Соловей татарская народная сказка

Киреева и.а. культуроведческий аспект обучения русскому языку младших школьников ориентация на личностный подход напрямую взаимодействует с процессом формирования ценностных ориентаций

Киреева И.А.

Культуроведческий аспект
обучения русскому языку младших школьников

Ориентация на личностный подход
напрямую взаимодействует с процессом формирования ценностных ориентаций
учащихся, в связи с чем в современной методике преподавания наблюдается
последовательный процесс перехода от традиционных методов преподавания к инновационным,
среди которых особенно выделяется также и культуроведческий подход.

Раскроем содержательное наполнение
выделенных уровней работы в соответствии с занятиями, проводимыми нами.

1. Элементарный уровень работы с
отдельными единицами языка.

На данном уровне в качестве
дидактических материалов были отобраны русские пословицы и поговорки, которые
вводились в контекст таких тем, как «Не с различными частями речи», «Лексика и
словообразование в русском языке», «Культура речи», «Русский язык и русская
культура». Причем, учитывая компонент полиэтнического класса, в качестве
дополнительных примеров упоминались также некоторые башкирские и татарские
пословицы и поговорки, закреплявшие особенности национального самосознания в
отношении к языку и выражавшие схожие ценностные критерии, что были закреплены
в русских пословицах.

Приведем пример подобного урока. Урок
посвящен изучению темы «Не с частями речи» (урок повторения). Приводится  несколько
примеров, когда не пишется раздельно со словами и слитно. Анализируя примеры,
учащиеся вспоминают правило, затрагивающее особенности написания частицы не с
разными частями речи: с глаголами и существительными. В качестве примеров  приводится
несколько пословиц:

— Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда (русская народная пословица);

— Без пчелиных укусов меда не бывает
(татарская народная пословица);

— Батыр без ран не бывает (башкирская
народная пословица).

Вначале происходит разбор изучаемого
явления: во всех трех пословицах определяется часть речи и выводится правило,
почему не пишется раздельно. Затем переходим к анализу содержания пословиц:
вместе с учащимися выделяется общая идея, которая выражена в трех пословицах, а
также определяются лексические характеристики пословиц: почему в русской
пословице используется образ рыбы, в татарской пословице использован образ
меда, а в башкирской – образ Батыра.

Как видно из примера данного
фрагмента урока, работа на элементарном уровне включает в себя привлечение в
качестве дидактического материала отдельных лексических единиц (пословиц,
поговорок), которые выступают в качестве примеров для разбора изучаемого
явления, а также в качестве основы для проведения культуроведческого
исследования, которое предпринимают сами учащиеся. В итоге, в рамках урока по
русскому языку учащиеся достигают основной цели урока – повторение правила, а
также и дополнительной цели: знакомство с особенностями культуры через язык.

2. Работа над культуроведческим
текстом.

В рамках данного направления были
использованы следующие формы работы: работа над заданным культуроведческим
текстом (деление на части, озаглавливание, анализ основной идеи текста,
составление плана, пересказ, изучение стилистических особенностей текста и его
основных содержательных структур, выделение ключевых культурных идей, характерных
для текста), а также работа над собственным текстом (сочинением).

Представим фрагменты уроков,
посвященных выделенным этапам работы с культуроведческими текстами. Урок был
посвящен теме текста и его основной идее. В качестве дидактического материала
были использованы следующие народные сказки: «Зимовье зверей» (русская народная
сказка), «Соловей» (татарская народная сказка), «Заяц и лев» (башкирская
народная сказка). Класс делился на группы в соответствии со своей культурой и
получал варианты текстов. Необходимо было выделить название текста и его
основную идею и определить, насколько полно идея отражена в заглавии текста.
После того как данное задание выполнялось, группы выбирали спикеров, которые
представляли содержание сказки и анализировали соотношение основной идеи и
основного заглавия сказки.

Как видно, в данной работе выполнялся
прагматический аспект, ориентированный на закрепление пройденного материала.
После того как были представлены выполненные задания, учитель просил детей
записать на доске основные идеи сказок. На основании записанного в классе
происходило обсуждение: какие идеи близки друг другу в выделенных сказках,
какие различаются, какая общая добродетель продвигается в сказках, какими
качествами наделены персонажи сказок, насколько это в действительности
соответствует той или иной культуре.

