Солнце зашло за тучу как пишется

Солнце зашло за тучи, и такая тишина была вокруг, будто мы с ним одни в целом свете. глядя на тебя,

android bar

Солнце зашло за тучи, и такая тишина была вокруг, будто мы с ним одни в целом свете.

Глядя на тебя, солнышко зайдёт за тучу!

– Нет, не видны, теперь вообще мало что можно разглядеть. Луна зашла за тучи, и вся река окуталась мраком.

Стало гораздо темнее, будто солнце не просто зашло за тучу, а скрылось за горизонтом в одно мгновение.

Солнце в этот момент зашло за тучу, небо помрачнело, с реки подул резкий холодный ветер.

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прокатчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Когда солнце вновь зашло за тучи, песец, гнавший что есть мочи вперёд, испарился.

Вдруг всё поблёкло, как если бы солнце внезапно зашло за тучу.

Сольям зашёл за тучу и в этот хмурый момент по округе пронеслись два безумных крика солдата.

Полная луна быстро зашла за тучу, совершенно отказываясь освещать лицо незнакомца, одетого во всё чёрное.

Солнце опять зашло за тучи и стало ещё мрачнее и суровее, чем было раньше.

Не прошло и получаса, как опять поднялся ветер, солнце зашло за тучи сверкнувшими молниями, и опять зарядил дождь.

За окном луна снова зашла за тучи, и в номере потемнело.

Луна, до этого светившая во всё своё круглое лицо, теперь зашла за тучи, набежавшие невесть откуда, поднялся ветер, и потянуло зябкой сыростью, а запах тлена стал невыносимым.

Через 15 минут туча зашла за тучу и сеанс в солярии закончился.

Луна давно зашла за тучи, и в этой темноте и затаившейся тишине лесок будто подступил ближе.

И, будто в ответ на её настроение, мир поблёк и стал недружелюбным: солнце зашло за тучи, подул холодный ветер, погнал песок по пыльной дороге, перемешал с гравием.

– Луна зашла за тучу. К тому же он закутался, но один раз я его всё-таки ударил. Уверен, что след остался.

Казалось, вот сейчас солнце зайдёт за тучу, и меч растает в воздухе.

В этот момент в комнате заметно потемнело: луна зашла за тучу.

Да и сейчас солнце зашло за тучи.

Солнышко зашло за тучу, но в воздухе уже чувствовалась ранняя весна.

Через несколько минут солнце зашло за тучу, и у сосны стало очень сумрачно.

Ассоциации к слову «зайти&raquo

Ассоциации к слову «туча&raquo

Синонимы к словосочетанию «зайти за тучу&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «зайти за тучу»

  • — И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, — сказал он, но тотчас же испугался того, что̀ сказал, и покраснел. И действительно, как только он произнес эти слова, вдруг, как солнце зашло за тучи, лицо ее утратило всю свою ласковость, и Левин узнал знакомую игру ее лица, означавшую усилие мысли: на гладком лбу ее вспухла морщинка.
  • Кроме Игоши и Григория Ивановича, меня давила, изгоняя с улицы, распутная баба Ворониха. Она появлялась в праздники, огромная, растрепанная, пьяная. Шла она какой-то особенной походкой, точно не двигая ногами, не касаясь земли, двигалась, как туча, и орала похабные песни. Все встречные прятались от нее, заходя в ворота домов, за углы, в лавки, — она точно мела улицу. Лицо у нее было почти синее, надуто, как пузырь, большие серые глаза страшно и насмешливо вытаращены. А иногда она выла, плакала:
  • Но вот два дня прошли тихо; до конца назначенного срока, до недели, было еще пять дней. Райский рассчитывал, что в день рождения Марфеньки, послезавтра, Вере неловко будет оставить семейный круг, а потом, когда Марфенька на другой день уедет с женихом и с его матерью за Волгу, в Колчино, ей опять неловко будет оставлять бабушку одну, — и таким образом неделя пройдет, а с ней минует и туча. Вера за обедом просила его зайти к ней вечером, сказавши, что даст ему поручение.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «зайти&raquo

  • ЗАЙТИ́, зайду́, зайдёшь; прош. зашёл, —шла́, —шло́; повел. зайди́; прич. прош. заше́дший; деепр. зайдя́; сов. (несов. заходить1). 1. Идя, по пути побывать где-л., посетить кого-, что-л., наведаться к кому-л., куда-л. Марья Константиновна остановилась 524 (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗАЙТИ

Значение слова «туча&raquo

  • ТУ́ЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно темное облако, несущее дождь, град, снег. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ТУЧА

Смотрите также

ЗАЙТИ́, зайду́, зайдёшь; прош. зашёл, —шла́, —шло́; повел. зайди́; прич. прош. заше́дший; деепр. зайдя́; сов. (несов. заходить1). 1. Идя, по пути побывать где-л., посетить кого-, что-л., наведаться к кому-л., куда-л. Марья Константиновна остановилась 524

Все значения слова «зайти»

ТУ́ЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно темное облако, несущее дождь, град, снег.

