает о случившемся. Он приходит в суд, чтобы спасти жизнь дочери, но не успевает – приговор уже вынесен, а сам он оказывается под арестом.
Появляется Эрнесто, сослуживец Фернандо, который привез для него королевское помилование. Пиппо показывает ему путь и получает серебряную монету за помощь, но сорока ворует ее и взлетает к башне. Мальчик бросается за ней. Тем временем Нинетта уже взошла на эшафот. Внезапно с башни раздаются крики – в сорочьем гнезде найдены и монета Пиппо, и ложка Люсии. Оружейные залпы символизируют счастливое завершение истории.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
95 мин. | 100 мин. |
Фото
Интересные факты
- «Сорока-воровка» относится к жанру оперы семисериа (полусерьезной оперы). Его отличительные особенности – сюжетная канва, схожая с комической оперой, но с присутствием элементов патетики, драматизации. От чистой мелодрамы её отличает наличие персонажа, исполняемого басом-буффа. Герои оперы семисериа – простые люди, часто – современники своих авторов, сюжетные коллизии вполне достоверны, а центральным персонажем чаще всего является безвинно страдающая героиня. Её гонители творят беззаконие, а одним из благодетелей является лицо, облеченное высшей властью. В опере, как правило, сталкиваются герои из разных социальных слоев. И, разумеется, неотъемлемое условие жанра – счастливый финал.
- Успешная премьера оперы принесла её создателю не только удовлетворение, но и грандиозную усталость. В течение вечера маэстро приходилось постоянно вскакивать со своего места и кланяться публике, к концу спектакля число поклонов уже перевалило за сотню.
- Пезаро – родной город Россини. Оперный театр, открывшийся «Сорокой-воровкой», с 1854 года носит имя композитора. С 1980 ежегодно в городе проводится Оперный фестиваль Россини, первой постановкой которого также стала «Сорока-воровка».
- «Сорока-воровка» — 21 опера Россини. От предыдущей работы, «Золушка», её отделяют четыре месяца, а от последующей, «Армида» — три. Всего в 1817 году у плодовитого композитора вышло 4 оперы.
- К 200-летию премьеры в 2017 году Ла Скала вновь вернул в репертуар «Сороку-воровку». Спектакль выпустил оперный дебютант, кинорежиссер и обладатель «Оскара» Габриэле Сальваторес. Классический подход к постановке и сценографии был дополнен акробатическими номерами (роль Сороки исполнила цирковая гимнастка), а также включением в число участников спектакля кукол-марионеток театра «Карло Колла и сыновья».
Лучшие номера из оперы «Сорока-воровка»
Увертюра (слушать)
«Di piacer mi balza il cor» — каватина Нинетты (слушать)
«Mi sento opprimere» — секстет из финала первого акта
История создания и постановок «Сороки-воровки»
В январе 1817 года Россини прибывает в Милан для того, чтобы написать новую оперу для Ла Скала. На месте его уже ждало либретто Джованни Герардини по пьесе Л. Кенье и Ж. д’Обиньи «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо». Двумя годами раньше эта пьеса прошла в Париже с шумным успехом. Сочинение музыки заняло больше времени, чем планировалось, но трех месяцев композитору вполне хватило для создания увесистой партитуры, причем, вся музыка была оригинальной, Россини не использовал ранее написанные мелодии. Маэстро было необходимо взять реванш за провал двух последних его премьер в Ла Скала, «Аврелиана в Пальмире» и «Турка в Италии». Ответственности добавлял и тот факт, что в те же годы здесь с грандиозным успехом прошли показы четырех главных опер Моцарта.
«Сорока-воровка» во многом была совершенно нетипичным ни для своего времени, ни для своего автора произведением. Несмотря на место действия в сельской местности, опера не наполнена несвойственными Россини пасторальными сценами, идиллией, тоской и приторной нежностью – в ней преобладает драматический настрой. Россини получил лучших исполнителей того времени – сопрано Терезу Джиорджи-Беллок (Нинетта), басов Филиппо Галли (Фернандо) и Антонио Амбрози (Готтардо). Премьера состоялась 31 мая 1817 года, публика многократно вызывала певцов и автора на поклоны, до конца сезона спектакль прошел 27 раз. В том же году оперу услышали Флоренция, Верона и Венеция. В 1818 для открытия Театро Нуово в Пезаро Россини переработал «Сороку-воровку» и сам продирижировал её исполнением.
Судьба оперы складывалась сложно – долгие десятилетия забвения сменялись блистательными возрождениями с участием легендарных певцов. Так было в 1883 году, когда в Лондоне в роли Нинетты вышла великолепная Аделина Патти. К 150-летию Россини стараниями директора Консерватории Пезаро Риккардо Зандонаи опера прозвучала в родном городе композитора, через несколько дней – в Сан-Марино на открытии после реставрации Театро Титано, а в мае 1942 года – в Римской опере. Затем к «Сороке-воровке» обратились в 1965 на фестивале «Флорентийский май». В России оперу впервые услышали в 1821 году.
Музыка «Сороки-воровки» в кино
Знаменитая увертюра из оперы почтила своим присутствием известные кинофильмы:
- «Шерлок», телесериал, 2012
- «Братья Гримм», 2005
- «Хлеб и тюльпаны», 2000
- «Бессмертная возлюбленная», 1994
- «Однажды в Америке», 1984
Две постановки оперы остались на видео. Это спектакль Оперы Кёльна 1984 года с И. Котрубас (Нинетта), Д. Куеблером (Джанетто), Б. Эллисом (Фернандо) и спектакль, показанный в 2008 году на Россиниевском фестивале в Пезаро, с М. Кантареро, Д. Корчаком, А. Эспозито.
«Сорока-воровка» знаменует новый этап творчества великого Россини – переход от комических опер к драматичным и реалистичным сюжетам, венцом которых через 12 лет станет героическая драма «Вильгельм Телль».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джоаккино Россини «Сорока-воровка»