При создании собственных сочинений,
которые выступали в качестве заключительного раздела в рамках выделенного
направления, ученикам предлагались следующие темы:
«Русскаятатарскаябашкирская культура в современном мире», «Язык и культура:
грани общего», «Знакомя друга с культурой – познакомь и с языком». В структуре
сочинения предлагалось выдвинуть три аргумента, которые бы доказывали выбранную
тему. Ученики могли использовать как материал, изученный на уроках русского
языка, так и дополнительный материал, который они собрали дома (подготовка
сочинения задавалась на дом, но заготовленные дома тексты сочинений не
принимались к проверке).

Составляя собственный текст о
значимости языка и культуры, учащиеся закрепляли сформировавшиеся знания в
области специфики культуры и народных ценностей, которые содержатся в языке, в
сказках и пословицах, а также развивали навыки аналитического мышления,
письменной речи, умения четко сформулировать собственную мысль и представить ее
в письменном виде.

3. Получение культуроведческих знаний
в рамках внеклассной деятельности.

Для того чтобы расширить знания в
области народной культуры при одновременном изучении и повторении норм русского
языка, проводилась работа и на внеклассных занятиях, которые включали в себя
следующие формы работы: экскурсии в места туристического интереса с сохранением
национального народного колорита ( о поговорках в современном мире); «Мой
народный писатель» (подготовка исследовательских проектов); «Встречают по
одежке» (мероприятие с элементами исследовательской деятельности на знакомство
с названиями некоторых частей одежды, изучение народных костюмов), «В гостях
хорошо, а дома лучше» (исследовательские проекты о жилище).

Таким образом, в условиях реализации
культуроведческого подхода ставилась комплексная цель при обучении русскому
языку, которая состояла не только в достижении основных целей обучения данной
дисциплине, но также и в формировании общекультурной компетентности учащихся при
одновременном изучении как собственной культуры и языка, так и знакомстве с
культурой и языком своих одноклассников.

Библиографический
список

1. Бабенко Л.О. Культуроведческий
подход к преподаванию русского языка // Русский язык в школе. 2014. №4. С.
34-39.

2.
Муллагалиева Л.К. Межкультурный диалог в условиях билингвизма. Монография.
Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. 146 с.

3.Шевченко
И.А. Планирование культуроведческого материала. Формирование культуроведческой
компетенции. М.: Просвещение, 2013.

326
с.

Приложение
к организационному разделу основной

 общеобразовательной
программы

основного
общего образования

Филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя
общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с.Алкино-2 муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан – Основная общеобразовательная
школа с.Бишкази муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО И
ПРИНЯТО                                 СОГЛАСОВАНО                                       
УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                           Заведующий
Филиалом                               Директор СОШ с. Алкино-2

Протокол № 1                                                              СОШ
с.Алкино-2-ООШ с.Бишкази                  ____________ Батршина М.Т.

от «29»08.2019г                                                 ________Хафизов
Р.А.                                 Приказ 266 от«30»08.2019 г

Руководитель ШМО                                              
«29»08.2019 г.                                                      

_______ Мугаттарова Р.М.

Рабочая
программа курса внеурочной деятельности

«Татарский
фольклор» для 5 класса

основного
общего образования

Срок реализации программы -1год

Разработана
на основе: основной образовательной
программы основного
общего образования
 СОШ с. Алкино-2, примерной программы по
татарскому языку и
литературе для основной общеобразовательной школы с
русским языком обучения 1-11 классы. Казань. Татарское книжное издательство.2011(под
редакцией Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой, В.А. Гариповой)

Составитель: Салимуллина
Ильсуяр Фаузатовна, учитель  татарского языка и литературы  высшей категории
Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Бишкази

                                        
                                                                         2019                            

                      Программа «Татарский фольклор»
художественно-эстетического направления.

    Программа  содержит темы по татарскому народному фольклору, дает
примерное        распределение учебных часов  и рекомендуемую последовательность
изучения тем   данного курса с учетом метапредметных связей, логики
учебного процесса,   возрастных особенностей обучающихся.

       Татарская народная культура является богатейшим материалом
не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями
татарского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования
способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует
развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление,
воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического
содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка,
началом, порождающим личность.