Все значения слова «туча»

  • выйти из-за туч
  • спрятаться за тучу
  • скрыться за тучу
  • уйти за тучу
  • выглянуть из-за туч
  • (ещё синонимы…)
  • далеко
  • дебри
  • заход
  • тупик
  • вход
  • (ещё ассоциации…)
  • дожди
  • дождь
  • небо
  • облачка
  • гроза
  • (ещё ассоциации…)
  • Разбор по составу слова «зайти»
  • Разбор по составу слова «туча»
  • Как правильно пишется слово «зайти»
  • Как правильно пишется слово «туча»

Удовенко Лидия Ивановна

Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Удовенко Л.И. МОСШ№1 г.Белоярский

Урок русского языка в 3-а классе. (ПО УМК «Планета знаний»)

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Цель: Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания .

Задачи:

Образовательные: : 

            Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и    писать.

Развивающие: Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

Оборудование: Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина 3 класс: учебник: в 2 кн.- Москва 2011г. АСТ Астрель, компьютер, проектор, таблица  «Пристваки и предлоги», карточки, кластеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

II. Минутка  чистописания.

 (Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

от ото по около со подо

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Четырнадцатое февраля. Классная работа.

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги или приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….?  — Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

включение учащихся в активное восприятие речи одноклассников

III. Словарная работа. Актуализация знаний.

Слайд. На экране.

 (до)ехал      (до) б.рёзы

(по)бежал     (по) д.ревне

(прочитал     (про) г.род

(от)мёл         (от) к.мнаты

(под)полз     (под) ябл.ню

-Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Проверка. Слайд2

доехал  до берёзы

побежал      по деревне

прочитал     про город

отмёл         от комнаты

подполз       под  яблоню

Назовите безударные гласные в словарных словах.

-Определите. Где в словосочетаниях приставка, а где предлог.

-Подчеркните предлог и выделите приставку.

Дети самостоятельно составляют и записывают словосочетания.

Дети проверяют

Проверяют записанное в тетради со слайда

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

Итог: упр. 17.

Дети встают и отвечают на вопросы

V.Постановка темы урока.

— Определите тему и цель урока

 Слайд Тема: Правописание приставок и предлогов.

-Ребята, какую цель поставим на уроке?

Слайд. Цель:

Научиться  распознавать приставки и предлоги и правильно писать их при письме.

Запись в тетради темы.

Выслушиваются ответы детей.

VI.Работа по теме урока.

 -Почему же нередко в письменных работах встречаются ошибки: приставки пишут отдельно, предлоги – слитно? Разве трудно отличить приставку от предлога?

Проведем исследование .

1).Работа в парах. Упр.18

— Прочитайте  внимательно задание. Один из вас(1 в.) запишет приставки, а другой –(2 в.)  предлоги.

-А один ученик пойдёт к доске и запишет какие из них могут быть и приставками и предлогами.

Проверка.

Приставки: (слайд)

-у,- за, над, рас, с,(со) пере, по, из, от,(ото), вос, в, (во), до, на, бес, под,(подо), про, над, вз, (взо), раз, без, воз, о, об, (обо).

Бывают только  предлогами: (слайд)

Возле, перед, около, из-за, из-под, к.

Бывают как приставками, так и предлогами: (слайд)

у, за, над, с, (со), по, из. от, в, во, до,на,под, про, над, без, о, об, (обо).

Итог: Мы были исследователями. Какой вывод сделаем. Приставки могут быть и предлогами.

2)Работа по учебнику: упр.19.(письменно)

-Прочитайте внимательно задание упр.19.

-С какими частями речи не употребляются приставки? (с местоимениями)

-С какими частями речи не употребляются предлоги? (с глаголами)

Физминутка

Самостоятельно выполняют упражнение.

VII.Первичное закрепление.

Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

1.Лодка (от)плыла (от)берега.

2.Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

3.Солнце (за)шло (за)тучу.

4.Всадник (с)лез (с)коня.

5.(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

6.(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

2 уровень.

-Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

   На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей за бился … под крышу.

Ваза сделана …из стекла.

Машина подъехала  кдому.

Лось с прятался под… деревом.

Грачи разгуливали по полю.

-Проверяем. Поднимите руки у кого была карточка…..цвета.

Слайд.

 1.Лодка  отплыла от берега.

2.Мальчик нашел на дороге монетку.

3.Солнце зашло за тучу.

4.Всадник слез  с  коня.

5.По  дорожкам сада  побежали      ручейки.

6.До лагеря мы добрались только ночью.

— Поднимите руку у кого была карточка…

цвета.

Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

-У кого была карточка….цвета.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей забился  под крышу.

Ваза сделана из стекла.

Машина подъехала  к дому.

Лось спрятался под деревом.

Грачи разгуливали по полю.

Итог.— Если у вас нет ошибок поставьте оценку карандашом на полях.

