Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>


Литература конца XIX века И. А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская

Литература конца XIX века

И. А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская


Сегодня мы: 1 3 Поговорим о любви и дружбе в жизни Ильи Обломова. Порассуждаем, что объединяет таких разных людей, как Обломов и Штольц. 2 Подумаем, почему Ольга Ильинская не смогла изменить Обломова. 2

Сегодня мы:

1

3

Поговорим о любви и дружбе в жизни Ильи Обломова.

Порассуждаем, что объединяет таких разных людей, как Обломов и Штольц.

2

Подумаем, почему Ольга Ильинская не смогла изменить Обломова.

2


Н. А. Добролюбов назвал Андрея Штольца противоядием Обломову. 2

Н. А. Добролюбов назвал Андрея Штольца противоядием Обломову.

2


Обломов и Штольц Персонажи эти абсолютно противоположны. Противопоставление Обломова и Штольца начинается уже с описания внешности этих героев. 2

Обломов и Штольц

Персонажи эти абсолютно противоположны.

Противопоставление Обломова и Штольца начинается уже с описания внешности этих героев.

2


2

2


«Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Обломов 2

«Мысль гуляла вольной птицей

по лицу, порхала в глазах, садилась

на полуотворённые губы, пряталась

в складках лба, потом совсем

пропадала, и тогда во всём лице

теплился ровный свет беспечности».

Обломов

2


«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». Штольц 2

«Он весь составлен из костей, мускулов

и нервов, как кровная английская

лошадь. Он худощав; щёк у него почти

вовсе нет, то есть кость да мускул,

но ни признака жирной округлости».

Штольц

2


Почему Штольц назван противоядием?

Почему Штольц

назван противоядием?


Характеристика Штольца Штольц постоянно занят делом. Он очень энергичный, волевой и деятельный человек. Штольц не боится трудностей, тогда как Обломов теряется и паникует от каждой мелочи. Обломов всегда ждёт, когда же появится Штольц и решит все проблемы.

Характеристика Штольца

Штольц постоянно занят делом.

Он очень энергичный, волевой и деятельный человек.

Штольц не боится трудностей, тогда как Обломов теряется и паникует от каждой мелочи.

Обломов всегда ждёт, когда же появится Штольц и решит все проблемы.


Штольц самостоятелен , инициативен и полностью лишён барских замашек и капризов.

Штольц самостоятелен , инициативен и полностью лишён барских замашек и капризов.


Практичность Штольца В отличие от Обломова Штольц – практичный человек. Он умеет применять на практике полученные знания. А для Обломова знания остаются чем-то абстрактным, не имеющим отношения к жизни. В университете Обломов изучал и математику, и право, но заявление в полицию о краже он написать не смог.

Практичность Штольца

В отличие от Обломова Штольц – практичный человек.

Он умеет применять на практике полученные знания.

А для Обломова знания остаются чем-то абстрактным, не имеющим отношения к жизни.

В университете Обломов изучал и математику,

и право, но заявление в полицию о краже он написать не смог.




Обломов ленивый и апатичный человек, работа для него – скука и тягость.

Обломов ленивый и апатичный человек, работа для него – скука

и тягость.


«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?»

«Труд – образ, содержание,

стихия и цель жизни,

по крайней мере моей.

Вон ты выгнал труд из жизни:

на что она похожа?»


Что объединяет Обломова и Штольца? В целом мире невозможно найти двух более разных личностей. Но тем не менее они друзья.

Что объединяет Обломова и Штольца?

В целом мире невозможно найти двух более разных личностей.

Но тем не менее они друзья.


«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, всё существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решённый вопрос, что противоположные крайности, если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей». Иван Гончаров

«Как такой человек мог быть близок

Обломову, в котором каждая черта,

каждый шаг, всё существование было

вопиющим протестом против жизни

Штольца? Это, кажется, уже решённый

вопрос, что противоположные крайности,

если не служат поводом к симпатии,

как думали прежде, то никак не

препятствуют ей».