          
Проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций
народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народного фольклора,
является в настоящее время особенно актуальной. Народные
песни, сказки,  игры, пословицы составляют питательную почву для
нравственно-эстетического развития детей.

1.     
Результаты
освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-осознание
своей гражданской и национальной принадлежности;


восприятие родного языка как явления национальной культуры, понимание связи
развития языка с развитием культуры родного народа, понимание ценности традиций
своего народа, семейных отношений;

-положительная
мотивация и познавательный интерес к изучению курса родной культуры, языка ;

-эмоционально
— ценностное отношение к конкретным поступкам.

Обучающиеся
получат возможность для формирования:


чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности культуры и языка
родного народа;


эстетических чувств на основе изучения культуры общения;


личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного
маршрута;


способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными
нормами и этическими требованиями;


способности понимать чувства других людей и сопереживать им;


ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде..

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные
УУД

Обучающийся
научится

умение
решать проблемы творческого характера;

умение
адекватно воспринимать оценку;

умение
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

Познавательные
УУД

Обучающийся
научится

умение
добывать новые знания (пользоваться словарями, справочниками);

умение
переводить и преобразовывать информацию;

умение
анализировать, обобщать;

строить
рассуждения;

интерес
к познанию культуры.

Коммуникативные
УУД

Обучающийся
научится

умение
договариваться;

умение
работать в паре, группе, коллективе;

умение
использовать свои способности;

умение
задавать вопросы;

умение
отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Методы
и приемы обучения
:
наглядные, словесные, игровые, практические

Учитывая,
что большинство обучающихся общаются на русском языке и что языком обучения в
школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на
их особенности в русском языке.

Обучение
связной речи является последовательной и важной задачей. Целью таких уроков
является обучение обучающихся грамотно, красиво, доступно говорить, писать,
понимать и уметь объяснять написанное, выражать своё мнение, заниматься
творческой деятельностью на родном языке.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся
получать возможность:

знать о фольклоре,
как источнике народной мудрости, красоты, жизненно силы;


определять характер и жанр произведений;

— пересказывать сюжеты сказок, легенд;

— исполнять народные песни, танцы;

применять
пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;


играть в народные игры и организовывать их;

— исполнять мини – спектакль на татарском языке;

— работать с партнером в группе;

— оценить процесс и результаты своей работы.

       
Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре,
изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной,
культурно-досуговой. Школьникам свойственно наглядно-образное мышление.
Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не
только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые»
наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, с которыми
можно познакомиться в школьной музейной комнате.  Создаются различные
воображаемые ситуации, «переносящие» детей в татарскую избу, на народные
праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения
в историю татарского народа.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

Разделы (ч)

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Тема 1.Вводное занятие 

Уроки-путешествия

уроки- игры,

Урок-экскурсия,

кроссворды

Ознакомить с содержанием программы обучения

Тема 2. Частушки, прибаутки

уроки- игры,

кроссворды

Разучивать прибаутки

Тема 3. Загадки

уроки- игры,

кроссворды

Составлять загадки. Анализировать и разгадывать загадки

Тема 4. Считалки

Уроки-путешествия

уроки- игры,

Ознакомить с вариативностью классификацией считалок. Разучивать
считалки. .

Тема 5. Скороговорки

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

 Публиковать собрание скороговорок. Скороговорка – инструмент в
работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс
скороговорочников

Тема 6. Пословицы  поговорки

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Понять жанр, тематику, образное выражение поговорок. Играть  «Кто
больше знает поговорок?»

Тема 7. Татарские народные песни

Уроки-путешествия

уроки- игры,

слушать песни

Понять своеобразие детских народных песен, разучивать

 детских народных песен

Тема 8. Татарские народные сказки

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Читать сказки .Понять классификацию
детских сказок. инценировать сказки.

Тема 9. Татарские легенды

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Понять жанр, своеобразие и  педагогическую  ценность. Читать
легенды.

Тема 10. Татарские народный костюм

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

викторины

 Узнать формирования и колорит татарской национальной одежды

Традиционные ювелирные украшения костюма. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды

Тема11.Татарские музыкальные инструменты

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

викторины

  
Познакомиться с самыми известными инструментами татарского музыкального
фольклора ( гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра,
ятаган, татарские гусли, саз и др.)