-А сейчас будем работать в группах. Давайте вспомним правило работы в группах.

Работа в группах.

Задание на карточке.  Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  ____________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  ___________________________________

Зависело б (от)мыла,  ____________________________________

Веснушки я б (от)мыла.___________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,___________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.___________________________

Я правило бубня (под)нос,    ____________________________________                            

в альбоме рисовал (под)нос.____________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.____________________________

— А сейчас выходит один представитель группы и проверяем, как справились с заданиями.

Итак, сделаем вывод:– Что такое приставка и для чего она служит?

– Что такое предлог? Для чего он служит

У каждого учащегося лежат карточки разного цвета. Выбирает задание и выполняет.

Дети выходят к доске и объясняют, как выполняли. Оценивают

VIII.Итог урока.

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  1. часть слова
  2. отдельное слово
  3. отдельно
  4. слитно
  5. для связи слов в предложении
  6. для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

Выходят два ученика и делают вывод.

IX.Рефлексия.

-Возьмите в руки  смайлики, которые лежат на ваших столах.

— Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

   Теперь дорисуем рот:

        — урок понравился и вы довольны      своей работой,
       —  я не очень доволен своей работой.

-Что затруднило в новой теме?

Дети берут рисунки и дорисовывают значки

XX.Домашнее задание.

Упр.20,выучить правило на стр.49

Слайд

Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами,

звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Я правило бубня (под)нос,    ________________________________________________                                  

в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Выполнила: Удовенко Л.И.

Слайд 2

Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (до)ехал (до) б.рёзы (по)бежал (по) д.ревне (про) читал (про) г.род (от)мёл (от) к.мнаты (под)полз (под) ябл.ню Словарная работа

Слайд 3

Доехал до березы побежал по деревне прочитал про город отмёл от комнаты подполз под яблоню Проверка

Слайд 4

Научиться распознавать приставки и предлоги и правильно писать их при письме. Тема урока: Правописание приставок и предлогов Цель:

Слайд 5

У-, за-, над-, рас-, с-(со-), пере-, по-, из-, от-(ото-), вос -, в-(во-), до-, на-, бес-, под-(подо-), про-, над-, вз -( взо -), раз-, без-, воз-, о-, об-(обо-). Приставки:

Слайд 6

Возле, перед, около, из-за, из-под, к. Бывают только предлогами:

Слайд 7

У, за, над, с, (со), по, из, от, в, во, до, на, под, про, над, без, о, об, (обо). Бывают как приставками, так и предлогами:

Слайд 8

1. Лодка отплыла от берега. 2. Мальчик нашел на дороге монетку. 3. Солнце зашло за тучу. 4. Всадник слез с коня. 5. По дорожкам сада побежали ручейки. 6. До лагеря мы добрались только ночью. 1 уровень

Слайд 9

На поляну опустился вертолёт . Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге. 2 уровень

Слайд 10

Воробей забился под крышу. Ваза сделана из стекла. Машина подъехала к дому. Лось спрятался под деревом. Грачи разгуливали по полю. 3 уровень

Слайд 11

Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь. Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. Сугробы снега вьюги намели, И грузовик, как баржа, на мели. Я правило бубня под нос, в альбоме рисовал поднос. Вот досада, я не дошла до сада. Проверка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

толковый словарь

I ж.

1. Большое, густое, тёмное облако, приносящее дождь, град, снег.

2. Летучая масса чего-либо, видом напоминающая такое облако.

3. перен. разг.

Неопределённо большое количество кого-либо или чего-либо.

II предик. разг.

Оценочная характеристика количества, множества чего-либо как чрезвычайно большого, неисчислимого.

ТУ́ЧА — сущ., ж., употр. часто

Морфология: (нет) чего? ту́чи, чему? ту́че, (вижу) что? ту́чу, чем? ту́чей, о чём? о ту́че; мн. что? ту́чи, (нет) чего? ту́ч, чему? ту́чам, (вижу) что? ту́чи, чем? ту́чами, о чём? о ту́чах

1. Тучей называют большое, тёмное облако, которое приносит с гобой дождь, град, снег.

Тяжёлые, свинцовые, низкие тучи. | Грозовая, штормовая туча. | Чёрная, синяя туча. | Солнце зашло за тучи. | С гор надвигаются тучи. | Ветер разогнал тучи. | Небо обложено тучами. | Небо заволакивают тучи, слышны удары грома.

2. Тучами называют клубящуюся массу мелких летучих частиц пыли, пара, дыма и т. п.

Тучи искр, дыма. Тучи снежинок. | Нагнать тучу пыли. | Поднимать тучи брызг. | Тучи пепла поднялись с пола.

3. Тучами называют густую движущуюся массу, большое количество кого-либо.

Туча солдат, иммигрантов. | Туча галок. | Туча саранчи. | Летают тучи мух. | К тому же здесь тучи москитов, переносчиков малярии. | Вороньё тучами кружилось в небе.