Иван Гончаров


Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой.




Друзья детства Учились Штольц и Обломов в пансионе, который принадлежал отцу Штольца. Сильный, волевой Штольц с детства опекал слабохарактерного Обломова, делал за него переводы, выполнял задания в пансионе. Готовность прийти на помощь другу Штольц пронёс через всю жизнь, а после смерти Обломова взял на попечение его сына.

Друзья детства

Учились Штольц и Обломов в пансионе, который принадлежал отцу Штольца.

Сильный, волевой Штольц с детства опекал слабохарактерного Обломова, делал за него переводы, выполнял задания в пансионе.

Готовность прийти на помощь другу Штольц пронёс через всю жизнь, а после смерти Обломова взял на попечение его сына.


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Что объединяет Обломова и Штольца? Друзей связывают не только воспоминания детства. Штольц восхищается душой Обломова, говоря о чистоте, простоте, доброте и высокой нравственности друга. «Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно».

Что объединяет Обломова и Штольца?

Друзей связывают не только воспоминания детства.

Штольц восхищается душой Обломова, говоря о чистоте, простоте, доброте

и высокой нравственности друга.

«Никогда Обломов не поклонится

идолу лжи, в душе его всегда будет

чисто, светло, честно».


Штольц не оставляет попыток вытащить Обломова из его грязной захламлённой комнаты, хотя и сама комната, и образ жизни друга ему отвратительны.

Штольц не оставляет попыток вытащить Обломова из его грязной захламлённой комнаты, хотя и сама комната, и образ жизни друга ему отвратительны.


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Ольга Ильинская Штольц познакомил Обломова с Ольгой Ильинской, попросив её присмотреть за Обломовым, пока сам Штольц будет в отъезде. «Это всё Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим».

Ольга Ильинская

Штольц познакомил Обломова

с Ольгой Ильинской, попросив её присмотреть за Обломовым, пока сам Штольц будет в отъезде.

«Это всё Андрей: он привил

любовь, как оспу, нам обоим».


Ольге Ильинской почти удалось совершить переворот в жизни Обломова.

Ольге Ильинской почти удалось совершить переворот в жизни Обломова.


Пробуждение Обломова Апатичный Обломов превратился в весёлого энергичного человека. Любимый халат Илья Ильич променял на новую модную одежду. Ради Ольги он начал выходить из дома, много гулять и читать книги, даже занялся делами и сменил в деревне старосту.

Пробуждение Обломова

Апатичный Обломов превратился

в весёлого энергичного человека.

Любимый халат Илья Ильич променял на новую модную одежду.

Ради Ольги он начал выходить из дома, много гулять и читать книги, даже занялся делами и сменил в деревне старосту.


Почему же окончательное пробуждение Обломова не состоялось? Почему Обломов не женился на любимой девушке, а вернулся на свой уютный диван?

Почему же окончательное пробуждение Обломова не состоялось?

Почему Обломов не женился

на любимой девушке, а вернулся на свой уютный диван?


Обломов и Ольга Ильинская Обломову было некомфортно в отношениях с Ольгой Ильинской. Ещё в самом начале их романа ему приходят в голову мысли о том, что любовь – это тяжёлая школа жизни.

Обломов и Ольга Ильинская

Обломову было некомфортно

в отношениях с Ольгой Ильинской.

Ещё в самом начале их романа ему приходят в голову мысли о том, что любовь – это тяжёлая школа жизни.


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Письмо Обломова Услышав от Ольги признание в любви, Обломов сомневается. Он считает, что такого человека, как он, любить невозможно. Эта мысль заставляет его написать Ольге письмо, в котором он объясняет, что им нужно расстаться. Обломов уверяет Ольгу, что её любовь – это только бессознательная потребность любить , а истинная любовь только ждёт её в будущем .

Письмо Обломова

Услышав от Ольги признание в любви, Обломов сомневается.

