Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе и с тургенева бежин луг 6 класс презентация

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе и.с. тургенева бежин луг. урок 2 уроки по творчеству и.с. тургенева по программе

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». (Урок 2)

Уроки по творчеству И.С. Тургенева по программе для 6 класса (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Цели: углубить работу над литературными образами, развивать критическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся: различные виды пересказа, устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, эмоциональный отклик на услышанное, выражение личного отношения к прочитанному и увиденному.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: научиться составлять характеристику героя, находить нужную информацию в тексте, критически мыслить.

Технологии: проблемное обучение, , здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания (пересказ биографии Тургенева в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной).

Проверка по рядам.

Первый ряд готовит рассказ о семье Тургеневых. Второй ряд – о воспитании и образовании Тургенева, третий ряд – о знаменитых друзьях и знакомых писателя. (4 минуты на подготовку, 6 минут на опрос учащихся) Опрос, выставление оценок.

Проверка второго домашнего задания (прочитать рассказ «Бежин луг»). Тест. (10 минут)

1. Назовите время действия рассказа.

А) май Б) июль В) август

2. Чем занимался рассказчик в тот день?

А) охотился Б) писал рассказ В) писал картину

3. Кто сопровождал героя на охоте?

А) приятель Б) собака В) крестьянин

4. Как рассказчик очутился на Бежином лугу?

А) заблудился Б) привела собака В) привел попутчик

5. Кого увидел герой на лугу?

А) крестьянских мужиков Б) погонщиков лошадей В) мальчишек.

6. Сколько было людей у костра?

А) 10 Б) 2 В) 5

7. Что они делали одни ночью?

А) сбежали из дома и прятались Б) пасли лошадей В) играли

8. Какого средства нет в предложении: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами»?

А) эпитет Б) метафора В) сравнение

9. Определите средство выразительности в предложении: «Ночь росла, как грозовая туча».

А) аллитерация Б) сравнение В) эпитет

10*. Дайте определение одному из слов: ягдташ, гурт, онучи.

(Тест с заданиями разной сложности: на знание текста, на применение знаний о средствах выразительности, на эрудицию)

Ответы: 1б, 2а, 3б, 4а, 5в, 6в, 7б, 8в, 9б, 10: ягдташ – сумка для дичи, гурт – стадо скота, онучи – портянки, обмотки для ног.

На оценку 5 надо сделать 9-10 заданий, на оценку 4 – 7-8, на оценку 3 – 5-6.

Самопроверка. Нескольких учеников можно спросить до самопроверки на оценку.

  1. Лекция учителя. (10 минут)

«Записки охотника» — сборник рассказов, печатавшихся с 1847 по 1851 гг. Книга представляет собой цикл рассказов и очерков.

Цикл – несколько произведений, объединенных темой, рассказчиком и художественными особенностями.

О́черк — одна из разновидностей рассказа, отличающаяся отсутствием конфликта и развитостью описательного изображения.

Особенности цикла:

  1. рассказчик объединяет собой все 25 рассказов,

  2. тематическое единство,

  3. похожая композиция: описание природы, знакомство с героями, неожиданная концовка,

  4. общая идея: показать индивидуальные, психологические черты русского народа.

В сборнике писатель представил два мира: дикое барство и крестьянскую жизнь. Жестокости дворян Тургенев противопоставил развитый духовный мир крестьян, выявил черты русского национального характера.

  1. Минутка здоровья: упражнение для рук, физкультминутка. (3 минуты)

  2. Работа над темой урока.

Беседа. (10 минут)

Какое впечатление на вас произвел рассказ?

Как вы поняли, зачем автор написал его?

С какой целью Тургенев изобразил крестьянских детей?

Как вы считаете, каково отношение Тургенева к детям?

Найдите слова, подтверждающие сочувственное отношение писателя к детям?

… а все-таки мне он понравился: глядел он очень умно и прямо (о Павлуше).

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Жаль, славный был парень!»)

Костя возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.

Я невольно полюбовался Павлушей.