4. Если над кем-либо сгустились, собрались тучи, то это означает, что этому человеку угрожает какая-либо беда, опасность, неприятность.

Он не подозревал, какие тучи собираются над его головой.

5. Если о ком-либо говорят, что он темнее, мрачнее тучи, то это означает, что у этого человека очень печальный вид, озабоченное выражение лица и т. п.

Иван сидел темнее тучи, весь охваченный колючей и бессильной злобой.

ту́чка сущ., ж.

тучево́й прил.

толковый словарь ушакова

ТУ́ЧА

ту́чи, жен.

1. Большое, преимущ. темное густое облако, грозящее дождем, градом, снегом. Грозовая, снежная туча. «Правая сторонушка одной сплошною тучею покрылась.» Некрасов.

2. перен. Опасность, надвигающаяся беда, что-н. угрожающее, мрачное (книжн. поэт.). «Снова тучи надо мною собралися в тишине; рок завистливой бедою угрожает снова мне.» Пушкин. «Ну, тучу разогнал!» Грибоедов. Тучи сошлись, собрались над кем-н.

3. перен., только ед. Употр. для обозначения мрачного настроения, хмурого вида. «Как туча, ходил недовольный отец.» Некрасов. Смотреть тучей.

4. перен. Густая, движущаяся масса, множество чего-н. «Мухи тучами летают и жужжат в духоте.» Гончаров. Туча пыли. Туча саранчи.

Не из тучи гром (разг.) — употр. для обозначения чего-н. появившегося, возникшего неожиданно. Туча-тучей — 1) о большом количестве кого-чего-н. Туча-тучей летят. 2) об очень мрачном, хмуром. Сидит туча-тучей.

толковый словарь ожегова

ТУ́ЧА, -и, жен.

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая т. Тучи собрались (сгустились, нависли) над кем-н. (перен.: о грозящей беде, неприятности). Как т. кто-н. (мрачен, гневен).

2. перен., чего. Множество, густая движущаяся масса. Т. стрел. Тучи мух. Саранча налетела тучей.

Туча тучей (разг.) о человеке: мрачен и гневен.

| уменьш. тучка, -и, жен. (к 1 знач.).

| прил. тучевой, -ая, -ое (к 1 знач.).

толковый словарь даля

ТУЧА — жен. (тук, тучный) что-либо огромное, пухлое, тучное, громоздкое, объемистое и рыхлое, составное, сборное; куча. Стога, скирды, клади тучами стоят. Трава в лугах туча тучей. Туча пыли. Саранча тучами несется. Туча стрел.

| * Огромное множество, пропасть, бездна, говорят б.ч. о подвижном, о толпе напр. туча народу или войска. Белка кочует, валит тучей.

| Грозовое облако, дождевое, градовое, темное, к ненастью. Не из тучи гром, из навозной кучи, где не чаешь. Несутся тучи поднебесьем. Вся беда пронеслась тучей., одной угрозой. Тучи облегли все небо. Погромная туча, градовая. * На нас туча идет, гроза, беда, опасность. Грозную тучу бог пронесет. На тучу будет и погода. Из большой тучи да малая капля. Бог тучу пронесет и вёдро принесет (или: пошлет) Кто тучу пронесет, тот и вёдро пошлет. Пошел черт по тучу, ан из ее то и, стрельнуло! Шла туча блинная, столкнулась с тучею пирожною. Сбежалися тучки в одну кучку — быть ненастью. Солнце за тучку садится — к дождю; в красках — к ведру. Туча не без грому, а хозяин (или: господин) не без гнева. Тучка, умалит.

| сев. широкодульное ружье, дробовик.

| сиб. снедное растенье? не пучки ли, борщ, снить, или снедь, Heraclium? Тучевые дожди, сильные, проливные. Тучливый день, сильно облачный или грозящий ненастьем. Тучный и пр. см. тук. И убо тученосный облак на огнено видение преложися, ·летописн. Владыка…. тучеподобный.. тебе покланяюсь, Жуквск.

словарь существительных

ТУ́ЧА, -и, ж

Множество, большое количество насекомых, птиц.

Тучи комаров появились над нашими головами. А птицы всякой на озере — тучи (Салынский).

ТУ́ЧА, -и, ж

Оптическое явление, представляющее собой большую, темную массу плотного, густого тумана в высоких слоях атмосферы, образовавшуюся вследствие скопления водяных паров или ледяных кристаллов, несущую дождь, снег или град.

Черная огромная туча наползала с запада, и рыбаки стали спешно собирать свои снасти.

ТУ́ЧА, -и, ж

Множество движущихся предметов, скопление.

Туча птиц.

энциклопедический словарь

ТУ́ЧА -и; ж.

1. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег. Тяжёлые, свинцовые тучи. Тучи обложили небо. Грозовая т. Тучи скрыли солнце. Спустились, собрались тучи над кем-, чем-л. (также: кому-л. угрожает беда, опасность, неприятности).