Тема 12. Татарский народный танец 

.

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Узнать
основные жанры татарского народного танца: хороводные, плясовые. Разучивать
движений, исполнение танца.

Тема 13.Татарские народные праздники

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Знать татарские народные праздники: календарные, обрядовые

Тема 14.Татарские народные игры

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

викторины

Познакомить с особенностями жанра .Усвоить педагогические
функции игры. Разучивание игр.

Тема 15. Национальная кухня

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

Познакомить с традиционными татарскими блюдами, распространенные
в родном селе в настоящее время. Ознакомить с рецептами их приготовления ,с 
особенностями сервировки стола.

16.Семейные обычаи и обряды

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды

викторины

Ознакомить
с особенностями обрядов и степенью соблюдения обычаев в родном селе

17. Татарские
орнаменты и узоры

Уроки-путешествия

уроки- игры,

кроссворды.

выставка творческих работ

Показать
орнамент во всем многообразии и красоте , во многих видах татарского
искусства – кожаной мозаике, вышивке, керамике, резьбе по камню и дереву,
каллиграфии, ювелирном искусстве

Для проверки уровня усвоения обучающимися полученных знаний могут
быть использованы нестандартные виды контроля: проекты ,выставки и др.

3. Тематическое  планирование с указанием количества часов ,отводимых
на освоение каждой темы

п.п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

1

Вводное занятие

1

2

       Частушки,
прибаутки

1

3

Частушки, прибаутки

1

4

Загадки

1

5

Считалки

1

6

Скороговорки

1

7

Пословицы и поговорки

1

8

  
Игра «Кто больше знает пословиц?»

1

9

Татарские народные песни

1

10

   Колыбельные песни

1

11

   Праздничные песни

1

    12

   Шуточные песни

1

    13

Татарские народные сказки

1

    14

«Три дочери»

1

    15

«Зухра и месяц»

1

16

«Соловей»

1

17

Татарские легенды

1

18

   Татарский народный
костюм

1

19

Национальные музыкальные  инструменты

1

    20

Татарские народные танцы

1

21

Хороводные танцы

1

22

         Плясовые

1

23-24

Татарские народные
праздники(ураза байрам,Курбан байрам)

2

25

Нардуган

1

26

Навруз

1

27

Детский сабантуй

1

   
28

Татарские народные игры

1

29

Подвижные игры

1

30-31

Национальная кухня

2

32-33

Семейные обычаи и обряды

2

34

Татарские орнаменты и узоры

Итого

34

Приложение
к рабочей программе

Филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя
общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с.Алкино-2 муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан – Основная общеобразовательная
школа с.Бишкази муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Пр. №1   от  26  августа 2020 г.

Руководитель ШМО

__________ /Мугаттарова Р.М./

       УТВЕРЖДАЮ

                     Директор СОШ c.
Алкино-2

       ____/Батршина М.Т./

       Приказ № 222  от 27 .08. 2020
г.             

Календарно
–тематическое планирование  внеурочной деятельности

«Татарский
фольклор»

для
5класса

2020-2021
учебный год

Срок реализации -1 год

Календарно-тематическое планирование
разработано на основе: Рабочей программы курса внеурочной деятельности »
основного общего образования, утвержденной Приказом директора СОШ с.Алкино-2-№
266  от 30.08.2019 г

Составитель:Салимуллина
Ильсуяр Фаузатовна,  учитель  родного языка и
литературы высшей категории  Филиала СОШ с. Алкино-2-ООШ с. Бишкази

                                                                                           
2020

                                 Календарно-тематическое
планирование

п.п

Дата

Дата

Наименование разделов и тем

Примечание

1

8.09

Вводное занятие

2

15.09

       Частушки,
прибаутки

3

22.09

Частушки, прибаутки

4

29.09

Загадки

5

6.10

Считалки

6

13.10

Скороговорки

7

20.10

Пословицы и поговорки

8

10.11

Игра
«Кто больше знает пословиц?»