Он считает, что такого человека, как он, любить невозможно.

Эта мысль заставляет его написать Ольге письмо, в котором он объясняет, что им нужно расстаться.

Обломов уверяет Ольгу, что её любовь – это только бессознательная потребность любить ,

а истинная любовь только ждёт её в будущем .


«Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь».

«Всё это к лицу молодости, которая

легко переносит и приятные

и неприятные волнения; а мне к лицу

покой, хотя скучный, сонный, но он

знаком мне; а с бурями я не управлюсь».


Письмо Обломова Письмо не заставило их расстаться, после Обломов даже сделал предложение Ольге Ильинской. Но это письмо показывает, что отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской обречены .

Письмо Обломова

Письмо не заставило их расстаться, после Обломов даже сделал предложение Ольге Ильинской.

Но это письмо показывает, что отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской обречены .


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Обломов и Ольга Ильинская Поэтическая мечтательность Обломова сталкивается с практичностью Ольги. Когда он готов кричать на весь свет об их помолвке, Ольга заставляет его держать всё в секрете и заниматься делами. «Ни продолжительного шёпота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Всё как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга!»

Обломов и Ольга Ильинская

Поэтическая мечтательность Обломова сталкивается с практичностью Ольги.

Когда он готов кричать на весь свет об их помолвке, Ольга заставляет его держать

всё в секрете и заниматься делами.

«Ни продолжительного шёпота, ни таинственного

уговора слить обе жизни в одну! Всё как-то иначе,

по-другому. Какая странная эта Ольга!»


Обломов и Ольга Ильинская Обломов считает свадьбу поэтическим мигом, венцом счастья влюблённых. Но необходимость работы лишает этот поэтический миг всякой привлекательности в глазах Обломова. Мечта у него оторвана от реальной жизни.

Обломов и Ольга Ильинская

Обломов считает свадьбу поэтическим мигом, венцом счастья влюблённых.

Но необходимость работы лишает этот поэтический миг всякой привлекательности в глазах Обломова.

Мечта у него оторвана от реальной жизни.


Обломов Манилов

Обломов

Манилов


Ольга Ильинская не только умная, энергичная и деятельная девушка. Она очень любознательна. Ольга интересуется всем на свете, даже астрономией. Она отправляла Обломова в город за книгой о двойных звёздах. Любознательность Ольги – мучение для Обломова, необходимость бегать, суетиться в поисках ответа на вопрос. Обломов не способен дать Ольге то, что она требует. А Ольга понимает, что зачахнет, если будет жить так, как мечтает Обломов.

Ольга Ильинская не только умная, энергичная и деятельная девушка.

Она очень любознательна.

Ольга интересуется всем на свете, даже астрономией.

Она отправляла Обломова в город за книгой о двойных звёздах.

Любознательность Ольги – мучение для Обломова, необходимость бегать, суетиться в поисках ответа на вопрос.

Обломов не способен дать Ольге то, что она требует.

А Ольга понимает, что зачахнет, если будет жить так, как мечтает Обломов.


Сильно различается влияние любви на души Ильи Обломова и Ольги Ильинской, само восприятие этого чувства. 36

Сильно различается влияние любви на души Ильи Обломова и Ольги Ильинской, само восприятие этого чувства.

36


«Так училась она любви, пытала её и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него». Иван Гончаров

«Так училась она любви, пытала её

и всякий новый шаг встречала слезой

или улыбкой, вдумывалась в него».

Иван Гончаров


Для Ольги любовь – это внутренняя работа , новый опыт, переосмысление жизни.

Для Ольги любовь – это внутренняя работа , новый опыт, переосмысление жизни.


А чем же любовь является для Обломова? 36

А чем же любовь является для Обломова?

36


Для Обломова любовь – это красивая мечта.

Для Обломова любовь – это красивая мечта.