2. чего. Клубящаяся масса мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.). Т. пыли. Т. пламени. Т. искр. Т. дыма. Т. снежинок.

3. кого-чего. Множество, скопление, густая движущаяся масса, большое количество. Т. солдат. Т. военной техники. Т. галок. Т. саранчи. Целая т. цыплят на птицефабрике. Гонять голубей тучами.

4. Разг. Мрачный, насупленный (о человеке). Ты чего сегодня такая т.? Кто-л. темнее, мрачнее тучи. Ходить (выглядеть, быть) т. тучей.

Ту́ча, -и; ж. в функц. сказ. О большом количестве, обилии чего-л. Птиц на озере — тучи! Денег у него — т.! Ту́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. (1-2 зн.). Ту́ченька, -и; мн. род. -нек, дат. -нькам; ж. Трад.-поэт. (1-2 зн.). Тучево́й, -а́я, -о́е (1-2 зн.).

академический словарь

-и, ж.

1. Большое, обычно темное облако, несущее дождь, град, снег.

Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна Освещает снег летучий. Мутно небо, ночь мутна. Пушкин, Бесы.

Осенью над городом неделями стоят серые тучи, поливая крыши домов обильным дождем. М. Горький, Городок Окуров.

|| чего.

Масса мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т. п.), застилающая воздух.

Туча пыли.

[Ветер] гнал перед собою необозримую тучу снега. Григорович, Деревня.

Тучи едкого голубоватого дыма с летящими осколками камней вырвались из тоннеля. Павленко, На востоке.

2. кого-чего.

Множество, скопление, густая движущаяся масса.

Туча стрел.

По улицам бегут наши, пальба, крики. Смотрим — со всех сторон тучи всадников. А. Н. Толстой, Завещание Афанасия Ивановича.

В течение трех дней плотные тучи насекомых [саранчи], закрывая солнце и производя тревожный шум, непрерывно проносились над головой наблюдателя. Л. Гумилевский, Вернадский.

| в знач. сказ.

[Селихов:] А птицы всякой на озере — тучи. Салынский, Опасный спутник.

||

Большое количество.

— А какая поднимается по Москве туча осуждений, пересудов, толков! Тургенев, Накануне.

| в знач. сказ.

— Вечер у нас получится — что надо! Предложений — туча! Матвеев, Семнадцатилетние.

туча тучей

о ком-л. очень мрачном, хмуром.

[Тарелкин:] Ну что? как он нынче? [Парамонов:] И-и-и …туча тучей! Сухово-Кобылин, Дело.

сгустились{ (или собрались и т. п.)} тучи {над кем-чем}

надвинулась опасность, беда, угрожает что-л.

словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. ὄμβρος)- дождь; ток, поток); тучи: обильное кропление; морской прилив, разлив, наводнение.          (Втор. 32, 2).

сборник слов и иносказаний

туча (иноск.) — беда, опасность

Ср. Гроза (в смысле угрозы).

Ср. Ее смущало… Ей казалось, что муж любит в ней только ее красоту, ее внешность, а не душу; но всегдашняя его доброта и внимательность разгоняли эти тучки.

А.А. Соколов. Тайна. 14.

Ср. Нет такого ясного неба, которое не омрачилось бы тучами. Тучи на ясном небе нашего героя предстали в образе Карла Шамбахера (портного-кредитора)…

Григорович. Свистулькин. 2.

Ср. Там (в Европе) действительно приближалось довольно любопытное время. Тучи надвигались отовсюду (о революции).

Писемский. Мещане. 1, 9.

поговорки

Зашла туча за солнце. Жарг. мол. Шутл.-одобр. Об удаче, везении. Максимов, 152.

Огненная туча. Новг. Грозовая туча. НОС 6, 127.

Сердитая туча. Новг. Туча тёмного цвета. НОС 11, 74.

Туча тёмная (чёрная) чего. Пск. О большом количестве чего-л. СПП 2001, 74.

Тучи сгущаются (собираются) над кем, над чем. Разг. Кому-л. или чему-л. угрожает опасность, беда, несчастье. ФСРЯ, 484.

Держать тучу (тучку). Жарг. угол. Совершать кражи на рынке. СРВС 4, 10, 27, 75, 104, 135; ТСУЖ, 48; СВЯ, 27; Балдаев 1, 109; ББИ, 250; Мильяненков, 253. Туча — рынок (от тульч — рынок в Одессе). Грачев 1997, 43.

Ехать в тучу. Кар. Быть уверенным в чём-л., знать что-л. наверняка. СРГК 2, 28.

словарь русского арго

ТУЧА, -и, ж.

1. Базар, рынок, толкучка.

2. (или фигова туча). Большое количество чего-л.

Фигова туча народу.

1. — Возм. из уг.