Что за славный мальчик! (О Павле)

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи. (Уменьшительно-ласкательный суффиксы – признак оценки)

Как вы думаете, почему Тургенев так описывает крестьянских детей?

Почему они ему были интересны?

Как это связано с целью написания рассказа?

С какими фактами биографии связано сочувственное отношение к крестьянам?

  1. Подведение итогов, домашнее задание. (2 минуты)

Заполнить таблицу:

РР Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Слайд 1

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе « Бежин луг». Урок литературы в 6 классе.

Слайд 2

Вспомним определение жанра рассказ. Рассказ — небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, и, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. “ Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Слайд 3

Работа с текстом Понравилось ли вам это произведение? Чем? О чём это произведение? Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа. « Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. Расскажите кратко содержание рассказа.

Слайд 4

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания. Читаем портреты героев.

Слайд 5

ПОРТРЕТЫ Федя (стр. 171)

Слайд 6

Портреты. Фрагменты текста (чтение) 1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой . (Федя). 2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша). 3.Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша) 4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Слайд 7

Беседа: Почему дети оказались ночью на Бежином лугу? Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских детей игры заканчивались очень рано, они начинали трудиться наравне со взрослыми, т.к. большие семьи нуждались в помощи даже маленьких, но уже рабочих рук. Весь день ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для детей. Ильюша говорит о том, что работает. Где он работает вместе с братом? «Мы в лисовщиках состоим». (гладят, скоблят бумагу) Как к этому отнеслись другие ребята? Павлуша говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!» Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете? Федя. По одежде Сколько лет было детям ? Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12, Косте – 10, Ване -7 Что готовили мальчики? «Картошку»

Слайд 8

Вопросы 1.О чём говорят мальчики у костра? 2.Какие поверья бытуют среди ребят? 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? 4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? 5. Дети интересны охотнику? 6. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? 7. Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? 8. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

Слайд 9

Вопросы 1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе , о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе. 2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках. 4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

Слайд 10

Вопросы 5. Дети интересны охотнику? Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям. 6. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? С одной стороны, самостоятельные, впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой — тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. 7. Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий. Перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Слайд 11

Подведение итогов: Что нового вы узнали? О чем вас заставил задуматься этот рассказ? Что показалось особенно интересным? Сравнили ли вы образ жизни крестьянских мальчишек 19 века и свой образ жизни? Какие мысли и чувства в связи с этим у вас появились?

Слайд 12

Домашнее задание: Вам дана таблица. Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

«Бежин луг»
И.С.Тургенев

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Рассказ — 
небольшое по 
объему эпическое 
произведение, 
повествующее об 
одном или 
нескольких 
событиях из 
жизни человека.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Какими  художественными 
приемами пользуется 
Тургенев при описании  
картин природы? 
Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не 
раскаленное…. светлое и приветливо 
лучезарное»,  
   «играющие лучи»,  
  «бесконечно разлившееся река», 
  «могучее светило»…

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Сравнение: «блеск подобен блеску 
кованого серебра», «сами они… лазурны, 
как небо»,  «последние из них, 
черноватые и неопределенные, как 
дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не 
пылает пожаром: она разливается 
кротким румянцем», «солнце – мирно 
всплывает»…
Олицетворение: «ветер разгоняет, 
раздвигает  накопившийся зной», 
«вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака 
исчезают…, ложатся розовыми 
клубами»….

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Проблемные вопросы
Как человек связан с 
природой в рассказе 
Тургенева?
 
Кто или что выше – природа 
или человек?

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Как зовут мальчиков?
Федя 
Павлуша 
Илюша 
Костя
Ваня