9

17.11

Татарские народные
песни

10

24.11

Колыбельные песни

11

1.12

Праздничные песни

12

8.12

Шуточные песни

13

15.12

Татарские народные
сказки

14

22.12

«Три дочери»

15

29.12

«Зухра и месяц»

16

19.01

«Соловей»

17

26.01

Татарские легенды

18

2.02

   Татарский народный
костюм

19

9.02

Национальные музыкальные 
инструменты

20

16.02

Татарские народные
танцы

21

2.03

Хороводные танцы

22

9.03

Плясовые

23-24

16.03

23.03

Татарские народные
праздники(Ураза,Курбан байрам)

25

6.04

Нардуган

26

13.04

Навруз

27

20.04

Детский сабантуй

28

27.04

Татарские
народные игры

29

4.05

Подвижные
игры

30-31

11.05

14.05

Национальная
кухня

32-33

18.05

21.05

Семейные
обычаи и обряды

34-35

25.05

Татарские
орнаменты и узоры

Соловей татарская народная сказка

Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.

Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.

В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

Соловей татарская народная сказка

Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
  7. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
  8. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
  10. В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
  11. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  12. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
  5. Т.  Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
  6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
  8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список на лето по программе «Перспектива»

Соловей татарская народная сказка

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
  6. В. Даль «Что значит досуг?» .
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Л. Толстой «Филипок».
  10. К. Ушинский «Рассказы о животных».
  11. Н. М. Артюхова. «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
  15. С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собаки. «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев. «Умная собачка Соня».
  18. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
  19. Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король-Дроздовик».

Список книг на лето «21 век»

Соловей татарская народная сказка

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки братьев Гримм.
  3. Сказки Андерсена.
  4. С. Михалков «Праздник непослушания».
  5. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
  6. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. К. Чуковский. Стихи и сказки.
  8. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  9. П. Бажов «Серебряное копытце».
  10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  11. В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
  12. Е. И. Чарушин. Рассказы.
  13. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
  14. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
  15. В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
  18. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  19. Стихи русских поэтов о природе.
  20. Стихи Заходера.

Список литературы для чтения летом «2100»

Соловей татарская народная сказка

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  3. Сказки народов мира:  сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. П. Бажов «Сказы».
  6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
  8. М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
  9. Е. Чарушин «Никита и его друзья».
  10. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  11. А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
  12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  13. В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
  14. В. Берестов «Как найти дорожку».

Стихи:

  1. Заходер стихи и сказки.
  2. О. Григорьев «Стихи».
  3. Л. Квитко. Стихи для детей.
  4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  5. Н.Матвеева. Стихи.
  6. Г. Остер «Вредные советы».
  7. Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
  8. И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
  9. А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
  10. Ю. Владимиров «Чудаки».

Зарубежные авторы:

  1. Родари «Приключения Чиполлино».
  2. Т. Янсон «Ветер в ивах».
  3. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  5. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  6. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
  7. Т. Янсон «Шляпа Волшебника».

Задания на лето для будущего второклассника

Соловей татарская народная сказка

Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.

Русский язык

1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.

2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).

3. Доделать задания в школьной печатной тетради.

Математика

1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы. 

2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.

Чтение

Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

УМК:  Ф.А.Ганиева,  М.Д.Гарифуллина.Әдәбият, 6 класс. –Казан: Татарское книжное издательство, 2014 год

Раздел

Тема урока

Количество часов

Даты

Корректировка

По плану

Фактически

1

Устное народное творчества (4 ч.)

Устное народное творчества.    Повторение эпических жанров фольклора (баиты, сказки, предания, легенды), метафоричность, аллегоричность

1

2

Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов.

1

3

Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»,  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).  

1

4

Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»,  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).

1

5

Древняя средневековая тюрко-татарская литература (10 ч.)

Развитие мифологических и религиозных сюжетов в литературе. Научная и литературная деятельность КаюмаНасыри (1825-1902).

1

6

Изучение им фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Переходные явления от затянувшегося Средневековья к эпохе просвещения (К. Насыйри «Әбүгалисина» /«Абу Али Сина»).

1

7

Изучение повестаК. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

8

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

9

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».

1

10

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».  Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

1

11

Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина».  Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

1

12

Просветительское движение у татар.

Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный.

1

13

Просветительское движение у татар.

Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный.

1

14

Сочинение на тему . «Помощь друзьям-хорошая качества»

1

15

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг. (7 ч.)

Г. Ибрагимов (1887-1938) – выдающийся романтик татарской литературы начала XX века.

1

16

 Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый».

1

17

 Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый».