словарь сленга

орфографический словарь

формы слов

ту́ча, ту́чи, ту́ч, ту́че, ту́чам, ту́чу, ту́чей, ту́чею, ту́чами, ту́чах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 29

ТУЧА

ТУЧА, разг.-сниж. хмара

эпитеты

бездождная (Серафимович); белая (Сологуб); белоснежная (Фофанов); градобитная (Федор.-Давыдов); грозная (Бальмонт, Рылеев); грозовая (Голенищев-Кутузов); громовая (Фруг); грузная (Дмитриева); густая (Чехов); душная (Тютчев); дымная (Арцыбашев); зловещая (Чюмина, П.Я.); легкая (Короленко); летучая (Сологуб, Чюмина); лиловая (Бунин); ленивая (Муйжель); меланхолическая (Короленко); мимолетная (Кольцов); мохнатая (Серафимович); мрачная (Рылеев); нахмуренная (Тютчев); пасмурная (Дудин); пухлая (Дмитриева); розовая (Башкин); свинцовая (Некрасов); сердитая (Чехов); сизая (Мельн.-Печерский); сине-фиолетовая (В.Каменский); сумрачная (Торучин, Розенгейм); серая (Арцыбашев, Блок, Дмитриева); темная (Верхоустинский, Некрасов, Розенгейм); «Туча — невзгодье ненастное» (Мей); «Туча-тученька» (Верхоустинский); тяжелая (Эртель); угрюмая (Башкин, Горький, Киселев, Фруг); хмурая (Гордин, Радимов, Эртель); холодная (Дудин); черная (Бальмонт, Некрасов, Суриков); черно-сизая (Полежаев)

эпитеты русского языка

Чаще употр. во мн. числе.

О размере, отдаленности от земли, положении в пространстве.

Большая, быстрая, высокая, громадная, крутая, летучая, нависшая, неподвижная, низкая, огромная, плывущая, стремительная.

О цвете.

Багровая, багряная, багряно-золотистая, белая, белёсая (белесая), белоснежная, бледная, бурая, дымчатая, желтая, желто-бурая, золотая, золотистая, золотисто-румяная, изжелта-бурая, иссиня-темная, иссиня-черная, красная, лиловая, лилово-белая, малиновая, медно-красная, молочная, огненно-красная, оранжевая, пепельная, пепельно-сизая, разноцветная, розовая, свинцовая, седая, серая, сизая, синяя, темная, темно-серая, темно-сизая, темно-синяя, тусклая, черная.

О форме, очертаниях; о степени плотности, густоты.

Беспросветная, войлочная, грудастая (разг.), грузная, густая, длинная, зубчатая, изорванная, клокастая (простореч), клочковатая, косматая, крутобокая, легкая, лохматая, мохнатая, мягкая, округлая, плотная, полупрозрачная, прозрачная, пухлая, пышная, рваная, рыхлая, солнценепроницаемая, сплошная, тонкая, тяжелая, узкая, хвостатая, хлопчатая.

О впечатлении, психологическом восприятии.

Безрадостная, вольная, глухая, грозная, душная, злая, зловещая, ленивая, мрачная, насупленная, нахмуренная, сердитая, страшная, сумеречная, сумрачная, суровая, угрюмая, хмурая, холодная. Брюхатая, испуганная, линючая, мазутная, мятежная, нахохленная, ревнивая, усталая, черногрудая. Волнистая, градовая, грозовая, дождевая, дожденосная (устар.), ливная, перистая, слоистая, снеговая, сухая, штормовая и т. п.

идиоматика

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

этимологический словарь русского языка

Общесл. Образовано от основы tok-, имеющей неясное происхождение (ср. готск. theihwo — «гром»).

этимологический словарь

Общеслав. Суф. производное (суф. -j-, ср. куча) от той же основы, что лит. tánkus «густой», др.-инд. tanákti «сгуститься, свернуться». Туча < *tanka после изменения краткого а в о, an в ǫ и ǫ в у. Туча буквально — «сгусток» (облаков). Ср. тучи сгустились.

ту́ча

укр. ту́ча, др.-русск. туча «облако, гроза, дождь, множество», ст.-слав. тС«ча νιφετός (Супр.), сербохорв. ту̏ча «град», словен. tȯ́čа — то же, польск. tęcza «радуга», прибалт.-словин. tа̨̃čа «туча», в.-луж. tučel ж. «радуга», н.-луж. tuca — то же.

Родственно лит. tánkus «густой», tánkiai нареч. «густо, часто», tankumýnas «чаща, заросль деревьев и кустарников», арм. t`anjr «густой», авест. tахmа- «крепкий, сильный», превосходн. степ. tančišta-, ирл. técht «загустевший, свернувшийся», др.-исл. Þettr «густой», гот. Þeiƕô ж. «гром» (*Þeŋhwôn-), др.-инд. tanákti «стягивает, заставляет сгуститься, свернуться»; см. И. Шмидт, Zschr. f. d. Alt. Anz. 6, 120; Цупица, GG. 70; Лиден, Stud. 39; Траутман, BSW, 313 и сл.; Сольмсен, KZ 35, 480 и сл.; Хольтхаузен, Awn. Wb. 314; Клюге-Гётце 621.

