Солдат и мальчик рассказ

Недалеко от линии фронта внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых

Недалеко от линии фронта внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!» Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по- настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата, ну с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целый перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно ранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем человеком. Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.

— А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война. Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было. Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку — может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй. Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат». Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

маленький солдат платонов краткое содержание

Андрей Платонович Климентов (Платонов — псевдоним писателя) родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже. Он хорошо понимал детскую душу и поэтому его работы пользуются популярностью.

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика. К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует. Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

маленький солдат платонов

Поезд в их направлении будет завтра, поэтому офицер, мальчик и рассказчик идут на ночлег в общежитие. Там Бахичев кормит ребенка из своего пайка, и пока мальчик ест, он не начинает рассказ. Маленький солдат заснул, майор поведал историю парня.

Подвиги юного солдата

Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его. Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной. Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

маленький солдат платонов анализ

Второй майор из другой части давно знает названного отца Сергея. И пока Савельев на курсах, то за мальчиком будет присматривать Бахичев.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей. Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе. Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

рассказ маленький солдат

Читателю не стоит беспокоиться о дальнейшей судьбе героя, ведь его силы, мужества и отваги достаточно, чтобы достичь желаемой цели. А из контекста понятно, главная цель Сергея — вернуться к Савельеву, который стал для него единственной родной душой.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала. Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут. Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

андрей платонов маленький солдат

В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

платонов рассказ маленький солдат

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг. Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне. Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

анализ рассказа платонова маленький солдат

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

  • Соедините права и обязанности записанные в конституции со сказками ответы
  • Соковыжималка как пишется правильно
  • Созвездие большой пес для детей рассказ
  • Соколко из сказки пушкина
  • Соембикэ манарасы турында сочинение татарча