«Обломов не учился любви, он засыпал в своей сладостной дремоте, о которой некогда мечтал вслух при Штольце». 36

«Обломов не учился любви, он засыпал

в своей сладостной дремоте, о которой

некогда мечтал вслух при Штольце».

36


Обломов и Ольга Ильинская Расставаясь с Обломовым, Ольга признаётся в том, что она самонадеянно считала, будто сможет пробудить Обломова к жизни и стать его путеводной звездой. Очень важны слова Ольги Ильинской о любви: «…я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним».

Обломов и Ольга Ильинская

Расставаясь с Обломовым, Ольга признаётся

в том, что она самонадеянно считала, будто сможет пробудить Обломова к жизни и стать его путеводной звездой.

Очень важны слова Ольги Ильинской о любви:

«…я любила в тебе то, что я хотела,

чтоб было в тебе, что указал мне

Штольц, что мы выдумали с ним».


Ольга Ильинская не принимала Обломова таким, какой он есть, с его любовью к покою и страхом перемен.

Ольга Ильинская не принимала Обломова таким, какой он есть, с его любовью к покою и страхом перемен.


Обломов и Агафья Пшеницына В романе есть женщина, которая полюбила реального Обломова, а не выдуманный образ будущего. Это Агафья Пшеницина, которая и стала женой Обломова. Бедная вдова, женщина неразвитая, глупая, практически необразованная, при этом превосходная хозяйка.

Обломов и Агафья Пшеницына

В романе есть женщина, которая полюбила реального Обломова,

а не выдуманный образ будущего.

Это Агафья Пшеницина, которая и стала женой Обломова.

Бедная вдова, женщина неразвитая, глупая, практически необразованная, при этом превосходная хозяйка.


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Обломов и Агафья Пшеницына Спокойная, кроткая Агафья Пшеницына боготворила мужа, выбивалась из сил, чтобы обеспечить ему роскошный стол. С ней он обрёл спокойную, безмятежную жизнь, о которой так долго мечтал.

Обломов и Агафья Пшеницына

Спокойная, кроткая Агафья Пшеницына боготворила мужа, выбивалась из сил, чтобы обеспечить ему роскошный стол.

С ней он обрёл спокойную, безмятежную жизнь, о которой так долго мечтал.


Обломов и Агафья Пшеницына Обломов достиг своего идеала, но именно тот образ жизни, о котором он так мечтал, и свёл его в могилу. Агафья Пшеницына стала его злым гением.

Обломов и Агафья Пшеницына

Обломов достиг своего идеала,

но именно тот образ жизни, о котором он так мечтал, и свёл его в могилу.

Агафья Пшеницына стала его злым гением.


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Сопоставительная характеристика обломова и штольца сочинение


Был ли счастлив Обломов? Парадокс героя в том, что он не обрёл счастья в своём раю. Во время последней встречи со Штольцем Обломов признаётся, что ему уже давно совестно жить на свете . Он стыдится себя и боится встретиться с Ольгой. Ему страшно от мысли, что Ольга увидит, каким он стал.

Был ли счастлив Обломов?

Парадокс героя в том, что он не обрёл счастья в своём раю.

Во время последней встречи со Штольцем Обломов признаётся, что ему уже давно совестно жить на свете .

Он стыдится себя и боится встретиться с Ольгой.

Ему страшно от мысли, что Ольга увидит, каким он стал.




Итог жизни Обломова Агафья Пшеницына безутешна в своей скорби. Помнят об Обломове Штольц и Ольга, которые вместе со своими детьми растят сына Обломова.

Итог жизни Обломова

Агафья Пшеницына безутешна в своей скорби.

Помнят об Обломове Штольц и Ольга, которые вместе со своими детьми растят сына Обломова.


Итог жизни Обломова Все сокровища чистой, голубиной души Ильи Обломова остались нерастраченными, а полученные знания легли мёртвым грузом. Спасти Обломова не смогла ни дружба, ни любовь. На вопрос о том, что сгубило его друга, Штольц отвечает коротко: «Обломовщина!»