1

18

Г. Ибрагимов. «Алмачуар» / «Чубарый». Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни

1

19

Изображение народной жизни в рассказе«Алмачуар» / «Чубарый»

1

20

Образ Алмачуар.  Любовь маленького героя к лошади.  

1

21

Функции образов мальчика-рассказчика и взрослого повествователя. Этнографические детали и материалы. Образ татарской деревни.

1

22

Устное народное творчества (4 ч.)

Переход фольклорных жанров в литературу: условность . Г. Рахим биография.  

1

23

Г.Рахим  «Язәкиятләре» / «Весенние сказки»).  Аллегорическая образность. Повествование от лица персонажа-рассказчика.

1

24

Г.Рахим  «Язәкиятләре» / «Весенние сказки»).Утверждение бескорыстия как важного человеческого качества.

1

25

Сочинение на тему:  Качества характера человека в образе  природы»

1

26

Татарская литература начала XX века (17 ч.)

Жизнь и творчество Дардеманда. Татарское литературоведение о Дардеманде.

1

27

Лирико-эмоциональные образы. Дардменд «Видагъ» / «Прощание».

1

28

Содержание лирического текста, лирический герой, чувство-переживание. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво-лика.

1

29

Жизнь и творчество С. Рамиева. Татарское литературоведение о Рамиеве.

1

30

С. Рамиев «Уку» / «Знание». Просветительский мотив. Образ автора. Гражданская лирика.  

1

31

Жизнь и творчество Г. Камала – одного из основоположников татарской реалистической драматургии.  

1

32

Г. Камал«Беренче театр» /«Первый театр».

1

33

Г. Камал«Беренче театр» /«Первый театр».

1

34

Комические образы. Основные конфликты в комедии Г. Камала«Беренче театр» /«Первый театр».

1

35

Просветительские идеи, комические средства.

1

36

Жизнь и творчество Г.Тукая.

1

37

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар»

/ «Оставшиеся в памяти», 1-5 разделы.

1

38

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти», 6-8 разделы.

1

39

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти», 9-10 разделы.

1

40

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдәкалганнар» / «Оставшиеся в памяти».

1

41

Образ повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Характер. Воспоминания, условность, вымысел.

1

42

Сочинение на тему :“Образ Габдуллы Тукая в  произведениях и искусстве»

1

43

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (7 ч.)

Практический урок. Анализ лирического произведения.  

1

44

Практический урок. Лирические жанры: пейзажная лирика, природная лирика

1

45

Жизнь  и творчество Х.Такташа

1

46

Х. Такташ «Пи-би-бип».

1

47

Х. Такташ «Пи-би-бип». Образ природы и родной земли.

1

48

Лирический герой, повествователь, лирическое «я», образ автора, авторская позиция.  

1

49

Внеклассное чтение . И.Гази. “Три Махмута/Өч Мәхмүт»

1

50

Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.) (11 ч.)

Жизнь и творчество Р.Батуллы.

1

51

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка».

1

52

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка».

1

53

Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство героя Батуллы с ТукаевскимАпуш и отличия от него.  

1

54

Приёмы создания исторических ситуаций. Особенности рассказывания.

1

55

 Р. Батулла “Щенок/Көчек”

1

56

 Р. Батулла “Щенок/Көчек”

1

57

Р. БатуллаЧагыр /Косоглазый

1

58

Различные связи между татарской и русской поэзии.

1

59

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

1

60

Сочинение на тему : «От кого я беру пример?”

1

61

Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.) (5ч.)

Лиро-эпический жанр – баллада.  Система образов. Символ и методы аллегории  

1

62

Жизнь и творчество М.Джалиля.  

1

63

О жизни  и творчестве  М.Джалиля.Моабитские тетради/Моабит дэфтэрлэре”

1

64

М. Джалиль. «Сандугачһәмчишмә» / «Соловей и родник».

1

65

М. Джалиль. «Сандугачһәмчишмә» / «Соловей и родник». Система образов.

1

66

М. Джалиль. «Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник». Условность, аллегория.

1

67

Повторение.Литературный праздник «Путешествие по стране Литература 6 класса».

1

68

«Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

  • Солдатские сказки саши черного
  • Солдаты новобранцы как пишется
  • Солдат спит служба идет как пишется
  • Сойти на нет как пишется
  • Создание сказки золотая рыбка