словарь русских фамилий

ТУЧИН ТУЧКОВ ТУЧНОЛОБОВ ТУШИН ТУШНОВ ТУШЕВ ТУШОВ ТУЧА

Туча, Тучко, Туша — так называли тучных, полных людей. Тушной (тучной) — тучный. (Ф) Тушин. Первоначально — отчество от русского нецерковного мужского имени Туша — «толстый, тучный». Известен в XVI в. боярин Туша (по его имени было названо принадлежавшее ему село Тушино на Москве-реке; еще раньше, в 1210 г., это имя записано в Польше). (Н) Тучнолобый — вероятно с большим высоким лбом.

сканворды

— Плывёт и плачет.

— Угроза ясной погоде.

— Копилка будущих осадков.

— «Штора» для солнышка.

— «Максимальная лейка».

— Небесное темнило.

— Облако с грозным характером.

— Злое облако.

— Небесный водонос.

— Большое тёмное облако.

— Чёрная шапка и молний охапка.

— Что содержит в себе около 500 тонн воды?

— «Горя не знает, а слёзы проливает» (загадка).

— «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (загадка).

— Стихотворение болгарского поэта Христо Ботева.

— Стихотворение Пушкина.

полезные сервисы

Урок по русскому языку 2 класс

Тема: Состав слова. Приставка.

Цель: сформировать представление о приставке как значимой части слова.

Задачи:

1. знакомство с понятием приставка, с ролью приставок в нашей речи.

2.развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, умения добывать информацию, используя справочные материалы (словари)

3.воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.

Планируемые результаты

Предметные: научится составлять звуковую модель слова,иметь представление о понятийном (обобщающем)значении слова, уметь определять родственные слова по их отличительным признакам.

Метапредметные УУД :

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

Личностные: формирование положительной мотивации к родному языку.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы(словари), использовать логические приемы мышления(анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, быть терпимым к другим мнениям.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: словесный,наглядный,практический.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:проблемно- поисковая,опережающего обучения,творческой продуктивной деятельности, ИКТ.

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, издательство «Просвещение» 2013 г., толковые словари, карточки с заданиями, карточки с домашним заданием, проектор, экран, ИКТ.

Ход урока:

1 этап.Вводный, мотивационно-организационный.

Итак,друзья внимание-

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в цирк!

-Символом нашего урока будет солнышко,которое дарит свет,тепло и хорошее настроение.

-А помогать мне вести урок будет клоун Кеша,который приготовил для вас интересные задания.

-Чтобы попасть в цирк нужны билеты.

Билет будет действительным,если вы правильно выполните задание на карточке.

Задание: найдите лишнее слово,выделите корень в родственных словах.

1.вода,проводница,выпроводить

2.гора, горный, горевать

3.весельчак,веселый,радостный

4.читать,читальня,перечитал.

Проверка (по образцу)

-Обменяйтесь карточками и проверьте, как выполнил задание сосед. Поставьте оценку.

-Какие слова называются родственными?

-Что такое корень?

-Из чего состоят слова?

2этап.Основной, информационно- аналитический.

-А сейчас, мы увидим фокусника.(слайд)

УХОДИЛ
ВЫХОДИЛ
ПРИХОДИЛ
ОБХОДИЛ

-Ребята,посмотрите на слово,что вы заметили?

-Что же мы будем изучать сегодня на уроке?(часть слова,которая стоит перед корнем)

-Сегодня на уроке мы узнаем как называется часть слова ,которая стоит перед корнем, для чего она служит и как обозначается.

-Внимательно послушайте сообщение профессора Самоварова и запомнитекак называется часть слова,которая стоит перед корнем и для чего она служит.

Наблюдение за образованием новых слов, с помощью приставки.(слайд)

-Ребята,прочитайте слово, посмотрите на рисунок и опишите действие, которое оно обозначает.

Утром взошло солнце- поднялось

Солнце вышло из-за тучи-показалось

Солнце зашло за тучу-спряталось

По небу летела туча-плыла

Прилетела темная туча-появилась

Туча улетела за город- исчезла

Изменилось ли значение слова с изменением приставки?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: с помощью приставок образуются новые слова.

-Посмотрите на слова ,скажите,как пишутся приставки со словом? (слитно)

Грамматическая сказка (читает ученик)

-Внимательно послушай те сказку и запомните,почему приставки пишутся слитно.

«Новые друзья корней»

-Почему приставки пишутся слитно со словом?

-Что же мы узнали о приставке?

Вывод (слайд) : приставка

часть слова

стоит перед корнем

пишется слитно

образует новые слова

Игра «Составь слово»

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставок

Образуются слова.

От данных слов образуйте с помощью приставок 4новых слова, запишите их,выделите приставку

1ряд-от слова рисовал

2ряд-в от слова вез

3ряд- от слова читал

Фронтальная проверка.

-Как нужно писать приставку?

-Для чего служит приставка?