Итог жизни Обломова

Все сокровища чистой, голубиной души Ильи Обломова остались нерастраченными, а полученные знания легли мёртвым грузом.

Спасти Обломова не смогла ни дружба, ни любовь.

На вопрос о том, что сгубило его друга, Штольц отвечает коротко: «Обломовщина!»


«Обломов не есть существо, от природы совершенно лишённое способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина». Николай Добролюбов

«Обломов не есть существо, от природы

совершенно лишённое способности

произвольного движения. Его лень

и апатия есть создание воспитания

и окружающих обстоятельств. Главное

здесь не Обломов, а обломовщина».

Николай Добролюбов

Проект урока литературы

с компетентностно-ориентированными заданиями, 10 класс.

Тема: Обломов и Штольц: с$опоставительная характеристика героев (по роману

И.Гончарова «Обломов»).

Цель:

* Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

* Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

* Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию в физической и духовной областях деятельности.

Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:

— информационная (аспект – обработ$ка информации (2 уровень)

— компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)

— коммуникативная (аспект – публичное выступление (2 уровень)

Оборудование и наглядность: компьютеры, ЦОР (использование таблицы-схемы из «Системы уроков по литературе, 10 класс, И.А.Гончаров «Обломов», автор Т.В.Курьянова, учитель МОУ СОШ №9)

портрет писателя, текст романа, иллюстрации К.Н.Чичагова к роману.

И.А.Гончаров (1812 – 1891гг.)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

(организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу»)

II.Постановка$ учебной задачи.

1.Компетентностное задание (информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень)

Стимул:

Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об эти$х двух героях пойдёт у нас разговор.

Задачная формулировка

Дома вы перечитывали роман И.Гончарова «Обломов» (ч.2, главы 1 – 4).

Внимательно прослушайте выступление вашего одноклассника о детстве Андрея Штольца. Сделайте вывод о чертах характера данного литературного героя, сформированных ещё в детские годы, и об его отношении к «обломовщине» (Не менее 4 примеров).

Модельный ответ:

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

4 балла указаны все 4 примера,

$

3 балла указаны верно 3 примера,

2 балла указаны правильно 2 примера,

1 балл указан хотя бы один из приведённых в модельном ответе примеров.

2.Информационная компетентность, аспект – обработка информации (2 уровень).

Задачная формулировка.

На основе прослушанных ответов выявите сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполните таблицу:

$

$

$

$

Обломов

Штольц

Образ жизни

Отношение к семье и родителям

Отношение к образованию

Поведение в обществе и на службе

Восприятие любви

Модельный ответ:

Обломов

Штольц

Образ жизни

Праздность, пассивность

Активность, кипучая коммерческая деятельность

Отношение к семье и родителям

$

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери

Отношение к образованию

$

Отсутствие интереса к науке

Стремлению к постоянному пополнению знаний

Поведение в обществе и на службе

Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья

Стремление к пополнению деловых связей, культ труда

Восприятие любви

Способность на глубокие искренние чувства

Способность на глубокие искренние чувства

$

2 балла

1 -2 ответа

4 балла

3 – 4 ответа

$

6 баллов

5 – 6 ответов

8 баллов

7 — 8 ответов

10 баллов

9 – 10 ответов

3.Информационная компетентность, аспект – о$бработка информации

Задачная формулировка

Внимательно рассмотреть таблицу.

На основе сравнения двух литературных героев обобщить данные и сделать краткий вывод о том, каким образом противопоставлены персонажи.

Примерный модельный ответ – вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько $сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

Закрепление.

4. Компетентность разрешения проблем (аспект – извлечение вторичной информации (1 уровень)

На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)

Обломов: Штоль$ц:

Модельный ответ.