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Федя
Феде было лет 14. 
Он принадлежал к 
богатой семье. С 
ребятами в ночное 
выехал для забавы. 
Он вёл разговор на 
правах старшего. Сам 
же говорил мало, как 
бы боясь уронить 
своё достоинство.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Павлуша
Малый был 
неказистый. Глядел он 
очень умно и прямо, да и в 
голосе звучала сила. Он не 
боялся опасностей. Без 
хворостинки в руке, 
ночью, он поскакал один 
на волка. Он доверяется 
судьбе: «Своей судьбы не 
минуешь». Мне очень 
жаль, что Павлуша погиб.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Ильюша
Лицо Ильюши было 
незначительно. Он 
постоянно надвигал 
шапочку на свои 
непослушные волосы. 
Рассказ его 
эмоционален, говорит с 
жаром. Ильюша 
рассказывает об 
«удивительном, 
лукавом человеке» 
Тришке.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Костя
Костя был 
маленького роста, 
сложения тщедушного 
и одет довольно 
бедно. Он рассказал 
историю о слободском 
плотнике Гавриле, 
встретившем русалку.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Ваня
  Ване было всего 
лет семь. Он лежал 
на земле, 
накрывшись 
рогожей. Он так 
восхищён звёздной 
ночью, рассказами 
друзей. Часто его 
свежее личико, 
большие тихие 
глаза поднимаются 
к небу.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

Домашнее задание: написать 
сочинение о понравившемся мальчике 
по плану.
1. Портрет (словесный) мальчика.
2. Его роль среди товарищей.
3. История, которую рассказывает герой 
(пересказывать подробно ее не нужно, только суть 
и основную мысль).
4. Поведение мальчика.
5. Характер героя.
6. Отношение автора к мальчику.
7. Ваше отношение к герою.

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

1. «Бежин луг»  ­  это произведение:
            а) эпического рода
            б) лирического;
             в) лиро­эпического.
2. Время в произведении:
             а) апрель
             б) июль
              в)сентябрь
3. Произведение начинается:
               а) экспозицией
               б) диалогом
                в) пейзажем

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

4. Начало произведения:
          а) вводит сразу в действие
           б) создаёт настроение
           в) знакомит с героями
5. Повествователь:
             а) просто гуляет
               б) охотится
              в) возвращается с охоты
6. Собаку охотника зовут:
             а) Грета
              б) Жулька
            в) Дианка

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

7. Охотник попал на Бежин луг:
            а) случайно
            б) специально пришёл охотиться
            в) его позвали в ночное мальчики
8. Собак у мальчиков:
             а) пять         б) две          в) три.
9. Одну из собак зовут:
            а) Черныш  б) Жучка  в) Пушок
10. Мальчики рассказывали про:
            а) водяного  б) ведьму     в) домового
11. Павел рассказывает:
 а) о встрече с лешим  
 б) о солнечном  затмении
 в) о землетрясении

Презентация по литературе на тему «И. С. Тургенев «Бежин луг» (6 класс)

Презентация по литературе на тему "И. С. Тургенев "Бежин луг" (6 класс)

12. Акулина – это:
а) ведьма   
б) утопленница  
в) сумасшедшая
13. Вася:
а) один из мальчиков    
б) барчук 
в) утопленник
14. Павлуша:
а) утонул 
б) убился, упав с лошади 
в) уехал

Литература

6 класс

Урок 21

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы крестьянских детей

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с героями рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»;
  • анализ образов крестьянских детей;
  • авторский метод описания крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

Тезаурус

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: учебник: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 288 с.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 с.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл. / Рабочая тетрадь: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 с.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе // Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 с .
  3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 классы. — М.: Дрофа, 2007. — 79 с.
  5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5–6 классах / Практическая методика: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата обращения: 18.06.2019).
  • Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 18.06.2019).
  • Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 18.06.2019).
  • Поиск книг в электронных библиотеках Рунета [Электронный ресурс]. URL: http://www.eboogle.net/
  • (дата обращения: 18.06.2019).
  • Все книги России, библиографический каталог [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 18.06.2019).

Материал для самостоятельного освоения темы

Как мы помним, рассказчик-охотник набрёл на костёр на лугу, вокруг которого находились юные пастухи, крестьянские мальчишки, сторожившие пасущихся лошадей.

Чтобы скоротать время, мальчишки рассказывают разные истории, поверья, легенды, были и небылицы.

Охотник-рассказчик с интересном наблюдает за ними и дает подробные описания.

Благодаря этим портретам мы не только представляем, как выглядели ребята, но как они жили, какими были их семьи: богатыми или бедными, узнаём о жизни крестьянского мальчишки того времени.