Физминутка

Работа с текстом. Игра «Подбери приставку»

-Клоун Кеша расскажет вам о воздушных гимнастах.(слайд)

В цирке мы видели полет воздушных гимнастов.Гимнасты перелетали с перекладины на перекладину.Они взлетали под купол цирка.

-Прочитайте текст.Найдите родственные слова,запишите их в тетрадь и выделите корень.

-Какая часть слова стоит перед корнем?(приставка)

-Выделите приставку.

-Как пишется приставка со словом?

Игра « Наблюдай-ка»

Что могут означать приставки?

— Приставки вносят в слова свои значения.

  • за- начало (запел)

  • до- завершение действия (дорисовал)

  • без- означает отсутствие чего –либо (бездомный)

-Как вы думаете,какое значение вносит приставка при-?

-А приставка пере-? пре-?О них нам расскажут ребята.

При-(приближение) приплыл,прилетел

Пере-(движение с одного места на другое или повторное действие) пересел,перемыл

Пре- (в значении очень) премудрая,прелестная

-Какую приставку нужно писать в данных словах? (слайд)

Пр…плыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Здравствуй , князь ты мой пр…красный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

-Докажите правильность своего ответа.

Упражнение на нахождение приставки в слове.(слайд)

-Является или не является набор букв в скобках приставкой?

  • (пере)ход (от)резать

  • (по)яс (пере)ход

  • (за)нёс (по)ле

Игра «Найди приставку»

Цирковая наша птичка

Снесла волшебные яички

-С каждого ряда выходят по одному ученику, открывают яйцо,читают спрятанное в нем слово, называют приставку.

-А. что же в последнем яйце? (цыпленок)

— Он внимательно слушал ваши ответы и остался очень доволен вами.

Рефлексия

-Вот мы и побывали в цирке.

-Понравился ли вам урок?Что особеннопонравилось вам на уроке?Было ли вам интересно на уроке? Покажите свое настроение с помощью солнышка.

Итог урока

_-Что нового вы узнали сегодня на уроке?(как называется часть слова,стоящая перед корнем,как она пишется,для чего служит,какое значение привносит,как обозначается)

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: задание на карточках

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения — это такие предложения, в которых…

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на… группы: …

2. Запишите предложения. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В. Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А. Чехов)

3. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К. Паустовский)

4. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та.

З. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг — это то(же) что и овраг. б. «Ты то(же) ошибался», — ответил друг.

5. Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.*

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

З. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Сложносочиненные предложения

ВАРИАНТ II

1. Допишите следующие определения:

Сложные предложения — это предложения…

Сочинительные союзы служат для…

2. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

                                             НЕМНОГО ИСТОРИИ

  Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

  Во Франции еще в 18 веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.
 Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

3. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В. Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

4. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

5.Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.*

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. З. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения — это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу; б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

2. Спишите текст, вставив пропущенные буквьг, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

                                                              ПО ЛЕСУ

  Чтобы скоротать время я отправился побр_дить по лесу.

  Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

  В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

  У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

                                                                                                       (Н.Рыленков)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

3. С придаточнымн времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места…

                                                                                                             (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

4. С придаточными уступительными:

а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.

б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.

в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.

г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.

5. С придаточными причины:

а) Куда сердце летит туда и око глядит.

б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!

в) Утром я проснулся отгого что в иллюминатор свободно лилось солнце.

6. С придаточными сравнительными:

а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.

б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.

в) Каково деревце таковы и яблочки. г) Откуда ветер оттуда и дождь.

                                       Второй уровень

1. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу

3. Когда включили свет; комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (КПаустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (ММонтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное сравнительное.

2. Сравнительный оборот.

3. Придаточное условное.

4. Другие придаточные.

Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле.(________)

Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)

Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______

Большая душа как большой костер издалека видна. (______)

                                              Третий уровень

Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1.[…туда],(где…).

2. […глаг. + указ. сл. так), (союзн. сл. как…).

3. (Если…), [то…).

                                      Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

                                                 ВАРИАНТ II

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительньие союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

                                                              ЛИВЕНЬ

  В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

                                                                                            (По В.Арсеньеву)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть — чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными условия:

а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.

б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.

в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.

4. С придаточными цели:

а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.

б) Откуда ветер оттуда и дождь.

в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.

5. С придаточными образа действия и степени:

а) Воздух становился так редок что было больно дышать.

б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.

в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.

6. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

                                               Второй уровень

1. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

З. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное условное.

2. Придаточное сравнительное.

3. Другое придаточное.

4. Сравнительный оборот.

Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)

Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______ )

Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_______ )

Скажи он правду ему бы все равно не поверили.(_______)

Третий уровень

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

1) места;

2) определительное;

З) изъяснительное.

                                Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.

  • Солнце месяц и ворон воронович читать русская народная сказка
  • Солнце не скрытое облаками как пишется
  • Солдат и елена премудрая сказка
  • Солдат с барабаном сказка
  • Солдатская шинель сказка сочинение