На основе прослушанного выступления выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Обломова, (проверка домашнего задания)

Обломов: Штольц:

$

5. Рефлексия деятельности на уроке(2 -3 минуты)

$

Домашнее задание:

6. Коммуникативная компетентность, аспект – публичное выступление (2 уровень).

Итог: подготовьте выступление, в котором нужно будет доказать, чью позицию: Обломова или Штольца вы считаете более приемлемой для себя. Время выступления 3-4 минуты. Вы должны привести не менее 3 аргументов. При подготовке к выступлению используйте материал романа И.Гончарова «Обломов», поурочные записи.

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа «Обломов» было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях «На родине» Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. «Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя», — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Гончаров И.А. «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (Сравнительный анализ)

Согласно расхожей фразе, основанной на одном из многочисленных законов физики, противоположности притягиваются. Именно это взаимодействие положило начало дружбе Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По большому счёту, другом главного героя мог бы стать любой человек, хоть чем-то отличающийся от него самого, благо таких персонажей в романе достаточно. Штольц же является полным антиподом Обломова. Это добавляет некую иронию в произведение Гончарова.

Действительно, Илья и Андрей похожи только по возрасту и полу, в остальном… Обломов – дворянин, помещик, домосед, любит поспать и поесть, безвольный, добрый, ленивый и мягкий человек.

Штольц – надворный советник, много путешествует, упорный, трудолюбивый, энергичный, «составлен из костей, мускулов и нервов». То есть, Обломов и Штольц — абсолютно разные люди.

Несмотря на то, что роман называется «Обломов», в нём два главных героя: Илья Ильич и Штольц. Второй введён автором специально, чтобы усилить впечатление читателя от Ильи Ильича, для контраста. Автор, понимая, что Обломов сам по себе, за счёт своей лености и безвольности, не может создать сюжет произведения, добавляет в свой роман человека, который привнёс деятельность, жизнь в бессмысленное существование Ильи Ильича. И благодаря появлению которого начинает происходить череда событий, собственно и составляющих сюжет.

Каждый из этих двух героев пытается изменить другого. Попытки Штольца растормошить Обломова привели к некоему результату, но ненадолго. Как только Штольца не стало рядом, Обломов снова погрузился в вязкую трясину «обломовщины», куда в своё время, пытаясь остудить пыл друга, пытался затянуть и Штольца.

В принципе сравнение Штольца и Обломова можно уместить в одно слово – противоположности или антиподы. Взаимодействие двух крайностей всегда ведёт либо к разрушению, либо, наоборот — к созиданию. В конце романа мы видим, и то, и другое. Благополучие Штольца – брак по любви, сложившаяся семья и карьера. Чем не созидание? Что касается Обломова, то нельзя сказать, что его жизнь была разрушена. Он прожил её достаточно комфортно в своём понимании, но по общим меркам, жизнь его прошла бездарно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов».

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе».

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

(595 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов», заслуживший признание со стороны читателей. Автор мастерски изобразил три сюжетные линии: романтические отношения героев, афера с имением Обломова и противопоставление двух судеб — Обломова и Штольца. Роман наполнен интересными и яркими личностями. Особое впечатление оставляет образ Агафьи Пшеницыной. Рассмотрим поподробнее ее характеристику. 

В образе Агафьи писатель изобразил истинную русскую женщину, которая остановит коня на скаку и войдет в горящую избу. У нее пышные формы, рабочие руки, сильное тело. По своей натуре женщина является глубоко религиозной, кроткой, скромной и послушной. Героиня трудолюбива, практична, она стала прекрасной хозяйкой. Агафья обожает чистоту и домашний уют. Пшеницына является идеальной супругой для главного героя романа, ведь воссоздает атмосферу детства в Обломовке, наполненного заботой и вниманием.

Биография Агафьи Пшеницыной довольно не простая. Она овдовела и осталась с двумя детьми без содержания. Ей пришлось своим трудом кормить семью, что в те времена для женщины было крайне сложно.

«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.» 