Рассмотрим, какими увидел мальчиков рассказчик.

Федя, старший в компании. В отличие от своих друзей Федя из богатой семьи.

«…Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…» – пишет автор.

Особое внимание автор уделяет одежде:

«На нём была пестрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские…»

Почему Тургенев так тщательно подходит к описанию облачения персонажей? Надо сказать, что в литературе XIX века одежде уделялось пристальное внимание, так как она подчас много говорила о человеке.

Как раньше ходили крестьяне? Обычно это была рубаха-косоворотка, которую носили навыпуск поверх штанов (портков). Рубашка подвязывалась поясом.

Малыши донашивали одежду старших братьев и сестер, родителей.

Вот и мальчик чуть моложе Феди, Павлуша, по словам автора: «…одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»

Илюша – видно, что мальчик из семьи, где есть достаток, так как на нём новые лапти.

Про Костю рассказчик отмечает, что он и одет был бедно, и выглядел болезненно.

Самый же младший, Ванечка, – его, накрытого рогожкой, даже не сразу заметил охотник, – был явно одет с чужого плеча, всё ему было не по размеру.

Одно общее у детей – это суеверия. Близость с природой наложила на их мировоззрение свой отпечаток. Они верят в духов, водяных, леших, и эти верования становятся основой страшных историй, рассказанных у костра.

Как водится, кто-то испуганно жмётся поближе к костру, опасаясь незримых духов леса и омута, а кто-то храбрится. Тургенев отмечает, что у детей разные, уже сформировавшиеся характеры и даже есть какая-то уже взрослая мудрость в их суждениях.

Так, например, Павлуша как-то по-взрослому обреченно говорит: «Своей судьбы не минуешь». И он оказывается прав. Автор с искренней грустью упоминает о трагической гибели Павлуши. Мальчик погибает, не утонув в воде, как по суеверию мог был подумать читатель, а разбивается, упав с лошади.

Рассказывая о крестьянских мальчишках, Тургенев мастерски показывает нам целый мир, крестьянский мир, где есть свои горести, радости, заботы и тревоги. И есть свои устоявшиеся правила, которым следуют мальчики.

Разбор заданий тренировочного модуля:

лучезарное солнце, свежая струя, красноватое отражение, угрюмый мрак, прозрачный сумрак, стальные отблески синеватой, воздушной пустоты, томительный и свежий запах, карась серебряный, бесчисленные золотые звезды, жидкий ветерок

Автор употребляет в рассказе такие фразы, как называется это художественное средство?

Варианты ответа

Олицетворение

Метафора

Гипербола

Эпитет

Нужно вспомнить, что известно о выразительных средствах и выбрать верное. Здесь верный ответ – эпитет.

Язык рассказа

Установите соответствие.

В рассказе употребляются непривычные для современного языка слова, соотнести их с определениями.

Для выполнения задания можно обратиться к тезаурусу.

Правильный ответ выглядит так:

бучило

омут, яма с водой

онучи

обмотка под лапти, вместо носка или гольфа

ягдаш

охотничья сумка

Цели:

  • Познакомиться с творчеством И.С.Тургенева.
  • Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.
  • Увидеть мастерство писателя.
  • Развивать навыки аналитического чтения.
  • Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств.
  • Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Вступительная беседа

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С.Тургенева.

И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь)

Работа с текстом.

— Понравилось ли вам это произведение? Чем?

О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.

Роль пейзажа

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынулииграющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило

Проверка

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

Дочитаем отрывок до конца.

 Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

— настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)

Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

 Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

 Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

 Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

 Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:

1 – Илюша

2 – Костя

3 – Павлуша).

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

Увлекательно, таинственно.

А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша.

Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории?

Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик – Павлуша.

Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

Прочитаем его рассказ о Тришке.

Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод. С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

 Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

  • Сочтешь нужным как пишется
  • Сочится как пишется правильно
  • Сочиняшка ру итоговое сочинение 2022 год
  • Сочиняем рассказ по цепочке вам предлагается вступление на город опустилась
  • Сочинить стих про лето собственного сочинения