В отличие от Ольги Ильиинской, Агафья Пшеницына не получила достойного образования. Героиня не разбирается во многих жизненных вопросах, она очень ограничена. Пшеницына обладает узким кругозором. Однако героиня умело скрывает свою необразованность. Она либо молчит в нужный момент, либо мило улыбается. Круг интересов Пшеницыной ограничивается ведением хозяйства, работой на кухне, а также общением с прислугой. В этот список позже вошли заботы о муже и ребенке. Иван Александрович обращает особое внимание на положительные черты своей героини. Героиня старалась оберегать Обломова от всех проблем и переживаний. Благодаря Агафье главный герой обрёл долгожданное спокойствие и умиротворенное счастье. Ведь это было заветной мечтой Обломова. 

Писатель показывает, насколько отличается любовь Пшеницыной к Обломову от чувств Ольги Ильинской. Ведь Агафья любит своего супруга просто за то, что он находится рядом с нем, в отличие от Ольги. Агафье нравится чувствовать истинную благодарность со стороны Обломова за ее самопожертвование и заботу. Она не хочет менять партнера, она принимает его таким, каков он есть. Поэтому в семье лидером является женщина. Она налаживает быт, несет ответственность за дом, решает проблемы и финансовые вопросы. Обломов, измученный отношениями с Ильинской, обретает спокойствие рядом с Пшеницыной. Герой словно живёт в своем иллюзорном мире. При этом образ Агафьи наиболее полно характеризует выбор жизненных установок персонажа. Героиню не нужно завоевывать, не нужно поддерживать, не нужно носить на руках. Она сама понесет Обломова и еще «спасибо» скажет. Выбрав такую женщину, Илья навсегда отказался от попытки изменить себя и стать мужем, а не ребенком в семье. Ведь именно та умиротворяющая атмосфера, которую создала Агафья, приводит Илью к ранней смерти. Герой не желает исполнять все рекомендации врачей и умирает от своего образа жизни и мышления.

В браке у Ильи и Агафьи рождается сын. Героиня обожает своего ребёнка, однако решает отдать его на воспитание Штольцам после смерти мужа. По ее мнению, они смогут дать ребёнку достойное воспитание и образование. Даже в этом выборе проявляются главные черты героини: сила духа, бескорыстная и жертвенная любовь, практическое мышление.

Можно заметить, что на протяжении всего повествования Гончаров невольно сравнивает Агафью с Ольгой. Как мы видим, простая религиозная женщина, обладающая способностью к искренней любви, во многом превосходит образованную карьеристку. Пшеницыной доставляет подлинное счастье бескорыстная любовь. Однако она же и губит предмет своей любви, потакая слабостям мужа и позволяя ему растрачивать себя в лени.

В образе Агафьи Пшеницыной писатель воплотил искреннюю и бескорыстную любовь не только к мужу, но и к окружающему миру. В отличие от других персонажей, Агафья не стремилась к материальному благополучию и личным целям. Но героиня смогла обрести истинное счастье, отрекшись от эгоизма. Именно благодаря своей открытости, доброте, искренности и самоотдаче главная героиня сумела стать по-настоящему счастливой.

Черты характера Агафьи Пшеницыной Цитаты
Пренебрежительное отношение к себе «Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» 
Доброта и отзывчивость «Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» 
Спокойный темперамент «Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» 
Застенчивость и робость «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
Трудолюбие и активность «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» 
Невежество и «тупость» «…– А читаете что-нибудь?  Она поглядела на него тупо и молчала…»  «…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
Бескорыстие и естественность «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.»
Хозяйственность «Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
Заботливость, умение любить «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.»
Преданность и глубина чувства Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.

Автор: Виктория Комарова

  • Соответственно как пишется правильно
  • Соперник ратмира и фарлафа в сказке 6 букв сканворд
  • Сообщение что такое сказка
  • Сообщение на тему романтические элементы в литературной сказке жуковского кратко
  • Сообщение о сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях